Левша в советском союзе: Зачем в СССР переучивали левшей? | Образование | Общество

Зачем в СССР переучивали левшей: выяснилось причина

Примерно до середины 1980-х годов Советского Союза почему-то считалось, что люди-левши «не такие», и их обязательно нужно переучить пользоваться правой рукой.

Видео дня

Это сполна ощутили на себе те, кто учился в школе до того времени, отметил белорусский блогер Максим Мирович. О том, как и зачем в СССР переучивали левшей, он рассказал на LiveJournal.

Как переучивали левшей

По словам Мировича, для этого в школах СССР использовались разные методы, которые могли варьироваться в зависимости от настроенности педагогов. Так, где-то на левшу просто могли «воздействовать морально», а где-то «буквально привязывали левую руку ребенка к стулу», чтобы во время урока он пользовался только правой. Также левшам доставалось по рукам указкой – если они упорно продолжали писать левой рукой.

«Переучивать левшей заставляли также и родителей, для этого предлагались следующие методы: в то время, когда ребенок делал уроки, на левую руку ему следовало надеть плотную варежку и запретить ее снимать. Также предлагалось плотно забинтовать ученику пальцы левой руки», – привел пример блогер.

Для чего переучивали

Во-первых, советская доктрина не предполагала существование кого-то, кто будет хоть чем-то отличаться от остального сообщества, отмечает Мирович. Он подчеркнул, что в разные годы в СССР буквально унижали левшей, длинноволосых, «стиляг» и хиппи – просто потому, что они были «не такие».

«Официальной» же причиной переобучения левшей было то, что предметы окружающего мира созданы для правшей, поэтому тем, кто пользуется левой рукой, в нем будет жить очень сложно. Для примера называлось письмо чернильной ручкой – слева направо писать левой рукой и при этом не размазать написанный текст было непросто.

Еще одна причина переучивания, о которой широко не распространялись, говорит Мирович, была связана со службой в армии.

«Затворы автоматов расположены с правой стороны, туда же вылетают стреляные гильзы. Если автомат возьмет левша, то при стрельбе гильзы будут лететь прямо в лицо, что сделает службу в армии сложной, если вообще возможной», – пояснил блогер.

Чем все закончилось

«Переучивание» левшей имело однозначно негативное влияние на их психику. Так, дети чувствовали себя в чем-то виноватыми, нередко становились «изгоями» в классе и начинали плохо учиться из-за того, что им постоянно приходилось бороться с «вредной привычкой». У многих левшей, подвергшихся советским методам «перевоспитания», возникали также бессонница, заикание и нервные тики (гиперкинез).

«Научные исследования показали, что полностью переучить левшей невозможно – правое полушарие мозга является у них ведущим (у правшей – левое), переделать это нельзя. Более-менее после «переучивания» удалось адаптироваться лишь части левшей – хотя чаще всего они не становились «полными правшами», а лишь одинаково начинали владеть как правой, так и левой рукой», – подытожил Мирович, добавив, что «переучивание левшей» в 1986-м году в СССР отменили.

Ранее OBOZREVATEL рассказывал:

  • о школьной форме в СССР – как она выглядела и почему стала такой популярной в современное время.

  • О том, чем кормили детей в СССР – были названы блюда, которые ассоциируются с детством.

  • А также, о вещях, которые запрещали в советских школах. Тех, кто игнорировал строгие правила, в СССР наказывали.

Почему нельзя было писать левой рукой в советских школах, почему переучивали левшей в Советском Союзе?

В советское время писать левой рукой было нельзя. Это считалось неправильным, и школьников переучивали. В международный день левшей вспоминаем, как «ломали» таких детей в СССР.

Анна Залесская

Отношение к левшам всегда было неоднозначным. Им приписывали какие-то необычные способности, считали странными, относились с подозрением. В древней Греции и Индии леворуких людей любили, считали приближенными к богам. В Европе относили к неумехам, неспособным выполнить даже самую простую работу. В Германии леворуких девушек не брали в жены, а в Японии, если муж узнавал, что жена его левша – имел полное право развестись с ней.

Содержание статьи

Левши в России

В древние времена левшей считали на Руси колдунами и нечистыми, в XVIII веке Петр I запрещал левшам свидетельствовать в суде. В СССР в колдунов и злых духов не верили, но левшей все же активно переучивали. Мы попробовали разобраться, почему.

Почему левшей переучивали? 

Считалось, что левшам в будущем будет тяжело работать, потому что очень много предметов, которые нас окружают (автомобили, музыкальные инструменты, медицинское оборудование) производят под правую руку.

В прописях и тетрадях писали перьевыми ручками, а для левшей это был настоящий ад – чернила размазывались под левой рукой, которая шла вслед за буквами, не успевая высыхать. Грязь была страшная, и учителя ставили двойки и колы. 

Еще одна популярная версия переучивания левшей в советских школах была связана с армией. Якобы, затворы автоматов расположены с правой стороны, туда же вылетают гильзы, поэтому если автомат взял бы в руки левша, при стрельбе гильзы полетели бы ему прямо в глаза. Так служить в армии было бы невозможно. 

К тому же советская доктрина не предполагала существование кого-то, кто будет хоть чем-то отличаться от остальной массы. Чтобы леворуким людям в жизни было удобнее, их переучивали. Для того, чтобы переучить левшу, в школах использовали разные методы воздействия, всё зависело от конкретного педагога. Иногда детей просто просили пользоваться правой рукой во время письма, и этого было достаточно. Иногда левую руку ребенка привязывали к стулу, бывали случаи, что били указкой и ставили двойки ну и, конечно, не обходилось без помощи родителей. 

Педагоги давали задания, писать по полчаса в тетрадях только правой рукой. На левую нужно было надеть варежку и не давать её снимать ребенку, пока не закончит все письменные задания. Вместо варежки можно было забинтовать детские пальчики, чтобы ребенок не мог взять в руки ручку.  

Некоторым детям таким образом удавалось приобрести дополнительный навык писать обеими руками одинаково красиво и аккуратно. А у кого-то навсегда остался кривой и неразборчивый почерк и воспоминания о пролитых слезах над смазанными чернилами в прописях. 

Конец мучений

В 1985 году Министерство здравоохранения СССР издало официальный документ в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей. С этого момента в отечественных школах левшей больше не переучивали.

Что специалисты говорят о левшах? 

Как показала практика, переключать ребенка с левой руки на правую равносильно физическому и эмоциональному насилию. Дети могут начать страдать от депрессии, страхов, нарушения сна. Такая детская травма может оказывать влияние на человека всю жизнь. Если и проводить подобную коррекцию, то делать это лучше в самом юном возрасте, но вопрос в том, зачем вообще это делать? 

Наблюдения за «переучиваемыми» левшами выявили однозначно негативное влияние на их психику — левши чувствовали себя в чем-то виноватыми, нередко становились изгоями в классе и начинали плохо учиться из-за того, что им постоянно приходилось бороться с «вредной привычкой». У детей могла возникать  бессонница, заикание и нервные тики. Наукой доказано, что человек, родившийся с этой особенностью, не может быть полностью переучен. 

Левши творчески более одарённые? 

Никаких научных доказательством о творческом превосходстве нет. Мнение о предрасположенности к творчеству левшей связано с тем, что в отличие от правшей, у левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за образный и пространственный интеллект, в то время как левое полушарие – за логику. На самом деле леворукость вовсе не означает доминантность правого полушария, многие психические функции у левшей могут контролироваться ведущим левым полушарием.

Среди выдающихся личностей в науке и искусстве, действительно, большое количество леворуких, но их количество не превосходит правшей. Процесс обработки речи у левшей протекает так же, как у правшей. Кроме того, само разделение функций мозга в соответствии с его полушариями достаточно условное, и многие процессы, связанные, например, с аналитикой, могут задействовать оба полушария.

Кстати, историки считают, что всего пару тысяч лет назад левшой рождался каждый третий ребёнок, а сейчас леворуких людей осталось только 15% от всего населения.

Wrong Hand/Wrong Children: Образование левшей в Советском Союзе

Воспитание левшей в Советской Латвии (1945 – 1991), а также в Советском Союзе в целом считается terra incognita , потому что советская идеология в образовании не предусматривала ни особого отношения, ни особых педагогических стратегий работы с леворукими детьми, имеющими, как указывалось тогда, «патологию правой руки».

В настоящее время очень сложно найти исторические источники по исследуемой теме – об особенностях левшей и особенностях их обучения и обучения, так как это не обсуждается ни в учебниках по педагогике, ни по психологии и физиологии, предназначенных для будущие учителя или другие издания, посвященные проблемам образования, изданные в советский период. Однако в советском обществе господствовало мнение, что леворукость – это недостаток, который необходимо как можно быстрее преодолеть, чтобы школьник успешно включился в общеобразовательный процесс. Имеются статистические данные, созданные советской пропагандой, которые «доказывают», что преступниками чаще всего становятся левши, что они обладают гомосексуальными наклонностями и различными психическими заболеваниями. Поэтому и в Советском Союзе, и в Советской Латвии господствовало мнение, что школы и дошкольные учреждения должны делать все, чтобы научить детей пользоваться «правильной» рукой – до 9 лет.0003 год перестройки год в Советском Союзе произошла массовая ломка детей-левшей. Позиционные заявления изменились лишь во второй половине 80-х годов 20-го века -го -го века — Минздравом СССР в 1985 г. и Минобразованием в 1986 г. было принято решение о прекращении ломки леворуких детей в школах. Однако следует признать, что убежденность учителей в вреде использования левой руки сохранялась еще долго после принятия этих законов.

Вышеизложенное позволяет объяснить дисциплинирование тела леворукого ребенка в советской школе, выражавшееся также в использовании различных методов (в том числе насильственных) принуждения ребенка к письму и использованию в других формах и действиях его права рука вместо ведущей левой руки. При анализе воспитания детей-левшей в Советском Союзе необходимо учитывать, что тоталитарная идеология, поддерживавшая Советский Союз, претендовала на получение абсолютной власти с помощью скрытых механизмов, с помощью которых традиционные политические и культурные элементы насильственно модифицировались, что существенно повлияло на образовательные процессы в целом. Также в процессе ломки детей-левшей применялись скрытые механизмы – они не раскрывались публично и игнорировались особенности развития таких детей.

Образовательный процесс во всем Советском Союзе был идентичен, т. е. педагогические теории и методы экспортировались из центра во все советские республики. Таким образом, данные, полученные при анализе обучения детей-левшей в советской Латвии, теоретически можно было обобщить и отнести ко всему Советскому Союзу. Однако исследователи предполагают, что, возможно, в ходе исследования будут обнаружены некоторые образовательные особенности, характерные именно для культурной среды Латвии.

 

Исследовательские вопросы:

Каким образом в советской Латвии применялась ломка детей-левшей в период с 1962 года до распада Советского Союза в 1991 году?

Можно ли констатировать некоторые культурно-социальные особенности воспитания левшей в советской Латвии?

Метод

Смешанное исследование, включающее анализ педагогической литературы советского периода, опрос левшей, получивших образование в советской Латвии в период с 1962-1991, а также 6 биографических интервью с респондентами, получившими образование в советский период, в 2014 — 2015 гг.
Выборка опроса построена на основе случайного отбора, когда исследователи обращались к разным аудиториям, в которых могли быть левши, посещавшие школу в советское время. Других критериев отбора для участия в исследовании не было. С респондентами также обращались через социальные сети, например, Facebook и Twitter. Всего анкету опроса заполнили 63 человека. Анкета была анонимной, и полученные результаты будут использоваться только в обобщенном виде для обеспечения достоверности данных. Результаты анкетирования статистически обрабатываются с помощью программы SPSS.
Педагогическая литература и материалы интервью интерпретируются на основе теории дисциплинирования тела.

Ожидаемые результаты

При анализе педагогической литературы советского периода складывается впечатление, что левшей в Советском Союзе просто не было. Одна из причин этого явления коренится в культурно-исторических предрассудках против использования доминирующей левой руки как таковой. Во многих культурах преобладает убеждение в том, что правая рука является «правильной». Позиционные заявления советской педагогики о борьбе с суевериями и предрассудками не истребили их, а наоборот, советская пропаганда даже усилила предрассудки в отношении леворуких детей.
Вторая причина коренится в представлениях советской науки о наследственности, а именно о непризнании наследственности. В основе советской науки лежало антропологическое понимание человека как tabula rasa, что позволяло объяснить всесилие советской педагогики и непоколебимую веру в возможность из каждого ребенка воспитать подлинного члена социалистического общества. Ребёнок-левша в рамках этой образовательной концепции воспринимается как несовершенное, неразумное существо, которое должно быть дисциплинировано и должно подчиняться социальному заказу, основанному на официальной идеологии.
Третья причина — характерная для советской педагогики ориентация на коллективные, а не индивидуальные потребности. Таким образом, характерной чертой советской педагогики был нормативизм и ориентация на унификацию вместо выделения конкретного.
Авторитарная власть общается со своими гражданами двумя способами — запугивая и убеждая. В советском образовательном процессе в школе дисциплинировали не только ум, но и тело – в учебниках, предназначенных для учителей и учащихся, есть строгие указания о том, как воспитывать юного советского гражданина, и никаких отклонений от нормы, в том числе с использованием левой рука для письма, соответствовала этому изображению.

Ссылки

1. Арендт Х. (1951) Истоки тоталитаризма, Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.
2. Баадер М. С., Эссер Ф., Шреер В. (2014) Kindheiten in der Moderne. Eine Geschichte der Sorge, Франкфурт, Нью-Йорк: Кампус.
3. Бертран П. М. (2001) Histoire des gauchers: Des gens à l’envers, Albury: Imago.
4. Бюлер-Нидербергер Д. (2011) Lebensphase Kindheit. Theoretische Ansätze, Akteure und Handlungsräume, Вайнхайм, Базель: Ювента.
5. Кэш, Т. Ф. и Прузински Т., ред. (2002). Образ тела: Справочник по теории, исследованиям и клинической практике. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
6. Дюркгейм Э. (1956) Образование и социология, Иллинойс: Free Press.
7. Джеймс А., Дженкс К., Праут А. (1998). Теоретизируя детство, Кембридж: Polity Press.
8. Кестере И., Крузе А. (ред.) (2013) История педагогики и педагогических наук в странах Балтии с 1940 по 1990 год: обзор. Рига: РаКа.
9. Рассел Б. (2009) Образование и социальный порядок, Routledge Classics.
10. Шапиро С.Б. (1999). Педагогика и политика тела: критическая практика. Нью-Йорк: Гарленд.
11. Квортруп Дж. (1994). Вопросы детства: социальная теория, практика и политика, Англия: Эйвбери.

Какие президенты были левшами?

Определить, какие именно президенты были левшами, — сложная задача, потому что в 18-м и 19-м веках (и даже в начале 20-го века) леворукость считалась инвалидностью. Родители и учителя боролись за искоренение любых признаков леворукости у своих детей и учеников, и это «состояние» редко длилось дольше детства.

Таким образом, если какие-либо президенты были левшами до 20-го века, мы никогда не узнаем, потому что они, возможно, были вынуждены отказаться от своих естественных инстинктов в молодом возрасте.

Изучение президентов-левшей обнаруживает интересную связь между тем, чтобы быть левшой и стать президентом.

Президенты-левши

Хотя определить, какие президенты были левшами до 20-го века, сложно, известно по меньшей мере о шести президентах, которые были левшами.

Реклама

Джеймс Гарфилд

Есть основания полагать, что Джеймс Гарфилд был левшой. Популярные истории гласят, что он мог писать на латыни правой рукой и на греческом левой рукой одновременно.

Таким образом, насколько можно судить по записям, Джеймс Гарфилд был первым президентом-левшой в Соединенных Штатах. К сожалению, помимо того, что Гарфилд был одним из меньшинства президентов-левшей, он также был одним из четырех президентов, которые были убиты. Он прослужил всего четыре месяца в 1881 году, прежде чем был застрелен и умер через два месяца от ран.

Herbert Hoover

Следующим президентом, которого считали левшой, был Герберт Гувер, который работал с 1929-1933. Гувер, наиболее известный своими попытками избавить страну от проблем Великой депрессии, на самом деле потерпел неудачу в своих попытках помочь Соединенным Штатам и в результате проиграл выборы 1932 года.

Реклама

Джеральд Форд

Работая с 1974 по 1977 год, Форд был первым человеком, который занимал посты вице-президента и президента, но не был избран ни на одну из этих должностей. Он стал вице-президентом в соответствии с 25-й поправкой к Конституции, а затем стал президентом, когда Ричард Никсон ушел в отставку. Хотя Форд считался левшой, он говорил: «Сколько себя помню, я был левшой, когда сидел, и правшой, стоя».

Джордж Х.У. Буш

Буша-старшего, возможно, лучше всего помнят за его внешнюю политику во время его пребывания у власти с 1989 по 1993 год. Он руководил военными действиями как в Панаме, так и в Персидском заливе, видел и распад Советского Союза, и Берлинскую стену. Буш-старший также является последним президентом, который был ветераном Второй мировой войны.

Реклама

Билл Клинтон

Победив Буша на выборах 1992 года, некоторые могут подумать, что Клинтона будут помнить только за печально известный сексуальный скандал или его импичмент, который в конечном итоге был оправдан. Однако, когда Клинтон покинул свой пост в 2001 году, он получил рейтинг одобрения 66%, что было самым высоким рейтингом среди всех президентов со времен Второй мировой войны.

Барак Обама

Барак Обама — гордый левша. Подписывая учредительные документы 20 января 2009 года, он пошутил: «Правильно, я левша, привыкай!» За время своего пребывания на посту президента он подписал как Закон о восстановлении и восстановлении в должности в Америке, так и Закон о защите пациентов и доступном медицинском обслуживании. 8 октября 2009 года он был назван лауреатом Нобелевской премии мира 2009 года.

Президенты, которые были амбидекстрами

По крайней мере три президента были «амбидекстрами», то есть они могли писать обеими руками. Хотя его часто называют левшой, технически Джеймс Гарфилд является одним из них. Двое других — Гарри С. Трумэн и Рональд Рейган. Сообщалось, что Трумэн и Рейган были полностью левшами, но в раннем возрасте были вынуждены поменяться, вполне возможно, из-за старомодных убеждений, что леворукость — это инвалидность.

Реклама

Известные тенденции

Заметили что-нибудь интересное в приведенном выше списке? Если проследить леворукость президентов до ХХ века достаточно сложно, то в последние годы подавляющее число руководителей страны были левшами.

Из последних 14 президентов страны семеро были либо левшами, либо амбидекстрами. Оценки числа левшей в мире колеблются от 10 до 12%. Поэтому число президентов-левшей намного превышает норму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *