Источник в дивеево: Источники в Дивеево, святые места и достопримечательности

Источники в Дивеево, святые места и достопримечательности

Святые источники Дивеевского монастыря — несомненно, самые знаменитые достопримечательности Дивеево в Нижегородской области. Святые источники в Дивеево известны большинству православных русских людей, поскольку преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых и любимых в народе святых.

Никто не знает их точное количество, потому что они то исчезают в одном месте, то внезапно появляются в другом. Считается, что родники начинают журчать там, где ступала нога Серафима Саровского. Вода дивеевских источников, без сомнения, является святой, изгоняет любую хворь и усмиряет душевную боль. Каждый верующий человек должен посетить святые места в Дивеево.

Рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на гостиницы в Дивеево рядом с монастырем, а также с возможностью онлайн бронирования номера заранее.

Целебная сила Дивеевских источников

В главном соборе Дивеевского монастыря покоятся мощи святого Серафима и находится образ Божией Матери «Умиление». Именно перед ней, по преданию, всю жизнь молился и умер преподобный Серафим, к ней прикладывался царь Николай II, посещавший обитель. На иконе висит много золотых крестиков — дары исцелённых паломников. В Дивеевский монастырь паломников приезжают тысячи, чтобы осмотреть достопримечательности Дивеево, приложиться к святым мощам и искупаться в животворных источниках. Очереди к ним летом и в церковные праздники длятся по несколько часов.

При купаниях в святых источниках, особенно дальнем — Серафимовском, молящиеся получают исцеление от простудных заболеваний, радикулита, многолетних кровотечений, сердечных и глазных болезней.

Добрая слава о дивеевских источниках давно разнеслась по всей России. Вода из этих родников имеет чудодейственную силу, в них Благодать Божия.

Достаточно побывать на том или ином источнике, попить из него или окунуться, как человек сразу же почувствует физическое и душевное облегчение. Местные ключи снимают боль у страждущих, вселяют уверенность в избавлении от болезни.

Вода, набранная из дивеевских источников, хранится годами и остается свежей, чудодейственной, как будто она только что взята из ключа-родника.

Над родниками много раз в течение столетий наблюдались таинственные проявления духовного свойства. В народе живет много преданий, легенд, которые основаны на действительных фактах и передаются из поколения в поколение. Расскажем о некоторых святых источниках Дивеево.

Источник преподобного Серафима Саровского

Наибольшей известностью среди дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис, около деревни Цыгановка у хутора Хитрый. Но, строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как он расположен в Саровском лесу, освященном духовными подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивеево, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к дивеевскому кругу источников.

История святого источника преподобного Серафима Саровского такова. Солдату, несшему службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: «Старичок, что ты здесь делаешь?» — тот ударил в землю жезлом, и на этом месте забил прохладный ключ. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Позже было принято решение засыпать этот родник. Подогнали трактор, но мотор заглох. Пока ездили за сломавшейся деталью, трактористу явился старичок и сказал: «Василий, не засыпай мой источник». И как ни ругались, как ни уговаривали Василия, он наотрез отказался это сделать. Начальника, который приказал засыпать источник, вскоре перевели на другую работу.

В 1995 году русло реки Сатис изменили, и родник образовал целое озеро. На нем построили часовню, устроили колодец, заасфальтировали подъездную дорогу. За целебной водой сюда приезжает множество людей, ищущих помощи у батюшки Серафима. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений.

Источник Матушки Александры

Это ближайший к монастырю родник. На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ. Теперь если вы будете искать Александровский источник, то вам укажут на этот родник.

По свидетельству сестер первой общинки, живших при Казанской церкви, на могилке матушки Александры по ночам видели огонь и горящие свечи, слышали необычайный звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы ее. Затем в могиле слышалось какое-то журчание, и потому сложилось поверье в народе, что ключ, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Этот родник бил у реки за дорогой, напротив Казанской церкви. Когда в советское время сделали дамбу, водохранилище покрыло источник. Вниз по реке на юго-западе освятили другой родник, где и набирают теперь целительную воду.

Казанский Источник

Находится Казанский источник в Дивеево, на окраине села, за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивеево и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

В 1845 году на месте родника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Она была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В середине XX века святилище на короткое время было восстановлено, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.

По описаниям, последняя часовня была высокой, со множеством ликов на стенах. В центре ее находился сруб-источник. По желобу, установленному в срубе, влага вытекала из часовни. Здесь купали больных детей, набирали вёдра и обливались. Когда молельню разрушили, иконы раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. Образ помещён в Троицком соборе в приделе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

В 1991 году над Казанским источником в Дивеево была возведена часовня и купальня, которые затем были вновь перестроены в 1997 году. В водах ключа часто совершается Таинство Крещения, по причине близости к Казанской деревянной церкви.

Рядом с Казанским источником расположен источник святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Иверский Источник

По тропинке вдоль реки можно дойти до дальнего источника матушки Александры. Великая старица сама вырыла его, чтобы утолять жажду рабочих, добывавших известковый камень для созидаемой ею Казанской церкви.

По преданию, на источнике местные жители молились в засуху о даровании дождя. Народ считал этот родник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили часовенку. По находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название «Иверский».

Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы

Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.

Как описывал преподобный Серафим Саровский, ему явилась Пресвятая Богородица, и вместе с ним прошла по земле, обозначив место основания Мельничной Девичьей Общины. «Стопочки Пречистой Богоматери ступали по грешной земле в этом месте» — такими словами характеризовал этом место великий старец Серафим Саровский.

Разумные ограничения

Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.

Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:

В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».

Как подготовиться к посещению святыни

Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.

Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.

Читайте также:

  • Православный календарь
  • Святые источники
  • Где остановиться в Дивеево?
  • Как доехать из Санкт-Петербурга до Дивеево
  • Как доехать из Москвы до Дивеево
  • Как доехать из Самары до Дивеево
  • Как доехать из Саратова до Дивеево

Дивеевские источники и источник Серафима Саровского близ Цыгановки

 

Издревле в русском православии почитались источники. Места около них облагораживались, ставились часовни, сооружались купальни. Считалось, что вода в них обладает особыми целебными свойствами, врачует тело и душу. Многие легенды повествуют о том, как появился родник: либо на этом месте вдруг появилась икона (как, например, в Ильинском), либо святой самолично ударил посохом и забил ключ (Гремячий ключ в Подмосковье)… Из Дивеево мы запланировали поездку на один из Дивеевских источников.

Источник Серафима Саровского близ Цыгановки

Дивеевские источники

В окрестностях Дивеево расположено немало источников. Наиболее известные среди них следующие:

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево (старинный, на окраине села Дивеево, близ поселка Северный). Считается, что он возник еще во времена Ивана Грозного, после явления в Казани иконы Божией Матери в июле 1579 года.

Источник Матушки Александры в селе Дивеево (новый). Ближайший к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Первоначально бил напротив Казанской церкви, за дорогой. Верили, что он исходит от могилы матушки Александры. В начале 60-х годов была устроена плотина, источник был затоплен. Но ключ забил в другом месте, ниже по реке.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево (новый). Некогда здесь било несколько ключей, в XIX веке рядом с ними построили часовню Иверской иконы Божией Матери. В середине 1970-х годов в яме, образованной завязшим трактором, стала собираться ключевая вода. Недавно источник облагородили. Считается, что вода из этого источника особо помогает одержимым недугом беснования.

Источник «Явленный» близ села Кремёнки. По преданию, накануне битвы 9 октября 1670 года между царскими войсками и отрядами Степана Разина, вода в источнике покраснела и явился лик Божией Матери. Также верят, что здесь каждое утро является сама Богородица, чтобы омыть свое лицо, прежде чем пройти по Святой Канавке.

Источник в честь Святой Троицы близ села Автодеево. Рядом находится Никольский скит. По преданию, в этом месте одной женщине было явление Пресвятой Троицы.

Самый известный из Дивеевских источников — источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Находится около деревни Цыгановка, близ хутора Хитрый, на берегу реки Сатис. Расположен он в Саровском лесу и, строго говоря, является уже не Дивеевским, а Саровским источникам.

По преданию, источник этот забил в 60-е годы XX века. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец в белом балахоне. На вопрос, что он здесь делает, старец лишь трижды ударил посохом о землю и исчез. А в тех местах забили три ключа. Многие описывают случаи чудесного исцеления от болезней и бесплодия, произошедшие после омовения в водах этого источника.

Наша поездка к источнику Серафима Саровского

Из Дивеево мы, поскольку были несколько ограничены во времени, поехали только на один источник, самый дальний — источник Серафима Саровского. В самом Дивеево никаких указателей мы не нашли. Местные жители объяснили дорогу. Правда, это объяснение было таким: «Езжайте прямо, никуда не сворачивайте, километров двенадцать». И когда на выезде из Дивеево мы уткнулись в Т-образный перекресток, в нерешительности остановились. Поблизости работал трактор, и мы спросили тракториста, куда ехать. Видимо, мы были не первыми с этим вопросом, потому что тракторист лишь устало махнул рукой в одном из направлении и буркнул: «направо».

Проехав какое-то расстояние, я засомневалась, туда ли еду. Около какой-то деревушки, где был небольшой автосервис, остановились, чтобы спросить дорогу. На мой вопрос, туда ли мы едем, дяденька из автосервиса показал на табличку на столбе, которую он самолично приделал и которую я не заметила: «На источник — прямо». Зато он подробно объяснил нам дорогу. Выяснилось, что почти в конце будет перекресток. Его надо пересечь, но пропустить все машины справа, куда уходит главная дорога. Проехать через строительный рынок, дальше в лесу будут скиты. Дорога сама приведет к источнику. Поблагодарив доброго человека, мы отправились в путь. Кстати, навигатор, который я подключила, все время глючил, отключался от питания. То ли сказывалась близость закрытого Сарово, то ли батюшка Серафим постарался.

И вот, мы у источников. Пропустить их невозможно — рядом огромная стоянка для машин и автобусов, много людей. Мы взяли канистры для воды и отправились к источнику. В речке плавали ужи — значит, вода чистая. Сам источник прекрасно оборудован, есть купальни. Мы не рискнули погружаться в воду — уж слишком она холодная. Только омыли лицо. Воду из ключей сначала набирают в ведра, а уже из них ковшиками переливают в канистры и бутылки.

Источник Серафима Саровского близ Цыгановки, домикИсточник Серафима Саровского близ Цыгановки. Речка, в которой плавали ужиИсточник Серафима Саровского близ ЦыгановкиИсточник Серафима Саровского близ ЦыгановкиИсточник Серафима Саровского близ Цыгановки

Солнце клонилось к закату, а нас ждала долгая дорога в Муром. Поэтому мы заторопились в путь.

Источник Серафима Саровского на карте

Координаты: 54°54’50″N 43°16’4″E

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2022. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Александра (Мельгунова), основательница Дивеевского монастыря, прп.

Агата Семёновна Мельгунова в бытность миру была богатой помещицей Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний. Рано овдовев, она около 1760 года пришла в Киевский Флоровский женский монастырь, где постриглась в монашество под именем Александры и начала усердно вести подвижническую жизнь. Однако ей не суждено было оставаться там долго: Богородица явилась ей в видении и открыла ей Свою волю, сказав, что ей суждено основать новую обитель.

Под руководством Божией Матери и после долгих скитаний святая Александра наконец достигла места, избранного Божией Матерью для создания своего нового монастыря — «четвёртого жребия своего в мире обитаемом». Это было село Дивеево Нижегородской губернии. В то время недалеко процветал общежительный мужской монастырь Саров. В нем был строгий устав, знаменный распев и много подвижников святой жизни (основан в 1705 г.). Его монашеская традиция восходила, по-видимому, к святым исихастам Киево-Печерским.

Недалеко отсюда под руководством саровских подвижников матушка Александра начала подвизаться в келье при храме в честь Казанской иконы Богородицы. Свои огромные богатства она тратила на строительство и ремонт церквей, кормила многих сирот, вдов и бедняков, жила трудом рук своих, подвизаясь в тяжелейшем физическом труде (чистила хлев и стирала белье). ). Дивеевские крестьяне долго вспоминали о ее глубоком смирении и тайных добрых делах.

Вскоре к ней стали присоединяться послушники, и образовалась небольшая община. Добровольная нищета, приемы странников, рукоделие, непрестанное занятие Иисусовой молитвой — вот что насадила матушка Александра в своей казанской общине — «кость от кости и плоть от плоти Саровской пустыни». Все это с самого начала вводило общину в русло и традицию православного монашества.

Уже при жизни многие знали и почитали матушку Александру как подвижницу, очень опытную в духовной жизни. «Люди стекались к ней со всех сторон: не только простые люди, но и высокопоставленные люди, купцы и даже духовенство, чтобы выслушать ее наставления, получить ее благословение и совет и удостоиться ее приема» (с. 31). ).

Святая Александра скончалась 13 июня 1789 года. Перед смертью она предсказала строительство большого монастыря и беспорядки, которые должны были в нем произойти. За неделю или две до кончины пострижена в великую ангельскую схиму с именем Александра.

Сам преподобный Серафим при жизни всегда отзывался о ней с глубоким уважением, а после ее кончины засвидетельствовал, что она у престола Божия, и научил сестру просить ее молитв за всех: много заплат, шаль старая, а глаза ее от слез не высохли, и до сего дня целую отпечатки ног ее. Она покоится в мощах своих. Ходи каждый день на ее могилу, матушка, кланяйся и говори: Владычица и матерь наша, прости меня и помолись за меня, как ты была прощена Господом, так и я да буду прощен, и помяни меня у престола Божия» (с. 284). В монастыре были письменные свидетели чудес и исцелений, совершенных матушкой Александрой после ее смерти. Например, в 1879 г., находясь при смерти, отставной лейтенант Ф.Н. Сергеев выздоровел от неизлечимой болезни: будучи вознесен на ум в Саров и получив там от преподобного Серафима наказ идти за исцелением в Дивеево к матушке Александре, он исцелился елеопомазанием святым миром от мощей матушки Александры. В это время он видел и сами мощи — «остов весь, кости подобны чистейшему янтарю, а из черепа текли три потока святого миро, один посредине лба, а два других по бокам от лба». глазницы» (стр. 730). Однажды святая Александра явилась во сне тяжелобольной женщине и велела ей обратиться за исцелением к преподобному Серафиму. Святая Александра также продолжала творить исцеления и знамения с ее портрета, который стал почитаться в общине как чудотворный (с. 730-731).

Источник:

http://www.roacusa.org/htdocs/diveevo.htm

 

Канал Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре

Канал Богородицы в Дивеевском монастыре

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь был основан в 1760 году, когда Божия Матерь явилась во сне монахине Александре в селе Дивеево и пообещала основать здесь великий и непревзойденный женский монастырь. В 1767 году на том самом месте, где явилась Богородица, сестра Александра начала строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Сестра Александра, приближаясь к концу своей жизни, просила саровских старцев не оставлять ее сестер без духовного руководства. Это был о. Пахомий, взявший на себя заботу о монашеской общине, а после его смерти эту работу принял на себя преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Серафим, работая однажды в монастыре, увидел Божию Матерь, обходящую пределы монастыря. Он понял, что это было дано не только в знак ее защиты, но и что сам путь, по которому она шла, станет благословением для тех, кто пойдет по ее стопам. В 1830 году преподобный Серафим поручил дивеевским монахиням вырыть Святую канавку (или Святой ров), которая окружила бы избранное Богоматерью место для строительства монастыря. Преподобный Серафим говорил: «Кто пройдет по Святому каналу, молясь «Богородице и Богородице, радуйся…» 150 раз, для того этим местом будет и Афон, и Иерусалим, и Киев». Он и его монахини потратили много месяцев на то, чтобы прорыть канал глубиной 2 метра вдоль пути Пресвятой Богородицы. Сквозь холодные зимы и снегопады копали этот канал, и преподобный Серафим копал так, как будто это была его последняя миссия; фактически он умер 2 января 1833 г. вскоре после его завершения. Старец побуждал паломников идти по каналу, и что если они это сделают, Богородица непременно ответит на их молитвы.

С тех пор Дивеевский женский монастырь известен как один из четырех Богородичных уделов. Преподобный Серафим Саровский предсказывал, что Дивеево станет оплотом Православия и местом, где начнется всемирное покаяние. Мощи преподобного Серафима ныне покоятся в Дивеевском женском монастыре, как и предсказывал сам старец полтора столетия назад. После мощей преподобного Серафима самым посещаемым местом в Дивеево является Святой Канал. В 1922 году священномученик Серафим Звездинский видел Богородицу, идущую по Святому каналу. Говорят, что когда придет антихрист, он не сможет войти в Дивеевский монастырь из-за Святого канала.

Каждый вечер после ужина дивеевские монахини проходят крестным ходом по каналу, неся крест и иконы Божией Матери и преподобного Серафима, часто сопровождая несколько сотен паломников.

Доктор Ф.А.Тимофиевич описывает свою прогулку по каналу в 1926 году:

«Уже стемнело, когда мы, выйдя из храма, направились к каналу, который был освящен, по слову преподобного Серафима, ступени самой Божией Матери, и которым он придавал такое особое значение.Медленно шли по каналу безмолвные фигуры монахинь с четками в руках, тихо шепча молитвы: «Благословенна Ты среди женщин, и благословенна плод чрева твоего, ибо ты родила Спасителя душ наших».

Канал на самом деле представлял собой довольно большую насыпь с канавой снаружи, а поверх нее шла протоптанная тропа, засаженная большими деревьями. Берега канала заросли травой и полевыми цветами, которые верующие собирают и хранят как святыни. Мы тоже гуляли по каналу с молитвой.

Непередаваемое было чувство сокрушения сердца, когда и мы прикоснулись к этой благодатной тайне и были, так сказать, поглощены потоком человеческих душ, который более 100 лет непрестанно продолжался, по повелению преподобного Серафима. , идти по стопам Царицы Небесной… Несколько раз мы ходили по каналу с молитвой и не хотели уходить, так светло и радостно было у нас на душе. С последним вздохом преподобного Серафима этот канал был закончен, и ему суждено в будущем стать защитой от самого Антихриста. Весь смысл, все завершение этого священного таинства, конечно, было открыто одному преподобному Серафиму, но нам, грешным, дано только прикоснуться к нему, как к краю одежды, и всецело поверить словам святителя. Святой, что ни один камень в Дивеево не был положен без повеления Царицы Небесной». (Источник)

Со времен доктора Тимофиевича канал почти полностью размылся и уже не имеет своего первоначального вида насыпи, хотя и восстанавливается. Хотя он был и преднамеренно, и естественно заполнен, его путь не был забыт, и тысячи современников-паломников все еще ступали по протоптанной границе, по которой шла Богородица. С момента закрытия монастыря деревня посягнула на то, что раньше было монастырской собственностью, и теперь дорога вьется мимо школы, возле электростанции, по дворам и переулкам Дивеево. Тем не менее опыт похода по каналам доктора Тимофиевича так же актуален для паломников сегодня, как и для него в 19-м веке.26, а сами монахини рассказывают о том, что каждый день, невидимая, Богородица посещает ее канал.

По словам одной паломницы Энн Джонсон, которая посетила нас в 2006 году, сейчас это происходит так:

«Нам посчастливилось присоединиться к шествию вокруг «канавки», которое проходит каждый вечер. Серафим сказал, что Божия Матерь была настоящей настоятельницей Дивеевой, и что именно она обозначила границы монастыря, который он приказал построить, и сам начал рытье рва и дамбы, а монахини продолжили его. Когда наша подруга Элисон впервые посетила Дивеево около 10 лет назад, она помогала раскапывать его вместе со многими другими паломниками, чтобы можно было возродить древнюю традицию молиться вокруг канавки каждый вечер.Впереди процессия монахинь и священников. медленно идем по тропинке в полной тишине, каждый безмолвно молится молитвой «Богородица Богородица, радуйся…» Обход вокруг канавки занял около 45 минут, и небо уже темнело, когда мы дошли до конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *