Машины и экология: Экология автомобиля, или Как избежать проблем с экологической милицией — Татцентр.ру

У машин обнуляется экология – Газета Коммерсантъ № 68 (7269) от 19.04.2022

Из-за влияния спецоперации на Украине на поставки комплектующих в России могут временно разрешить выпускать машины всех экологических классов, включая «Евро-0». Концерны уже собрали несколько тысяч таких машин, не соответствующих действующему стандарту «Евро-5», говорят источники “Ъ”. Необходимость отката требований до уровня 1990-х годов возникла на фоне приостановки поставок электронных блоков управления, однако власти не отказываются от других, влияющих на выбросы, компонентов, например катализаторов, так как они есть в РФ. Аналитики отмечают, что потребителям не так важна экология, но снижение уровня безопасности и комфорта отразится на спросе.


Фото: Василий Дьячков / Фотоархив журнала «Огонёк», Коммерсантъ

Фото: Василий Дьячков / Фотоархив журнала «Огонёк», Коммерсантъ

В России разрешат выпускать автомобили экологического класса «Евро-0», следует из проекта постановления правительства о «правилах оценки соответствия колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период» (есть у “Ъ”). Документ призван упростить требования к выпускаемым в РФ автомобилям, однако фактически касается только крупных традиционно отечественных автоконцернов (численность сотрудников более 5 тыс. человек), а также производителей полуприцепов, электробусов либо компаний под санкциями. Таким образом, завод китайского Haval, одно из немногих работающих в РФ автопроизводств, не сможет воспользоваться послаблениями. Требования распространятся на машины, выпущенные в период с 1 апреля по 31 декабря, говорят источники “Ъ”. Сейчас документ уже находится в аппарате правительства и проходит заключительные правки, отмечают источники “Ъ”. В Минпромторге и Минэкономики не ответили “Ъ”.

Одной из ключевых проблем для традиционно отечественных автоконцернов было именно ограничение по выбросам.

Согласно действующему техрегламенту Таможенного союза (ТР ТС 018), в обращение должны выпускаться только машины класса «Евро-5» и выше. Но с этим возникли сложности после приостановки систем управления двигателем Bosch, которые регулируют в том числе мощность и уровень выбросов.

КамАЗ уже перешел к выпуску грузовиков «Евро-2», но пока не имеет права их продать (см. “Ъ” от 18 марта). «Уже почти два месяца идет обсуждение регламента, и за это время у производителей скопилось около 5 тыс. автомобилей, которые не могут уйти в рынок,— говорит собеседник “Ъ”.— У них различные несоответствия по формальным признакам, которые никак не влияют на безопасность, но не проходят по действующему регламенту».

В Европе, США и Японии «Евро-0» действовал до 1992 года, «Евро-1» — до 1995 года, а РФ только в 2002 году ввела стандарт «Евро-2», запретив к ввозу машины ниже этого класса. Фактически предлагаемые меры откатывают автопром РФ к стандартам 1990-х годов: в рамках «особого порядка» предполагается, что для легковых машин, LCV и грузовых с бензиновыми двигателями экологический класс может быть любым — начиная с «Евро-0», для легких коммерческих автомобилей и грузовиков с дизельными двигателями — выше «Евро-1» (класса ниже не предусмотрено), газовыми — «Евро-3». Однако от применения каталитических нейтрализаторов, которые отвечают за снижение выбросов, власти отказаться не готовы. В документе говорится, что их использование обязательно, если предусмотрено конструкцией. Как писал “Ъ” 18 марта, сейчас их поставляет «Экоальянс» (входит в группу «Росатом»), который занимает примерно треть рынка, а также есть локализованный Johnson Matthey (еще примерно 20%), а на импорт приходится 40–45%.

В «Соллерс Авто» говорят о необходимости временного упрощения требований ТР ТС, чтобы восполнить дефицит машин на рынке, так как те есть у производителей, но не могут быть выпущены на рынок из-за несоответствия требованиям.

«Все графики возврата к стандарту ТР ТС 018 контролируются Минпромторгом»,— отмечают там.

В ОМГ, куда входит «Урал», говорят, что изменения рассматриваются как временные. Ключевыми послаблениями там называют требования по экологии, «которые были ориентированы в первую очередь на иностранных производителей систем управления двигателями и обеспечивали их коммерческие интересы». «Мы уверены, что уже в ближайшее время общественности будут представлены отечественные технические решения в данных областях и обсуждаемые временные послабления автопроизводителям будут сняты»,— заключают там.

В группе ГАЗ указывают, что упрощенные требования техрегламента означают только расширение спектра возможностей производства на период разрыва технологических цепочек. «Производители заинтересованы в выпуске машин с высокими техническими параметрами, это более маржинальная продукция. И даже по тем модификациям, по которым необходимо временное снижение требований на период замены ряда компонентов, у нас будут обеспечиваться экологические параметры значительно выше, чем «Евро-0″»,— говорят там.

Отметим, что постановление дает Минпромторгу полномочия и дальше снижать требования к конструкции автомобилей, если это потребуется производителю для сохранения выпуска и будет согласовано с ГИБДД.

«Владельцам по большому счету все равно, какой экологический класс у машины. Даже с теми же катализаторами: при их выходе из строя после истечения гарантии, как правило, они заново владельцами не устанавливаются, и, соответственно, экологический класс автомобиля падает»,— говорит Сергей Удалов из «Автостата». При этом проверки выбросов CO2 при техосмотре давно уже нет, как и газоанализаторов на постах ГАИ, продолжает он. Потребитель, полагает аналитик, обращает внимание на комфорт и безопасность, например на наличие антиблокировочной системы (ABS) и системы электронного контроля устойчивости (ESP). В подготовленном Минпромторгом документе записано, что установка ABS необязательна. Отметим, что в Белоруссии также упростили требования к выпускаемым автомобилям, но на уровне ЕАЭС. Так, согласно распоряжению ЕЭК от 5 апреля, до 31 декабря в стране могут производиться автобусы, грузовики и полуприцепы без систем ESP. Эти упрощения близки к тому, что предлагается в российском варианте.

Ольга Никитина

почему отказ от личного транспорта становится экологической и жизненной нормой

Фото: Andrew Gook, unsplash.com

Выхлопные газы и углеродный след

С тем, что машины вредят окружающей среде и не лучшим образом влияют на здоровье людей, согласны даже те, кто садится за руль каждый день и не мыслит жизни без личного авто. Выхлопные газы от двигателей внутреннего сгорания концентрируются в нижних слоях атмосферы, где могут сохраняться в течение нескольких месяцев. Избыток углекислого газа в воздухе приводит к развитию гипоксии и проблем с органами дыхания у детей и взрослых, а содержащийся в автомобильном топливе свинец может стать причиной нарушения эмбриогенеза. 

Так называемые ароматические углеводороды, в том числе бензин, считаются фактором риска для развития рака легких. Опаснее всего вредные химикаты оказываются для детей, пожилых и людей с ослабленным иммунитетом.

Диоксид азота (NO2) — один из главных компонентов автомобильных выбросов. Это лидирующий загрязнитель воздуха в Москве, Красноярске, Новосибирске, Челябинске и Екатеринбурге:

Борьба за чистый воздух в мегаполисах ведется не первое десятилетие: это и посадка деревьев, естественным образом поглощающих углекислый газ, и совершенствование систем очистки выхлопных газов и стандартов топлива, и переход на альтернативные источники энергии. Потребители в развитых странах ждут наступления эры электрокаров, однако эксперты отмечают, что и у них есть существенные недостатки. 

Приблизят ли электромобили зеленое будущее планеты?

Сейчас экологи считают наименее опасными двигатели, работающие от природного газа. Эксперименты с использованием газомоторных машин в качестве общественного транспорта уже ведутся в крупных промышленных городах, и это приводит к снижению объемов вредных выбросов на несколько тысяч тонн в год. Но о массовой эксплуатации личных автомобилей с газовыми двигателями речи пока не идет.

Шум и жара

Еще один негативный фактор, связанный с массовым распространением автомобилей — избыток шума, который ощущается не только на улице, но и в помещении. В России самыми шумными городами признаны Москва, Петербург, Екатеринбург, Красноярск и Ростов-на-Дону. Согласно исследованиям, транспортный шум в ночное время превышает комфортное для человека количество децибел в полтора раза. Это, конечно, меньше, чем на концерте или вечеринке, но длительнее по времени, что, в свою очередь, нередко приводит к нарушениям сна и психологическому дискомфорту. Согласно недавно опубликованным результатам исследования, проводившегося в Дании в течении 15 лет и включавшего 2 миллиона людей, шум трафика стал основной причиной 11% всех случаев деменции в стране. 

Пошумим? Чем шумовое загрязнение опасно для людей и животных

Автомобили и предназначенная для них инфраструктура (широкополосные трассы и парковки) вносят свой вклад в формирование так называемых «островов тепла» в городах. Известно, что в городской черте температура воздуха в среднем оказывается на несколько градусов выше, чем в пригородах, причем круглогодично. А это снижает комфортность городской среды для населения, повышает температуры летом и влажность зимой и негативно сказывается на здоровье. Кроме того, забетонированные автомобильные дороги и шоссе не позволяют воде быстро уходить в землю. Из-за этого сильные ливни становятся более разрушительными. Они приносят с собой больший экономический ущерб, уносят большее количество человеческих жизней и затрудняют восстановление разрушенных городов.

Температура асфальтовых дорог и парковых во время жары может достигать 60-65°C. При этом температура в тени деревьев на 30°C ниже. Фото: City of Melbourne

Понятно, что полный отказ от автомобилей в современном мире невозможен. Более рациональной мерой с точки зрения экологии видится изменение потребительских привычек людей, особенно в крупных городах. Тенденции к разумному использованию автотранспорта уже наметились, особенно в крупных городах. Пробки, риск ДТП и расходы на содержание машины чаще заставляют жителей мегаполисов пересаживаться на общественный транспорт. Развитие автобусного сообщения, метро, такси и каршеринга оказываются не только экологичнее, но во многих случаях и удобнее с бытовой точки зрения.

Не роскошь, а средство передвижения?

Аргументы за личный автотранспорт понятны и объяснимы. Это и возможность планировать свои маршруты, и залог комфортного существования для дачников, семей с детьми и маломобильных граждан, и «палочка-выручалочка» для жителей сел, пригородов и отдаленных районов городов. Некоторым нахождение за рулем компенсирует потребность в личном пространстве в противовес толпам в метро. Машина удобна для шопинга и транспортировки грузов, на ней можно путешествовать и не зависеть от расписания поездов и самолетов, в конце концов, она может быть нужна по работе или даже сама по себе стать источником дохода (от такси и доставки до работы личным водителем или автоняней). Но существуют и противоположные точки зрения по «автомобильному вопросу».

«Однажды я чуть не сбил чужого ребенка — выезжал из нашего двора, где выезд вечно заставлен автомобилями, и оттуда выскочил на дорогу мальчик лет четырех. Скорость была маленькой, я успел затормозить, но мне потом с сердцем было нехорошо. Это оказалось последней каплей, и больше я не сел за руль.» (Тарас, фотограф, Санкт-Петербург).

«После того, как в гололед я не справилась с управлением, я перестала регулярно водить. Сейчас у меня нет машины, иногда пользуюсь каршерингом, но в целом самокаты, такси и общественный транспорт выходят дешевле» (Евгения, звукорежиссер, Санкт-Петербург).

Статистика ДТП в Москве за 2021 год на сайте проекта «Карта ДТП». Скриншот: dtp-stat.ru

Ответственность и дополнительный стресс

Страх перед ДТП — один из наиболее распространенных аргументов против постоянного нахождения за рулем. Вождение автомобиля предполагает огромную ответственность, которую не все решаются на себя взять. И это нормально. Гораздо более нормально, чем покупка автомобиля «для статуса» или следование заведомо ложным стереотипам про атрибут настоящего мужчины или must-have для семьи с ребенком.

«Старший сын принципиально не обзаводится машиной. Говорит, что все нервы вымотаешь, пока по городу доедешь до работы в Питере. Проще на метро. Младший живет в Мюнхене и там водил машину несколько лет подряд, но потом продал и пересел на велосипед: проще и дешевле парковаться. Права у обоих есть.» (Наталья, преподаватель математики, Санкт-Петербург)

«У меня нет ни автомобиля, ни прав. Езжу в метро и читаю во время поездки рукописи и конкурсные тексты по работе. Если бы не такая возможность, не знаю, как находила бы на них время.» (Ирина, редактор, Санкт-Петербург)

Мобильность, которую обеспечивает тот или иной транспорт, напрямую связана с его вместимостью:

What can you do to make the world more sustainable? One option is «hidden» in the picture! #Sustainability #Mobility #publictransport #trafficjam #lightweight pic.twitter.com/1AKGLpN0Ab

— Hyconnect (@hyconnect) August 8, 2019

Современный горожанин испытывает немало стрессов, а вождение становится лишь дополнительным источником нервного напряжения. В то время как в автобусе или в метро можно читать книгу, слушать музыку или подкаст, общаться с детьми, не следя за дорогой, вести рабочую переписку со смартфона, а пешая прогулка в размеренном темпе служит одним из лучших антистрессов.

«Общественный транспорт в Москве отличный. А машина — это автошкола, парковка, ремонт, страховка, амортизация, бензин, штрафы. Вопрос, зачем мне это надо.» (Анна, специалист по автострахованию, Одинцово).

«Несмотря на то, что в нашей семье трое детей, машину я давно не вожу, хотя права есть. Живем в центре, много ездим на велосипедах, а работаю я сейчас удаленно, да и в офис ходил рядом с домом. Разве что в поездках иногда арендую авто» (Станислав, IT-специалист, Санкт-Петербург)

«Раньше водил, потом перестал: понял, что мне это не нужно. В моем городе я много хожу пешком либо езжу общественным транспортом, на крайний случай есть такси, оно тут стоит недорого.» (Алексей, историк, Смоленск)

«Я живу в Нидерландах, где велосипед покрывает 80% потребностей в передвижении: инфраструктура для этого есть. Даже 8-летний сын ездит в школу на велосипеде. Плюс здесь очень удобный общественный транспорт. Пару раз в год пользуемся такси от аэропорта до дома, хотя нам тут и на электричке 20 минут. Мы с мужем — идейные карфри с нарушением внимания (СДВГ), так что нам так комфортнее. Когда приезжаю в Россию — от шлагбаумов, парковок, пробок и прочих прелестей повсеместной любви к личному авто нехорошо становится.» (Резеда, переводчик, Амстердам)

Велосипед самый популярный вид транспорта в Амстердаме. Фото: @jacegrandinetti, unsplash.com

Изменение инфраструктуры и сознания

С развитием общественного транспорта в мегаполисах он оказывается удобнее, чем личный автомобиль — и по времени, и по финансам. В более мелких городах все больше людей предпочитает пользоваться общественным транспортом и такси, а на небольшие расстояния ходить пешком или на велосипеде. А экономия личных ресурсов вполне может считаться ступенькой к более экологичному образу жизни. Даже если вы не привыкли задумываться об углеродном следе и своем влиянии на окружающую среду.

«У нас в семье была машина примерно до шестого класса сына. Как только он стал ходить в школу и из школы сам, потребность в ней отпала, и мы ее продали. » (Александр, дизайнер, Москва)

«Я купила машину три года назад: работала за МКАД, где еще не было метро, часто ездила за покупками, летом 2019 года съездила с семьей в автомобильный отпуск в Финляндию. А сейчас думаю ее продать: из офиса ушла, вместо поездок за продуктами использую доставку, а по городу на метро ездить быстрее и удобнее (Наталья, переводчик, Москва)

Несмотря на то, что многие выбирают отказаться от автомобиля в пользу велосипеда и общественного транспорта, число легковых автомобилей в Росссии за 14 лет удвоилось.

Бытовые привычки меняются — как по личным причинам, так и под влиянием глобальных трендов. Веяния коронавирусной эпохи — удаленка и доставка товаров — сократили необходимость поездок на работу и по магазинам. Набирает популярность каршеринг, входят в моду велосипеды и самокаты: все это более экологично, чем личный автотранспорт. Конечно, эту моду не назвать всеобщей, да и соответствующая инфраструктура и законодательная база далеки от совершенства. Но то, что было в новинку вчера, стало обыденностью сегодня — как и многоразовые сумки и кружки, раздельный сбор мусора и секонд-хенды, оборотная тара и изделия из переработанного пластика. Статусные атрибуты (а личный автомобиль довольно долго был таковым) уходят в прошлое, уступая место ситуативному комфорту и использованию вещей по назначению: если эта тенденция закрепится, окружающей среде будет только лучше.

Как в России живется владельцам электрокаров — Москва, Сибирь, Крым

Снижение загрязнения окружающей среды автомобилями — Департамент экологии штата Вашингтон

Загрязнители транспортных средств наносят вред нашему здоровью и содержат парниковые газы, вызывающие изменение климата. При сжигании бензина и дизельного топлива образуются вредные побочные продукты, такие как двуокись азота, угарный газ, углеводороды, бензол и формальдегид. Кроме того, транспортные средства выделяют углекислый газ, наиболее распространенный парниковый газ.

Хорошей новостью является то, что вы можете уменьшить загрязнение от автомобилей. Вождение самого чистого автомобиля, который вы можете себе позволить, и ежедневный выбор в пользу меньшего и более разумного вождения может иметь большое значение.

Меньше ездить

Сокращение пробега — лучший способ уменьшить загрязнение воздуха автомобилями. Если есть возможность, попробуйте дойти до места назначения пешком или на велосипеде. Вы будете выбрасывать ноль загрязняющих веществ. Для более длинных расстояний попробуйте поехать на автобусе или поезде. Если общественный транспорт невозможен там, где вы живете, возможно, вы сможете воспользоваться автомобилем кого-то, кто живет поблизости. Вы будете меньше загрязнять окружающую среду и тратить меньше денег на заправку.

Избегайте работы на холостом ходу

Транспортное средство, работающее на холостом ходу, расходует ноль миль на галлон. Вопреки распространенным мифам, автомобилям не нужно «прогреваться», чтобы хорошо работать в холодную погоду, и повторный запуск вашего автомобиля не потребует больше топлива, чем его работа. Кроме того, повторный запуск вашего автомобиля вряд ли приведет к износу стартера и других деталей.

Управляйте экологически чистым автомобилем

Управляйте самым экономичным автомобилем, отвечающим вашим потребностям. Сжигание меньшего количества топлива означает выделение меньшего количества вредных побочных продуктов сгорания. На рынке представлено множество гибридных моделей и даже полностью электрических автомобилей. Из-за того, что Вашингтон принял более безопасные стандарты чистого автомобиля, даже традиционные автомобили с бензиновым двигателем, доступные в Вашингтоне, работают чище.

Электрические, гибридные и даже компактные автомобили, работающие на газу, могут не удовлетворять потребности всех водителей. Хотя первоначальная стоимость некоторых из этих автомобилей могла сделать их недоступными для многих из нас, по мере того, как они становятся все более распространенными, цены становятся гораздо более доступными. Если ваша работа или образ жизни требуют более крупного транспортного средства, вы можете сравнить топливную экономичность доступных транспортных средств. Вождение самого эффективного транспортного средства, которое вы можете получить, снижает загрязнение окружающей среды и экономит ваши деньги.

Поддерживайте свой автомобиль

Независимо от того, на чем вы ездите, вы можете убедиться, что ваш автомобиль работает максимально чисто и эффективно. Следите за своим автомобилем и держите его в исправном состоянии. Следуйте руководству пользователя и убедитесь, что вы планируете регулярные замены масла и другое техническое обслуживание.

Новые автомобили имеют очень сложный контроль выбросов, чтобы поддерживать их работу как можно более чистой. Если какой-либо из этих элементов управления не работает должным образом, ваш автомобиль будет загрязнять окружающую среду больше, чем должен. Индикатор Check Engine на приборной панели означает, что ваш автомобиль не работает должным образом и нуждается в ремонте или техническом обслуживании. Вам следует доставить свой автомобиль к квалифицированному автомеханику.

Правильное давление в шинах повышает эффективность работы автомобиля и снижает расход топлива. Правильное давление в шинах для вашего автомобиля вы найдете в руководстве по эксплуатации.

Вождение с умом

То, как вы едете, также может влиять на степень загрязнения вашего автомобиля. Соблюдение установленных ограничений скорости — один из способов уменьшить загрязнение окружающей среды, и это безопаснее. При более быстрой езде сжигается больше топлива и выбрасывается больше загрязняющих веществ в атмосферу. Постепенное ускорение также сжигает меньше топлива. При движении автомобиля после полной остановки расходуется больше всего энергии, поэтому не давите на педаль акселератора. Старайтесь предвидеть дорогу впереди и избегайте гонок с красного света на красный свет. Вместо этого старайтесь поддерживать постоянную скорость, реже останавливаясь и продолжая движение.

Объяснение воздействия автомобилей на окружающую среду

Около трех четвертей современного среднего автомобиля, включая большую часть стальной рамы, могут быть переработаны.

Фотография Дайаны Кук и Лена Дженшела

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Автомобили могут передать ощущение свободы и движения, не говоря уже о стиле и статусе. Но они также могут иметь большое влияние на планету. Вот несколько ключевых областей, которые следует учитывать.

Производство и уничтожение

Автомобили потребляют много энергии, прежде чем выехать на дорогу. Автомобильное производство оставляет гигантский след, потому что такие материалы, как сталь, резина, стекло, пластик, краски и многие другие, должны быть созданы, прежде чем новый автомобиль будет готов к запуску.

Точно так же окончание срока службы автомобиля не означает прекращения его воздействия на окружающую среду. Пластмассы, токсичные аккумуляторные кислоты и другие продукты могут оставаться в окружающей среде. К счастью, свалок становится намного меньше, чем в прошлом. Около трех четвертей сегодняшнего среднего автомобиля, включая большую часть стальной рамы, могут быть переработаны.

Затраты на производство, переработку и утилизацию в окружающую среду трудно поддаются количественной оценке и в значительной степени находятся вне контроля большинства потребителей. Верно также и то, что большая часть воздействия автомобиля на окружающую среду, возможно, от 80 до 90 процентов, будет связана с потреблением топлива и выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и парниковых газов, которые, по мнению ученых-климатологов, вызывают глобальное потепление. К счастью, уровень этого воздействия полностью зависит от водителя.

Расходы на топливо

Нефтепродукты вызывают экологические опасения еще до того, как они будут сожжены. Извлечение их из земли — энергоемкий процесс, способный нанести ущерб местным экосистемам. Транспортное топливо также может потреблять много энергии и иногда создавать экологические катастрофы, такие как разлив нефти. По мере роста мирового спроса и повышения экономической эффективности нетрадиционных источников топлива, таких как нефтеносные пески, воздействие добычи нефти на окружающую среду может также резко возрасти. Это еще одна причина, по которой топливная экономичность так важна.

Частично электромобили помогают уменьшить воздействие на окружающую среду, потому что они не сжигают ископаемое топливо.

Качество воздуха

Транспортные средства являются крупнейшими источниками загрязнения воздуха в Америке, производя около одной трети всего загрязнения воздуха в США. Смог, угарный газ и другие токсины, выбрасываемые транспортными средствами, вызывают особую тревогу, потому что они оставляют выхлопные трубы на уровне улиц, где люди вдыхают загрязненный воздух прямо в легкие. Это может сделать автомобильные выбросы даже более серьезной проблемой для здоровья, чем токсины, выбрасываемые высоко в небо промышленными дымовыми трубами.

Инфраструктура

Также трудно поддается количественной оценке, еще одним сопутствующим воздействием автомобилей является строительство дорог для их поддержки, а также разрастание городов, которое имеет тенденцию следовать за ними. Эту проблему может быть трудно выделить из других факторов, таких как рост населения и потребление ресурсов, но ее также нелегко решить с помощью технологических достижений, таких как топливная экономичность и электрическая тяга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *