Комплекс производственной упражнений гимнастики: Производственная гимнастика.

Содержание

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Производственная гимнастика — использование физических упражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

Внедрение гимнастики в режим трудовой деятельности  людей — одно из проявлений заботы о сохранении и укреплении здоровья нашего народа.

Основные формы занятий производственной гимнастикой:

1. Вводная гимнастика. Ее цель — ускорить протекание физиологических процессов в организме и повысить функциональную готовность к работе. Период врабатываемости организма при различных видах труда разный. Иногда он продолжается до 1,5—2 ч. Гимнастика перед работой позволяе значительно сократить период врабатываемости. Продолжительность вводной гимнастики 7—10 мин.
2. Физкультурная пауза. С помощью физкультурных пауз, проводимых в режиме рабочей смены, обеспечиваются условия активного отдыха, достигается устойчивая, высокая работоспособность центральной нервной системы, снижается профессиональное утомление.

Время проведения физкультурных пауз определяется первыми признаками наступающего утомления. На занятие отводится до 10 мин. Для людей, занятых однообразным трудом, полезно проводить две физкультурные паузы: первую за 1,5—2 ч до обеденного перерыва, вторую — за такое же время до конца смены.

3. Физкультминутки (малые формы активного отдыха) имеют целью усилени деятельности функциональных систем организма, устранение застойных явлений в мышцах.

Физкультминутки состоят из 2—3 упражнений. Они практикуются там, где нет возможности проводить физкультурные паузы организованно.

4. Микропаузы, проводимые в течение 20—30 с непосредственно на рабочем месте в виде расслабления или выполнения 1—2 движений, снимают местное утомление мышц, принимающих основное участие в производственной деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. И. п. (исходное положение) — основная стойка. 1 — правую руку вверх, левую в сторону. 2 — поменять положение рук. 3 — правую руку вверх. 4 — вернуться в и. п.
  2. И. п. — основная стойка. 1 — руки на пояс, правую ногу вперед на носок. 2 — руки вперед, правую ногу в сторону на носок. 3 — руки вверх, правую ногу назад на носок. 4 — вернуться в и. п.
  3. И. п. — основная стойка. 1 — руки вперед грудью. 2 — шаг левой в сторону, руки в стороны. 3 — хлопок над головой. 4 — вернуться в и. п.
  4. И. п. — основная стойка. 1 — правую руку вверх, левую в сторону. 2 — поменять положение рук, правую ногу назад на носок. 3 — поменять положение рук, правую ногу в сторону на носок. 4 — вернуться в и. п.
  5. И. п. — основная стойка. 1 — полуприсед на левой ноге, правую вперед, руки на пояс. 2 — выпрямить левую ногу, руки вперед. 3 — опустить руки. 4 — приставить ногу.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПАУЗЫ (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ)

Вариант 1

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 — 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), медленно делать круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево, потом в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  4. Голова прямо, перевести взгляд на счет 1 — 4 вверх, на счет 1 — 6 прямо. Потом аналогичным образом вниз — прямо, вправо — прямо, влево — прямо. Проделать эти движения по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 — 6. Повторить 3 — 4 раза.

Вариант 2

  1. Закрыть глаза, на счет 1 — 4 сильно напрячь глазные мышцы, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть вправо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль и прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.
  4. Быстро перевести взгляд по диагонали: направо — вверх, налево — вниз, потом прямо и вдаль на счет 1 — 6, затем налево — вверх, направо — вниз и снова посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

С учетом производственной ситуации рекомендуем проводить производственную гимнастику с 10.30 до 10.40 и физкультурную паузу с 16.30 до 16.35 (возможно смещение времени рекомендуемых перерывов в пределах 30 минут). Во время регламентированных перерывов следует проводить гимнастику общего воздействия, направленную на снижение утомления мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, а также гимнастику для глаз. Указанные мероприятия можно проводить непосредственно на рабочих местах.

Производственная гимнастика

Рекомендации по проведению производственной гимнастики

 

Производственная гимнастика как средство активного отдыха

Еще в конце XIX в. И.М. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не при пассивном отдыхе, а когда выполняются движения другими, не утомленными частями тела. Этот феномен активного отдыха широко применяется для поддержания умственной и физической работоспособности человека.

По данным исследователей, активный отдых значительно эффективнее: восстановление работоспособности происходит в 4,5 раза быстрее, чем при пассивном отдыхе.

С этой целью в режиме рабочего дня применяется производственная гимнастика — комплексы специальных упражнений для повышения общей и профессиональной работоспособности, а также с целью профилактики и восстановления.

Производственная гимнастика улучшает самочувствие и настроение, способствует значительному сокращению числа дней нетрудоспособности за счет снижения заболеваемости, совершенствованию необходимых профессиональных качеств, связанных с повышением точности и координации движений. Все это положительно сказывается на общем состоянии организма и работоспособности.

Занятия производственной гимнастикой основываются на современных физиологических и гигиенических представлениях о развитии и профилактике утомления в различных видах трудовой деятельности.

В любом трудовом процессе проявляются фазовые изменения работоспособности:

• повышение,

• устойчивое состояние

• снижение.

Обычно такая динамика работоспособности наблюдается 2 раза в день:

• в первой (дообеденной) половине дня

• во второй (послеобеденной) половине дня.

Видами производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

Производственная гимнастика способствует вхождению в работу в начале трудового дня (вводная гимнастика), предупреждает наступление утомления и снижение работоспособности в конце первой половины дня и в последние часы работы (физкульт-паузы и физкульт-минутки).

При практическом проведении работ по профилактике утомления, стрессовых состояний в течение рабочего дня целесообразно в содержание вводной гимнастики включать физические упражнения, сходные по структуре, темпу и ритму с профессиональными трудовыми движениями. В этом случае вводная гимнастика готовит нервно-мышечный аппарат к выполнению предстоящей работы (так же, как и в спортивной разминке) и создает оптимальное функциональное состояние. В комплекс вводной гимнастики включаются упражнения как общего, так и специального воздействия на функции, которые непосредственно участвуют в рабочем процессе.

Производственная гимнастика для лиц умственного труда

Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно-психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью. Как следствие такого образа жизни возникают болезни. Чтобы их избежать необходимо периодически выполнять производственную гимнастику.

Все эти виды труда происходят в вынужденной позе сидя, характеризуются высокой нервно-эмоциональной напряженностью, гиподинамией, необходимостью сохранять в течение рабочего дня устойчивое внимание. При этом необходимо поддерживать профессиональную работоспособность в течение всего рабочего дня. Решению этой задачи служат физкультурные паузы (физкультурные минутки) на рабочих местах, осуществляемые 3-4 раза в течение восьмичасового рабочего дня продолжительностью 1-3 мин.

Комплексы упражнений, рекомендуемые для представителей интеллектуальных видов деятельности (экономисты, программисты, юристы, офисные работники и т.п.).

Вводная гимнастика. Если вам предстоит тяжелый и напряженный рабочий день, вам необходим вводный комплекс упражнений. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы.

Обычно вводную гимнастику выполняют перед началом работы, лучше в хорошо проветриваемом и просторном помещении. Она состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5-7 мин. .

Начать можно с ходьбы на месте, подъему на цыпочки и опоре на пяточки — это приведет к повышению тонуса ног. Махи руками по кругу и согнутыми в локтях придадут бодрости бицепсам и кистевым суставам. Наклоны головы и повороты ею из стороны в сторону разомнут шейные отделы позвоночника, да и для глаз такие упражнения весьма полезны.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Целесообразно подбирать такие упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку, способствовали углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах.

Исследования показали, что выполнение комплекса физкультурной паузы в среднем и быстром темпе восстанавливает работоспособность гораздо эффективнее, чем выполнение этих же упражнений в медленном темпе. Это относится как к работе легкой и средней физической тяжести, так и к тяжелой физической работе.

Как показывает опыт работы, комплексы физкультурных пауз целесообразно менять через четыре недели. Нагрузка в комплексе физкультурной паузы в общем случае нарастает в середине комплекса и затем снова понижается. Нагрузка в комплексе физкультурной паузы не должна быть чрезмерной и разрушать восстановительный эффект физкультурной паузы.

Степень нагрузки для упражнений активного отдыха определяют, руководствуясь следующими правилами:

— работающим с незначительной физической нагрузкой обычно предлагают легкие и средние по нагрузке упражнения;

— для лиц, работающих со средней физической нагрузкой, подбирают более трудные по нагрузке упражнения;

— при труде, требующем участия всех мышечных групп конечностей и туловища, рекомендуются упражнения на расслабление мышц с учетом физиологических взаимоотношений нервной индукции, существующих, между нервными центрами различных мышечных групп, а также упражнения на растягивание мышц и со средней нагрузкой на неработающие мышцы.

— при напряженной, умственной работе, сопровождающейся выраженным нервным возбуждением, нагрузка во время физкультурной паузы должна быть увеличена, комплекс включает в себя упражнения с повышенной нагрузкой (с элементами статических усилий).

При выполнении производственной гимнастики в приоритет ставятся упражнения для ног, чтобы лучше размяться после долгого сидения. Можно выполнять полные махи вперед, назад или в стороны. А можно просто походить на месте, высоко подтягивая колени. Ходьбу можно совместить с поворотами и наклонами шеи.

Верхний отдел позвоночника особо нагружен при сидячей работе, и застой мышц может привести к возникновению хондроза. Разминка снимет напряжение с уставших мускулов и даст отдых глазам. Встряхивания рук от плеча, небольшие махи помогут вернуть бодрость кистевым суставам и необходимую для работы точность пальцев.

Комплекс упражнений для людей, работающих преимущественно сидя

  1. Сидя на стуле и опираясь на него руками, встают на носки, потягиваясь, руки поднимают в стороны и вверх–вдох, возвращаются в исходное положение–выдох. Повторяют 3-4 раза.
  2. Стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой–выдох, возвращаются в исходное положение–вдох. Повторяют 5-6 раз для каждой ноги.
  3. Стоя спиной к стулу, руки опускают вдоль тела, ноги вместе, поднимают руки вверх–вдох, сгибаясь, опускают руки вниз и назад и дотрагиваются ими до стула–выдох. Повторяют 3-4 раза.
  4. Стоя перед стулом, руки опускают вдоль тела, приседают, держась вытянутыми руками за спинку стула, повторяют 4-5 раз, приседая–выдох, выпрямляясь–вдох.
  5. Стоя перед стулом с опушенными вдоль тела руками, поднимают обе вытянутые руки и, поворачиваясь туловищем попеременно вправо и влево, дотрагиваются до спинки стула, при повороте выдох, при возвращении в исходное положение–вдох. Повторяют 5-6 раз.
  6. Сидя на стуле и опираясь руками на него, вытянутые вперед ноги попеременно приподнимают и опускают, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
  7. Сидя на стуле и опираясь на него руками, ноги вытягивают, поднимают руки в стороны и вверх–вдох, возвращаются в исходное положение–выдох. Повторяют 3-4 раза.
  8. Стоя боком к стулу, левую руку кладут на спинку стула, отводят правую ногу в сторону, правую руку поднимают вперед–вдох, возвращаясь в исходное положение выдох. То же для левой руки и ноги, повторяют 5-6 раз в каждую сторону.
  9. Стоя боком к стулу, левую руку кладут на спинку стула, правую руку поднимают вверх и кладут на затылок–вдох, возвращаясь в исходное положение–выдох, то же для левой руки. Повторяют для каждой стороны 3-4 раза.

 

Физкультурная минутка при утомлении глаз

Следующие упражнения помогают улучшить крово- и лимфообращение, питание глаз и обменные процессы, повысить тонус мышц:

  • Закрыв глаза, вращайте по кругу глазными яблоками — сначала влево, потом вверх, вправо, вниз. Затем в обратном направлении 4-5 раз в одну, а затем 4-5 раз в другую сторону. Постарайтесь не жмуриться.
  • При закрытых веках посмотрите сначала вверх, потом вниз. Повторить 8 раз.
  • «Моргание». Открыв глаза, нужно пристально смотреть вперед 30 секунд, затем быстро моргать, затем опять неподвижно смотреть перед собой. Повторить 3 раза.
  • «Движение V». Смотрите сначала влево, потом вверх, затем вправо, потом опустите глаза и т. д. Повторить 8 раз.
  • Напрягите мышцы висков, как бы желая поднять уголки глаз. Это упражнение способствует разглаживанию морщин в уголках глаз (так называемые «гусиные лапки»).
  • Посмотрите на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить 8 раз.
  • Глаза открыты, взгляд — вперед. Закрыть глаза. Начните попеременно надавливать указательным и средним пальцами обеих рук на наружные углы одного, затем другого глаза.
  • Закройте глаза. Постарайтесь их прищурить, в то время как пальцы обеих рук оказывают сопротивление — указательные надавливают на наружные углы глаз, средние — на середину бровей, безымянные — на внутренние углы глаз.
  • Глаза закрыты. Попытайтесь «нахмуриться», то есть свести брови к середине, преодолевая сопротивление надавливающих пальцев, положение которых также, как и в предыдущем упражнении.
  • Глаза закрыты. Указательным и средним пальцами рук сделать «вилку», зафиксировав наружные углы глаз. При отведении глаз до упора вправо «подмигните» правым глазом, противодействуя этому нажимом пальцев вглубь. То же — влево. Повторите упражнение 2-3 раза.

 

Скрытая производственная гимнастика — «офисный фитнес»

 

Все статические упражнения можно выполнять абсолютно незаметно для окружающих, не отвлекая и не беспокоя их. Для этого лишь необходимо сохранять мимику, подобающую рабочей обстановке.

1. Сидя за столом (например, работая за компьютером, разговаривая по телефону, работая с документами, общаясь с коллегами и т.д.) незаметно для окружающих возьмитесь одной рукой за край стола и напрягите руку так, будто пытаетесь приподнять стол. Контролируйте усилие, чтобы не перевернуть стол.

Через некоторое время мышцы руки устанут. Когда почувствуете, что больше не можете удерживать руку, начните выполнять то же самое другой рукой.

Упражнение эффективно тренирует мышцы рук.

2. Cидя за столом (не отвлекаясь от работы), положите руку на стол ладонью вниз и сильно надавите сверху вниз на крышку стола.

Не меняйте силу давления столько времени, сколько сумеете — от нескольких секунд до нескольких минут. Когда почувствуете усталость, выполните упражнение другой рукой. упражнения 1-2 можно делать двумя руками одновременно.

Выполняя упражнения 1-2, вы тренируете большую грудную мышцу, трехглавую мышцу, поверхностные мышцы задней группы предплечья и др.

3.Если у вас свободны обе руки, одну из них положите на стол ладонью вниз (как в упражнении 2), а другую подведите под крышку стола ладонью вверх.

Одновременно одной рукой сильно надавите на крышку стола сверху вниз, а второй — снизу вверх, как бы пытаясь приподнять её. Выполняйте упражнения синхронно с одинаковой силой, так чтобы они компенсировали друг друга, иначе можно перевернуть стол. Когда почувствуете усталость, смените направления усилий противоположными. Эти упражнения тренируют большую грудную мышцу, трехглавую мышцу, поверхностные мышцы задней группы предплечья, двуглавую мышцу, поверхностные мышцы передней группы предплечья и др.

4. Сидя за столом, передвиньтесь поближе к краю стула так, чтобы бедро не лежало на стуле. Оторвите от пола ступню одной ноги, приподнимите ее на несколько сантиметров над уровнем пола (рис. 4) и удерживайте в таком положении до тех пор, пока не почувствуете усталость. Выполните упражнение другой ногой. Чем выше от пола и прямее будет нога, тем больше нагрузки получают мышцы, тем эффективнее тренировка.

Упражнение тренирует прямую, широкие мышцы бедра, а также прямую и косые мышцы живота и др.

5. Сидя за столом, передвиньтесь на край стула. Обопритесь двумя руками на край стола и оторвите обе ступни от пола (рис. 5). Держите ступни навесу столько, сколько сможете. Это очень эффективное упражнение, способствующий тренировке большой группы мышц живота (прямую, косую), рук и ног (трехглавую, разгибатели запястья и пальцев, мышцы бедра), а также большую грудную мышцу.

Упражнение довольно тяжелое, поэтому в начале тренировки (или после длительного перерыва между тренировками) его следует выполнять в течение всего лишь нескольких секунд. Занимаясь регулярно, постепенно увеличивайте время выполнения этого упражнения. Вместе с тем постарайтесь выполнять его как можно чаще, так как оно дает значительную прибавку силы большой группе мышц за короткое время.

6. Сидя на стуле, положите правую руку на колено правой ноги справа, с внешней стороны ноги. Надавите рукой на колено так, словно хотите сдвинуть его к левой ноге. Одновременно напрягите мышцы правой ноги и упирайтесь коленом в руку так, чтобы движения скомпенсировали друг друга.

5. Почувствовав, что работающие мышцы устали, расслабьте их и выполните то же левой рукой и левой ногой. Если обе руки свободны, выполняйте одновременно двумя руками и ногами.

Это упражнение можно выполнять в статодинамике. Движения рук остаются такими же, как они описаны в статическом варианте этого упражнения. В статодинамическом варианте упражнения добавляется движение коленей: внутрь, по направлению друг к другу под воздействием давления рук, затем — в обратную сторону, наружу, сопротивляясь направлению давления рук. Во время выполнения движений коленями мышцы ног всё время остаются сильно напряженными.

Упражнение позволяет отлично тренировать одновременно группы мышц рук, ног, живота, груди и спины.

6. Сидя на стуле, положите кисть правой руки на внутреннюю сторону колена правой ноги. Надавите рукой так, как будто пытаетесь отвести колено в сторону по направлению от левой ноги. Одновременно напрягайте мышцы ноги так, как если бы вы пытались подвести правое колено к левому Скомпенсируйте оба движения. Выполните упражнение другими рукой и ногой, когда почувствуете усталость. Это упражнение также можно выполнять одновременно обеими руками и ногами. Статодинамический вариант упражнения: дополнить упражнение, описанное выше, движениями коленей: сначала по направлению давления рук, затем — в обратную сторону. Упражнение тренирует рук, ног, живота и спины.

7.Сидя на стуле, положите правую руку сверху на правое колено и сильно надавите рукой вниз. Выполните упражнение другой рукой и другой ногой, когда устанете.

Упражнение можно выполнять двумя руками одновременно.

Статодинамический вариант этого упражнения предполагает дополнительное движение коленей вверх и вниз. При этом давление рук должно постоянно компенсироваться напряжением мышц ног.При выполнении этого упражнения эффективно тренируются мышцы рук, груди, живота.

 — Сидя на стуле, захватите одной рукой запястье другой руки и потяните руки в разные стороны. Когда мышцы устанут, выполните то же самое другой рукой.

В продолжение упражнения, не меняя положения рук, смените направление усилия: захваченная рука тянет вниз, а захватывающая — вверх. Когда мышцы устанут, поменяйте движения рук: теперь правая рука должна выполнять работу, совершаемую левой и наоборот.

Сохранив положение рук, снова смените направление усилия. Теперь захваченная рука должна надавливать снизу на ладонь захватывающей.
Каждый раз, почувствовав усталость при выполнении упражнения, меняйте направление усилия.

Не прикладывайте чрезмерных усилий, чтобы не повредить суставы рук. Лучше увеличьте продолжительность выполнения упражнения.

 Все упражнения можно делать в свободные минуты или непосредственно во время работы, если она не требует максимальной сосредоточенности. Например, когда вы выполняете привычную работу «автоматически».

Занимаясь систематически, со временем вы привыкнете делать эти упражнения, не отвлекаясь во время выполнения и более сложной работы, поскольку часто выполняемые однообразные движения быстро автоматизируются по принципу образования условно-рефлекторной связи (сел за стол — нажал рукой на столешницу и т.п. ). 

Физкульт-минутки

Физкультминутки проводятся в индивидуальном порядке во время коротких перерывов в работе (2—3 мин). Они состоят из отдельных физических упражнений, цель которых — снижение возникающего утомления.

В помещениях, где проводится производственная гимнастика, необходимо поддерживать соответствующие санитарно-гигиенические условия. Перед занятиями гимнастикой их следует проветривать, а во время проведения физкульт-минутки выключать машины и механизмы, производящие шум. В теплое время года занятия желательно проводить на открытых площадках, расположенных с подветренной стороны.

Микропауза активного отдыха

Микропауза активного отдыха — это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз — ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

Она повышает умственную работоспособность путем активизации нервных центров, снятия излишней возбудимости, а также путем усиления мозгового и перифирического кровообращения. Физкультурные микропаузы надо выполнять часто, независимо от применения других форм производственной гимнастики. Физкультурная микропауза выполняется непосредственно во время работы и может состоять из следующих упражнений.

1. И. п. — сидя. Закрыть глаза, сильно сжать веки на 5 с. Открыть глаза и посмотреть вдаль. Снова закрыть глаза, сжав веки на 5 с. Открыть глаза и посмотреть на кончик носа.

2. И. п. — сидя. Опустить голову и перекатывать ее без напряжения в стороны.

3. И. п. — сидя. Передать тяжесть тела на правую ягодицу. Сделать то же на левую. Передать тяжесть тела назад. Сделать то же вперед.

гимнастика | События, оборудование, типы, история и факты

Габби Дуглас

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Настя Люкин
Симона Байлз
Шеннон Миллер
Леонид Яковлевич Аркаев
Габби Дуглас
Похожие темы:
ритмическая гимнастика
прыжки
спортзал
кольца
вольные упражнения

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гимнастика , выполнение систематических упражнений — часто с использованием колец, брусьев и других предметов — либо в качестве соревновательного вида спорта, либо для улучшения силы, ловкости, координации и физической подготовки.

Термин гимнастика , происходящий от греческого слова, означающего «тренироваться обнаженным», применялся в Древней Греции ко всем упражнениям, которые выполнялись в спортзале, месте, где спортсмены-мужчины действительно тренировались без одежды. Многие из этих упражнений были включены в Олимпийские игры вплоть до отмены Игр в 39 г.3 в.п. Некоторые из соревнований, сгруппированных под этим древним определением гимнастики, позже стали отдельными видами спорта, такими как легкая атлетика (легкая атлетика), борьба и бокс.

Из современных видов спорта, которые в настоящее время считаются гимнастикой, в древнем мире были известны только акробатика и примитивная форма прыжков с трамплина. Например, египетские иероглифы изображают вариации прогибов и других трюков, выполняемых с партнером, в то время как известная фреска с Крита во дворце в Кноссе изображает прыгуна, выполняющего то, что является либо колесом телеги, либо прыжком над атакующим быком. Акробатика была формой искусства и в древнем Китае. На каменных гравюрах, найденных в провинции Шаньдун и относящихся к периоду Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), изображены акробатические трюки.

Акробатика продолжалась в Средние века в Европе, где ею занимались бродячие труппы трагиков, танцоров, акробатов и жонглеров. Эта деятельность была впервые описана на Западе в книге, изданной в 15 веке Арканжем Туккаро, Trois dialogs du Sr. Archange Tuccaro (книга содержит три очерка о прыжках и акробатике). Кажется, что акробатика — это деятельность, которая развивалась в различных формах во многих культурах с небольшим межкультурным влиянием. Например, прыжки с обручем, описанные в книге Туккаро, очень похожи на акробатические прыжки в древнем Китае. Акробатика и акробатика всех видов в конечном итоге были включены в цирк, и именно цирковые акробаты первыми использовали примитивные батуты.

Викторина «Британника»

Викторина «Спортивные факты»

Какой спортивный инвентарь был найден в гробнице египетского ребенка, похороненного около 3200 г. до н.э.? Какой вид спорта возник из-за того, что бизнесмены сочли новую игру в баскетбол слишком сложной? Пройди этот тест и узнай, сколько интересных фактов об истории и эволюции спорта ты знаешь, некоторые из них знакомы, а другие определенно нет.

Роман Жан-Жака Руссо « Эмиль»; ou, de l’éducation (1762; Эмиль; или, Об образовании ) историки считают катализатором образовательной реформы в Европе, которая объединила как физическую, так и когнитивную подготовку детей. Работа Руссо вдохновила реформаторов образования в Германии, которые в конце 1700-х годов открыли школы, известные как Philanthropinum, в которых проводились разнообразные мероприятия на свежем воздухе, включая гимнастику; принимались дети из всех экономических слоев. «Дедушка» современной гимнастики Иоганн Кристоф Фридрих Гутс Мутс (1759 г.–1839), был ведущим преподавателем школы филантропов в Шнепфентале. В своей основополагающей работе Gymnastik für die Jugend (1793; Gymnastics for Youth ) Гутс Мутс выделил два основных раздела гимнастики: естественную гимнастику и искусственную гимнастику. Эти два подразделения можно рассматривать как утилитарную и неутилитарную гимнастику. Прежние дисциплины подчеркивают здоровье тела, подобно упражнениям, разработанным в Швеции и Дании Пером Хенриком Лингом (1776–1839).) и Нильс Бух (1880–1950) соответственно. Современная аэробика также попадает в эту категорию; действительно, спортивная аэробика недавно была добавлена ​​к дисциплинам, спонсируемым Международной федерацией гимнастики. Напротив, для неутилитарной гимнастики характерна современная художественная гимнастика, приемы которой направлены на красоту, а не на функцию. Например, в феодальной Европе молодых людей учили садиться и слезать с лошади, что было полезным знанием во времена, когда армии ездили верхом. Современная «конная» работа в художественной гимнастике развилась до такой степени, что практической связи между гимнастическими маневрами на лошади и искусством верховой езды не существует. Остается только язык верховой езды, а термины «оседлать» и «спешиваться» по-прежнему используются в гимнастике.

Первым разработчиком естественной гимнастики был Пер Хенрик Линг. В 1813 году Линг основал в Стокгольме центр подготовки учителей, Королевский центральный институт гимнастики. Линг разработал и преподавал систему гимнастических упражнений, предназначенных для улучшения здоровья спортсменов. Ему приписывают художественную гимнастику, в том числе свободную гимнастику, то есть упражнения без использования ручных приспособлений, таких как булавы, палочки и гантели. Хотя Линг не поощрял соревнования, художественная гимнастика превратилась в соревновательный вид спорта, теперь известный как вольные упражнения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Признанному «отцу» гимнастики Фридриху Людвигу Яну, основателю движения Turnverein , приписывают быстрое распространение гимнастики по всему миру. Гимнастические соревнования можно проследить на открытой игровой площадке ( Turnplatz ), которую Ян открыл на поле, известном как «Hasenheide» (кроличье поле) на окраине Берлина. Эрнст Эйселен, помощник Яна и соавтор Die Deutsche Turnkunst (1816; Немецкое гимнастическое искусство ), тщательно отметил и объяснил различные упражнения, разработанные на игровой площадке. Гимнастический конь использовался для упражнений на махи ногами и для прыжков. Ян изобрел параллельные брусья, чтобы увеличить силу верхней части тела своих учеников, и воздвиг огромные башни, чтобы испытать их храбрость. Балансиры, турники, веревки для скалолазания и палки для скалолазания также были найдены на Turnplatz . Наряду с другими спортивными играми практиковались примитивные прыжки с шестом. Большое разнообразие сложных снарядов, найденных на игровой площадке, привлекало молодых людей, которые, кроме того, были внушены мечтой Яна об объединении Германии и его идеями о защите отечества и избавлении Пруссии от французского влияния.

Пруссаки и лидеры из соседних стран стали опасаться националистических настроений, и после поражения Наполеона в 1813 году к Яну и его последователям относились с подозрением. К 1815 году студенческие организации, такие как Burschenschaft («Молодежное отделение»), выступали за принятие конституционной формы правления, вооружение граждан и установление больших гражданских свобод. В 1819 году, после убийства немецкого драматурга Августа фон Коцебу гимнасткой Burschenschaft, прусский король Фридрих Вильгельм III закрыл около 100 гимнастических полей и центров в Пруссии. Другие германские государства последовали их примеру. Ян был арестован, заключен в тюрьму как демократический демагог и помещен под домашний арест на следующие пять лет. В конце концов он был оправдан, но ему посоветовали переехать подальше от Берлина в город или городок, где нет ни высших учебных заведений, ни гимназий. Он получил ежегодную стипендию и поселился во Фрайбурге. Это время было периодом личной трагедии для Яна; двое из троих его детей умерли, пока он находился под домашним арестом, и вскоре после этого умерла его жена. Трое его ближайших последователей, Карл Бек, Карл Фоллен и Франц Либер, опасаясь ареста, бежали в Северную Америку, прихватив с собой гимнастику. Тернеры, оставшиеся в Пруссии, ушли в подполье, пока в 1842 году король Фридрих-Вильгельм IV не снял запрет на гимнастику.0003

Первый немецкий гимнастический фестиваль ( Turnfest ) был проведен в Кобурге в 1860 году. Фестиваль собрал дочерние клубы Turnverein и положил начало международным соревнованиям, поскольку к участию была приглашена растущая семья Тернеров за пределами Германии. Американцы познакомились с гимнастикой последователями Яна в конце 1820-х годов, но только в 1848 году, когда иммигрировало большое количество немцев, членов Turnverein переселились, организовали клубы и основали национальный союз обществ Тернера. (Аналогичное движение, «Сокол», зародилось и распространилось в Богемии, а также было перенесено в Соединенные Штаты.) К 1861 г. американцы Тернеры и Тернеры из германских регионов, граничащих с Пруссией, посетили вторую девятую акцию.0029 Turnfest в Берлине. Ко времени первых современных Олимпийских игр в Афинах в 1896 году в Германии было проведено восемь Turnfest с участием все большего числа стран.

В 1881 году была основана Международная гимнастическая федерация (FIG) для наблюдения за международными соревнованиями. Олимпийские игры 1896 года подстегнули интерес к гимнастике, а чемпионаты мира по гимнастике ФИЖ были организованы в 1903 году среди мужчин и среди женщин в 1934 году.

1896 Олимпийские игры ознаменовали собой появление настоящих международных, открытых соревнований по гимнастике. На Играх были представлены типичные немецкие или «тяжелые снаряды», соревнования и лазание по канату. Соревнования по гимнастике не были стандартизированы и не были свободны от легкоатлетических упражнений до Олимпийских игр 1928 года, когда были разыграны пять из шести видов, проводимых в настоящее время в олимпийской гимнастике — гимнастический конь, кольца, прыжки с парашютом, брусья и перекладина, причем оба обязательные. и необязательные подпрограммы. Женщины впервые выступили на Олимпийских играх в 1928 в упражнениях, аналогичных мужским, за исключением добавления бревна. В 1932 г. добавлены вольные упражнения.

Нестабильные экономические и политические отношения приводят к возникновению социальных и техногенных стрессовых факторов, воздействующих на человека. Это порождает множество проблем, оказывающих негативное влияние на физическое и психологическое состояние населения. Возрастает социальная значимость физической активности в обществе, возрастает ее роль в формировании здорового образа жизни россиян. Формирование здорового образа жизни должно стать важным направлением политики в области охраны здоровья. Наиболее эффективным средством снижения утомления в условиях производства является производственная гимнастика. За последнее время изменился характер производственного труда: компьютеризация, изменение технического оснащения, усложнение и значительное количество производственных процессов меняют роль и место труда в производстве. Интенсификация труда вызывает увеличение рабочей нагрузки, функциональное напряжение физиологических систем и организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Сохранение и укрепление здоровья требует организации физкультурно-оздоровительной работы на производстве. Для успешного повышения производительности труда на предприятиях фирмам необходимо применять производственную гимнастику с учетом специфики трудовой деятельности. Комплексы, составленные с учетом анализа характера трудовых категорий работников, способствуют повышению производительности труда.

Ключевые слова: обществопроизводительность трудатрудоспособностьздоровье здоровый образ жизнипроизводственная гимнастика

Введение

Современное общество развивается по пути урбанизации, внедрения техники в быт и производство. Нестабильные экономические и политические отношения приводят к возникновению социальных и техногенных стрессовых факторов, воздействующих на человека. Социально-экономические преобразования, происходящие в России с поступательными положительными достижениями, породили множество проблем, оказывающих негативное влияние на физическое и психологическое состояние населения и обострили проблемы, связанные с состоянием здоровья, формированием здорового образа жизни, физическая активность.

В условиях социально-экономического развития России возрастает социальная значимость физической активности в обществе и возрастает ее роль в формировании здорового образа жизни россиян.

В распоряжении Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одним из направлений является сохранение и укрепление здоровья населения, повышение роль профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни (О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., 2008 г.).

Сохранение здоровья населения и усиление профилактики заболеваний требуют: развития условий для здорового образа жизни, в том числе контроля и поддержания на современном уровне контроля за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторам внешней среды человека, требованиям законодательства Российской Федерации. Необходимо проведение научных и прикладных исследований по основаниям совершенствования законодательства Российской Федерации, а также методологической базы, в том числе разработка и внедрение механизмов стимулирования ответственного отношения граждан Российской Федерации к своему здоровью ( Ерохин, 2016).

Формирование здорового образа жизни должно стать важным направлением политики в области охраны здоровья.

При этом информация о вреде малой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, употребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, а также обучение гигиене и труду, учебе, режиму и режиму питания должны быть основы пропаганды здорового образа жизни (Виноградов, Окуньков, 2015; Жолдак, 1991).

Важным вкладом в формирование здорового образа жизни станет создание условий для занятий физической культурой и спортом, развитие туризма для различных групп населения. Комплекс профессиональных физкультурных упражнений используется для совершенствования качеств и способностей человека, необходимых в конкретной производственной деятельности. Обеспечивает восстановление организма, предотвращает и снижает утомляемость в режиме рабочего дня, используется в качестве активного отдыха и двигательной рекреации.

Профессиональная физическая культура включает в себя несколько социальных задач:

Наиболее эффективным средством снижения утомления в производственных условиях является производственная гимнастика (вводная гимнастика, физкультурная перемена, физкультурная минутка). Вводная гимнастика способствует оптимальной динамике работоспособности: ускорению операции, поддержанию ее необходимого уровня, текущему восстановлению. Физические тренировки проводятся ежедневно по 5-10 минут от одного до трех раз в смену для поддержания работоспособности.

Физкультминутки (два-три упражнения по 2-3 минуты) применяются для снижения утомления, упражнения подобраны с учетом зон утомления (для мышц спины, рук, ног, шеи).

Постановка проблемы

Характер производственного труда за последнее время изменился: компьютеризация, изменение технического оснащения, усложнение и значительное количество производственных процессов меняют роль и место труда в производстве. Одной из характерных особенностей современного производства является снижение двигательной активности. Вес ручного труда в системе высокотехнологичного производства снижается (Косилина, Сидоров, 1988; Мусаелов, Нифонтова, 1985).

Интенсификация труда вызывает увеличение рабочей нагрузки, функциональное напряжение физиологических систем и организма в целом, рост утомляемости и снижение работоспособности.

Это приводит к росту заболеваемости, увеличению производственного травматизма, снижению профессиональной работоспособности и производительности труда. В связи с этим восстановление профессиональной работоспособности работников в рабочее и нерабочее время является важным социальным заказом общества (Густомясова, 2011).

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей.

Функциональные проявления человека зависят от уровня здоровья, определяющего трудовую, социальную, экономическую активность. В то же время существует обратная зависимость, что открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья. Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества (Нифонтова, Павлова, 1993; Никифоров, 2006).

Исследовательские вопросы

В настоящее время многие руководители предприятий пытаются решить проблему повышения качества и производительности труда.

Сохранение и укрепление здоровья требует организации физкультурно-оздоровительной работы на производстве. Возрастает роль физической культуры в режиме труда и отдыха взрослого населения (Бакулина, 2010).

Физическая и оздоровительная работа на производстве при систематических занятиях приводит к регулярной двигательной активности.

Для правильной организации оздоровительной работы на предприятиях и в учреждениях необходимо использовать научно-теоретические методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы среди трудоспособного контингента. Программы физической подготовки на рабочем месте благотворно влияют на здоровье и продуктивность.

На производительность и производительность труда влияет ряд факторов.

В современном обществе людей профессиональная деятельность имеет общественное значение. Его сложно освоить, он требует длительного периода для получения специальных знаний, навыков, а также развития профессиональных качеств личности. Успех в работе зависит от уровня готовности человека к своей профессиональной деятельности (физической и психологической). Понятие «профессиональная деятельность» по своему смыслу тесно связано с продуктивным трудом по профессии (Методические рекомендации по проведению производственной гимнастики, 1982).

Внедрение современных методов управления в организацию производства, способность работников приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям научно-технического прогресса требуют развитых профессиональных, личностных, а также физических качеств, определяющих продуктивное выполнение трудовой деятельности и высокий уровень готовности к этому. В обществе фактором конкурентоспособности на рынке труда является формирование готовности к труду (О специальной оценке условий труда, Федеральный закон № 2013).

Большое значение для производительности экономики, а также для охраны здоровья населения имеют сфера производственной деятельности, формы организации труда (Миронов, 2006).

Успешность выполнения трудовой деятельности проявляется в ходе ее осуществления. Это зависит от уровня эффективности субъекта труда, которая проявляется в результате выполнения человеком той или иной деятельности (Полиевский, Старцева, 1988).

Уровень эффективности отражает:

Цель исследования

Цель — разработать методику составления комплексов производственной гимнастики для повышения производительности труда (работоспособности).

Степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от психологических, гигиенических и других особенностей, способов содержания труда, условий и организации конкретной деятельности.

Уровень работоспособности отражает потенциальную способность субъекта к выполнению конкретной работы, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы личности, позволяющие активизировать эти резервы в необходимый рабочий период.

Степень устойчивости работоспособности определяется устойчивостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, запасом сил, тренированностью и развитием профессионально важных качеств предмета труда.

Чередование умственной и физической нагрузки с учетом динамики общей и работоспособности должно быть методически обосновано.

Методы исследования

Разработанные комплексы производственной гимнастики основаны на научных принципах физического воспитания. В технике проведения производственной гимнастики, как и в методике производственной физической подготовки, сохраняет свое значение ряд общеметодических принципов (сознательность и активность, доступность, системность и др.).

Также учитываются следующие особые принципы:

— принцип адаптированного баланса динамики нагрузок (соответствия) содержания комплексов производственной гимнастики, особенностей трудовой деятельности и фаз динамики работоспособности.

— принцип возрастной адекватности физических нагрузок позволяет учитывать особенности выбора упражнений для эффективного восстановления на разных возрастных этапах.

При нормализации объема и интенсивности упражнений в производственной гимнастике важное значение имеет принцип «дозирования нагрузки». Физическая нагрузка должна вызывать оздоровление, создавать рабочий тонус, бодрое настроение. Иногда интенсивность разовой нагрузки может быть (в отдельных случаях) выше, чем при трудовых операциях (Холодов, Кузнецов, 2007; Матвеев, 2004; Матвеев, 2005).

Для тщательной разработки методических рекомендаций по производственной гимнастике необходимо составить профопрос работников.

Профессиограмма является точным описанием условий процесса трудового процесса. Он определяет условия труда; характер труда, определяемый долей умственной и физической деятельности и подразделяющийся на физический, умственный и смешанный; режим работы.

Методика составления комплекса производственной гимнастики для рабочих учитывает несколько факторов.

В первую очередь учитывает динамику работоспособности человека в процессе труда, с особенностями изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года. Важно влияние возраста и индивидуальных особенностей человека. Также учитываются географо-климатические и гигиенические условия труда на динамику работоспособности специалиста. Характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах (профессиограмма) и использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов с учетом условий, характера и режима также учитывается их работа и отдых. В состав этой методики входят и основные положения методики подбора физических упражнений и оздоровительных мероприятий для борьбы с производственной усталостью, для профилактики профессиональных заболеваний.

План сбора информации для составления упражнений для производственной гимнастики следующий:

Анализ характера труда рабочих.

В состав профессиограммы входит изучение рабочей позы, определение характера и объема труда, регистрация динамики работоспособности в разные смены, степени и характера утомления рабочих, условий окружающей среды, работы в городских условиях или в сельском хозяйстве. Метод исследования включает в себя:

Инструменты исследования: фотографирование и видеосъемка.

Большое значение имеют подбор и последовательность упражнений в комплексе, их доступность для выполнения и дозировка, а также время выполнения в разные смены. При наблюдении и анкетировании следует учитывать следующую информацию: физиологические особенности содержания различных видов труда (рабочая поза и рабочие движения, объем двигательной активности и др.)

Находки

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от гигиенических особенностей, средств труда, условий и организации конкретной деятельности, а также систем психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности. Специфика профессиональной деятельности предъявляет высокие требования к определенным физическим и психофизиологическим качествам человека.

Функциональная надежность предмета труда проявляется в адекватности требований к деятельности, в уровне развития профессионально важных физических и психических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях (Методические рекомендации по проведению производственной гимнастики, 1982; Рафикова, 2007). Функциональная устойчивость организма, работоспособность в производственной среде и окружающей среде, утомляемость определяются общим состоянием физиологических систем, их резервами.

Заключение

Производственная физическая культура (профессиональная физическая культура) входит в систему научной организации труда и представляет собой специфическую деятельность.

Для успешного повышения производительности труда на предприятиях фирмам необходимо применять производственную гимнастику с учетом специфики трудовой деятельности. Комплексы, составленные с учетом анализа характера трудовых категорий работников, способствуют повышению производительности труда.
.

В течение и после рабочего дня производственная гимнастика способствует восстановлению работоспособности и профилактике заболеваний, устранению изменений физического состояния организма, вызванных неблагоприятными условиями труда, профилактике профессиональных заболеваний
.

Ссылки

  • Бакулина Е. Д. (2010). Виды гимнастики как составляющие здорового образа жизни: Теоретико-методические проблемы современного образования. Материалы международной научно-практической конференции (с. 30-33). Москва: Изд-во Российского государственного социального университета.
  • Ерохин С.А. (2016). Производственная гимнастика как важный ресурс здоровьесберегающей деятельности человека. Наука сегодня: теория и практика (стр. 117-120). Вологда: ООО «Маркер»
  • Густомясова Э. (2011). Обеспечение устойчивости профессиональной работоспособности работающих людей в возрасте 35-45 лет средствами физической культуры (кандидатская диссертация) Получено из Диссертационного отдела Российской государственной библиотеки (61 11-13/1099) с. 207.
  • Холодов Ж.В. К., Кузнецов В.С. (2007). Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. Москва: Издательский центр «Академия».
  • Косилина Н.И., Сидоров С.П. (1988). Гимнастика в режиме рабочего дня. Москва: Знание, с. 96.
  • Матвеев, Л. П. (2004). Теория и методика физической культуры. СПб.: Лан.
  • Матвеев Л.П. (2005). Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб.: Лан. Методические рекомендации по проведению производственной гимнастики (1982) / Сборник Всех
  • Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС в г. Свердловске, с. 12.
  • Миронов С. (2006). Государственный служащий: профессиональное здоровье и долголетие. Москва: Принт-Ателье, с. 352.
  • Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. (1985). Производственная физическая культура в трудовом коллективе. Москва: Профиздат.
  • Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. (1993). Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. Москва: Сов Спорт.
  • Никифоров Г.С. (2006) Психология профессионального здоровья. Санкт-Петербург: Выступление.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) №

  • О специальной оценке условий труда. Получено с http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *