Содержание
Как вести семейный бюджет | Учет доходов и расходов в семье
Впервые эта статья вышла в июне 2020 г., поэтому в ней указаны траты 2020 года. Но принципы планирования, которые я использую, актуальны и в 2022 году.
Ведение семейного бюджета — хороший тренажер для воспитания финансовой дисциплины. Я расскажу, как вести семейный бюджет, чтобы понимать, на что уходят деньги, и как оптимизировать свои расходы.
Было время, когда мне пришлось ломать привычный ритм жизни, чтобы зарабатывать больше и при этом иметь свободный график. Не для того, чтобы спать до обеда. Просто вдруг в нашей семье из четырех человек — стало минус один. Пришлось адаптироваться к новой жизни одной с двумя маленькими детьми, разбираться с долгами и учиться планировать бюджет семьи заново.
Как проанализировать расходы
Как вести учет расходов и доходов
Оптимизация расходов
⠀Как накапливать
⠀Что показала самоизоляция
⠀Главное
Как человек, далекий от экономического анализа, сначала я пошла неверным путем. Я просто свела в таблицу доходы и сопоставила их с ежемесячными расходами. Этот способ не сработал, потому что расходная часть семейного бюджета не была учтена полностью.
Большинство платежей я совершала безналом, поэтому было понятно, какие суммы на какую статью расходов потрачены. Но суммы были обобщенными. Некоторые расходы имели разовый характер, как визит к врачу или ремонт техники, а резервная статья на непредвиденные расходы их едва покрывала. Я не видела полной картины и не понимала, эффективно ли расходуются деньги.
Поэтому я решила собирать все чеки, квитанции, счета, в том числе электронные — теперь они складывались в коробку для детального учета расходов. Через месяц этого эксперимента я увидела, куда ушли деньги. Не стану описывать свою доску позора — у всех она разная. Но это было полезно понять: в тот месяц у меня были дополнительные доходы, которые были потрачены не туда, куда следовало.
В итоге баланс стал нулевым, это было достижение для того момента. Следующей задачей было выйти в плюс.
На первый взгляд не сразу ясно, зачем нужна таблица расходов и доходов семейного бюджета, если платежи каждый месяц одни и те же, а денег от записывания цифр больше не станет. Ведение бюджета мне помогло понять, от каких трат я могу отказаться, а какие — сократить. Это тренирует финансовую дисциплину и учит достигать целей, пусть сначала и небольших, как «выйти в ноль».
Чтобы вести бюджет грамотно, нужно определить статьи доходов и расходов. С доходами всё понятно — это зарплата, соцвыплаты, подработка и т. п. Основные статьи расходов семейного бюджета я разделила на четыре группы:
- Счета, по которым не стоит иметь долги — это кредиты, ипотека, займы, аренда жилья, коммуналка.
- Обязательные расходы, от которых нельзя отказаться: покупка продуктов, средств гигиены, расходы на здоровье, обучение, транспорт, бытовой ремонт, покупка сезонной одежды и обуви, обязательное страхование. К этой же группе относятся «Накопления». Эксперты рекомендуют откладывать не менее 10% от каждого дохода, но на начальном этапе можно и меньше. Это нужно, чтобы приобрести привычку накапливать вне зависимости от обстоятельств.
- Расходы второй ступени — развлечения, хобби, спорт, уход за собой, дополнительное образование, добровольное страхование, инвестирование. Этот список для всех индивидуален.
- Непредвиденные расходы — все, что не вошло в запланированный бюджет: от прорыва трубы до болезни домашнего питомца.
Чтобы свести общий бюджет, я пробовала готовые приложения, но они мне не подошли. Не потому, что плохи, а субъективно. В итоге таблица расходов и доходов семейного бюджета у меня заполняется в обычном Excel.
Так выглядит моя таблица для ведения семейного бюджета
Каждый месяц я подробно расписываю доходы и расходы в таблице, чтобы учесть все. В таблице есть графа «Примечание» — в нее я вношу уточняющую информацию и короткие задачи на следующий период по конкретной статье расходов, например, пояснение о перерасходе или о снижении лимита на конкретную категорию.
Обязательные расходы. Для удобства деньги, которые выделены на бытовые расходы, я делю на недели. Деньги для запланированных трат на текущую неделю я перевожу на отдельную карту, чтобы не потратить сверх лимита. Он складывается из стоимости расходов, которые запланированы на каждую неделю. Суммы по неделям получаются разные.
Например, семья из 3 человек тратит в месяц:
на продукты, еду животным, бытовую химию — 22 000 ₽
кредит — 10 000 ₽
коммуналка — 5 500 ₽
транспорт и связь — 6 000 ₽
детский сад и доп. занятия детям — 10 000 ₽
сезонная обувь, одежда — 5 000 ₽
Итого — 58 500 ₽
В первую неделю оплачивается кредит, коммуналка, продукты (заморозка, корм животным и длительное хранение) — 7 000 ₽, интернет и TV — 1 100 ₽, часть транспортных расходов — 1 000 ₽. Лимит на первую неделю — 24 600 ₽.
В последующие недели — расходов меньше, поэтому лимит на неделю ниже.
Списки расходов на неделю удобнее составлять заранее — я делаю это в пятницу вечером. Если за выходные «всплывает» что-то еще, есть время учесть это.
Непредвиденные расходы. Каждый месяц появляются забытые платежи: например, пришло время обязательного страхования или уплаты налогов. Чтобы их учесть, нужно планировать расходы наперед, чтобы перераспределять их по месяцам и не попасть в финансовую яму.
Бывают и неочевидные расходы: например, вы запланировали покупку посудомоечной машины, но это значит, что к стоимости добавятся услуги по установке и стоимость комплектующих для подключения. Или заключили договор с художественной школой и теперь каждый месяц докупаете расходники для занятий. Чтобы учесть эти траты, каждую новую статью бюджета нужно проверять на ее реальную стоимость.
Незапланированные доходы тоже случаются: вернули старый долг, начислили премию или появилась разовая подработка. Эти «лишние» деньги не нужно учитывать в текущем периоде — лучше перенести их на следующий период, чтобы не выйти за рамки запланированного бюджета и исключить риск необдуманных покупок. Исключение составляют долги и просрочки по платежам — их нужно закрывать как можно быстрее, чтобы не пришлось платить пени и штрафы.
В идеале доходная часть должна превышать расходы даже с учетом плановых накоплений. При дефиците бюджета стоит рассмотреть варианты экономии, но она не должна превращаться в тотальное самоограничение. Нельзя чрезмерно экономить на питании, здоровье и на том, что дарит радость семье.
Если денег не хватает, нужно искать способы увеличения доходов, но это обычно случается не сразу. Поэтому при анализе расходов рассмотрите варианты оптимизации, например, если есть основания, оформите субсидию на коммуналку, пособия на детей и по безработице, рефинансируйте кредит.
После эксперимента с обувной коробкой я изменила тариф у интернет-провайдера, нашла ошибки в платежке за коммуналку и сделала перерасчет, провела ревизию «домохозяйства», включая разбор одежды и обуви, отказалась от спонтанных мелких трат.
Чтобы успешно накапливать, нужна цель, например, построить дом, купить машину или организовать себе необычное путешествие.
У меня было время, когда в условиях дефицита бюджета мне не хотелось откладывать деньги. Разумнее казалось улучшить качество жизни прямо сейчас. Потом я поняла, что моя цель — это спокойствие, то есть финансовая подушка. Это дает уверенность в том, что если что-то случится, то будет время принять взвешенное решение, а не действовать спонтанно.
Самоизоляция в 2020 году многих научила жить иначе. Доходы упали, расходы вынужденно снизились. Это подходящее время, чтобы понять, за счет чего — какие статьи расходов позволили сэкономить, и сделать выводы, как правильно вести учет. Из очевидных:
- мы стали меньше тратить на транспорт;
- продукты покупали бегом и по списку, чтобы сократить время пребывания в магазине;
- не тратили деньги на развлечения: не ходили в театр, гости, не «веселили» детей;
- экономили на сфере услуг: не ходили в парикмахерскую, фитнес.
Вряд ли кто-то почувствует себя счастливее от экономии на парикмахере. Но суть в том, что пандемия дала возможность понять, как мы тратили деньги до этого и как стали тратить в условиях ограничений.
- Прежде чем начать планирование и вести семейный бюджет, проанализируйте доходы и расходы на предмет их целесообразности и стоимости, попробуйте рассчитать бюджет своей семьи на месяц.
- При ведении бюджета подробно расписывайте статьи расходов, чтобы иметь возможность учесть все возможные траты. Это позволит понять, где был перерасход или экономия.
- Даже при скромном бюджете заведите статью расходов «Накопления». Важно иметь цель, сформировать привычку и не расходовать эту статью на текущие нужды.
- При внесении в бюджет новой статьи расходов правильно оценивайте ее стоимость: будут ли сопутствующие расходы, возможно ли распределение оплаты на несколько периодов.
- Незапланированные доходы не нужно учитывать в текущем периоде, бюджет на который уже сформирован. «Лишние» деньги лучше переносить на следующий период.
Внеклассное мероприятие «Семейный бюджет» | Методическая разработка по математике (5 класс) на тему:
Конспект внеурочного мероприятия
Шульгина Ирина Александровна
учитель математики МБОУ СШ №93
г. Архангельск
Тема: «Семейный бюджет»
Класс: 5
Цели:
— содействовать формированию понятия «семейный бюджет»;
— научить рассчитывать «семейный бюджет»
Задачи
развивающие:
— развивать навыки работы с источником информации;
— активизировать внимание;
— развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
воспитательные:
— воспитание культуры общения;
— уважительное отношение друг к другу;
— чувство сотрудничества.
Планируемые результаты
предметные:
— систематизировать знаний и умений учащихся по теме «Вычисления с многозначными числами»;
личностные:
— формировать познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Создать педагогические условия для формирования у учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, уважения, умения вести диалог и слушать друг друга.
метапредметные:
— коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата.
— познавательные: владеть общим приемом решения задачи по составлению семейного бюджета.
Основные понятия: семейный бюджет, доходы, расходы(обязательные, переменные, личные, на детей).
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, таблица семейного бюджета, лист с информацией по профессиям, заработкам, пенсиям, лист с дополнительной информацией по семьям.
Ход урока
1. Организационный этап 5 мин
Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
1. Обсуждение с классом, о чем речь в пословицы и поговорки представлены на экране.
Так они и жили, дом продали, а ворота купили.
Считай деньги в своём кармане.
Домашняя копейка лучше отхожего рубля.
Деньги, что гости: то нет, то горсти.
2. Из различных источников ученикам было предложено найти определение понятия «семейный бюджет».
Семейный бюджет — совокупность доходов и расходов отдельной семьи в единицу времени (месяц, год)
«Бюджет» (от англ. budget — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определенного лица, устанавливаемая на определенный период времени. С одной стороны, бюджет — совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект (государство, предприятие или семья). С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий их поступления или расходования в течении определенного периода, чаще всего одного года.
2. Этап целеполагания 8 мин
1. Как рассчитать «Семейный бюджет»?
Знакомство с презентацией:
2. Обсуждение в парах, как заполнить таблицу
3. Актуализация опорных знаний 2 мин
1. Проверка домашнего задания:
Заполнение анкеты (совместно с родителями)
Уважаемые родители! Помогите, пожалуйста, своим детям в сборе информации к уроку.
С ув. учитель математики
Сколько, в среднем, в месяц семья из 4 человек тратит(р. )
1. продукты
2. квартплата
3. телефонная связь
4. проезд
а) общественный транспорт
б) машина
5. хозяйственные товары
6. медикаменты
7. одежда, обувь
4. Обобщение и систематизация знаний и умений 25 мин
1. Заполнение таблицы «семейного бюджета» для конкретной семьи (5 вариантов), с выбором данных из представленных материалов.
Женщины:
Врач терапевт – 262080 р.
Библиотекарь – 20 606 р.
Воспитатель дошкольного образования – 24150 р
Повар – 18000 р.
Швея – 22000 р.
Мужчины:
Автомеханик — 29777р
Инженер — строитель — 33384р
Экономист — 29247р
Водитель — 24826 р.
Полицейский – 30780 р.
Пенсионеры:
Бабушка – 9700 р.
Дедушка – 16450 р.
Стипендия:
Студент – 6000 р.
Учащаяся техникума — 1340 р.
Социальные пособия:
на ребёнка до 1,5 лет: 5436,67
Особенности семей
Семья Романовых: День рождения сына
Семья Петровых: Путёвка в санаторий для бабушки (20000р)
Семья Фёдоровых: Командировка отца (15000р)
Семья Воробьевых: Туристическая поездка дочери ( 8000р)
Семья Ипатовых: День рождения дочери
Семья Петровых выплачивает кредит за автомобиль: 7000р
Семья Романовых выплачивает кредит за холодильник: 2000р
Семья Воробьевых выплачивает ипотеку: 17000р.
Сбережения семьи Романовых: 3000р
Сбережения семьи Петровых: 5000р
Сбережения семьи Фёдоровых: 3000р
Сбережения семьи Ипатовых: 4000р
Сбережения семьи Воробьевых: 5000р
Подработка автомеханика: 10000р
Подработка экономиста: 5000р
Подработка врача-терапевта: 3000р
Подработка швеи: 4000р
Подработка повара: 6000р
Оплата детского сада: 1500р
Школьные обеды: 300р в неделю
Класс разбивают на семьи.
Семья Романовых: отец автомеханик, мать повар, дочь 5 лет, сын 20лет (студент)
Семья Петровых: отец водитель, мать библиотекарь, бабушка пенсионерка, дедушка пенсионер, сын 12 лет
Семья Фёдоровых: отец экономист, мать воспитатель детского сада, дедушка пенсионер, сын младенец, дочь 10лет
Семья Ипатовых: отец инженер строитель, мать швея, бабушка пенсионерка, дочь 3 лет, сын 14 лет
Семья Воробьевых: отец полицейский, мать врач терапевт, сын студент, дочь учащаяся техникума
2. Подсчет «семейного бюджета» по доходу и расходу.
3. Сделать вывод: хватает ли доходов в месяц на предполагаемые расходы;
4. Дальнейшие действия: если хватает доходов, как распорядиться оставшимися деньгами (оставить как сбережения или потратить), если доходов не хватает, то от чего семья может отказаться.
5. Подведение итогов 5 мин
1. Выслушать несколько выводов, которые были сделаны учащимися, и их дальнейшие действия в сложившейся финансовой ситуации.
2. Заполнить лист самооценки
Какие умения сформировались на уроке | Понял все, могу помочь другому | Понял, но иногда сомневаюсь | Не все понял, нужна помощь | Ничего не понял, требуется повторное объяснение |
Доходы семьи | ||||
Расходы семьи | ||||
Семейный бюджет |
Family Budget A Project Based Learning Lesson Plan
Project Based Learning Lesson Plan
Monthly Family Budget
Topic
My Family’s Living Budget
Content
Планирование семьи
- Счета (плановые расходы)
- Аренда/ипотека
- оплата автомобиля/транспорт
- автострахование
- кабель/интернет или потоковые сервисы
- Кредитные карты
- Телефон
- Электрический/газовый
- Бакалея
- Еженедельные деньги на проживание (продукты, газ, развлечения)
- Незапланированные расходы
- Ремонт автомобилей (спущенное колесо, автомобильная авария и т. д.)
- Сбережения
- Краткосрочная (каникулы)
- На длительный срок (покупка дома, колледжа для детей и т. д.)
Вопросы по вождению
Первый визит специалиста по финансовому планированию
Специалист по финансовому планированию объяснит, что такое бюджет и как важно иметь бюджет. Студенты будут иметь возможность встретиться в своих группах со специалистом по финансовому планированию, чтобы подробно обсудить вопросы:
- Что необходимо учитывать при планировании семейного бюджета?
- Какие препятствия могут нарушить семейный бюджет?
- Что вы можете сделать, чтобы спланировать сбои в бюджете?
Подробная информация
- Обзор семейного бюджета/Что такое бюджет
- Зачем семье нужен бюджет?
- Используйте различные онлайн-инструменты
- Разрушители денег
- Рабочий лист «Деньги и вещи»
- Классные материалы (www. myclassroom material)
Критика и обзор
Групповая критика:
Учащиеся рассмотрят предложенный ими бюджет и зададут вопрос членам сообщества, которые рассмотрят свой бюджет.
Критика сообщества:
Учащиеся встретятся с различными членами сообщества и представят свои первоначальные предложения по семейному бюджету. На собрании учащиеся обсудят различные способы воздействия бюджета на семью. Члены сообщества будут задавать вопросы и критиковать бюджет группы. Члены сообщества оставят отзыв и любую дополнительную информацию, чтобы помочь учащимся улучшить свой бюджет.
Подведение итогов:
Учащиеся критически оценивают бюджет друг друга и анализируют информацию, полученную от членов сообщества. Студенты обсудят способы реализации предложений членов сообщества.
Аудитория для публики
Второй визит специалистов по финансовому планированию
Специалисты по финансовому планированию встретятся с каждой группой, чтобы убедиться, что их бюджеты находятся на правильном пути и у них есть надежный план. Специалисты по финансовому планированию также дадут советы по будущей корректировке семейного бюджета.
Компетенции 21 века
- Учащиеся будут ежедневно отслеживать семейные расходы и применять советы, полученные от специалистов по финансовому планированию.
- Студенты будут использовать онлайн-исследования и инструменты
- Учащиеся будут участвовать в системе экономики в классе, в которой будут использоваться сценарии реального мира, которые могут возникнуть в любое время (непредвиденные расходы: ремонт автомобиля, болезнь и т. д.…)
Блог WSPTA
15 января 2017 г.
2017 Сессия начинается с помпы, рабочих сессий и слушаний
Законодательное собрание штата Вашингтон 65-го созыва начало 105-дневную сессию 9 января, приведя к присяге 18 новых членов Палаты представителей и 12 новых членов Сената. Сенат контролируется республиканским большинством в 25-24, в то время как большинство в Палате представителей составляет 50 демократов против 48 республиканцев…
Подробнее
Категория:
Адвокация
,
Образование
,
Семейное участие
,
Законодательный
Метки:
Программа дошкольного образования и помощи (ECEAP)
,
Закон об успехах каждого студента (ESSA)
,
приемные дети
,
Губернатор Инсли
,
Совместная целевая группа по финансированию законодательного образования
,
Парапедагоги
,
Социально-эмоциональное обучение (SEL)
,
Суперинтендант общественного обучения Крис Рейкдал
12 января 2017 г.
Эрика Капур дает показания перед бюджетным комитетом Сената
Эрика Капур, член законодательного округа 45-го округа и председатель законодательного органа штата Вашингтон PTA (WSPTA) региона 2, вчера днем дала показания в поддержку предложенного губернатором Инсли бюджета на образование. Ее показания можно найти через 1 час 30 минут после слушания в комитете по путям и средствам Сената; посмотрите ее показания здесь. «В этом бюджете рассматриваются многие важные…
Подробнее
Категория:
Адвокация
,
Образование
,
Семейное участие
,
Здоровье и благополучие
,
Законодательный
Метки:
Программа дошкольного образования и помощи (ECEAP)
,
Бюджет образования
,
Губернатор Инсли
,
Улучшить результаты учащихся
,
Парапедагоги
,
Сенат Пути и средства
,
Социально-эмоциональное обучение (SEL)
,
свидетельство
,
Пятерка лучших
,
Снижение стоимости обучения
10 января 2017 г.
Директор WSPTA FACE свидетельствует в пользу предлагаемого губернатором Инсли бюджета на образование
Джуди Ист, директор WSPTA по работе с семьей и общественностью, дала показания в понедельник в Комитете по ассигнованиям Палаты представителей в поддержку предложенного губернатором Инсли операционного бюджета. В частности, Джуди сказала: «Этот бюджет касается многих важных элементов двухлетней платформы WSPTA, за которую проголосовали наши члены. К ним относятся: Фокус на социальном и эмоциональном здоровье с…
Подробнее
Категория:
Адвокация
Метки:
Программа дошкольного образования и помощи (ECEAP)
,
Финансирование образования
,
Взаимодействие с семьей и обществом
,
Губернатор Инсли
,
Программы помощи в обучении
,
свидетельство
10 января 2017 г.
Директор WSPTA FACE свидетельствует в пользу предлагаемого губернатором Инсли бюджета на образование
Джуди Ист, директор WSPTA FACE, дает показания в Олимпии Джуди Ист, директор WSPTA по работе с семьей и общественностью, дала показания в понедельник в Комитете по ассигнованиям Палаты представителей в поддержку предложенного губернатором Инсли операционного бюджета. В частности, Джуди сказала: «Этот бюджет касается многих важных элементов двухлетней платформы WSPTA, за которую проголосовали наши члены. К ним относятся:…
Подробнее
Категория:
Адвокация
,
Образование
,
Семейное участие
,
Здоровье и благополучие
Метки:
Программа дошкольного образования и помощи (ECEAP)
,
Финансирование образования
,
Взаимодействие с семьей и обществом
,
Губернатор Инсли
,
Программы помощи в обучении
,
Социально-эмоциональное обучение (SEL)
,
свидетельство
15 декабря 2016 г.
ПРЕСС-РЕЛИЗ: Ассоциация крупнейших родителей штата приветствует бюджет на образование Inslee
Такома, штат Вашингтон (15 декабря 2016 г.): После опубликования во вторник плана расходов бюджета на образование губернатора Джея Инсли президент PTA штата Вашингтон Барбара Мартин выступила со следующим заявлением: «Инвестиции губернатора Инсли в образование K-12 для поддержки Качественный учитель в каждом классе и опытный директор в каждой школе — это большой шаг вперед в…
Подробнее
Категория:
Адвокация
,
Образование
,
Здоровье и благополучие
Метки:
Финансирование образования
,
Губернатор Инсли
,
Законодательное собрание
,
Кадровое обеспечение школы
,
Социально-эмоциональное обучение (SEL)
,
Курсы для преподавателей
,
Пятерка лучших
,
Весь ребенок
13 декабря 2016 г.
Губернатор публикует бюджет Эда и просит выделить 3,9 млрд долларов на финансирование новой школы K-12
Предлагая бюджетные предложения на 2017 год для решения «проблемы Макклири», губернатор Джей Инсли сегодня обнародовал свой бюджет на образование и доходы с запросом на общие расходы в размере 3,9 миллиарда долларов в течение двухлетнего бюджетного цикла. В предварительном просмотре в понедельник сотрудники указали, что почти две трети финансирования повысят компенсацию всем педагогам и добавят…
Подробнее
Категория:
Адвокация
,
Образование
,
Законодательный
Метки:
Бюджет
,
Финансирование образования
,
Губернатор Инсли
,
Макклири
,
налог
,
Сертификация учителей
18 ноября 2016 г.
Проект сводного плана информационно-пропагандистской деятельности ESSA
Сформируйте свою систему государственного образования на долгие годы, предоставив через Управление суперинтенданта государственного образования (OSPI) свой отзыв о проекте Сводного плана Вашингтонского закона об успехах каждого учащегося (ESSA). PTA штата Вашингтон участвовало в процессе разработки проекта, и OSPI хочет, чтобы точки зрения их избирателей были хорошо представлены. OSPI был одним из…
Подробнее
Категория:
Адвокация
,
Образование
Метки:
Сводный план ESSA
,
Закон об успехах каждого студента (ESSA)
,
Управление суперинтенданта общественного просвещения (OSPI)
10 ноября 2016 г.
Отчет о социально-эмоциональных показателях
PTA штата Вашингтон в течение нескольких лет работало над социально-эмоциональным обучением (SEL) в качестве главного законодательного приоритета*. В течение двухлетнего периода 2015–2017 годов SEL входил в пятерку главных приоритетов. В июне 2015 года Законодательное собрание предоставило финансирование рабочей группе для разработки контрольных показателей социально-эмоционального обучения (SELB) для образования K-12 на основе фундаментальной работы, проделанной в…
Подробнее
Категория:
Адвокация
Метки:
2016-18 Законодательная платформа
,
Законодательное собрание
,
Социально-эмоциональное обучение (SEL)
,
Рабочая группа по социально-эмоциональному обучению (SELB)
,
Пятерка лучших
25 апреля 2016 г.