Содержание
Идеальный руководитель
Идеальный руководитель
Главные качества для эффективного управления
У каждого из нас свои представления об идеальном руководителе. Скептики скажут, что это несбыточная мечта, реалисты упомянут собирательный образ. Счастливчики назовут конкретных людей. Мы же уверены – пусть «идеального руководителя» и не существует, зато есть определенные личные качества, которые помогут в стремлении к этому благородному образу.
Наши эксперты рассказали, кто же по их мнению «идеальный руководитель», и на что нужно обращать внимание при работе с сотрудниками.
Елена Андрианова
Директор по стратегическому маркетингу Группы компаний «Специальные системы и технологии»
Во-первых, все мы знаем, что идеальных руководителей, как и идеальных людей, не существует. Так что под этим понятием я, скорее, подразумеваю «максимально приближенного к идеальному» руководителя. В моем понимании, идеальный руководитель – это в первую очередь успешный человек. Причем понятие «успешный» обязательно подразумевает «счастливый» и «довольный своей жизнью», это – лидер, а не «босс».
Идеальный руководитель всегда открыт и готов уделять своим сотрудникам время на обсуждение рабочих вопросов. Это человек, который адекватен в своих оценках: если критикует, то спокойно и обоснованно, приводя аргументы. Хвалит больше, чем критикует: есть даже такое правило «Четыре раза похвали, один – покритикуй». Такой руководитель всегда морально поддерживает своих подчиненных, является для них наставником.
В моем представлении идеальный руководитель умеет доверять сотрудникам и не боится делегировать, умеет грамотно ставить задачи: реалистично оценивает сроки выполнения того или иного задания, конкретизирует, уточняет понимание задачи у подчиненных, поэтапно контролирует ход выполнения задачи там, где это требуется, но при этом не «давит».
Понимает важность командной работы, для которой в том числе важно создать благоприятную и дружную атмосферу в коллективе, исключить ненужную конкуренцию и «терки» между подчиненными. Он умеет четко распределить функциональные обязанности между отделами и сотрудниками, чтобы избежать конфликтов и повысить эффективность общего дела.
Хороший руководитель — это руководитель, который имеет привычку использовать свои знания, навыки и внутреннюю мудрость на практике. Я руководитель — и это моя должность. У меня есть определенные полномочия, и я несу основную ответственность за успех компании. Моя должность — не есть возможность самоутверждения и реализации собственных амбиций. Я ничем не хуже и не лучше своих подчиненных. Я знаю и уверена, что иногда они могут справиться с задачей лучше меня. Мое дело — давать им возможность для реализации своего потенциала.
Я постоянно обучаюсь и совершенствуюсь. Я знаю, что только тот человек, который постоянно растет над собой, преодолевает препятствия личного несовершенства и работает над комплексами, а также постоянно узнает новое как в профессиональном плане, так и в личном, может называться хорошим руководителем, эффективно управлять людьми и бизнесом. Для подчиненных я являюсь примером для подражания благодаря профессиональному опыту, знаниям и мудрости.
Я умею слушать и слышать. Я обеспечиваю возможность для прямого диалога. Моя дверь всегда открыта для любых предложений и советов. Каждый сотрудник знает, что он может прийти в удобный момент, и ему не страшно рассказать свое мнение. Я всегда даю обратную связь. Даю ее правильно, конструктивно и поддерживающим тоном. Я всегда могу отметить и увидеть заслуги своего подчиненного и умею в правильной форме рассказать о ситуациях, которые требуют доработки. То есть обсуждаю не самого человека, а его действия. Сначала хвалю, потом говорю о моменте, который необходимо скорректировать, потом снова поддерживаю.
Я умею и хочу делегировать. Я знаю, что правильно и полезно делегировать сотруднику часть своих полномочий и ответственность для выполнения важного задания. Я знаю что он готов и сможет, я рискую и даю ему возможность самостоятельно его выполнить от начала и до конца. Самостоятельно, без моих вмешательств и ценных указаний. Ведь именно это развивает подчиненных и дает мне возможность заниматься стратегическими задачами. Я помню про контроль. Мои сотрудники знают, что ответственность по итогам их деятельности лежит на мне, что я контролирую конечный и промежуточный результаты. Они знают, что оговоренные сроки должны быть соблюдены, ведь именно в эти сроки я спрошу с них отчет и буду ожидать результат.
Дарья Пантюх
CEO & Founder «Personal Partner Consulting Boutique»
Лиана Бахова
Специалист по оперативной психодиагностике, имидж-эксперт, консультант и автор программ по управлению впечатлением
В бизнесе, как известно, важно уметь не тратить, а инвестировать. Ни один грамотный инвестор не вложит средства в сомнительный стартап без четкого бизнеса-плана. Поэтому для любого бизнеса эффективность руководителя выгоднее прогнозировать, чем по итогам анализировать. Если максимально достоверно на старте считать, какой стиль руководства он изберет, как проявит себя в стрессовых ситуациях, какую команду сможет сформировать, на основе чего будет принимать решения и какую репутацию для бизнеса сможет заработать, то степень «идеальности» становится вполне реальными цифрами, выраженными в процентах. В этом и помогает владение искусством «читать по лицам». Принципиальное значение имеет отрасль бизнеса. Разные сегменты требуют использования разных ментальных операционных систем. Но в любом случае, общие определяющие успеха есть.
В бизнесе важно не столько произвести впечатление, сколько управлять им. И это кардинально отличается от того, что принято называть манипулированием. Поэтому умение говорить на одном языке со своей аудиторией, оставаясь при этом собой и верным своим принципам – искусство, достойное восхищения. Преимуществом руководителя будет знание сильных сторон и особенностей своих сотрудников, а главное, способность дать им возможность максимально раскрыться. Нет смысла бороться с тем, что заложено природой в основу личности. Это начало конфликта. Либо принимаем и находим эффективное применение, либо это не ваш человек. Задача руководителя – использовать всё на благо общего дела.
Я всегда советую: «Не замедляйте стремительных и не ускоряйте медлительных». Достаточно всего лишь правильно распределять задачи. Чтобы уважать руководителя, сотрудникам важно верить ему. Только в этом случае можно рассчитывать на достоверную обратную связь, а значит и на возможность контролировать любую ситуацию. Поэтому первое правило – никогда не давайте обещаний, которые есть риск не выполнить. Это крах вашей репутации. И, конечно, тем, кто намерен приблизиться к идеалу, важно помнить, что в деловых коммуникациях соответствие месту и времени – это наше всё. Сюда как раз и относится грамотное выстраивание имиджевой стратегии. Наш внешний вид, образ жизни, речь, манеры и ближайшее окружение напрямую связаны с тем, сколько вам готовы заплатить за ваш продукт. Хотим мы этого или нет, но все мы мыслим оценочными категориями, поэтому какой бизнес – такой и ланч.
Подписывайтесь на email-рассылку
Получайте интересные статьи, полезные советы и приглашения на вебинары
Каким должен быть идеальный руководитель
Осенью социологические службы изучили общественное мнение: каким должен быть идеальный руководитель? Россияне составили такой портрет: это спокойный, зрелый, строгий человек, который готов стать новатором в управлении компанией. Каким же должен быть идеальный топ-менеджер, который и будет примером для своих подчиненных, и сможет эффективно решать задачи?
Грамотный руководитель — это хороший профессионал с развитыми коммуникативными навыками и умением мыслить стратегически. Но главное, это то, что идеальный руководитель обладает высоким уровнем управленческой ответственности. Чем управленческая ответственность отличается от исполнительской? Хороший, ответственный исполнитель признает свою вину в случае неуспеха. Если он сталкивается с тем, что не решил ту или иную задачу, он в первую очередь ищет в этом собственные недоработки, а не перекладывает ответственность на руководителя. Так же, как и грамотный руководитель не делает этого по отношению к подчиненным, однако в этом случае ответственность включает в себя гораздо большее количество сторон.
Объем ответственности руководителя определяется теми ресурсами, которыми он может распоряжаться без решения еще более вышестоящего руководства, и теми сотрудниками, с которыми он работает. Если руководителю «в наследство» достались непрофессиональные сотрудники, то он или занимается их обучением, в частности, корпоративными программами, или решает вопрос кадровыми перестановками. В любом случае вариант, когда он, представляя отчет высшему руководству, перекладывает ответственность на непрофессионализм сотрудников, характеризует его как неграмотного руководителя.
В первую очередь управленческая ответственность связана с принятием решений. Их масштаб также зависит от задач, которые выполняются отделом. Правила, которыми необходимо руководствоваться, чтобы повысить свой личный уровень ответственности, связаны с оптимизацией деятельности руководителя. Важно применять системный подход — то есть при принятии решений опираться на все факторы и условия, смотреть на проблему стратегически.
Большинство решений вписываются в стандартный алгоритм, поэтому необходимо выработать такой порядок действий исходя из специфики работы и типичных ситуаций. В тех случаях, где она уместна, работа по шаблону значительно упрощает процесс и экономит время. Также грамотный руководитель заботится о формировании собственной базы информации, однако подходит к ней осознанно и избирательно.
Важный шаг в сторону развития личной ответственности заключается в предоставлении относительной свободы собственным сотрудникам. Данную ошибку допускают многие менеджеры: они стремятся контролировать каждый шаг подчиненных. В таком случае рядовые сотрудники, во-первых, не ощущают собственной исполнительской ответственности, во-вторых, сам процесс выполнения задач происходит очень медленно и не автоматизирован.
Принимая решение, ответственный руководитель должен оценивать его последствия и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Он привлекает к анализу ситуации тех, кто компетентен в этом вопросе, но не полностью делегирует задачу, если речь идет о важных для развития бизнеса решениях.
Обратите внимание, что даже если решение было принято совместно с коллегами, то конечная ответственность за него в любом случае лежит на руководителе. Тем не менее автоматизации процесса принятия решений способствует распределение полномочий. Существуют две основные стратегии — централизация и децентрализация. В первом случае ответственность за принятие решений лежит на высшем менеджменте компании. За них отвечают компетентные специалисты с высоким уровнем управленческой ответственности, но процесс передачи информации в таких компаниях может быть замедлен, а скорость принятия решений снижена за счет того, что директивы долго движутся по иерархической лестнице.
При децентрализации решения принимаются соответствующими департаментами — то есть низшими подразделениями. Такая модель является более гибкой, однако если управляющие компании не смотрят на ситуацию в целом, они не могут мыслить стратегически и оценивать развитие компании в перспективе.
Из-за своих недостатков обе модели распределения управленческой ответственности неэффективны в чистом виде, поэтому оптимальным является соединение элементов и инструментов двух стратегий.
Каким должен быть идеальный лидер?
Чтобы стать хорошим лидером, нужно обладать несколькими качествами. К ним относятся способность делегировать полномочия, сильные коммуникативные навыки, большая уверенность в себе и позитивный настрой, даже когда дела идут плохо.
С другой стороны, будут великие лидеры, которые сделают все возможное, чтобы помочь вовлечь и мотивировать сотрудников. Они также будут честными в общении с персоналом, проявят творческий подход при решении проблем и будут вдохновлять других работать лучше.
Однако есть одна вещь, которую должны делать хорошие и великие лидеры, если они хотят стать идеальными лидерами, — продолжать учиться. Идеальные лидеры всегда будут задавать вопросы, но никогда не предполагают, что знают все. Они также не будут бояться совершать ошибки, но захотят получить обратную связь о том, как стать лучше в будущем.
Но почему важно продолжать учиться? И как вы можете увеличить свои знания или лучше понять определенные темы и темы?
Учимся руководить
Любому лидеру крайне опасно думать, что он готов. Даже при максимально возможном уровне образования и огромном реальном опыте все еще нет гарантированного способа узнать, что произойдет в будущем.
Мы можем заглянуть в прошлое в поисках подсказок или собрать воедино прогнозы, используя сегодняшнюю информацию, но попытка дать руководство с помощью холодных неопровержимых фактов мало что вдохновит. Вместо этого лидеры всегда должны быть открыты для идеи перемен.
Благодаря этому становится намного проще реагировать в незнакомых или неизвестных ситуациях. Такое отношение также помогает, когда дело доходит до обучения, так как вы будете гораздо охотнее принимать и применять новые концепции или идеи. В конце концов, мы живем в мире, где период полураспада любого навыка составляет около пяти лет. Поэтому, чтобы предприятия оставались актуальными и оставались на связи с растущими желаниями и потребностями клиентов, сегодняшние лидеры должны всегда обновлять свой взгляд на навыки и знания.
К сожалению, это легче сказать, чем сделать. Справедливо будет сказать, что большинство современных лидеров учились в классе, где пассивное принятие новых знаний было единственным возможным вариантом. Но для миллениалов, которых сейчас на рабочем месте больше, чем представителей других поколений, традиционные способы обучения больше не подходят.
Некоторые лидеры могут быть более чем счастливы учиться, как они всегда знали, но если они готовы принять силу изменений с точки зрения навыков и знаний, они также должны безоговорочно относиться к обучению. Миллениалы выросли с доступом к обширным онлайн-ресурсам, поэтому вера в то, что обучение должно быть повседневным явлением, уже присутствует здесь.
Однако традиционное обучение не допускает такого немедленного обучения. В результате лидеры должны обратить внимание на внедрение быстрых, актуальных и автономных решений для обучения, которые не только повышают их собственный интеллект и оценку, но и других сотрудников.
Научиться учиться
В исследовании Global Human Capital Trends 2015, проведенном Deloitte, 85% респондентов заявили, что обучение либо важно, либо очень важно. Тем не менее, больше компаний, чем когда-либо прежде, заявили, что они также не готовы к решению этой проблемы.
Хотя во многом ответ вполне ясен. Организации должны найти способы общения и участия в обучении, которые не только меняют образ мышления их сотрудников, но и дают им возможность стать лучше. Благодаря более тесному сотрудничеству, которое завершает обучение более разумными и эффективными способами, мы все также можем стать идеальными лидерами.
Такая стратегия должна концентрироваться на постоянном обучении с учетом долгосрочных целей. Хорошо иметь людей, которые хотят учиться, но они также должны знать, как строить прочные отношения, находить нужную информацию, осмысливать свои наблюдения и затем делиться этими знаниями с другими.
Лидер вполне может привить подобную методологию своим сотрудникам и рабочему месту. Может потребоваться изменение корпоративной культуры, но для этого существуют ресурсы и технологии.
Процесс обучения
Если вы думаете об обучении как о путешествии, то вы можете продолжать его снова и снова. Места, куда вы отправляетесь, и пункт назначения, которого вы достигаете, могут каждый раз меняться, но вы будете хорошо подготовлены, чтобы справиться со всем, что встретится на вашем пути.
Поиск новых знаний . Первый шаг заключается в обнаружении новой информации, но при этом убедитесь, что она всегда актуальна и применима. Это может быть довольно сложно из-за обилия данных, которые мы сейчас производим, но регулярная оценка и анализ того, откуда поступает информация, позволит вам отфильтровать только ценные материалы. Со временем вы сможете создать тесную сеть надежных и интеллектуальных источников, которые откроют новые точки зрения на интересные темы, а также повысят вашу способность принимать более обоснованные решения.
Использование новых знаний . Одно дело находить вещи и персонализировать их для своих собственных намерений, а другое — иметь возможность применять эти новые знания на практике. К счастью, такие методы обучения, как интервальное повторение и геймификация, могут дать вам полный контроль над получаемой информацией. Поняв, о чем идет речь, вы можете активно что-то делать с этим, что контекстуализирует и укрепляет ваше обучение. Мы все хотим найти смысл в своих мыслях, чувствах и переживаниях, но обучение может помочь нам в этом с помощью критического мышления.
Делиться новыми знаниями — Если знания были переданы вам, то будет справедливо сделать это и для кого-то еще. Это может происходить естественным образом в течение обычного дня, но вам также может понадобиться активно обмениваться ресурсами, идеями и опытом с коллегами. Работая бок о бок с другими и коллективно учась в рамках сотрудничества или даже конкуренции, выигрывает весь бизнес. Более того, все, кто участвует в обучении, будут чувствовать себя лидерами, поскольку они сыграли решающую роль в развитии других.
Объедините все эти элементы, и каждый сотрудник сможет стать лидером на рабочем месте. Некоторые сотрудники могут не обязательно отдавать приказы или нести общее руководство, но они будут демонстрировать самое важное качество, которым должен обладать идеальный лидер, — желание продолжать учиться.
10 главных качеств великого лидера
Размышляя о концепции лидерства, многие люди предполагают, что это то же самое, что и управление. Это не может быть дальше от истины — лидером является любой, кто хочет быть, независимо от его положения в организации. Точно так же многие менеджеры на самом деле не обладают лидерскими качествами, которые сделали бы их настоящими лидерами.
Лидерство может означать многое для разных людей. Одним из хороших определений эффективного лидера является «человек, который делает следующее:
Создает вдохновляющее видение будущего.
Мотивирует и вдохновляет людей придерживаться этого видения.
Управляет доставкой видения.
Тренирует и формирует команду, чтобы она более эффективно реализовывала свое видение.»
При рассмотрении того, как выглядит сильное лидерство, есть несколько качеств великого лидера, которые, как правило, истинны во всех отношениях — это черты, которые есть у каждого хорошего лидера или к которым он должен стремиться.
10 главных качеств великого лидера
1. Видение
Возможно, самое важное качество, которым может обладать любой лидер, — это видение — способность видеть общую картину того, куда движется организация или команда, в которой он работает. на что он способен и что для этого потребуется.
2. Вдохновение
Не менее важным, чем наличие видения, является способность передавать это видение другим и воодушевлять их. Это означает поддержание позитивного, но реалистичного присутствия в организации, помогая членам команды оставаться мотивированными и вовлеченными, а также помнить, ради чего они работают.
3. Стратегическое и критическое мышление
Хороший лидер будет способен критически относиться к организации или команде, в которой он работает, и развивать четкое понимание ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (и того, как он как личность может работать, чтобы поддержать или преодолеть их). Они смогут скорректировать курс, когда это необходимо, и смогут оценить работу, которую они делают, чтобы определить, как она вписывается в общую стратегию и цели организации.
4. Межличностное общение
Хорошие лидеры должны уметь взаимодействовать с другими людьми так, чтобы это казалось искренним. Это не означает, что вы должны быть экстравертом или человеком, чтобы быть лидером — есть много превосходных лидеров, которые идентифицируют себя как интроверты! Скорее, это означает способность демонстрировать эмпатию, активно слушать и строить конструктивные рабочие отношения с окружающими, независимо от того, являются ли они коллегами или подчиненными.
Изучить MASTER’S IN Leadership
5. Подлинность и самосознание
Один из ключевых способов стать великим лидером — это быть достаточно самосознательным, чтобы понимать свои сильные стороны и свои недостатки, а также выстраивать подлинный стиль лидерства, который верен тому, кто вы и как вы делаете свою лучшую работу. Вы хотите быть лучшим из возможных лидеров, а не пытаться вписаться в шаблон, заданный кем-то другим. Постарайтесь принять то, что делает вас тем, кто вы есть, и это естественным образом приведет к развитию подлинного стиля лидерства.
6. Непредубежденность и креативность
Быть хорошим лидером означает быть открытым для новых идей, возможностей и перспектив и понимать, что не существует «правильного» способа делать что-либо. Лидерство включает в себя знание того, что успех приходит с готовностью изменить то, как все делается, и привнести свежий взгляд, чтобы вдохновить на новые идеи, в дополнение к попытке мыслить максимально нестандартно. Лидеры должны уметь слушать, наблюдать и быть готовыми изменить курс, когда это необходимо.
7. Гибкость
Лидерство также означает умение приспосабливаться и быть проворным, когда того требует ситуация. Ничто никогда не идет по плану — сталкиваетесь ли вы с небольшими препятствиями или большими препятствиями, вам нужно быть готовым остановиться, переоценить и определить новый курс действий. Хорошие лидеры примут постоянно меняющийся характер бизнеса и гибки в решении проблем, а также смогут вдохновить окружающих на такую же готовность адаптироваться.
8. Ответственность и надежность
Одним из важнейших качеств лидера является чувство ответственности и надежности. Это означает демонстрировать эти черты в вашей индивидуальной работе, а также демонстрировать их во взаимодействии с другими. Члены вашей команды должны знать, что они могут рассчитывать на то, что вы возьмете на себя справедливую долю работы и доведете ее до конца, поддержите их в трудные времена и поможете им достичь как общих, так и индивидуальных целей.
9. Терпение и упорство
Хороший лидер умеет смотреть вдаль, будь то стратегия, ситуация или цель. Способность преодолевать любые препятствия на пути и не сдаваться, не разочаровываясь и не терпя поражений, является ключевым моментом — от небольших проектов до корпоративного видения. Терпение — это черта, необходимая для сильного лидерства.
10. Постоянное совершенствование
Истинные лидеры знают, что совершенство — это миф: всегда есть место для совершенствования на всех уровнях, от личного до командного и общеорганизационного. Они всегда будут готовы помочь членам команды найти способы развить новые навыки или исправить слабые стороны, смогут определить и реализовать стратегии, помогающие организации в целом расти, и, что, возможно, самое главное, смогут заглянуть внутрь себя и определите области, над которыми они хотели бы работать, а затем действуйте в соответствии с ними.
Как развить лидерские качества и стать великим лидером
Даже самые младшие члены команды могут научиться быть хорошими лидерами, если они используют свои таланты, чтобы мотивировать и помогать своим командам двигаться вперед и в конечном итоге достижение своих целей (индивидуально, в масштабе отдела и в масштабе всей организации). И в более широком смысле, человек может быть лидером во многих контекстах за пределами рабочего места, в любом сообществе, в которое вы можете быть вовлечены (например, в религиозное сообщество, волонтерское сообщество или сообщество по соседству). Даже если ваша сфера влияния относительно невелика, вы можете сыграть важную роль в том, чтобы привести организацию к успеху.
Лидерство не принадлежит тем, кто находится на вершине организационной иерархии, и не относится только к людям, которые обладают качествами, которые мы обычно считаем лидерскими качествами (например, открытость). Также важно отметить, что, хотя мы часто говорим о лидерстве как об отдельном навыке, на самом деле это совокупность навыков (большинство из которых можно развить с помощью опыта и обучения), на которые уникальным образом влияют личность и опыт человека. Подумайте о своем собственном опыте: из лидеров, с которыми вы взаимодействовали на протяжении всей своей жизни, скорее всего, было представлено несколько различных стилей лидерства. Однако большинство из них, вероятно, обладало схожим набором хороших лидерских качеств, которые они использовали для достижения успеха.
К счастью, в отличие от некоторых узкоспециализированных или технических навыков, лидерство — это компетенция, которая может быть доступна каждому, независимо от того, где они находятся в организационной структуре, и точно так же каждый может развить лидерские навыки, будь то через формальное обучение или просто через самообразование и практика на рабочем месте.
Например, если вы являетесь относительно младшим членом вашей организации, вы можете рассмотреть перечисленные выше лидерские качества и оценить, как вы справляетесь с каждым из них. Может быть, вы узнаете некоторые из них как черты, которыми вы обладаете, и, возможно, некоторые из них станут местами, над развитием которых вы могли бы поработать. Это может означать умение активно слушать во время встреч с коллегами, активно предлагать новые идеи своей команде или обращаться за помощью к коллеге или руководителю в развитии одной из ваших слабых сторон.