Содержание
Тест по обществознанию 10 класс. Тема : Культура
1 вариант
Задание
Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК |
| ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ | ||||
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность |
| 1) наука 2) искусство | ||||
|
|
|
|
|
Пояснение.
Наука — это логика. Художество — это уникальное выражение эмоций и чувств.
А) образность — искусство.
Б) логическая целостность — наука.
В) художественный язык — искусство.
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира — искусство.
Д) обоснованность — наука.
Ответ: 21221.
Ответ: 21221
134
21221
Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры, 1.11 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки, 1.14 Искусство
2. Задание
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
Пояснение.
В ответе должно быть отмечено, что:
1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;
2) балет:
— создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой;
— воспринимается не всеми, а ценителями;
— для основной массы непонятен и скучен.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Сделаны два вывода, указана причина. | 3 |
Сделан один вывод, указана причина. | 2 |
Сделаны только два вывода. ИЛИ Указана одна причина. | 1 |
Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Ответ: None
146
None
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
3. Задание
Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность 2) демократизм
3) ориентация на узкий круг ценителей 4) широкая рекламная кампания
5) соответствие изысканным вкусам 6) безграничное самовыражение автора
Пояснение.
Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.
Ответ: 1356.
Ответ: 1356
172
1356
Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
4. Задание
Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
5. Задание
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. Сначала укажите взаимосвязь (взаимовлияние) каких двух или трех форму культур Вы будете показывать, затем пример, который это иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
6. Задание
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Информационная | Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению |
. .. | Позволяет людям вступать в общение друг с другом |
Пояснение.
Позволяет людям вступать в общение друг с другом — это проявление коммуникативной функции.
Ответ: коммуникативная.
Ответ: коммуникативная
4393
коммуникативная
Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
7. Задание
Запишите слово, пропущенное в схеме.
8. Задание
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других ____________(А). Ни человек, ни ____________(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё, что создано человеком в процессе ____________(B) окружающего мира. Иногда культуру называют “второй природой”».
Культура выполняет ряд очень важных ____________(Г) в жизни человека и общества. Она является той средой, в которой происходит ____________(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми c помощью системы норм, например, норм ____________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) искусство
2) информация
3) преобразование
4) мораль
5) живые существа
6) общество
7) социализация
8) функция
9) деятельность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
9. Задание
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
1) архитектура 2) живопись 3) театр 4) кино 5) мораль 6) религия 7) музыка
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
10. Задание
Елена учится в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) археология 2) архитектура 3) графика 4) философия 5) скульптура 6) хореография
6. Функции культуры, их содержание
Термин «функция»
(от лат. functio – «исполнение») переводится
как «обязанность», «круг деятельности».
Определяющей
функцией культуры является гуманистическая,
или воспитательная, духовно—нравственная.
Суть ее отражает понятие «культура
души». От этой главной, системообразующей
функции расходятся другие функциональные
модификации культуры: адаптивная,
регулятивная, познавательная.
Адаптивная функция
культуры представлена взаимодополняющими
функциями: адаптации (приспособления),
социализации (включения человека в
общественную жизнь) и гармонизации
(примирения рациональных и иррациональных
начал в человеке). Главная культурная
задача, решаемая в рамках данной функции,
состоит в превращении человека из
биологического существа в социальное
и стабилизации его в этом качестве.
Регулятивная
функция может быть представлена тремя
взаимодополняющими функциями:
аксиологической, нормативной,
семиотической.
В этом ряду наиболее
важнейшей является аксиологическая
(ценностная) функция. Культура – это
прежде всего нормативная система, и как
таковая она формирует у человека
определенные ценностные ориентации
(наиболее значимые предпочтения
личности). Мерилом их оценки выступает
нравственное содержание.
Если ценностные
ориентации приобретают только
прагматический характер, это может
угрожать и самой личности, и обществу.
Но культура не только совокупность
норм, она является также совокупностью
знаковых систем (речи, языка формул,
искусства и т. д.).
Семиотическая
(знаковая) функция предполагает знание
человеком специальных языковых систем.
Познавательная
функция включает в себя гносеологическую,
коммуникативную и трансляционную
функции.
Гносеологическая
(познавательная) функция культуры
определяется ее способностью
концентрировать в себе опыт многих
поколений людей и через его призму
давать народам целостное представление
о них самих. В то же время – в порядке
обратной связи – сама культура, ее
уровень развития служат индикатором,
позволяющим судить о преобразовательной
деятельности человека (природы и самого
себя).
Коммуникативная
функция позволяет вступать людям в
общение друг с другом. Но для позитивного
общения важно достичь определенного
уровня взаимопонимания, формирование
которого зависит от владения общей
системой смыслов и специфическими
языками.
Функцию трансляции,
передачи социального опыта от поколения
к поколению, обозначают также как
информативную, или функцию исторической
преемственности. В этой функции культура
выступает как «память» человечества.
Традиции (от лат.
traditio – «передача ценностей от поколения
к поколению») составляют фундамент
культурной жизни человеческого общества.
Традиции охватывают
объекты наследия, процессы передачи
этого наследия от поколения к поколению,
а также процедуры и способы наследования.
В качестве традиций
могут выступать определенные общественные
нормы и правила, ценности, идеи, обычаи,
ритуалы, отдельные предметы. Традиции
присутствуют в любом проявлении
социальной жизни, однако их значимость
неодинакова. В одних сферах (религии)
они имеют принципиальный характер, в
других их присутствие может быть
минимальным.
Традиции есть
«коллективная память» общества и
культуры. Они обеспечивают преемственность
в развитии людей. На традициях в
значительной степени основывается
процесс социализации и инкультурации.
Именно через традиции индивиды
подключаются к групповой памяти, осваивая
опыт прошлого, лучше ориентируются в
настоящем.
Но каждое новое
поколение людей не механически осваивает
традиции, на каждом новом этапе эволюции
люди осуществляют собственную
интерпретацию традиций, их выбор,
наделяют их конкретным смыслом. Одни
элементы культурного наследия принимаются,
другие отвергаются, признаются пагубными
и ложными. Поэтому традиции могут быть
как позитивными, так и негативными.
Позитивный полюс определяется
совокупностью того, что из наследия
предков перенимается, воспроизводится,
реализуется в жизни последующих
поколений. В негативные традиции
включаются те объекты и ценности
прошлого, которые признаются излишними,
требующими искоренения.
Нередко случается,
что традиция из образца для подражания
превращается в механизм принуждения.
Это может обернуться для отдельного
человека и даже целых социальных слоев
трагедией (например, конфликтом отцов
и детей).
Пользователи социальных сетей с большей вероятностью будут взаимодействовать с людьми, которые отличаются от них
Платформы социальных сетей предоставляют людям возможность общаться с друзьями, родственниками и знакомыми, которых они не видят лично на регулярной основе. В среднем 46% пользователей Facebook сообщают, что регулярно не видят ни одного из своих «друзей» в Facebook, в то время как только 31% регулярно видят большинство или всех из них лично. Венесуэльцы, иорданцы и мексиканцы сообщают о наибольшем совпадении между своими друзьями на Facebook и теми, кого они регулярно видят лично: четыре из десяти или более пользователей Facebook в каждой стране видят большую часть или всех своих друзей на Facebook в своей повседневной жизни. Но в любой другой опрошенной стране множество или большинство пользователей регулярно не видят своих друзей в Facebook лично, в том числе более половины кенийских, ливанских, индийских и вьетнамских пользователей Facebook.
Общение уже не то, что раньше, так как социальные сети уже не социальные. Вы не видите людей вживую. Женщина, 35 лет, Мексика
Для пожилых пользователей Facebook может быть особенно важным способом установления контактов помимо людей, которых они регулярно видят лично. В девяти из 10 стран, где достаточно пожилых пользователей Facebook, чтобы проводить сравнения, люди в возрасте 50 лет и старше чаще, чем более молодые пользователи, сообщают, что регулярно видят лишь нескольких своих друзей в Facebook. В Иордании, например, 54% пользователей Facebook в возрасте 50 лет и старше говорят, что они редко или вообще не видят своих друзей в Facebook регулярно, по сравнению с 31% пользователей моложе 30 лет. Гендерные и образовательные различия гораздо менее выражены — и в большинстве стран , вообще никакой существенной разницы.
Общение с людьми с разным доходом является обычным явлением в большинстве опрошенных стран.
В 11 опрошенных странах большее количество людей говорят, что они регулярно встречаются с людьми с разным уровнем дохода, чем с людьми других рас, религиозных убеждений или политических взглядов. В среднем 66% говорят, что они часто или время от времени общаются с людьми с другим уровнем дохода, включая большинство почти во всех опрошенных странах. И в среднем около половины или меньше регулярно взаимодействуют с людьми разного расового, религиозного или политического происхождения.
Более половины южноафриканцев, венесуэльцев, колумбийцев и ливанцев говорят, что они регулярно взаимодействуют с людьми, которые отличаются от них по каждому из четырех признаков, о которых шла речь в опросе. Мексиканцы, напротив, реже, чем жители других стран, говорят, что регулярно сталкиваются с людьми, отличными от них. Например, Мексика — единственная опрошенная страна, где менее половины говорят, что регулярно общаются с людьми с другим уровнем дохода.
Большинство во многих странах хотя бы изредка сталкивается с людьми, которые отличаются от них. Но ни в одной стране — и ни по одной из четырех характеристик, о которых спрашивали, — большинство часто сталкиваются с людьми, которые чем-то отличаются от них. В то время как больше людей сталкиваются с людьми из разных социально-экономических слоев, чем с людьми из разных рас или религиозных убеждений, доля тех, кто часто встречает людей, которые отличаются от них любой из этих черт, достигает пика в 48% в Иордании.
В других измерениях даже меньшие доли говорят, что они часто взаимодействуют с людьми, которые отличаются от них. Например, только 11% филиппинцев и 15% индийцев чаще взаимодействуют с людьми, которые поддерживают другие политические партии, чем они сами. И менее чем каждый пятый в Иордании, Тунисе, Филиппинах и Вьетнаме часто общается с людьми, чьи религиозные взгляды отличаются от их собственных. Действительно, в Иордании и Тунисе — двух религиозно однородных странах — примерно четыре из десяти говорят, что они никогда не сталкивались с людьми с религиозными взглядами, отличными от их собственных, что является самой высокой долей среди всех опрошенных стран.
[Использование социальных сетей] позволяет людям общаться и общаться с людьми из разных культур, разных цивилизаций и разных стран. Женщина, 19 лет, Тунис
Пользователи социальных сетей и приложений для обмена сообщениями с большей вероятностью встретят людей, которые отличаются от них по всем исследованным нами категориям — будь то доход, политическая партия, религиозные взгляды или этническая принадлежность. Рассмотрим Колумбию. Пользователи социальных сетей в этой стране чаще, чем не пользователи, взаимодействуют с людьми, которые отличаются от них по каждой из четырех опрошенных характеристик. Они на 23 процентных пункта более склонны регулярно взаимодействовать с людьми с другим уровнем дохода, на 22 процентных пункта чаще взаимодействовать с людьми, поддерживающими другие политические партии, 19на 17 баллов больше вероятность взаимодействия с людьми другой расы или национальности и на 17 баллов больше вероятность взаимодействия с людьми, чьи религиозные взгляды отличаются от их собственных.
Этот паттерн проявляется и в глубоко разделенных контекстах. В Южной Африке пользователи социальных сетей на 13 процентных пунктов чаще регулярно взаимодействуют с представителями других рас. А в Ливане, стране с высоким религиозным разнообразием, пользователи социальных сетей на 13 пунктов чаще регулярно взаимодействуют с людьми, придерживающимися других религиозных взглядов.
Пользователи смартфонов также стоят особняком от тех, кто не пользуется смартфонами, разнообразием своих личных сетей. Но эти различия отчасти объясняются тесной взаимосвязью между использованием социальных сетей и использованием смартфонов в большинстве исследованных стран. В большинстве из 11 стран с развивающейся экономикой люди без телефонов и те, у кого есть только обычные или многофункциональные телефоны, с одинаковой вероятностью будут взаимодействовать с теми, кто отличается от них.
Индия – страна с относительно низким уровнем использования мобильных телефонов – является заметным исключением. Индийцы с телефонами чаще взаимодействуют с людьми, которые отличаются от них по всем этим параметрам, чем люди без устройств. 5 Например, 42% индийцев, не имеющих мобильных телефонов, говорят, что они регулярно общаются с людьми, которые придерживаются иных религиозных взглядов, чем они, в то время как большинство тех, у кого есть обычные или обычные телефоны (57%), и 70% пользователей смартфонов – скажем так же.
В целом, мужчины, молодые люди и лица, имеющие как минимум среднее образование, чаще сталкиваются с людьми, которые отличаются от них, независимо от измеряемого типа различий. Например, большинство кенийцев, имеющих как минимум среднее образование, говорят, что они регулярно общаются с людьми разного уровня дохода (66%), национальностей (58%), религиозных убеждений (62%) и политических взглядов (57%). Но кенийцы с более низким уровнем образования реже заявляют, что регулярно взаимодействуют с каждой из этих групп — от 39% тех, кто говорит, что они регулярно взаимодействуют с людьми, поддерживающими разные политические партии, до 48%, которые говорят то же самое о других расовых группах. Аналогичные закономерности проявляются между мужчинами и женщинами, а также в возрасте от 18 до 29 лет и в возрасте 50 лет и старше.
Технология, позволяющая пользователям общаться с другими пользователями через Интернет | Малый бизнес
Милтон Казмейер
По мере увеличения скорости интернет-соединений сеть перешла от преимущественно текстовой среды к среде, способной также передавать изображения, аудио и видео. Сегодня ряд различных технологий, известных как «передача голоса по Интернет-протоколу», позволяют пользователям разговаривать друг с другом, эмулируя телефонную связь и облегчая общение. В зависимости от потребностей вашего бизнеса может быть доступно несколько вариантов, дополняющих, а то и заменяющих стандартную телефонную службу вашей организации.
VOIP
Технология Voice over IP оцифровывает звук с помощью аудиокодека, подобно тому, как звук записывается с компакт-диска. Оцифрованный разговор затем передается через Интернет, как и другие двоичные данные. Широкополосное подключение к Интернету имеет достаточную пропускную способность для одновременной передачи и приема потоков аудиоданных, имитируя двустороннюю связь, доступную через аналоговую телефонную линию. Фактический механизм записи звуков, а также метод совершения и приема вызовов зависят от конкретной используемой технологии VOIP.
Программы чата
Одним из самых простых способов передачи голоса через Интернет является использование одной из многих программ обмена мгновенными сообщениями (IM) или программ чата, которые позволяют это делать. Большинство приложений для обмена мгновенными сообщениями, таких как Windows Live Messenger и Google Talk, имеют как голосовой, так и видеокомпонент, что позволяет двум людям общаться с помощью звука и изображения. Точно так же программы голосового чата, такие как Ventrilo или Mumble, позволяют нескольким пользователям общаться в формате групповой линии, подключаясь к сторонним серверам. Однако со всеми этими вариантами каждый пользователь должен подключаться через одну и ту же службу. Службы чата обычно не взаимодействуют с другими программами для общения. Однако, если ваша компания уже использует программу обмена мгновенными сообщениями в деловых целях, чат — это простой способ внедрить VOIP.
Skype
Skype — это программа VOIP, которая позволяет вам общаться с другими пользователями с помощью голоса или видео, используя систему одноранговой сети. Хотя общение с другими пользователями через компьютер бесплатно, вы также можете использовать Skype для подключения к традиционным пользователям телефона за определенную плату. Служба SkypeIn позволяет вам выбрать локальный номер телефона и связать его с вашей учетной записью Skype, позволяя другим набирать номер и связываться с вами с вашего компьютера. Помимо компьютеров, Skype доступен на ряде персональных электронных устройств, таких как Amazon Kindle Fire HD и некоторых сотовых телефонах с поддержкой VOIP.
Vonage
Vonage — это услуга VOIP, которая продвигает интернет-телефонию на один шаг вперед, позволяя вам использовать настоящий телефон с тоновым набором. Vonage предоставляет адаптер, который подключается к вашему ПК или сети и содержит стандартный телефонный разъем. После того, как вы выберете местный номер телефона, вы сможете звонить и принимать звонки так же, как и с аналоговым телефоном. Vonage предлагает такие бизнес-услуги, как несколько линий и факсимильная связь через Интернет. В отличие от многих других услуг VOIP, Vonage поддерживает 911 аварийного доступа, как только вы зарегистрируете местоположение своего телефона в службе.