Когда глобальные проблемы человечества возникли: Вопрос: Глобальные проблемы человечества возникли : Смотреть ответ

Промежуточная аттестация по обществознанию (8 кл.). | Тест по обществознанию (8 класс) на тему:

Промежуточная аттестация по обществознанию (тестирование)

8 класс

Вариант 1.

Часть А.

А1. Человек это существо:

1. Социальное; 2. Общественное. 3. Биологическое. 4.Биосоциальное.

А2. Глобальные проблемы человечества возникли:

1. В эпоху Великих географических открытий; 2. С рождения рыночных отношений; 3. В условиях научно – технической революции; 4. В период формирования колониальной системы.

А3 . Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Принято различать материальную и духовную культуру.

Б. Духовная культура включает в себя ценности и нормы.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно оба суждения.

 4. Оба суждения неверны.

А4. Чем отличается искусство от науки?

1. Отражает реальный мир. 2. Использует художественные образы.

3. Доказывает истинность суждений. 4. Стремиться воссоздать картину мира.

А5. Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублёвую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись её ухода, присвоить их. Эта ситуация отражает выбор

1. Правовой. 2. Экономический. 3. Политический. 4.Моральный.

А6. Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на неё. Это результат

1. Государственного регулирования. 2. Ценового сговора производителей. 3. Технического прогресса. 4. Конкурентной борьбы.

А7 . Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1. Обеспечение участия граждан в управлении делами общества.

 2. Организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей. 3. Обеспечение законности и правопорядка. 4. Отстаивания государственных интересов и правопорядка.

А8.Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?

1. Пассажиры. 2. Мужчины. 3. Инженеры. 4. Горожане.

А9. Что является признаками прирождённого статуса?

1. Национальность, квалификация. 2. Социальное происхождение, национальность. 3. Образование, квалификация. 4. Пол, образование.

А10. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.

 Б.Социальные конфликты всегда влекут за собой отрицательные последствия для общества.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

Часть В.

В1.

Установите соответствие между биологическими и социальными признаками в человеке.

Биологическое в человеке

Социальное в человеке

А. Наличие кровеносной системы. Б. Инстинкт самосохранения. В. Способность создавать орудия труда. Г. Обмен веществ между организмом и природой. Д. Творческая деятельность

В2.Запишите понятие, выпадающее из логического ряда понятий:

Конкуренция, спрос, партия, предложение, безработица, рынок

Ответ:___________________________________________

В3.Укажите правильную последовательность действий потребителя

  1. Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.
  2. Обращение в суд.
  3. Выявление недостатков товара.
  4. Оплата товара.
  5. Получение полной достоверной информации о товаре.

Ответ_________________________________________

В4. Вставьте термин определяющий данное значение:

…………– положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудится, не может найти себе работу.

Промежуточная аттестация по обществознанию (тестирование)

8 класс

Вариант 2.

Часть 1

А1. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность? 1.Социальная роль; 2. Особенности темперамента; 3.Прямохождение; 4.Особенности внешности.

А2. Вывод: “Что посеешь то и пожнёшь” – является результатом

  1. Паранаучного знания.
  2. Обобщения жизненного опыта.
  3. Художественного вымысла.
  4. Экспериментальной проверки.

А3.Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Принято различать материальную и духовную культуру.

Б. Духовная культура включает в себя ценности и нормы.

  1. Верно только А. 
  2. Верно только Б.
  3. Верно оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

А4.Экономика как наука изучает

  1. Исторический аспект развития общества.
  2. Юридические законы.
  3. Развитие науки и техники.
  4. Различные аспекты экономических отношений людей.

А5. Основу экономики страны А. составляет сельское хозяйство. Семьи сообща овладеют землёй и работают на ней. Значительную роль в управлении обществом играют церковь и армия. К какому типу принадлежит это общество?

  1. Традиционное.
  2. Индустриальное.
  3. Информационное.
  4. Постиндустриальное.

А6. Верны ли следующие суждения о соотношении спроса и предложения в рыночной системе экономике?

А. С ростом спроса на товары и услуги растёт и их предложение.

Б. С ростом предложения на товары и услуги обязательно вырастает и спрос на них.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верно оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

А7.Отклоняющееся поведение – это поведение:

  1. Не соответствующее принятым в обществе нормам.
  2. Всегда нарушающее нормы права.
  3. Не имеющее осознанных мотивов.
  4. Обязательно ведущее к негативным последствиям.

А8. Данный статус передаётся по наследству.Его обладатель наделён определёнными социальными привилегиями. Это статус

  1. Чиновника. 2. Аристократа. 3.Финансиста. 4 Предпринимателя.

А9. Сын Антошка ученик 8 класса. Он любит свою маму, помогает ей по хозяйству, а в праздники любит делать для неё сюрпризы. Данная ситуация говорит о:

1.Социальном статусе. 2. Социальной роли.

3 Социальной мобильности.  4 Социальной структуре.

А10. К глобальным проблемам современности относится:

  1. Гибель редких животных.
  2. Исчерпаемость природных ресурсов.
  3. Освоение новых земель.
  4. Наличие озоновых дыр.

Часть 2.

В1. Установить соответствие характеристик экономических систем и их типов:

Характеристика экономических систем

Типы экономических систем

1. Многообразие форм собственности.

2. Контроль за производством со стороны государства.

3. Действие закона спроса и предложения.

4. Плановое ценообразование.

5. Экономическая независимость товаропроизводителей

А. Командно-административная

Б. Рыночная

В2. Укажите понятие, выпадающее из логического ряда понятий:

Социальная структура, статус, спрос, социальная роль, конфликт.

Ответ_________________________________

В3. Вставьте термин, определяющий данные характеристики:

_____________– это проявление активности, самооценка, убеждения, творчество.

В4.Укажите правильную последовательность действий потребителя

  1. Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.
  2. Обращение в суд.
  3. Выявление недостатков товара. 4. Оплата товара.
  1. Получение полной достоверной информации о товаре.

Ответы к промежуточной аттестации по обществознанию за 8 кл.

Вариант – 1

        

Часть – А                                           Часть – В

  1. 4                                               1. Биологические – А,Б,Г      Социальные – В,Д
  2. 1                                               2. партия
  3. 3                                            3.   5,4,3,1,2
  4. 2                                               4. Безработица
  5. 4
  6. 4
  7. 4
  8. 3
  9. 2
  10. 3

Вариант – 2  

          Часть – А                                                                          Часть В

  1. 1       6. 1                                                                   1.   1-Б   2-А    3-Б    4-А    5-Б
  2. 2       7. 1                                                                  
  3. 3       8. 2                                                                   2.   Спрос
  4. 4       9.  2                                                                  3.   Личность
  5. 1      10.  4                                                                4.   4,3,1,2

Глобальные проблемы человечества и пути их решения

Раздел:
Общество

Тема:
Глобальные проблемы человечества.

Слово
«глобальный» значит  «всеобщий», с лат. — «земной шар».

Глобальные
проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба
всего человечества.

Причины
возникновения глобальных проблем

·        
Целостность современного мира,
всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных
сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по
каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия
другим. ( США по отношению к остальному миру)

·        
Возросшая экономическая мощь
человечества, 
развитие технологий, что,
к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование
открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество
созидает и разрушает одновременно. (Вырубка лесов Амазонки для новых заводов.
Уничтожение лесов и т.д.)

·        
Неравномерность развития стран,
которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися
странами) (Голодные всегда смотрят в рот сытым. )

·        
Превращение противоречий,
конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Таковы
причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом
освоения космоса, другие появились в конце XX-XXI-го
века, например, проблема терроризма.

Признаки
глобальных проблем

·        
Масштаб проявления.
Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.

·        
Острота проявления,
необходимость решать их как можно скорее.

·        
Комплексный характер,
то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна
проблема тянет за собой ряд других.

·        
Возможность решения проблем только
совместными усилиями
 всех стран и
народов.

·        
Влияние на ход развития человеческой
цивилизации.

 

 

Типы
глобальных проблем

1. Проблемы
между государствами

·        
Угроза третьей мировой войны (предотвращение
угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и
народов)

·        
Угроза локальных войн,
которые могут перерасти в мировые.

·        
Проблема «Север-Юг», то
есть между развитыми и развивающимися странами

(преодоление
экономической отсталости развивающихся стран, установление нового
международного порядка)

·        
Проблема международного терроризма

2.Проблемы
взаимодействия человечества и природы

·        
Экологическая проблема
(предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)

·        
Сырьевая проблема
(обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики):
истощение ресурсов, животного и растительного мира.

·        
Продовольственная проблема
(обеспечение продовольствием, борьба с голодом)

·        
Рациональное использование
мирового океана и космоса
.

·        
Негативные последствия НТР,
непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы
взаимоотношений людей в обществе

·        
Демографическая проблема,
то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в
некоторых странах превышающая рождаемость)

·        
Проблема сохранения и укрепления
здоровья
 людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями,
профилактическая работа)

·        
Проблема образования (соответствие
его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)

·        
Проблема культурного роста (сохранение
исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО;
деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир
иллюзий)

 

 

 

 

Пути
решения глобальных проблем

·        
Выявление глобальных проблем, придание им
статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны
специально для этого созданных международных организаций.

·        
Изучение причин, приводящих к
возникновению проблем, стремление избежать их.

·        
Создание чёткой международной системы
прогнозирования глобальных проблем.

·        
Формирование нового планетарного мышления,
чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и
всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Пути
решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение
новой мировой войны

·        
Создание международной организации (ООН),
цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между
странами.

·        
Оказание конфликтующим странам помощи в
мирном урегулировании проблем.

·        
Подписание международных договоров о
сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.

·        
Установление жёсткого международного
контроля за ядерным и химическим оружием.

·        
Широкое привлечение к решению проблемы
общественных организаций.

Термины

Пацифизм 
антивоенное миротворческое движение, выступающее  против любых войн, какие
бы цели они ни преследовали.

Пагуошское
движение
 учёных, выступающих за мир,
разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн,
Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное
студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В
1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за
многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая
проблема

·        
Оптимизация использования природных
ресурсов в производстве.

·        
Охрана природы, создание охраняемых
территорий — заповедников.

·        
Достижение экологической безопасности для
жизни человечества.

·        
Сознание безотходных производств,
переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.

3.    
Демографическая проблема

·        
Сбор, обработка и сохранение
демографической информации по линии ООН.

·        
Разработка рекомендаций государствам по
проведению демографической политики.

·        
Исследование демографических проблем
(анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).

·        
Проведение международных конференций по
проблеме народонаселения на международном уровне.

4.    
Проблема «Север — Юг»

·        
Создание и осуществление программ
международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и
финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.

·        
Для решения топливно-сырьевой проблемы в
развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников
энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной
энергетики.

·        
Для решения продовольственной проблемы
помогать эффективнее использовать , наряду с экстенсивной экономикой,
интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт
химизации, механизации, автоматизации производства, использования
высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

5.    
Проблема использования ресурсов мирового
океана

·        
Охрана вод мирового океана от загрязнения.

·        
Запрещение военных испытаний и захоронения
ядерных отходов в водах мирового океана.

·        
Создание мировой структуры морского
хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а
также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.

·        
Совершенствование структуры портовых и
промышленных комплексов по переработке морской продукции.

6.Проблема
мирного освоения космоса

·        
Сотрудничество стран в освоении космоса.

·        
Неиспользование космоса в военных целях, а
только в мирных.

7.Проблема
международного терроризма

Террор 
от лат. «страх, ужас». Это насильственные действия, направленные на подавление
противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических
актов, убийства лидеров или мирного населения.

Цель
террора 
— достижение политических, экономических,
социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует
несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном
случае — свои.

Виды
терроризма

·        
Националистический (национальный,
этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.

·        
Религиозный —
характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за
распространение своей религии.

·        
Криминальный 
формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес,
контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание
напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного
рода бизнеса.

·        
Экологический —
характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против
прогресса вообще за сохранение чистоты природы.

·        
Политический терроризм
имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические
требования.

Говоря
о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду
с  общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм
имеет ряд специфических признаков:

·        
Проблема терроризма связана со всеми
основными сферами жизнедеятельности людей.

·        
Большое влияние на проблему оказывают
криминальные структуры, что делает её ещё более острой.

·        
Важной чертой терроризма является его
непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении
террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема
терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно
террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются
террористы).

Пути
решения проблемы международного терроризма

·        
Повышение контроля за деятельностью
зарубежных организаций, с целью  максимального снижения  возможности
экспорта терроризма в страны.

·        
Активизирование превентивной, то есть
предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения
террористических организаций, нейтрализация существующих.

·        
Осуществление мер, способных снизить
напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение
безработицы, решение социально-экономических проблем.

·        
Стабилизация политической обстановки,
укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни

·        
Создание благоприятных условий для
развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной
почве.

Взаимосвязь
и взаимодействие глобальных проблем

Все
глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться
вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия
глобальных проблем
.

Приведу
некоторые примеры ответов.

·        
Экологическая проблема – тесно связана с
проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с
сырьевой проблемой).

·        
Демографическая проблема связана с
проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же
связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди
могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей
в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.

·        
Угроза третьей мировой войны связана
практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с
проблемой  защиты  Мирового океана,  и с освоением космоса.

 

Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен

Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен | Программа Смитсоновского института по происхождению человека

Перейти к основному содержанию

  • Исследования эволюции человека

    • Климат и эволюция человека

      • Влияние климата на эволюцию человека
      • Выживание адаптивного
      • Интерактивная временная шкала эволюции человека
    • Восточноафриканские исследовательские проекты

      • Полевой блог Olorgesailie

        • 2011 Рассылки Олоргесайли
        • 2004 Олоргесайские депеши
        • 1999 Олоргесайские депеши
      • Проект бурения в Олоргесайли
      • Канам, Кения
      • Канджера, Кения
      • Ол Педжета, Кения
      • Олоргесайли, Кения
      • Эволюция человеческих инноваций
      • Приключения в рифтовой долине: интерактив
    • Азиатские исследовательские проекты

      • «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
      • Древнейшие люди в Китае
      • Бозе, Китай
    • Антропоцен: эпоха людей
    • Экспертиза окаменелостей: интерактивная
    • Что нового в Human Origins?
    • Цифровой архив зубов копытных и хищников

      • инструкции
      • Хищник
      • Зубы копытных
  • Доказательства эволюции человека

    • Поведение

      • Поведение приматов
      • Следы

        • Следы из Кооби Фора, Кения
        • Следы Лаэтоли
        • Следы Энгаре Серо, Танзания
      • Каменные инструменты

        • Инструменты раннего каменного века

          • Hammerstone из Majuangou, Китай
          • Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
          • Ручной топор из Европы
          • Ручной топор из Индии
          • Oldowan Tools из Локалалей, Кения
          • Олдувайский чоппер
          • Каменные инструменты из Majuangou, Китай
        • Инструменты среднего каменного века
        • Инструменты позднего каменного века

          • Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
          • Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
      • Получение еды

        • Костяные инструменты
        • Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
        • Катанда Костяной наконечник гарпуна
        • Старейшее деревянное копье
        • Проколотая лопатка лошади
        • Каменные лезвия серпа
        • Точка снаряда
      • Переноска и хранение

        • Самая старая керамика
        • Фрагмент керамики
      • Очаги и укрытия

        • Орудия из измененного огнем камня
        • Приют Терра Амата
      • Погребение

        • Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
      • Информация о записи

        • Ассирийская цилиндрическая печать
        • Налет охры Бломбос
        • Кость Ишанго
      • Изготовление одежды

        • Костяные шила
        • Иглы из кости и слоновой кости
      • Искусство и музыка

        • Статуэтки

          • Резной бегущий лев из слоновой кости
          • Женский торс цвета слоновой кости
          • Фигурка лошади из слоновой кости
          • Скульптура лошади из слоновой кости
          • Леди Брассемпуи
          • Фигурка человека-льва
          • Виллендорф Венера
        • ювелирные украшения

          • Бусины из древних ракушек
          • Резной костяной диск
          • Ожерелье из кроманьонской раковины
          • Старейшие известные бусины из ракушек
        • Музыкальные инструменты

          • Древняя флейта
        • Наскальное искусство

          • Древние пигменты
          • Мемориальная доска Аполлона-11
        • Другие декорированные предметы

          • Резной жезл из рога с лошадьми
          • Геометрический прямоугольный разрез кости
          • Тата Мемориальная доска
    • Окаменелости человека

      • Разновидность
      • Окаменелости
      • Таинственный Череп Интерактивный
      • Шанидар 3 — Скелет неандертальца
    • 3D коллекция

      • Артефакты

        • Фигурка бизона
        • Резная бусина в виде лошадиной головы
        • Резной мамонт из слоновой кости
        • Клинописная глиняная табличка
        • Обожженный глиняный бизон
        • Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
        • Леспуг Венера
      • Окаменелости
      • Приматы
    • Генетика

      • Один вид, живущий по всему миру
      • Изменение цвета кожи человека
      • Древняя ДНК и неандертальцы
    • Знакомства
    • Интерактивная временная шкала эволюции человека
    • Генеалогическое древо человека
    • Снимки во времени

      • Сварткранс, Южная Африка
      • Олоргесайли, Кения
      • Шанидар, Ирак
  • Характеристики человека

    • Ходьба в вертикальном положении
    • Инструменты и еда
    • Тела
    • Мозги
    • Социальная жизнь
    • Язык и символы
    • Люди меняют мир
  • Образование

    • Введение в эволюцию человека
    • Планы урока

      • Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
      • Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
      • Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
      • Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
      • Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9 классы). -12)
    • Для студентов колледжа
    • Забавные факты

      • Почему у нас мурашки по коже?
      • Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
      • Бабушки и дедушки уникальны для людей
      • Насколько мы сильны?
      • Люди удобные!
      • Люди: бегущая обезьяна
      • Наш большой голодный мозг!
      • Наши глаза говорят это!
      • Набор инструментов раннего человека
      • Короткошерстный человек!
      • Щелкунчик»
      • Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
      • При чем здесь кишечник?
      • Почему палеоантропологи любят Люси?
      • Зачем нам зубы мудрости?
    • Глоссарий происхождения человека
    • Преподавание эволюции на человеческих примерах
    • Часто задаваемые вопросы
    • Рекомендуемые книги
  • Экспонат

    • Экспонат

      • Экспонат План этажа Интерактивный
      • Распечатать план этажа PDF
    • Реконструкции ранних людей
    • Передвижная выставка «Происхождение человека»

      • Публичная библиотека округа Честерфилд
      • Библиотека округа Ориндж
      • Публичная библиотека Андовера
      • Публичная библиотека Эфраты
      • Публичная библиотека Эльвайна
      • Публичная библиотека Сидар-Сити
      • Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
      • Библиотека округа Спокан
      • Публичная библиотека Коттедж-Гроув
      • Библиотека округа Пуэбло
      • Библиотека округа Спрингфилд-Грин
      • Публичная библиотека Пеории
      • Публичная библиотека городка Орион
      • Публичная библиотека Скоки
      • Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
      • Публичная библиотека округа Томпкинс
      • Библиотека Отиса
      • Бесплатная библиотека Флетчера
      • Публичная библиотека Бангора
    • Путеводитель по выставке
  • О нас

    • Благодарности
    • События
    • Команда программы «Происхождение человека»
    • Комитет по более широкому социальному воздействию

      • Что мы делаем
      • Участники и ресурсы для участников

        • Конни Бертка
        • Джим Миллер
        • Франциска Чо (заслуженный)
        • Эллиот Дорфф
        • Дэвид Хаберман
        • Бетти Холли
        • Нэнси Хауэлл
        • Фред Эдуордс (почетный)
        • Рэнди Исаак (почётный)
        • Уэс Маккой
        • Ли Медоуз
        • Мустансир Мир
        • Питер Ф. Райан
        • Джейми Л. Дженсен
        • Мэри Эвелин Такер
        • Вентцель ван Хейсстин (почетный)
        • Джо Уоткинс (почетный)
        • Том Вейнанди (почетный)
        • Дэвид Оренштейн
        • Майкл Теннесон
      • Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
      • Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
      • Видео и аудио публичных мероприятий BSIC

        • Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
        • Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
        • Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
        • Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
        • Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
        • Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
        • Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
        • Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
    • Стань участником

      • Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
      • Волонтерские возможности
      • Отправить вопрос
    • Продукты

      • «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
      • Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоуна)
    • Для прессы
  • Мультимедиа

    • Слайд-шоу

      • Бронзовые статуи
      • Реконструированные лица
    • Ролики
    • Аудио

Спорное новое исследование указывает, откуда произошли все современные люди

Спорное новое исследование утверждает, что древние водно-болотные угодья к югу от реки Замбези были оазисом, из которого произошли все современные люди. Сегодня этот регион является одним из крупнейших в мире солончаков, известных как кастрюли Макгадикгади.

Фотография Беверли Жубер, Коллекция изображений Nat Geo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Порошкообразный белый слой покрывает высохший ландшафт Макгадикгади в Ботсване, одного из крупнейших в мире солончаков. Но около 200 000 лет назад этот чистый холст был бы окрашен в голубые и зеленые цвета цветущего водно-болотного угодья. Расположенный посреди суровой пустыни на юге Африки, пышный ландшафт был бы привлекательным местом для первых людей, которые могли бы назвать домом.

В спорном новом исследовании Nature утверждается, что этот оазис, известный как водно-болотные угодья Макгадикгади-Окаванго, был не просто домом, а «родиной» предков для всех современных людей сегодня . Исследователи изучили митохондриальную ДНК — генетический материал, хранящийся в электростанции наших клеток, который передается от матери к ребенку — нынешних жителей юга Африки. Затем они объединили генетические данные с анализом прошлого климата и современной лингвистики, а также культурного и географического распределения местного населения.

Результаты исследования показывают, что изменения климата позволили ветвям древнего населения распространиться из водно-болотных угодий в новые зоны зелени. Тысячи лет спустя небольшая популяция родственников этих странников в конце концов покинет Африку и в конечном итоге заселит все уголки мира.

«Мы все прибыли с одной родины в южной части Африки», — говорит Ванесса Хейс из Института медицинских исследований Гарвана в Австралии, руководившая новым исследованием.

Исследование возобновляет давние споры о том, где именно в Африке появились современные люди, и вызвало резкую критику со стороны нескольких ученых. Они отмечают, что, хотя все люди, живущие сегодня, имеют митохондриальную ДНК, переданную от общего предка — так называемой митохондриальной Евы, — это всего лишь крошечная часть нашего общего генетического материала. Таким образом, даже если предложенная популяция основателей, описанная в новом исследовании, является источником нашей митохондриальной ДНК, многие другие, вероятно, внесли свой вклад в сегодняшний генетический фонд.

«Выводы на основе данных мтДНК в корне ошибочны», — пишет по электронной почте Марк Томас, генетик-эволюционист из Университетского колледжа Лондона, добавляя, что, по его мнению, исследование равносильно «рассказыванию историй».

Тем не менее, Ребекка Канн, генетик из Гавайского университета в Маноа, которая была рецензентом исследования и провела новаторскую работу по митохондриальной ДНК, утверждает, что новое исследование является инновационным, поскольку в поисках ответов оно охватывает несколько дисциплин.

«Это вызовет много разговоров и послужит стимулом для множества новых исследований», — говорит она. Хотя исследование не идеально, она добавляет: «Оно продвинет нас вперед».

Генетическая головоломка

Генеалогическое древо гоминидов имеет глубокие корни в Африке. Самая ранняя окаменелость нашего рода, Homo , из тех, что были найдены, — это фрагмент челюсти возрастом 2,8 миллиона лет, обнаруженный в Восточной Африке. Наш вид, Homo sapiens , появился довольно далеко вверх по древу, отделившись по крайней мере 260 000 лет назад. Однако, где именно в Африке это произошло, остается предметом споров.

Окаменелости, несущие различное сочетание черт как современного человека, так и более древних гоминидов, похоже, разбросаны по всей Африке, от 260 000-летних Флорисбадских останков в Южной Африке и 195 000-летних останков Омо в Эфиопии до 315 000- годовалый Джебель Ирхуд остается в Марокко. Но после запекания в африканской жаре ДНК этих древних окаменелостей, по-видимому, в значительной степени деградировала.

В то время как охота за древней ДНК продолжается, многие исследователи вместо этого обратились к изучению разнообразной генетики популяций в Африке. Одна из самых глубоко укоренившихся линий митохондриальной ДНК обычно встречается у людей, живущих на юге Африки, особенно у племени кхоэсан — собирателей, пастухов и охотников, говорящих на языках, в которых согласные звуки обозначаются щелчком. Многие прошлые исследования, в том числе некоторые из собственных работ Хейса, разбирают их происхождение в поисках ключей к прошлому нашего вида.

Но для этого нового исследования Хейс и ее коллеги хотели точно определить, где именно возникла эта глубоко укоренившаяся генетическая линия. Чтобы заполнить некоторые пробелы в генетической записи, исследователи секвенировали митохондриальную ДНК 198 человек из Намибии и Южной Африки, некоторые из которых идентифицируют себя как Хоэсан, а другие нет, и объединили их с ранее собранными данными, в общей сложности 1217 человек. Затем они сгруппировали население юга Африки по этническому и лингвистическому признаку, чтобы определить географию людей, носящих сегодня эти глубоко укоренившиеся линии митохондриальной ДНК. И они создали дерево, прослеживающее их митохондриальные генетические отношения примерно на 200 000 лет до первых дней существования нашего вида.

Анализ показал, что в течение примерно 70 000 лет ранние человеческие популяции оставались стабильными. Климатический анализ показал, что массивные водно-болотные угодья, раскинувшиеся по всей Ботсване, могли стать стабильным домом для первых людей. Но затем примерно 130 000–110 000 лет назад что-то изменилось: «Они сходят с ума», — говорит Хейс. «Все эти новые человеческие родословные только начинают появляться».

Исследование предполагает, что зеленые коридоры, вероятно, открылись в этот период, сначала на северо-востоке, а затем на юго-западе, что, возможно, побудило группы распространиться туда, где некоторые из них все еще живут сегодня. Хейс, который долгое время работал с людьми на юге Африки, обсудил результаты с участниками исследования вскоре после анализа.

«Они первыми услышали об этом, задолго до вас, ребята», — говорит она. «И они любят эти истории, они действительно любят. Это их история».

Митохондриальная Ева и компания

Важно отметить, что новое исследование сосредоточено на анализе современного африканского населения, что является зияющим упущением во многих прошлых генетических исследованиях. «Все признают, что мы слишком долго изучали европейцев, — говорит Джошуа Эйки, генетик из Принстонского университета. «По мере того, как исследования будут проводиться и отбирать больше геномного разнообразия человека, у нас в конечном итоге будет более глубокое и четкое понимание истории человечества».

В общих чертах, результаты нового исследования рисуют картину, схожую с некоторыми предыдущими работами: сегодняшнее население юга Африки имеет глубокую митохондриальную генетическую линию. Но детали того, что показал последний анализ, остаются неясными, говорит Джон Хоукс, палеоантрополог из Университета Висконсин-Мэдисон.

Трудно сказать, является ли население, проживающее в этих регионах сегодня, таким же, как и сотни тысяч лет назад, говорит он. В результате, возможно, исследователи отслеживают массовые миграции вокруг юга Африки. Но также возможно, что вместо этого в митохондриальной генетике было что-то полезное, что давало ей избирательное преимущество, которое позволяло ДНК распространяться без массовых изменений популяции.

«Это дает вам одну часть всей истории эволюции в очень высоком разрешении, и это довольно круто», — говорит Хоукс. — Но ты как бы хочешь узнать остальную часть истории.

Митохондриальная ДНК составляет мельчайшую часть нашего генома: хотя она содержит около 16 500 пар оснований, ядерная ДНК насчитывает более трех миллиардов, объясняет Карина Шлебуш, генетик-эволюционист из Упсальского университета в Швеции. Распутывание информации в наших полных геномах обещает более сложную историю. Исследователи создали аналогичные деревья для ДНК Y-хромосомы, которая представляет собой генетический материал, присутствующий у мужчин. Хотя детали остаются туманными, это намекает на очень раннюю ветвящуюся генетическую линию некоторых современных людей, живущих в Камеруне в Западной Африке.

«В других наших хромосомах, — добавляет она, — у нас есть миллионы этих отдельных локусов, которые сегрегируют в популяции, которые, вероятно, также имеют своих предков где-то в прошлом».

Отследить этих других предков — другая проблема. Сигнал ядерной ДНК чрезвычайно сложен. Что мы знаем из полных геномов африканцев, так это то, что результаты этого исследования не полностью расходятся с прошлыми работами, указывающими на происхождение человека на юге Африки, говорит Бренна Хенн, популяционный генетик из Калифорнийского университета в Дэвисе. который широко изучал историю населения Африки.

Тем не менее, ученые все еще открывают новые способы изучения ядерной ДНК. Они не могут просто заглянуть в его генетический код и прочитать его, как книгу. Чтобы понять, что все это значит, требуется интенсивная обработка и моделирование, а предположения, сделанные во время анализа, могут повлиять на результат.

Есть также некоторые намеки на то, что еще многое предстоит узнать. Некоторые исследования указывают на наличие еще более ранних разветвленных «призрачных» популяций, которые смешались с нашими видами, оставив после себя небольшие следы своей ДНК в некоторых африканских группах.

«Мы не знаем, какое место они заняли, мы не знаем, кем они были, но мы знаем, что некоторые из них околачивались до недавнего времени, — говорит Хоукс.

Вырубка дерева

Сложность нашей эволюционной картины недавно заставила многих исследователей отойти от идеи, что мы произошли из одного места, которое разветвлялось в глобальное генеалогическое древо. Вместо этого они предполагают, что наш вид эволюционировал из многих точек по всей Африке, подобно сети или плетеному потоку с множеством входов, расхождений и некоторых воссоединяющихся ручейков, которые приводят к могучей смеси, текущей по нашим венам.

«На самом деле я не вижу причин быть привязанным к какому-то конкретному месту», — говорит Томас, соавтор недавней статьи, в которой ставится под сомнение единое происхождение нашего вида.

Авторы нового исследования признают, что наш вид мог возникнуть из нескольких источников. Но пока недостаточно данных, чтобы окончательно показать, что это так, говорит соавтор исследования Ева Чан, статистический генетик из Института медицинских исследований Гарвана. И последняя работа была междисциплинарной попыткой заполнить некоторые пробелы в картине нашей эволюционной истории.

«Это не значит, что у нас есть фотография прямо сейчас», — говорит она. «С большим количеством данных картина будет продолжать меняться».

Вся эта работа также связана со все более запутанным определением вида. В то время как люди любят раскладывать все по коробкам, природа не вписывается в четкие категории, говорит Шлебуш. Между одним видом и другим нет четких границ; все работает в оттенках серого.

Споры о нашем происхождении, несомненно, продолжатся. В отличие от многих областей исследования, эволюция человека — это не то, что вы можете планировать для проверки, добавляет Эйки. Но опять же, возможно, ученым нужно полностью переосмыслить дискуссию.

«Возможно, вопрос, который мы задаем, неправильный», — добавляет он. «Может быть, нам нужен более тонкий вопрос».

Читать дальше

Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?

  • История и культура

Зачем этот человек создает доспехи для кошек и мышей?

Художник Джефф де Бур десятилетиями проектировал и изготавливал крошечные доспехи музейного качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *