Содержание
Ребенку 4 года ✔️ Что должен уметь и знать
Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.
Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.
Содержание:
- Основные знания и умения в 4 года
- Нормы физического развития
- Различия между мальчиками и девочками
- Вес и рост
- Физические навыки
- Двигательные навыки
- Мелкая моторика
- Развитие органов чувств и уход за зубами
- Речь ребёнка в 4 года
- Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
- Изучение второго языка
- Социализация: общение, эмоции
- Психологическое состояние
- Интеллектуальное развитие
- Когнитивное развитие
- Навыки в быту
- Режим дня и уход за ребёнком
- Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
- Как помочь развитию ребёнка?
Основные знания и умения в 4 года
Prostock-studio/Shutterstock. com
Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:
- хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
- уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
- достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
- владеть навыками самообслуживания;
- понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.
Нормы физического развития
В период между тремя и четырьмя годами ребёнок растёт не так быстро, как в более раннем возрасте. Зато оттачиваются приобретённые физические и двигательные навыки, а также появляются новые. В возрасте четырёх лет становятся заметны различия в физических способностях мальчиков и девочек.
Различия между мальчиками и девочками
Prostock-studio/Shutterstock.com
Хотя вес и рост четырёхлетних детей разного пола в среднем ещё одинаковый, разница в физическом развитии уже хорошо видна:
- Мальчики в 4 года быстрее бегают, превосходят сверстниц в подвижных играх, раньше учатся хорошо ездить на велосипеде.
- Девочки в возрасте четырёх лет обгоняют ровесников в интеллектуальном развитии: строят сложные предложения, правильно решают логические задачки, легко запоминают стихи.
Исследователи, изучавшие особенности мышления детей дошкольного возраста, выяснили, что такая разница в развитии у мальчиков и девочек связана со строением головного мозга. У четырёхлетних девочек хорошо развито левое полушарие мозга, отвечающее за развитый интеллект и беглую речь.
С возрастом интеллектуальные различия между разнополыми детьми стираются, а физические различия становятся ещё заметнее.
Вес и рост
Prostock-studio/Shutterstock.com
Средний рост детей в четыре года — 102-103 сантиметра. Средний вес — 16-18 килограммов. Возможны отклонения в большую или меньшую сторону от средних показателей роста и веса в зависимости от наследственных факторов и образа жизни конкретного ребёнка.
Если рост вашего малыша в 4 года меньше 94 сантиметров, или он весит меньше 12 или больше 25 килограммов, возможно, стоит изменить режим дня и питания после консультации у педиатра.
Норму веса и роста именно для вашего сына или дочери можно вычислить так: в промежутке между тремя и четырьмя годами ребёнок должен вырасти на 6-7 сантиметров, а вес должен увеличиться на 1-3 килограмма.
Физические навыки
Физические навыки, которыми владеют большинство четырёхлетних детей:
- уверенно обращаются с трёхколесным велосипедом, самокатом;
- едят полностью самостоятельно, используя столовые приборы ловко и по назначению;
- умеют обращаться с маленькими деталями предметов: правильно составляют многоуровневые пирамиды, собирают конструкторы и пазлы по инструкции или с помощью взрослого.
Двигательные навыки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:
- умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
- старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
- стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
- становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
- умеет ходить на цыпочках;
- одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.
Мелкая моторика
Prostock-studio/Shutterstock.com
От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:
- раскрашивает картинки, не выходя за контур;
- старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
- обводит карандашом образцы, трафареты;
- запускает юлу;
- складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
- сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
- нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
- достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.
Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.
Развитие органов чувств и уход за зубами
Prostock-studio/Shutterstock. com
В 4 года у ребёнка формируется почти такое же острое зрение, как у взрослых людей. Четырёхлетки ещё редко готовы к чтению, но знакомить малыша с буквами уже можно. Главное, выбирать книги, карточки и другие пособия, где буквы напечатаны крупным шрифтом — так детское зрение не будет слишком напрягаться.
Слух ребёнка в четыре года уже полностью сформирован. Совершенствуется обоняние: ребёнок чувствует и определяет сложные запахи. Кожа сохраняет чувствительность к холоду, тепло малыш ощущает так же, как взрослые люди. Дети в возрасте четырёх лет чувствуют вкус еды почти как взрослые, но с небольшим отличием: в многокомпонентном блюде ребёнок в основном различает главный компонент, плохо распознавая оттенки вкуса остальных компонентов.
У четырёхлетних детей уже есть 16-20 молочных зубов. В связи с тем, что молочные зубы гораздо уязвимее постоянных — следить за гигиеной ротовой полости ребёнка нужно тщательно: приучать малыша регулярно чистить зубы, вовремя лечить проблемные зубки. Сохранить молочные зубы здоровыми — очень важно: рано удалённые молочные зубки могут стать причиной неправильного формирования челюсти и привести к другим проблемам. Так, у детей, рано потерявших молочные зубы, могут исказиться черты лица.
Читайте также Почему так важно беречь молочные зубы? Всё о зубных проблемах детей.
Речь ребёнка в 4 года
Prostock-studio/Shutterstock.com
Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.
В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.
Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.
Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.
Отсутствие связной речи в 4 года может указывать на задержку психического развития, проблемы со слухом, сильный стресс. Помогут родителям разобраться с причиной молчания ребёнка детский невролог, отоларинголог и логопед.
Изучение второго языка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Курсы изучения английского или другого иностранного языка предлагают начинать обучение второму языку именно с четырёх лет. В этом возрасте дети легко запоминают иностранные названия предметов и явлений и не стесняются допускать ошибки.
Но желательно, чтобы ребёнок уже достаточно хорошо владел русской речью, прежде чем начать учить второй язык — иначе неизбежны серьёзные проблемы с произношением иностранных слов, которые позже будет сложно исправить.
Социализация: общение, эмоции
Prostock-studio/Shutterstock. com
В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.
В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.
Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.
Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.
Психологическое состояние
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.
В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:
- учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
- быть по возможности самостоятельным;
- уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.
Интеллектуальное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:
- знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
- концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
- знает и называет не меньше семи цветов;
- запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
- различает и называет времена года и времена суток.
У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.
Окружающий мир
Prostock-studio/Shutterstock.com
Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:
- названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
- названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
- особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
- названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
- как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.
Математика
Prostock-studio/Shutterstock.com
Знания четырёхлетки в области элементарной математики:
- различает понятия «много» и «мало»;
- знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- различает правую и левую сторону;
- ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
- сравнивает размеры разных предметов.
Музыка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Развитие ребёнка в 4 года в сфере музыкального творчества:
- отстукивает ритм в такт любимым мелодиям;
- пробует исполнять детские песни;
- определяет настроение и темп музыки: радостная или грустная, быстрая или медленная.
Рисование
Prostock-studio/Shutterstock.com
В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:
- аккуратно раскрашивать раскраски;
- использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
- схематично изображать людей, животных, растения.
Конструирование
Prostock-studio/Shutterstock.com
В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:
- сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
- умеют аккуратно вырезать ножницами;
- учатся работать с природными материалами.
Когнитивное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
В 4 года малыш стремится многое делать сам, благодаря чему его когнитивные способности интенсивно развиваются. Способности детей, посещающих детский сад или другое дошкольное учреждение, обычно развиваются немного быстрее, чем у домашних детей — общение с ровесниками и регулярные занятия с педагогами положительно влияют на формирование основных когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.
Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Память
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети постепенно учатся «управлять» своей памятью. Они уже умеют запоминать не только то, что интересно, но и то, что важно запомнить: например, домашний адрес, стих к празднику в детском саду.
На правильное развитие памяти указывает умение ребёнка описать прошедший день, начиная с утра. Если во время такого рассказа ребёнка попросить детальнее описать конкретное событие прошедшего дня — малыш вспомнит это событие и расскажет о нём подробнее.
Внимание
Prostock-studio/Shutterstock.com
Детское внимание тесно связано с памятью. В 4 года дети могут направлять внимание на неинтересные им предметы по просьбе взрослого — так формируется произвольное внимание. Четырёхлетнему малышу ещё трудно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно, но иногда ему это удаётся. Внимание становится цепким: ребёнок может посвятить увлекательному занятию довольно много времени, не отвлекаясь.
Мышление
Prostock-studio/Shutterstock.com
Процесс мышления у четырёхлеток происходит уже не только через действия, как в более раннем возрасте, но и через образы. Малыш начинает делать выводы о предметах и явлениях, не взаимодействуя с ними напрямую, а, например, увидев на картинке.
Мышление в четыре года развивается нормально, если умеет:
- находить отличия на двух похожих изображениях;
- находить лишний предмет среди предметов, объединённых общим признаком: например, дикое животное среди домашних, дерево среди цветов;
- по описанию рассказчика угадывать загаданный им предмет или явление.
Навыки в быту
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.
В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:
- заправлять кровать;
- уносить грязные вещи в стирку;
- следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.
Режим дня и уход за ребёнком
Prostock-studio/Shutterstock.com
Примерный режим дня ребёнка в возрасте четырёх лет:
07.00 | Подъём, гигиена |
08.00 | Завтрак |
09.00 | Спокойные игры, развивающие занятия |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
13.00 | Дневной сон |
15. 00 | Полдник |
16.00 | Активные игры или прогулка |
18.00 | Ужин |
19.00 | Общение с родными, развивающие занятия |
20.30 | Гигиена |
21.00 | Отход ко сну |
⠀
Если ребёнок не посещает детский сад — в 4 года он может отказаться от дневного сна.
Четырёхлетки нуждаются в определённом уходе со стороны взрослых:
- напоминайте малышу о важности личной гигиены;
- подольше гуляйте в хорошую погоду;
- включайте в режим дня закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обтирания.
Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:
- не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
- не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
- не играет с игрушками и не интересуется ими;
- не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
- слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.
Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.
Как помочь развитию ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Занятия, которые помогут малышу в 4 года развиваться правильно:
- Простые физические и химические опыты. Например, с замерзающей на морозе водой, со смешением отстоявшейся воды с чернилами.
- Изучение новых математических понятий: «поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».
- Чтение детских книг, пересказы их фрагментов. Пересказы можно начинать с одного абзаца, со временем малыш сумеет пересказать целую главу.
- Аппликации и лепка.
- Соответствующий возрасту спорт: катание на лыжах, плавание, бег.
Игры
Prostock-studio/Shutterstock.com
Игры для развития памяти, внимания и мышления четырёхлетних детей:
- Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть импровизированными или организованными: дети могут сами поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в «Один день в школе» или «На приёме у врача».
- Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка эмоционально изобразить разные настроения: показать очень уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.
- Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки — «доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для наведения чистоты».
- Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы, развивающие карточки.
- Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха.
Несмотря на заметное взросление, главным занятием для четырёхлетнего малыша остаётся игра. Попробуйте включать игровые моменты в разные жизненные ситуации — даже процесс одевания можно обставить как весёлую игру. Не чувствуя давления и требований, ваш ребёнок будет развиваться вовремя и в комфортном именно для него темпе!
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 4. 7 / 5. Подсчет голосов: 9
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
/>
Что должен знать и уметь ребенок 3 4 лет
7043
3-4 года — период активного физического, умственного, психологического, эмоционального, речевого развития ребенка. Ребенок продолжает познавать мир и делает это в игровой форме. Родители часто задают вопросы: «Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте и на что стоит обратить внимание?»
Физическое развитие
К 4 годам ребенок должен уметь:
- хорошо и уверенно бегать, изменяя траекторию движения;
- прыгать;
- удерживать равновесие, идя по бордюру или доске;
- стоять на одной ноге;
- перепрыгивать препятствия.
В развитии этих навыков у детей родителям помогают игры на физическую активность:
- «Замри» — взрослый включает музыку, ребенок танцует, бегает или прыгает, как только музыка выключается — ребенок замирает. Игра становится интереснее, если играют несколько человек.
- «Цапля» — поднимаем одну ногу, как цапля, и остаемся в этой позе пока один не встанет на обе ноги. Кто первый встал на две ноги, проиграл.
- «Попадайка» — ставим тазик и даем малышу мяч. Задача: попасть с расстояния мячом в таз. Попал — молодец, не попал — всегда есть время научиться.
- Бордюр, бревно или батут — отлично подойдут для развития равновесия и координации.
Умственное развитие
В 3-4 года у ребенка активно развиваются основы логического и пространственного мышления, он должен знать:
- основные цвета: зеленый, красный, желтый, синий (если знает и другие — очень хорошо)
- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
- понятия один — много; больше-меньше, далеко-близко
- должен уметь разделять предметы на группы по определенным признакам.
Простые и полезные развивающие игры для детей этого возраста:
- Игры на сравнение — сравни 2 картинки и найди отличия. Второй вариант — сравни предметы: чем они похожи и чем отличаются. Вариант с предметами тренирует не только внимание, но и логику, мышление.
- Пазлы — незаменимые игрушки в этом возрасте, прекрасно тренируют внимание, воображение, усидчивость.
- «Что изменилось» — раскладываем перед ребенком предметы, даем время запомнить, затем просим закрыть глаза и убираем один из предметов, затем просим ребенка сказать, что изменилось. Можно играть даже за столом во время еды, переставляя или убирая/добавляя предметы на столе.
- «Чудесный мешочек» — взрослому понадобится непрозрачный мешок или пакет, в него складываются игрушки и предметы. Задача ребенка на ощупь понять, какой предмет он вытаскивает или взрослый просит вытащить конкретный предмет: машинку, солдатика, кусочек пазла.
Речевое развитие
В 3-4 года ребенок должен уметь:
- составлять простые предложения;
- описывать картинку;
- запоминать короткие стихи и четверостишия;
- правильно употреблять предлоги в предложении;
- отвечать на простые вопросы.
Стоит помнить, что речь ребенка тесно связана с развитием моторики и дыхания. Игры на развитие речи:
- «Листопад» — на развитие дыхания и речевого аппарата. Для игры понадобятся вырезанные из цветной бумаги листочки и ведро. Листочки лежат на столе, задача ребенка сдуть все в ведерко.
- «Звуки вокруг нас» — на развитие правильного речевого дыхания. Задача: на одном выдохе пропевать гласные звуки А, О, У, Ы. Чтобы придать упражнению игровой формат лучше задавать вопросы: как звучит пароход, как гудит самолет, что кричат, когда заблудились в лесу и другие.
- «Громко-тихо» — игра учит изменять уровень голоса. Ребенок может повторять слова за взрослым с разной силой, или в форме игры: взрослый подбирает 2 машинки разные по размерам: большая машинка говорит громко, а маленькая тихо, ребенок повторяет.
- Лепка, пальчиковые краски, поделки из природных материалов — это влияет на развитие моторики у ребенка, а также обеспечивает и речевое развитие.
Самостоятельность
Взросление ребенка идет рука об руку с развитием самостоятельности в бытовых нуждах: застегивать замки и пуговицы на одежде, мыть руки, одеваться и раздеваться, умение пить из чашки и многое другое. Родители часто забывают об этом, но самостоятельное выполнение бытовых действий также влияет на развитие мозга ребенка, как и рисование, лепка или занятия на логику. Поэтому запаситесь терпением и относитесь к самостоятельному выполнению ребенком подобных дел как к развивающему занятию.
Родителям стоит помнить, что дети в 3-4 года все так же неусидчивы, и на одно занятие у них хватает терпения и интереса не более чем на 5-10 минут. Это правило важно соблюдать, чтобы научить ребенка доводить начатое до конца, а не бросать на полпути. Также стоит напомнить: занятие должно заканчиваться уборкой за собой, и ребенок должен приучаться к этому с ранних лет.
Наши занятия для детей 3 4 лет онлайн в игровой форме развивают речь, память, внимание, знакомят малыша с основными необходимыми для возраста понятиями.
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Вехи развития: от 4 до 5 лет (дошкольный возраст)
В возрасте от 4 до 5 лет: общая моторика вашего ребенка (использование рук и ног для движения и игры) и его мелкая моторика (работа над поделками и головоломками). ) все еще развиваются. Время игры становится все более творческим и является важной частью развития детей.
Вехи развития
Врачи используют определенные вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети приобретают навыки раньше или позже, чем другие. Дети, рожденные раньше срока, достигают вех позже в жизни. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка, особенно если есть опасения.
Что мой ребенок 4-5 лет может делать в этом возрасте?
По мере того, как ваш ребенок будет расти, вы заметите, что у него развиваются новые интересные способности. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
4-летние:
- Пение песен
- Прыгать и прыгать на одной ноге
- Поймать и бросить мяч сверху
- Спускайтесь по лестнице в одиночестве
- Нарисуйте человека с тремя отдельными частями тела
- Построить блочную башню из 10 блоков
- Понять разницу между фантазией и реальностью
- Нарисовать круг и квадрат
- Оденьтесь сами
- Возможность застегивать большие пуговицы без посторонней помощи
- Подтяните молнию после того, как она застегнута
5-летние:
- Скакалка
- Идти назад
- Балансировать на одной ноге не менее 5 секунд
- Используйте ножницы
- Начните учиться завязывать шнурки
- Нарисуйте треугольник и ромб
- Нарисуй человека с шестью частями тела
- Знать адрес и номер телефона
- Узнавать и произносить алфавит
- Напишите имя
- Начните помогать по дому
- Начали выпадать молочные зубы
Что может сказать мой ребенок в возрасте от 4 до 5 лет?
Развитие речи у детей очень волнует родителей, поскольку они наблюдают, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. В этом возрасте ребенок обычно может понять, что буквы и цифры являются символами реальных вещей и идей, и что их можно использовать для рассказывания историй и предоставления информации. Большинство будет знать имена и пол членов семьи и другую личную информацию. Они часто играют словами и придумывают глупые слова и истории.
Словарный запас детей 4-5 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Речь в этом возрасте должна быть полностью понятной, хотя возможны некоторые звуковые ошибки развития и заикание, особенно у мальчиков.
В то время как каждый ребенок развивает речь со своей собственной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых могут достичь дети в этой возрастной группе:
4-летние:
- приговор
- Буду постоянно задавать вопросы
- Может знать один или несколько цветов
- Любит рассказывать истории
- Может использовать некоторые «плохие» слова (если он или она слышал их неоднократно)
5-летние:
- Может составлять предложение от шести до восьми слов
- Может знать четыре или более цветов
- Знает дни недели и месяцы
- Может называть монеты и деньги
- Может понимать команды с несколькими инструкциями
- Часто говорит
Что понимает мой ребенок в возрасте от 4 до 5 лет?
По мере увеличения словарного запаса ребенка увеличивается его понимание и осознание окружающего мира. Дети в этом возрасте начинают понимать понятия и могут сравнивать абстрактные идеи.
Несмотря на то, что дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие вехи, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
4-летние дети:
- Начинают понимать время
- Начинает меньше осознавать только себя и больше осознавать людей вокруг себя
- Может подчиняться родительским правилам, но не отличает правильное от неправильного
- Считает, что его или ее собственные мысли могут привести к желаемому результату
5-летние:
- Повышение понимания времени
- Интересоваться реальными фактами о мире
- Может сравнивать правила родителей с правилами друзей
Вехи оздоровления и фитнеса
К тому времени, когда детям исполняется от 3 до 5 лет, их физические навыки, такие как бег, прыжки, удары ногами и метание, прошли долгий путь. Теперь они будут продолжать совершенствовать эти навыки и использовать их для изучения более сложных. Воспользуйтесь естественной склонностью вашего ребенка к активности. Регулярная физическая активность способствует здоровому росту и развитию, а изучение новых навыков укрепляет уверенность в себе.
Насколько активным должен быть мой ребенок в этом возрасте?
Дети в этом возрасте учатся прыгать, подпрыгивать и прыгать вперед. Им не терпится показать, как они могут балансировать на одной ноге, ловить мяч или делать сальто. Дошкольникам и детсадовцам также может понравиться плавание, игры на детской площадке, танцы и катание на трехколесном велосипеде или велосипеде с тренировочными колесами.
Руководство по физической активности рекомендует дошкольникам и детским садам:
- Быть физически активными в течение дня
- Двигайтесь и участвуйте как в активных играх, так и в структурированных (под руководством взрослых) физических упражнениях
- Выполняйте такие действия, как прыжки, прыжки и акробатика, чтобы укрепить кости и мышцы
Должен ли мой ребенок в возрасте от 4 до 5 лет заниматься спортом?
Многие родители занимаются организованными видами спорта, чтобы активизировать 4- и 5-летних детей. Средний дошкольник не освоил азы, такие как метание, ловля и по очереди. Им может быть трудно понять даже простые правила, и это знает любой родитель, наблюдавший, как их ребенок бегает не в ту сторону во время игры.
Если начать заниматься слишком рано, это также может вызвать разочарование у детей и отбить желание заниматься спортом в будущем. Если вы решили записать своего ребенка на футбол или другой командный вид спорта, обязательно выберите лигу, подходящую для его возраста и стадии развития. Лига малышей, которая фокусируется на развлечениях и изучении основ, может быть отличной для ребенка, еще находящегося в дошкольном возрасте.
Советы по фитнесу для всей семьи
Совместная игра, бег на заднем дворе или использование игрового оборудования в местном парке могут стать развлечением для всей семьи. Другие занятия, которые можно попробовать вместе или для группы дошкольников, включают:
- Игра в такие игры, как «Утка, утка, гусь» или «Следуй за лидером», а затем прыжки, прыжки и ходьба назад
- Бросание мяча вперед-назад или в ворота
- Удар по мячу с подставки с Т-образным шаром
- Воспроизведение замораживающего танца или замораживания тега
Дети могут быть активными даже в помещении. Определите безопасную игровую площадку и попробуйте активные игры, такие как:
- Охота за сокровищами: спрячьте «сокровища» по всему дому и подскажите, где они находятся
- Полоса препятствий: создайте полосу препятствий со стульями, коробками и игрушками, чтобы дети могли пройти через них, под ними и вокруг них
- Игры с софтболом: используйте мячи из мягкого пеноматериала, чтобы играть в баскетбол, боулинг, футбол или мяч. Вы даже можете использовать воздушные шары, чтобы играть в волейбол или ловить
.
Как долго должен спать мой ребенок в возрасте от 4 до 5 лет?
Дети в возрасте от 4 до 5 лет должны спать около 10-12 часов ночью. Тем, кто достаточно отдыхает, может больше не понадобиться дневной сон, и им может быть полезно немного побыть в тишине во второй половине дня. Это возраст, когда они могут быть в дошкольном или детском саду. Поскольку они отказываются от дневного сна, они могут ложиться спать раньше, чем в детстве.
Ознакомьтесь с нашим руководством о здоровом сне для детей, чтобы получить дополнительную информацию.
Вехи общения
Общение с детьми — одна из самых приятных и полезных частей воспитания. Дети учатся, усваивая информацию через ежедневное взаимодействие и опыт не только с нами, но и с другими взрослыми, членами семьи, другими детьми и миром.
В возрасте от 4 до 5 лет многие дети поступают в дошкольные учреждения или детские сады, где языковые навыки являются ключевой частью обучения в классе.
Как мой ребенок в возрасте от 4 до 5 лет взаимодействует с другими людьми?
Очень важной частью взросления является способность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Это может быть разочаровывающим переходом для родителей, поскольку дети проходят разные этапы, с некоторыми из которых не всегда легко справиться. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и у него разная личность, ниже приведены некоторые общие поведенческие черты, которые могут присутствовать у вашего ребенка:
4-летние дети могут:
- Быть очень независимым и может хотеть делать что-то самостоятельно
- Будь эгоистом и не люби делиться
- Будь капризным; перепады настроения распространены в этой возрастной группе
- Будьте агрессивны во время перепадов настроения по отношению к членам семьи
- Есть ряд страхов
- Есть воображаемые товарищи по играм
- Наслаждайтесь исследованием тела и можете играть в доктора и медсестру
- «Убежать» или угрожать
- Драка с братьями и сестрами
- Играйте с другими в группах
5-летние дети могут:
- В целом быть более склонными к сотрудничеству и ответственными, чем 4-летние
- Стремитесь угодить другим и сделать их счастливыми
- Иметь хорошие манеры
- Оденьтесь полностью без посторонней помощи
- Хорошо ладить с родителями
- Наслаждайтесь готовкой и спортом
- Становится более привязанным к родителям, когда они поступают в школу
Взаимодействие с ребенком
Дети узнают больше благодаря интерактивной беседе и игре. Чтение книг, пение, игра в слова и просто общение с детьми увеличат их словарный запас, предоставляя больше возможностей для развития навыков слушания. По мере того, как дети приобретают языковые навыки, они также развивают свои разговорные способности. Дети от 4 до 5 лет могут следовать более сложным указаниям и с энтузиазмом рассказывать о том, что они делают. Они могут придумывать истории, внимательно слушать истории и пересказывать истории.
Вот несколько способов улучшить коммуникативные навыки вашего ребенка:
- Расскажите о том, чем он занимался сегодня
- Поговорите с ребенком о книгах, которые вы читаете вместе
- Поговорите с ребенком о телепрограммах и видео, которые вы смотрите вместе
- Храните книги, журналы и другие материалы для чтения там, где дети могут достать их без посторонней помощи
- Помогите детям создать свой собственный альбом «Это я» или «Это наша семья» с фотографиями или сувенирами
Как я могу повысить социальные способности моего ребенка дошкольного возраста?
Рассмотрите следующие способы развития социальных способностей вашего дошкольника:
- Делайте комплименты за хорошее поведение и достижения
- Поощряйте ребенка говорить с вами и открыто выражать свои чувства
- Читайте ребенку, пойте ему песни и разговаривайте с ним
- Проведите время со своим ребенком и покажите ему или ей новые впечатления
- Поощряйте ребенка задавать вопросы и исследовать
- Поощряйте физическую активность под наблюдением
- Организуйте время для вашего ребенка, чтобы он был с другими детьми, например, в игровых группах
- Дайте ребенку возможность сделать выбор, когда это уместно
- Использовать тайм-аут для неприемлемого поведения
- Поощряйте ребенка выражать свой гнев надлежащим образом
- Ограничьте просмотр телевизора (или другое экранное время) до 1–2 часов в день. Используйте свободное время для других более продуктивных занятий.
Когда следует вызвать врача?
Вам следует обратиться к врачу, если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы со слухом, языковыми навыками или разборчивостью речи. Проверка слуха может быть одним из первых шагов, чтобы выяснить, есть ли у вашего ребенка проблемы со слухом.
Проблемы с общением у детей этой возрастной группы включают:
- Проблемы со слухом
- Проблемы при следовании указаниям
- Проблемы с ответами на вопросы
- Трудно поддерживать разговор
- Плохой словарный запас
- Проблемы с усвоением дошкольных понятий, таких как цвета и счет
- Заикание
- Проблемы с составлением предложений
- Неразборчивая речь
Некоторые дети перерастут эти проблемы. Другим может потребоваться логопед или дополнительная оценка. Это особенно важно оценивать в раннем возрасте, потому что некоторые дети, у которых есть трудности с общением, могут расстраиваться, злиться и даже проявлять агрессию, потому что они не могут ясно выражать свои мысли и чувства.
Отзыв доктора Priya Mody, педиатрия и взрослая медицина, CHOC Primary Care – май 2021 г. Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: основные этапы развития речи и когнитивных функций
Ваш ребенок растет. Вы заметили, что ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет становится более независимым и уверенным в себе? Если нет, то в следующем году.
Большинство детей этого возраста начинают развивать большую независимость, самоконтроль и творческие способности. Они довольны тем, что играют со своими игрушками в течение более длительного периода времени, стремятся попробовать что-то новое, а когда они расстроены, они лучше выражают свои эмоции.
Хотя дети растут и развиваются в своем собственном темпе, ваш ребенок, скорее всего, достигнет большинства следующих этапов развития до того, как ему исполнится 6 лет.
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: языковые и когнитивные вехи
Ваш любознательный и любознательный ребенок лучше поддерживает беседу. Кроме того, словарный запас вашего ребенка растет, как и его мыслительный процесс. Ваш ребенок не только сможет легко и логично отвечать на простые вопросы, но и сможет лучше выражать свои чувства.
Большинство детей в этом возрасте любят петь, рифмовать и составлять слова. Они энергичны, глупы, а временами шумны и неприятны.
Другие языковые и познавательные вехи, которых ваш ребенок может достичь в следующем году, включают:
- Говорить ясно, используя более сложные предложения
- Считать 10 или более предметов
- Правильно называть не менее четырех цветов и трех форм
- Распознавать несколько букв и, возможно, написать свое имя
- Лучше понять концепцию времени и порядок повседневных действий, таких как завтрак утром, обед днем и ужин вечером
- Используйте будущее время, например: «Мы скоро пойдем в парк».
- Улучшайте концентрацию внимания
- Выполняйте команды, состоящие из двух-трех частей. Например: «Отложите книгу, почистите зубы и ложитесь спать».
- Распознавать знакомые словесные знаки, такие как «СТОП»
- Знать их адрес и номер телефона, если их научили
- Понимание повседневных вещей, таких как еда и деньги
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: основные этапы движения и навыки рук и пальцев
старый должен делать. В этом возрасте ваш ребенок должен с легкостью бегать, прыгать, бросать и пинать мяч, карабкаться и раскачиваться.
Другие основные этапы движения и навыков рук и пальцев, которых ваш ребенок может достичь в следующем году, включают способность:
- Стоять на одной ноге более 9 секунд
- Сальто и прыжок
- Ходить вверх и вниз по лестнице без посторонней помощи
- Легко ходить вперед и назад
- Педаль трехколесного велосипеда и другие формы
- Нарисуйте человека с телом
- Сложите 10 или более блоков
- Используйте вилку и ложку
- Одевайтесь и раздевайтесь, чистите зубы и пользуйтесь туалетом без особой помощи
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: эмоциональное и социальное развитие
Теперь ваш эгоцентричный ребенок понимает, что дело не всегда в нем. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей. Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен лучше справляться с конфликтами и контролировать свои эмоции.
Вехи эмоционального и социального развития, которых ваш ребенок может достичь в этом возрасте, включают:
- Любит играть с другими детьми и радовать своих друзей
- Делится и меняет друг друга, по крайней мере большую часть времени, и понимает правила игр
- Понимает и соблюдает правила; тем не менее, ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет все еще будет иногда требовательным и отказываться от сотрудничества.
- Становится более независимым
- Выражает гнев словесно, а не физически (в большинстве случаев)
- Понимает разницу между выдумкой и реальностью
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: как помочь Ваш ребенок
Каждый день вы можете делать массу вещей, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти, например:
- Выделите достаточно времени для беготни и игр, а также помогите с такими занятиями, как катание на перекладине и обучение качанию.
- Дайте ребенку работу по дому.
- Пусть ваш ребенок выбирает занятия с друзьями, и пусть они решают проблемы, которые возникают между ними.
- Показывайте общеупотребительные слова и символы в книгах или в дороге.
- Читайте своему ребенку каждый день — задавайте вопросы об историях, например: «Как вы думаете, что будет дальше?»
- Предлагайте такие занятия, как рисование, написание писем и выполнение проектов с клеем, ножницами и другими художественными принадлежностями.
- Поговорите со своим ребенком и внимательно выслушайте его — спросите о том, что ему нравится и не нравится, что его беспокоит и что он сегодня делал с друзьями.
- Поработайте с ребенком над тем, как справляться с сильными чувствами, такими как гнев.
Что касается телевизоров, смартфонов, компьютеров и планшетов, врачи советуют вам:
- Держите технику подальше от спален.
- Ограничьте экранное время до 1 часа в день для просмотра высококачественных программ.
- Поговорите о том, что вы смотрите вместе, и как это применимо к миру.
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
По мере того, как дети приобретают новые способности, они могут делать все больше и больше самостоятельно. Это именно то, что вы хотите, но это означает изменение того, как вы обеспечиваете их безопасность.
Вот несколько советов, о которых следует помнить:
- Всегда перевозите ребенка на заднем сиденье автомобиля в автокресле или детском кресле.
- Спросите об оружии и безопасности обращения с ним в домах, куда ходит играть ваш ребенок.
- Не держите дома оружие. Если он у вас есть, держите его незаряженным, запертым и отдельно от пуль. И убедитесь, что дети не могут получить ключ.
- Не позволяйте ребенку играть на улице, в том числе кататься на велосипеде, — научите его ограничиваться бордюром.
- Покажите ребенку, как переходить улицу — смотрите в обе стороны и прислушивайтесь к пробкам, — но помогайте ребенку переходить улицу примерно до 10 лет.
- Запишите своего ребенка на уроки плавания, но не позволяйте ребенку плавать одному и всегда внимательно следите за водой и вокруг нее.
- Научите ребенка не играть с зажигалками и спичками и регулярно проверяйте детекторы дыма.
- Надевайте шлем при езде на велосипеде, коньках, лыжах и других видах деятельности, при которых падение может привести к травмам головы.
Вы также можете начать обучать своего ребенка основным принципам безопасности, например:
- Обращаться за помощью только к определенным взрослым, например, к тем, у кого есть униформа или бейджи с именами.
- Не открывайте дверь в свой дом или квартиру, если вы не со взрослыми.
- Убедитесь, что ваш ребенок знает свое полное имя, адрес и номер телефона.
- Поговорите о том, что делать в экстренной ситуации, например, наберите 911.
И научите ребенка, что доступ к определенным частям тела запрещен. Скажите своему ребенку, что:
- Никто не может попросить вас хранить секреты от родителей.
- Никто не может попросить вас посмотреть или прикоснуться к вашим интимным частям — частям тела, которые прикрывает купальный костюм.
- Никто не может попросить вас посмотреть, потрогать или помочь с его интимными частями.
Развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет: когда следует беспокоиться
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок еще не достиг всех этих этапов. Но вы должны заметить постепенную прогрессию в росте и развитии по мере того, как ваш ребенок становится старше. Если вы этого не сделаете или если у вашего ребенка есть признаки возможной задержки развития, как указано ниже, поговорите с врачом вашего ребенка.
Возможные признаки задержки развития у детей в возрасте от 4 до 5 лет включают:
- Крайний страх, застенчивость или агрессивность
- Чрезвычайное беспокойство при разлуке с родителем
- Легкое отвлечение и неспособность сосредоточиться одно задание более пяти минут
- Нежелание играть с другими детьми
- Наличие ограниченного круга интересов
- Отсутствие зрительного контакта или реакции на других людей
- Неспособность назвать свое полное имя
- Редко притворяется или фантазирует
- Часто выглядит грустным и несчастным и не выражает широкий спектр эмоций
- Не может построить башню из более чем восьми блоков
- Трудно держать карандаш
- Проблемы с едой, сном пользование туалетом
- Проблемы с раздеванием, невозможность почистить зубы или вымыть и высушить руки без посторонней помощи
Кроме того, если ваш ребенок сопротивляется или с трудом выполняет то, что когда-то мог делать, сообщите об этом своему детскому врачу.