Госпрограмма

Выборг сделают городом-музеем — Его отреставрируют в рамках госпрограммы

Выборг станет городом-музеем. Об этом сообщил замминистра культуры РФ Олег Рыжков. Как передает ТАСС, Выборг вошел в число городов, которые будут реставрировать в рамках госпрограммы. Кроме Выборга, пилотный проект будут развивать в Гороховце и Крапивне. abnews.ru »

Модельный ряд LADA реализуется со скидкой 10% за счет госпрограммы

Все модели LADA компании «АвтоВАЗ» продаются со скидкой 10% в рамках государственной программы льготного автокредитования. Как отмечает «Федеральное агентство новостей», речь идет о программе «Первый автомобиль», которая касается тех граждан, которые приобретают машину впервые. izvestia.ru »

Все модели Lada вошли в новые госпрограммы

Запущенные недавно программы льготного автокредитования — в частности, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» — набирают обороты: банки оформляют первые кредиты, а производители «подтягивают» под них модели. vesti.ru »

В ОАК назвали боевые самолеты для новой госпрограммы вооружений

В рамках новой Государственной программы вооружений на период 2018-2025 годов Объединенная авиастроительная корпорация поставит военным самолеты МиГ-35, Су-30СМ, Су-34 и Су-35С. Об этом в интервью «Коммерсанту» заявил глава компании Юрий Слюсарь. Возможен выпуск палубной версии МиГ-35. Лента.Ру »

СМИ: Минсельхоз изменит структуру госпрограммы развития сельского хозяйства

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации перепишет структуру госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года.

Рогозин заявил о подготовке новой госпрограммы вооружений к сентябрю

Государственная программа вооружений на период 2018-2025 годов будет сверстана к сентябрю 2017 года. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Ранее сообщалось, что предложения по составу программы планировалось собрать воедино к июлю, а затем утвердить до конца 2017 года. Лента.Ру »

С 1 июля заработают новые госпрограммы по поддержке российского авторынка

С 1 июля заработают новые правительственные госпрограммы по поддержке российского авторынка. Для обычных водителей придуманы кредитные программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Информацию об этом . gazeta.ru »

«Ростех» попросил Путина сохранить финансирование госпрограммы вооружений

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить объем финансирования госпрограммы вооружений (ГПВ) на ближайшие годы, передает РИА «Новости». «Просим . gazeta.ru »

Жатайскую судоверфь включили в проект госпрограммы по развитию Арктики

В новый проект госпрограммы по развитию Арктики включено строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи в Якутии. Ход согласования проекта обсудили представители министерства экономики Якутии и Министерства экономического развития РФ. izvestia.ru »

Счетная палата нашла недостатки при реализации госпрограммы «Охрана окружающей среды»

В Счетной палате обнаружили недостатки при использовании средств для ликвидации накопленного экологического ущерба, заявил аудитор ведомства Бато-Жаргал Жамбалнимбуев на заседании Госдумы. Он подчеркнул, что на решение накопившихся в этой . gazeta.ru »

Госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» заработают с 1 июля

Стала известна дата запуска Минпромторгом новых госпрограмм по поддержке авторынка. Как сообщил «Газете.Ru» информированный источник, а позже подтвердил глава Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев, госпрограммы . gazeta.ru »

Силуанов: госпрограммы получились мертворожденными

Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что госпрограммы получились «мертворожденными». Об этом сообщает корреспондент «Газеты.Ru». «То, что у нас сегодня происходит с госпрограммами, они не залетали, не . gazeta.ru »

ЦБ назвал причину для продления госпрограммы поддержки ипотечников

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на заседании фракции Справедливая Россия сообщила, что регулятор выступает за продление госпрограммы поддержки ипотечных заемщиков. Программа правительства, 4,5 млрд руб. kommersant.ru »

ЦБ выступил за продление госпрограммы поддержки ипотечников

ЦБ РФ выступает за продление госпрограммы поддержки ипотечных заемщиков, сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на заседании фракции «Справедливая Россия». interfax.ru »

«Коммерсантъ» узнал приоритеты новой госпрограммы вооружений

В новой государственной программе вооружений на период до 2025 года (ГПВ-2025) повышенное внимание будет уделено силам общего назначения, главным образом — сухопутным войскам и ВДВ. Об этом пишет «Коммерсантъ». Лента.Ру »

Путин проконтролирует реализацию госпрограммы вооружений

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что темой совещания у президента РФ Владимира Путина по оборонной тематике станет реализация государственной программы вооружений. Он уточнил, что 17 мая будет обсуждаться государственная программа вооружений в различных ее измерениях, в совещании примут участие руководители Минобороны и предприятий ВПК. utro.ru »

РБК: Минэкономики предложило вчетверо сократить программу по развитию Арктики

Расходы на государственную программу по развитию Арктики могут сократить с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. С таким предложением выступило Минэкономики. Об этом сообщает РБК со ссылкой на участника совещания по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны, прошедшего 14 апреля у премьер-министра России Дмитрия Медведева. kommersant.ru »

Минсельхоз оценил бюджет госпрограммы АПК в 250 млрд рублей на 2018 год

Глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что, предположительно, в 2018 году в рамках госпрограммы развития АПК из бюджета потребуется 250 млрд руб. Об этом сообщает РИА «Новости». «Наш бюджет 2017 года — 215 млрд . gazeta.ru »

Финансирование госпрограммы сельского хозяйства сократили почти вдвое

Правительство РФ сократило финансирование государственной программы по развитию сельскохозяйственной отрасли до 2020 года в 1,7 раз. Об этом 6 апреля сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства РФ. utro.ru »

Финансирование госпрограммы развития АПК на 2018-2020 годы сокращено в 1,7 раза

Финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2018-2020 годы сокращено в 1,7 раза с запланированных ранее 1,012 трлн руб. Об этом сообщается на сайте Минсельхоза. Новый вариант госпрограммы закрепляет заложенное в бюджете на 2017-2019 годы ее финансирование 215,8 млрд руб. kommersant.ru »

Медведев призвал правительство соотнести госпрограммы с бюджетом

Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал правительство соотнести все госпрограммы с бюджетом в установленные сроки. tvc.ru »

Путин поручил ускорить подготовку госпрограммы по развитию Арктики

Президент отметил необходимость использования международной кооперации izvestia.ru »

Путин поручил правительству ускорить подготовку госпрограммы развития Арктики

Президент России Владимир Путин поручил правительству ускорить подготовку программы социально-экономического развития арктической зоны. Об этом он заявил на совещании по вопросам развития Арктики. Читать далее rt.com »

Приоритетом новой госпрограммы вооружения назвали интеллектуальные системы

В основу новой Госпрограммы вооружений на период с 2018 по 2025 год лягут разработки и серийные закупки интеллектуальных систем. Об этом ТАСС сообщил источник в коллегии Военно-промышленной комиссии по итогам прошедшего заседания, на котором рассматривался проект программы. Лента.Ру »

Госпрограммы поддержки допинга в России никогда не было, нет и, надеюсь, не будет, — Путин

По словам российского лидера, в нашей стране будет создана новая система борьбы с допингом, которая будет передана из системы Министерства спорта и правительства в независимую организацию. bloknot.ru »

Минобороны назвало приоритетом новой госпрограммы вооружений развитие ядерных сил

Приоритетом государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы будет развитие сил ядерного сдерживания и средств воздушно-космической обороны, сообщил замминистра обороны Юрий Борисов. «Назову основные приоритеты при формировании новой госпрограммы. vz.ru »

Минсельхоз предложил убрать из госпрограммы развития АПК импортозамещение мяса, молока и овощей

Проект изменений в госпрограмму развития АПК на 2013-2020 годы предполагает исключение ускоренного импортозамещения по ряду продуктов из целей госпрограммы развития сельского хозяйства, передает РИА Новости. kommersant.ru »

В Крыму сохранят объемы финансирования госпрограммы по поддержке фермеров

В Крыму решено сохранить на новый год объёмы финансирования госпрограммы по поддержке фермеров. В 2016 году они получили гранты на сто миллионов рублей. Уже сейчас эксперты говорят о небывалом развитии частных хозяйств в регионе. tvc.ru »

Светлана Журова отрицает наличие в России допинговой госпрограммы

Россия не отрицала, что в стране есть отдельные случае применения допинга спортсменами, но никакой допинговой госпрограммы в стране нет, заявила первый заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова. kommersant.ru »

Минэк и Минфин ограничат раздувание расходов на госпрограммы

Оба министерства намерены прикрыть лазейку для наращивания нагрузки на бюджет со стороны бюджетных организаций и даже целых отраслей экономики izvestia.ru »

МЭР и Минфин ограничат раздувание расходов на госпрограммы

Оба министерства намерены прикрыть «лазейку» для наращивания нагрузки на бюджет со стороны бюджетных организаций и даже целых отраслей экономики izvestia.ru »

Министр спорта категорически отверг наличие допинговой госпрограммы в РФ

По словам Павла Колобкова, формулировка «государственный (допинговый) заговор» — ошибочная терминология, ничего подобного в РФ не было interfax.ru »

Рогозин назвал дату утверждения госпрограммы вооружений на 2017-2025 годы

Государственную программу вооружений на 2017-2025 годы планируется утвердить в июле 2017 года. Об этом, как передает ТАСС, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонно-промышленный комплекс. Лента.Ру »

Матвиенко: некоторые госпрограммы оторваны от реальности

Спикер Совфеда отметила, что России еще очень далеко до программного принципа формирования бюджета и расходования средств в увязке с конкретным результатом izvestia.ru »

Татьяна Голикова: Минкавказ и Минвостокразвития наименее эффективно реализуют госпрограммы

Председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова рассказала, что Минкавказ и Минвостокразвитие ведомства, которые наименее эффективно расходуют ресурсы. Речь идет о тех ведомствах, которые плохо используют на протяжении не только прошедшего периода 2016-го года, но и 2015-го, и 2014-го Я не открою Америки, если назову: это традиционно Минкавказ, Минвостокразвитие и одноименные программы, рассказала госпожа Голикова в интервью НТВ. kommersant.ru »

«Коммерсант»: Минфин и Минобороны не согласовали объем финансирования госпрограммы вооружения

Министр финансов Антон Силуанов и министр обороны Сергей Шойгу не смогли согласовать объемы финансирования государственной программы вооружения на период с 2018 по 2025 годы (ГПВ-2025), пишет. novayagazeta.ru »

Путин поручил подготовить проект новой госпрограммы вооружений

Российское правительство до 1 июля 2017 года разработает новую программу вооружений. Такую задачу кабинету министров в пятницу поставил президент Владимир Путин. tvc.ru »

Путин потребовал подготовить проект новой госпрограммы вооружений

До 1 июля 2017 года правительство должно разработать проект новой государственной программы вооружений, обеспечив ее преемственность с текущей. Об этом в пятницу, 9 сентября, на совещании в Ново-Огареве заявил президент России Владимир Путин. Лента.Ру »

Путин потребовал выполнить все обязательства по госпрограмме вооружений

Президент России Владимир Путин заявил, что все обязательства государства по госпрограмме вооружений должны быть выполнены в этом году. «Следует обеспечить преемственность действующей и новой программы (вооружений), о которой мы сегодня с вами будем говорить», — заявил он на совещании по основным параметрам госпрограммы вооружения на 2018-2025 годы. vz.ru »

Финансирование госпрограммы по развитию Крыма предложили увеличить еще на 61 млрд рублей

Министерство экономического развития России предлагает увеличить финансирование госпрограммы Социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года еще на 61 миллиард рублей. newdaynews.ru »

Никита Михалков хочет разрабатывать госпрограммы образования подростков

Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков выступил с предложением наделить подконтрольное ему ведомство функциями разработки и курирования государственных программ воспитания и образования подрастающего поколения, . gazeta.ru »

Финансирование госпрограммы по развитию энергетики в 2017 году сократится на 40%

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в государственную программу Энергоэффективность и развитие энергетики. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. kommersant.ru »

Продажа пакетов в Британии сократилась в 7 раз за полгода госпрограммы

Повышение стоимости пластиковых пакетов в магазинах Великобритании на 5 пенсов (до 7 центов) привело к 90-процентному сокращению спроса на них, передает Bloomberg. Основные британские ритейлеры предоставили информацию о продажах . gazeta.ru »

«Единая Россия» проследит за реализацией госпрограммы «Школьный автобус»

Глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов заявил о готовности отечественного автопроизводителя «Павловский автобус» к реализации государственной программы «Школьный автобус» и рекомендовал Министерству образования и другим ответственным ведомствам поспешить с формированием госзаказа. Лента.Ру »

Дальневосточные госпрограммы собрались распространить на прибайкальские регионы

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Минфину и Минвостокразвития подготовить согласованные предложения о распространении мер поддержки Дальневосточного федерального округа на три сибирских региона — Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край. interfax.ru »

Госпрограммы могут быть признаны неэффективными

Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил на заседании правительства, что кабмину необходимо обратить внимание на повышение эффективности выполнения госпрограмм, так как только примерно половина из них может быть признана эффективными. utro.ru »

Госпрограммы получат 7,9 триллиона рублей

На исполнение государственных программ в текущем году выделят году предусмотрен 7,9 триллиона рублей из средств федерального бюджета. В прошлом году на эти же цели было выделено 7,2 триллиона рублей. utro.ru »

Госпрограммы вооружения скорректируют из-за создания Росгвардии

В связи с созданием Национальной гвардии, как ожидается, будут скорректированы государственные программы вооружения, сообщили «Интерфаксу» в среду во временном информационном центре федеральной службы войск Национальной гвардии РФ. interfax.ru »

Росгвардия займётся созданием госпрограммы «Национальная гвардия Российской Федерации»

Росгвардия займётся созданием госпрограммы «Национальная гвардия Российской Федерации», в которой будет прописан порядок взаимодействия с другими силовыми ведомствами страны. Об этом сообщил временный информационный центр новой структуры. Читать далее rt.com »

Правительство продлит госпрограммы стимулирования автомобильного рынка

госпрограмма

Руководствуясь государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12 июля 2013 года N 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп

Ежемесячные льготные выплаты семье при погашении ипотеки из бюджета автономного округа

Граждане — участники госпрограммы, желающие приобрести квартиру большей площади.

Добровольно переселившиеся в Югру соотечественники в соответствии с госпрограммой по оказанию содействия добровольному переселению.

Граждане, имеющие специальности, пользующиеся спросом на рынке труда Югры, из числа граждан, имеющих высшее и среднее образование.

Возможности для участия молодой семьи в государственной жилищной программе и получения господдержки из бюджета Югры при покупке жилья.

Открытие вкладов по программе «Накопительная ипотека» приостановлено. Прием заявлений на участие возможен.

Прием заявлений приостановлен до 31.12.2016г.

Прием заявлений приостановлен до 31.12.2016г.

Прием заявлений приостановлен до 31.12.2016г.

NEW! Субсидии многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, исключенным в связи с 36-летием.

госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Госпрограмма

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

перечень программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Государственные программы: отличительные особенности

В настоящее время предусмотрены законодательством и широко применяются в практике государственного и муниципального управления долгосрочные и ведомственные целевые программы. Государственная программа – новый инструмент программно-целевого управления, который имеет существенные отличия от долгосрочных и ведомственных целевых программ. В настоящей статье рассмотрены отличительные особенности инструментов программно-целевого управления.

Статья публикуется в рамках проекта Центра прикладной экономики и журнала «Госменеджмент9raquo; «Практические рекомендации по разработке государственных программ и переходу к программному формату бюджета».

Впервые определение государственной программы в ее новом качестве было дано в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а затем, для федерального уровня, понятие было уточнено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Согласно последнему документу, государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Определение долгосрочной целевой программы для федерального уровня содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Согласно указанному документу, федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

Определение ведомственной целевой программы содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. №294 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Согласно указанному документу, ведомственная целевая программа — утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).

Этот экскурс в правовое поле позволяет определиться с объектом управления в рамках программы. Для государственной программы – это сфера социально-экономического развития и безопасности (например, образование), для долгосрочной целевой программы – системная проблема (например, модернизация образования, организация школьного питания, повышение безопасности образовательных учреждений), для ведомственной целевой программы – тактическая задача (например, организация оказания образовательных услуг).

Важной методологической особенностью государственных программ является использование для достижения поставленных целей всех инструментов государственного управления, таких как: бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами. Для долгосрочных и ведомственных целевых программ обязательным элементом является только бюджетное финансирование. Потенциал остальных используется не всегда и далеко не в полной мере.

Под мерами государственного регулирования понимается предоставление налоговых льгот, регулирование цен и тарифов, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, реструктуризация задолженности, лицензирование деятельности и т.п. В рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ эти инструменты могут найти отражение в системе мероприятий, но скорее, как исключение, а не правило. Для государственных программ методология Российской Федерации предусматривает использование данных инструментов в качестве обязательных. Следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации на данном этапе игнорируют данные инструменты при разработке и утверждении методологии разработки и реализации государственных программ.

Примерами мер государственного регулирования сферы образования могут быть: предоставление налоговой льготы по транспортному налогу в отношении школьных автобусов, осуществляющих перевозки учащихся образовательных учреждений; установление размера компенсации родительской платы за содержание ребенка (детей), в образовательных учреждениях (организациях), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и др.

Мы относим к инструментам государственной политики также выстраивание отношений с другими публично-правовыми образованиями, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами. С каждым из этих субъектов отношения выстраиваются по-разному, с использованием различных механизмов. Для публично-правовых образований это механизмы передачи полномочий, софинансирование программ и мероприятий, оценка эффективности деятельности. Для государственных и муниципальных учреждений – выдача государственных (муниципальных) заданий, его финансовое обеспечение, контроль за исполнением государственного (муниципального) задания. Для организаций различных организационно-правовых форм – размещение государственных заказов, механизмы государственно-частного партнерства, реализация социальных проектов. Для граждан – общественные инициативы, волонтерство. Комплексный и системный подход к применению этих инструментов на практике отсутствует, хотя отдельные их элементы используются, в том числе в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ.

Так, применяется в долгосрочных целевых программах:

  • взаимодействие с органами местного самоуправления путем предоставления субсидий на софинансирование муниципальных программ и (или) мероприятий;
  • взаимодействие с организациями различных организационно-правовых форм путем размещения государственного заказа, реализации механизмов государственно-частного партнерства, социальных проектов.

Применяется в ведомственных целевых программах:

  • взаимодействие с государственными (муниципальными) учреждениями путем выдачи государственных заданий, его финансового обеспечения, контроля за реализацией.

В государственной программе потенциал от взаимодействия с другими участниками процессов может быть использован в гораздо большей степени, в том числе за счет комплексного и системного подхода, планирования такой деятельности и осуществления контроля за ее реализацией.

На примере из сферы образования можно проиллюстрировать взаимоотношения со всеми участниками. Так, с федеральными органами государственной власти осуществляется взаимодействие на предмет софинансирования мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы общего образования, на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др. Органам местного самоуправления переданы государственные полномочия в сфере образования; необходимо их финансово обеспечивать и осуществлять контроль за их исполнением. Для софинансирования муниципальных программ органам местного самоуправления предоставляются субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, например, на развитие системы школьного питания или на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений. Учреждениям, реализующим образовательные программы, выдаются государственные задания на оказание государственных услуг, обеспечивается их финансирование и осуществляется контроль за исполнением. В предоставлении образовательных услуг участвуют организации различных организационно-правовых форм, например, частные детские сады или школы, автономные образовательные учреждения дополнительного образования. Объединения учащихся или их родителей могут реализовывать отдельные функции управления или контроля за деятельностью образовательного учреждения.

В качестве следующей характеристики программно-целевого инструмента рассмотрим его связь с полномочиями. Из определения государственной программы следует, что для достижения поставленных целей реализуются ключевые государственные функции. Так вопрос поставлен впервые. Для долгосрочной и ведомственной целевой программы обязательным было лишь требование: иметь отношение к целям социально-экономического развития или полномочиям.

Одним из главных принципов организации государственной власти и местного самоуправления в России является разграничение полномочий. В рамках этих полномочий осуществляют деятельность органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, и за их реализацию отвечают. Логично, что в государственных программах должны найти отражение возложенные законом полномочия: как они реализуются, с помощью каких инструментов, какие результаты планируется достичь.

Попытка увязать полномочия с результатами сделана путем принятия Указов Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Но это мониторинг, констатация факта. Принятие государственных программ на основе связки «полномочие9raquo; — «действия9raquo; — «результат9raquo; позволит осуществить управленческий процесс, включая планирование, организацию и контроль.

Приведем пример из сферы образования.

Одно из полномочий в этой сфере — организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации.

В качестве действий для реализации этого полномочия можно рассматривать:

  • предоставление государственных услуг по реализации общеобразовательных программ, содержанию и воспитанию обучающихся (воспитанников), проведению лечебно-оздоровительных, реабилитационных, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении, в период получения ими образования в образовательных учреждениях;
  • поэтапное введение федеральных образовательных стандартов общего образования нового поколения;
  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно- производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
  • развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);
  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей и др.

В качестве целевых показателей могут быть использованы:

  • удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене (ЕГЭ), процент;
  • доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, процент;
  • доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в общей численности обучающихся, процент;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей качеством общего образования, процент от числа опрошенных;
  • доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, процент.

Для полноты картины цепочку «полномочие9raquo; — «действия9raquo; — «результат9raquo; целесообразно дополнить «финансированием9raquo;. Опять все логично, поскольку поставлена задача: включить в государственные программы большую часть расходных обязательств публично-правового образования. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, расходное обязательство — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Изначально в части ресурсного обеспечения государственная программа должна быть в полной мере согласована с бюджетом. По сути, это составляющая бюджета, обоснование бюджетных расходов с точки зрения результатов. Это еще одна очень значимая особенность государственной программы.

В настоящее время долгосрочные и ведомственные целевые программы, как правило, финансируются частично. Объемы финансирования, утвержденные в долгосрочных целевых программах, зачастую в разы отличаются от бюджетных ассигнований на их реализацию. И это стандартная практика.

Следует обратить внимание еще на один элемент — межведомственное взаимодействие. Сейчас именно с этим во многом связаны организационные трудности внедрения программно-целевых принципов в деятельность органов государственной власти. Хотя для долгосрочной целевой программы межведомственное взаимодействие, так же как и для государственной программы, элемент обязательный. Как для решения системной проблемы, так и для управления сферой социально-экономического развития или безопасности, необходимы согласованные действия нескольких участников. Ведомственная же целевая программа реализуется одним ведомством, межведомственное взаимодействие здесь не требуется.

В нашем примере из сферы образования в реализации государственной программы «Развитие образования» вместе с органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, целесообразно задействовать органы, реализующие государственную политику в сферах занятости населения, физической культуры и спорта, регулирования потребительского рынка, информации и связи и др.

Таким образом, мы рассмотрели программно-целевые инструменты с точки зрения объекта управления, используемых инструментов управления, отношения к полномочиям (вопросам местного значения) и бюджетным ресурсам, необходимости межведомственного взаимодействия. Сводная характеристика программно-целевых инструментов с точки зрения использования этих элементов представлена таблице.

Таблица – Характеристика инструментов программно-целевого управления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *