Логопед это: кто это и что лечит – МЕДСИ

кто это и что лечит – МЕДСИ

Детский логопед – это специалист, который выявляет причины появления речевых нарушений у ребенка, а также помогает ему стать более внимательным, лучше запоминать информацию и в результате правильно строить слова и предложения и произносить их. Такой врач обладает навыками в сфере детской психологии и педагогики.

Детский врач логопед-дефектолог также помогает улучшить речевые навыки и устранить причины появления проблем с ними, но работает с теми типами нарушений, которые связаны с сопутствующими заболеваниями органов зрения, слуха и речи, центральной нервной системы, с отставанием в умственном развитии, с психическими отклонениями.

В чем заключаются обязанности специалиста

Детский логопед располагает широким кругом различных методик по коррекции нарушений речи, поскольку в каждом случае необходимо выработать индивидуальный подход. Для коррекции речевых нарушений он проводит специальные занятия с ребенком, которые должны носить регулярный характер, чтобы получить максимальный результат.

Врач помогает ребенку освоить такие навыки, как:

  • Правильное произношение звуков (без картавости, шепелявости, гнусавости)

  • Грамотное чтение и письмо

  • Корректное составление слов и предложений

  • Создание рассказов и пересказов

  • Растяжение подъязычной связки для верного произношения «р» и «л»

  • Говорение без заикания

  • Выработка ритма и четкости речи

При необходимости (заикание, дизартрия и т. д.) он проводит логопедический массаж. Это такой метод воздействия, при котором меняется состояние нервов, кровеносных сосудов, мышц и тканей речевого аппарата. Он необходим для нормализации произношения и эмоционального состояния ребенка в тех случаях, когда стандартных речевых методик недостаточно.

В каких случаях нужна помощь логопеда

Записаться на прием к врачу-логопеду необходимо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются нарушения речи (неправильно произносит звуки, заикается), а также у него снижено понимание речи другого человека.

Такой доктор поможет при следующих нарушениях:

  • Недоразвитая речь

  • Потеря речевых навыков

  • Неправильное произношение слов

  • Невозможность корректно построить предложение

  • Проблемы с чтением и письмом

  • Неправильное восприятие речи

  • Невозможность составить связный рассказ или пересказ текста (для более взрослых детей)

  • Заикание

  • Проблемы с речью в результате патологий органов слуха, зрения, речи

  • Нарушения речевых навыков из-за хирургического вмешательства или травмы носоглотки

Также он поможет выработать необходимый ритм речи, научиться правильно дышать и управлять своим голосом.

К детскому логопеду можно привести ребенка любого возраста, но лучше всего обратиться к специалисту как можно раньше (с 3 лет), чтобы у него не закрепилось неправильное произношение.

Обращаться к детскому врачу логопеду-дефектологу следует в таких случаях, как:

  • Ребенок 7-8 месяцев не реагирует на обращенную к нему речь

  • Малыш в возрасте 1 года не может произносить короткие слова (мама, папа, дай и т. д.)

  • В возрасте от 2,5 лет ребенок не говорит, либо не умеет формулировать простые предложения из слов

  • Проблемы с глотанием, мимикой, неправильным чувством ритма

  • Ребенок сокращает слова до слогов

  • Произносит по слогам как слова, так и предложения

  • Проблемы с концентрацией внимания, памятью

  • Постоянная апатия или агрессия

К дефектологу можно и нужно обращаться с более раннего возраста ребенка, младше двух лет.

Особенности приема

На первичном приеме логопед выясняет словарный запас ребенка, правильность построения им предложений, произношение и его навыки общения. Для более взрослых пациентов важны умения писать и читать, а также образность мышления.

В случае обращения к дефектологу может потребоваться проведение дополнительных видов обследований: допплерография головного мозга, электроэнцефалография, спондилография и др. (в зависимости от сопутствующей симптоматики).

Выработка программы обучения происходит по индивидуальным параметрам, поскольку в каждой ситуации различаются не только типы речевых проблем, но и причины их появления.

Обучение проходит в игровой форме, чтобы детям было проще запомнить информацию и развить необходимые навыки. Подобный формат помогает ребенку и не пугает его, а также удерживает его заинтересованным на время, которое необходимо для обучения и коррекции.

Детский логопед, дефектолог вырабатывают рекомендации, по которым родители должны заниматься с ребенком дома для максимально быстрого и эффективного закрепления результатов лечения. Это могут быть специальные упражнения и развивающие игры.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Сеть клиник МЕДСИ располагает обширными возможностями для комплексной диагностики и выяснения причин речевых нарушений: новейшим оборудованием экспертного класса

  • Прием ведут опытные врачи высокой квалификации и различных профилей: неврологи, психологи, педагоги, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, – которые регулярно проходят курсы повышения квалификации в ведущих клиниках России и за рубежом

  • На консультацию к детскому логопеду можно записаться на удобное вам время по телефону 8 (495) 7-800-500

  • Клиники расположены во всех районах Москвы в шаговой доступности от метро

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу сейчас:

  • Прием логопеда
  • Адаптация ребенка к школе

В чем состоит работа логопеда?

О существовании специальности «логопед» наверное знают все родители. Но не все родители правильно понимают суть работы логопеда.

Все статьи


Ориентируясь на известный персонаж Ролана Быкова, считают, что логопеды занимаются «фефектами фикции». Это мнение ошибочно. Конечно, логопеды занимиаются исправлением дефектов звукопроизносительной стороны речи. Но кроме этого, логопеды занимаются проблемами речи в целом. Речи как сложной системы, одной из высших психических функций, составляющих познавательную активность человека. Речь это мыслительный процесс, вынесенный вовне. Оценивая уровень речевого развития частности, можно говорить об уровне интеллектуального развития в общем.


Проводя диагностику речевого развития, специалист оценивает кроме звукопроизношения, следующие компоненты:


  1. Сформированность фонематических процессов. Фонематический слух это не слух в обычном понимании, это скорее процесс анализа, различение речевых звуков по смыслоразличительным признакам. В русском языке это звонкость-глухость, твердость-мягкость, ударность-безударность (дом-том, лук-люк, зАмок-замОк) Меняется признак – меняется смысл слова. Если эти процессы не сформированы, ребенок не контролирует качество речи, в дальнейшем это приводит к нарушениям чтения и письма.


  2. Сформированность речевого дыхания. Люди разговаривают на выдохе, и правильнор сформированный речевое дыхание, сила выдоха может предупредить возникновение таких нарушений речи, как заикание, или нарушение темпа речи.


  3. Слоговую структуру слова. Довольно часто дети либо не проговаривают слово полностью,  (сипед вместо велосипед, скаодка вместо сковородка) или переставляют слоги местами (дрова – двора, самолет – масалет). На уровне овладения речью, на этапе словотворчества это естественный процесс, но если этот процесс закрепляется и систематизируется, это говорит снижении концентрации внимания, о не сформированности произвольного контроля.


  4. Лексико-грамматический строй речи. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Прекрасная книга Корнея Чуковского «от 2 до 5» знакомит читателей с этапами становления речи, овладения этой функцией ребенком.


Нарушения речевого развития могут быть обусловлены рядом различных причин. От нарушений строения артикуляционного аппарата, до функциональной незрелости мозговых структур, отвечающих за разные компоненты нервно-психического развития ребенка. Поэтому, наблюдая за ребенком в его обычной активности, родителям следует обратить внимание и обратиться к логопеду, если:


  • Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.


  • Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.


  • Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.


  • Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.


  • Ребенок в 2 года не говорит, использует  только лепетные слова.


  • Ребенок в 2,5 произносит отдельные слова, нет фразы.


  • Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.


  • Ребенок пользуется упрощенными словами, меняет слоги в слогах.


  • У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.


  • Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.


  • Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова, или нарушена слоговая структура (переставляет или выпускает слоги).


  • Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.


  • Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.


  • У ребенка проблемы с чтением: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.


Специалист-логопед проведет диагностику речи, при необходимости составит план коррекционных мероприятий или назначит курс логопедических занятий, включающих в себя работу по развитию психологической базы речи, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж (по показаниям) и работу по формированию фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся в структуре игровой или продуктивной (рисование, аппликация) деятельности.

Все статьи

Наши врачи

Все специалисты

Моисеева Татьяна Николаевна

Заведующая отделением педиатрии, врач аллерголог, иммунолог, кандидат медицинских наук, высшая категория

Галиулин Муса Ягокупович

Врач детский хирург, 1-ая категория

Жигулёва Александра Сергеевна

Врач-педиатр

Паноян Алена Анатольевна

Врач-педиатр

Зубрилина Анастасия Сергеевна

Врач-педиатр

Горяева Ирина Сергеевна

Врач — педиатр

Боженко Яна Леонидовна

Врач педиатр

Кирпичникова Светлана Ивановна

Врач педиатр

Миндлина Анна Олеговна

Врач педиатр, вторая категория

Бородина Ксения Николаевна

Врач педиатр, детский гастроэнтеролог

Камалетдинова Наталия Леонидовна

Врач педиатр, высшая категория

Горшкова Лада Львовна

Врач педиатр

Родионова Наталья Алексеевна

Врач педиатр

Михалева Ирина Игоревна

Врач педиатр, гастроэнтеролог, пульмонолог, функциональной диагностики

Санникова Лариса Александровна

Врач педиатр

Логопедия (для родителей) — Nemours KidsHealth

Что такое логопедия?

Логопедия — это лечение большинства детей с нарушениями речи и/или языка.

Что такое нарушения речи?

Расстройство речи относится к проблеме с произношением звуков. Нарушения речи включают:

  • Нарушения артикуляции: Это проблемы с произнесением звуков в слогах или с неправильным произнесением слов до такой степени, что слушатели не могут понять, о чем идет речь.
  • Нарушения беглости речи: К ним относятся такие проблемы, как заикание, при котором поток речи прерывается необычными остановками, повторением части слова («б-б-мальчик») или удлинением звуков и слогов (ссссзнейк).
  • Резонанс или расстройства голоса: Это проблемы с высотой тона, громкостью или качеством голоса, которые отвлекают слушателей от сказанного. Эти типы расстройств также могут вызывать боль или дискомфорт у ребенка при разговоре.

Что такое языковые расстройства?

Расстройство речи относится к проблеме понимания или сочетания слов для передачи идей. Речевые расстройства могут быть как рецептивными, так и экспрессивными:

  • Рецептивные расстройства — это проблемы с пониманием или обработкой языка.
  • Экспрессивные расстройства — это проблемы с составлением слов, ограниченный словарный запас или неспособность использовать язык социально приемлемым образом.
  • Когнитивно-коммуникативные расстройства — это проблемы с коммуникативными навыками, которые включают память, внимание, восприятие, организацию, регулирование и решение проблем.

Что такое расстройства питания?

Дисфагия/расстройства орального питания — это нарушения приема пищи или питья. К ним относятся проблемы с жеванием и глотанием, кашель, рвотные позывы и отказ от пищи.

Кто проводит логопедическую терапию?

Патологи речи (SLP), часто называемые логопеды имеют образование в области человеческого общения, его развития и нарушений. SLP оценивают речь, язык, когнитивную коммуникацию и навыки рта/кормления/глотания. Это позволяет им определить проблему и лучший способ ее лечения.

SLP имеют:

  • не ниже степени магистра
  • государственная аттестация/лицензия в области
  • сертификат клинической компетентности Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA)

Сертифицированный ASHA SLP сдал национальный экзамен и получил аккредитованную ASHA клиническую стипендию под наблюдением.

Иногда речевые помощники помогают предоставлять речевые услуги. Обычно они имеют 2-летнюю степень младшего специалиста или 4-летнюю степень бакалавра и контролируются SLP.

Чем занимаются SLP?

В речевой терапии SLP работает с ребенком один на один, в небольшой группе или в классе, чтобы преодолеть проблемы.

Терапевты используют различные стратегии, в том числе:

  • Языковые вмешательства: SLP будет взаимодействовать с ребенком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы или текущие события, чтобы стимулировать развитие речи. Терапевт может моделировать правильный словарный запас и грамматику, а также использовать упражнения на повторение для развития языковых навыков.
  • Артикуляционная терапия: Упражнения по артикуляции, или звуковому воспроизведению, включают в себя то, что терапевт моделирует правильные звуки и слоги в словах и предложениях для ребенка, часто во время игровой деятельности. Уровень игры соответствует возрасту и зависит от конкретных потребностей ребенка. SLP покажет ребенку, как произносить определенные звуки, например, звук «р», и может показать, как двигать языком, чтобы произносить определенные звуки.
  • Орально-моторная терапия/терапия кормления и глотания: SLP может использовать различные оральные упражнения, включая массаж лица и различные упражнения для языка, губ и челюстей, для укрепления мышц рта при приеме пищи, питья и глотании. SLP также может вводить различные текстуры пищи и температуры, чтобы повысить внимание ребенка к ротовой полости во время еды и глотания.

Почему некоторым детям нужна логопедическая терапия?

Детям может потребоваться речевая терапия по многим причинам, в том числе:

  • нарушения слуха
  • когнитивные (интеллектуальные, мыслительные) или другие задержки развития
  • слабые мышцы рта
  • хроническая охриплость
  • расщелина губы или неба
  • аутизм
  • проблемы планирования двигателя
  • проблемы с артикуляцией
  • нарушения беглости речи
  • проблемы с дыханием (нарушения дыхания)
  • расстройства кормления и глотания
  • черепно-мозговая травма

Терапию следует начинать как можно скорее. Дети, которые начинают терапию рано (до 5 лет), как правило, добиваются лучших результатов, чем те, кто начинает лечение позже.

Это не означает, что дети старшего возраста плохо справляются с терапией. Однако их прогресс может быть медленнее, потому что они усвоили шаблоны, которые необходимо изменить.

Как найти логопеда?

Чтобы найти специалиста, обратитесь к врачу или учителю вашего ребенка за направлением, просмотрите местные справочники в Интернете или выполните поиск на веб-сайте ASHA. Государственные ассоциации патологии речи и языка и аудиологии также ведут списки лицензированных и сертифицированных терапевтов.

SLP вашего ребенка должен иметь лицензию в вашем штате и иметь опыт работы с детьми и конкретным заболеванием вашего ребенка.

Чем могут помочь родители?

Родители играют ключевую роль в успешном развитии ребенка в речевой или языковой терапии. Дети, которые заканчивают программу быстрее всех и с наиболее продолжительными результатами, — это те дети, чьи родители были вовлечены в процесс.

Спросите терапевта, что вы можете сделать. Например, вы можете помочь своему ребенку выполнять домашние задания, которые предлагает SLP. Это обеспечивает постоянный прогресс и перенос новых навыков.

Преодоление речевого или языкового расстройства может потребовать времени и усилий. Поэтому важно, чтобы все члены семьи проявляли терпение и понимание по отношению к ребенку.

Проверил: Julia K. Hartnett, MS, CCC-SLP

Дата пересмотра: март 2022 г.

Что это такое, как это работает и почему вам может понадобиться терапия

Логопедия — это оценка и лечение общения проблемы и нарушения речи. Его проводят логопеды (ЛП), которых часто называют логопедами.

Методы логопедии используются для улучшения общения. К ним относятся артикуляционная терапия, деятельность по языковому вмешательству и другие, в зависимости от типа речевого или языкового расстройства.

Логопедия может потребоваться при нарушениях речи, развившихся в детстве, или при нарушениях речи у взрослых, вызванных травмой или заболеванием, например, инсультом или черепно-мозговой травмой.

Существует несколько речевых и языковых расстройств, которые можно лечить с помощью логопеда.

  • Нарушения артикуляции. Нарушение артикуляции — это неспособность правильно произносить определенные звуки слова. Ребенок с этим расстройством речи может пропускать, менять местами, искажать или добавлять звуки слова. Примером искажения слова может быть использование слова «thith» вместо «this».
  • Нарушения беглости речи. Нарушение беглости влияет на течение, скорость и ритм речи. Заикание и неразбериха — это нарушения беглости речи. У человека с заиканием возникают проблемы с произношением звука, и его речь может быть заблокирована или прерываться, или он может повторять часть всего слова. Человек с захламленностью часто говорит очень быстро и сливает слова вместе.
  • Резонансные расстройства. Резонансное расстройство возникает, когда блокировка или обструкция регулярного потока воздуха в носовой или ротовой полостях изменяет вибрации, ответственные за качество голоса. Это также может произойти, если небно-глоточный клапан не закрывается должным образом. Резонансные расстройства часто связаны с расщелиной неба, неврологическими расстройствами и опухшими миндалинами.
  • Рецептивные расстройства. Человек с расстройством рецептивной речи с трудом понимает и обрабатывает то, что говорят другие. Это может привести к тому, что вы будете казаться незаинтересованным, когда кто-то говорит, вам будет трудно следовать указаниям или у вас будет ограниченный словарный запас. Другие языковые расстройства, аутизм, потеря слуха и травма головы могут привести к расстройству рецептивной речи.
  • Экспрессивные расстройства. Расстройство экспрессивной речи — это трудности с передачей или выражением информации. Если у вас экспрессивное расстройство, у вас могут возникнуть проблемы с формированием точных предложений, например, с использованием неправильного времени глагола. Это связано с нарушениями развития, такими как синдром Дауна и потеря слуха. Это также может быть результатом травмы головы или заболевания.
  • Когнитивно-коммуникативные расстройства. Затрудненное общение из-за повреждения части мозга, контролирующей способность мыслить, называется когнитивно-коммуникативным расстройством. Это может привести к проблемам с памятью, решению проблем и трудностям в разговоре или слушании. Это может быть вызвано биологическими проблемами, такими как аномальное развитие мозга, определенные неврологические состояния, черепно-мозговая травма или инсульт.
  • Афазия. Это приобретенное коммуникативное расстройство, которое влияет на способность человека говорить и понимать других. Это также часто влияет на способность человека читать и писать. Инсульт является наиболее распространенной причиной афазии, хотя ее могут вызывать и другие заболевания головного мозга.
  • Дизартрия. Это состояние характеризуется медленной или невнятной речью из-за слабости или неспособности контролировать мышцы, используемые для речи. Чаще всего это вызвано расстройствами нервной системы и состояниями, вызывающими паралич лицевого нерва или слабость горла и языка, такими как рассеянный склероз (РС), боковой амиотрофический склероз (БАС) и инсульт.

Логопедия обычно начинается с оценки SLP, которая определяет тип коммуникативного расстройства и лучший способ его лечения.

Логопедия для детей

Логопедия для вашего ребенка может проходить в классе, в небольшой группе или индивидуально, в зависимости от нарушения речи. Упражнения и занятия с логопедом варьируются в зависимости от расстройства, возраста и потребностей вашего ребенка. Во время логопедической помощи детям SLP может:

  • взаимодействовать, разговаривая и играя, а также используя книги, изображая другие объекты в рамках языкового вмешательства, чтобы помочь стимулировать развитие речи
  • моделировать правильные звуки и слоги для ребенка во время соответствующей его возрасту игры, чтобы научить ребенка произносить определенные звуки
  • предоставить стратегии и домашнее задание для ребенка и родителя или опекуна о том, как заниматься логопедией дома

Логопедия для взрослых

Логопедия для взрослых также начинается с оценки, чтобы определить ваши потребности и наилучшее лечение. Логопедические упражнения для взрослых могут помочь вам с речью, языком и когнитивным общением.

Терапия может также включать в себя повторное обучение функции глотания, если травма или заболевание, такое как болезнь Паркинсона или рак ротовой полости, вызвали трудности с глотанием.

Упражнения могут включать:

  • решение проблем, память и организацию, а также другие действия, направленные на улучшение когнитивной коммуникации
  • разговорную тактику для улучшения социального общения
  • дыхательные упражнения для резонанса
  • упражнения для укрепления мышц рта

Если вы хотите попробовать логопедические упражнения дома, доступно множество ресурсов, в том числе:

  • приложения для логопедии
  • игры и игрушки для развития языка, такие как флип-карты и флеш-карты
  • рабочие тетради

Количество времени, в течение которого человек нуждается в логопедической терапии, зависит от нескольких факторов, включая:

  • возраст
  • тип и тяжесть нарушения речи
  • частота терапии
  • основное заболевание
  • лечение основного заболевания

Некоторые нарушения речи начинаются в детстве и улучшаются с возрастом, в то время как другие сохраняются во взрослом возрасте и требуют длительного лечения и поддерживающей терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *