Содержание
Оценка физиологической готовности ребенка к школе
Оценка физиологической готовности ребенка к школе — это фактически ответ на вопрос, может ли ребенок посещать школу по состоянию здоровья, не приведет ли посещение школы к тому, что он начнет болеть. Оценка физиологической готовности -прямая задача детского врача. Поэтому необходимы тщательный медосмотр (измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, мышечной силы рук), клинические анализы крови и мочи, консультации узких специалистов (невропатолога, окулиста). Отсутствие болезней, требующих особых условий обучения, фактически означает физиологическую готовность ребенка к школе.
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
- уровень физиологического развития;
- уровень биологического развития;
- состояние здоровья.
При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки.
Критериями биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов и достижение определенных пропорций. В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп здоровья.
Итак, чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо создать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность — развивать и поддерживать у детей навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания. Результаты медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся.
И в заключение хочется отметить, что никто кроме родителей, лучше своего ребенка не знает. Поэтому отдавать ребенка в 6 или 7 лет в школу — решение сугубо семейное. Если ребенок болезненный, отстает от сверстников в физическом развитии, наверное, еще один год, если это возможно, стоит побыть в семейном кругу, рядом с любящими родителями или посещать детский сад с щадящим режимом, продолжить закаливание и поддерживать физическую активность ребенка.
Автор — Киричёк Анжела Валентиновна, врач-педиатр Педиатрического центра многопрофильной клиники «Роддом на Фурштатской»
Врач рассказала, в каком возрасте будут рожать через 10 лет
Желание осуществить мечту материнства будет до тех пор, пока существует мир. Женщина 21 века стоит на одной ступени с мужчиной в достижении карьерного роста. Лишь достигнув полного совершенства в деловой сфере, большинство пар задумываются о рождении ребенка. Это, разумеется, не единственная причина откладывания рождения детей на более позднее время, но тенденция к увеличению возраста женщин, решивших стать мамами, общемировая.
Беременность и роды после 35
Желание осуществить мечту материнства будет до тех пор, пока существует мир. Женщина 21 века стоит на одной ступени с мужчиной в достижении карьерного роста. Лишь достигнув полного совершенства в деловой сфере, большинство пар задумываются о рождении ребенка.
Альтернативные роды, роды с мужем
Беременность и роды являются стрессогенным фактором для беременной женщины и роженицы, поскольку связаны с переживанием родовой боли, беспокойством за исход родов для новорожденного, поэтому присутствие на родах мужа, отца ребенка снижает уровень беспокойства и тревоги будущей мамы.
Готовность ребенка к школе
Традиционно выделяют физическую (физиологическую), психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.
Поговорим более подробно о физическом развитии ребенка, поступающего в первый класс. Оценку физиологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе проводят медики по следующим критериям:
• Уровень физического развития.
• Уровень биологического развития.
• Состояние здоровья.
При оценке физического развития анализируют три показателя: длину тела, его массу и окружность грудной клетки. К концу седьмого года жизни ребенка эти показатели в среднем достигают следующих значений: рост – 121,5 см; масса тела – 22,7 кг; окружность грудной клетки — 60 см.
В качестве критериев биологического возраста служит количество постоянных зубов, а также соотношение окружности головы и длины тела. К семи годам у ребенка должно прорезаться не менее 6-ти постоянных зубов (норма 6-10 для мальчиков и 6-11 для девочек). Отношение окружности головы к длине тела у мальчиков должно находиться в пределах 44,7-41,3, у девочек составлять 43,9. Чтобы оценить биологическую зрелость будущего первоклассника, вы можете попросить ребенка дотянуться рукой до противоположного уха через голову. Если ребенок не достает до уха, его организм, скорее всего, еще не созрел для того, чтобы успешно справляться со школьными нагрузками.
Чтобы узнать, как развита общая и мелкая моторика вашего ребенка, можете выполнить с ним Пробы моторной одаренности Озерецкого. Эти задания доступны детям, начиная с пятилетнего возраста.
Проба 1. Постоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Ребенок при этом ни разу не должен коснуться пятками пола.
Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5 см х 5 см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20.
Проба 3. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Ребенок при этом не должен касаться пола второй ногой, размахивать руками, отклоняться от линии больше, чем на полметра.
Проба 4. Намотать нитку длиной 2 м на катушку. Один конец ее закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки.
Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева — от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны.
Проба 6. Оскалить зубы: «Покажи заборчик из зубок». Ребенок не должен делать дополнительные мимические движения (морщить лоб или нос, двигать бровями, надувать щеки или высовывать язык и т. д.)
Данные пробы можно выполнять не только как тестовые, но и как тренировочные упражнения.
Многочисленные исследования физиологов говорят, что, с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка в 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, а с другой, очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Принимая решение о начале школьного обучения важно учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст далеко не всегда соответствует биологическому. Особенно ответственно надо подойти к вопросу о начале школьного обучения, если у ребенка отмечается (отмечалось ранее) наличие функциональных или минимальных органических нарушений центральной нервной системы (задержки развития, минимальные мозговые дисфункции, общее недоразвитие речи, неврозы и т. д.) В данном случае обязательно необходимо проконсультироваться со специалистами (педагогом, психологом, логопедом), чтобы обучение ребенка стало не тяжкой обязанностью, а интересным, приносящим удовлетворение этапом жизни.
В других наших статьях вы можете подробнее узнать о психологической (личностной) готовности ребенка к школе и об интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Пройти качественную подготовку к школе поможет выполнение заданий и упражнений для детей 5-6 лет на сайте «Разумейкин».
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Подготовка к школе: интеллектуальные, психологические и социальные аспекты
Для родителей вполне нормально беспокоиться о подготовке своего ребенка к школе. Навыки, связанные с чтением и письмом, счетом и арифметикой, а также умение решать логические задачи впервые становятся очень важными в жизни вашего ребенка, когда он идет в школу. Обычно родители больше всего беспокоятся об этих вещах. Многие родители настолько беспокоятся о своих детях, что учат их читать и писать еще до того, как они пойдут в школу, пытаясь предотвратить проблемы, с которыми могут столкнуться их дети, но это только один аспект готовности ребенка к школе. Читайте дальше, чтобы узнать о всех навыках и «коммуникативных навыках», которые необходимы вашему ребенку, чтобы подготовиться к поступлению в школу.
Оценка психологической готовности к поступлению в школу
В погоне за знаниями и навыками многие родители не задумываются о том, как психологически подготовить своих детей к этой огромной перестройке. Новыми для первоклассников или учеников первого класса будут не только академические задачи, но и новые дети, учителя и система правил, положений и оценивания.
При оценке готовности ребенка к школе специалисты обычно учитывают такие показатели, как:
- желание узнавать новое;
- способность концентрироваться и удерживать внимание в соответствии с инструкциями и правилами;
- умение заводить и поддерживать беседу с педагогами и детьми, задавать уточняющие вопросы, отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать и поддерживать групповое взаимодействие на уроках и в свободное время;
- самоконтроль и самоорганизация;
знания и представления об окружающем мире;
Как видите, навыки чтения и письма при поступлении в школу не требуются, при этом основной упор на определение готовности ребенка к школе делается на личностно-коммуникативные аспекты развития детей.
Интеллектуальная подготовка к школе
При подготовке к школе большинство родителей в первую очередь обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка к школе. Интеллектуальная готовность включает:
- достаточное знание и понимание своего окружения,
- развитие когнитивных функций, таких как внимание, память, критическое мышление, восприятие, воображение, речь и др.
- понимание знаний, необходимых для обучения в школе (знание понятий математики, чтения и письма)
Безусловно, вышеописанные знания очень ценны, однако никогда не гарантируется идеальная адаптация ребенка к школе. Проблемы будут в любом случае, но интерес вашего ребенка к обучению и получению знаний наряду с достаточными коммуникативными навыками, безусловно, будет иметь решающее значение. Крайне важно помнить, что родителям нужно уделять внимание только подготовке своих детей к обучению чтению и письму, а не их реальным навыкам чтения и письма. Учителя научат их читать и писать в школе!
Личная и эмоциональная подготовка к школе
Помимо интеллектуальной подготовки к школе, необходимо учитывать и такие важные аспекты, как межличностные отношения и зрелость. Личная готовность к школе включает ряд соображений, таких как:
- мотивация к обучению: хочет ли ребенок ходить в школу? Понимают ли они важность процесса обучения? Заинтересованы ли они в получении новых знаний?
- способность вести себя в соответствии с правилами: Способен ли ребенок действовать в соответствии со школьными правилами, даже если ребенок этого не хочет? Понимает ли ребенок, когда необходимо соблюдать правила и что он должен уважать и слушать своих учителей?
- самообладание, правильное поведение, умение находить собственные ошибки и исправлять их. Может ли ребенок сидеть неподвижно в течение нескольких часов и вести себя хорошо? Если ребенок совершает ошибку, достаточно ли у него эмоциональной зрелости и проницательности, чтобы осознать это и извиниться? Самое главное, смогут ли они извлечь урок из своей ошибки и не повторить ее?
По мнению многих ученых и практиков именно личностная зрелость является решающим фактором готовности ребенка к школе. Желание ребенка узнавать новое и его способность управлять действиями и поведением в целом будут пропорциональны интеллектуальной готовности ребенка и впоследствии будут способствовать социометрическому статусу в группе. Личностная зрелость ребенка включает в себя способность выполнять требования педагога и управлять своим поведением.
Социально-коммуникативная готовность к школе
Адаптация детей к школе во многом зависит от их способности общаться с другими детьми и учителями. Коммуникативная готовность включает в себя:
- готовность ребенка к общению с другими детьми, к участию в групповой деятельности, к принятию противоположных мнений и к соблюдению правил детских групп;
- способность инициировать и поддерживать деятельность других, вести переговоры и идти на компромисс, а также выражать личную точку зрения;
- достаточная эмоциональная устойчивость и саморегуляция — способность адекватно оценивать ситуацию и конструктивно выражать свои эмоции в общении с окружающими при снижении количества импульсивных реакций.
- Очевидно, что ни один первоклассник не будет полностью эмоционально зрелым, но в целом важно, чтобы уровень ребенка не сильно отличался от уровня его сверстников. Помните, что социальные проблемы обязательно будут, несмотря ни на что, поэтому постарайтесь набраться терпения и сначала помогите ребенку быть терпеливым.
Рекомендуемая литература: Как бороться с эмоциональными обидчиками в школе
Психологическая и физическая готовность к школе
Помимо всего вышеперечисленного, на психологическую готовность ребенка к школе будут влиять физиологические факторы:
- развитие мелких мышц кисти: насколько уверенно ребенок владеет ножницами и карандашом?
- ориентировка в пространстве, координация движений: Может ли ребенок правильно определять взаимное расположение предметов и направления движения: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад?
- моторная ловкость, включая различные двигательные навыки, такие как бег, прыжки, завязывание шнурков и т. д.
- латерализация (какая рука ведущая), влияющая на ориентацию в пространстве и на бумаге. Знает ли ребенок лево и право?
- Зрительно-моторная координация в системе глаз-рука: может ли ребенок рисовать простые, узнаваемые фигуры?
Принимая во внимание вышеизложенное, готовность к школе представляет собой совокупность навыков и способностей, характеризующих зрелость ребенка и его способность к надлежащему общению и выполнению различных учебных упражнений. Тем не менее, ребенок столкнется с эмоциональными и психологическими проблемами в случае отсутствия некоторых из ранее обсуждавшихся важнейших навыков.
Если вы ясно понимаете, что вашему ребенку не хватает некоторых навыков, упомянутых выше, приложите все усилия, чтобы помочь ему развить эти навыки до того, как ваш ребенок пойдет в школу.
Рекомендуемая литература:
Дети-левши чаще склонны к дислексии
Игры, помогающие детям с дислексией научиться читать
Что такое универсальный метод чтения и как его использовать дома
Не забывайте что, хотя это может быть трудным временем, это также одно из самых захватывающих времен! 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
админ
Похоже, сегодняшние дети готовы к школе и шсату, ведь в детском саду есть развивающие игры и задания, а дополнительные занятия при подготовке к школе никто не отменял. Как правило, на таких занятиях занимаются развитием познавательных способностей детей, но готовность ребенка к школе определяется не только интеллектуальным аспектом.
В психологической готовности ребенка к школе традиционно выделяют следующие компоненты:
интеллектуальная готовность к обучению;
мотивационная готовность к обучению;
волевая готовность к обучению.
Когда мы говорим об интеллектуальной готовности и примерах согласных, мы в первую очередь говорим о развитии мышления. Именно этот аспект развивается в большинстве дополнительных занятий. Но, как ни странно, интеллектуальная готовность еще не означает, что ребенок умеет читать, считать или писать. Главное, чтобы у ребенка был необходимый уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и, как следствие, дает ребенку умение читать, писать, считать.
Но, как отмечают многие психологи, ведущую роль в подготовке ребенка к школе играет развитие мотивационно-эмоциональной сферы. Даже если у ребенка высокий уровень развития познавательной сферы, это не является гарантией его дальнейшего успешного обучения в школе. Мотивационная готовность состоит из социальных мотивов (желание занять новую позицию школьника в мире людей, потребность в общении со взрослыми на новом уровне) и мотивов, связанных с учебной деятельностью, которые ребенок не может удовлетворить дома. Слияние этих двух мотивов, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь свои права и обязанности и https://argoprep.com/math/1st-grade/addition/commutative-law / составить «внутреннюю позицию школьника».
Мотивационная готовность формируется не сразу, а постепенно. Как отмечает психолог Марцинковская Т. Д., выделяют несколько этапов формирования:
Первый этап — интерес к внешней стороне обучения, процессу обучения, т. е. интерес к школе, школьным принадлежностям, правилам поведения в школе;
Но этот интерес непродолжителен, он проходит через 2-3 месяца обучения и сменяется интересом к содержанию занятий, получению знаний, т.