Экологические проблемы для детей: Как рассказать детям о проблемах экологии: самые увлекательные способы

Содержание

Как рассказать детям о проблемах экологии: самые увлекательные способы

С каждым годом мы все чаще слышим об экологических проблемах: изменение климата, лесные пожары, наводнения, перенаселение, сокращение биологического разнообразия, мусорные свалки. Все это говорит о необходимости экопросвещения.

В Европе детям рассказывают об экологии, начиная с детского сада. В России же экологическое образование носит рекомендательный характер. В основном экопросвещением детей занимаются некоммерческие организации: они проводят лекции, устраивают квесты и выпускают игрушки. Мы собрали несколько проектов, которые помогут интересно рассказать детям об экологических проблемах.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

🦌 Усыновить дикое животное

Всемирный фонд дикой природы, WWF, предлагает символически усыновить редкое животное — сделать пожертвование, чтобы помочь фонду продолжить работу по сохранению популяции.

Сейчас можно усыновить сайгака, дикого северного оленя и калана. В подарок усыновитель получит сертификат, игрушку ручной работы, буклет с описанием редкого вида и будет получать ежемесячные электронные письма о нем.

Так можно научить ребенка ответственности и рассказать, с какими проблемами сталкиваются представители редких видов животных

🧩 Собрать пазлы или разрисовать раскраску

WWF России вместе с компанией DaVICI выпустил коллекцию деревянных пазлов, на которых изображены редкие виды животных: снежный барс, амурский тигр, калан, белые медведи и сайгаки.

А еще фонд создал большой плакат-раскраску, также посвященный редким животным. На нем есть белый медведь, аргали, дальневосточный аист, атлантический морж, амурский тигр и другие звери

🌳 Посадить деревья

Greenpeace уже почти 20 лет проводит проект «Возродим наш лес». Сотрудники и добровольцы на протяжении года собирают семена и желуди, выращивают сеянцы в питомнике, организуют посадки, ухаживают за подрастающими лесами, проводят занятия со школьниками.

Посадки проводятся каждую осень в национальном парке «Угра» в Калужской области. В 2022 году они пройдут также в Новосибирске и Нижнем Новгороде. К посадкам можно присоединиться с детьми. Так можно внести вклад в возрождение леса и замедлить изменение климата

📺 Посмотреть мультики

Greenpeace участвовал в создании мультфильмов, в которых персонажи «Смешариков» и «Фиксиков» рассказывают о лесных пожарах.

В 90% лесных пожаров виноваты люди, поэтому важно с детства приучать детей к сознательному поведению на природе. В роликах говорится, что делать в случае обнаружения пожара и как его не допустить

🖼 Провести выставку и викторину

В рамках просветительского проекта «О, да, вторсырье!» экологической организации «Мусора. Больше.Нет» активисты проводят для детей выставки и командные квизы на тему отходов или переработки.

Чтобы организовать мероприятие в своем городе, заполните заявку. Экодвижение выдаст плакаты-комиксы для выставки, сценарии для квизов и презентации для уроков.

С помощью наглядных материалов можно показать детям, сколько каждый человек производит мусора, почему важна переработка и как начать сортировать отходы

🤳 Пройти квест «Рекс-пекс-экоквест»

Активисты «Мусора.Больше.Нет» проводят по всей России квесты по поиску «зеленых» мест. Когда участники их находят, то выкладывают селфи или видео с нужных локаций и получают за это баллы. Также очки можно получить за правильные ответы на эковопросы.

Узнать расписание можно в группе во «Вконтакте». В каждом городе выбирают трех победителей, которым выдают призы.

Благодаря игре дети и их родители могут узнать про экологичную жизнь в городе и открыть для себя интересные экофакты

🧃 Организовать эколекцию в школе

Экологическое движение «РазДельный Сбор» готово организовать лекцию о раздельном сборе отходов и переработке вторсырья в школах по всей России. В Петербурге они могут прийти прямо в учебное заведение, а в других городах — провести дистанционное занятие.

Оставить заявку на сотрудничество надо как минимум за две недели до даты мероприятия

👗 Провести экоинтерактив

Фонд «Второе дыхание» разработал экоинтерактив для школьников. Из лекций можно узнать про влияние мира моды на окружающую среду, тенденции и материалы одежды будущего. Для старших классов есть информация по шеринг-экономике и профессиям в сфере устойчивого развития.

Программа предполагает активное взаимодействие и вовлечение в процесс: 70% времени занимают обсуждения, игры и командные задания.

Каждое занятие учитель может провести самостоятельно, но специалист фонда также может приехать в учебное учреждение Москвы или присоединиться онлайн. Заявку на урок можно отправить по почте: [email protected]

💡 Узнать больше про экологию

«РазДельный Сбор» создал несколько детских брошюр, в которых можно узнать больше про экологические темы.

В «Советах начинающему экогерою» ребенок узнает, что он может сделать для снижения загрязнения окружающей среды. А в брошюре «Действуй экологично» в виде интересных заданий рассказывается, как можно сберечь планету

🤲 Как оформить регулярное пожертвование фондам⁠⁠⁠⁠

Это можно сделать:
1. На сайтах Greenpeace, WWF, «Мусора.Больше.Нет», «РазДельный Сбор» и «Второе дыхание».
2. На платформе «Нужна помощь»: в пользу организаций Greenpeace, «Мусора.Больше.Нет», «РазДельный Сбор», «Второе дыхание.
3. На страницах организаций Greenpeace, WWF, «РазДельный Сбор» и «Второе дыхание» в сервисе «Добро Mail.ru».
4. Через мобильное приложение Тинькофф и сервис Тинькофф «Кэшбэк во благо».

Что почитать взрослым об экологии:

1. Как экономить деньги и беречь планету.
2. Как вести экологичный образ жизни в провинции.
3. Сколько времени и денег нужно на раздельный сбор мусора.

Как говорить с детьми об экологии: практичные задания и советы

Екатерина Ульянова

Работала журналистом и редактором в СМИ.

Выловить пластик в океане, перестать пользоваться одноразовыми пакетами и бутылками, закрыть мусорные полигоны – это то, что нужно сделать сейчас, чтобы сократить тот вред, который уже нанесен природе. Этот этап неизбежен. Но дети не должны только решать существующие экологические проблемы. Они должны строить новое общество, которое будет жить в гармонии с окружающим миром. Как говорить с детьми об экологии и воспитать ответственных взрослых, журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой рассказала Эльвира Зинатуллина, координатор проекта Экокласс.рф. 

Не быть разгребателями

Сегодня люди пытаются решить те экологические проблемы, которые уже существуют. «Важно, чтобы дети были не просто разгребателями. Они должны создавать изначально устойчивое общество, когда вырастут», – говорит Эльвира Зинатуллина. Основная задача экопросвещения – научить детей, как строить свою жизнь и жизнь общества так, чтобы не наносить вред природе. Например, нужно не только учить детей раздельному сбору вторсырья, но и сразу рассказывать о разумном потреблении, которое помогает сократить количество отходов.

В экологическом образовании можно выделить несколько этапов.

  • Рассказ об экологических проблемах, которые уже существуют. Детям нужно объяснить, что происходит в мире. И показать, как привычные бытовые действия могут наносить вред природе.  
  • Второй этап – знакомство с инструментами по решению существующих экологических проблем. Эльвира Зинатуллина уверена, что чувство сопричастности к природе у детей есть на инстинктивном уровне. Им не надо объяснять, зачем нужно любить природу. Намного важнее показать альтернативные варианты поведения и то, как можно изменить привычки.
  • И наконец, перестройка сознания на предотвращение экологических проблем. Детям нужно объяснить, как должен выглядеть гармоничный мир будущего. Для этого им необходимо показывать преимущества нового образа жизни перед существующим.

Разговор о полигонах

Детям важно узнавать об экологических проблемах не только на словах. Лучше всего показывать им фотографии, видеоролики. Можно даже знакомить их со статистическими данными, но делать это в понятной наглядной форме. Например, говорить, что ежесекундно в мире вырубается площадь лесов, сравнимая с футбольным полем. 

Еще по теме: «Пусть горит там что попало, лишь бы не было войны»

Надо говорить и о более локальных проблемах. Например, о мусорных полигонах. Дети тоже замечают общественные волнения. Эльвира Зинатуллина советует объяснять, почему так происходит. И рассказывать, какие есть варианты решения. Что раздельный сбор и переработка лучше сжигания – показывать альтернативные позитивные выходы. При этом лучше всего не читать лекции, а общаться, строить диалог. Спрашивать у детей, что они сами об этом думают, какие видят решения проблем. 

«У меня была ситуация, когда дети говорили мне, что сжигание – это и есть та же самая переработка. Тогда я стала их спрашивать, а во что именно, по их мнению, мы перерабатываем вторсырье при этом способе утилизации. Я также попросила их задуматься, как обезвредить диоксины, которые появляются при сжигании, и куда девать токсичную смолу? Дети сразу понимают, что все не так просто, как может показаться на первый взгляд, и сами приходят к новым выводам». Эльвира Зинатуллина

Спасти мир в школе 

Знакомить детей с экологией лучше всего в игровой форме. Именно на разных интерактивных форматах и строятся все экоуроки. Доступ к материалам могут получить не только учителя, но и родители, которые хотят заниматься с детьми дома индивидуально. Однако Эльвира Зинатуллина уверена, что коллективные занятия важны – так проще всего объяснить, почему люди должны объединяться для решения экологических проблем.

«Невозможно прийти в зеленое будущее одному. Необходимо объединение всех сил и сфер. Например, в одном из уроковдети делятся на группы и берут на себя разные роли – бизнеса, общества и государства. И предлагают решение какой-либо мусорной проблемы с точки зрения занимаемой ими роли. А потом идут по пути объединения усилий и спасают мир вместе». Эльвира Зинатуллина

Есть преимущества и у экоуроков, которые родители сами проводят дома для своих детей. На портале проекта для скачивания доступны все материалы – можно изучить методические пособия к каждому занятию и распечатать задания. Зато сразу после теории родителям намного легче перейти к практике, чем учителю.

Задания для детей

  • Рассказать, зачем нужно экономить электричество. И наклеить рядом с выключателями и розетками напоминания о том, что свет и электроприборы надо выключать. Также можно вместе сходить в магазин и купить энергосберегающие лампочки.
  • Объяснить, зачем нужен раздельный сбор вторсырья. Дать ребенку несколько контейнеров и попросить разложить вторсырье по фракциям. Также хорошо купить многоразовую бутылку и давать воду в школу только в ней. А если все-таки придется купить пластиковую бутылку, то не выбрасывать ее после использования, а сдать в переработку.  

Пример заданий, которые также можно скачать на сайте проекта «Экокласс».

  • Поговорить про экономию водных ресурсов. Вместе налить в чайник немного воды и показать, что она быстро закипает. Объяснить, что ради одной чашки чая не надо набирать полный чайник, так экономится вода и электричество. 
  • Также можно найти десятилитровое ведро и показать ребенку, сколько воды отправляется в канализацию, пока он чистит зубы. И объяснить, что кран нужно закрывать, чтобы не тратить ресурсы впустую.
  • Научить ребенка не бросать мусор на землю. Для этого можно превратить поиск урны в миссию и игру. Включить супервнимание и оглядывать окрестности супервзглядом в поисках урны. Сосчитать, сколько шагов до ближайшей урны. Спрашивать встречных прохожих, не видели ли они урну. Нарисовать мелом на асфальте стрелочки-подсказки, чтобы другие тоже могли найти урну. 
  • Поговорить про разумное потребление. Найти дома сломанные вещи и вместе починить их. Или найти в Интернете варианты поделок, которые можно смастерить из старых вещей.

Больше готовых интерактивных экоуроков по разным темам вы можете найти на сайте Экокласс.рф. 

Еще материалы по теме:

  • Экоактивист Василий Хорошилов: «Как самому измерить качество воздуха»
  • Спасти дерево: что делать, если началась вырубка
  • Как за три часа создать сайт экологической кампании

Экологическое здоровье детей

Экологическое здоровье детей

    • All topics »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • 5 Y

      5

    • З
    • Ресурсы »

      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »

      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
  • 3

    43
    Регионы »

    • Африка
    • Америка
    • Юго-Восточная Азия
    • Европа
    • Восточное Средиземноморье
    • Западная часть Тихого океана
  • ВОЗ в странах »

    • Статистика
    • Стратегии сотрудничества
    • Украина ЧП
  • все новости »

    • Выпуски новостей
    • Заявления
    • Кампании
    • Комментарии
    • События
    • Тематические истории
    • Выступления
    • Прожекторы
    • Информационные бюллетени
    • Библиотека фотографий
    • Список рассылки СМИ
  • Заголовки »
  • Сконцентрируйся »

    • Афганистан кризис
    • COVID-19 пандемия
    • Кризис в Северной Эфиопии
    • Сирийский кризис
    • Украина ЧП
    • Вспышка оспы обезьян
    • Кризис Большого Африканского Рога
  • Последний »

    • Новости о вспышках болезней
    • Советы путешественникам
    • Отчеты о ситуации
    • Еженедельный эпидемиологический отчет
  • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »

    • Наблюдение
    • Исследовательская работа
    • Финансирование
    • Партнеры
    • Операции
    • Независимый контрольно-консультативный комитет
  • Данные ВОЗ »

    • Глобальные оценки здоровья
    • ЦУР в области здравоохранения
    • База данных о смертности
    • Сборы данных
  • Панели инструментов »

    • Информационная панель COVID-19
    • Приборная панель «Три миллиарда»
    • Монитор неравенства в отношении здоровья
  • Особенности »

    • Глобальная обсерватория здравоохранения
    • СЧЕТ
    • Инсайты и визуализации
    • Инструменты сбора данных
  • Отчеты »

    • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
    • избыточная смертность от COVID
    • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
  • О ком »

    • Люди
    • Команды
    • Структура
    • Партнерство и сотрудничество
    • Сотрудничающие центры
    • Сети, комитеты и консультативные группы
    • Трансформация
  • Наша работа »

    • Общая программа работы
    • Академия ВОЗ
    • мероприятия
    • Инициативы
  • Финансирование »

    • Инвестиционный кейс
    • Фонд ВОЗ
  • Подотчетность »

    • Аудит
    • Бюджет
    • Финансовые отчеты
    • Портал программного бюджета
    • Отчет о результатах
  • Управление »

    • Всемирная ассамблея здравоохранения
    • Исполнительный совет
    • Выборы Генерального директора
    • Веб-сайт руководящих органов
  • Дом/
  • Вопросы здравоохранения/
  • Гигиена окружающей среды для детей

ВОЗ/J. Джалали

Афганские дети показывают на своих пальцах пометки, указывающие на то, что они были привиты от полиомиелита.

©
Кредиты

Информационные бюллетени

Вопросы и ответы

Базы данных и инструменты

Резолюции и решения

Техническая работа 

Новости

Все →

Последние публикации

Все →

Электронные отходы – это
самый быстрорастущий мусор
поток, увеличивая три
раз быстрее, чем
населения мира.

Растет обеспокоенность по поводу здоровья младенцев, детей и подростков в связи с ростом распространенности неинфекционных заболеваний, таких как ожирение,…

Растет обеспокоенность по поводу здоровья младенцев, детей и подростков, -инфекционные заболевания, такие как ожирение,…

Растет обеспокоенность по поводу здоровья младенцев, детей и подростков в связи с ростом распространенности неинфекционных заболеваний, таких как ожирение,…

Наша работа

Очерк

Инфографика

Утилизация электронных отходов безопасным для здоровья способом

Инфографика

Станьте чемпионом сообщества электронных отходов

Инфографика

Многие токсичные вещества содержатся в бытовой электронике

Инфографика

Миллионы детей во всем мире подвергаются воздействию электронных отходов

15 сентября 2019 г.

Что показали ваши исследования в отношении общего воздействия на здоровье мелких частиц, содержащихся в загрязнении воздуха?

15 сентября 2019 г.

Почему сохранение качества воздуха должно быть главным приоритетом для всех?

15 сентября 2019 г.

Является ли бытовое загрязнение воздуха глобальной проблемой?

Темы, связанные со здоровьем

Детские опасения по поводу окружающей среды: выражение экофобии

Страх, цинизм, пессимизм: все чаще исследования показывают, что именно такие чувства дети испытывают по поводу экологических проблем и будущего планеты. Дэвид Собел назвал эти чувства «экофобией». Автор этой статьи объясняет, что дети «беспокоятся об экологических проблемах и чувствуют себя бессильными изменить текущие условия».

Таким образом, это исследование было направлено на то, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения детей, и было сосредоточено на американских детях, потому что большая часть текущих исследований сосредоточена на детях за пределами Соединенных Штатов. Исследовательница опросила 50 пятиклассников (примерно половина мальчиков и половина девочек из разных этнических и социально-экономических групп) в районе Денвера об их заботах и ​​эмоциях, связанных с окружающей средой. Родители детей заполнили демографическую анкету, и дети поговорили с исследователем о том, как они определяют окружающую среду, о своей осведомленности об экологических проблемах, а также о своих опасениях и чувствах по поводу этих проблем. У детей также была возможность нарисовать, как, по их мнению, Земля может выглядеть через 100 лет.

Как и в предыдущем исследовании, интервью показали, что «беспокойство детей об окружающей среде обычно выражалось в эмоциях печали, страха и гнева в ответ на экологические проблемы». Среди экологических проблем, которые чаще всего упоминали дети, были уничтожение природы (56%), глобальное потепление (38%), загрязнение воздуха (38%) и убийство животных (38%). Из девяти детей, не выражавших отрицательных эмоций, семеро не знали о каких-либо экологических проблемах и, следовательно, не беспокоились о них. И двое детей знали об экологических проблемах, но не беспокоились о них.

Большинство детей (72%) также выразили пессимизм в отношении будущего Земли. У многих были апокалиптические видения будущего, говоря такие вещи, как «все будет разрушено» или «может быть, не будет и 100 лет» и «мир может затопить из-за слишком сильной жары». Некоторые, однако, смягчили свое видение альтернативным, лучшим сценарием, который зависел от действий людей, пока не стало слишком поздно. 28% детей, которые не были настроены пессимистично в отношении будущего, представляли себе лучшее будущее благодаря новым технологиям и лучшему поведению. Они, как правило, представляли себе мир с «автомобилями, работающими на сахарном тростнике», «меньше загрязняющих веществ, выходящих из глушителей» и «более умными» людьми, которые «понимают, что есть вещи, которые вы действительно можете делать».

Семьдесят процентов детей назвали телевидение, новости и кино источником своего страха. Некоторые особо упомянули канал Discovery, а многие обсуждали фильм «Послезавтра», в котором Нью-Йорк переживает апокалиптические и быстрые изменения в ответ на изменение климата. Автор приходит к выводу, что «телевидение, новости и фильмы оказывают сильное влияние на отношение детей к экологическим проблемам, возможно, усиливая тревогу и страх перед экологическими проблемами». Интересно, однако, что дети, которые говорили о будущем, освещенном экологическими решениями и экологическим поведением, сказали, что родители или учителя рассказали им об этих решениях. «Это предварительно предполагает, — заключает исследователь, — что дети, которые осведомлены о решениях экологических проблем, с меньшей вероятностью будут испытывать пессимизм в отношении будущего состояния Земли».

К сожалению, результаты этого и предыдущих исследований показывают, что большинство детей получают информацию об окружающей среде из телевидения и фильмов, что вызывает у них страх и разочарование. Но это исследование также показывает, что родители и учителя могут «обеспечить противоядие от преобладающего пессимизма» с помощью соответствующей возрасту и позитивной информации о решениях, связанных с окружающей средой. Автор предполагает, что педагоги-экологи, в частности, могут поощрять более позитивное мировоззрение среди молодых людей, делясь решениями и поощряя учащихся к формированию чувства самостоятельности посредством экологических проектов, соответствующих их развитию, недалеко от дома.

В конечном счете, однако, автор признает, что то, что пятиклассник пессимистично смотрит в будущее, не обязательно определяет, что он будет делать сейчас или во взрослой жизни. Автор признает, что «учитывая незначительную связь между заботой об окружающей среде и поведением, можно усомниться в важности изучения заботы детей об окружающей среде». Ответ не ясен, но автор указывает на недавнее исследование взрослых, которое предполагает, что стратегии страха и вины не являются эффективными мотиваторами поведения в окружающей среде, а также на ретроспективные исследования взрослых, которые называют детские природные переживания и положительные образцы для подражания важными факторами влияния. в развитии их экологической озабоченности и активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *