Теории маслоу: Теория мотивации Маслоу

Теория мотивации Маслоу

Опубликовано пользователем HRTrain

Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:

  1. Физиологические потребности: еда, жилье, одежда, вода, воздух, сон и т.д.
  2. Потребности в безопасности: экономическая, физическая, условия жизни.
  3. Социальные потребности: социальные связи, общение, совместная деятельность.
  4. Самоуважение: уважение или признание со стороны других, служебный рост.
  5. Самоактуализация: самовыражение, самоидентификация.

По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.

2. Безопасность

Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:

Потребность в экономической безопасности:

  • Человек хочет экономической безопасности, то есть уверенности в удовлетворении своих основных потребностей на постоянной основе.  Таким образом, эта потребность являются лишь расширением базовой потребности.

Потребность в физической безопасности:

  • Эта потребность включают защиту от пожаров, несчастных случаев (включая несчастные случаи на производстве), и других видов физических опасностей.

Потребность в социальной защите:

  • К ней относятся потребность в безопасности или защищенности в старости, при наступлении серьезной болезни или потери нетрудоспособности.

3. Социальные потребности

Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым».И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.

4. Самоуважение

Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т. д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.

5. Самореализация

Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.

  1. Человек – это социальное животное, и он всегда будет хотеть большего. И при этом у него есть разные потребности.
  2. Существует иерархия этих потребностей, т. е. эти потребности расположены в определенной иерархической последовательности. Когда удовлетворена потребность нижнего уровня, её место занимает потребность более высокого уровня. У человека с сытым желудком, появляются другие потребности.
  3. Удовлетворенная потребность не может работать в качестве мотиватора. Только те потребности, которые не еще удовлетворены, действуют как мотиваторы, влияющие на поведение человека.
  4. Физиологические потребности и потребности в обеспечении безопасности конечны, но потребности более высокого уровня бесконечны и могут долго быть мотиваторами.

Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.

Рубрика: 

  • Обучение

Ключевые слова: 

  • Обучение персонала
  • Теории мотивации

Оцените публикацию





Популярное

20 мемов про рекрутинг, поиск работы, собеседования и мотивацию [03. 11.2022]

Что делать работодателю в случае причинения ущерба работником?

Как преодолеть половое неравенство в профессиях?

11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.

А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.

Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).

Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.

Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.

Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:

1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].

2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.

4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.

5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.

Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.

 

Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.

В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.

А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.

Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.

А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:

1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;

3) существует иерархия потребностей.

Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.

Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.

Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.

Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.

2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.

4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.

5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.

6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.

7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.

8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.

9. Чувство идентификации с человечеством в целом.

10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.

12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.

13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.

14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.

Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.

Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.

Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.

Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.

А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.

• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.

• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.

• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.

• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.

• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.

• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.

• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.

• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.

• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.

• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.

Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.

По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].

В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].

А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.

А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все

свои базовые потребности, добиться признания и уважения.

Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.

В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.

С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.

Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.

По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.

Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.

Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:

• отсутствие эмпирических подтверждений;

• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;

• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;

• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;

• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии

потребностей;

• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;

• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.

Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.

_____________________________________________________________________________________________________________________

[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.

[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.

[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.

[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.

[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.

[413] Там же. С. 164.

[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66. 

[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.

[416] Там же. С. 219–228.

[417] Там же. С. 145.

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие» 

Пирамида потребностей Маслоу: использование и критика

Иерархия потребностей Маслоу — это модель для понимания мотивов человеческого поведения. Он отображает различные мотивы в виде пирамиды, где каждый уровень представляет собой отдельную человеческую потребность. К ним относятся физиологические потребности, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самореализация.

Эту модель создал психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что люди не могут сосредоточиться на потребностях, стоящих выше пирамиды, пока они в основном не удовлетворят потребности нижних уровней. Маслоу также считал, что удовлетворение в жизни является результатом способности удовлетворять потребности на всех пяти уровнях.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше об иерархии потребностей Маслоу и ее приложениях, а также о том, что происходит, когда потребности не удовлетворяются, и о критике теории.

Иерархия потребностей Маслоу — это психологическая теория о том, что движет человеческим поведением и что заставляет людей чувствовать себя удовлетворенными. Он представляет собой пять основных человеческих потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы достичь благополучия. Это:

  • физиологические потребности
  • безопасность
  • любовь и принадлежность
  • уважение
  • самоактуализация

Маслоу нанес эти потребности на пирамидальную диаграмму, где каждая потребность занимает свой уровень пирамиды. Самый низкий и самый высокий уровни представляют основные и самые приоритетные потребности, необходимые для выживания.

Меньшие и большие секции представляют самооценку и самореализацию, которые необходимы для самореализации или эмоционального благополучия.

Диаграмма пирамиды показывает, как Маслоу считал, что человеческие потребности иерархичны, то есть одни имеют приоритет над другими. Согласно его теории, люди не могут удовлетворить потребности, находящиеся выше по пирамиде, пока они не позаботятся о тех, что находятся ниже. Маслоу утверждал, что только после удовлетворения всех пяти потребностей люди могут по-настоящему процветать.

Маслоу опубликовал иерархию потребностей в 1943 году. Сегодня исследователи считают ее одной из самых влиятельных идей в науке о личности и психологии мотивации.

Начиная с основания пирамиды, пять потребностей следующие:

Физиологические потребности

К ним относятся физические потребности, которые люди должны удовлетворять, чтобы выжить, например:

  • еда
  • вода
  • секс
  • тепло
  • кров
  • сон

Потребности в безопасности

К ним относятся вещи, которые позволяют людям чувствовать себя в безопасности. Этому могут способствовать порядок, предсказуемость и чувство контроля.

Безопасность может исходить от действий человека, его семьи или сообщества. В зависимости от человека это может включать:

  • жизнь или работу в безопасной среде
  • наличие стабильного и достаточного источника дохода
  • чувство защищенности от преступлений или жестокого обращения
  • хорошее физическое здоровье без серьезных заболеваний

Многие люди в Соединенных Штатах живут в физически или эмоционально небезопасной среде. Чувство небезопасности в детстве может повлиять на психическое здоровье во взрослой жизни.

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в любви и принадлежности включает чувство связи с другими, принадлежности к группе и наличие надежных отношений. Люди удовлетворяют эти потребности посредством:

  • дружбы
  • любви и любви
  • эмоциональной близости
  • чувство принятия близкими

Потребность в уважении

«Уважение» — это восхищение и уважение. Маслоу разделил эту часть пирамиды на две подкатегории: уважение, которое человек испытывает к себе, или самоуважение, и уважение, которого он желает от других.

Самоуважение предполагает здоровое положительное отношение к себе. Вещи, которые необходимы человеку, чтобы иметь хорошую самооценку, включают:

  • самооценку, когда человек чувствует, что имеет ценность
  • компетентность, которая включает в себя чувство квалификации или знания
  • достоинство, которое означает чувство достойного уважения
  • независимость, что в данном контексте означает, что человек чувствует, что он может делать что-то для себя

Уважение со стороны других может включать получение:

  • уважение сверстников
  • признание своих достижений
  • статус или престиж
  • известность или репутация

Однако Маслоу заметил, что самую здоровую форму уважения, которое исходит от других, нужно заслужить. Знаменитость и мимолетное признание не могут удовлетворить потребности человека в уважении в долгосрочной перспективе.

Самореализация

Высшей потребностью в пирамиде Маслоу является самоактуализация, которая включает в себя познание себя, понимание своего полного потенциала и достижение его.

Это отличается от потребности в уважении из предыдущего раздела. Согласно Маслоу, люди, которые реализуют себя, находят мотивацию в росте и возможностях, а не в попытках получить то, чего им не хватает. Они видят то, чего они или их сообщество могли бы достичь, и преследуют их, независимо от того, приводит ли это к внешнему вознаграждению или нет.

Другими характеристиками, которыми, по мнению Маслоу, обладают самоактуализированные люди, являются:

  • реалистичное восприятие реальности
  • принятие несовершенств
  • гибкость и спонтанность в достижении целей
  • автономия и ответственность жизнь
  • творчество

Самореализоваться не значит, что у человека нет проблем и он всегда счастлив. Маслоу описал самоактуализацию как непрерывный процесс, а не конечную точку пути.

Люди применили иерархию потребностей Маслоу ко многим областям исследований, отраслям и социальным проблемам. Ниже приведены некоторые примеры:

Образование

Эксперты в области образования иногда используют иерархию потребностей, чтобы помочь детям раскрыть свой учебный потенциал.

Например, в 2020 году Институт педагогики применил эту теорию к детям, получающим домашнее образование во время пандемии COVID-19.

Дети в такой ситуации сталкиваются с уникальными проблемами и могут чувствовать себя в опасности из-за происходящих вокруг них изменений. Авторы объясняют, как лица, осуществляющие уход, могут удовлетворить свои физические потребности, потребности в безопасности, социальной жизни, уважении и личностном росте даже в трудной ситуации.

Здравоохранение

В более раннем исследовании 2014 года исследователи утверждают, что применение теории Маслоу к уходу за людьми в отделении интенсивной терапии (ОИТ) может иметь преимущества.

Люди в отделениях интенсивной терапии склонны к чрезмерной седации и иммобилизации. Авторы утверждают, что, хотя эти меры необходимы для меньшинства пациентов, они не являются существенными для большинства. Фактически, они могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье и когнитивные функции.

Чтобы предотвратить это, авторы предлагают изменить лечение в отделении интенсивной терапии, чтобы оно учитывало общее качество жизни, а не только физическое восстановление. Они выступают за использование меньшего количества седативных средств и продвижение мобильности везде, где это возможно.

Неудовлетворенные потребности в каждой категории могут иметь специфические эффекты, такие как:

620203
. уровень должен быть в основном, но не полностью, достигнут, прежде чем они смогут перейти на следующий уровень. Он считал, что неудовлетворенные потребности занимают разум, мешая погоне за потребностями выше по пирамиде.

Таким образом, согласно теории, если человек пытается удовлетворить свои основные физиологические потребности и потребности в безопасности, он не сможет искать более высокие потребности в любви, уважении и самореализации.

Ниже приведены некоторые критические замечания в адрес теории Маслоу:

Порядок потребностей в иерархии произвольный

В исследовании 2015 года отмечается, что одна критика теории Маслоу связана с порядком потребностей в иерархии. Некоторые критики говорят, что, хотя логично ставить физиологические потребности на первое место, а самоактуализацию — на последнее, люди не обязательно преследуют или получают потребности именно в таком порядке.

Например, некоторые утверждают, что здоровые отношения с самим собой являются важным условием здоровых отношений с другими. Сам Маслоу встречал людей, которые больше ценили чувство собственного достоинства, чем любовь.

Однако Маслоу не считал точный порядок потребностей жестким.

Самоактуализация нелинейна

В своих ранних работах Маслоу утверждал, что человек может самореализоваться только после того, как удовлетворит свои основные потребности. Однако в более ранней статье 2015 года отмечается, что иногда неспособность удовлетворить свои основные потребности помогает людям определить свои цели самореализации.

Например, человек может иметь стабильную карьеру в течение многих лет, удовлетворяя свои потребности в безопасности. Однако, если они потеряют работу, они могут понять, что их прежняя карьера не приносила удовлетворения. Потребность в другом источнике дохода может подтолкнуть их к выполнению работы, которую они действительно хотят.

Маслоу также признал, что неудовлетворенные потребности могут быть мотивацией для самореализации в его более поздних работах.

Учение о самоактуализации не поддается обобщению

Другая критика концепции самоактуализации заключается в том, что Маслоу в значительной степени основывал свои идеи на биографиях известных исторических деятелей, большинство из которых были образованными белыми людьми. Таким образом, черты, которые он наблюдал у этих успешных людей, могут не относиться ко всем людям.

Иерархия потребностей Маслоу — это теория о том, что мотивирует и удовлетворяет людей. Теория включает пять потребностей, каждая из которых образует одну секцию пирамиды. В основе пирамиды лежат физиологические потребности и потребности в безопасности. Посередине находятся социальные потребности, такие как любовь и принадлежность. На вершине — уважение и самореализация.

Люди применяют иерархию различными способами, в том числе в образовании, развитии детей и здравоохранении. Психологи могут использовать его, чтобы понять вещи, которые также могут способствовать состояниям психического здоровья.

Тем не менее, есть некоторые неправильные представления и критические замечания по поводу теории Маслоу. Важно помнить, что переход от одной ступени пирамиды к другой не обязательно линейный.

5 уровней иерархии потребностей Маслоу — обзор

Иерархия потребностей Маслоу — это психологическая теория, которая объясняет человеческую мотивацию через погоню за несколькими уровнями желаний. Согласно этой идее, люди вынуждены удовлетворять свои потребности в иерархической последовательности. Этот список начинается с самых основных потребностей и переходит к более сложным требованиям.

 

Согласно этой идее, конечной целью является достижение пятого уровня иерархии: самоактуализация. Одной из самых известных картин в истории изучения менеджмента является классическая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Внизу пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация, или реализация своего полного потенциала.

 

 

Что такое иерархия потребностей Маслоу ?

 

В своей работе 1943 года «Теория мотивации человека» и более поздней книге «Мотивация и личность» Маслоу первоначально представил понятие иерархии потребностей. Согласно этой иерархии, люди стремятся удовлетворить основные потребности, прежде чем перейти к более сложным требованиям.


Абрахам Маслоу (источник). .

 

В то время как другие существовавшие в то время школы мысли (такие как психоанализ и бихевиоризм) имели тенденцию сосредотачиваться на нежелательном поведении, Маслоу гораздо больше интересовало открытие того, что делает людей жизнерадостными и что они делают для достижения этой цели.

 

Маслоу как гуманист считал, что у людей есть врожденное стремление к самореализации или к тому, чтобы быть лучшей версией себя. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более фундаментальных требований, таких как пища, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.

 

Физиологические (пища и одежда), безопасность (гарантия занятости), любовь и потребность в принадлежности (дружба), уважение и самореализация — это потребности, расположенные снизу вверх по иерархии.

 

Погрузитесь глубже в эту тему, прочтите этот документ Канадского колледжа по иерархии Маслоу.

 

«Люди должны удовлетворить потребности дефицита более низкого уровня, прежде чем перейти к удовлетворению потребностей роста более высокого уровня».

— Маслоу (1943)

 

Иерархия потребностей Маслоу делится на пять уровней. Начнем снизу и посмотрим на требования Маслоу. Наша самая фундаментальная потребность заключается в физическом выживании, и это будет первое, что будет управлять нашим поведением. Следующий уровень — это то, что вдохновляет нас после завершения этого уровня, и так далее.


Пирамида потребностей Маслоу0255

 

Наиболее распространенным представлением иерархии Маслоу является пирамида. Самые фундаментальные требования находятся внизу пирамиды, а самые сложные — наверху.

 

Основные телесные потребности, такие как потребность в еде, питье, сне и тепле, лежат в основании пирамиды. Люди могут перейти к следующему уровню желаний, которые связаны с безопасностью и безопасностью, если эти требования более низкого уровня были выполнены.

 

Личное уважение и эмоции успеха становятся более важными по мере продвижения вверх по пирамиде. Маслоу, как и Карл Роджерс, подчеркивал важность самоактуализации, которая представляет собой процесс роста и развития человека с целью полного раскрытия его потенциала.

 

(Рекомендуемая литература: Инновации в ИИ)

 

  1. Психологические потребности

 

Это биологические потребности человека, такие как воздух, еда, питье, кров, одежда, тепло, секс и сон, среди прочего.

 

Человеческое тело не может работать эффективно, если эти требования не выполняются. Согласно Маслоу, физиологические потребности являются наиболее важными, поскольку все остальные потребности вторичны, пока они не будут удовлетворены.

 

Физиологические потребности включают кров и одежду в дополнение к основным потребностям в пище, воздухе и регулировании температуры. Маслоу поместил половое размножение на этот уровень иерархии потребностей, потому что это необходимо для выживания и размножения вида.

  1. Потребности в охране и безопасности

 

Требования становятся все более сложными по мере того, как мы продвигаемся вверх по иерархии потребностей Маслоу ко второму уровню. На этом уровне потребность в безопасности становится первостепенной.

 

Как только физиологические потребности человека удовлетворены, безопасность становится более важной. В своей повседневной жизни люди стремятся к порядку, предсказуемости и контролю. Эти требования могут быть выполнены семьей и обществом (например, полицией, школами, бизнесом и медицинским обслуживанием).

 

Эмоциональная безопасность, финансовая безопасность (например, работа, социальное обеспечение), правопорядок, бесстрашие, социальная стабильность, собственность, здоровье и благополучие — это лишь несколько примеров (например, безопасность от несчастных случаев и травм).

 

 

  1. Социальные потребности (потребности в любви и принадлежности)

 

Следуя физиологическим требованиям и требованиям безопасности, третий уровень человеческих потребностей — социальный, включающий чувство принадлежности. Эмоциональная потребность человека в межличностных связях, присоединении, связности и членстве в группе называется принадлежностью.

 

Дружба, близость, доверие и принятие, а также получение и дарение привязанности и любви — все это примеры требований принадлежности. Поведение человека на этом уровне обусловлено потребностью в эмоциональных связях.

 

Люди должны чувствовать, что их любят и принимают другие, чтобы предотвратить такие проблемы, как одиночество, печаль и беспокойство. Участие в других организациях, таких как религиозные группы, спортивные команды, книжные клубы и другие групповые мероприятия, а также личные связи с друзьями, семьей и любовниками играют существенное влияние.

 

(Рекомендуемая литература — Что полезного можно сделать во время карантина)

 

 

  1. Потребность в уважении

 

Стремление к восхищению и уважению находится на четвертом уровне иерархии Маслоу. Когда требования на трех нижних уровнях удовлетворены, потребность в уважении становится основным мотиватором поведения.

 

Завоевание уважения и признательности людей становится чрезвычайно важным в это время. У людей есть сильное желание выполнить задачи и впоследствии получить вознаграждение за свои усилия. Эмоциональные потребности включают в себя такие вещи, как самооценка и личная ценность, в дополнение к эмоциям успеха и престижа.

 

Профессиональная деятельность, академические достижения, участие в спорте или команде, а также личные интересы могут способствовать удовлетворению требований к уважению. Люди, способные удовлетворить свои потребности в уважении за счет отличной уверенности в себе и признания других людей, более уверены в своих навыках.

 

Чувство неполноценности может возникнуть у тех, кому не хватает чувства собственного достоинства и уважения окружающих. Психологические потребности иерархии складываются из уровня уважения и социального уровня вместе.

 

 

  1. Потребности в самореализации

 

Потребности в самореализации находятся на самом верху иерархии Маслоу. «Человек должен быть тем, кем он может быть», — сказал Маслоу, намекая на желание людей полностью раскрыть свой человеческий потенциал. Маслоу определяет самоактуализацию следующим образом: «Она может быть неформально определена как полное использование и эксплуатация своих талантов, способностей и потенциальных возможностей, среди прочего» 9.0003

 

Такие люди кажутся довольными собой и добиваются лучшего, на что способны. Это люди, которые достигли своего полного потенциала или находятся на пути к его полному раскрытию».

 

(Также читайте: Ключевые примеры цифровых технологий )

 

 

Прогресс людей через иерархию потребностей

 

Маслоу предположил, что для выполнения этих требований необходимо выполнение ряда условий. Обладание свободой слова и самовыражения или жизнь в справедливом и справедливом обществе, например, не указаны явно в иерархии потребностей Маслоу, но Маслоу чувствовал, что наличие этих вещей упростило людям удовлетворение своих потребностей.

 

Маслоу также считал, что у людей есть желание изучать новые знания и лучше понимать окружающий мир в дополнение к этим основным требованиям.

 

Это отчасти связано с тем, что больше знаний об окружающем мире помогает нам удовлетворять другие потребности; например, узнавая больше о мире, мы можем чувствовать себя в большей безопасности, а более глубокое понимание темы, которой человек увлечен, может помочь ему достичь самореализации.

 

Маслоу, с другой стороны, считал, что потребность в познании окружающего мира является внутренней потребностью. Несмотря на то, что Маслоу организовал свои потребности в иерархию, он понимал, что удовлетворение каждой потребности не является предложением по принципу «все или ничего». В результате людям не нужно полностью удовлетворять одну потребность, прежде чем перейти к следующей в иерархии.

 

Согласно Маслоу, у большинства людей каждое из их желаний частично удовлетворяется в любой момент, а требования, расположенные ниже всего в иерархии, обычно являются теми, в удовлетворении которых люди добились наибольшего прогресса. Маслоу также указывал, что одно действие может удовлетворить два или более желаний. Разделение еды с кем-то, например, удовлетворяет физиологическую потребность в питании, а также удовлетворяет желание принадлежать.

 

Работа в качестве оплачиваемой сиделки может также принести чувство социальной связи и цели, помимо предоставления наличных денег (что позволяет им платить за еду и жилье).
 

Прочтите это исследование, опубликованное в Международном журнале развития и экономической устойчивости, на тему «Иерархия потребностей Маслоу и оценка потребностей в развитии сообщества».

 

 

Критика теории Маслоу

 

Гипотеза Маслоу получила широкое распространение как в психологии, так и за ее пределами. Идея оказала значительное влияние на секторы образования и бизнеса. Теория Маслоу о том, что люди проходят через пять фаз, не всегда подтверждалась исследованиями, проведенными после того, как он опубликовал свое первоначальное исследование.

 

Хотя некоторые исследования показали некоторую поддержку убеждений Маслоу, в большинстве исследований не удалось установить понятие иерархии потребностей. По словам Вахбы и Бридуэлла, рейтинг этих требований Маслоу получил минимальную поддержку, и гораздо меньше доказательств того, что они существуют в иерархической последовательности.

 

Гипотезу трудно проверить: другие критические замечания в адрес тезиса Маслоу включают сложность эмпирической проверки его представления о самоактуализации. Исследование самоактуализации Маслоу также было основано на небольшой выборке людей, включая людей, которых он знал, а также биографии известных личностей, которых он считал самореализовавшимися.

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о том, почему иерархия потребности Маслоу:


. НЕОБХОДИМОЙ ВЫСОКОВАТЕЛЬНОСТЬ.
• психологическая травма
Любовь и принадлежность • одиночество
• антиобщественное поведение
Уважение • чувство никчемности
• Чувство невидимого или недооцененного
• Низкая уверенность в себе
• Депрессия
Самоактуализация • Скука
• Цинизм
• Отсутствие значения в жизни