Архитектор строитель методика: МЕТОДИКИ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДИАДЫ РОДИТЕЛЬ — РЕБЕНОК. Методика «Архитектор — строитель»

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДИАДЫ РОДИТЕЛЬ — РЕБЕНОК. Методика «Архитектор — строитель»

Методика «Архитектор-строитель» в различных ее модификациях — одна из немногих методик, позволяющих управляемо проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Ее можно использовать как для первичного знакомства с ребенком, так и для последующего сбора данных, когда уже собран анамнез и зафиксирована просьба родителя. В последнем случае психолог будет более направленно наблюдать за поведением ребенка в ходе его взаимодействия с родителем.

Корни методики уходят в клиническую психологию, в которой уже в 1970-е гг. использовалась для психологического обследования семьи (или диады супругов) методика «Совместный Pop-шах» [Воловик В.М., 1980; Соколова Е.Т., 1989]. В 1980-е гг. эта методика в модифицированном виде из клиники в возрастно-пси-хологическое консультирование [Лидере А. Г., 1991; Бурменская Г.В., Захарова Е. И., Карабанова О.А. и др. , 2002], где использовалась для диагностики родительско-детских отношений. Правда, и клинические психологи не потеряли к ней интерес и предложили две интересные модификации этой методики [Баз JI.JI., 1995; Горячева Т. Г., Трофимчук О.Н., 1997].

Материал для проведения обследования

Рис. 11. Примеры рисунков методики «Совместный Роршах»

Необходимы два листа бумаги, два карандаша, две ширмы (примерно 40 х 20 см), набор простых рисунков разной сложности. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы используем следующие схематические изображения: стул, лесенка, очки, спираль, зубчатая стена, несколько пересекающихся геометрических фигур, различные узоры, схематическое лицо человека (рис. 11).

Процедура проведения обследования

Ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6 — 8 клеток.

Инструкция

У каждого из вас есть лист бумаги. Он разделен на клетки. Сейчас я нарисую у одного из вас в определенной клетке несложный рисунок. Вы должны, общаясь друг с другом, задавая вопросы и получая ответы, но ничего не показывая и не рисуя в воздухе, сделать так, чтобы ваш партнер нарисовал у себя на листе бумаги совершенно такой же рисунок, какой нарисовал у вас я.

Партнеры попеременно выполняют роли рассказывающего и рисующего. Обычно проводится от 4 до 8 сеансов рисования. В некоторых случаях интересным бывает провести 1 — 2 сеанса в паре «ребенок—психолог», а не только в паре «родитель—-ребенок». После каждого сеанса рисования участники проверяют нарисованное, могут совместно выставить рисующему оценку.

Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто — ведомым при выполнении задания в диаде, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку, какова реакция ребенка на эти приемы родителя, насколько ребенок обучаем (методика может использоваться и для диагностики обучаемости, так как ребенку последовательно несколько раз демонстрируют определенные образцы поведения, которые затем должен реализовать он сам). Кроме того, выявляется, в каком объеме проявляются те индивидуальные особенности ребенка, на которые указывал в ходе предварительной беседы с психологом родитель, каков уровень речевого развития ребенка, уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполнения задания, кто из них берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого и проч. Возможно использование и стандартных техник фиксации особенностей интеракции родитель—ребенок, описанных, например, Г. Т. Хоментаускасом [Хоментаускас Г.Т., 1990].

Удачным представляется сочетание этой методики с заполнением по ее итогам «Карты профиля поведения ребенка» по данным непосредственного наблюдения Причард, адаптированной В. Каганом.

Карта профиля поведения предполагает заполнение «Бланка непосредственного наблюдения», в котором предлагается оценить поведение ребенка по следующим характеристикам:

  1. реакция на отделение от матери;
  2. страх, тревога;
  3. контакт с психологом;
  4. уверенность в себе;
  5. уровень эмоционального реагирования;
  6. эмоциональный фон;
  7. степень сотрудничества;
  8. реакция на фрустрацию;
  9. степень зависимости;
  10. внимание;
  11. целеустремленность;
  12. уровень активности;
  13. структура активности;
  14. коммуникация;
  15. самоутверждение;
  16. враждебность, агрессивность.

В бланке методики В. Кагана для каждой из этих характеристик дана соответствующая шкала показателей. Эти шкалы удобно использовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оценки поведения ребенка во время выполнения задания (лучше, когда это делает ассистент психолога). Впрочем, эти же шкалы можно использовать и по итогам всего сеанса консультации ребенка.

Другой вариант методики мы даем в пункте 3.4.3.

Модификация методики «Архитектор — строитель» — КиберПедия


Навигация:



Главная
Случайная страница
Обратная связь
ТОП
Интересно знать
Избранные



Топ:

Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства…

Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из по­вторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует…


Интересное:

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей…

Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления…



Дисциплины:


Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция




⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 67Следующая ⇒

 

Это одна из немногих методик, позволяющих проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Ее можно использовать как для первичного знакомства с ребенком, так и для последующего сбора данных, когда уже собран анамнез и зафиксирована просьба родителя. В последнем случае психолог будет более направленно наблюдать за поведением ребенка в ходе его взаимодействия с родителем.

Материал: необходимы два листа бумаги, два карандаша, две ширмы (примерно 40х20 см), набор простых рисунков разной сложности. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы используем следующие схематические изображения: стул, лесенка, очки, спираль, зубчатая стена, несколько пересекающихся геометрических фигур, различные узоры, схематическое лицо человека.

Процедура: ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6—8 клеток.

Инструкция: «У каждого из вас есть лист бумаги. Он разделен на клетки. Сейчас я нарисую у одного из вас в определенной клетке несложный рисунок. Вы должны, общаясь друг с другом, задавая вопросы и получая ответы, но ничего не показывая и не рисуя в воздухе, сделать так, чтобы ваш партнер нарисовал у себя на листе бумаги совершенно такой же рисунок, какой нарисовал у вас я».

Партнеры попеременно выполняют роли рассказывающего и рисующего. Обычно проводится от 4 до 8 сеансов рисования. В некоторых случаях интересным бывает провести 1—2 сеанса в паре «ребенок—психолог», а не только в паре «родитель—ребенок». После каждого сеанса рисования участники проверяют нарисованное, могут совместно выставить рисующему оценку.

Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания в диаде, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку, какова реакция ребенка на них, насколько ребенок обучаем (методика может использоваться и для диагностики обучаемости, так как ребенку последовательно несколько раз демонстрируют образцы некоторого поведения, которые затем должен реализовать он сам), насколько проявляются те индивидуальные особенности ребенка, на которые указывал в ходе предварительной беседы с психологом родитель, каков уровень речевого развития ребенка, уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполнения задания, кто из них берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого и пр. Возможно использование и стандартных техник фиксации особенностей интеракции родитель—ребенок, описанных, например, Г. Т. Хоментаускасом [168].

Удачным представляется сочетание этой методики с заполнением по ее итогам «Карты профиля поведения ребенка по данным непосредственного наблюдения Причард», адаптированной В. Каганом. Карта профиля поведения предполагает заполнение «Бланка непосредственного наблюдения», в котором предлагается описать поведение ребенка по следующим характеристикам:

1) реакция на отделение от матери; 2) страх, тревога; 3) контакт с психологом; 4) уверенность в себе; 5) уровень эмоционального реагирования; 6) эмоциональный фон; 7) степень сотрудничества; 8) реакция на фрустрацию; 9) степень зависимости; 10) внимание; 11) целеустремленность; 12) уровень активности; 13) структура активности; 14) коммуникация; 15) самоутверждение; 16) враждебность, агрессивность.

В бланке методики для каждой из этих характеристик дана соответствующая шкала показателей. Эти шкалы удобно использовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оценки поведения ребенка во время выполнения задания (лучше, когда это делает ассистент психолога). Впрочем, эти же шкалы можно использовать и по итогам всего сеанса консультации ребенка.

Несмотря на относительное богатство существующих методик диагностики межличностных отношений в семье, ощущается, если вернуться к четырем указанным выше аспектам, интересующим психолога-консультанта, недостаток, с одной стороны, более объективных методик сбора данных и анализа истории отношений ребенка и родителей в прошлом, а с другой стороны, — методик объективации актуальных отношений, управляемого проигрывания этих отношений в условиях консультации. Разработка таких методик и их внедрение в практику возрастно-психологического консультирования — дело будущего.


⇐ Предыдущая40414243444546474849Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции. ..

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



Взаимоотношения строителя и архитектора: что нужно помнить, чтобы все заработало

До прихода в архитектурную отрасль я начал свою карьеру в качестве профсоюзного плотника, строя дома на заказ и коммерческие проекты. Я работал с архитекторами, инженерами и консультантами, обсуждая наборы планов и спецификации. За это время мне удалось получить лицензию генерального подрядчика и попутно почерпнуть полезные советы. Успех проекта зависит от тесных отношений между генеральным подрядчиком и архитектором.

Вот некоторые важные факторы успеха:

Скромность — ключ к успеху; высокомерие опасно. Архитекторы не знают всего о строительстве. Как ни странно, строители тоже не все знают о строительстве. Есть чему поучиться, если вы послушаете. В рамках совместной работы архитекторы и строители должны подходить к проекту непредвзято и, что более важно, с открытыми ушами, готовыми слушать и учиться друг у друга.

Новое не всегда лучше. Однако старые методы и материалы тоже не всегда являются лучшими. Некоторые архитекторы и строители любят новые материалы и методы сами по себе. Другие отказываются смотреть на что-либо неиспробованное из страха или просто из-за дискомфорта от неизвестного. Технологии совершенствуются, материалы развиваются, а новые методы появляются чуть ли не ежедневно (кто-то сказал 3D-печать бетоном? А деревянные многоэтажки?). Важно не только оставаться в курсе этих тенденций, но и оценивать их в свете того, почему и как традиционные решения работают или не работают.

Каждый выбор материалов и методов влияет на стоимость. Когда архитектор выбирает материал, арматуру или строительную систему для достижения цели проектирования, бюджет строителя отражается на этом. Это приводит к наличным затратам из прибыли клиента или застройщика. Например, знание разницы между затратами на рабочую силу и материалы для стального каркаса и деревянного каркаса может существенно повлиять на бюджет и размер прибыли в зависимости от приложения. Когда у клиента ограниченный бюджет, любые изменения в процессе должны быть сообщены между застройщиком и архитектором.

Каждое представление или замена влияет на замысел проекта. Строитель может разрушить проект (который также может быть изменен клиентом, не забывайте), изменив отделочные материалы или выбор креплений в зависимости от цены или простоты установки.

Это не некоммерческое предприятие. Ценно время архитекторов и строителей. Попросить кого-то сделать что-то бесплатно или отвлечь его от текущих дел может вызвать трения в команде. Профессионалы уважают друг друга и свое время.

Чем больше планирования заранее, тем меньше проблем потом. Решать проблемы щелчками мыши намного дешевле, чем решать их с помощью дерева, стали или бетона. Для архитекторов это означает копание в том, как все работает, часто вплоть до уровня гаек и болтов. Нет ничего более неприятного для строителя, чем деталь проекта, которую нельзя построить, потому что она не была полностью продумана.

Общение всегда важно. Для достижения взаимопонимания и архитектор, и строитель должны потратить время на изучение и уточнение планов для достижения одних и тех же целей проектирования. Строитель должен уделить достаточно времени просмотру планов, чтобы понять проект так же, как и архитектор, включая общий замысел проекта.

Лучшие проекты достигаются при совместной работе. Когда строитель, архитектор и заказчик понимают роль друг друга, уважают время и бюджет друг друга и внимательно слушают друг друга, любой проект будет работать гладко.


Как наладить успешные отношения между строителем и архитектором

Отношения между строителем и архитектором часто могут быть источником разочарования для обеих сторон, особенно в тех случаях, когда заказчик нанял собственного строителя.

Недавно мы устроили обед с участием четырех архитекторов и двух строителей, чтобы разобраться в отношениях и понять, чего каждая сторона ожидает от другой с момента подачи заявки до сдачи проекта.

Вот три наших главных совета по развитию отношений, которые вы захотите продолжить после завершения проекта.

Начало совместной работы

Во многих архитектурных проектах строитель часто не назначается до тех пор, пока не будет завершена строительная документация. Результат обычно один из двух сценариев;

а). назначенный строитель указывает на ряд проблем с проектом и рекомендует изменения, которые требуют от вас обновления строительных чертежей, что снижает эффективность вашего процесса и расстраивает клиента; или

б). клиент получает некачественный продукт

Сотрудничая со строителем на этапе проектирования, вы можете быстро протестировать идеи и оценить осуществимость и финансовые последствия. При представлении более радикальных концепций, которые сначала оценил строитель, это поможет вашему делу при продаже концепции клиенту, если они поймут, что ее можно успешно реализовать.

Вероятно, вы обнаружите, что ваша студия тратит меньше времени на проверку чертежей, что повышает рентабельность проекта.

Сотрудничество требует от вас готовности принимать отзывы и реализовывать их. Как говорится, есть несколько способов содрать шкуру с кошки.

Будьте гибкими

Традиционный подход для большинства архитекторов заключается в назначении строителя через тендер.

Тендер часто представляет собой длительный процесс, включающий подготовку нескольких наборов чертежей и сопроводительной документации. Сопровождение потенциальных застройщиков через тендер требует много времени, если учесть не только часы, необходимые для рассмотрения всех заявок, но и ответы на все вопросы в электронных письмах и телефонных звонках тем, кто подает заявку, и обеспечение доступа каждой стороны к одной и той же информации.

Затем строитель потратил время на подготовку тендера. В зависимости от размера проекта, это может занять от двух до четырех недель. Зачастую возможности выдвинуть свои рекомендации по наилучшему подходу к работе или указать на ошибки и упущения в чертежах ограничены.

Альтернативный подход, который вы, возможно, захотите рассмотреть, — это использование тендера путем переговоров, когда вы от имени клиента договариваетесь о цене с предпочитаемым застройщиком. В соответствии с этим методом строитель имеет возможность обсуждать любые вопросы во время ценообразования, что означает, что ошибки в ценообразовании, вероятно, будут уменьшены.

Все больше строителей и архитекторов теперь предпочитают использовать для проектов контракты раннего вовлечения подрядчиков (ECI). Это позволяет застройщику участвовать в процессе на ранней стадии, чтобы внести свой вклад до внесения фиксированной единовременной платы за строительство.

Эта договоренность позволяет обеим сторонам сотрудничать с клиентом для достижения наилучшего возможного результата, в отличие от более традиционных методов закупок, таких как торги, когда существуют конфликтующие цели. Перед тем, как вступить в ECI, рекомендуется определить четкие цели проекта на весь срок реализации проекта, а не только на этапе ECI.

Дополнительная информация о ECI.

Обнимите своего строителя (метафорически!)

Независимо от того, какой метод вы используете для назначения строителя, признайте, что вы оба в одной команде.

Работа в одной команде означает, что линии связи всегда открыты, и вы работаете вместе для достижения одной цели, обеспечивая наилучший результат для вашего клиента.

Все хорошие команды тратят время на развитие отношений вне поля, чтобы укрепить их на поле. Постарайтесь познакомиться со своим застройщиком. Как они проводят время, когда не на месте или в офисе? У них есть семья? Куда они направляются в свой следующий отпуск? Вместо того, чтобы запускать проект, когда вы берете трубку, найдите время, чтобы поболтать и узнать больше о них лично.

И, как и любая хорошая команда, не забудьте отпраздновать с ними победы и дать пять, когда они забьют пресловутые голы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *