Постановка звуков [Л] и [Р]: этапы, упражнения и методы коррекции произношения

Как происходит постановка звуков [Л] и [Р] у детей. Какие этапы включает коррекция произношения этих звуков. Какие упражнения помогают поставить звуки [Л] и [Р]. Какие методы используют логопеды для исправления нарушений произношения.

Особенности артикуляции звуков [Л] и [Р]

Звуки [Л] и [Р] относятся к сонорным согласным и часто вызывают трудности при произношении у детей. Правильная артикуляция этих звуков имеет свои особенности:

Артикуляция звука [Л]:

  • Губы слегка разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука
  • Зубы разомкнуты на 2-4 мм
  • Кончик языка упирается в верхние резцы или альвеолы
  • Боковые края языка опущены, образуя проход для воздушной струи
  • Голосовые связки вибрируют

Артикуляция звука [Р]:

  • Губы раскрыты и принимают положение следующего гласного
  • Зубы разомкнуты на 4-5 мм
  • Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
  • Голосовые связки вибрируют

Основные этапы постановки звуков [Л] и [Р]

Процесс постановки звуков [Л] и [Р] включает несколько последовательных этапов:

  1. Подготовительный этап — развитие речевого слуха, артикуляционной моторики, воздушной струи
  2. Постановка изолированного звука
  3. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
  4. Дифференциация от близких по артикуляции звуков
  5. Введение звука в спонтанную речь

Как происходит каждый из этих этапов. Подготовительный этап включает артикуляционную гимнастику для укрепления мышц языка и губ. На этапе постановки используют различные способы вызывания правильного звучания. Автоматизация предполагает многократное повторение звука в разных условиях. При дифференциации учат различать поставленный звук от похожих. Введение в речь закрепляет навык правильного произношения.

Упражнения артикуляционной гимнастики для звуков [Л] и [Р]

Артикуляционная гимнастика помогает подготовить речевой аппарат к произнесению сложных звуков. Для [Л] и [Р] эффективны следующие упражнения:

  • «Лопаточка» — широкий расслабленный язык лежит на нижней губе
  • «Чашечка» — широкий язык поднят кверху, образуя форму чашечки
  • «Вкусное варенье» — облизывание верхней губы языком
  • «Качели» — попеременное поднимание языка за верхние и нижние зубы
  • «Лошадка» — прищелкивание языком
  • «Грибок» — присасывание языка к нёбу

Регулярное выполнение этих упражнений укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность и точность движений, что необходимо для правильного произнесения звуков [Л] и [Р].

Способы постановки звука [Л]

Существует несколько эффективных способов постановки звука [Л]:

  1. От артикуляционной позы «Лопаточка». Ребенок произносит длительный звук [А], одновременно поднимая широкий язык за верхние зубы.
  2. От межзубного произношения. Язык помещается между зубами, произносится протяжный звук [Ы] или [А].
  3. От звука [Ы]. Ребенок тянет звук [Ы], медленно поднимая кончик языка за верхние зубы.
  4. С механической помощью. Логопед помогает зондом или шпателем зафиксировать язык в нужном положении.

Выбор конкретного способа зависит от индивидуальных особенностей ребенка и характера нарушения произношения. Иногда требуется сочетание нескольких приемов для достижения результата.

Методы постановки звука [Р]

Звук [Р] считается одним из самых сложных для постановки. Используются следующие методы:

  1. От звука [Д]. Ребенок быстро произносит звук [Д], прижимая кончик языка к альвеолам — «дддд».
  2. От звука [Ж]. При длительном произнесении [Ж] логопед подводит под язык шпатель и совершает колебательные движения.
  3. С механической помощью. Используется зонд или ватная палочка для вызывания вибрации кончика языка.
  4. От сочетания звуков ТД. Ребенок произносит «ТДА-ТДА», затем «ТРА-ТРА».

Постановка звука [Р] требует терпения и регулярных занятий. Важно правильно сформировать воздушную струю и добиться вибрации кончика языка.

Автоматизация поставленных звуков [Л] и [Р]

После постановки изолированного звука переходят к этапу автоматизации — закрепления правильного произношения в речи. Автоматизация проводится в определенной последовательности:

  1. В прямых слогах (ла, ло, лу, ра, ро, ру)
  2. В обратных слогах (ал, ол, ул, ар, ор, ур)
  3. В слогах со стечением согласных (кла, гло, пла, бро, кру)
  4. В начале слова (лак, рак)
  5. В середине слова (юла, гора)
  6. В конце слова (стол, топор)
  7. В словосочетаниях и предложениях
  8. В связной речи

На каждом этапе автоматизации важно подбирать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка. Используются игровые приемы, картинки, чистоговорки, стихи. Процесс автоматизации может занимать длительное время и требует регулярных занятий.

Дифференциация звуков [Л]-[Р]

Этап дифференциации необходим, если у ребенка наблюдалась замена одного звука другим. Дифференциация [Л]-[Р] проводится в следующем порядке:

  1. Сравнение артикуляции звуков
  2. Различение звуков на слух
  3. Дифференциация в слогах
  4. Дифференциация в словах
  5. Дифференциация в предложениях и текстах

Эффективны упражнения на подбор картинок, содержащих оба звука, придумывание слов, составление предложений. Важно научить ребенка четко различать эти звуки в собственной речи и речи окружающих.

Коррекция нарушений произношения звуков [Л] и [Р]

При нарушениях произношения звуков [Л] и [Р] могут наблюдаться различные дефекты:

  • Отсутствие звука
  • Замена другими звуками (л→в, р→л)
  • Искажение звучания (горловое р, щечное л)

Для каждого типа нарушения применяются специфические приемы коррекции. При отсутствии звука основное внимание уделяется его постановке. В случае замен проводится дифференциация звуков. Искажения требуют исправления неправильного уклада органов артикуляции.

Важно своевременно обратиться к логопеду при обнаружении нарушений произношения. Раннее начало коррекционной работы повышает ее эффективность и сокращает сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *