Содержание
Пирамида Маслоу через призму студента БНТУ – Белорусский национальный технический университет (БНТУ/BNTU)
Египтяне возводили пирамиды из камня, а Абрахам Маслоу построил пирамиду потребностей. Однако мало кто знает, что модель иерархической теории человеческих потребностей изначально не привязывалась к пирамиде, такая форма появилась благодаря маркетологам для наглядного восприятия. Маслоу же выдвигал именно теорию иерархии потребностей, которая может варьироваться в зависимости от жизненной ситуации и характера человека. В материале мы рассмотрим основные ступени пирамиды через призму жизни студентов Белорусского национального технического университета, а также расскажем о ситуациях и людях, которые являются исключениями из теории.
В пирамиде А. Маслоу выделяется пять основных ступеней, которые можно разделить на три слоя: базисные потребности, потребности в контакте и потребности в развитии. По пути от основы к верхушке невозможно пропустить какие-то отдельные ступени, но вместе с тем хватает и частичного их удовлетворения.
Физиологические потребности
По А. Маслоу чем ниже потребность, тем полнее она должна быть удовлетворена. Так, у среднестатистического человека основные потребности покрываются в среднем на 85 %. Пока студент не достигнет сытости, утоления жажды и удовлетворения в количестве сна – это будет главной его задачей. От этого зависит дальнейшая продуктивность и готовность перейти на следующую ступень. Если он, к примеру, не спал две ночи подряд, то потребности в общении и творчестве его будут интересовать намного меньше, чем желание поспать.
Потребность в безопасности
Защищенность, стабильность и уверенность – основные критерии, по которым оценивается данная ступень. Сегодня далеко не многие чувствуют удовлетворенность потребности в безопасности, но, благо, продвигаться вверх по лестнице к самосовершенствованию можно даже частично удовлетворив ступени ниже. К слову, если потребности слабо удовлетворены, то на следующей ступени они будут удовлетворены еще меньше (если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В возбуждается только на 5 %).
Социальные потребности
Когда базисные потребности более-менее удовлетворены, актуализируется потребность в любви и привязанности. Человеку хочется любить и быть любимым, иметь друзей или быть частью социальной группы, которая приняла бы его как своего. Студенчество – именно тот период, когда эти потребности проще удовлетворить, ведь вы – часть университета, учебной группы, творческого коллектива, и постоянно взаимодействуете с одногруппниками, преподавателями. Многие даже находят любовь в стенах университета и создают семьи. Однако, к сожалению, по статистике всего лишь половина населения успешно перешагивает эту ступень.
Потребность в уважении и признании
Человеку мало просто принадлежать к какой-то социальной группе, он хочет ощущать собственное могущество и компетентность в выбранной сфере. Абрахам Маслоу считал, что человек начинает уважать себя как личность в результате заслуженного уважения результатов его труда, а не вследствие славы или льстивых похвал. Под трудом воспринимается учеба, спортивная деятельность, творчество. К примеру, вы работали над научной статьей какое-то время и на конкурсе вашу работу отметил кандидат наук, а в последующем статью добавили в сборник, или вы тренировались несколько лет в сборной по плаванию, а на соревнованиях одержали заслуженную победу. К счастью, возможностей удовлетворения потребности в признании и уважении в университете хватает, было бы желание.
Потребности в самоактуализации
Когда все ступени пройдены, человек начинает удовлетворять свои эстетические потребности и потребности в самоактуализации через призму лидерства, развития и менторства. А. Маслоу утверждал, что стадии самоактуализации достигает не более 2 % людей и считал важным учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. Стоит отметить, что психолога интересовали активные и здоровые люди, а эмпирических исследований он не проводил, поэтому у некоторых в силу своего характера могут возникать вопросы к теории человеческих потребностей.
Тем не менее, как и во всякой системе, в пирамиде Маслоу существуют исключения. Абрахам подчеркивал, что человеческая мотивация не может быть строго упорядочена. В ряде случаев ступени могут меняться местами. К примеру, при возникновении опасности мы забываем о голоде, и единственная цель в такой ситуации – обрести защиту. Карьеристов отличает жажда признания, а любовь и социальные потребности у них стоят после. Также вызывает споры отнесение сексуального инстинкта к базисной физиологической потребности. Так, пример святых и монахов (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.) доказывают обратное.
Надеемся, что вы сегодня выспались, утолили голод в компании друзей, чувствуете себя в безопасности и готовы к новым свершениям!
Почему пирамида Маслоу уже не работает
Варвара Гранкова
Популярная идея известного психолога Абрахама Маслоу состоит в том, что у всех нас есть иерархия потребностей: когда базовые физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены, мы хотим любви и чувства принадлежности, затем следует самоуважение и престиж и, наконец, потребность в самореализации. Но эта пирамида была построена более полувека назад, и недавно психологи пришли к выводу, что она нуждается в обновлении.
Конечно, когда основные потребности не удовлетворены, сложно думать о чем-то еще. Если на работе вам платят гроши и вы ночами не спите, думая, как прокормить семью, вряд ли вы будете размышлять о самореализации.
Но Маслоу создал свою пирамиду во времена, когда многие рабочие места в производственной экономике не отвечали базовым потребностям и требованиям безопасности. Сегодня все больше компаний работают в сфере экономики знаний и экономики услуг. Они не просто удовлетворяют базовые потребности, а соревнуются за наиболее комфортные рабочие условия (с 1984 по 2011 г. компании, победившие в этой гонке, превосходили конкурентов по прибыли на 2,3–3,8% в год).
Вопрос о выживании уже не стоит. Но, после того как нижний уровень потребностей пройден, пирамида Маслоу разваливается. Люди не всегда сначала стремятся к любви, а потом – к престижу и достижениям. И они не ждут, пока эти потребности будут удовлетворены, прежде чем начать стремиться к личностному росту и самовыражению.
Если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, как бы она выглядела? На этот вопрос мы попытались ответить у себя в Facebook. Дважды в год мы проводим опросы сотрудников, что они больше всего ценят в своей работе. Изучив сотни тысяч ответов, мы выделили три большие группы мотиваторов.
Ценность карьеры – в работе, обеспечивающей независимость, которая позволяет использовать свои сильные стороны и способствует обучению и развитию. Она лежит в основе внутренней мотивации.
Ценность коллектива – в людях и чувстве уважения, заботы и признания. Она движет нашими отношениями и ощущением принадлежности.
Ценность дела – в цели: вы верите, что делаете что-то полезное, идентифицируете себя с миссией компании и меняете мир к лучшему. Она – источник гордости.
Эти три группы составляют так называемый психологический контракт – незадокументированные ожидания и обязательства между сотрудниками и работодателями. Когда контракт выполняется, люди полностью отдаются работе. Но когда он нарушается, люди испытывают меньше преданности делу, их результаты становятся ниже.
Раньше организации строили всю культуру вокруг только какого-то одного аспекта: либо отличной карьеры, либо дружного коллектива, либо значимого дела. Но, как выяснилось, люди хотят большего. В нашем последнем опросе больше четверти сотрудников Facebook назвали важными все три мотиватора. Им нужна и карьера, и коллектив, и дело. И 90% наших сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех мотиваторов.
Мы решили выяснить, характерны ли определенные мотиваторы для конкретных людей или профессий.
Мы обнаружили, что в разных возрастных группах приоритеты похожи. Вопреки распространенному мнению, что миллениалов больше заботит смысл и цель работы, мы увидели, что молодых людей дело волнует немного меньше, а карьера – немного больше, чем их старших коллег. Люди старше 55 лет – единственная группа сотрудников Facebook, для которых дело значит больше, чем карьера и коллектив. Это согласуется с тем, что в середине жизни люди начинают больше задумываться о пользе для общества и меньше – о собственном успехе.
Но в целом разница между возрастными группами оказалась ничтожной. И это справедливо не только для Facebook. В национальном репрезентативном исследовании американцев разных поколений представители поколения Y, беби-бумов и поколения Х продемонстрировали одинаковые основные рабочие ценности – и одинаково расставили их в порядке важности.
Мы обратились к профессиям. «Если бы не люди, – писал Курт Воннегут, – мир был бы раем для инженеров». Как показало исследование, это неверно. Нашим инженерам небезразличен коллектив, они присвоили этому мотиватору 4,18 балла по шкале от 1 до 5. Как и в случае с возрастом, представители разных профессий считают карьеру, коллектив и дело одинаково важными. Специалисты по продажам и маркетингу чуть больше ценят карьеру и коллектив, чем сотрудники профильных подразделений и технических служб, но ненамного.
Наши данные показывают: большинство из нас стремятся к карьере, хорошему коллективу и значимому делу одновременно. Это важные мотиваторы независимо от того, 20 вам лет или 60, работаете вы инженером или сотрудником отдела продаж, в Швеции или Бразилии, Сингапуре или США.
Об авторах: Лори Голер – руководитель отдела кадров в Facebook; Жанель Гейл – руководитель отдела HR-бизнес-партнеров; Бринн Харрингтон – глава команды по развитию персонала в Facebook; Адам Грант – профессор Уортонской школы бизнеса
Оригинал статьи здесь
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской
вы не увидите её на сайте
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Люди — простые существа. Нам нравится порядок; нам нравится создавать его, нам нравится следовать ему, и больше всего нам нравится организовывать свою жизнь вокруг него.
Теория иерархии потребностей Маслоу пытается сделать именно это.
В этой статье я собираюсь погрузиться в эту известную мотивационную теорию, исследуя каждый из пяти уровней пирамиды потребностей Маслоу, три категории, в которые входят эти потребности, разницу между «потребностями дефицита» и «потребностями дефицита». потребности роста», а также изучение общей критики иерархии Маслоу.
Что такое теория иерархии потребностей Маслоу?
Теория иерархии потребностей Маслоу была впервые предложена американским психологом Абрахамом Маслоу в его статье 1943 года Теория мотивации человека . Теория иерархии потребностей Маслоу — это мотивационная теория, которая утверждает, что люди мотивированы определенным набором потребностей, находящихся на восходящей траектории.
Маслоу разделил эти потребности на пять различных уровней, а именно: физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности, потребности в любви и принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.
Я подробнее остановлюсь на каждой из этих потребностей позже в этой статье, но сейчас ключом к пониманию теории иерархии потребностей Маслоу является взгляд на изображение пирамиды Маслоу ниже:
Как вы можете видеть Пирамида потребностей Маслоу состоит из пяти вышеупомянутых потребностей, а также трех категорий, в которых эти потребности находятся. Два нижних уровня — физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности — относятся к категории «базовых потребностей». Следующие два уровня — потребность в любви и принадлежности и потребность в уважении — входят в категорию «психологических потребностей». И, наконец, верхний уровень — самоактуализация — относится к категории «потребностей самореализации».
В категориях основных потребностей и психологических потребностей есть «потребности дефицита», то есть потребности, которых вы лишены и которые необходимо получить, чтобы подняться вверх по пирамиде потребностей Маслоу. В категории потребностей самореализации есть «потребности роста», которые, как следует из названия, позволяют вам расти как человеку.
Другими словами, эти потребности имеют иерархический характер. В то время как более поздние обновления теории иерархии потребностей Маслоу утверждали, что человеку не обязательно удовлетворять все свои физиологические потребности, прежде чем переходить к своим потребностям в безопасности и защищенности (эту область я рассмотрю более подробно позже в этой статье). статья), или даже прежде чем перейти на два уровня к их потребностям в любви и принадлежности, первоначальная теория иерархии потребностей Маслоу и обобщенное прочтение теории в наши дни утверждают, что в целом пирамида Маслоу должна быть завершена снизу вверх; сосредоточьтесь на удовлетворении более основных потребностей, прежде чем переходить к своим психологическим потребностям и потребностям самореализации.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Как мы уже обсуждали, иерархия потребностей Маслоу состоит из потребностей на пяти различных уровнях, причем эти уровни затем попадают в три разные категории.
Читая ниже о каждой из этих потребностей, имейте в виду, что определенные действия могут пересекать иерархические границы. Например, если ваша семья переедет из открытой для непогоды трущобы в комнату в многоквартирном доме, это затронет многочисленные физиологические потребности (тепло, кров и отдых), как ключевые потребности в безопасности, так и защищенность. потребности и, возможно, даже потребность в любви и принадлежности (интимные отношения), если именно ваш партнер сделал это для вашей семьи.
Другим примером потребностей, пересекающих иерархические границы, является потребность в еде, проводимой с друзьями или членами семьи. В этом примере вы испытываете физиологическую потребность в еде, а также потребность в любви и принадлежности, связанную с хорошими отношениями и дружбой.
Без дальнейших церемоний, вот краткое описание каждого уровня в иерархии потребностей Маслоу, начиная снизу и вверх:
Физиологические потребности
Согласно Маслоу, физиологические потребности включают в себя вещи, которые необходимы нам как людям, чтобы выжить . Это включает в себя, но не ограничивается едой, водой, убежищем, теплом и сном.
Определение «выжить» здесь ключевое. В то время как вышеуказанные физиологические потребности необходимы для буквального выживания, для того, чтобы человек мог «выжить» в реальном мире, этот список необходимо расширить, включив в него такие потребности, как потребность в одежде, потребность в деньгах для торговли и бартер, и даже потребность в WiFi.
Потребности в безопасности
Ваши потребности в безопасности и безопасности, вероятно, будут различаться в зависимости от того, где вы живете. Как отмечено в одном из приведенных выше примеров, если вы живете в небезопасной среде, потребность в физической безопасности и защищенности является первостепенной. Если вы уже живете в физически безопасной среде, то эта потребность, скорее всего, будет сосредоточена на вашей финансовой безопасности: есть ли у вас работа, откладываете ли вы на пенсию, есть ли у вас адекватная страховка и т. д.
Конечно, точно так же, как вы продвигаетесь вверх по иерархии пирамиды потребностей Маслоу от одного уровня к другому, вы можете двигаться вверх по отдельному уровню. Таким образом, в приведенных выше примерах, если вы переходите из небезопасной среды в безопасную среду, вы теперь можете меньше сосредотачиваться на своей физической безопасности и больше на своей финансовой безопасности.
Потребности в любви и принадлежности
Потребности в любви и принадлежности, также известные как «социальные», охватывают все: от потребности в близких любовных отношениях до потребности иметь крепкие дружеские отношения и потребности иметь тесные семейные узы.
По сути, потребности Маслоу в любви и принадлежности сводятся к нашей потребности быть любимыми и принятыми людьми вокруг нас. Хотя эта потребность не так первостепенна, как потребность в еде или крове, всем нам нужно испытывать чувства любви и принадлежности, чтобы преуспевать в этом мире и предотвращать чувство беспокойства, депрессии и одиночества.
Потребность в уважении
Потребность в уважении фокусируется на наших человеческих потребностях в признательности, уважении и чувстве выполненного долга. Потребности в уважении, занимающие второе место в иерархии потребностей Маслоу, делятся на две отдельные категории: хорошее отношение к себе и хорошее отношение других к нам.
Первая из этих категорий, хорошее отношение к себе, относится к нашей потребности в уверенности в себе (или уверенности в себе, о чем я подробно писал в прошлом) и чувстве собственного достоинства. Проще говоря, мы мешаем другим чувствовать себя хорошо, если мы сначала не чувствуем себя хорошо. Вторая из этих категорий — хорошее отношение к нам со стороны других — относится к нашей потребности быть признанными и оцененными за наши достижения; получать похвалу, когда она заслуживает похвалы, и знать, что другие, в том числе друзья и члены семьи, гордятся вами.
Потребности в самореализации
Наконец, на вершине пирамиды потребностей Маслоу находятся потребности в самореализации. В своей простейшей форме самоактуализированные люди — это те, кто полностью реализует свой потенциал. То, что это означает для вас, вероятно, будет совершенно другим, чем для кого-то другого, но пока мы живем своей лучшей жизнью, мы можем сказать, что удовлетворяем свои потребности в самореализации.
Вполне вероятно, что ваши основные ценности будут определять, как будут выглядеть ваши потребности в самореализации, но в целом они требуют, чтобы вы использовали свои таланты в полной мере. Вы становитесь тем, кто вы есть; кем тебе суждено быть.
Общая критика теории иерархии потребностей Маслоу
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу не осталась без критики. К главному из них Маслоу обращался (и с ним соглашался) в более поздних интерпретациях своей теории; а именно, что порядок, в котором люди продвигаются вверх по иерархии, не является жестким.
Как я отмечал ранее в этой статье, определенные виды деятельности могут пересекать иерархические границы, затрагивая потребность, присутствующую на уровне физиологических потребностей, а также, например, затрагивая потребность, присутствующую на уровне потребностей в любви и принадлежности.
Критика теории иерархии потребностей Маслоу утверждает, что в том же духе люди могут испытывать потребности более высокого уровня, не удовлетворяя все свои потребности более низких уровней. Например, ваша потребность в уважении может быть удовлетворена, потому что вы уверены в себе и своей личной ценности, и вы знаете, что ваши друзья и семья так же уверены в вас, но прямо сейчас у вас недостаточно еды на столе, поэтому у вас не удовлетворены основные потребности.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу продолжает оставаться актуальной с некоторыми корректировками, что свидетельствует о ее силе как исходной теории мотивации.
Если вы хотите узнать больше от меня, обязательно подпишитесь на мою бесплатную рассылку по электронной почте, и если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях, дайте ссылку на нее на своем веб-сайте или добавьте ее в закладки, чтобы вы могли возвращайтесь к нему часто. ∎
Абрахам Маслоу и иерархия счастья
Одним из первых психологов, обративших внимание на счастливых людей и их психологическую траекторию, был Абрахам Маслоу, наиболее известный своей «иерархией потребностей».
Благодаря своей знаменитой теории «иерархии потребностей» Маслоу удалось объединить идеи более ранних психологов, таких как Фрейд и Скиннер, которые больше сосредотачивались на корнях несчастья, и более оптимистичные работы Юнга и Фромма, которые настаивали на что стремление к счастью одинаково достойно внимания. Вдохновленный работами психологов-гуманистов Карла Роджерса и Эриха Фромма, Маслоу настаивает на том, что стремление к личностному росту и самореализации глубоко укоренилось в человеческой психике. Тем не менее, у большинства людей это стремление проявляется только тогда, когда удовлетворены более основные потребности. Как только удовлетворены мощные потребности в еде, безопасности, любви и принадлежности, а также в самооценке, на поверхность поднимается глубокое желание творческого самовыражения и самореализации.
Человеческая жизнь никогда не будет понята, если не будут приняты во внимание ее самые высокие устремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, стремление к идентичности и автономии, стремление к совершенству (и другие способы выражения стремления «вверх») должны теперь безоговорочно приниматься как широко распространенная и, возможно, универсальная человеческая тенденция… (Maslow, 1954, Motivation and Personality, pp.xii-xiii)
Самореализация и счастье были центральной частью работы его жизни. В отрыве от других экспертов своего времени он хотел понять, что двигало великими людьми истории, и понять человеческий потенциал; он хотел знать, на что способны люди в самом здоровом состоянии.
Личная информация
Исследования Абрахама Маслоу в области психологического здоровья и счастья уходят корнями в удивительно грустные и разочарованные ранние годы жизни. Его отец часто отсутствовал как физически, так и эмоционально, в то время как он открыто выражал ненависть к своей матери, называя ее «шизофреногенной» (вызывающей шизофрению), невежественной и жестокой (Хоффман, 1999, стр. 8-9). Он был в значительной степени социально изолирован как еврей в нееврейской общине; и хотя позже его тестировали на уровне IQ 195, он оказался на академическом испытательном сроке на первом курсе колледжа, который он оставил только для того, чтобы бросить юридический факультет через несколько недель и Корнельский университет после одного семестра (Хоффман, 1999, стр. 28). Но, к счастью для нас, ряд событий изменил направление жизни Маслоу (Hoffman, 1999, стр. 137–139). Он обрел целеустремленность, миссию и глубокий оптимизм, которые окрашивали все его теории и работу во многих учреждениях, включая Бруклинский колледж и Колумбийский университет.
Абрахам Маслоу против традиционной психологии
Подобно идеям Менция, теории Маслоу по существу оптимистичны в отношении человеческой природы и человеческих возможностей. Его теории выросли из его интуитивного «предчувствия», что в глубине души человеческая природа добра или нейтральна, а не плоха или зла по своей сути.
Фрейд (сидит слева) и другие психоаналитики, 1922 год.
Абрахам Маслоу считал, что психологи-фрейдисты уделяют слишком много внимания человеческим слабостям, что затемняет более глубокое понимание психологического здоровья. В каком-то смысле это было бы выплескиванием вместе с водой и ребенка. Он явно чувствовал, что ребенка (в данном случае человеческую природу) нельзя так легко принять за воду в ванне (саму проблему). Кроме того, он утверждал, что психоанализ и его акцент на неврозах имеют свое место. Тем не менее, он намеревался своими исследованиями счастья и здоровья дополнить исследования известных школ психологии. И поэтому он обратил свое внимание на то, что он видел как лучшее и самое яркое в истории человечества и общества, чтобы определить человеческий потенциал. С этой счастливой отправной точки мы переходим к освещению некоторых из многих вкладов, которые Маслоу вносит в поиски счастья.
Чем больше мы будем узнавать о природных наклонностях человека, тем легче будет ему сказать, как быть хорошим, как быть счастливым, как быть плодотворным, как уважать себя, как любить, как реализовать свое высшее потенциальные возможности… Кажется, нужно выяснить, каков человек на самом деле внутри; глубоко внутри, как член человеческого вида и как конкретный индивидуум (Маслоу, 1987, стр. 6).
Одним из его устойчивых и наиболее значительных вкладов в психологию является то, что он называет «иерархией потребностей». В своем стремлении понять человеческую мотивацию и стремление к счастью, он представил пирамиду или иерархию из пяти основных человеческих потребностей, которые должны быть удовлетворены для максимального психологического здоровья. Благодаря своим интервью и исследованиям он пришел к категоризации иерархического списка, пирамиды потребностей, которые необходимо удовлетворить для достижения того, что он назвал самоактуализацией или самореализацией.
Физиологические потребности
Физиологические потребности, такие как дыхание, пища, питье, сон, секс, выделение, в значительной степени (и очевидно) являются биологическими и физическими потребностями. Когда они не удовлетворены, люди больше всего озабочены удовлетворением этих потребностей. Например, голодающие в зоне боевых действий могут не обращать внимания на опасность, когда ищут пищу (Маслоу, 1987, стр. 15-17).
Потребности в безопасности
Как только базовые потребности удовлетворены, неизбежно возникают другие потребности (Маслоу, 19 лет).87, стр. 17-18). В рамках иерархии потребности в безопасности идут после физиологических потребностей. Маслоу использовал слово «безопасность» для обозначения большего, чем просто физическая безопасность. Экономическая, социальная, профессиональная, психологическая безопасность — все это подпадает под этот второй уровень человеческих потребностей. Хотя потребности в безопасности менее насущны или требовательны, чем физиологические потребности, когда человек теряет работу, семью, дом, сбережения, медицинскую страховку и т. д., он, вероятно, чувствует себя ужасно незащищенным и незащищенным. Удовлетворение потребностей в безопасности можно сравнить с установкой бампера или подушки безопасности на автомобиль; хотя они вам не всегда нужны, их наличие дает вам некоторую уверенность в том, что вы можете столкнуться с небольшими ударами и синяками на жизненном пути (Маслоу, 19 лет).87, стр. 18-20).
Потребность любить и принадлежать
Будучи социальными существами, семья, дружба и близкие связи помогают многим людям преодолевать взлеты и падения в жизни. Многочисленные исследования показали, что самые здоровые и счастливые люди, как правило, больше вовлечены в жизнь своих сообществ. Хотя ведутся споры о том, является ли одно причиной другого, неясно, есть некоторый смысл в том, что наличие более широких социальных связей и отношений является важной частью счастья. Отсутствие взаимодействия, человеческих отношений и чувства принадлежности может привести к депрессии или одиночеству, в то время как изобилие любви и общности часто поддерживает людей в трудные времена (Маслоу, 19). 87, стр. 20-21).
Потребность в самоуважении и любви к себе
Абрахам Маслоу чувствовал, что существует четкое различие между любовью и уважением или уважением. Он чувствовал, что способность чувствовать чувство собственного достоинства и личную уникальность проистекает из того, что его любят и принимают семьи и сообщества. Как личности, мы, естественно, хотим преуспеть или быть исключительными, чтобы нас заметили за наши уникальные таланты и способности. Как только у человека появляется некоторая степень самоуважения и уверенности, он получает психологическую свободу для творчества и роста, а также для того, чтобы быть более щедрым по отношению к другим (Маслоу, 19).87, стр. 21-22).
Иерархия потребностей Маслоу
Концепция самоактуализации
Каким человек может быть, таким он и должен быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией… Она относится к желанию самореализации, а именно к склонности человека актуализироваться в том, чем он потенциально является. Эту склонность можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, кто вы есть, стать всем, чем вы способны стать. (Маслоу, 1954, Мотивация и личность, стр. 9).3)
Верхний «пирс» иерархии Абрахама Маслоу называется «самореализация». Маслоу изучал счастливых людей, чтобы определить, что делало их счастливыми или самореализовавшимися (Маслоу, 1987, стр. 22).
Абрахам Маслоу называет пиковые переживания переживанием счастья. Выше он отмечает, что самоактуализированные люди, как правило, испытывают более устойчивое, обоснованное чувство благополучия и удовлетворенности жизнью. Согласно Маслоу, самоактуализирующиеся люди точно воспринимают реальность; у них есть чувство благоговения, удивления и благодарности к жизни. Они не эгоцентричны, а скорее сосредоточены на проблемах и сосредоточены на том, как стать лучше, а не на недостатках. Они независимые мыслители и не слишком подвержены влиянию общей культуры. Их чувство юмора не саркастическое или оскорбительное, а скорее «жизнеутверждающее» с философским чувством юмора. У них глубоко прочувствовано чувство родства с человеческим родом.
Самоактуализирующиеся люди наслаждаются жизнью в целом и практически всеми ее аспектами, в то время как большинство других людей наслаждаются лишь случайными моментами триумфа… Потребности Рост происходит, когда следующий шаг вперед субъективно более восхитительный, более радостный, более внутренне удовлетворяющий, чем предыдущее удовлетворение, которое нам стало привычным и даже наскучившим (Маслоу, 1999, стр. 53).
В иерархии потребностей Маслоу назвал четыре нижних уровня «потребностями дефицита». Он утверждает, что низшие потребности, такие как потребность в еде, безопасности, любви и уважении, — это потребности, без которых люди не могут обойтись. Дефицит любого из них влияет на психологическое здоровье человека, и поэтому человек может реагировать оборонительно, а иногда и иррационально, исходя из слабости, а не силы. Итак, сознательно или бессознательно человек работает, чтобы удовлетворить эти потребности — буквально или символически. Но важно отметить, что Маслоу рассматривал их как «потребности» и необходимость. С другой стороны, здоровые люди, удовлетворившие эти более низкие потребности, способны действовать, основываясь на желании расти, а не на недостатках. Проще говоря, их недостатки не определяют их действия, вместо этого они мотивированы ростом и самореализацией! Именно с позиции психологического благополучия можно следовать тому, что Маслоу воспринимал как универсальную человеческую тенденцию стремиться к росту, автономии, идентичности и совершенству самоактуализации (Маслоу, 19).87, стр. 117-118).
Несколько замечаний об иерархии потребностей
Абрахам Маслоу использовал термин «иерархия», потому что, подобно пирамиде, потребности более высокого уровня опираются на потребности более низкого уровня. Хотя формы пирамиды часто используются для визуального представления иерархии потребностей Маслоу, может быть, правильнее было бы думать о потребностях как о находящихся не на более низком уровне потребностей, а вложенных в предыдущий уровень. Это предполагает гораздо более органичную, интегрированную связь между каждым из различных этапов. Важно отметить, что Маслоу рассматривал иерархию как общее описание общих потребностей человека. Он указывает, что уровни не являются фиксированными и что каждая потребность не обязательно должна быть удовлетворена на 100%, чтобы человек мог перейти на следующий уровень или чтобы кто-то почувствовал притяжение от следующего уровня потребностей. Мы можем изо всех сил пытаться удовлетворить наши основные физические потребности (еда, питье, сон и т. д.), но все еще чувствуем необходимость добиваться стабильности в наших домах и получать любовь и уважение в наших сообществах. Для некоторых потребность в любви может следовать за потребностью в уважении, но и то, и другое необходимо по-разному и в разной степени (Маслоу, 19).87, стр. 57-59).
Пиковые переживания
Абрахам Маслоу описал пиковый опыт как «чрезвычайное усиление любого из переживаний, в котором происходит потеря себя или выход за пределы [я]» (Maslow, 1970, Motivation and Personality, , стр. 165). ). Это восторженное эмоциональное переживание, похожее на то, что религиозные люди могли бы назвать экстатическим «мистическим переживанием», когда разделения перестают существовать (например, разделение между головой и сердцем). Маслоу обнаружил, что эти пиковые переживания редки и их трудно описать. Их наиболее важным вкладом является их способность способствовать росту и вызывать глубокие изменения (Маслоу, 19).87, с. 138).
Абрахам Маслоу отмечает, что чувство сильного счастья, связанное с пиковыми переживаниями, всегда мимолетно. На самом деле, он отговаривал людей ожидать, что пиковые переживания будут чем-то иным, кроме как временным. Он, казалось, чувствовал, что только когда люди принимают это, они могут свободно обрести личное благополучие и счастье. Он обнаружил, что не у всех самоактуализирующихся людей были пиковые переживания, но отметил более высокую степень удовлетворения у тех, кто их испытал, по сравнению с теми, кто этого не сделал (Маслоу, 19).87, с. ХХII).
Узнайте больше о Науке Счастья здесь!
Психическое заболевание
Абрахам Маслоу рассматривал психологические заболевания как «отпадение от полной человечности, от расцвета человеческой природы» (Maslow, 1973, The Farther Reachs of Human Nature, p. 31), а не как физическое или чисто биологическое заболевание. Он предположил, например, что неврозы были «связаны с душевными расстройствами, с потерей смысла, с сомнениями в целях жизни, с горем и гневом из-за потерянной любви, с иным видением жизни, с потерей мужества или надежды, отчаяния в будущем, неприязни к себе, признания того, что жизнь проходит впустую, или что нет возможности радоваться или любить и т. д.». (Маслоу, 1973, Дальние пределы человеческой природы, с. 31). Хотя он признавал возможность того, что психологические расстройства могут иметь некоторые физические или биологические факторы, Маслоу считал, что социальные, образовательные, политические, семейные и т. д. факторы играют гораздо большую роль.
Этот взгляд позволяет Маслоу оптимистично относиться к обращению патологий и неврозов. На самом деле он считает неврозы предпочтительнее апатии, потому что в отличие от тех, кто потерял надежду, невротик проявляет робкое, безрезультатное «стремление к полной человечности». Он особенно надеется, что сможет вернуть детям психологическое здоровье, применяя свои принципы иерархии потребностей. Проще говоря, если ребенку не хватает любви, он должен быть окружен любовью. Если другому не хватает уверенности в себе, к нему следует относиться с уважением и т. д. Суть в том, что, по Маслоу, психологическое заболевание не обязательно должно произойти, а если оно произойдет, то есть способы обратить вспять его последствия или, по крайней мере, , улучшить ситуацию.
Библиография
Хоффман, Эдвард (1999). Право быть человеком: биография Абрахама Маслоу. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill.
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-396.