Методики арт терапии для детей: виды, методики, средства – АНРО технолоджи

виды, методики, средства – АНРО технолоджи

В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.

Арт-терапия — это один из самых результативных методов психотерапии, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущая цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения.

Виды арт-терапии

  • Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление;
  • Библиотерапия. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Оно позволяет разрешить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников могут использоваться романы, сказки, повести. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, включая застенчивость, неуверенность;
  • Музыкотерапия. Результативная терапия, которая помогает укрепить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. В практике выделяют как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первая необходима для восстановления доверительного отношения между педагогом и ребенком, вторая для развития коммуникативных навыков с другими детьми;
  • Кинезитерапия. Современная терапия, которая включает в себя хореотерапию, танцетерапию, коррекционную ритмику. При этом ребенок двигается так, как ему хочется, без подчинения всех действий тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.

К наиболее эффективным методам также относится фототерапия, цветотерапия, игротерапия и песчаная терапия. Все они помогают перебороть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

  • Активный. В этом случае вся процедура направлена на проектирование новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты;
  • Пассивный. Основное предназначение данной методики — использование заранее подготовленных видов искусств, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов;
  • Смешанная. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для проектирования своих личных продуктов творчества.

Применение арт-терапии является наиболее продуктивным способом социальной адаптации. Ее внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии выступают различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3Д-ручки, бумага, кисти, 3Д-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, которые позволяют создавать объемные объекты. Они помогает детям развивать собственную фантазию и навыки объемного мышления, реализовывать собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

В качестве инновационного средства современной детской арт-терапии может выступать комплекс «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи. Педагогам и психологам он будет в первую очередь интересен тем, что позволяет в себе совмещать сразу несколько видов арт-терапии: песочную, водную и театр теней. «Творческую мастерскую» также можно использовать как удобный детский столик для занятий изотерапией.

Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, прогрессивная методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

ПОСМОТРЕТЬ ТВОРЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Арт-терапия для детей

Арт-терапия – это метод психологической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка посредством самореализации в искусстве. Эффективность метода для детей и подростков подтверждена множественными исследованиями.

Пара слов об истории арт-терапии

С точки зрения психоанализа в основе терапии искусством лежит механизм сублимации. Это когда негативные и социально неприемлемые импульсы преобразуются в положительные, приемлемые. Сублимацию изучали многие психологи и психоаналитики, включая Зигмунда Фрейда. Он же первым заговорил о благотворном влиянии творчества на душевное состояние человека, включая детей и подростков.

Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог и художник Адриан Хилл. Его пациенты рисовали картины, пели, танцевали. Он разработал ряд практик, позволяющих в считанные месяцы устранять широкий спектр психологических расстройств, которые другие врачи безрезультатно лечили годами. Идеи Хилла развила Маргарет Наумбург, американский психолог и учитель.

Несмотря на то, что базовые методы художественной терапии разработаны еще в XIX веке, широкую известность практика получила только во второй половине XX столетья. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997-ом. За последние два десятилетия терапия искусством развилась в полноценное и самостоятельное направление психотерапии, эффективность которого доказана экспериментально(2).

Что дает художественная терапия

Арт-терапия, как и другие направления психологической коррекции, ставит перед собой цель научить человека справляться с ситуациями, которые вызывают у него трудности. Это может быть фобия, комплекс, низкая социальная адаптивность, затяжная депрессии, сопровождающаяся падением производительности и угасанием жизненного потенциала.

Все средства и методы арт-терапии направлены на то, чтобы человек в процессе занятий со специалистом пересмотрел свой взгляд на те или иные ситуации, выработав адекватную модель поведения. Глобально в этом нет никакого откровения, аналогичным образом работают все практики социальной психологии. Детские психологи, коррекционные педагоги, логопеды – их работа преследует ту же самую цель.

Творчество, как созидательная деятельность, развивает мышление и поддерживает интеллектуальные способности ребенка, повышает психологическую устойчивость и адаптивность, высвобождает конструктивный потенциал. Здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста, который проводит занятие. Порисовать дома в блокноте – это не то же самое, что выполнять специальные упражнения под руководством опытного арт-терапевта.

Задачи арт-терапии:

  • устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
  • научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
  • трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
  • убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
  • раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.

С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.

Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:

  • Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам. Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.
  • Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае. Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.
  • Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.
  • Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.
  • Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.

Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.

Отличие арт-терапии от художественного творчества

Это широко распространенный миф, что никакой разницы нет. На самом деле, разница концептуальная и она определяется результатом деятельности. В случае с творчеством, цель – предмет искусства. Не обязательно шедевр. Композитор пишет музыку, чтобы получить гармоничную последовательность звуков, которая будет высоко оценена его коллегами и слушателями. Или которую можно будет продать.

Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель – не получить картину, а самореализоваться, сублимировать деструктивные желания. В зависимости от конкретного упражнения зачастую у человека нет необходимости задумываться о сочетании цветов. Он проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.

Арт-терапевт не оценивает результат деятельности пациента. Для него не важно, насколько красивой получилась картина или скульптура. Важна степень раскрытия личности. По результату деятельности пациента специалист понимает, насколько тот осознал свою проблему и насколько он ее решил для себя.

Принципы терапии искусством

Прежде чем мы разберем конкретные виды и методы арт-терапии, определим ее концептуальный базис. Это установки, которые лежат в основе всех методик художественной терапии и во многом применимы к психологии в целом(4):

  • Свободное творчество. Ребенку не нужно спрашивать у терапевта, как правильно делать, или как нужно делать. Здесь не может быть плохого или неправильного результата. Неважно, насколько результат эстетичен. Ребенок делает так, как хочет. Результат отражает его актуальное состояние, с которым работает специалист.
  • Преодоление барьеров. В первую очередь это стеснение. Специалист поможет сделать первый шаг. В дальнейшем ему необходимо научиться самостоятельно преодолевать сдерживающие факторы. Это и правда сложно – раскрываться перед другими людьми. Но в арт-терапии это проще, потому что упражнения легко воспринимать как игру.
  • Осмысление результатов. Не только специалист оценивает результат деятельности пациента. Он и ребенка учит понимать, какой во всем этом заложен смысл. Потому что смысл всегда есть. Просто он не всегда очевиден.
  • Постижение себя. Этот принцип еще называют «инсайтом». Специалист лишь направляет пациента, но не решает его проблему. Ребенок делает это сам. В этом конечная цель любой психологической практики – осознание и принятие необходимости перемен. И не нужно стесняться того, что это трудно. Это действительно трудно, для всех.

Есть методики, которые применяют только со школьниками, другие разработаны специально для студентов. Существуют специализированные курсы для людей пожилого возраста. Разница в упражнениях определяется разницей в восприятии, обусловленной спецификой социальной роли. Но базис неизменен, как и цель – избавиться от стресса, психологических зажимов, депрессий, неуверенности.

Виды арт-терапии

Художественная терапия включает десятки методик, их число постоянно растет. Мы перечислим те, которые применяются как минимум двадцать-тридцать лет и эффективность которых подтверждена экспериментально в рамках научных исследований.

Куклотерапия

Метод разработан канадским психологом Мэри Райт в начале XX века. В Советском Союзе основоположниками направления стали Ирина Медведева и Татьяна Шишова, которые практикуют и сейчас. Этот вид художественной терапии применяются для детей и взрослых с равной эффективностью.

Как понятно из названия, здесь используются куклы, имитирующие людей. Специалист разрабатывает сценарий, пациент отыгрывает определенную роль. Иногда отступление от роли допустимо. Цель куклотерапии – выработать умение правильно реагировать на определенные жизненные ситуации и избавиться от связанных с ними психологических барьеров.

Методика имеет игровую форму, поэтому проста в реализации и легко увлекает. С развитием сценария нарастает эмоциональная напряженность. В финальном акте эмоции достигают пика и выплескиваются в форме смеха, плача или другой реакции. Таким образом устраняются негативные переживания и снимаются психологические блоки.

Кукла выступает в роли посредника между психологом и пациентом. Так ребенку проще воспринимать указания специалиста. И это отлично работает не только с детьми. Цель – убрать негативные переживания, дать новый позитивный опыт для той же ситуации. Это позволяет устранить конфликтность и нерешительность, нормализовать социальное взаимодействие.

  • Инструменты метода: пальчиковые куклы, марионетки, бумажные и тканевые, традиционные, ростовые, слепленные из пластилина.
  • Когда применяется: при поведенческих нарушениях и нарушениях психофизического развития, при аутизме, умственной отсталости, слуховых, зрительных и речевых дисфункциях, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.

https://www. youtube.com/watch?v=a6INjFK2-rA

Фототерапия

Относительно новый метод, в основе которого – концентрация на фотографии. Фотографии делятся на два типа – подготовленные заранее и сделанные пациентом только что. Акцентируя внимание человека на деталях, специалист оценивает его эмоциональное состояние. Фотографии привязываются к определенным событиям.

На фотографиях может быть изображено что угодно, это зависит от методики конкретного специалиста. Чаще всего фотографируются явления природы и бытовые ситуации, люди. Есть упражнения, на которых фотографируется пациент (это практики для взрослых). За сеанс делается несколько фото. Арт-терапевт, обращая внимание пациентана те или иные нюансы кадра, фокусирует его на приоритетных психологических проблемах.

Обычно комбинируются разные типы фотографий. Пиковой точкой занятия становятся фото, сделанные пациентом. Они говорят о человеке не меньше, чем картина, нарисованная его рукой. Фототерапия имеет яркую творческую составляющую, поэтому терапевту относительно легко направить размышления человека в нужное русло. Практика работает начиная с подросткового возраста.

  • Инструменты метода: заранее подготовленные и свежие фото, газетные вырезки, коллажи из журналов, цифровые архивы.
  • Когда применяется: проблемы в отношениях с другими людьми, включая повышенную конфликтность, низкую социальную адаптивность, сложности при контактах с представителями противоположного пола, семейные проблемы.

Изотерапия

Самый первый вид арт-терапии, именно с него начал Адриан Хилл. До сих пор остается наиболее популярным за счет мощного творческого ядра, простоты реализации и универсальности. В процессе занятия пациент рисует. Что рисовать – говорит арт-терапевт. Но как это рисовать – человек определяет сам.

Например, концептуальную значимость имеет выбор красок. Яркие и сочные тона говорят о положительном настрое, а пастельные – о тонком мировосприятии и высокой чувствительности. Работа с любым пластичным материалом стимулирует фантазию, направление которой во многом задается подсознательными мотивами. Среди этих мотивов и импульсов в большинстве случаев кроется источник проблемы.

Важно, чтобы человек не был ограничен в палитре. Специалист предоставляет ему десятки цветов и показывает, как их смешивать, чтобы получать новые тона. Обычно результатом занятия становится один рисунок. В финале курса из них составляется коллаж, который дает наглядное представление о личностном развитии пациента и позволяет четко, по шагам проанализировать пройденный им путь.

  • Инструменты метода: акварель, гуашь и другие виды красок. Максимальное разнообразие цветов.
  • Когда применяется: агрессивность, раздражительность, подавление негативных эмоции, неспособность самостоятельно сублимировать их в позитивном ключе, комплексы, семейные проблемы, трудности в самореализации, низкая самооценка, хронический стресс, фобии.

Игротерапия

Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.

В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.

Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.

В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.

  • Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
  • Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.

Песочная терапия

Вербально-невербальная комбинированная практика художественной терапии, основанная на взаимодействии пациента с песком. Невербальный этап включает создание из песка заданной или произвольной композиции. Вербальный этап – анализ и обсуждение композиции с арт-терапевтом.

Песочная терапия не всегда подразумевает лепку из песка. Песок может быть сухой, человек будет просто выводить из него узоры на поверхности. Здесь существенную роль играют тактильные ощущения. Исследования показывают, что прикосновение песка к ладоням дает успокаивающий эффект и нормализует работу нервной системы(5).

В песочной терапии со взрослыми людьми чаще всего применяется очищенный морской или речной песок. Если проводится арт-терапия с детьми, предпочтительнее использовать кинетический песок. Это формовочный песок, который состоит на 98% из песка и на 2% из полимера. Он лучше держит форму и меньше липнет к рукам.

Помимо тактильных ощущений песок обеспечивает концентрацию на конкретной задаче. Методика сочетает мелкую моторику и воплощение фантазии в конкретных образах. Из всех видов арт-терапии песочная терапия дает самый быстрый релаксационный эффект.

  • Инструменты метода: обычный или кинетический песок.
  • Когда применяется: раздражительность, тревожность, СДВГ, сниженная концентрация внимания, ухудшение памяти на фоне хронического стресса, низкая самооценка, личностные комплексы, психологические травмы.

Музыкотерапия

Исторически терапия музыкой появилась еще в начале XIX века. Но как самостоятельный психотерапевтический метод её начали применять только во второй половине века двадцатого. Сотрудники Гарвардского университета многие годы изучают музыкотерапию(6). Выделено два типа воздействий гармоничных звуковых вибраций на организм человека – физиологические и психологические.

Музыка меняет сердечный ритм, может устранять спазмы, способствует миорелаксации, комплексно влияя на двигательную активность. На уровне психологии музыкальные композиции вызывают определенные ассоциативные связи. Когда пациент рассказывает арт-терапевту о своих ассоциациях, специалист выстраивает модель миропонимания и мироощущения человека. Это позволяет выявить подсознательные проблемы.

Музыкотерапевтические методы делятся на две группы – активные и пассивные. Пассивный метод – это когда ребенок слушает определенные композиции. Активные методы включают пение, игру на музыкальных инструментах, разработку пациентом собственной композиции.

  • Инструменты метода: музыкальные композиции, музыкальные инструменты.
  • Когда применяется: стресс, тревожность, агрессивность, депрессия, когнитивный диссонанс, сниженная память, интеллектуальная и физическая работоспособность.

Классификация средств и практик арт-терапии

Метод терапии искусством подбирается под человека. Существует масса авторских практик, которые могут быть не менее эффективны, чем проверенные временем методики Хилла, Наумбург, Медведевой и Шишовой. Все они градируются по четырем классификационным группам признаков. Комбинация отдельных признаков на основе первичного анализа состояния человека позволяет определить практику, оптимальную в его случае.

  • По виду искусства. Основной и самый сложный в определении критерий. Кому-то подойдет изотерапия, а кто-то начнет раскрываться только взяв в руки песок. Иногда игра на музыкальном инструменте безо всякой предварительной практики может давать ошеломляющие результаты. Зачастую может потребоваться экспериментирование с разными видами искусства.
  • По вовлеченности в процесс. Типичные психологические практики основаны на пассивности пациента. В арт-терапии тоже есть пассивные методы, например – прослушивание музыки и рассматривание фото. Но есть и активные – танцы, настольные игры. Порой вовлеченность в процесс возрастает с течением курса.
  • По числу участников. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Как и в случае с вовлеченностью, порой арт-терапевт начинает с частного подхода, а затем постепенно вводит ребенка в группу. Но это не всегда необходимо. Порой человеку проще сделать правильные выводы и озвучить их наедине со специалистом, которому он доверяет.
  • По длительности курса. Нет курсов, включающих всего одно занятие. Специалисту нужно наблюдать состояние ребенка в динамике, подмечать перемены и эффективность методов, по необходимости перманентно корректировать их. Самые короткие курсы длятся не менее 1 месяца. Продолжительные занимают до 2 лет.

Отдельным блоком идет арт-терапия для педагогов. Это обучающие курсы, которые помогают учителям и преподавателям освоить специализированные прикладные методики. Такие методики позволяют упросить и ускорить усвоение материала обучающимися.

Примеры упражнений

Повторимся, терапия искусством включает колоссальное разнообразие прикладных средств и методик. Есть типовые упражнения, есть адаптивные и авторские. Ниже в качестве примера мы приведем несколько популярных упражнений, которые были разработаны основоположниками арт-терапии и сегодня используются по всему миру.

Упражнение «Аватар»

Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.

Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой. Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным.

Упражнение «Коробка счастья»

Цель: выявить сильные и слабые стороны личности ребенка, определить его приоритеты и устремления. Одна из самых эффективных и универсальных практик, которая подходит для всех возрастов.

Ход работы: методика реализуется в двух вариантах. В обоих случаях перед ребенком ставится картонная коробка, а вокруг раскладываются либо предметы, либо карточки с написанными на них словами (качества, цели, общие отвлеченные понятия). Ребенку дается ограниченное время, чтобы он положил в коробку, скажем, десять предметов. Иногда это упражнение дается как домашнее задание. По предметам, которые сложены в коробку, арт-терапев определяет личностные черты и актуальное состояние своего пациента.

Упражнение «Арт-клякса»

Цель: определить психологическое состояние ребенка и его мироощущение. Упражнение чаще всего используется для первичного анализа.

Ход работы: ребенок делает кляксу на листке бумаги красками, цвет не имеет значения. Затем листок сворачивается пополам, чтобы клякса отпечаталась симметрично на двух сторонах. Арт-терапевт спрашивает у ребенка, что он видит. Технически это упражнение – упрощенный вариант теста Роршаха.

Упражнение «Лепка ситуации»

Цель: понять, что волнует ребенка в данный момент. Что для него важнее всего прямо сейчас. Одно из самых простых и вариативных упражнений.

Ход работы: арт-терапевт дает ребенку набор с пластилином разных цветов и просит слепить ситуацию. Ситуация задается, исходя из анамнеза. Например, специалист может попросить ребенка слепить папу и маму или своих друзей в детском саду. Цвета, размеры и форма фигур определяют отношение ребенка к конкретным людям из его окружения.

Упражнение «Мандала»

Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.

Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.

Упражнение «Ловец снов»

Цель: вскрыть подсознательные психологические проблемы. Одно из самых индивидуализированных упражнений. От арт-терапевта требуется значительный опыт и мастерство интерпретации.

Ход работы: специалист дает подростку произвольный набор предметов. Это могут быть веточки, нитки, перья, пластиковые трубочки, бумага. Возможен вариант, когда во время совместной прогулки человек сам собирает нужные предметы. Задача – сделать из этих предметов ловца снов. По форме ловца, использованным материалам и узорам арт-терапевт определяет истинные мотивы и устремления подростка, выявляет его комплексы и скрытые фобии.

Заключение – насколько эффективна арт-терапия

Мета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.

Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.

Ссылки на упомянутые исследования:

  1. Art Therapy for Children: How It Leads to Change, Diane Waller.
  2. American Art Therapy Association. Research.
  3. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents: A
    Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of
    Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change,
    Liesbeth Bosgraaf.
  4. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика,
    Кьелл Рудестам.
  5. Sympathetic overload: what is it and what can you do to fix it? Sydney
    Holistic Dental Centre.
  6. Healing through music, Beverly Merz.
  7. Systematic review and economic modelling of the clinical effectiveness
    and cost-effectiveness of art therapy among people with non-psychotic
    mental health disorders, Uttley L.
  8. Effectiveness of Art Therapy With Adult Clients in 2018 — What Progress
    Has Been Made? Dafna Regev.

8 Занятия по арт-терапии, помогающие детям идентифицировать свои чувства и управлять ими

В эти дни у ваших детей могут быть серьезные переживания — от грусти и беспокойства до чувства оторванности, одиночества и скуки. И неудивительно! Хотя большинство из нас не являются сертифицированными арт-терапевтами, мы все же можем включить несколько занятий по арт-терапии, чтобы помочь им идентифицировать свои эмоции и управлять ими.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия — это терапевтический процесс, объединяющий психотерапию и искусство. Это может помочь детям исследовать свои эмоции, повысить самооценку, снять стресс и ослабить тревогу и депрессию.

РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Криста Рейнхардт-Рупрехт, зарегистрированный психотерапевт, объясняет, как работает арт-терапия. «Когда мы застреваем в чувственных состояниях, — говорит она, — мы находимся в правом полушарии, в самом низу мозга, и выбраться оттуда очень трудно. Когда мы используем наши руки для создания произведений искусства, мы запускаем наше левое полушарие, чтобы вернуться в онлайн. Тем временем мы превращаем внутреннюю эмоцию во внешнее произведение искусства, которое может помочь нам, рассматривая ее как отдельную от того, кто мы есть».

Вот несколько простых занятий арт-терапией, которые помогут вашим детям распознавать свои чувства и управлять ими.

1. Создание мандал

Рисование фигур с повторяющимися узорами, например мандал, полезно для регулирования эмоций и нервной системы. Это может помочь детям сосредоточить свое внимание и успокоиться. Нарисовав их, они могут их раскрасить!

2. Представьте свои эмоции

Одним из любимых занятий Райнхардта-Рупрехта с клиентами является создание монстров гнева. Она просит своего клиента представить себе, а затем нарисовать на бумаге, как выглядит их гнев. В результате, говорит Рейнхардт-Рупрехт, «гнев обретает свою индивидуальность. Мы можем вывести гнев наружу — посмотрите на него, как он уродлив, — и тогда мы сможем узнать, что ему нужно».

Дополнительные советы о том, как помочь детям выразить свои чувства через искусство, от Psychology Today.

 3. Делайте искусство из природы

Работа с природными материалами успокаивает и помогает нам заземлиться. Кроме того, вы можете найти красивые материалы для работы, просто выйдя на улицу. Делайте браслеты из натуральных материалов, ловцы солнца или создавайте красивые плетения из натуральных материалов. Чтобы получить больше идей, ознакомьтесь с 25 забавными и простыми поделками и занятиями на природе.

4. Превратить что-нибудь

Рейнхардт-Рупрехт недавно помог пациенту, который боролся с нашим нынешним положением дел в мире. Вместе они сели и составили список всех ужасных вещей, связанных с COVID-19. Затем они разорвали список и использовали кусочки, чтобы создать произведение искусства, превратив что-то уродливое в нечто прекрасное.

5. Соединяйте вещи вместе

Создание коллажей — очень терапевтическое занятие с двойной пользой. Физические ощущения от работы с разными материалами и текстурами — мягкими, колючими, жесткими — очень приятны. А творческий процесс объединения вещей новым и необычным способом помогает организовать и успокоить ваш мозг.

Чтобы узнать больше о создании коллажей, ознакомьтесь с разделом Искусство коллажей: более 50 идей.

6. Создайте мэшап журнальных фотографий

Доктор Кэти Мальчиоди объясняет процесс журнального фотоколлажа как «использование изображений для создания визуального повествования, которое улучшает диалог между клиентом и терапевтом».

Простой способ сделать это дома – попросить ребенка вырезать изображения из журналов, которые ему нравятся. Затем дайте им лист бумаги и клей, и пусть они разложат изображения в коллекцию. Если они готовы, попросите их рассказать о своем процессе, как они идут.

7. Изготовление масок

В арт-терапии создание или украшение маски часто приводит к изучению различных аспектов нашей личности. Иногда мы можем создать маску, раскрывающую чувства, которые трудно выразить. Дайте ребенку предварительно сформированную маску или сделайте ее из бумаги и дайте ему свободу действий, чтобы украсить ее по своему усмотрению. Когда они закончат, попросите их рассказать вам историю маски.

8. Семейная скульптура

Одним из рекомендуемых доктором Малькиоди занятий в качестве арт-терапевта является поощрение детей к созданию семейной скульптуры из глины. Размер, форма и расположение членов семьи приглашают к разговору о важных людях и отношениях в их жизни.

Чтобы узнать больше о отличных идеях, ознакомьтесь с Десятью самыми крутыми арт-терапевтическими вмешательствами.

Какие художественные занятия, которые вы использовали с детьми, действительно принесли положительный эффект? Приходите поделиться в нашей группе WeAreTeachers HELPLINE на Facebook.

Также ознакомьтесь с 20 приложениями для борьбы с беспокойством и стрессом.

100 арт-терапевтических упражнений — Шелли Кламмер

100 арт-терапевтических упражнений

~ Fritz Perls 

Вот популярный в Интернете список мероприятий по арт-терапии, первоначально опубликованный в 2011 году в блоге школы медсестер. Я исследовал текущие ссылки, которые отражают самые вдохновляющие директивы по арт-терапии в Интернете на сегодняшний день, сохраняя их как можно ближе к исходному списку.

Наслаждайтесь!

Шелли Кламмер 


Эмоции

Справляйтесь с такими эмоциями, как гнев и печаль, с помощью этих полезных упражнений.

  1. Нарисуйте свои эмоции.  В этом упражнении вы полностью сосредоточитесь на изображении того, что вы чувствуете.
  2. Создайте колесо эмоций.  Это упражнение с использованием цвета заставит вас критически относиться к своим эмоциям.
  3. Нарисуйте медитативную картину.  Ищете креативный способ расслабиться? Вам трудно усидеть на месте, чтобы медитировать? Медитативное рисование может быть именно тем, что вы ищете. Никаких навыков рисования или опыта не требуется — только желание расслабиться и стать более творческим.
  4. Составить журнал.  Журналы не должны основываться только на словах. Вы также можете сделать художественный журнал, который позволит вам визуально выразить свои эмоции.
  5. Изучите кукольную терапию.  Марионетки не только для детей. Придумайте свои собственные и попросите их разыграть сцены, которые вас расстраивают.
  6. Использовать штриховой рисунок.  Линия — это один из самых простых и основных аспектов искусства, но он также может содержать много эмоций. Используйте простой штриховой рисунок, чтобы визуально продемонстрировать, как вы себя чувствуете.
  7. Создайте открытку, которую никогда не отправите.  Вы все еще злитесь или расстраиваетесь на кого-то в своей жизни? Создайте открытку, выражающую это, хотя вам не обязательно ее отправлять.
  8. Создайте семейную скульптуру. Для этого задания вы слепите из глины каждого члена семьи: мать, отца, братьев и сестер и любых других близких или влиятельных членов семьи, чтобы изучить эмоциональную динамику и роли в вашей семье.
  9. Нарисуйте гору и долину.  Гора может представлять время, когда вы были счастливы, а долина — время, когда вам было грустно. Добавьте элементы, которые также отражают определенные события.
  10. Прикрепите рисунок или сообщение к всплывающей подсказке.  Отправьте негативные эмоции или распространите позитивные, прикрепив записку или рисунок к воздушному шару и отпустив его.
  11. Нарисуй свое сердце. Нарисуйте свои чувства в форме сердца.


Релаксация

Арт-терапия может быть отличным способом расслабиться. Подумайте об этих упражнениях, если вы хотите чувствовать себя немного спокойнее.

  1. Рисовать под музыку.  Позволить вашему творчеству течь в ответ на музыку – это отличный способ дать волю чувствам и просто расслабиться.
  2. Нарисуйте каракули.  В этом упражнении вы превратите простые каракули во что-то красивое, используя линии, цвета и свое творчество.
  3. Краска для пальцев.  Рисование пальчиками – это не только развлечение для детей, но и взрослые. Испачкайте руки и получайте удовольствие, размазывая краску.
  4. Сделать мандалу.  Используете ли вы традиционный песок или рисуете его самостоятельно, этот медитативный символ легко поможет вам расслабиться.
  5. Рисуйте с закрытыми глазами.  Невозможность видеть, что вы рисуете, обостряет подвижность, интуицию, осязание и чувствительность.
  6. Нарисуй что-нибудь ОГРОМНОЕ.  Вовлечение тела и движение помогут высвободить эмоции во время рисования.
  7. Используйте цветные блоки.  Цвета часто сопровождаются множеством эмоций. Выберите несколько кусочков краски для работы и коллажа, краски и клея, пока не создадите красочный шедевр.
  8. Позвольте себе быть свободным.  Не позволяйте себе судить о своей работе. Если вы считаете, что ваши картины слишком плотные и контролируемые, этот сборник советов и техник, которые стоит попробовать, должен помочь вам работать в более свободном стиле.
  9. Используйте только успокаивающие цвета.  Создайте рисунок или картину, используя только успокаивающие цвета.
  10. Рисовать на песке.  Как и в дзен-саду, в этом упражнении вы будете рисовать фигуры и сцены на песке, что очень расслабляет и помогает очистить разум.
  11. Сделайте зентангл.  Эти забавные маленькие рисунки – отличный способ расслабиться и снизить уровень стресса.
  12. Цвет в дизайне.  Иногда простое раскрашивание может стать отличным способом расслабиться. Найдите книжку-раскраску или используйте эту мандалу для раскрашивания.
  13. Вытяжка снаружи.  Работа  На пленэре  может быть интересным способом расслабиться и соприкоснуться с природой, пока вы работаете над искусством.

Счастье

Искусство может не только помочь вам справиться с плохими вещами, но и помочь вам оценить и сосредоточиться на хорошем. Проверьте эти действия все о размышлении о вашем личном счастье.

  1. Создай коллаж своего видения идеального дня. Подумайте о том, что для вас идеальный день, и сделайте из него коллаж. Что насчет этого коллажа вы можете сделать сегодня?
  2. Сфотографируйте вещи, которые вы считаете красивыми.  Они не должны нравиться никому, кроме вас. Распечатайте и вставьте их в рамку, чтобы постоянно напоминать о прекрасных вещах в жизни.
  3. Сделайте коллаж из понравившейся цитаты.  Возьмите чужие мудрые слова и превратите их во что-то визуально вдохновляющее.
  4. Создайте рисунок, олицетворяющий свободу.  Сюрреалисты восприняли автоматическое рисование как способ включить в свои рисунки случайность и подсознание и освободиться от художественных условностей и повседневного мышления.
  5. Задокументируйте духовный опыт.  Был ли в вашей жизни духовный опыт? Нарисуйте то, что вы чувствовали интуитивно.
  6. Сделать мягкую игрушку. Мягкие приятные предметы могут быть очень успокаивающими. Этот проект можно использовать для создания воображаемого животного из ваших интуитивных рисунков.
  7. Работа над проектом мягкости.  Используя только мягкие или приятные предметы, создайте произведение искусства.
  8. Построить «дом».  Что для вас значит дом? Это занятие заставит вас создать безопасное, теплое место, где вы почувствуете себя как дома.
  9. Задокументируйте опыт, когда вы сделали что-то, что вы не думали, что сможете сделать.  Иногда нам всем приходится делать то, в чем мы боимся или не уверены. Используйте это занятие как возможность отметить один случай в вашей жизни.
  10. Придумайте дикое изобретение.  Это изобретение должно делать что-то, что может помочь вам стать счастливее, что бы это ни было.
  11. Сделать молитвенный флаг.  Отправьте во вселенную свои молитвы за себя или окружающих с помощью этого проекта.


Портреты

Часто отличный способ узнать себя и свои отношения с другими — это портреты.

  1. Создайте автопортрет прошлого, настоящего и будущего.  Этот рисунок или картина должны отражать, где вы были, кем вы являетесь сегодня и каким видите себя в будущем.
  2. Нарисовать автопортрет сумки.  На внешней стороне бумажного пакета вы создадите автопортрет. Внутри вы наполните его вещами, которые представляют, кто вы есть.
  3. Выберите самых важных для вас людей и создайте уникальное искусство для каждого из них. Это отличный способ признать, что для вас действительно важно, и выразить свою благодарность.
  4.   Коллаж «Я есть». Создайте интуитивный коллаж и узнайте больше о себе.
  5. Создайте выразительный автопортрет.  Краска выразительных цветов. Выберите цвета для эмоционального воздействия.
  6. Нарисуй себя воином.  Начните думать о себе как о сильном, способном человеке, нарисовав себя воином в этом упражнении.
  7. Создайте трансформирующуюся серию портретов.  Измените свое представление о себе с помощью этого списка идей для автопортрета.
  8. Подражать Джузеппе Арчимбольдо.  Используя объекты, которые имеют для вас значение, создайте свой портрет.
  9. Создайте эскиз изображения тела.  Практикуйтесь в рисовании, чтобы влюбиться во все разновидности человеческого тела, включая свое собственное.
  10. Нарисовать зеркальный автопортрет. Это задание основано на цитате Пита Мондриана: «Чем чище зеркало художника, тем более правдивая реальность отражается в нем».
  11. Нарисуй себя супергероем.  Многим нравятся истории о супергероях. Мы резонируем с темами историй, с дилеммами и проблемами, с которыми сталкиваются супергерои, и мы стремимся к их благородным порывам и героическим поступкам.


Травма и утрата

Эти действия заставят вас столкнуться с некоторыми неприятными аспектами жизни, но с целью их преодоления.

  1. Нарисуйте место, где вы чувствуете себя в безопасности. Инструкция по арт-терапии для поиска безопасного места.
  2. Создать мини-диораму. Диорама может продемонстрировать важный момент в вашей жизни или что-то из вашего воображения.
  3. Сделайте коллаж. Отбросьте свои заботы и начните рвать, резать, шинковать и укладывать слоями,
  4. Нарисуй что-нибудь, что тебя пугает.  Каждый человек чего-то боится, и в этом проекте у вас будет возможность выявить этот страх и, надеюсь, постараться справиться с ним.
  5. Превратите свою болезнь в искусство. Боретесь с потенциально неизлечимой болезнью? Проанализируйте свои чувства по поводу болезни.
  6. Художественный журнал через потерю в вашей жизни. Если вы потеряли любимого человека, запишите это в свой художественный журнал.
  7. Создание эфемерного искусства . Рисование песком практикуется во многих культурах, как правило, в лечебных целях. Создавайте красивые узоры песком на холсте.

Коллажирование

Если вы предпочитаете вырезать и вставлять, а не рисовать или рисовать, эти проекты для вас.

  1. Создайте мотивационный коллаж. Коллаж из доски визуализации. Заполните его изображениями, которые вы считаете мотивирующими.
  2. Создание коллажа лица на маске.  Мы все носим какие-то маски. Этот проект позволяет вам продемонстрировать всему миру, что у вас на маске и какое лицо вы надели.
  3. Создайте коллаж из беспорядка.  Есть вещи, которые загромождают вашу жизнь? В этом проекте используйте слова и изображения, чтобы показать беспорядок на вашем пути.
  4. Создайте успокаивающий коллаж. Выберите изображения, которые кажутся вам успокаивающими, успокаивающими или даже медитативными, и объедините их, чтобы создать коллаж, который поможет вам расслабиться.
  5. Коллаж картины. Использование символики коллажа в картине.


Я

Изучите аспекты того, кто вы и как вы видите мир с помощью этих художественных проектов.

  1. Нарисуйте свои хорошие качества.  Рисование ваших хороших качеств поможет вам стать более позитивным и улучшить самооценку.
  2. Нарисуй себя в образе животного.  Есть ли какое-нибудь животное, к которому вы испытываете особый интерес или считаете его родственной душой? Нарисуй себя этим животным.
  3. Создать журнал временной шкалы. Хронология самых важных моментов вашей жизни с помощью этого письменного терапевтического упражнения.
  4. Соберите коллаж животных джунглей.  Выберите животных джунглей, которые кажутся вам наиболее интересными, нарисуйте их, а затем подумайте, почему вы выбрали именно этих животных.
  5. Создайте свой идеальный образ.  Если бы вы могли превратить себя в идеального человека, как бы вы выглядели?
  6. Раскрась себя с разных сторон. Исследуйте свои многочисленные эмоции с помощью рисования.
  7. Создавайте произведения искусства с помощью отпечатков пальцев.  Ваши отпечатки пальцев так же уникальны, как и вы сами. Используйте чернила и краски, чтобы создавать произведения искусства, использующие ваши отпечатки пальцев.
  8. Нарисуй себя в виде дерева. Ваши корни будут наполнены описаниями вещей, которые придают вам силы и ваших хороших качеств, а ваши листья могут быть теми вещами, которые вы пытаетесь изменить.
  9. Создайте ящик для фрагментов.  В этом проекте вы поместите фрагменты себя в коробку, помогая создать целое и сделать себя счастливее.
  10. Нарисуйте важное воспоминание из детства.  Что запомнилось вам больше всего в детстве? Это задание требует от вас задокументировать его и попытаться понять, почему оно было так важно для вас.
  11. Напиши и проиллюстрируй сказку о себе.  Если бы вы могли представить себя в ситуации долгой и счастливой жизни, какую роль вы бы сыграли и как бы развивалась история? Создайте книгу, которая рассказывает сказку.
  12. Создайте визуальную автобиографию. В этом творческом проекте вам предлагается визуально представить свою жизнь.
  13. Создайте свой собственный герб.  Выберите символы, отражающие ваши сильные стороны, чтобы создать свой особый герб.
  14. Нарисуй комикс. Наслаждайтесь моментом легкомыслия с этим упражнением, которое сосредоточится на комическом событии, которое произошло с вами.
  15. Создайте свой собственный веб-сайт.  Веб-сайты — это универсальный способ самовыражения. Создайте свой собственный, чтобы выразить то, что самое важное в вас.
  16. Создайте поле значений.  Сначала сделайте коллаж или нарисуйте коробку, которая представляет вас. Затем поместите в коробку предметы, представляющие то, что вы цените больше всего.


Благодарность

Здесь вы найдете коллекцию проектов, которые помогут вам радоваться тому, что у вас есть, и выражать благодарность за это.

  1. Задокументируйте свою благодарность визуально. За что вы благодарны в своей жизни? Нарисуйте или сделайте коллаж, изображающий эти вещи.
  2. Создайте генеалогическое древо силы.  Это упражнение чествует тех, кто вас поддерживает. Нарисуйте тех, кто рядом с вами, кто предлагает вам силу, в которой вы нуждаетесь.
  3. Сделай что-нибудь для кого-нибудь.  Создание чего-то для кого-то может быть отличным способом почувствовать себя хорошо и помочь кому-то еще сделать это.
  4. Сделать анкер арт.  Кто является якорем в вашей жизни? В этом проекте вы сделаете якорь и украсите его людьми и вещами, которые придают вам стабильность и силу.
  5. Нарисуйте все хорошее, что есть в вашей жизни.  У каждого в жизни есть хотя бы одна хорошая вещь, поэтому сядьте и подумайте, что делает вас счастливым, а затем нарисуйте это.
  6. Вылепите руку из гипса. Исследуйте символику ручного литья.
  7. Покрасить камень. Раскрашивайте камни, чтобы расслабиться и повеселиться.
  8. Создайте дерево благодарности. За что ты благодарен? В этом глиняном проекте вас просят написать эти слова на листьях, чтобы построить дерево.
  9. Создать карту жизни. Карта жизни поможет вам узнать, чего вы хотите для себя и своей жизни
  10. Создаем снежинку из бумаги.  Напишите идеи о том, чем вы уникальны, на снежинке.
  11. Постройте личный алтарь.  Это очень личный проект, который поможет вам соединиться с вашей духовной стороной и прославить вашу стойкость.

Внутри разума

Загляните внутрь своего разума, чтобы увидеть, что происходит с этими проектами.

  1. Создать кляксу.  Как и в классическом тесте Роршаха, сложите бумагу пополам с краской или чернилами посередине и опишите, что вы видите.
  2. Интеллект-карты.  Создайте визуальное представление своих мыслей, чтобы понять, как работает ваш разум.
  3. Сделать ловца снов.  Видишь плохие сны? Создайте этот старинный инструмент для ловли своей мечты с помощью нескольких простых инструментов.
  4. Нарисуй свои мечты.  Вы можете многому научиться из того, что происходит в ваших снах, поэтому ведите дневник сновидений и используйте его для вдохновения, чтобы рисовать или раскрашивать.


Разное

Если вы все еще ищете что-то, что придаст вам силы, поможет или успокоит вас, эти проекты могут вам подойти.

  1. Используйте натуральные материалы.  Листья, ветки, грязь, глина и другие природные материалы могут помочь вам войти в контакт с миром природы и с более первобытной стороной себя.
  2. Исследуйте архетипы. Изучите архетипы, чтобы понять, как вы видите и создаете свой мир.
  3. Используйте свое тело как холст.  Бумага не нужна, когда у тебя есть тело. Рисуйте на руках и ногах или где-нибудь еще, чтобы чувствовать себя ближе к себе.
  4. Лепить фигурки духов.  Соединитесь с теми, кто ушел из жизни, или со своей духовной сущностью, используя эти скульптурные фигуры.
  5. Создавайте произведения искусства из вторсырья.  Вы можете повторно использовать старые предметы, которые имеют для вас значение, или просто переделать то, что у вас есть. В любом случае, вы получите представление о том, как вы можете изменить и переоценить свою собственную жизнь.
  6. Коллаж из старых фотографий. Если вам неудобно использовать старые фотографии, вы можете сделать копии. Изучите эти смешанные техники со своими старыми фотографиями.
  7. Создайте собственную интерпретацию известного произведения искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *