Доклад на тему значение экологии для человека: Значение и роль экологии в современном мире

Содержание

Что такое экология – значение, определение и виды

Что такое экология и что она изучает

Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как учение о доме.

Эрнст Геккель

Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество.

Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений. Сейчас миллионы активистов стараются решать экологические проблемы, постепенно улучшая нынешнее положение дел.

Что такое экология и почему о ней все говорят

Современная экология – это комплексная наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой. Это динамичная область знаний, которая изучает не только физические и биологические явления. Она преодолевает разрыв между естественными и общественными науками. Экология – это не только богатые видами леса, нетронутая дикая природа или живописные ландшафты. Например, вы когда-нибудь сталкивались с тараканом, живущим в подвале вашего дома, видели плесень, растущую в вашем душе, или даже грибок, поселившийся на ваших ногах? И все это – одинаково убедительные примеры экологии в действии.

Виды экологии

Экология, также как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.

Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.

Существуют несколько видов экологиии:

  • Экология биосферы, где досконально изучается среда обитания людей, а также глобальные проблемы и изменения.
  • Промышленная экология, которая изучает влияние человеческой деятельности, связанной с промышленным производством, на окружающую среду.
  • Отраслевая экология рассматривает каждые отрасли человеческого познания в отдельности, при этом они представляют большой интерес для исследований.
  • Сельскохозяйственная экология выявляет закономерности воздействия сельскохозяйственных предприятий и объектов на природу.
  • Экология эволюционного развития рассматривает эволюционные процессы, результаты их воздействия влияние на внешнюю среду.
  • Валеология, рассматривающая качество существования человечества и здоровье. Хорошо помогает в медицине.
  • Геоэкология производит исследования в области геосферы и обитателей Земли.
  • Морская и океаническая экология, направленная на рассмотрение вопросов загрязнения водной среды и исправления ситуации.
  • Социальная экология, рассматривающая чистоту в области социальных проблем.
  • Экология экономики, которая обращает внимание на постоянную разработку алгоритмов для решения волнующих человечество проблем в виде рационального распределения и эксплуатации ресурсов.

Каждый раздел постоянно дополняется и преумножается, однако каждое ответвление в любом случае сводится к одному – решению общемировых экологических проблем. Основная задача экологии заключается в сохранении и преумножении видов живых организмов, чтобы не дать Земле погибнуть раньше отведенного срока.

Что такое экология и почему о ней все говорят

Важно знать, как и куда выбрасывать мусор, чтобы минимизировать его негативное воздействие на здоровье человека и экологическую обстановку. Когда человек курит сигареты, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, маленькая сигарета, а может принести множество негативных перспектив как самому курильщику, так и всему окружающему его миру. Тема “плохой экологии” часто обсуждается в СМИ (что это такое?) и в социальных сетях. Это ультрамодное слово разлетелось на куски: его фрагмент “эко” широко и порой бесцеремонно используется повсеместно. В общем, туманов возникло много, и единственный выход из них – разобраться, что такое экология, без стереотипов (что это такое?) и домыслов.

История возникновения

Наука экология начала зарождаться еще в 60-х годах IX века, до этого она была только отдельной частью биологии. Основоположник учения – естествоиспытатель из Германии, яро следовавший учению Чарльза Дарвина, Эрнст Геккель. Он же и придумал такое звучное название. Благодаря влиянию двух факторов началось стремительное развитие экологии как научного познания: быстрый рост населения Земли и усиленное развитие научно-технического прогресса.

Интересно: Почему сорванный неспелый фрукт дозревает?

Дым от заводов в 19 веке

Промышленность пагубно влияла на состояние окружающей среды, выбросы в атмосферу только усугубляли положение. Усиливалось потребление ресурсов, поэтому нужно было разработать стратегию по их рациональному использованию. Людей стало намного больше, чем животных, а численность вторых пошла на спад. Комфортное существование человека – приоритетная задача, благодаря научно-техническому прогрессу жить стало можно на любых территориях.

В этот момент природа начала постепенно угасать. Необходимо было приниматься за изучение экологии планеты до ее полного вымирания. Исследовать экологические факторы, а также взаимосвязи между живыми организмами стало важно для того, чтобы остановить вымирание и без того редких видов. Экологи. Не отделить от прочих наук по степени важности для человечества.

Что такое экология? Быстрый взгляд

Вы когда-нибудь гуляли по лесу пешком и видели невероятное разнообразие организмов, живущих вместе, от папоротников и грибов до деревьев размером с многоэтажный дом? Или путешествовать на машине, созерцая меняющийся пейзаж за окном, переходящий от дубрав к высоким сосновым лесам и травянистым равнинам? Если да, то вы только что увидели типичный пример экологии – отрасли биологии, изучающей взаимодействие организмов друг с другом и с окружающей средой. Но почему мы так часто слышим слова с приставкой “эко” и понимаем их как чистые, здоровые, безопасные? В этом нет ничего сложного! Ведь основная идея экологии как науки заключается в поиске решений для сохранения красоты и здоровья природы.

Что означает экология?

Экология содержит в себе множество вопросов, решение которых нужно для всего человечества. Экология тесно связана со средой обитания и чистотой природы. «Эко» многие воспринимают как символ чистоты, безопасности и здоровья. Это происходит из-за того, что задачей экологии как научного учения является сохранение чистоты и здоровья планеты.

Экологи – это ученые, изучающие влияние большинства процессов, веществ и живых организмов на окружающий мир. Произнося слово экология, каждый подразумевает некую чистоту и непорочность природы.

Экотопы – особые участки среды обитания многих организмов, которые претерпели изменения в результате их деятельности на данной территории.

Термином экосистема обозначают область взаимодействия больших групп живых организмов. Добавляя приставку эко- к любому товару, маркетологи добиваются увеличения числа продаж. Слепо доверять подобным приставкам не стоит, лучше тщательно присматриваться и изучать содержимое тех продуктов питания или предметов. Лишь в некоторых случаях приставка эко- может значить абсолютно другое, однако такое можно услышать лишь в научной среде.

Что такое экология и почему о ней все говорят

Естественно, первыми экологами были историки, начиная с греческого философа Аристотеля! Но современные сторонники науки экологии – это строгие, количественные ученые. Они проводят контролируемые эксперименты, используют статистику для поиска закономерностей в больших выборках данных и строят математические модели экологических взаимодействий. Сегодня много говорят об экологии слова, предполагая, что язык, речь – это тоже среда обитания, и что изъян в ней (обилие ненормативной лексики, жаргонизмов, заимствований) ведет к духовной деградации (что это такое?).

Где и кому нужна экология?

В настоящий момент экология изучается во многих школах, университетах и колледжах. Это происходит вне зависимости от основного профиля обучения. Об экологических проблемах должен знать каждый, однако на том же факультете экологии о ней будут знать намного больше, нежели на архитектурном или экономическом.

Проблемы экологии в России

Предмет экология был введен государством в учебные программы далеко не случайным образом. Люди должны знать некие основы, которые позволят сохранить природу в целости. С экологическими вопросами люди сталкиваются ежедневно, они могут как улучшать, так и ухудшать состояние планеты своими действиями. Каждый должен знать о правильном распределении мусора, которое минимизирует влияние вредных отходов на здоровье всех живых организмов. Даже выкуренная сигарета наносит вред не только самому курильщику, но и среде вокруг него.

В настоящий момент каждое предприятие включает в себя отдельные подразделения, занимающиеся изучением экологических вопросов. Служба по экологической безопасности есть в каждом населенном пункте. Размышляют о проблемах не только ученые, но и простые люди со своими увлечениями и образом жизни. Экология очень интересна, разнообразна и требует тщательного внимания со стороны каждого жителя планеты.

Интересно: Сколько километров до горизонта?

Экологические проблемы и их решения

Если углубиться в понимание всего, что означает этот модный термин, можно открыть для себя много нового и очень интересного, особенно для человека, стремящегося к правильному (здоровому) образу жизни. Сегодня предмет экологии изучается в школах, гимназиях и университетах, независимо от профиля. Конечно, на факультетах ботаники, агрономии, зоологии и т.д. этому предмету уделяется гораздо больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Однако почти каждая общеобразовательная программа содержит часть, посвященную экологии. Это не случайно. Каждый человек должен быть экологически ориентированным. Вы можете не быть юристом, но вы должны понимать окружающую вас обстановку. Вы можете не знать медицинских терминов, но важно знать основы того, как сохранить здоровье нашей планеты. Где и как мы соприкасаемся с экологическими проблемами? Ну, например, когда вы идете выносить мусор, вы уже становитесь “винтиком” в механизме системы, которая либо нарушает общее благополучие окружающей среды, либо помогает сохранить планету здоровой. Ведь нужно знать, как и где правильно утилизировать мусор, чтобы свести к минимуму негативное воздействие отходов на здоровье человека и экологическую обстановку. Когда человек выкуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование санитарного фона природы. Казалось бы, одна сигарета, но она может принести огромные негативные последствия как для самого курильщика, так и для всего окружающего его мира.

Основы науки

Изучение экологических взаимодействий живых и неживых объектов является основой всеобщих экологических исследований. Общая экология подразделяется на разные разделы.

Демэкология

Демэкология, рассматривающая популяцию живых организмов, механизмы природного воздействия, которые сильно влияют на количество и плотность представителей живой природы. Она изучает возможность изъятия из природы различных видов.

Аутоэкология

Аутоэкология изучает живые организмы, места их обитания, индивидуальные и общие связи и отдельные виды.

Синэкология

Синэкология рассматривает экологические сообщества организмов, экосистемы и популяции, а также их воздействие на природу, ее механизмы и структуру.

Таким образом, экологию можно рассматривать в качестве науки, которая рассматривает взаимодействия между представителями живой и неживой природы. Она не изучает отдельные организмы, ее интересуют целые системы.

Что такое экология? Краткая предыстория

Взаимодействие человека с окружающим миром очень специфично. Он создал особую среду – человеческую цивилизацию, которая все чаще вступает в конфликт с природным “домом”.Экология – наука о взаимоотношениях и взаимодействиях между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле, и об адаптациях организмов к изменяющимся условиям существования (В. Ларчер, 1978). Термин “экология” (от греческих слов oicos – “дом, убежище”, logos – “наука”) была впервые предложена дарвинистским биологом Е. Геккеля в 1866 году.

Объекты исследований экологии

  • Биосфера, рассматривающая стремительное распространение живых организмов на территории планеты;
  • Популяция, где изучается количество видов организмов на определенных областях планеты;
  • Экосистема, где изучают совокупности организмов на определенных площадях.

Человек и природа неразрывно связаны между собой, люди должны осознавать свое место и роль на планете, так как они наделены разумом. Человечество всегда хотело найти собственную роль во вселенной. Так как человек является частью природы, то его место обитания – это созданные людьми цивилизации.

Объекты исследований экологии

Путь развития людей вступает в противоречие с природой, он пагубно отражается на ее общем состоянии. Уровень развития человечества на данный момент привел к тому, что мы стали осознавать, что натворили за многие годы. Существование живых организмов, включая человечество находится в постоянной опасности.

Экология всегда ищет пути решения таких проблем. Общепланетарные масштабы неприятностей приводят к необходимости экологизации, которая представляет собой рассмотрение и принятие мер по сохранению живой природы всеми областями человеческого познания. Экология создает мост между наукой и природой, стараясь сохранить хрупкую стену, отделяющую человечество от катастрофы.

Цели и задачи современной экологии

Замечание 2

Сегодня цель современной экологии состоит в изучении закономерностей взаимодействия компонентов в модели «человек-общество-природа».

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Современная экология 440 ₽ Реферат Современная экология 250 ₽ Контрольная работа Современная экология 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Главным является разработка подходов, которые помогут человечеству встать на путь развития, при котором можно будет удовлетворять потребности современных людей и при этом не наносить вред окружающей среде.

Для того чтобы достичь этой цели, ученые ставят перед собой ряд важных задач:

  • исследовать роль человека и общества в биосфере,
  • изучить критерии, которые определяют совместимость человека и биосферы,
  • работать в направлении экологизации человеческого поведения,
  • проводить мониторинг состояния окружающей среды,
  • составлять прогнозы развития окружающей среды,
  • исследовать механизмы регуляции численности живых организмов.

Методы исследований

Экологические исследования
Экологические исследования проводятся исключительно в естественных условиях и тесно связываются с живыми организмами. Методы познания делят на лабораторные и полевые. Те, в свою очередь, также делятся на такие виды:

  1. Стационарные, то есть за объектом исследований не только наблюдают, но и замеряют, описывают и дают характеристики.
  2. Описательные, представляющие собой начальные исследования, знакомство с объектом изучения.
  3. Лабораторные, когда все необходимые исследования проводятся опытным путем. Экспериментальные – проведение химических исследований, опытов и экспериментов. В конце выставляется качественная оценка.

Среда обитания

Среда обитания
Все вокруг нас является окружающей средой. Она может быть личной для каждого – объекты, которые окружают человека индивидуально. Основная часть природы остается неизменной, в нее могут добавляться лишь отдельные, постоянно меняющиеся детали. Индивидуальная окружающая среда – все видимые и невидимые объекты.

Человеческое тело можно считать окружающей средой для различных микроорганизмов. Для того, чтобы увидеть тесную связь между средой и живыми организмами, нужно тщательно ее исследовать. На многих природных объектах Земли обитают существа, характерные только для данных областей. В другой обстановке живые организмы попросту не получат необходимых для них веществ.

Водные резервы можно считать первым местом обитания живых объектов. Именно там, зародилась жизнь на планете, которая в последствие начала изучать природу вокруг.

Интересно: Почему «сентябрь» означает седьмой, если на самом деле он девятый?

Среда организма представляет собой убежище для микроорганизмов, паразитов и симбионтов. Из-а разнообразных условий жизни каждый организм имеет свои индивидуальные особенности, присущие именно ему и отличающие его от прочих.

Экологические факторы

Экологические факторы
Экологические факторы тесно связаны с изучением окружающей среды. Экология уделяет им большое внимание. Внешние факторы кардинально меняют адаптивные способности животных, проживающих на данной территории. Экологические факторы могут быть:

  • Абиотическими, то есть неживыми: все компоненты неживой природы;
  • Биотическими, компонентами живой природы, вызывающими адаптационные реакции;
  • Антропогенными, то есть связанными с человеческой деятельностью.

Последний вид факторов сильно влияет на природу. Человек может как положительно, так и отрицательно влиять на животных. В результате таких воздействий вымирают целые виды. Бездумное вмешательство человечества в природные механизмы рано или поздно приведет к гибели планеты, чего экологи хотят всеми силами избежать.

Экологические проблемы и решения

Различные уровни изучения экологии предлагают разные взгляды на то, как различные виды взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Попробуйте представить себе эти уровни как лупы с разным увеличением. Если вы действительно хотите понять, что происходит в данной экологической системе, вам, вероятно, следует использовать более одного такого “увеличительного стекла”! Экологи-органики изучают адаптации – полезные свойства естественного отбора, которые позволяют организмам жить в определенных средах обитания. Эти адаптации могут быть морфологическими, физиологическими или поведенческими. – Население. Популяция – это группа организмов одного вида, живущих на одной территории в одно и то же время. Популяционные экологи изучают размер, плотность и структуру популяции, а также то, как они изменяются с течением времени. – Сообщество. Биологическое сообщество состоит из всех популяций различных видов, обитающих на определенной территории. Экологи изучают взаимодействие между популяциями и то, как это взаимодействие формирует сообщество. – Экосистема. Экосистема состоит из всех организмов, встречающихся в регионе, сообществ и абиотических факторов, которые влияют на эти сообщества. Экологи экосистем часто фокусируются на потоке энергии и рециркуляции питательных веществ. – Биосфера. Биосфера – это планета Земля, рассматриваемая как экологическая система. Экологи, работающие на уровне биосферы, изучают глобальные закономерности – такие как климат или распределение видов – взаимодействия между экосистемами, а также явления, влияющие на весь земной шар.

Пагубное влияние человека на окружающую среду

Пагубное влияние человека на окружающую среду
Помимо взаимосвязи между природой и животными, экология решает и проблемы загрязнения окружающей среды. Мир вокруг нас научно называют биосферой, а ее загрязнение – это попадание ядовитых веществ на ее территорию. Помимо токсичных отходов, постоянно загрязняющих воздух, природу разрушают шумы, звуки и радиация.

Антропогенные загрязнения представляют большую опасность для природы. Человек создает проблемы огромных масштабов, которые тяжело решаются. Мы загрязняем почву, воду и воздух. Цивилизация людей начала загрязнять даже космос. Если экология не будет развиваться, то вскоре у нас не останется дома.

Глобальные экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы
К глобальным экологическим проблемам, которые касаются каждого жителя планеты, относят:

  • Глобальное потепление;
  • Постепенное изменение уровня океана, его загрязнение отходами;
  • Разрушение озонового слоя;
  • Нерациональное использование ресурсов;
  • Уничтожение и исчезновение редких видов животных.

Этот список нельзя считать даже малой частью всех проблем человечества, появившихся по его вине.

Что такое экология и почему о ней все говорят

Когда мы говорили о приставке “эко” как о признаке чистоты – это была положительная “часть” темы. Есть и обратная сторона – негатив! Фразы “экологическая проблема”, “экологическая катастрофа” часто пугают нас в газетных заголовках, интернет-СМИ, телепередачах и радиорепортажах. Обычно под этими фразами “скрывается” что-то ужасное, опасное и грязное. Грязь здесь понимается в прямом смысле этого слова. Например, сброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести вред живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, которых сегодня может быть много. Когда мы говорим об истощении озонового слоя, мы имеем в виду экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, направлена на минимизацию риска возникновения экологических проблем, не говоря уже о предотвращении катастрофы целого города, страны или планеты. Именно для этого была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука. Чтобы найти ответы на вопросы о мире природы, такие как “Почему популяция красной панды сокращается?”, экологи опираются на целый ряд биологических и смежных дисциплин. К ним относятся биохимия, физиология, эволюция, поведенческая биология, молекулярная биология, а также геология, химия и физика.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Ученые рассматривают экологические проблемы и ищут способы их решения. Сейчас существует множество экологических организаций, привлекающих волонтеров для очищения водных объектов, пляжей и лесов от человеческого мусора.

Все популярнее становятся системы мусоропереработки и сортировки, позволяющие повторно использовать пластик, стекло и резину. Появился метод использования пластика в качестве тканей, биоразлагаемые пакеты, что можно считать настоящим переворотом в области экологии. Существуют так называемые отделения экологической полиции, которые оценивают обстановку на данных территориях и решают возникшие проблемы.

Значение экологии для каждого человека

Заботиться об экологии является долгом каждого человека. Некоторые даже не осознают весь масштаб катастроф, а ведь ситуация в мире плачевная. Человеческая безответственность может привести к гибели всего живого на Земле.

Все жители планеты могут постоянно делать ряд простых действий, совокупность которых постепенно восстановит природный баланс. Можно сдавать макулатуру, расфасовывать мусор по материалам. Это просто сделать, да и один человек ничего не изменит. Но на планете проживает более 7 миллиардов жителей, и если хотя бы половина начнет действовать прямо сейчас – мы спасем наш дом и его обитателей.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования — Студопедия

Поделись  

Ход урока.

 

1.При помощи учебника самостоятельно законспектировать тему.

2. При конспектировании можно использовать литературу —

 

Тема урока.

Лекция. Общая экология

 

 Введение

1. Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем.

Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».
Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.
Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:
— популяция — группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
— экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
— биосфера — область распространения жизни на Земле.

Методы, используемые в экологических исследованиях

Экология, как любая наука использует разнообразные методы исследований. В экологии этих методов очень много, так как экология — это междисциплинарная наука, которая базируется, кроме биологических основ, на основах географических, технических, экономических и социальных наук, математических, медицинских, метеорологических и т.д.. В связи с этим в экологии используются как общие методы, которые нашли свое применение во многих науках, так и специфические, которые обычно используются только в экологии.
Все экологические методы можно разделить на три основные группы:
— Методы, с помощью которых собирается информация о состоянии экологических объектов: растений, животных, микроорганизмов, экосистем, биосферы,
— Обработки полученной информации, свертывание, сжатия и обобщения,
— Методы интерпретации полученных фактических материалов.

 

В экологии используются следующие методы исследований: химические, физические, биологические, методы экологической индикации, метеорологические, метод экологического мониторинга, мониторинг бывает локальным, региональным или глобальным.

Полевые экологические исследования обычно подразделяются на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.

— Маршрутные методы используются для выяснения присутствия тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов и т. п., их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории. Основными приемами являются: прямое наблюдение, оценки состояния, измерение, описание, составление схем и карт.

— К стационарным методам относятся приемы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же объектами, требующие неоднократных описаний, замеров, измерений наблюдаемых объектов. Стационарные методы включают полевые и лабораторные методики. Характерным примером стационарного метода является мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) состояния окружающей среды.

 

 

— Описательные методы являются одними из основных в экологическом мониторинге. Прямое, непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, фиксирование динамики их состояния во времени и оценка регистрируемых изменений позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.

— Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов. Производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения свойств объекта обязательно сопоставляются с его же свойствами в условиях, не задействованных в эксперименте (фоновый эксперимент).

— В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе. Так, в «модельных условиях» были осуществлены многие химические реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. В некоторых областях биологии и экологии широко применяются так называемые «живые модели». Несмотря на то, что различные организмы отличаются друг от друга, многие физиологические процессы в них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более простых существах. Они-то и становятся живыми моделями. Например, в качестве модели для изучения обмена веществ может служить зоохлорелла — одноклеточные микроскопические водоросли, которые быстро размножаются в искусственных условиях, а для исследования внутриклеточных процессов используются гигантские растительные и животные клетки и т. д.

 

 

— В настоящее время все шире используется компьютерное моделирование экологических ситуаций.

Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей

На сегодняшний день роль экологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

Для будущих ветеринарных врачей небезынтересными будут вопросы экологии популяций, сообществ и экосистем. Изучая экологию микроорганизмов, необходимо иметь в виду, что они не только обитатели, но и созидатели современной биосферы, и сами служат экологическим фактором практически для всех живых организмов, с которыми они взаимодействуют как косвенно, через процессы круговорота элементов, так и непосредственно, являясь комменсалами, симбионтами или паразитами. При изучении экологии патогенных микроорганизмов внимание ученых привлечено к вопросу о возможности их размножения, а, следовательно, и обитания в окружающей среде. Построенные на новых данных обобщения способствовали возврату в эпизоотологию и эпидемиологию представлений об особой группе инфекций.

Предназначение дисциплины «Экология» обосновано необходимостью сохранения экологического благополучия на Земле, которое всецело зависит, прежде всего, от уровня экологических знаний. Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы.

На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и не желая этого. Дисциплина призвана сформировать у обучающихся экологическую позицию, активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований. Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Экология» состоит в том, чтобы дать студентам понятие «экологически чистой продукции животноводства и растениеводства».

 

 

3.Ответить на контрольные вопросы:

 

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем.
—  Роль экологии в формиро­ваниии современной картины мира и
в практической деятельности людей.
— Значение эко­логии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образова­ния.
Общая экология.
— Среда обитания и факторы среды.
— Общие закономерности действия факторов среды на организм.
— Популяция.
— Экосистема.
— Биосфера.
 
4. Выводы и предложения.

 



Люди должны ценить природу, а также прибыль, чтобы выжить, говорится в докладе ООН | Окружающая среда

Принятие во внимание всех преимуществ, которые природа дает людям, и переосмысление того, что значит иметь «хорошее качество жизни», является ключом к устойчивой жизни на Земле, как показала четырехлетняя оценка, проведенная 82 ведущими учеными.

Рыночная ориентация на краткосрочную прибыль и экономический рост означает, что более широкие преимущества природы игнорировались, что приводило к неправильным решениям, которые снижали благосостояние людей и способствовали климатическим и природным кризисам, согласно докладу ООН. Для достижения устойчивого развития в процесс принятия решений необходимо включить качественные подходы.

Это означает должным образом ценить духовные, культурные и эмоциональные ценности, которые природа приносит людям, согласно отчету Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (Ipbes). Оценка включает более 13 000 ссылок, в том числе научные статьи, а также местные и местные источники информации. Это было сделано в сотрудничестве с экспертами в области социальных наук, экономики и гуманитарных наук.

Отчет основан на обзоре Dasgupta, в котором говорится, что планета подвергается «чрезвычайному риску» из-за неспособности экономики принять во внимание истинную ценность природы. В докладе говорится, что включение разнообразных мировоззрений и систем знаний станет ключом к более устойчивому будущему.

Профессор Унаи Паскуаль из Баскского центра по изменению климата, который был сопредседателем оценки разнообразных ценностей и оценки природы, сказал: «Доминировал способ принятия решений, основанный на вещах, которые выглядят более простыми, супер- количественные и более научные, и мы говорим: «Нет, это плохая наука». Существует множество социальных и гуманитарных наук и других систем знаний, которые также могут подсказать нам, как что-то делать».

В обзоре выделяются четыре основных аспекта, которые следует учитывать; «жизнь от природы», которая относится к ее способности обеспечивать нас такими потребностями, как еда и материальные блага; «жить с природой», что является правом нечеловеческой жизни на процветание; «жизнь в природе», которая относится к праву людей на чувство места и идентичности, и, наконец, «жить как природа», которая рассматривает мир как духовную часть человека.

«Тип и качество информации, которую могут предоставить оценочные исследования, во многом зависит от того, как, почему и кем разрабатывается и применяется оценка», — говорит профессор Майк Кристи из бизнес-школы Университета Аберистуита. «Это влияет на то, чьи и какие ценности природы будут признаны в решениях, и насколько справедливо будут распределены выгоды и бремя этих решений».

Существует 50 различных методов и подходов к тому, чтобы сделать ценность природы видимой в решениях, но исследователи обнаружили, что то, как заинтересованные стороны оценивали природу, учитывалось только в 2% исследований. Авторы говорят, что в будущем существует множество инструментов, позволяющих сделать ценности природы видимыми, и их необходимо внедрить. Одним из способов работы является использование собраний граждан, которые отражают социологию данного народа и дают им возможность обсудить свои ценности, интересы и понимание. Это происходит на национальном уровне в ряде стран.

Одним из успешных примеров является то, как Канадская организация по обращению с ядерными отходами интегрировала взгляды коренных народов в планирование, в ходе которого лица, принимающие решения, участвовали в церемониях и вместе «проживали» землю. Другим было решение правительства Индии не вести добычу вблизи горы Ниямгири, которая является священной для народа Донгариа Конд. Внутренняя ценность участка для редких видов и его культурная и духовная ценность для коренных народов рассматривались как более ценные, чем финансовые выгоды от его добычи.

Неприятие во внимание других ценностей чревато последствиями, такими как убийство экологических лидеров из-за того, что их претензии на землю были проигнорированы, говорит профессор Патрисия Бальванера из Национального автономного университета Мексики, которая была сопредседателем оценки. «Факты показывают, что если с самого начала принимать во внимание местные ценности, люди будут чувствовать себя частью проекта и будут более согласны с тем, что было согласовано… Это влечет за собой переопределение «развития» и «хорошего качества жизни» и признание множество способов, которыми люди относятся друг к другу и к миру природы», — говорит она.

Подпишитесь на наш бесплатный ежедневный информационный бюллетень First Edition – каждое утро в будние дни в 7:00 по московскому времени

Оценка была одобрена представителями 139 стран в немецком городе Бонн. «Делегаты, поддержавшие этот отчет, говорят, что это меняет правила игры, — говорит Паскуаль. «Они понимают, что мы идем по пути понимания природы в слишком узком смысле, и это привело нас к ситуации, когда мы живем на планете со взаимосвязанными кризисами… этот [отчет] — один из многих ингредиентов, которые потребуется, чтобы убедить очень влиятельных заинтересованных лиц и лиц, принимающих решения, начать менять свое отношение к природе».

Ipbes, аналог МГЭИК по биоразнообразию, был создан для предоставления правительствам всего мира научных рекомендаций по защите природы. На прошлой неделе компания выпустила еще один отчет, в котором говорится, что дикие виды поддерживают половину населения мира, но их использование в будущем находится под угрозой из-за чрезмерной эксплуатации.

Он предваряет 15-ю конференцию Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) в Монреале в декабре, на которой будут установлены цели в области охраны природы на следующее десятилетие, и авторы говорят, что результаты должны внести ценный вклад в этот процесс. Элизабет Марума Мрема, исполнительный секретарь CBD, сказала: «Я приветствую работу всех экспертов Ipbes и с нетерпением жду ее активного использования всеми сторонами и заинтересованными сторонами конвенции».

Глава 1 ~ Экосистемы и люди – наука об окружающей среде

  1. Дайте определение науке об окружающей среде и отделите ее от смежных областей, таких как исследования окружающей среды, экология и география.
  2. Объясните сложность Вселенной с помощью иерархической структуры, включающей рассмотрение Земли, жизни и экосистем в различных масштабах.
  3. Определите ключевые принципы экосистемного подхода к сохранению природных ресурсов.
  4. Опишите, как факторы стресса и нарушения окружающей среды могут повлиять на виды и экосистемы.
  5. Объясните историю культурной эволюции человека с точки зрения растущей способности справляться с экологическими ограничениями доступности природных ресурсов и других аспектов экономического развития.
  6. Перечислите не менее трех способов, которыми люди непосредственно влияют на условия окружающей среды.
  7. Определите четыре широких класса экологических ценностей.
  8. Опишите пять важных мировоззрений.
  9. Разберитесь в различных проблемах экологического кризиса, разделив их на три категории и приведя несколько примеров в каждой из них.
  10. Обсудите влияние человека на окружающую среду в зависимости от двух основных факторов: увеличения численности населения и интенсификации образа жизни (воздействие на душу населения).
  11. объясняют разницу между экономическим ростом и экологически устойчивым развитием.
  1. причины и последствия быстрого роста населения
  2. использование и истощение природных ресурсов
  3. ущерб от загрязнения и нарушений, в том числе угроза биоразнообразию
  1. Насколько велика будет численность населения Канады или Земли через 50 или 200 лет?
  2. Как можно интегрировать использование ископаемого топлива в устойчивую экономику, учитывая тот факт, что это невозобновляемые ресурсы, которые не восстанавливаются?
  3. Как мы можем собирать возобновляемые ресурсы (которые действительно имеют потенциал для восстановления) таким образом, чтобы не ухудшать их запасы, такие как треска в Атлантической Канаде, дикий лосось в Британской Колумбии, пшеница и другие зерновые в провинциях Прерии, а также лесные ресурсы на большей части страны?
  4. Какой экологический ущерб наносят различные виды загрязнения, такие как кислотные дожди, озон, пестициды и двуокись серы, и как можно предотвратить или устранить эти последствия?
  5. Влияет ли влияние человека на глобальный климат, и если да, то каковы причины и последствия этого воздействия?
  6. Где и как быстро виды и естественные среды обитания становятся исчезающими или вымирающими, и как можно предотвратить эти бедствия?
  1. Добыча, переработка и использование невозобновляемых ресурсов, таких как ископаемое топливо и металлы, способами, которые не наносят неприемлемого ущерба окружающей среде, а также в какой-то возможной степени сокращают их истощение (например, путем повторного использования определенных материалы)
  2. Сбор и управление биологическими ресурсами, например, в сельском, рыбном и лесном хозяйстве, таким образом, чтобы они могли полностью восстанавливаться, чтобы их запасы можно было поддерживать в будущем
  3. Рост возобновляемых источников энергии, таких как различные формы солнечной энергии (включая топливо из биомассы, гидроэлектроэнергию, фотогальванику и ветер), как способ замены невозобновляемых ископаемых видов топлива и, таким образом, повышения устойчивости экономики энергетики
  4. Предотвращение и устранение экологического ущерба, связанного, например, с находящимся под угрозой исчезновения биоразнообразием, деградацией земли или воды, а также регулирование выбросов парниковых газов

Рисунок 1. 2. Иерархическая организация Вселенной.

  1. отдельные организмы, являющиеся живыми существами, генетически и физически обособленными
  2. популяции или особи одного и того же вида, встречающиеся вместе во времени и пространстве
  3. сообщества или популяции различных видов, также совместно встречающиеся в одно и то же время и в одном месте
  4. ландшафты и морские ландшафты (в совокупности это эколандшафты), представляющие собой пространственные объединения различных сообществ на больших территориях
  5. и биосфера в целом, которая состоит из всей жизни и экосистем на Земле
  • открытие способов изготовления улучшенного оружия для охоты на животных
  • приручение собаки, что также значительно облегчило охоту
  • приручение огня, которое обеспечивало тепло и позволяло готовить приготовленную, более удобоваримую пищу
  • способа выращивания и одомашнивания растений и домашнего скота, которые привели к огромному увеличению доступности продовольствия
  • методы обработки необработанных металлов в инструменты, которые были намного лучше, чем сделанные из дерева, камня или кости. Скорость новых открытий со временем чрезвычайно возросла. Более поздние технологические революции включают следующее:
  • методы использования машин и энергии для выполнения работы, ранее выполнявшейся людьми или тягловыми животными
  • дальнейшие успехи в одомашнивании и выращивании растений и животных
  • открытия в медицине и санитарии
  • выдающихся успехов в области коммуникаций и технологий обработки информации
  • Население

    В 2015 году население Земли составляло более 7,3 миллиарда человек, в том числе около 34 миллионов в Канаде. На глобальном уровне человеческое население увеличивается из-за превышения уровня рождаемости над уровнем смертности. Недавний взрывной рост населения и нищета многих людей являются основной причиной большей части экологического кризиса. Прямо или косвенно большой прирост населения приводит к обширному обезлесению, расширению пустынь, деградации земель в результате эрозии, нехватке воды, изменению регионального и глобального климата, угрозе исчезновения видов и другим серьезным экологическим проблемам. В совокупности эти повреждения представляют собой изменения в характере биосферы, столь же катастрофические, как крупные геологические события, такие как оледенение. Мы обсудим человеческую популяцию более подробно в главах 10 и 119.0003

  • Ресурсы

    Можно выделить два вида природных ресурсов. Невозобновляемый ресурс присутствует в конечном количестве. По мере того, как эти ресурсы извлекаются из окружающей среды в процессе, называемом добычей полезных ископаемых, их запасы неумолимо сокращаются и, таким образом, во все меньших количествах доступны для будущих поколений. Невозобновляемые ресурсы включают металлы и ископаемые виды топлива, такие как нефть и уголь. Напротив, возобновляемый ресурс может восстанавливаться после сбора урожая и при надлежащем управлении может обеспечить постоянное снабжение. Однако, чтобы быть возобновляемым, способность ресурса к регенерации не может быть поставлена ​​под угрозу чрезмерным сбором урожая или ненадлежащими методами управления. Примеры возобновляемых ресурсов включают пресную воду, биомассу деревьев, сельскохозяйственных растений и домашнего скота, а также животных, на которых охотятся, таких как рыба и олени. В конечном счете, устойчивая экономика должна поддерживаться возобновляемыми ресурсами. Однако слишком часто потенциально возобновляемые ресурсы используются безответственно, что препятствует их обновлению и представляет собой тип добычи полезных ископаемых. Предметная область природных ресурсов подробно рассматривается в главах 12, 13 и 149.0003

  • Качество окружающей среды

    Эта предметная область касается антропогенного загрязнения и нарушений и их воздействия на людей, их экономику, другие виды и естественные экосистемы. Загрязнение может быть вызвано газами, выбрасываемыми электростанциями и транспортными средствами, пестицидами или нагретой водой, сбрасываемой в озера. Примеры нарушений включают сплошные рубки, рыболовство и лесные пожары. Последствия загрязнения и нарушений для биоразнообразия, изменения климата, доступности ресурсов, рисков для здоровья человека и других аспектов качества окружающей среды рассматриваются в главах с 15 по 269. 0003

  • I – общее воздействие человеческой популяции на окружающую среду
  • P — численность населения
  • A – оценка благосостояния на душу населения с точки зрения использования ресурсов
  • Т — степень технологического развития экономики в расчете на душу населения

Изображение 1.4. Места, где люди живут, работают, выращивают продукты питания и собирают природные ресурсы, подвержены воздействию многих видов антропогенных стрессоров. Это приводит к тому, что экосистемы не очень естественны по своему характеру, например, тротуары и травянистые края этой крупной автомагистрали в Торонто. Источник: Б. Фридман.

  • повышение эффективности использования невозобновляемых ресурсов, например, за счет тщательной переработки металлов и оптимизации использования энергии
  • расширение использования возобновляемых источников энергии и материалов в экономике (для замены невозобновляемых источников)
  • улучшение социальной справедливости с конечной целью помочь всем людям (а не только привилегированному меньшинству) иметь разумный доступ к предметам первой необходимости и удобствам жизни

Вопросы для повторения

  1. Дайте определение науке об окружающей среде, экологическим исследованиям и экологии. Перечислите ключевые дисциплинарные области знаний, которые включает каждая из них.
  2. Опишите иерархическую структуру вселенной и перечислите элементы, охватывающие сферы биологии и экологии.
  3. Определите основные факторы стресса окружающей среды, которые могут повлиять на экосистему в вашем районе (например, местный парк). Убедитесь, что вы учитываете как естественные, так и антропогенные факторы стресса.
  4. В чем разница между моралью и знанием и как они обусловлены личными и общественными ценностями?
  5. Объясните, как культурные атрибуты и выражения могут повлиять на то, как люди воспринимают мир природы и взаимодействуют с экологическими проблемами.
  1. Опишите, как вы связаны с экосистемами, как через потребляемые вами ресурсы (еда, энергия и материалы), так и через вашу рекреационную деятельность. Без каких из этих связей вы могли бы обойтись?
  2. Как ваши личные этические стандарты связаны с утилитарными, экологическими, эстетическими и внутренними ценностями? Подумайте о своем мировоззрении и обсудите, как оно соотносится с антропоцентрическим, биоцентрическим и экоцентрическим мировоззрением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *