Пушкинский горы: Пушкинские горы — музей-заповедник: достопримечательности, святогорский монастырь

Содержание

Пушкинские горы — музей-заповедник: достопримечательности, святогорский монастырь

Пушкинские горы – небольшой современный поселок Псковской области, основанный в начале 16 века. Первоначально поселение существовало, как слобода Тоболонец. Главной обителью ее выступал Святогорский монастырь. Пик популярности территории начался с того момента, как ей был присвоен статус музея-заповедника. Ежегодно туристы приезжают сюда для того чтобы проникнуться духом русской культуры и прекрасно провести время вдали от городской суеты. Здесь расположено село Михайловское, где провел свое детство великий поэт А.С. Пушкин. Кроме того, литератор сюда возвращался ни один раз, вдохновляясь на создание новых произведений.

Бывшее родовое имение Ганнибалов-Пушкиных – очень красивое, умиротворенное место с обилием памятных мест. Площадь Пушкинского заповедника составляет 700 га. Земля является холмистой, имеется много озер, зеленых насаждений. Луга, сосновый лес, живописные ландшафты подарят истинное эстетическое удовольствие. Поселок используется для проведения разнообразных кинофестивалей, посвященных творчеству великих поэтов.

Как добраться?

Областной центр является небольшим. Поселок городского типа имеет население, численность которого немного превышает пять тысяч человек. Самый лучший вариант для поездки – экскурсионный тур или личный автомобиль. Расстояние от Москвы до Пушкинских гор – 670 километров (7 часов поездки). Движение по трассе М 9. Если вы едите из Пскова, то нужно будет преодолеть 115 км. Железнодорожные пути не положены, аэропортов нет. Поезд ходит до Великих Лук. Заповедник имеет официальный сайт, там представлена детальная информация о маршрутах и ценах.

Кафе, рестораны, гостиницы

В поселке есть гостиницы «Заозерье», «Пушкинские горы». Количество мест ограничено, рекомендуется бронировать заранее. Жилье можно найти в частном секторе. Кафе и рестораны представлены такими заведениями, как «Вульф», «Амбар под Дубами», «Петровское», «Корзинка», «Святогор», «Лукоморье». Популярна русская и европейская кухня.

Достопримечательности

Посещение удивительного населенного пункта подарит массу незабываемых положительных эмоций. Вы непременно захотите повторить поездку. Как правило, стандартная экскурсия длится один или два дня. Но этого времени может показать недостаточно для того, чтобы глубоко изучить историю русского края. Если вы не безразличны к литературе, истории своей родины или мечтаете комфортно и непринужденно провести время, то непременно выбирайте данный маршрут. Поездка покажется увлекательной, как детям, так и взрослым. Путешествие можно совершать в любое время года. В Святогорском монастыре похоронен А.С. Пушкин. Этот факт существенно увеличивает значимость места.

Михайловское имение

Рекомендуется начинать экскурсию с изучения имения поэта. Именно здесь создатель великих произведений провел свое детство и юношество. Также литератор пребывал здесь в ссылке в 1824-1826 гг. Прозаик был замечен в повышенном интересе к атеизму, был вынужден пребывать в «заточении». Провинциальная глубинка вдохновила автора на создание многих знаменитых поэм. В память стихотворцу открыли музей (1911 год). К сожалению, древнейшие постройки не уцелели, современники по имеющимся описям восстановили практически все объекты. Причина потери зданий – сильный пожар в 1918 году, также Вторая Мировая Война принесла немалый ущерб.

Отдельному вниманию уделяли реставрации дома-музея стихотворца. Архитекторам удалось полностью воссоздать потерянный интерьер. Экспонаты музея включают в себя подлинные вещи поэта. Для экскурсии предлагаются такие комнаты, как кабинет стихотворца, кухня, гостиная, дом няни. На территории облагорожен уютный Михайловский парк. Он досконально передает колорит минувшего времени. Еловая аллея была посажена еще прадедом поэта. Сохранилась и аллея Анны Керн. Пушкин частенько здесь гулял в компании своей дамы сердца. На минуту складывается впечатление, что ты действительно отправляешься в далекое прошлое, полное тайн и загадок. Работники музея тщательно контролируют состояние музея. Каждый экспонат имеет свою историю. Гид расскажет об особенностях жизни поэта. Возможно, вы сможете узнать факты, о которых даже никогда не догадывались.

Петровское имение

Поселок популярен у туристов Петровским имением. Поместье также имеет богатую историю и будет интересным для досуга. Бывший владелец — прадед А.С. Пушкина. Владение было передано ему от самой императрицы. Последний собственник – Вениамин Петрович. В 1936 году территория стала частью музея-заповедника. Участок восстанавливался на протяжении длительного времени, так как его состояние было удручающее.

В 1918 году безвозвратно были потеряны дома, в которых любил проводить время поэт. Дом двоюродного деда построили заново. Строительный процесс был закончен в 2000 году. В настоящее время музейный комплекс включает в себя дом деда, жилье прадеда, парк-беседку грот. Экспозиция музея представлена подлинными вещами. Многие предметы удалось найти во время проведения археологических раскопок. На основе обнаруженных вещей ученые сделали вывод об особенностях ушедших времен. Парк-беседка имеет три дерева – вязы и одну липу. Они росли еще во времена Абрама Ганнибала.

Тригорское имение

Данная территория не являлась собственностью поэта, а принадлежала людям, с которыми он дружил и любил проводить время. В 1918 году все здания тоже пострадали от возгорания. После Второй Мировой Войны объекты восстанавливались по крупицам.

Пушкин любил пребывать в барском доме, баньке. Здесь он мог уединиться и насладиться тишиной. В основном здании организован музей, который хранит в себе вещи ушедших времен. Недалеко находится Тригорский парк. Здесь вы сможете увидеть большое количество интересных мест. Если вы ищите зону, где немноголюдно, то непременно приезжайте сюда. От парка идет тропа к фруктовому саду вдоль пруда. Она приведет вас к усадьбе Вындомских.

Тригорский парк

Небольшой и уютный парк представляет собой традиционный вариант садово-паркового искусства 18 столетия. Изначально планировалось обустроить территорию в романтическом стиле. Закладкой процесса занимался Выдомский. Этот человек имел предпринимательскую жилку, поэтому ему пришла идея построить полотняную фабрику в восточной стороне. Также им были монтированы продовольственные амбары. Фруктовый сад служил в роли разделителя восточной и западной части. Местность была холмистой, с оврагами, поэтому разработка проекта заняла длительное время.

Если вы прогуляете по парку, то непременно увидите уголки, которые прослеживаются в знаменитом романе «Евгений Онегин». Как и в 18 веке. Здесь есть извилистая тропа, ведущая к беседке. По краям дорожки растут липы. Спуск удобен для прогулки. Вы сможете полюбоваться низиной и дойти до купальни. Обзору будет доступен великолепный каскад трех прудов. Удивительно эффектная картина, радующая глаз. После большой липовой аллеи установлен небольшой мостик из дерева. Здешняя природа восхищает своим великолепием, гармонией.

Святогорский монастырь

Обитель отличается наличием длинной и подлинной историей. Она имеет тесную связь с жизнью популярного прозаика. Могила его расположена у стен святыни. Дата основания монастыря – 1569 год. Это время правления Ивана Грозного. Царь любил это место. На протяжении длительного времени собор являлся одним из самых почитаемых и богатых. Сегодня христианский мир с трепетом относится к монастырю. Кроме того, объект являлся пограничным форпостом Руси. В 1920-м году, как и многие другие храмы, святыня была закрыта. На протяжении длительного периода здание использовалось, как пекарня, клуб и типография. Годы войны сильно разрушили собор. В 1949 его вновь восстановили.

В 1992 году открыли выставочный комплекс Святых гор. В этом же году великолепный храмовый ансамбль вернули Православию. Сегодня, как и раньше, священники возносят молитвы об упокоении великого поэта. Родственники Александра пожертвовали немало средств во благо монастырского комплекса. Сам литератор часто любил приезжать к обители. Он приклонялся к могилам своих предков, посещал библиотеку, популярные Святогорские ярмарки. Наслаждаясь умиротворенностью территорией, в памяти проскальзывают слова поэта – «не зарастет народная тропа».

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Церковь является памятником истории и культуры 18 века. Она находится в поселке Пушкинские горы и невероятно востребована у верующих. Здесь всегда много людей. Обитель построена на возвышенности – Тимофеевкой горке. От ее стен неспешно тянется дорожка к Лесной улице. О месте ходит много сказаний. Согласно одному из них, пастух Тимофей увидел чудотворную икону Божьей матери на речке. Он провел возле водоема 40 дней, соорудив себе небольшую пещеру в горе и кущу. Вскоре икона явилась жителям на соседней Святой горе. Александр Сергеевич Пушкин интересовался житием Тимофея. Недалеко от храма есть Покровская часовня. В ней покоится знакомая литератора, которая оставила трепетные воспоминания о нем.

Обитель 1765 года возведения всегда являлась девствующей. Даже в период репрессий проводились службы. Когда в 1924 году закрыли Святогорский монастырь, все святыни перевезли сюда для хранения. Вокруг церкви сельское кладбище.

Музей «Мельница в деревне Бугрово»

Святые горы и монастырь поэт посещал, проходив через деревню Бугрово. Об этом событии сохранились воспоминания местных крестьян в рукописях. Они рассказывают, как Пушкин часто заглядывал на местную мельницу. Сегодня в деревне функционирует музей, который рассказывает историю деревенской жизни прозаика. Водяная мельница архитекторами была точно воссоздана по чертежам 18 столетия. Колесо вращается водами реки Луговки. Старинные жернова вращаются так же, как и 300 лет назад. Мельник, как и в древности, засыпает зерно, которое прямо на глазах у изумленной публики превращается в муку. Муку вы можете при желании купить в сувенирном мешочке.

На территории много и других необычных объектов – дом мельника, мельничная утварь, весы и т.д. Если вы посмотрите на другую сторону реки, то увидите небольшой крестьянский дворик. Он состоит из избы, амбара, конюшни, хлева. За домом установлена банька. Которая топится по-черному. В избе установлена печка, есть лавка, стол, кувшины, горшки и прочие атрибуты ушедшего времени. На выходе из деревушки трактир. Здесь вы сможете остановиться и полакомиться блюдами деревенской кухни. Еда из печи ароматная и полезная.

Деревня Березино

Сельское поселение примечательно тем, что оно являлось резиденцией Сергея Довлатова. Это автор повести «Заповедник». В селе вы сможете увидеть дом, в котором проживал писатель в 1977 году.

От постройки тянется полевая дорожка. Кстати, этот момент прослеживается в повести. Здесь работает частный музей. Он расскажет о легендарных событиях Пушкинских гор. Само по себе место является тихим и уютным. Здесь приятно совершать прогулки, задумываясь о прошлом и настоящем.

Савкина гора

На побережье Сороти, в нескольких километрах от Михайловского, находится городище Савкино. Территория является памятником русской старины и невероятно красива. Холм имеет геометрическую форму с крутым скатом. Его происхождение природное. Савкина гора долго выступала в роли укрепительного элемента России. Раскопки показали, что место относится к 9 веку появления. Вероятно, именно тут и стоял «Михайловский монастырь с Городища». В 20 веке здесь находилась небольшая часовня полуразрушенного вида. Недалеко от нее массивный камень возрастом более 400 лет. Место тоже пользовалось успехом у Пушкина. Он находил здесь уединение и тишину. Эта информация прослеживается в его книге (1831г).

Орнитологический питомник

Орнитологический питомник организовали в маленькой деревне под названием Подборье. На ферме занимаются разведением фазанов, кур, страусов. Орнитолог — Андрей Голощапов. Одних только фазанов насчитывается более 80 видов. Среди них немало редких экземпляров. Первые животные попали сюда из Алма-Аты. Орнитолог сотрудничает с другими специалистами.

Он с удовольствием проводит взаимовыгодный обмен птиц. Если вы хотите своими глазами увидеть обитателей фермы, то непременно приезжайте сюда в рамках экскурсии. Положительные эмоции гарантированы. Помимо птиц вы сможете увидеть кроликов, волчонка, собак, медвежат, косуль. Особенно такая поездка понравится детям.

Музей пчеловодства

В Пушкинских горах есть еще одно необычное место, которое можно посетить, если останется время – музей пчеловодства. Территория «Пчелиной усадьбы» познакомит с экспонатами, относящиеся к старине. Также вы узнаете немало полезного о современных технологиях.

Здесь вы увидите разные типы бортей, ульев, древние средства защиты. Представлено много наглядных пособий. Вы сможете узнать, как происходило развитие промысла. Мед, перга, прополис доступны к продаже. Также Медовая лавка предлагает забавные сувениры.

Прогулка по Пушкинским горам запомнится надолго. Если в вашем распоряжении будет еще немного времени, то посетите городище Велье и Крестодвиженскую церковь, загляните в тихий уголок на озере Маленец и Кучане, в родовое поместье Львовых – Алтун. Пушкинский музей-заповедник оставит только самые приятные, воспоминания о поездке.

Музей-заповедник Пушкинские горы (Пушгоры) — официальный сайт, достопримечательности

Главная  /  Россия  /  Пушкинские горы


В административном плане Пушкинские горы — подобие сотен посёлков городского типа, «разбросанных» по всей России. Здесь располагаются гражданские власти района и сопутствующие учреждения. Отличие от других районных центров отражено в названии. Определение «пушкинский» сразу выводит этот регион из обычных территориальных единиц на место огромной культурной значимости — достопримечательности Пушгор стали целью «паломничества» сотен тысяч поклонников пушкинской поэзии.

История Пушгор

В XVI в. возле Синичьей горы блаженному отроку Тимофею явилась нерукотворная икона Божьей Матери. По указу Ивана IV (Грозного) на месте обретения иконы возвели Свято-Успенский монастырь. В те времена монастыри исполняли не только духовную роль, но и являлись довольно мощными оборонительными сооружениями. Окрестные жители охотно селились возле святых обителей, где в случае угрозы можно было скрыться за прочными стенами. Так неподалёку от Свято-Успенского монастыря появилась слобода. Своё название — Тоболенец, она получила по имени находящегося рядом озера. В Святые Горы поселение переименовали в XVIII в. После революции название снова сменили, на этот раз на Пушкинские Горы.

В настоящее время в райцентре действуют турбазы и гостиницы, здесь же находится администрация Пушкинского заповедника.

Достопримечательности Пушкинских Гор

Михайловское

Самое известное и посещаемое место в заповеднике. Селом и маленьким барским домом, который усадьбой можно назвать только с большой натяжкой, владела мать поэта. Александр Сергеевич бывал в имении во времена юности, здесь же он провёл время ссылки. Когда умерла мать Надежда Осиповна, Михайловское перешло по наследству к Пушкину. В качестве помещика поэт прожил недолго, всего год, до дня трагической гибели.

По смерти поэта имение перешло к его детям. Что-то строилось новое, что-то ветшало, но в общем усадьба так и не развилась в крупное поместье. Может — это к лучшему, нынешние посетители видят здесь тоже окружение, что и Пушкин в своё время. Отметим, что дом в Михайловском и другие постройки пушкинской поры до нашего времени не сохранились. Революция и война жестоко обошлись с этими местами, почти всё было разрушено.

В последующем реставраторы и строители постарались как можно точнее восстановить облик Михайловского — в этом помогли сохранившиеся планы и рисунки имения тех лет. Для организации экспозиции внутри восстановленных помещений со всей страны собирали мебель и вещи, принадлежавшие либо лично Пушкину, либо его близким родственникам. Так что экскурсанты осматривают подлинные вещи, а не копии. Восстановили даже пристройку, где жила Яковлева Арина Родионовна, чьи рассказы вдохновили поэта на создание знакомых всем с детства сказок.

Неказистость строения с лихвой компенсируется удивительной красоты окрестностями. Близлежащие леса, поля, река Сороть, озеро Кучане, прекрасный Михайловский парк — вот та атмосфера, в которой поэт черпал своё вдохновение.

Петровское

На противоположном от Михайловского берегу озера Кучане туристам предлагается осмотреть ещё одну достопримечательность Пушкинских Гор — усадьбу, некогда принадлежавшую родственникам поэта — Петровское. Поместье, жалованное знаменитому предку поэта Ибрагиму Ганнибалу, тоже не сохранилось в первозданном виде — это восстановленные по имеющимся чертежам постройки.

Дом И.П. Ганнибала разительно отличается от остальных зданий заповедника, чувствуется европейское образование хозяина поместья, его практические навыки в проектировании и строительстве крепостей. Экскурсанты могут ознакомиться с обстановкой, в которой жил «на покое» прадед Пушкина. В экспозиции интерес вызывают подлинные гравюры, картины XVIII в., портреты знаменитых людей той эпохи и самого основателя династии Ганнибалов.

Известно, что Пушкин часто навещал в усадьбе «старого арапа» — деда П.А. Ганнибала, был дружен со своим дядей Вениамином Осиповичем. Тем не менее основная экспозиция и рассказы экскурсоводов сосредоточены не на посещении этих мест великим поэтом, а на истории жизни и деятельности его знаменитого предка. «Арап Петра Великого» был личностью неординарной и противоречивой — ярким характерным типом петровской эпохи, не зря Пушкин с такой настойчивостью собирал материалы о нём.

Привлекает внимание необычная планировка и устройство Петровского парка. Он разбит в соответствие моде XVIII в. на «регулярные» сады. Чёткие, высаженные по единому плану посадки деревьев, прямые линии аллей и дорожек, специально устроенные клумбы создают подлинное произведение садово-паркового искусства.

Тригорское

Эту усадьбу часто называют, и небезосновательно, «Домом Лариных». Исследователи творчества Пушкина отмечают, что прототипами некоторых персонажей «Евгения Онегина» послужили обитатели Тригорского, да и сам дом описан в романе. Женщинам семьи Осиповых-Вульфов посвящено множество прекрасных лирических стихов.

Усадьба Тригорское была жалована семёновскому гвардейцу Вындомскому. Во времена Пушкина им владела его дочь — П.А. Осипова. Главное здание поместья, переделанное из полотняной фабрики, по размерам намного превосходило домик в Михайловском. Здесь хватало места для многочисленной родни Осиповой и друзей семьи. Пушкин любил бывать в этом гостеприимном доме, гулять по аллеям близлежащего парка.

В доме-музее рассказывается как о самом поместье, его владельцах, так и о значении Тригорского, людей живших в нём, в творчестве поэта. В помещениях музея выставлены рисунки, рукописи и стихи, написанные рукой Пушкина, представлена большая коллекция картин, портретов владельцев поместья.

Святогорский монастырь

Если усадьбы музея-заповедника в Пушкинских Горах — это хотя и точные, но всё же копии, то Святогорский монастырь — подлинная старина. Кафедральный собор, церкви, стены, другие монастырские постройки являются образцом средневекового псковского зодчества, представляют несомненный исторический интерес, имеют большую культурную ценность.

Основанная в XVI в., святая обитель стала местом последнего упокоения останков А.С. Пушкина и его близких родственников: деда, матери, брата. Мраморный обелиск над гробом Пушкина — место, куда уже почти два века стремятся почитатели поэта, чтобы почтить его память.

В современном состоянии монастырь выполняет функцию действующего мужского монастыря РПЦ. В последнее время здесь проведён большой объём восстановительных и реставрационных работ. Доступ в пределы монастыря свободный.

Бугрово

«Пушкинская деревня». Осмотр этой псковской деревни поможет представить быт и повседневную жизнь не помещиков, а тех, чьим трудом жила российская элита — обыкновенных крестьян.

Конечно, деревянные постройки сделаны в наше время, но в точном соответствии с устоями, традициями и методами строительства жилищ и хозяйственных зданий простолюдинов пушкинской эпохи. Амбары, колодцы с «журавлями», избы и срубы наглядно демонстрируют быт русской деревни при крепостном праве.

Внутри помещений экскурсантам демонстрируется нехитрый скарб крестьян — предметы, изготовленные местными умельцами.

Пушкинские Горы и одноимённый заповедник можно смело назвать «территорией российской поэзии», здесь регулярно проводятся литературные праздники, симпозиумы, посвящённые творчеству Пушкина, и много других культурных мероприятий.

http://pushkin.ellink.ru/

Пушгоры на карте Псковской области

Смотрите также:

  • Достопримечательности Пскова
  • Достопримечательности Изборска
  • Псково-Печерский монастырь

Пушкинские горы | RMT

Россия известна своими великими писателями. Родовое поместье одного из них мы посетили в минувшие выходные.

Пушкинские горы расположены в самом сердце Псковской области, на отрогах Валдайской возвышенности, в 670 км от Москвы, недалеко от Пскова и границы с Латвией. Здесь находилась родовая усадьба прадеда Пушкина, мавра Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала, афророссийского дворянина, военного инженера и генерала. Пушкин часто бывал здесь сам, черпал вдохновение, отбывал ссылку из Петербурга, поправляясь от болезни.

На самом деле история о том, как прадед Пушкина приехал в Россию, это настоящая сказка. Сын африканского принца, в детстве был похищен, доставлен ко двору османского султана в Стамбул, затем привезен в Россию и преподнесен в дар Петру Великому. Позже африканского ребенка усыновил Петр Великий. Вы спросите меня, почему?

Петр видел важность знаний и образования и заставлял дворянские семьи в России посылать своих детей в школы за границу для обучения грамоте и изучения наук. Многие возражали, говоря, что эти заморские знания не для русских людей и не могут быть усвоены ими. Тогда царь приказал найти ему троих простых детей с улицы и на их примере хотел показать, что грамоте можно научить любого. Посол России при османском дворе Савва Рагузинский увидел чернокожего мальчика-слугу в султанском дворце, купил мальчика и привез в Москву в подарок Петру Великому, чтобы ребенок стал одним из таких учеников.

Мальчику дали правильное русское имя, крестили, после чего он начал изучать русский язык и общую грамотность. Видя его интерес к технике и математике, он был отправлен во Францию ​​для изучения фортификационного искусства (изучение военных сооружений). После учёбы служил в армии, с 1756 г. был главным военным инженером русской армии, а в 1759 г. получил чин генерал-аншефа, второй высший военный чин в царской России. Он знал пять языков.

В 1762 году вышел в отставку и поселился на пожалованных ему землях в Псковской области. Он также построил себе особняк, который впоследствии стал домом для Пушкина (известный писатель приходится ему прадедом).

Представьте себе, в 18 веке главным военным инженером русской армии был чернокожий генерал, которого как мальчишку преподнесли в подарок Петру Первому, а потом и дали надлежащее образование. Это просто фантастика…))

Что касается усадьбы, то это очень красивое место, настоящая природа и культурное наследие, отличные гиды. Это место, которое вы должны увидеть.

Travel with Rusmototravel, explore the largest country in the world

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 3

30002  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 0003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская литература полна имперской идеологии

Анализ

Русская классическая литература, переполненная бесчеловечным национализмом, сегодня читается тревожно знакомо.

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Александра Пушкина. Художественная библиотека Бриджмена

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Но за романтизмом начала 19 века скрывается нечто другое: холодная хватка империи. Самое известное стихотворение Лермонтова — Мцыри или « Послушник », написанное в 1839 году, — это идиллическое повествование о кавказском монахе, взятом мальчиком в плен русским офицером. Ключевая эмоция стихотворения – чувство безысходности: Гордая и славная история народов Кавказа осталась в прошлом и ушла навсегда, а ностальгия главного героя по утраченному прошлому говорит нам о том, что он принадлежит к побежденной стороне человечества. В Уланша , раннее непристойное стихотворение Лермонтова, он повествует о коллективном изнасиловании женщины русскими солдатами; в тексте, кажется, нет никаких видимых признаков симпатии к жертве. Другое стихотворение, Кавказец Кавказец »), намекает на то, что настоящие кавказцы — не коренные жители, а русские солдаты, завоевавшие этот регион в начале 19 века, точно так же, как советские солдаты, посланные для вторжения и оккупации Афганистана, в просторечии называли «афганцами».

Подобно тому, как Лермонтов построил имперскую, колониальную российскую перспективу на Кавказе, Пушкин сделал то же самое на Украине. Возьми Полтава , поэма Пушкина об Иване Мазепе, украинском гетмане, который восстал против тогдашнего царя Петра Великого, когда тот ужесточал контроль России над Украиной (и которого президент России Владимир Путин только что упомянул в речи о возвращении земель Российской империи). ). Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления российскому господству и напоминанием о том, что царская Россия нарушила договор 17-го века о сохранении автономии казаков (будущих украинцев) в обмен на верность московитам (будущим русским). Для украинцев Питер нарушил сделку; для русских любые украинские претензии на автономию были предательством, как и для Путина сейчас. Пушкин придерживается русской точки зрения, изображая Мазепу развратным предателем, который «прольет кровь, как воду». Украинцев следует жалеть и презирать, как предлагает стихотворение, как «друзей старых и кровавых времен».

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях.

То же самое сообщение вы найдете в известной исторической повести русского писателя Николая Гоголя об Украине: Тарас Бульба. Когда Гоголь — украинец по происхождению — сменил свою идентичность на русскую имперскую, он потратил большую часть своего таланта на то, чтобы доказать, что все украинское устарело и, главное, жестоко. По словам Гоголя, им нужна Российская империя, чтобы они могли стать цивилизованными.

Конечно, был и другой взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин создали свой образ украинского казачества как части отжившего и жестокого прошлого, Тарас Шевченко — украинский поэт, художник и национальный герой — говорил своим соотечественникам, что казачество антитираническое и прото- демократический дух был не пережитком прошлого, а предвестником будущего. Взгляд Шевченко на Кавказ также отличался от лермонтовского: не идиллический пейзаж, где романтизированное русское господство стерло историю, а очень драматическая сцена, где имперское насилие вызывает реки крови, а сопротивление сильно и бескомпромиссно. Боритеся — поборете («Сражайся, и ты победишь»), культовый лозунг Шевченко о восстании против тирании, взят из его стихотворения Кавказ («Кавказ») и в равной степени применим к кавказской и украинской борьбе против России. имперская власть. Если лермонтовский Кавказ белоснежный, идиллически холодный и далекий от людских страданий, то шевченковский Кавказ кроваво-красный и погружен в борьбу человечества за свободу. Лермонтов пишет стихотворение о коллективном изнасиловании с точки зрения русских преступников; Вернувшийся образ Шевченко — это образ 9.0943 покрытка — по-украински «падшая женщина». Его провокационная религиозная поэма Мария («Мария») проводит параллель между украинкой покровкой , которая вынашивает внебрачного ребенка от московского солдата, возможно, после изнасилования, и матерью Иисуса — как одинокими, страдающими матерями. Сочувствие к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, — это ответ Шевченко на лермонтовскую поэтизацию изнасилования, где в обоих случаях преступник — русский, а жертва — побежденный субъект.

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях. Даже если произведение якобы сочувствует имперскому субъекту, как Тарас Бульба или Мцыри , это сопереживание есть романтическое представление о печальной судьбе субъекта — вечной отсталости и подчинении. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ как не имеющих истории, о которой стоило бы рассказывать, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживает забвения.

Параллели с сегодняшней российской завоевательной политикой глубоки и широки. Пушкинская «Клеветникам России» — замечательный образец антиевропейской брошюры, направляющей агрессивный русский империализм. Его отношение к польскому восстанию 1830–1831 годов в чем-то похоже на нынешний взгляд Кремля на так называемые цветные революции в бывшей советской империи. Пушкин открыто угрожает Европе войной («Не забыли ли мы еще завоевать?») и напоминает читателям о чудовищности русской мощи и завоеваний («От жарких колхидских степей до ледяных гор Финляндии»). От пушкинской идеологии до сегодняшней неоимперской риторики прямая линия. Одним из российских лозунгов во время российско-украинской войны было «мы можем повторить» — сознательное напоминание о прошлых разрушительных и захватнических войнах, чтобы запугать воображаемых врагов России. Точно так же русский поэт и современник Пушкина Федор Тютчев во время революций 1848 года в Европе прославлял Российскую империю как оплот Европы, препятствующий прорыву опасной демократии — точно так же, как Россия сегодня является авторитарной моделью (и сторонником) антидемократических взглядов. сил справа и слева в Европе.

Когда западные ученые представляют золотой век русской литературы XIX века как интеллектуальную борьбу между западниками и славянофилами, они упускают из виду националистические и империалистические подводные течения, общие для обоих. Даже так называемые западники верили в исключительность России, часто превращались в радикальных противников того, за что, по их мнению, выступала либеральная Европа, и часто лелеяли тираническую модель общества. Немногие авторы лучше иллюстрируют этот феномен, чем русский писатель Федор Достоевский, который в юности превратился из социалистического радикала в религиозного фундаменталиста в более позднем возрасте. Он классно сказал, что русские социалисты и коммунисты «не европейцы» и «в конце концов станут настоящими русскими» — другими словами, в конечном итоге отвергнут Запад. В романе Бесы, Достоевский описывает западные идеи как «бесовские» соблазны, подлежащие осуждению.

Независимо от того, воспринимали ли эти писатели поверхностно западные идеи или нет, их этнонационалистическая, имперская призма помогла России привести к большей тирании, а не к меньшей. Сброшенные на российскую землю, даже западные прогрессивные идеи трансформировались в новую и более сильную тиранию — будь то при великом модернизаторе России Петре Великом или большевиках, чья убийственная тирания была построена на европейских социалистических идеях.

Все это продолжается и сегодня. Когда Россия уничтожила Чечню в 1990-х годах, спровоцировала искусственную сепаратистскую борьбу в Молдове и Грузии в 1990-х, вторглась в Грузию в 2008 году и вторглась на Украину в 2014 году, эти акты жестокости имели свою интеллектуальную основу в великих классиках русской литературы и взглядах их авторов. к колониям и завоеваниям империи. Эти авторы и их произведения до сих пор говорят россиянам, что на землях, оккупированных русскими солдатами, уважать нечего. Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это был как раз 19 век.версия XX века сегодняшнего пропагандистского нарратива об украинцах как о предполагаемых нацистах, чья историческая судьба — смерть и покорность. Когда Тютчев представляет Россию XIX века как славного спасителя Европы от демократии, его вторит путинская борьба за свержение цветных революций на Украине и в других местах.

Конечно, русская культура не является единственной причиной русских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной. Но наивно думать, что русская культура невинна и свободна от империалистического дискурса, который веками был в основе российской политики. И хотя западные университеты изучают империализм и ориентализм в западном литературном каноне — на ум сразу же приходят писатели Гюстав Флобер, Редьярд Киплинг и Джозеф Конрад, — они почти полностью игнорируют подобные течения в литературе последней нереконструированной колониальной империи мира, которая борется с другой. война имперского завоевания, как я пишу.

Итак, если вы ищете корни насилия России над соседями, ее желания стереть их историю и ее неприятие идей либеральной демократии, вы найдете некоторые ответы на страницах Пушкина, Лермонтова, и Достоевский.

Владимир Ермоленко — философ, главный редактор UkraineWorld, директор по аналитике «Интерньюс Украина», ведущий подкаста «Объясняя Украину ». Твиттер: @yermolenko_v

Метки:

Культура,
Россия,
Украина,
Война

Еще из Foreign Policy

Сенатор Чак Шумер и Джо Байден смеются во время Национального молитвенного завтрака в отеле Washington Hilton 7 февраля 2013 года в Вашингтоне.

Соединенные Штаты не могли перестать быть глупыми, если бы захотели

Для Вашингтона самоограничение всегда будет противоречием в терминах.

Здание МИД России
909:17 Российская армия готовится к новой атаке

Многие проблемы из первоначального проекта были решены.

Президента Китая Си Цзиньпина приветствует наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман во дворце Ямама в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, 8 декабря.

Почему саудовцы не хотят поворачиваться к Китаю

Для таких саудовцев, как я, ничто не может быть более обескураживающим, чем развод с Соединенными Штатами.

Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого выступает после голосования на избирательном участке бывшего Министерства иностранных дел в Малабо во время президентских, законодательных и муниципальных выборов в Экваториальной Гвинее 20 ноября 2022 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *