Крым история балаклава: Краткая история Балаклавы — города Крыма

Краткая история Балаклавы — города Крыма

Балаклавская бухта – уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна.

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на этой древней земле именуется таврами. Античные писатели характеризуют их как дикий народ, приносящий человеческие жертвы. С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции – о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

В VI веке до н.э началась греческая колонизация Крымского полуострова. В 528г. до н.э. на западе Гераклейского полуострова греки основали город Херсонес. С того времени становится известным греческое название Балаклавской бухты – Сюмболон Лимен («бухта символов» или «бухта предзнаменований»). Во II до нашей эры херсонеситы, истощенные постоянными войнами со скифами, был вынужден просить защиты у владыки Понтийского государства МитридатаVI Евпатора, целью жизни которого было создание Понтийской империи. В 110г. до н.э. в Крым была направлена понтийская армия под командованием полководца Диофанта, который в ходе нескольких кампаний разгромил скифов. Однако у Митридата был очень серьезный и сильный соперник – Рим, который в это же время вел завоевания на Балканах и в Малой Азии. С 89г. по 63 г. до н.э. продолжались «римско-понтийские войны» из которых Рим вышел победителем.

В начале новой эры в истории Балаклавы начался Римский период. В римскую эпоху это был процветающий и мирный край, однако благополучие длилось всего лишь столетие. В середине III веке начинается великое переселение народов, вызванное глобальным похолоданием. Римская империя впала в глубочайший кризис, на полуостров хлынули полчища кочевых племен (самые известные –это готы и гунны). Крыму и Балаклаве, в том числе, необходим был новый союзник и покровитель.

Им стала Восточная римская империя (Византия), которая с начала VI века и вплоть до XIII века определяла судьбу Балаклавской земли. Причерноморская торговля до конца XII века безраздельно находилась в руках византийцев, что очень не устраивало их торговых конкурентов – венецианцев и генуэзцев. Они только и ждали подходящего случая, чтобы устранить соперника. И случай этот представился – им оказался IV крестовый поход в Святую землю. Венецианский флот, перевозивший крестоносцев направился не к Святой земле, а к Константинополю. После захвата и разграбления крестоносцами столицы Византии в 1204 году, ее владения в Крыму перешли под власть Трапезунда, а морская торговля перешла в руки венецианцев. Но их торговая монополия длилась только полвека. Греческое население Крыма и в частности Балаклавы покидало оскверненные католиками земли предков и переселялось под власть единоверных императоров — в Трапезунт и особенно в Никею.

В 1261 году генуэзцы (главные торговые конкуренты венецианцев) заключили военный союз с императором Никеи, который захватил Константинополь, изгнал оттуда «латинян» и восстановил Византию. Генуэзцы получили монопольное право торговать на Черном море.

В 1357 они начали возводить крепость у Балаклавской бухты, которая получила название Чембало (искажение греческого слова Сюмболон).

Одной из первых построек, возведенных генуэзцами недалеко от Чембало является православный храм 12 апостолов, сохранившийся до наших дней.

Несмотря на то, что крепость была важным форпостом Генуи в Крыму, ее положение не было прочным. В 1433 году бунт греческого населения Балаклавы против генуэзской колонизации поддержало княжество Феодоро. Почти год восставшие удерживали крепость и город в своих руках, и только в июне 1434г. шеститысячное войско, прибывшее на судах из Генуи сумело подавить восстание и вернуть Чембало.

В 1453 году под ударами Османской империи пала Византия. После 1453г. генуэзцы были вынуждены платить дань туркам и крымскому хану. Управление генуэзскими колониями в Крыму переходит Банку Святого Георгия. В 1475 году к берегам Крыма прибыла турецкая армада из почти 500 кораблей, с армией численностью в 30 тысяч воинов. Крепость Чембало турки захватили без боя (ее гарнизон во главе с консулом предпочел «ударится в бега»). С этого момента в истории Балаклавы начинается турецкий период. Город получает новое имя «Балык-юве» , что означает «рыбное место, гнездо».

На короткое время летом 1625г. запорожские и донские казаки захватили Балаклаву, но вскоре поторпели поражение в бою с турецким флотом.

В 1771 году Чембало была сдана без боя армии кязя Долгорукова.

В XVIII веке Балаклавская бухта стала первым пристанищем российских кораблей, перебазировавшихся в Крым еще до официального присоединения его к России. Первым русским офицером, занявшимся укреплением Балаклавской бухты стал Федор Федорович Ушаков (в то время командир 16-ти пушечного корабля «Морея»).

В 1774г., подписав с Россией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Турция признала независимость Крыма, а в апреле 1783 года Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма к России.

В годы Крымской войны 1854-1855г. в Балаклаве располагались английские войска. Англичане построили в Балаклаве первую в Крыму железную дорогу. В городке появлялись магазины, гостиницы, увеселительные заведения. По обеим сторонам бухты сооружались пристани.

13(25) октября 1854 г. в Балаклавской долине произошло знаменитое сражение, получившее название Балаклавского, в ходе которого англичане потеряли большую часть легкой кавалерии, в которой служили отпрыски знатнейших фамилий Британии.

14 ноября 1854г на Черном море разразилась невиданной силы буря, которая потопила не менее 30 и нанесла сильные повреждения не менее 40 кораблей союзников и стала причиной возникновения легенды о «золоте Черного принца» и в последствии основании 17 декабря 1923 года Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Литературная известность Балаклавской земли началась с А.С.Пушкина. В сентябре 1820 г путешествие к древнему Георгиевскому монастырю оставит яркие воспоминания в душе поэта. Весьма популярна легенда о посещении Балаклаввы осенью 1840г другим русским поэтом – М.Ю.Лермонтовым на шхуне «Юлия» в сопровождении француженкой возлюбленной Адель Оммер де Гель. В августе 1907 года город посетила известная поэтесса Леся Украинка. Она поселилась в доме актрисы Соколовой. Здесь она прожила полтора месяца, продолжая, несмотря на болезнь (туберкулез), свою литературную деятельность.

Многие известнейшие писатели, такие как А.С.Грибоедов, А.Н.Островский, И.А.Бунин, А.Грин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Максим Горький бывали на Балаклавской земле, хотя не все посвящали ей свои творения. Первым литератором воспевшим Балаклаву был Александр Иванович Куприн, в своем цикле очерков «Листригоны» и рассказе «Светлана». Он прожил здесь с сентября 1904г. по 1 декабря 1905 года , пока не был выслан за свой очерк «События в Севастополе».

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват фашисты бросили 72-ю пехотную девизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника и уже 18 апреля город был освобожден.

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок и одна из секретнейших военных баз в стране. Размещенные здесь субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины.

Сегодня Балаклава становится популярным туристическим местом. Здесь можно совершить экскурсию по живописной бухте, поднятся к развалинам генуэзской крепости, полюбоваться белоснежными яхтами яхт-клуба «Золотой Символ» и отправиться на морскую прогулку к мысу Айя, Свято–Георгиевскому монастырю, гроту Дианы, посетить самые укромные бухточки Балаклавского побережья , спустится с аквалангом в глубины моря и просто искупаться и позагорать.

Однажды посетив Балаклаву, вы обязательно захотите сюда вернутся. А для осмотра достопримечательностей Вы можете арендовать катер и насладиться морской прогулкой по Балаклавской бухте.

ЛЕТОПИСЬ БАЛАКЛАВЫ — Балаклава

VIII в. до н.э. Появление раннетаврского поселения на берегах Балаклавской бухти.
100г. до н.э. Создание первого городского поселения на месте будущей Балаклавы.
145г. н.э. Строительство древнеримского укрепления в районе Кадыковки.
После 275г. н.э. Окончательный вывод римских войск из Балаклавы и других пунктов базирования в Крыму.
V-VII в.в. Строительство на территории современного Балаклавского района укрепленных пунктов византийцев.
1261 год  Заключение договора между Византией и Генуей о передаче генуэзцам монополии в причерноморской торговле и ряда прибрежных территорий, ранее принадлежащих византийцам.
1318 год Создание генуэзской колонии на берегах Балаклавской бухты.
1357 год Начало строительства крепости Чембало.
1380 год Мирный договор между Крымским ханом и генуэзскими колониями, по которому признавались право Генуи и Чембало.
1433 год Народное восстание в чембало против генуэзских колонизаторов. Захват крепости князем Феодоро Алексеем.
4 июня 1434 года Карательная экспедиция генуэзских войск под командованием генерала Карла Ломеллино с целью отвоевания Чембало. Высадка 6-тысячного десанта с 21 генуэзского корабля. Пленение наследного княжича Феодоро, истребление греческого гарнизона города, переход крепости в руки генуэзцев.
1444 год Принятие Устава генуэзских колоний в Крыму.
1453 год Взятие турками Константинополя, гибель Византии, закрытие черноморских проливов для торгового судоходства. Начало агонии генуэзских колоний.
1463 год Начало капитальной реконструкции сооружений Чембало.
1467 год Завершение реконструкций крепости.
1474 год Посещение Чембало великим русским путешественником Афанасием Никитиным, автором книги «Хождение за три моря».
1475 год Завоевание Крыма Турцией. Уничтожение генуэзских колоний и княжества Феодоро. Превращение Чембало в турецкую крепость Балаклаву.
1578 год Посещение Балаклавы послом польского короля Мартином Броневским, оставившим описание города.
1625 год Кратковременный захват Балаклавы запорожскими и донскими казаками.
1665 год Посещение Балаклавы выдающимся турецким путешественником и писателем Эвлией Челеби, оставившим описание города.
1773 год Балаклавское морское сражение между силами турецкого и русского флотов.
1774 год Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, по которому Турция теряет свои владения в Крыму (в том числе Балаклаву), а Крымское ханство объявляется независимым государством.
1776 год Создание Балаклавского греческого батальона из числа греков-повстанцев, переселившихся в Балаклаву с островов Эгейского архипелага.
1783 год Присоединение Крыма к России.
1784 год Создание коммерческого порта в Балаклаве.
1787 год Посещение Балаклавы Императрицей Екатериной ІІ.

1854-1856г.г. Оккупация Балаклавы британскими войсками. Создание на ее территории главной базы британской осадной армии. Строительство первой в Крыму железной дороги и прокладка по дну Черного моря телеграфного кабеля до Варны.
1870-1914г.г. Развитие Балаклавы как модного курорта и литературной мекки.
1921 год Создание агрофирмы «Золотая Балка» — национального достояния Украины. Создание Экспедиции Подводных Робот Особого Назначения (ЭПРОН).

1926 год Строительство первой в мире междугородной трамвайной линии Севастополь – Балаклава.
1931 год Строительство первой в СССР ветровой электростанции на Каранских высотах.
1936-1939г.г. Создание Балаклавского рудоуправления им. М.Горького.

6 ноября 1941 года Начало обороны Балаклавы от немецко-фашистским захватчиков.
18 апреля 1944 года Освобождение Балаклавы от немецко-фашистским захватчиков.
1961-1992г.г. Дислокация дивизии подводных лодок ЧФ. «Закрытие» города, создание хранилищ для ядерного оружия, строительство подземного завода и склада ГСМ.

 

1991-1994г.г. Вывод базы подводных лодок и ядерных боеприпасов. Начало гражданского периода развития экономики Балаклавы.
1992 год Создание базы морских пограничных сил Украины.
1994 год Открытие послами России, Великобритании, Франции, Италии и Турции в Балаклавской долине международного «Символа – монумента памяти павших и в знак примирения потомков».
1995 год Проведение выездного заседания международного «Трейд-клуба» с участием 75 дипломатов из 43 стран мира.
1996 год Посещение поля Балаклавского сражения периода Крымской войны наследником британского престола Принцем Чарльзом.
С 1999 года Ежегодное проведение международного яхтингового ралли «Кайра»
2004 год 2500 лет Балаклаве
2014 год принятие Закона города Севастополя 17-ЗС от 03.06.2014 г. «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе»- Образование внутригородского муниципального образования Балаклавский муниципальный округ

 

Балаклавская битва | Музей национальной армии

Крымская война

Балаклавское сражение произошло во время Крымской войны (1854-56) 25 октября 1854 года. Оно стало свидетелем одного из самых известных полевых подвигов, Тонкой Красной Линии, и одной из самых позорных ошибок в военной истории, Атака легкой бригады.

Атака тяжелой бригады, Балаклава, 1854 г.

Атака тяжелой бригады, Балаклава, 1854 г.

Предыстория

После битвы на реке Альма в сентябре 1854 г. британские, французские и османские войска начали осаду российской военно-морской базы Севастополь. Осадные рубежи, отходившие к своей базе у Балаклавской гавани, проходили через две долины и гряду и были уязвимы.

Пытаясь воспользоваться этим, русские планировали прорвать позиции британцев, а затем захватить базу.

«Панорама укрепления союзных армий перед Севастополем» 1855

«Панорама укрепления союзных армий перед Севастополем» 1855

Начало битвы штурм северо-восточнее Балаклавы.

Его войска захватили ряд турецких позиций на высотах, выходящих на дорогу между Балаклавой и линиями осады союзников в Севастополе.

900:02 В то же время они захватили несколько британских морских орудий, расположенных на возвышенности.

В ответ британский командующий, фельдмаршал лорд Раглан, приказал части войск, атакующих Севастополь, оставить свои позиции и поддержать численно превосходящих защитников.

Генерал-лейтенант Павел Липранди, 1854 г. Командовал русскими войсками под Балаклавой

Тонкая красная линия, 1854 г.

Тонкая красная линия, 1854 г. был заблокирован 93-й (Хайлендский) пеший полк. Традиционно пехота, столкнувшаяся с атакой, строилась в квадрат глубиной в четыре ряда. Но горцы применили нетрадиционный подход, сделав вместо этого две линии.

Перед лицом приближающихся русских коней командующий горцами генерал-майор сэр Колин Кэмпбелл сказал своим войскам: «Здесь отступления нет, бойцы. Ты должен умереть на месте». Они дали два дисциплинированных залпа по наступающему противнику, который отбросил русских назад.

«Они бросились к этой тонкой красной полосе со стальным наконечником».



Журналист Уильям Говард Рассел, наблюдающий за боем ,
1854 г.

Атака тяжелой бригады, 1854 г.

Атака тяжелой бригады, 1854 г.

Атака тяжелой бригады

Тяжелая бригада, выдвигаясь на поддержку горцев, перехватила отступающую русскую кавалерию.

800 британских всадников значительно превосходили численностью 3000 русских кавалеристов. Но видя, что их враг остановлен и уязвим для нападения, они все равно бросились в гору. Их продвижение было немногим быстрее рыси и длилось всего 10 минут, но это привело русских всадников в беспорядок.

«Я получил трещину в голове с одного заряда, но медный котел устоял, и моя голова лишь слегка ушиблена».



Майор Уильям Чарльз Форрест после атаки тяжелой бригады ,
1854 г.

Шлем, который носил майор Уильям Чарльз Форрест во время атаки тяжелой бригады, 1854 г.

Горн, использовавшийся для подачи звука в атаку тяжелой бригады, 1854 г.

Приказ о начале атаки легкой бригады, 1854 г.

‘Кавалерии быстро продвигаться вперед’

Чтобы помешать русским перемещать захваченные ими ранее орудия, лорд Раглан отдал легкому отряду приказ отправиться и забрать их. Он все еще ждал прибытия подкрепления из Севастополя, поэтому легкие всадники были единственными доступными ему войсками.

Но командиры кавалерии, у которых не было обзора Раглана на поле боя, не знали, к каким орудиям относится его приказ . Более того, они могли видеть только русскую артиллерийскую батарею в конце хорошо укрепленной долины.

«Лорд Раглан желает, чтобы кавалерия быстро продвигалась вперед, следовала за врагом и старалась не дать врагу унести орудия. Войска конной артиллерии могут сопровождать. Французская кавалерия слева от вас. Немедленный.

Р. Эйри».



Приказ, который начал Атаку легкой бригады ,
1854 г.

Атака легкой бригады, 1854 г.

Атака легкой бригады, 1854 г.

Атака легкой бригады

В ответ на их приказы легкая бригада начала атаку, но не на те артиллерийские батареи. Они проскакали под огнем русской артиллерии с трех сторон и дальше в «Долину смерти», неся при этом большие потери.

Некоторым всадникам удалось добраться до русских орудий в конце долины, и они даже заставили людей, управлявших ими, отступить, прежде чем атаковать русскую кавалерию за ней.

«Мы продвигались вниз постепенным спуском более чем на три четверти мили, при этом батареи изрыгали на нас снаряды и ядра, круглые и картечь, с одной батареей на нашем правом фланге, другой на левом, и на всех промежуточных участках. прикрыты русскими стрелками».



Лорд Кардиган, рассказывая об атаке легкой бригады на парламент ,
1855 г.

Меч, использованный майором Томасом Эверардом Хаттоном во время атаки, 1854 г. Хаттону прострелили обе ноги, а его лошадь была ранена 11 раз

Шпоры, которые носил рядовой Уильям Сьюэлл, 1854 г. ему в голову вставили тарелку.

Выжившие в атаке легкой бригады, 1854 г.

Выжившие в атаке легкой бригады, 1854 г.

Отступление

После ожесточенных боев остатки легкой бригады были вынуждены отступить от орудий. Они вернулись обратно через «Долину смерти», прежде чем оказались в безопасности. К счастью, их возвращение обеспечила французская кавалерия, очистившая от русских северную сторону долины.

Хотя подкрепление из Севастополя уже было переброшено и было готово начать штурм высот, никаких дальнейших действий предпринято не было.

Битва закончилась стратегическим тупиком, когда русские контролировали высоты и дорогу, но Балаклава все еще находилась в руках союзников. К сожалению, владение дорогой русскими значительно усложнило снабжение сил, осаждающих Севастополь, в страшную зиму.

Воздействие

Около 260 человек из 673 легкой бригады были убиты или ранены, потеряно 475 лошадей.

Всего британские потери составили около 615 человек. Русские потери были примерно такими же.

Dawn

Битва начинается

9.15 утра

Тонкая красная линия

9.30

Заряда с тяжелым бригадом

10,45:

Атака легкой бригады

Полдень

Отступление

Куртка, которую носил сержант Фредерик Пик во время атаки легкой бригады, 1854 г.

Куртка, которую носил сержант Фредерик Пик во время атаки легкой бригады, 1854 г.

Фредерик Пик в преклонном возрасте, одетый в пальто из атаки легкой бригады

Выживший

Сержант Фредерик Пик (1828-1906) из Дублина был одним из выживших во время атаки легкой бригады на Балаклаву.

В бою попал под артиллерийский обстрел и сломал руку. Чтобы обработать рану, его пальто пришлось срезать. Он хранил его до конца своей жизни.

Как и многие крымские ветераны, Пик после войны искал благотворительную помощь.

Выжившие после кавалерийских атак под Балаклавой в 1887 году

Выжившие после кавалерийских атак под Балаклавой в 1887 году

Наследие

Гибель легкой бригады была одной из самых зрелищных военных катастроф Великобритании. Его помнят из-за популярного стихотворения Альфреда Лорда Теннисона «Атака легкой бригады», написанного через несколько недель после битвы.

Спустя годы Теннисон также написал «Атаку тяжелой бригады», чтобы собрать деньги для крымских ветеранов, многие из которых жили в нищете. По тем же причинам Редьярд Киплинг написал «Последнего из легкой бригады» в 189 г.0, чтобы повысить осведомленность о трудностях, с которыми сталкиваются ветераны.

«Вперед, Легкая Бригада!
«Атака на пушки!» Он сказал:
В долину Смерти
Ехали шестьсот.



Альфред, лорд Теннисон, Атака легкой бригады ,
1854 г.

Крымская война
1800-е годы
Великие битвы
Основы школы

Осада Балаклавы

Этот документ был очень любезно предоставлен в Victorian Web Дэвидом Стюартом из Колледжа Хиллсдейл, штат Мичиган; это было взято с веб-сайта колледжа. Авторские права, разумеется, остаются за доктором Стюартом. — Марджи Блой, доктор философии, старший научный сотрудник,
Национальный университет Сингапура.

17 ноября 1854 г.

Глубокий мрак опустился на лагерь, отчасти вызванный сожалением о потере
столько храбрецов в битве при Инкермане,
отчасти из убеждения, что осаду необходимо снять. я считаю, что это
Среди мужчин она распространилась даже больше, чем среди офицеров. Думающая часть
из нас с тревогой ждут идеи потратить
зима в этом месте, так как наши запасы уже начинают заканчиваться,
а дороги в таком состоянии, что комиссариату крайне трудно
в доставке нашей еды из Балаклавы. Не мигает тот факт, что мы, кто
осаждают Севастополь, сами являемся осажденной армией и живем в постоянном
состояние тревоги, чтобы не атаковали наш тыл. Огонь французов и
Английские батареи, которые, когда я приехал сюда, держались с большим воодушевлением,
теперь сошли почти на нет.

Работа для английских войск здесь ужасно тяжела и убивает
люди; больше всего стараются так называемые прикрывающие партии-крупные тела
мужчин каждую ночь сгоняют в окопы и остаются там 24
часов, чтобы помешать русским войти в батареи и наколоть орудия.
Какой бы ни была погода, мужчины должны оставаться, и, поскольку их одежда
очень недостаточен, мужчины иногда полумертвые от простуды. Ничего подобного
можно зажечь костер, как это тотчас навлечет на нас огонь русской
батареи… Состояние окопов в дождливую погоду превосходит всякое описание;
густая липкая грязь почти на фут глубиной, и в ней мужчинам приходится лежать, как
вид их голов над бруствером в дневное время был бы сигналом к
ливень дроби и снарядов… Мы теряем четыре-пять в день по тому, что ставится
в отчетах как холера, но это не что иное, как судороги, вызванные ложью
в сырости и холоде.

Пока я живу, я никогда не забуду тот ужасный день
шторм, уничтоживший так много наших кораблей. Я был в окопах, в
заряд из 150 человек примерно в пяти милях от нашего лагеря. Около восьми часов в
ночью, когда мне пора было идти домой, пробыв там 24 часа, я нашел
мужчины ужасно устали и начали сильно сомневаться, смогу ли я когда-нибудь
быть в состоянии вернуть их домой. Крайняя сила ветра прекратилась, но
Снег шел быстро, темно, как смоль, и дорогу было трудно найти. Однако,
ничего не оставалось делать, как попытаться; мы были в пути четыре часа, и почти
потеряли наш путь. Снег и ветер били нам в лицо всю дорогу, и в какой-то момент
Мне пришлось остановить мужчин и произнести им короткую речь, в которой я сказал им, что
любой, кто выпал, должен был лежать и умирать при падении, так как я не мог остановиться
помочь любому.

Это побудило их продолжать борьбу, и я привел их всех в лагерь; мне нужно
Никогда не забывай сцену, когда я туда попал. Снег прекратился, но ветер
все еще сильно дует; все палатки в полку (кроме десяти) были сняты,
и люди, пытающиеся укрыться под мокрым брезентом, пока он лежал
на земле; 160 человек заболели в тот день и лежали в тесноте
в больничных палатках, которые целиком снесло ветром, и больные
и умирающие лежали под ними, с лошадьми, сорвавшимися во время
буря, скачущая о. В ту ночь погибло 10 человек нашего полка. ..

Среди мужчин вечный разговор: «Почему они не позволяют нам нападать?»
Но инженер-механик сказал мне на днях, что три недели назад мы могли
атаковали с успехом, но у нас не было достаточного количества людей
сделать это, и теперь, когда подошло подкрепление, было
слишком поздно, так как улицы были забаррикадированы, стены проделаны бойницами и т.
приготовления, сделанные так, чтобы уничтожить армию. Мы могли бы перезимовать здесь, если бы получили
огромный запас дров и фуража, но если обстоятельства складывались неблагоприятно
вся армия может быть уничтожена. Я хочу, чтобы мы все были в безопасности на другой стороне
Черного моря, и это, уверяю вас, общее ощущение в
лагерь…

22 декабря 1854 г.

Наша жизнь так уныла, что иногда я удивляюсь, как я могу заполнить
письмо. Мы ковыляем в окопы через день или ночь, и в
утром или вечером медленно ковылять назад с одним или двумя несчастными людьми
убит или ранен. Мы приобретаем походку, которую я назвал переваливанием от скользкости
земли и количество одежды, которую мы должны нести.

17 января 1855 г.

Отсутствие транспорта унесло больше жизней и причинило больше страданий, чем все другие ошибки вместе взятые. Я видел, как наши люди, вернувшись из окопов и едва успев поесть бисквита и кофе, посылались в Балаклаву за пайками, теплой одеждой, одеялами и т. д. Они возвращались ночью после 14-мильного пути. топают по грязи и падают на пол своих палаток, как будто они были мертвы, настолько истощены, что даже если бы их обед был приготовлен для них, многие из них не смогли бы съесть ни кусочка. На следующее утро, вероятно, одна треть из них окажется в госпитале, а остальные отправятся в окопы на следующий вечер.

На следующий день после Инкерманского сражения и даже
до этого всякий здравомыслящий человек мог предвидеть, что Севастополь
не будет падать месяцами, и что мы должны провести там зиму. Несмотря на это,
не было сделано ни одной подготовки. Если бы каждый полк был снабжен
2-300 коротких шестов и несколько саперных инструментов, могли бы и сами укрыться
через неделю.

Я не думаю, что было куплено ни одного мула, хотя даже в хорошую погоду мы были очень скудно снабжены и жили впроголодь, никогда не имея возможности добыть более чем на один день пайка. Тем не менее, учитывая, что все побережье Малой Азии изобилует пони и ячменем в пределах 48 часов плавания от нас, а суда, которые могут привезти более 300 за каждый рейс, стоят в гавани, едва ли можно поверить, что не было привезено ни одного животного. Наша кавалерия должна была возить сухари, от этого занятия погибало около 20 лошадей в день. Примерно в начале декабря прибыло 250 мулов, множество полуголодных умирающих животных, жестоко избитых поляками, болгарами, татарами и всякой нечистью. Какой контраст у французских животных! Они проходят мимо нашего лагеря сотнями длинных цепочек в день, они идут в ряд, каждый мул такой толстый и лоснящийся, как домашнее животное, и бодро шагает вперед. На каждые три мула приходится французский солдат, который болтает со своими мулами, как будто они его друзья. Это только один из пунктов, в котором они нас обыграли; он во всем одинаковый…

Если бы я попытался написать обо всех ошибках и промахах, сделанных в нашей
разные отделы здесь, я должен заполнить сносный объем. Они бесконечны.
Те, кто в медицинском отделе, хотя
не хуже других, страшнее по своим последствиям. Врачи будут
рассказать вам, как они были внезапно заказаны на борту
корабль на 300 человек через Черное море; как мужчины будут лежать на
твердые доски во всех формах холеры, дизентерии и лихорадки, без единого атома
лекарства, чтобы дать им, и два или три пьяных пенсионера, чтобы сопровождать их.
Утром врачи и пенсионеры выбирали умерших.
из живых, и выбрасывая их за борт…

11 июня 1855 г.

Из всех ужасных мест в мире я думаю, что батарея под палящим солнцем и сильным огнем самая ужасная. Нет волнения личного конфликта; вы чернеете от дыма, а жара и шум почти невыносимы. Тогда характер ран так ужасен; вы видите людей, разрубленных на куски круглой пулей или взорванных снарядом, так что не осталось и следа от человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *