Теория мотивации абрахама маслоу: Теория мотивации Абрахама Маслоу

Впервые опубликована «Теория человеческой мотивации» Пирамида потребностей Маслоу

Научная статья «Теория человеческой мотивации» известного американского психолога Абрахама Маслоу была опубликована 15 июля 1943 года, в журнале «Психологический обзор». Она представляет собой попытку сформулировать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяет теоретическим требованиям и в то же время согласуется с известными клиническими, экспериментальными и полученными в процессе наблюдений фактами. Изложение идей психолога получило название «Пирамида потребностей Маслоу».


Создавая свою теорию Маслоу шел необычным путем. Он не прибегал к использованию анкет или интервью. У него был свой метод — биографический: он изучал истории жизни, биографии великих людей. Создав пирамиду потребностей Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какая из пяти основных ее ступеней является на данный момент доминирующей. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной или важной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен. Для того чтобы следующий более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Даже, если в данный момент одна из потребностей человека доминирует, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

После появления теории, руководители различных рангов стали понимать, что мотивация определяется широким спектром потребностей людей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Несмотря на то, что теория дала весьма полезное для различного рода руководителей описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Основная критика в адрес этой теории сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

Связанные статьи

Дата события: 15 марта 1943 года (79 лет назад)

Категории
Общество, Психология, История

Регионы
США

Теги
#книга, #публикация, #разработка

справочная информация

ЗАКРЫТЬ X




  • Дата события: 15 марта 1943 года (79 лет назад)




  • Категории
    Общество, Психология, История


    Регионы
    США



    Теги
    #книга, #публикация, #разработка

Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности

В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.

  • Пирамида Маслоу
  • Самоактуализация
  • Гибкость теории Маслоу
  • Применение теории Маслоу
  • Недостатки теории Маслоу

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

  1. Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
  2. Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
  3. Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
  4. Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
  5. Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту. Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков. Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

  1. Физиологические.
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
  4. Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
  5. Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
  6. Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
  7. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

  • адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
  • принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
  • умение следовать своим желаниям;
  • спонтанность действий, естественность и простота;
  • способность фокусироваться на задаче;
  • потребность в уединении;
  • независимость;
  • способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
  • мистичность, могут находиться в высших состояниях;
  • демократичность;
  • способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
  • чувство юмора.

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Гибкость теории Маслоу

Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.

Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти. Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением. Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

Приведение ваших команд к успеху

Многие лидеры попадают в ловушку, сосредотачиваясь на результатах/задачах, прежде чем строить отношения и сосредотачиваться на людях в команде.

Они создают «культуру задач», которая может привести к быстрому успеху, но культура, которая не является устойчивой с точки зрения высокой производительности.

Вскоре команда вступает в конфликт, происходит плохая работа, и на команду влияет то, что известно как синдром «мертвого тела». Ужасное место, куда люди приходят, чтобы выжить и сделать минимум. У вас есть «посетители», а не «отличники»

Как лидеры мы должны избегать синдрома «мертвого тела».

Вы сделаете это, убедившись, что понимаете членов команды и то, что необходимо для создания позитивного климата в команде.

Хороший способ понять, что должно быть на месте, — это использовать хорошо известную теорию мотивации. Несмотря на то, что он очень старый, он по-прежнему повышает ценность размышлений о том, что вам нужно сделать, чтобы возглавить команду.

Иерархия потребностей Маслоу — это теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его статье 1943 года «Теория мотивации человека» в Psychological Review. Впоследствии Маслоу расширил эту идею, включив в нее свои наблюдения за врожденным любопытством человека.

Его иерархия потребностей представляет собой мотивационную теорию, включающую пятиуровневую модель человеческих потребностей, часто изображаемую в виде иерархических уровней внутри пирамиды. Снизу иерархии вверх потребности: физиологические, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самореализация.

Он заявил, что потребности, расположенные ниже по иерархии, должны быть удовлетворены, прежде чем люди смогут удовлетворить потребности, находящиеся выше по иерархии.

Теория мотивации Маслоу

Создавая элитные команды, мы концентрируемся на том, чтобы все эти элементы соблюдались индивидуально и чтобы люди становились лучше, чем они могут быть.

Мы делаем это, следя за тем, чтобы ключевые элементы для успеха команды были на месте.

Модель High Performance Team

Когда вы объединяете индивидуальные и командные потребности, производительность возрастает. Вы действительно начнете вести свою команду к успеху и добьетесь выдающихся результатов в качестве лидера.

Нам нужно создать место, где каждый стремится быть лучшим. Их физиологические потребности удовлетворены, они чувствуют себя в безопасности, любимыми, принадлежат к чему-то особенному, они горды, уверены в себе и пользуются большим уважением. Место, где у команды есть цель, цели ясны, а ценности согласованы. Место, где дух, навыки, процесс и здоровье объединяются, чтобы обеспечить волшебство.

Обычно мы создаем это, используя метод 6Ps Team Canvas, о котором я много писал.

Еще один способ связать теорию мотивации Маслоу с моделью команды — использовать то, что мы называем структурой потоков ценности команды. Созданный Вином Ллевеллином, он дает вам основу для размышлений о том, какие действия и действия вы можете предпринять в пяти областях для достижения командного успеха.

Модель FLOWS ценности команды 

Обеспечение успеха вашей команды

Попробуйте использовать эти схемы и дайте мне знать, как это работает.

Каждый успех,
Грэм

Мотивация – применение теории иерархии потребностей Маслоу

В этой статье


Как применить теорию Маслоу на рабочем месте
Почему работает теория Маслоу
Видео: Улучшение мотивации с помощью теории Маслоу
Заключение
Тест: Применение теории Маслоу на рабочем месте
Научные цитаты для этой статьи
Мотивация на рабочем месте Серия статей


Контент участника

  • Урок: Как мотивировать свой D-стиль (прямой, волевой, давай-сделаем-сейчас) Сотрудники
  • Урок

  • : как мотивировать сотрудников в стиле «я» (общительные, разговорчивые, «давайте все сделаем вместе»)
  • Урок

  • : как мотивировать сотрудников в стиле S (наблюдательный, ненапористый, давайте все сделаем мирно)
  • Урок: Как мотивировать своих сотрудников в стиле C (аналитический, задающий вопросы, давай-ка все сделаем правильно)
  • Специальный отчет: 9 шагов к мотивированной рабочей силе
  • Специальный отчет: 30 дешевых и бесплатных способов поощрения ваших сотрудников

Вернуться к началу

Что такое теория иерархии потребностей Маслоу

Психолог Абрахам Маслоу разработал теорию, которая предполагает, что мы, люди, мотивированы на удовлетворение пяти основных потребностей. Эти потребности расположены в иерархии. Маслоу предполагает, что в первую очередь мы стремимся удовлетворить самые низкие потребности. Как только это сделано, мы стремимся удовлетворить потребности каждого более высокого уровня, пока не удовлетворим все пять потребностей.

Хотя современные исследования показывают некоторые недостатки этой теории (например, отсутствие эмпирических данных для некоторых выводов), теория иерархии потребностей Маслоу остается важным и простым инструментом мотивации для понимания и применения менеджерами.

У сотрудников есть потребности, которые они ожидают удовлетворить на рабочем месте. Click To Tweet

Иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1. Физиологические потребности (основные вопросы выживания, такие как заработная плата и стабильная работа)

2. Потребности в безопасности (вопросы стабильной физической и эмоциональной среды, такие как льготы, пенсии, безопасная рабочая среда и справедливые методы работы)

3. Потребности в «принадлежности» (вопросы социального признания, такие как дружба или сотрудничество на работе)

4. Потребность в уважении (позитивное представление о себе, вопросы уважения и признания, такие как должности, хорошие рабочие места и престижные рабочие задания). статус эксперта в данной области на рабочем месте)


Вернуться к началу

Как применить теорию Маслоу на рабочем месте

Потребности более низкого уровня

С теорией Маслоу начальный акцент сотрудника на низших потребностях физиологии и безопасности имеет смысл.

Как правило, человек, начинающий свою карьеру, будет очень озабочен физиологическими потребностями, такими как адекватная заработная плата и стабильный доход, а также потребностями в безопасности, такими как льготы и безопасная рабочая среда. Мы все хотим хорошей зарплаты, чтобы удовлетворить потребности нашей семьи, и мы хотим работать в стабильной среде.

Сотрудники, чьи потребности самого низкого уровня не были удовлетворены, будут принимать решения о работе на основе соображений компенсации, безопасности или стабильности. Кроме того, сотрудники вернутся к удовлетворению своих потребностей самого низкого уровня, когда эти потребности больше не удовлетворяются или находятся под угрозой (например, во время экономического спада).

Первоочередной задачей рабочих является их выживание. Им трудно быть мотивированными, если их оплата несправедлива и если их работа постоянно находится под угрозой. Click To Tweet

Это налагает на менеджеров дополнительную обязанность действовать гуманно, когда необходимо реализовать трудные организационные решения, такие как сокращение штата. Бессердечная реализация трудных решений заставит оставшихся в организации сотрудников чувствовать угрозу способности или желания организации продолжать удовлетворять их физиологические потребности и потребности в безопасности.


(Удовлетворение потребностей более низкого уровня важно для мотивации. Чтобы прочитать мою личную историю о силе своевременного вознаграждения на этом более низком уровне, нажмите здесь. )


Как только эти основные потребности будут удовлетворены, работник захочет, чтобы его «принадлежность» (или социальные) потребности были удовлетворены. Уровень социального взаимодействия, которого желает сотрудник, будет варьироваться в зависимости от того, является ли сотрудник интровертом или экстравертом. Ключевым моментом является то, что сотрудники хотят работать в среде, где они приняты в организации и имеют некоторое взаимодействие с другими.

Это означает, что необходимы эффективные межличностные отношения. Менеджеры могут создать среду, в которой сотрудничество персонала вознаграждается. Это будет способствовать межличностной эффективности.

Постоянная управленческая коммуникация по операционным вопросам также является важным компонентом удовлетворения социальных потребностей сотрудников. Сотрудники, которые «держатся в неведении» относительно оперативных вопросов и планов организации на будущее, часто чувствуют себя организационными аутсайдерами. (Последний пункт особенно важен для виртуальных сотрудников, чье отсутствие в офисе налагает на менеджеров дополнительные обязательства по вовлечению этих сотрудников в организационные коммуникации.)

Зарплата, льготы и гарантии занятости очень важны, но если вы хотите мотивировать свою команду, вам все равно придется делать больше. Click To Tweet

Потребности более высокого уровня

Удовлетворив эти потребности, работник захочет удовлетворить свои более высокие потребности в уважении и самореализации. Потребность в уважении связана с представлением работника о самом себе и его стремлением к уважению и признанию других.

Даже если человек не хочет идти в управление, он, вероятно, не хочет делать одну и ту же работу в течение 20 лет. Он может захотеть войти в проектную группу, выполнить специальную задачу, изучить другие задачи или обязанности или каким-либо образом расширить свои обязанности.

Перекрёстное обучение, повышение квалификации и специальные задания — популярные методы повышения вознаграждения за работу. Кроме того, предоставление сотрудникам возможности участвовать в принятии решений по операционным вопросам является мощным методом удовлетворения потребностей сотрудников в уважении. Наконец, символы достижений, такие как значимое название должности, привилегии, награды, хороший офис, визитные карточки, рабочее место и т. д., также важны для уважения сотрудника.

Важным соображением для менеджеров является то, что они должны предоставлять вознаграждение своим сотрудникам, которое исходит как от организации, так и от самой работы. Награды должны быть сбалансированы, чтобы иметь максимальный эффект.

Чтобы вознаграждение за работу имело смысл, оно должно исходить как от организации, так и от самой работы. Click To Tweet

Наконец, хотя рабочие задания и вознаграждения являются важными факторами для удовлетворения потребностей сотрудников в уважении, справедливость на рабочем месте также важна.

При самореализации сотрудник будет заинтересован в росте и индивидуальном развитии. Он также должен быть опытным в том, что он делает. Ему может понадобиться интересная работа, возможность получить дополнительное образование, большая свобода от надзора или автономия в определении собственных процессов для достижения целей организации. На этом высшем уровне менеджеры сосредотачиваются на создании среды, в которой сотрудник может удовлетворить свои потребности в самореализации.


Наверх

Почему работает теория Маслоу

Основная идея иерархии потребностей Маслоу состоит в том, что наши потребности постоянно меняются. Когда одна потребность удовлетворена, мы желаем других потребностей. Это имеет смысл.

Будет ли повышение, которое мы получили 3 года назад, мотивировать нас на следующие 10 лет?

Будет ли сложная работа, которую мы начали 5 лет назад, иметь такое же влияние на нас сегодня?

Удовлетворит ли награда за выступление, которую мы получили в прошлом году, нашу потребность в признании на всю оставшуюся жизнь?

Ответов на все эти вопросы однозначно нет.

Маслоу понял эти истины, и в этом красота его теории мотивации.


Вернуться к началу

Видео: Улучшение мотивации с помощью теории Маслоу

Музыка для этого видео предоставлена ​​www.musicrevolution.com.


Вернуться к началу

Заключение

Наконец, работая над применением теории иерархии потребностей Маслоу к своему рабочему месту, помните, что теория Маслоу всегда работает в фоновом режиме. Это не то, что отключается, как только вы удовлетворяете потребности сотрудников.

Например, когда вы стремитесь достичь целей на рабочем месте, ваши сотрудники оценят, насколько ваши цели соответствуют их потребностям. Если вы стремитесь достичь результата, который устраняет основную потребность ваших сотрудников (например, уважение), они сочтут ваш результат нежелательным и будут сопротивляться работе с вами.

По этой причине поиск способов применения Маслоу на рабочем месте является постоянной обязанностью. Сопротивляйтесь ловушке управления , исправьте ее и оставьте .

Потребности сотрудников со временем меняются!

Потребности сотрудников со временем меняются. Чтобы повысить мотивацию на рабочем месте, эффективные лидеры постоянно адаптируются к этим меняющимся потребностям. Нажмите, чтобы твитнуть

Вернуться к началу

Тест: применение теории Маслоу на рабочем месте


Вернуться к началу

Научные цитаты для этой статьи

Эта статья из Management is a Journey была процитирована в научном исследовании статей:

  • Международный журнал текущих аспектов: практика управления человеческими ресурсами и удержание сотрудников в округе Мачакос, Кения | Университет Кеньятты ( Ндонье Элис Аталия и Фелгона А. Дженга )
  • Диссертация: Восприятие директоров и учителей начальной школы относительно сохранения учителей в большой городской школьной системе | Университет Атланты и Университет Кларка Атланты ( Кимберли Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *