Содержание
7 легких способов от учителя литературы
Мы поговорили с учителем литературы и экспертами в других областях и узнали самые легкие способы быстро выучить стих. Вы сможете применить их и для себя, и для своих детей
Алина Фаизова
Автор КП
Наталья Чистякова
Старший преподаватель кафедры русского языка
и литературы университета «Синергия», эксперт ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе
Гаяне Курятова
Специалист по мнемотехнике
онлайн-школы для детей Skysmart
Кому-то достаточно прочитать стихотворение 4-5 раз, чтобы его запомнить, а для кого-то процесс заучивания – это тяжкий труд. Что делать? Подобрать подход, который будет оптимальным именно для вас или вашего ребенка. Чтобы быстро выучить стихотворение, вы можете использовать один из этих методов или скомбинировать сразу несколько.
7 легких способов выучить стих наизусть
Существуют разные способы разучивания стихов. Большинство из них довольно привычные, но есть и вполне нетривиальные варианты. О каждом из них мы спросили экспертов и теперь готовы поделиться полезной информацией с вами.
Чтение вслух
Один из самых элементарных методов выучить стих – это читать его вслух. Причем делать это нужно не один раз, а два, три, четыре. Сначала просто прочитайте текст стихотворения, потом добавьте интонацию и паузы, дальше уловите его ритм и тональность. Особенно этот метод хорошо работает с теми, у кого очень развита аудиальная память.
— Перед тем как приступить к заучиванию стихотворения, необходимо его прочувствовать, – комментирует Наталья Чистякова, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы университета «Синергия», эксперт ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе. – Для этого выразительно несколько раз прочитайте текст вслух, найдите нужную интонацию, поймайте ритм, тон, настроение. Если есть сложности с приданием стихотворению выразительности, попросите другого человека прочитать стихотворение или найдите его в записи, а потом уже несколько раз повторите самостоятельно.
Переписывание
Для людей, у которых больше всего развита механическая память, лучший способ запомнить стихотворение – переписать его. Переписывание активизирует сразу несколько участков головного мозга, ведь во время написания текста вы сначала его читаете и проговариваете, а затем подключаете мелкую моторику рук. Переписать стих можно также и после того, как вы его запомните: так вы закрепите выученный материал. Еще один вариант – написать шпаргалку только с первыми словами каждой строки. Этого будет вполне достаточно, чтобы справиться с довольно объемными произведениями.
— Процесс переписывания текста, активизирует участки головного мозга, отвечающие за чтение, мелкую моторику и визуальное восприятие слов, – рассказывает Наталья Чистякова. – Причем важно писать аккуратно, красиво. Можно добавить графическое оформление. Визуалам запомнить текст таким способом будет значительно проще. Что касается шпаргалки, то она придает уверенность: вы ей, скорее всего, не воспользуетесь, но будете чувствовать себя спокойнее. Можно сделать две шпаргалки: одну с полным текстом стихотворения (для ответа), другую с первым словом каждой строки (для тренировки и запоминания).
Аудирование
Еще один действенный метод – это сделать аудиозапись стихотворения, прочитанного вами, на диктофон. Так вы подключите к процессу слуховую память, услышите себя со стороны и в случае необходимости сможете проработать свою речью. Озвучьте стих четко, с выражением и правильными интонациями. А затем прослушивайте столько раз, сколько это потребуется для запоминания.
— Регулярно прослушивайте аудиозапись стихотворения. Используйте функцию зацикливания, чтобы запись звучала много раз подряд. Параллельно с этим вы можете заниматься другими делами. Такой способ подойдет аудиалам. Запоминание произойдет само собой – комментирует Наталья Чистякова.
Как правило, песни запоминаются быстрее, чем стихи. Все дело в музыке. Именно с ее помощью можно уловить ритм стихотворения, и тогда не получится произнести лишних слов в строке или сделать паузы там, где не нужно. Поэтому если вы испытываете трудности с заучиванием текста, попробуйте превратить его в песню. Кстати, многие стихотворения из русской классики уже наложены на музыку, нужно просто поискать.
Превратите текст стихотворения в песню, тогда запомнить его станет проще. Фото: pixabay.com
По мнению Натальи Чистяковой, песни всегда запоминаются лучше, чем стихи, поскольку музыка помогает почувствовать настроение стихотворения и подсознательно разложить его на невербальные компоненты: ритм, тон, пауза и прочее. К счастью, многие стихотворения классиков можно найти в интернете с аккомпанементом, немало стихотворений стало основой для романсов. Можно начать с запоминания именно таких произведений.
Отличный способ быстро выучить стихотворение наизусть – это превратить процесс в игру. Особенно этот метод хорошо работает с детьми, ведь играя, ребенок сам не замечает, как быстро запоминает стих. Например, можно сопровождать рутинные действия и дела стишками, повторять их, просто гуляя по улице или играя в мяч.
Наш эксперт советует игру в ассоциации:
— Придумайте для каждой строчки ассоциацию и визуализируйте ее: вы можете вспомнить случай из своей жизни, литературного персонажа, сон, картинку из книги, которая сопровождала стихотворение и прочее. Ассоциации – явление сугубо личностное, благодаря этому строки стихотворения, отражающего чужие переживания, хорошо запоминаются.
Или можно поиграть в «Снежный ком». Возьмите лист, на который стихотворение переписано вами от руки. Прочитайте вслух первую строчку, закройте ее и попытайтесь повторить. Потом прочитайте первую и вторую строчки. Также закройте и попробуйте повторить их и так далее. Лучше сначала учить стихотворение по строфам.
Рисование
А еще стих можно нарисовать! Причем для этого вовсе не обязательно иметь художественный талант. В этом случае будет вполне достаточно схематично изобразить то, о чем говорится в стихотворении. Один рисунок может содержать одну строку или одно четверостишье. Тут главное, чтобы изображения были забавными и понятными, если это допускает произведение, конечно. Этот метод хорош тем, что к процессу заучивания подключается зрительная память.
— Для запоминания стихотворения нужно включить различные виды памяти и чувств, – говорит Ирина Зезюкова, консультант по обучению, преподаватель с 25-летнем стажем. — Мой личный метод, проверенный на детях 6-9 лет, по просьбам родителей которых необходимо было выучить с ребенком стихотворение за 2 часа до урока по чтению. Методика состоит в том, что каждую строчку стихотворения вместе с ребенком рисуем в виде образов, которые ему навевает строка. Получается стихотворение с картинками построчно. Ребенку после прочтения стихотворения предлагается по шпаргалке из рисунков воспроизвести текст стихотворения выразительно. Буквально за 10-20 минут ребенок начинает рассказывать стихотворение без ошибок и без шпаргалки.
Помочь в разучивании стихов могут рисунки. Предложите ребенку изобразить каждую строчку стихотворения на бумаге, а потом воспроизвести текст по такой шпаргалке. Фото: globallookpress.com
Даже если вы не обладаете исключительными художественными способностями, создание простеньких (можно даже схематических) рисунков к каждой строчке поспособствует запоминанию. Можно включить в рисунки ключевые слова, получится своеобразный «комикс» к стихотворению. Если же вы талантливо рисуете, можно создать целую графическую композицию, утверждает Наталья Чистякова.
Разыгрывание сценки
Один из лучших способов выучить стих с ребенком – это поиграть в театр. Каждую строчку стихотворения нужно не просто прочитать, а еще и показать. Сценку может показывать только ребенок или ее можно разыграть всей семьей. Так, процесс запоминания стихов может превратиться в веселый семейный досуг.
Подробнее об этом методе мы попросили рассказать Наталью Туровскую, директора театральной студии «Дети райка»:
«Актеры и театральные педагоги рекомендуют делать следующее (проверено на моих собственных детях). Во-первых, старайтесь выбирать стихи, которые интересны и понятны самому ребенку. Во-вторых, важно, чтобы в стихотворении был сюжет и событие (что-то случилось, произошло, и из-за этого все остальное поменялось). Постарайтесь определить это событие и пересказать историю своими словами, не в рифму – это поможет создать ассоциативную цепочку для памяти, по которой потом проще будет идти от начала к концу. Также обязательно надо разобрать сложные и непонятные слова, узнать их значения и объяснить их ребенку. Тогда прочтение стихотворения будет более осмысленным и включенным.
У актеров есть две классных и очень действенных техники для запоминания. Первая построена на визуальных образах: мы представляем в голове картинки и как бы рассказываем историю картинками. Этот прием называется «кинолента видения». То есть надо детально представить все то, что изложено словами, в виде образов. Если это «белая береза под моим окном», то какая она (высокая, низкая, молодая или старая, развесистая или тонкая). Если это деревенский дом, то из какого материала он сделан и на каком этаже находится.
Вторая техника построена на действии. Мы читаем стихотворение, руками и телом показывая то, что там происходит. Так мы помогаем себе этими движениями, как дирижеры оркестру, пока текст не «уляжется». Это хорошо работает, когда в стихах нет явно выраженного сюжета, действия, события, например в описательных стихах о природе».
Популярные вопросы и ответы
Как быстро выучить большой стих?
Гаяне Курятова, специалист по мнемотехнике онлайн-школы для детей Skysmart:
— На первом месте должно быть всегда понимание стихотворения. Важно вчитаться и убедиться, что все понятно. Чтобы запомнить четверостишье, нужно его прорисовать. Если память хорошая, то достаточно просто представлять то, что написано. Если есть сложность, то нужно представить образ для каждого четверостишия. Если с памятью проблемы, то нужно прорисовывать каждое слово. Тут важно понимать, что рисовать надо пиктограммы, а не шедевры, и делать это быстро по системе «что первое в голову придет».
Как быстро выучить стих на английском?
Эми Кролевецкая, методист и преподаватель онлайн-школы английского языка Novakid:
— Заучивание длинных стихов и взрослым дается нелегко, что уж говорить о детях! Тем более если в ходе беспросветной зубрежки они начинают скучать, то пиши пропало: мозг тут же отказывается воспринимать новую информацию. Психологи-методисты рекомендуют трансформировать процесс в веселое песнопение. Подобрать к тексту любой позитивный мотив и напевать строчки, отстукивая ритм ногами или отхлопывая ладошами.
Музыка упрощает запоминание текста – он звучит ритмично, легче схватывается. А еще подобный формат занятий поддерживает интерес: если ребенку нравится ритм и мелодия, то он с удовольствием повторяет слова.
Но, внимание! Заучивание стихов через пение – не просто забава, но и сильный методический инструмент. Поэтому, если вы учите стих на иностранном языке, следите за произношением. Спетые тексты так хорошо «ложатся на язык», что исправить акцент позже будет проблематично.
Как эффективно учить стихи, если плохая память?
Гаяне Курятова:
— Как правило, нужно поменять способ запоминания. Чаще всего учат стихи, повторяя их механически. Если это не работает, то нужно рисовать. Если это не работает, то можно пробовать показывать стихотворение жестами.
Как запомнить выученный материал надолго?
Гаяне Курятова:
— Часто это нужно для экзамена по литературе, чтобы учить стихи в течение года и не забывать к экзамену. Это решается повторениями. Есть эксперимент, который провел немецкий физиолог Герман Эббингауз. Он доказал, что информация начинает забываться через 20 минут после запоминания. Для того чтобы избежать этого эффекта, необходимо использовать интервальное повторение. Повторить сразу после запоминания, потом на следующий день, потом через 2 недели.
Запоминанию стихов способствует интервальное повторение. Вернитесь к выученному тексту через день, потом через две недели, чтобы он закрепился в памяти. Фото: globallookpress.com
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Татьяна Чепус, педагог по комплексному развитию интеллекта дошкольников:
— Чтобы ребенку было легко запомнить стихотворение, обязательно нужно подбирать такие стихи, в которых нет новых и сложных слов. Желательно, чтобы в произведении не использовались старославянские или древнерусские слова, потому что они не используются в современном быту и их значение трудно объяснить. Поэтому нужно сначала выбирать стихотворение простое, состоящее из простых и привычных для ребенка слов. Лучше подкрепить текст какой-то иллюстрацией или игрушками. Каждую строчку лучше показывать: жестикуляцией, мимикой, как угодно.
Такой процесс заучивания стихотворения, во-первых, делает речь ребенка более выразительной. А во-вторых, помогает легко запомнить стихотворение. Дети очень быстро раскрепощаются, когда рассказывают стихотворение таким образом.
Еще очень важно с каждым разом увеличивать объем запоминаемого. Можно взять и большое стихотворение сразу, но поделить его на смысловые куски по 2-3 абзаца и учить по частям.
Сложные слова лучше запоминать с помощью жестикуляции или активной артикуляции. Тогда ребенок будет помнить, что после определенного предложения, которое он знает, следующее предложение начинается с определенной буквы. В таком случае ему легче вспомнить следующее предложение, следующую строчку.
Какому алгоритму лучше следовать при заучивании стихотворения?
Раиса Семейкина, старший методист начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок»:
— Своим ученикам мы рекомендуем проводить такую работу в два этапа: в первый день происходит запоминание текста, во второй – его повторение и рассказ. Объемные произведения советуем учить в течение нескольких дней. Желательно в конце первого дня, перед сном, повторить необходимый текст. Это нужно сделать для того, чтобы у стихотворения была возможность из кратковременной памяти перейти в долговременную. Далее в начале второго дня, с утра, еще раз вдумчиво прочитать стихотворение, а затем рассказать его наизусть.
Предлагаем такой алгоритм.
1 день: взрослый прочитывает стихотворение вслух с выражением. Это будет образцом, к которому будет стремиться ребенок. Совместное обсуждение ребенком и взрослым трудных и неизвестных слов. Если он не знает значение слова, то запомнить фразу и все стихотворение будет крайне сложно. Мысленное представление картин, которые описывает поэт. Многие специалисты рекомендуют во время чтения выстраивать ассоциации, это позволяет включить в процесс образную память. Повторное прочтение стихотворения вслух взрослым более размеренным темпом, не забывая о выразительности.
Начало заучивания стихотворения: по строчке ребенок повторяет за взрослым стихотворение. Если стихотворение большого объема, его можно разбить на части, выделив опорные слова. Важно обращать внимание на правильное прочтение каждого слова. Если при повторении встречаются ошибки, поправлять лучше всего сразу, чтобы не откладывалось в памяти неправильное произношение.
Соединяем несколько строк вместе, стараемся воспроизвести их по памяти. По необходимости можно заглядывать в книгу. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и объем произведения. Соединив части стихотворения, пробуем воспроизвести его по памяти целиком. Этот этап можно повторять несколько раз, но обязательно должен быть временной интервал. Не забываем про интонацию и паузы.
2 день: повторяем или прочитываем стихотворение целиком, а затем рассказываем его наизусть. Радуемся успехам своего ребенка! Данный алгоритм позволяет научиться запоминать стихотворения даже тем детям, у кого есть проблемы с памятью.
А чтобы успехи ребенка не заставили себя долго ждать, можем дать несколько простых советов:
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Мозг каждого человека уникален, некоторым нужно больше времени для получения какого-либо навыка (и это не равно плохо).
- Помните: если у него что-то не получается, ему необходима ваша помощь и поддержка, а не осуждение.
Самая лучшая мотивация у дошкольников и младших школьников – похвала. Они сразу расцветают и хотят сделать еще больше. Чтобы память развивалась хорошо, нужно просто тренироваться. И в данном случае подойдет фраза «Лучше меньше, да лучше». Когда ребенок без проблем запомнил маленькое четверостишье, у него с этим видом деятельности начинает ассоциироваться ситуация успеха: «Ура, у меня получилось!» И это будет отлично подталкивать его к продолжению таких тренировок.
Фото на обложке: shutterstock.com
Как быстро выучить стих наизусть: 10 способов запомнить стихотворение
Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы…
1. Великолепная восьмерка
Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!
Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.
2. Полное погружение
Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.
3. Ассоциации
Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.
Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.
4. Рисование стихотворения
А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
5. Книжку под подушку
Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.
Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.
6. Диктофон
Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.
7. Театр
О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.
8. Разрезанные строчки
А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.
Как с ребёнком учить стихи: простые методики
Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.
Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.
Основные правила
- Учите стихи небольшими порциями.
- Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
- Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.
Методы
Увеличивать объём постепенно
Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.
Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.
Визуализация
Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.
Театр
Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.
Пересказ
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Полезные советы
- Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
- Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
- Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
- Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
Другие способы
Способ №1 .
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4–5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2 .
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Методы заучивания стихов
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.
Как вариант: просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Вариант: начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации (опыт одной мамы)
• Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2–3строчки каждый день
• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.
В заключение еще несколько советов
— Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
— Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.
— Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4‑х строк.
Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Дятел,
Даже молодой, —
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?
Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)
5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно сделать так:
на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» — постучать по столу.
Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2–3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2–3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1–2 раза и отложить на время.
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т. д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
Вот и все. Если вы пройдете эти 8–9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем, кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.
Как запоминать Писание | Ресурс памяти Библии
Опубликовано в: Изучение Библии
На главную Ресурсы Изучение Библии Как запоминать Писание
Если вы или ваш друг вдохновлены заучиванием Писания наизусть, но не знаете, с чего начать, этот ресурс — идеальная отправная точка, чтобы начать «скрывать Слово Божье в своем сердце» (Псалом 119:11). Система актуальной памяти (TMS) — это простая и удобная система для запоминания ключевых библейских стихов, указывающих на основные истины Евангелия.
Поделиться через Facebook Поделиться через Twitter Поделиться через LinkedIn Поделиться по электронной почте Поделиться через Download
Простая и удобная система запоминания Библии
Система тематической запоминания (TMS) — это простая, удобная в использовании система для запоминания ключевых библейских стихов, указывающих на основные истины Евангелия.
Если вы или ваш друг вдохновлены заучиванием Писания наизусть, но не знаете, с чего начать, этот ресурс станет идеальной отправной точкой для того, чтобы начать «скрывать Божье Слово в своем сердце» (Псалом 119).:11).
Мы молимся, чтобы это новое путешествие в Писание также помогло вам пребывать или оставаться глубоко укорененными во Христе, что, по словам Иисуса, является ключом к влиянию Царства в этом мире (от Иоанна 15:5).
Проверенный подход
Заучивание Писания наизусть является отличной стратегией духовного роста. Это позволяет вам всегда иметь наготове евангельские истины, независимо от того, приносит ли ваш день искушение, душевную боль или друга, нуждающегося в ободрении. Тысячи людей поделились, что именно эта система наконец-то сработала для них после многих лет испытаний других подходов.
4 шага к запоминанию большего количества Священных Писаний
Шаг 1: Выберите область евангельской истины, которую вы хотите понять более глубоко
Используйте эту тему и план стиха в качестве руководства. Он был куратором The Navigators на основе опыта помощи людям всех возрастов возрастать во Христе с 1930-х годов. Сохраните фото этого списка в своем телефоне!
Шаг 2. Изучите контекст
Найдите стих в Библии и прочитайте абзац до и после него.
Используйте этот контекст, чтобы получить четкое представление о том, что означает стих. Вы можете прочитать этот стих в других переводах Библии или обратиться к комментариям.
Прочтите стих несколько раз вдумчиво, вслух или шепотом. Это поможет вам понять стих в целом. Каждый раз, когда вы его читаете, произносите вслух тему, ссылку, стих, а затем снова ссылку.
Обсудите стих с Богом в молитве и попросите Его помощи в запоминании Писания.
Шаг 3: Запомните небольшими кусочками
Сначала запомните тему и ссылку.
Далее запомните только первую фразу стиха. Как только вы сможете процитировать тему, ссылку и первую фразу по памяти несколько раз, продолжайте добавлять каждую дополнительную фразу одну за другой.
Подумайте, почему каждое слово было выбрано, когда вы его запоминаете.
Подумайте, как этот стих применим к вам и вашим повседневным обстоятельствам.
Написание стиха может быть полезным. Это углубляет его впечатление в вашем уме.
Шаг 4. Просмотр с друзьями
Повторите стих сразу же после того, как выучите его, включите его в свои молитвы и часто повторяйте его другим в последующие дни. Этот шаг имеет решающее значение для прочного закрепления стиха в вашей памяти, потому что мы склонны забывать недавно выученные вещи.
Пригласите друга, чтобы запоминать вместе с вами! Каждую неделю выделяйте время для проверки и повторения стихов. Всего за десять минут вы можете дать друг другу достаточную ответственность, чтобы стремительно расти в своей любви к Богу и познании Его Слова.
Обзор! Обзор! Обзор! Повторение — лучший способ запечатлеть стихи в своей памяти.
Жить новой жизнью
Центр Христа | 2 Коринфянам 5:17 | Галатам 2:20 |
Послушание Христу | Римлянам 12:1 | Иоанна 14:21 |
Слово | 2 Тимофею 3:16 | Джошуа 1:8 |
Молитва | Иоанна 15:7 | Филиппийцам 4:6-7 |
Товарищество | Матфея 18:20 | Евреям 10:24-25 |
Свидетельство | Матфея 4:19 | Римлянам 1:16 |
Возвещать Христа
Все согрешили | Римлянам 3:23 | Исаия 53:6 |
Наказание за грех | Римлянам 6:23 | Евреям 9:27 |
Христос заплатил наказание | Римлянам 5:8 | 1 Петра 3:18 |
Спасение не по делам | Ефесянам 2:8-9 | Титу 3:5 |
Должен принять Христа | Иоанна 1:12 | Откровение 3:20 |
Уверенность в спасении | 1 Иоанна 5:13 | Иоанна 5:24 |
Доверие к Божьим ресурсам
Его Дух | 1 Коринфянам 3:16 | 1 Коринфянам 2:12 |
Его сила | Исаия 41:10 | Филиппийцам 4:13 |
Его верность | Плач 3:22-23 | Числа 23:19 |
Его мир | Исаия 26:3 | 1 Петра 5:7 |
Его обеспечение | Римлянам 8:32 | Филиппийцам 4:19 |
Его помощь в искушении | Евреям 2:18 | Псалтирь 119:9-11 |
Быть учеником Христа
Ставить Христа на первое место | Матфея 6:33 | Луки 9:23 |
Отдельно от мира | 1 Иоанна 2:15 | Римлянам 12:2 |
Будь стойким | 1 Коринфянам 15:58 | Евреям 12:3 |
Обслуживание других | Марк 10:45 | 2 Коринфянам 4:5 |
Дарите щедро | Притчи 3:9-10 | 2 Коринфянам 9:6-7 |
Развитие мировоззрения | Деяния 1:8 | Матфея 28:19-20 |
Рост в христоподобии
Любовь | Иоанна 13:34-35 | 1 Иоанна 3:18 |
Смирение | Филиппийцам 2:3-4 | 1 Петра 5:5-6 |
Чистота | Ефесянам 5:3 | 1 Петра 2:11 |
Честность | Левит 19:11 | Деяния 24:16 |
Вера | Евреям 11:6 | Римлянам 4:20-21 |
Добрые дела | Галатам 6:9-10 | Матфея 5:16 |
Вы можете заказать полную TMS у нашего издателя NavPress (которая включает в себя полезное руководство, карманные карточки со стихами для запоминания и держатель для карточек со стихами) для себя или в подарок друзьям на сайте navlink. org/tms. У нас также есть другое издание под названием TMS: Life Issues, которое можно найти по адресу navlink.org/tms-life 9.0003
5,3 тыс.
Акции
Фейсбук
Твиттер
LinkedIn
Эл. адрес
Более
10 практических советов по запоминанию Писания
0,00 $ Корзина
Поиск
Кевин Хэллоран
По какой-то причине Бог облегчил мне запоминание. Когда я был мальчиком, я запоминал множество бессмысленных статистических данных на обратной стороне бейсбольных карточек и информацию о пищевой ценности на коробках с хлопьями. Почему? Потому что я любил цифры и мог. Теперь, когда я следую за Иисусом, я могу использовать это, чтобы лучше узнать Его и запомнить Писание.
К сожалению, не всем так легко, как мне. Некоторые люди не могут вспомнить имена других людей, где они припарковали свою машину или стихи из Библии без кровавого пота и слез. И это нормально! Бог сделал нас всех разными, и тем, кто не может запоминать Писание так же легко, как я, могут пригодиться некоторые из следующих практических советов.
10 практических советов по запоминанию Писания:
1. Заучивайте Слово Божье в обществе.
В небольшой группе или в большом собрании заучивание Писания всей общиной является действенным способом совместного изучения Библии путем достижения общих целей с ответственностью. Подталкивайте друг друга к тому, чтобы лучше запоминать Слово Божье. Это один из способов жить в соответствии с Притчами 27:17: «Как железо железо острит, так и один человек точит другого».
2. Запоминайте вместе с семьей.
Стихи на память не только для детей! Если ваши дети участвуют в таких программах, как AWANA, и заучивают стихи из Библии, пригласите всю семью запоминать их вместе. Это отличный способ научить всю семью библейской истине.
3. Используйте карточки для заметок.
Когда вы встретите библейский стих, который хотите запомнить, сделайте карточки со стихами и разместите их на видном месте дома или на рабочем месте: на зеркале в ванной, в гостиной или на холодильнике. Некоторые люди даже заучивают Писание в душе!
Во Второзаконии 6:8-9 говорится, что мы должны повязать Божьи заповеди на свои руки, на косяки наших домов и на наши ворота, чтобы они постоянно напоминали нам о Боге и Его заповедях. Когда мы расклеиваем стихи по всему дому, мы можем чаще размышлять над Божьим словом, что помогает нам обновлять свой разум.
4. Слушайте аудио Библию.
Хороший способ сэкономить время — это слушать Писание в машине, в спортзале или на кухне. Это идеальный метод для запоминания более длинных отрывков Писания и сосредоточения внимания на вещах выше (Колоссянам 3:2).
Хорошая проповедь может также укоренить в вашей голове истины Писания. Загрузив подкаст Unlocking the Bible , мобильное приложение или прослушав ежедневную трансляцию, вы узнаете Слово Божье воодушевляющим и освежающим образом. Вера во Христа приходит от слышания, верно?
5. Молитесь, чтобы Бог помог вам.
Бог — это тот, кто повелевает нам знать Писание и позволить ему пребывать в нас, так разве Он не ответит на молитву, чтобы увидеть исполнение Его воли? Молитесь Богу о помощи , молитесь Богу о руководстве, молитесь Богу о понимании, молитесь Богу о более глубокой любви к Его Слову.
- Помолитесь Псалом 119:33: «Научи меня, Господи, пути постановлений Твоих; и я буду держать его до конца».
- Молитесь Псалом 119:35: «Направь меня на стезю повелений Твоих, ибо там я нахожу удовольствие».
- Помолитесь, Иоанна 16:13: «Когда же придет Дух истины, то наставит вас на всякую истину».
Молитесь о просветлении и помощи. Бог ответит!
6. Глубоко изучите отрывок из Писания.
Я обнаружил, что, когда я погружаюсь в изучение одного отрывка из Писания в течение нескольких дней и недель, я могу довольно легко запомнить отрывок. Чтение одного и того же набора стихов снова и снова не только извлечет богатство из Божьего Слова, но и запечатлеет эти стихи в вашем сердце посредством повторения и глубокого размышления.
Предлагаемые отрывки для начала изучения: Римлянам 8; Псалом 1; Ефесянам 2:1-10; Ефесянам 6:10-20; Иоанна 3.
7. Найдите полезные ресурсы.
Память на Писание? Для этого есть мобильное приложение! Существует множество веб-сайтов и программ, которые могут помочь вам запоминать Священные Писания, предоставляя планы и инструменты для вашей помощи. Популярные из них включают MemVerse, RememberMe, Fighter Verses, и MobilizeFaith.
8. Превратите Писание в песню.
Скорее всего, вы знаете азбуку из-за песни с алфавитом или знаете мажорную нотную гамму (до-ре-ми…) из-за Звуки музыки . Если песня застревает у вас в голове, это является доказательством того, что музыка является мощным инструментом, помогающим запоминать. Вот почему положить Библию в песню или послушать музыку, наполненную библейскими текстами, — полезный способ усвоить Слово Божье.
9. Будьте всегда начеку.
Во время обычного изучения Писания или во время прослушивания проповеди ищите хорошие стихи для заучивания. Наличие свежих мест Писания для размышления над углубит ваше понимание Бога и знание Его Слова.
Недавно после прочтения об обмане гаваонитян в 9-й главе книги Иисуса Навина мне запомнился 14-й стих, описывающий, почему Израиль принял неправильное решение: «…но не спросил совета у Господа». Это был стих, который я записал, обдумывал в течение дня и выучил наизусть.
10. Читайте Писание вслух или записывайте.
Чтение вслух — распространенный совет, как лучше запоминать. Это один из лучших методов запоминания, поскольку он сочетает в себе два стиля обучения: визуальный и слуховой. Запись Священных Писаний — еще один способ запоминания, поскольку он также ориентирован на два стиля обучения: визуальный и тактильный.
Другие советы по запоминанию Священных Писаний:
- Прежде чем приступить к запоминанию стиха, прочитайте отрывок, из которого он взят, чтобы убедиться, что вы знаете, что он означает в контексте.
- Не забудьте запомнить ссылку! Это помогает в вашем личном изучении и для обмена с другими.
- Подумайте, как вы можете применить этот стих в своей жизни, а затем молитесь о помощи Бога в его применении.
- Используй или потеряешь! Если вы не держите Писание в памяти, его легко потерять! Планируйте время от времени повторять то, что вы запоминаете, чтобы Слово Божье оставалось свежим.
Кевин Хэллоран
Менеджер по продукту, Open the Bible for Leaders
Кевин работает менеджером по продукту в Open the Bible для лидеров. Кевин любит проводить время со своей женой Джазлинн и маленькими дочерьми.