Содержание
Особенности артикуляции звуков [Л] и [Р]
Звуки [Л] и [Р] относятся к сонорным согласным и часто вызывают трудности при произношении у детей. Правильная артикуляция этих звуков имеет свои особенности:
Артикуляция звука [Л]:
- Губы слегка разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука
- Зубы разомкнуты на 2-4 мм
- Кончик языка упирается в верхние резцы или альвеолы
- Боковые края языка опущены, образуя проход для воздушной струи
- Голосовые связки вибрируют
Артикуляция звука [Р]:
- Губы раскрыты и принимают положение следующего гласного
- Зубы разомкнуты на 4-5 мм
- Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
- Голосовые связки вибрируют
Основные этапы постановки звуков [Л] и [Р]
Процесс постановки звуков [Л] и [Р] включает несколько последовательных этапов:
- Подготовительный этап — развитие речевого слуха, артикуляционной моторики, воздушной струи
- Постановка изолированного звука
- Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
- Дифференциация от близких по артикуляции звуков
- Введение звука в спонтанную речь
Как происходит каждый из этих этапов. Подготовительный этап включает артикуляционную гимнастику для укрепления мышц языка и губ. На этапе постановки используют различные способы вызывания правильного звучания. Автоматизация предполагает многократное повторение звука в разных условиях. При дифференциации учат различать поставленный звук от похожих. Введение в речь закрепляет навык правильного произношения.
Упражнения артикуляционной гимнастики для звуков [Л] и [Р]
Артикуляционная гимнастика помогает подготовить речевой аппарат к произнесению сложных звуков. Для [Л] и [Р] эффективны следующие упражнения:
- «Лопаточка» — широкий расслабленный язык лежит на нижней губе
- «Чашечка» — широкий язык поднят кверху, образуя форму чашечки
- «Вкусное варенье» — облизывание верхней губы языком
- «Качели» — попеременное поднимание языка за верхние и нижние зубы
- «Лошадка» — прищелкивание языком
- «Грибок» — присасывание языка к нёбу
Регулярное выполнение этих упражнений укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность и точность движений, что необходимо для правильного произнесения звуков [Л] и [Р].
Способы постановки звука [Л]
Существует несколько эффективных способов постановки звука [Л]:
- От артикуляционной позы «Лопаточка». Ребенок произносит длительный звук [А], одновременно поднимая широкий язык за верхние зубы.
- От межзубного произношения. Язык помещается между зубами, произносится протяжный звук [Ы] или [А].
- От звука [Ы]. Ребенок тянет звук [Ы], медленно поднимая кончик языка за верхние зубы.
- С механической помощью. Логопед помогает зондом или шпателем зафиксировать язык в нужном положении.
Выбор конкретного способа зависит от индивидуальных особенностей ребенка и характера нарушения произношения. Иногда требуется сочетание нескольких приемов для достижения результата.
Методы постановки звука [Р]
Звук [Р] считается одним из самых сложных для постановки. Используются следующие методы:
- От звука [Д]. Ребенок быстро произносит звук [Д], прижимая кончик языка к альвеолам — «дддд».
- От звука [Ж]. При длительном произнесении [Ж] логопед подводит под язык шпатель и совершает колебательные движения.
- С механической помощью. Используется зонд или ватная палочка для вызывания вибрации кончика языка.
- От сочетания звуков ТД. Ребенок произносит «ТДА-ТДА», затем «ТРА-ТРА».
Постановка звука [Р] требует терпения и регулярных занятий. Важно правильно сформировать воздушную струю и добиться вибрации кончика языка.
Автоматизация поставленных звуков [Л] и [Р]
После постановки изолированного звука переходят к этапу автоматизации — закрепления правильного произношения в речи. Автоматизация проводится в определенной последовательности:
- В прямых слогах (ла, ло, лу, ра, ро, ру)
- В обратных слогах (ал, ол, ул, ар, ор, ур)
- В слогах со стечением согласных (кла, гло, пла, бро, кру)
- В начале слова (лак, рак)
- В середине слова (юла, гора)
- В конце слова (стол, топор)
- В словосочетаниях и предложениях
- В связной речи
На каждом этапе автоматизации важно подбирать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка. Используются игровые приемы, картинки, чистоговорки, стихи. Процесс автоматизации может занимать длительное время и требует регулярных занятий.
Дифференциация звуков [Л]-[Р]
Этап дифференциации необходим, если у ребенка наблюдалась замена одного звука другим. Дифференциация [Л]-[Р] проводится в следующем порядке:
- Сравнение артикуляции звуков
- Различение звуков на слух
- Дифференциация в слогах
- Дифференциация в словах
- Дифференциация в предложениях и текстах
Эффективны упражнения на подбор картинок, содержащих оба звука, придумывание слов, составление предложений. Важно научить ребенка четко различать эти звуки в собственной речи и речи окружающих.
Коррекция нарушений произношения звуков [Л] и [Р]
При нарушениях произношения звуков [Л] и [Р] могут наблюдаться различные дефекты:
- Отсутствие звука
- Замена другими звуками (л→в, р→л)
- Искажение звучания (горловое р, щечное л)
Для каждого типа нарушения применяются специфические приемы коррекции. При отсутствии звука основное внимание уделяется его постановке. В случае замен проводится дифференциация звуков. Искажения требуют исправления неправильного уклада органов артикуляции.
Важно своевременно обратиться к логопеду при обнаружении нарушений произношения. Раннее начало коррекционной работы повышает ее эффективность и сокращает сроки.