Правополушарное рисование что это: Правополушарное рисование для начинающих и рисующих

что это и чем полезна техника правополушарного рисования

Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.

Что такое правополушарное рисование

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме».

Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.

Как работает методика правополушарного рисования

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа на листе получится набор геометрических фигур, из которых состоит жилище. Но если включить правое полушарие, рисунок выйдет более детальным и живым.

Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом правополушарного рисования. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»  

В чём польза правополушарного рисования

  • Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  • Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  • Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  • Расслабление. Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

<<Форма демодоступа>>

Как научиться рисовать правым полушарием мозга  

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования.   

Оптическая иллюзия

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и правополушарное рисование начнёт получаться.

Видоискатель

Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш «видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например, свою ладонь.

Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все линии ладони.

Затем перенесите изображения со стекла на бумагу — строго по линиям, как в предыдущем упражнении техники правополушарного рисования.

Резюме

Правополушарная живопись поможет вам развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволит вам также увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.

ключевые особенности и техника| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

Главная  »  Правополушарное рисование это быстрый метод обучения рисованию?  »  Правополушарное рисование: ключевые особенности и техника




Взяв первый раз в руки кисть, ребенок не задумывается о том, что у него получится и понравится ли в итоге кому-то его рисунок. Он искренне увлечен, получая удовольствие от процесса нанесения легких мазков краски на чистый белый лист.

 

Оглавление

  • 1 Немного об устройстве человеческого мозга
  • 2 Особенности правополушарного рисования
  • 3 Техника правополушарного рисования

К сожалению, с возрастом мы теряем способность не оглядываться на чужое мнение, обрастаем стереотипами, прячемся за страхом сделать что-то неправильно или не получить чьего-то одобрения. Преодолеть сформировавшийся зажим и вернуться к детскому восприятию уже несколько десятков лет многим людям помогает методика правополушарного рисования. Появившись еще в середине двадцатого века, она постоянно развивается, неизменно находя множество сторонников.

Упражнение по правополушарному рисованию в Артакадемии

Немного об устройстве человеческого мозга

Каждому из нас известно, что головной мозг человека разделен на два полушария, каждое из которых отвечает за разные мысли и умения. Левое по факту является ведущим, реагирует на критику, хранит логические связи и правила. В правом формируется интуиция, рождается вдохновение, появляются чувства. На протяжении всей жизни нас направляют под руководство именно левой половины мозга. Люди, прислушивающиеся к своему разуму и игнорирующие чувства, принципиальны и ответственны. Но чтобы начать мыслить креативно, проявляя свое творческое начало, необходимо развивать свое правое полушарие. Именно оно позволяет нам отвлечься от формы, заметить содержание, осмыслить образ.

Особенности правополушарного рисования

Что мы знаем о создании картин? Классическая школа изобразительного искусства предполагает обучение правилам, среди которых построение перспективы, сочетание цветов, исследование направления света, тени и т.п. Включение правого полушария дает возможность вернуть рисование из области аналитического мышления в исходную творческую сферу. Самым важным в процессе становится приятное времяпрепровождение, а не результат. Правостороннее изображение объектов обладает следующими особенностями:

  • Чтобы использовать эту методику, не нужно быть художником или уметь писать картины. Многие люди впервые открывают в себе поистине безграничные способности к живописи, опробовав правополушарное рисование.
  • Это прекрасная психотерапия, дарящая внутреннюю свободу. Многие, кто хоть раз побывали на занятии или мастер-классе, начинают использовать правое полушарие в обычной жизни.
  • Правостороннее рисование повышает производительность мозга и эффективность любой деятельности. Помимо этого, использование этой методики делает людей более уравновешенными и спокойными. Любые кризисные ситуации становятся практически незначительными, а доля стрессов значительно уменьшается.
  • Техника правополушарного рисования гуашью позволяет пережить свои эмоции, перенеся их на бумагу. Такой эффект достигается благодаря освобождению разума от постоянного контроля.
  • Правополушарная техника доступна абсолютно всем независимо от пола, возраста или социального положения.

Техника правополушарного рисования

Как уже отмечалось выше, от обычной методики рисования правополушарное отличается тем, что оно заключается не изображении объектов на бумаге, а в наблюдении и восприятии. Правополушарное рисование пошагово учит отключать логику, следуя исключительно интуиции. Такой подход позволяет крайне быстро переносить мысли на чистый лист в самых необычных интерпретациях. При этом картины появляются очень быстро: создание небольшого произведения отнимает у художника всего несколько минут, а более объемного – не более часа.

У данной методики нет какой-то четкой схемы, которая действовала бы для всех обучающихся одинаково. Она основана на спонтанности, в этом ее прелесть. Тем не менее, есть несколько классических упражнений правополушарного рисования. Рисунки выполняются по нескольким техническим приемам:

  • зеркальное изображение;
  • рисование вверх ногами;
  • интуитивное повторение по контурам;
  • изображение через видоискатель.

Все эти упражнения основаны на максимальном блокировании работы левого полушария во время копирования тех или иных упражнений. Среди специалистов это называется «П-режим». Именно благодаря ему человек рисует, не задумываясь о логике своих действий.

Таким образом, правополушарное рисование – это блестящий способ не только открыть в себе новые способности, но и зарядиться оптимизмом, энергией, получить внутреннюю силу и уверенность.

Упражнения по правополушарному рисованию в Артакадемии

Правополушарное рисование это быстрый метод обучения рисованию?

Правополушарное рисование — техника гуашь.

Правополушарное рисования — техника Ксении Гуртовенко




Почему это работает? — Рисунок на правой стороне мозга

Когда книга Бетти Эдвардс « Рисунок на правой стороне мозга » была впервые опубликована в 1979 году, она получила немедленный положительный отклик и, ко всеобщему удивлению, осталась в Нью-Йорке. Список бестселлеров Times почти год. За прошедшие с тех пор годы д-р Эдвардс трижды пересматривал книгу, чтобы включить в нее усовершенствования и уточнения в методах обучения и лежащей в их основе теории. Книга теперь широко принята художниками, учителями и другими людьми во всем мире.

Методы обучения, которые д-р Эдвардс представляет в книге, в значительной степени основаны на нобелевской премии доктора Роджера У. Сперри (1913–1994), выдающегося нейропсихолога и нейробиолога из Калифорнийского технологического института. в Пасадене. Его работа была сосредоточена на латерализации вербальных, аналитических, последовательных функций, которые у большинства людей в основном расположены в левом полушарии; и зрительные, пространственные, перцептивные функции, в основном локализованные в правом полушарии большинства людей. По словам Сперри, каждое полушарие равно

». . . действительно самостоятельная сознательная система, воспринимающая, думающая, запоминающая, рассуждающая, воля и эмоция, все на характерно человеческом уровне и. .. . . и левое, и правое полушарие могут одновременно осознавать различные, даже противоречащие друг другу ментальные переживания, протекающие параллельно». Roger W. Sperry, 1974

Для большинства видов деятельности требуются оба режима (которые доктор Эдвардс случайно назвал в книге 1979 года «L-режим» и «R-режим», независимо от того, где они расположены в мозгу человека). Каждый режим вносит свои особые функции в большинство задач (это мозг «работает как единое целое»), но несколько видов деятельности требуют в основном одного режима без существенного вмешательства другого. Рисование – одно из таких занятий. Другими примерами из повседневной жизни, требующими в основном отдельных систем, являются:    

Для L-режима, левое полушарие, вербальная, аналитическая, последовательная система: Балансировка чековой книжки. Нам не нужна творческая, интуитивная балансировка чековой книжки. Нам нужен пошаговый словесный, числовой, последовательный анализ.

Для R-режима правое полушарие зрительной, пространственной, перцептивной системы: Распознавание лиц.   Мы не анализируем лицо, называя каждую черту по порядку, чтобы распознать лицо друга. Распознавание мгновенное, визуальное и глобальное (все сразу).

ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ НАВЫКАМ РИСОВАНИЯ

Чтобы применить исследование Сперри к проблеме обучения рисованию, Бетти Эдвардс нужно было найти способы обойти вербальную систему L-режима, которая в нашей культуре имеет тенденцию доминировать— способы, которые позволили бы субдоминантной невербальной системе R-режима выступить вперед для выполнения задачи, для которой она особенно подходит: рисования воспринимаемого предмета.

Она разработала общее правило для решения этой задачи, правило, которое лежит в основе всех упражнений в ее книге и на наших семинарах:

«Чтобы получить доступ к субдоминантному, несколько труднодоступному R-режиму, невербальной зрительной перцептивной системе мозга, необходимо поставить перед собственным мозгом задачу, которую доминирующая вербальная система, L-режим, откажет».

Ярким примером применения этого правила является «Рисунок вверх ногами». Когда в качестве предмета для рисования предъявляется перевернутое изображение, вербальная система левого полушария, по сути, говорит: «Я не рисую вверх ногами. Слишком сложно назвать части, и в мире почти никогда ничего не переворачивается. Это бесполезно, и если ты собираешься это сделать, я ухожу отсюда». Доминантная вербальная система «раскланивается», а субдоминантному зрительному модусу «позволяют» взять на себя ту задачу, для которой он хорошо подходит.

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ НАВЫКИ РИСОВАНИЯ     

Рисование воспринимаемого объекта (так называемый «реалистичный» рисунок), по мнению Бетти Эдвардс, представляет собой навык визуального восприятия, состоящий из пяти компонентов навыков. Это основные навыки , которым вы научитесь на наших семинарах. Это:

1)     Видение и рисование ребер (иногда называемое «контурным рисунком»)

2)     Видение и рисование пространства s (так называемые «негативные пространства»)

3)     Видение и рисование взаимосвязей (называется «перспектива и пропорция»)

4)     Видение и рисование света и тени (называется «затенение»)

5)     Видение и рисование целого (называется гештальт , «сама вещь», сущностная природа наблюдаемого субъекта, которая спонтанно возникает из первых четырех составляющих навыков).

Обучение этим составляющим навыкам соответствует общему правилу, изложенному выше, предоставляя мозгу учащегося задачи, которые L-режим отвергнет, как причудливо описано ниже.

  • Восприятие ребер : Для L-режима «Слишком сложно, слишком медленно, не нужно для быстрого именования».

  • Восприятие пространств : «Я ничем не занимаюсь. Это бесполезно; пространства не могут быть названы».

  • Восприятие отношений : «Слишком парадоксально. Только не говорите мне, что потолок наклонен. Я знаю, что он горизонтальный. Только не говори мне, что человек вдалеке вдвое меньше того, кто рядом. Этот материал не соответствует тому, что я знаю».

  • Восприятие света и тени : «Слишком сложно! И они продолжают меняться! Не полезно.»

  • Восприятие гештальта : «Слишком много частей. Я не могу обратить внимание и назвать их все — я просто назову все».

НАВЫК РИСОВАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЛИЗНЕЦОМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Навыки рисования составляют «А, В, С» общего навыка, возможно, сравнимого с «А, В». , C’s” чтения. (По совпадению или, возможно, не по совпадению, основных компонентов навыков чтения также около пяти, но они не всегда входят в число одних и тех же пяти. Похоже, среди экспертов по чтению существуют довольно широкие разногласия относительно того, что является базовыми компонентами глобального навыка чтения. чтение.)

Помимо базовых навыков рисования есть множество «продвинутых» навыков, таких как рисование по памяти, рисование «из воображения», использование различных средств, работа с бесконечными предметами, абстрагирование и изобретательство — на и так далее, насколько можно захотеть рисовать. Но для начала было бы неплохо начать с основ и уверенно двигаться дальше, точно так же, как хорошая идея иметь прочную основу в базовых навыках чтения, прежде чем браться за изучение истории или английской литературы, или писать прозу или стихи.

ЧТО НАУЧИТСЯ НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ?

Обучение рисованию оказывается чем-то большим, чем «учиться рисовать». Как это ни парадоксально, научиться рисовать означает научиться переключаться с L-режима на R-режим. Это то, что делает человек, обученный рисованию, и эта способность менять режимы мышления по своему желанию имеет важные последствия для мышления в целом и для творческого решения проблем в частности.

 

Как рисовать на правом полушарии мозга | Йонас Веттерле | Стартап

Фото Фабрицио Конти на Unsplash

«Не могу передать, как я счастлив, что снова занялся рисованием. Я долго думал об этом, но всегда считал это невозможным и выше моих сил»

Вышеприведенная цитата взята из письма, написанного Винсентом Ван Гогом своему младшему брату Тео в 1880 году.¹ 1880 год отмечен годом когда Ван Гог начал свою (короткую) карьеру художника — ему было тогда 27 лет.

Я выбрал эту цитату, потому что она действительно резюмирует суть этой статьи: Независимо от вашего возраста, происхождения или того, что вам говорили ваши учителя рисования, умение рисовать не зависит от таланта, и каждый может этому научиться.

Конечно, не каждый может стать следующим Ван Гогом. Но хорошая новость заключается в том, что независимо от вашего текущего уровня навыков, с некоторой практикой вы сможете существенно улучшить свои навыки рисования. В этой статье я хочу дать вам один совет, если вы хотите стать лучше в рисовании: научитесь рисовать отрицательные пространства.

Эта статья вдохновлена ​​книгой «Рисунок правого полушария мозга » Бетти Эдвардс², которую я настоятельно рекомендую прочитать. В нем гораздо больше теории и практических советов, которые значительно улучшили мои способности к рисованию после того, как я прочитал его несколько лет назад.

Рисование дается не каждому из нас. Тем не менее, будучи детьми, большинство из нас научились основам: брать ручку, класть ее на лист бумаги и двигать ею.

В детстве мы быстро прогрессировали. Вскоре мы научились рисовать разные фигуры и использовать разные цвета. Нашим родителям это понравилось, они поощряли нас продолжать. Может быть, они даже научили нас рисовать лицо вот так: 1 большой круглый круг, 2 маленьких круга для глаз, 1 линия для носа и еще 1 для рта.

В юном возрасте мы научились создавать абстракции того, что мы видели в реальном мире. Например, мы можем сгруппировать такие вещи, как пальцы, солнечные лучи и стволы деревьев, потому что все они могут быть представлены абстрактным понятием линии. Точно так же глаза, туловище, лица являются выражениями абстрактного понятия круга.

Способность создавать абстракции невероятно полезна. Вместо того, чтобы думать о том, что означают вещи или как они выглядят в точности , мы можем использовать быстрые короткие пути: если вы видите, что быстро приближается большой красный объект на 4 колесах, вы можете подумать «машина!» вместо того, чтобы стоять на улице, любуясь игрой света и тени на капоте. Говоря менее драматическим языком, формирование абстракций — это здорово, потому что оно связано со снижением сложности, концептуальным мышлением и решением проблем³.

Это также полезно, когда вы пытаетесь нарисовать чье-то лицо по памяти. Нарисовать папу? Круг, круг, круг, линия, линия. Мама? Круг, круг, круг, линия, линия. К сожалению, для большинства из нас на этом все и остановилось.

Навыки помимо рисования стали более важными. Мы пошли в школу, и у нас был целый ряд предметов для изучения. Большинство из них требовало от нас аналитического мышления. Например, мы узнали, что такие символы, как слова и цифры, могут обозначать что-то еще. Это позволило нам читать, писать, обобщать и анализировать текст, а также проводить вычисления.

Альберт Эйнштейн назвал интуитивный или метафорический разум священным даром. Он добавил, что разум — верный слуга. Парадоксально, что в контексте современной жизни мы стали поклоняться слуге и осквернять божественное. ”⁴

Когда мы росли, нас, как правило, вознаграждали за тренировку наших аналитических навыков, таких как:

  • Способность выражать мысли в устной форме ясно и лаконично.
  • Зная факты, рассуждать о них и делать логические выводы.
  • Абстрактная информация, использование символов в качестве переменных для чего-то другого, выполнение процедур, выполнение операций и доказательство теорем.

Photo by David Matos on Unsplash

По аналогии с двумя полушариями человеческого мозга Бетти Эдвардс различает выполнение задачи в L-режиме или в R-режиме . Например, у 98% правшей (и двух третей левшей) язык и связанные с ним способности сосредоточены в левом полушарии. Это подтверждается, например, экспериментами с расщепленным мозгом⁵, проведенными Роджером Сперри.

Независимо от того, где в мозгу осуществляются определенные виды деятельности, Эдвардс считает упомянутые выше (рациональные, аналитические, процедурные) L-режима деятельностью.

Что же такое R-режим деятельности?

  • Восприятие невербального, визуального, каковы вещи на самом деле в текущий момент в их текущем контексте.
  • Нерациональность и воображение, готовность идти против разума или фактов.
  • Видеть все вещи сразу, их расположение, как они связаны друг с другом, целостно и во всей их сложности.

Как вы можете себе представить, рисование в значительной степени является деятельностью R-режима .

Проблема при попытке нарисовать восприятие заключается в том, что быстрое левое полушарие вашего мозга по умолчанию включается, если считает, что оно подходит для этой задачи. Как упоминалось ранее, это невероятно полезно во многих ситуациях, но только не в том случае, если ваша задача — нарисовать то, что перед вами.

Например, если вы пытаетесь нарисовать портрет, вам действительно нужно нарисовать именно то, что вы видите — R-режим умение. Но что, скорее всего, произойдет, так это то, что ваше левое полушарие возьмет верх и даст вашим рукам неправильные инструкции: когда вы посмотрите на нос, ваше левое полушарие скажет: «Эй, я узнаю это, это нос. Рука: нарисуй вот эту абстрактную форму носа — так проще!».

В результате то, что вы рисуете, не очень похоже на реальность. Это больше похоже на набор абстрактных понятий, которые ваше левое полушарие скомпилировало за вас. Ваши рисунки, вероятно, очень похожи на рисунки 12-летнего ребенка. Но это не из-за отсутствия таланта — это просто потому, что вы не тренировали свои навыки рисования с 12 лет.

Ключом к улучшению качества ваших рисунков является не работа над своими реальными навыками рисования (хотя улучшение вашей техники, конечно, всегда полезно). Самый простой плод — это изменить то, как вы воспринимаете то, что хотите нарисовать, — совершить мысленный сдвиг с L-режима на R-режим .

Если левое полушарие вашего мозга действительно не любит работу, оно с радостью ее выполнит. Итак, давайте немного изменим задачу, чтобы ваше левое полушарие сочло ее слишком громоздкой и поэтому отказалось от нее. Это даст вашему правому полушарию шанс взять верх!

Один из способов добиться этого — просто повернуть объект, который вы пытаетесь нарисовать, на 180 градусов (при условии, что вы не работаете с живой моделью или ваша модель умеет стоять на руках).

Возьмем, к примеру, фотографию Барака Обамы, возможно, известного человека. Большинство людей могли бы сразу узнать его на левой (вертикальной) фотографии. Большинство людей, вероятно, также узнают его в правильной (перевернутой) версии, но это займет у них немного больше времени. Переворачивание предметов вверх ногами сбивает их с толку. Все выглядит немного странно и требуется умственное усилие, чтобы повернуть изображение обратно в исходное положение.

Переворачивание объекта, который вы хотите нарисовать, сбивает с толку вашу левую половину мозга настолько, чтобы позволить вашей (более подходящей) правой половине взять на себя [Источник]

Если вы не уверены, возьмите более сложный пример, рисунок Джованни Баттиста Тьеполо. . Я повернул его, из-за чего мне действительно трудно сказать, что происходит. Можете ли вы узнать что-нибудь, не поворачивая экран?

Varios personajes vestidos de orientales (в перевернутом виде) Джованни Баттиста Тьеполо [ Источник ]

Когда вы переворачиваете предмет вверх ногами, ваше левое полушарие не может быстро прикрепить к нему ярлык. Чем больше он запутается, тем больше вероятность того, что он откажется выполнять задание и позволит вашему правому полушарию сделать это наполовину. Это здорово, потому что ваше правое полушарие лучше воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле. Так что есть вероятность, что ваши руки получат правильные инструкции: рисовать то, что вы на самом деле видите. Вы выполнили переход с L-режим на R-режим .

Я призываю вас попробовать это. Найдите черно-белую фотографию или рисунок, переверните его вверх ногами и просто попробуйте нарисовать. Чем сложнее фотография/картина/рисунок, тем лучше, потому что, если перевернуть ее вверх ногами, вашему левому полушарию будет еще труднее сказать, что вы рисуете, и поэтому будет меньше помех.

Для сравнения вы можете нарисовать то же самое в вертикальном положении. Вы будете удивлены тем, насколько лучше (больше похоже на оригинал) выглядит перевернутый вариант, когда вы закончите.

Если вы попробовали, мне любопытно узнать, что вы думаете о результате. Когда я впервые выполнил это упражнение, читая книгу Бетти Эдвардс, я был действительно поражен тем, насколько большой эффект обман вашего мозга может оказать на качество ваших рисунков.

Перевернуть объект, который вы хотите нарисовать, вверх ногами — удивительный трюк, и я часто использую его при рисовании. На самом деле я иногда поворачиваю его менее чем на 180 градусов («вбок»), просто чтобы посмотреть на него под другим углом и сравнить формы и пропорции того, что я рисую.

Однако этот трюк не всегда возможен, например, когда вы рисуете с натуры. В подобных ситуациях было бы здорово, если бы вы могли «заглушить» свое левое полушарие и получить преимущество, позволив правому полушарию взять на себя управление.

К счастью, есть техника, которой вы можете научиться, чтобы достаточно запутать свою левую половину полушария, когда рисуете что-то в вертикальном положении: рисовать отрицательные пространства.

Основная идея проста: есть отрицательные пробелы и положительные формы . Если вы пытаетесь нарисовать портрет, положительными формами будут такие вещи, как глаза, нос, губы и брови. А отрицательные пространства — это области между этими положительными формами. Так что на самом деле это две стороны одной медали — если вы рисуете положительные формы, вы автоматически одновременно рисуете и отрицательные пространства, и наоборот.

См., например, мой эскиз слева. Нарисовав пустые места вокруг стула, я также нарисовал сам стул.

Как рисование пустых пространств помогает создавать более качественные рисунки? По той же причине, по которой рисование вверх ногами помогает вам создавать более качественные рисунки. Пространство между чьими-то глазами и носом не похоже ни на что, что есть в вашей левой половине мозга. Таким образом, ваше левое полушарие на самом деле не может справиться с этой задачей, что позволяет вам переключиться в R-режим и попытаться нарисовать его таким, какой он есть.

Подводя итог, можно сказать, что рисование — это навык, которому можно научиться, как и любому другому. Существует простое объяснение того, почему большинству людей трудно создавать реалистичные рисунки: мы перестали практиковать навык рисования, или, скорее, навык восприятия вещей, когда мы были детьми.

Чтобы увидеть, какое влияние может оказать различное восприятие вещей, попробуйте нарисовать что-нибудь вверх ногами — результат вас удивит! Хитрость заключается в том, чтобы сбить с толку левое полушарие вашего мозга, дав ему задачу, с которой оно не может справиться: нарисовать что-то, что оно не может легко распознать. Более работоспособное решение, чем рисование в перевернутом виде, это научиться рисовать отрицательные пробелы .

Рисование негативных пространств — лишь один из ключевых навыков, которые Бетти Эдвардс упоминает в своей книге, но для меня он был самым поучительным и важным. Если вы хотите пойти дальше, взгляните на полную книгу.

Обучение рисованию — долгий процесс, и я тоже где-то в этом процессе. Иногда я рисую вверх ногами, иногда нет, иногда я рисую негативные пространства, а иногда рисую настоящие позитивные формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *