Уровни маслоу: ПИРАМИДА МАСЛОУ: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, УРОВНИ, ВЕРШИНА

Содержание

ПИРАМИДА МАСЛОУ: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, УРОВНИ, ВЕРШИНА

Косвинцев Михаил

Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.

Пирамида Маслоу — это последовательные потребности людей, которые складываются от самых простых до более глубоких. Пирамида Маслоу — распространённая мотивационная концепция, представляющая иерархию потребностей, которую разработал психолог Абрахам Маслоу. В интернете есть много графических вариаций гипотезы, поиск которых не займет много времени.

Содержание

  1. Теория иерархии потребностей кратко
  2. Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей
  3. Принципы и суть пирамиды Маслоу
  4. Структура пирамиды Маслоу
  5. Уровень №1. Физиологические потребности
  6. Уровень №2. Безопасность
  7. Уровень №3. Социальные связи
  8. Уровень №4. Престиж
  9. Уровень №5. Духовность (самоактуализация)
  10. Уровень №6. Познавательные потребности
  11. Уровень №7. Эстетические потребности
  12. Плюсы и минусы пирамиды Маслоу
  13. Применение в жизни
  14. Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге
  15. Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
  16. Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу
  17. Спорные моменты в теории Маслоу
  18. Критика
  19. Любопытные факты
  20. Заключение

Теория иерархии потребностей кратко

В знаменитой пирамиде Маслоу, отображающей иерархию человеческих потребностей, есть пять основных ступеней и две дополнительные. Ступень получения знаний и эстетического удовлетворения находятся перед разделом с реализацией духовных ценностей. 

При этом важно отметить, что один тип желаний не может заменить другой (например, нельзя удовлетворить духовные потребности и не удовлетворять при этом потребностей физиологических). Все ступени важны, нельзя какую-то убрать из графика — возможность достичь полной гармонии появляется только при наличии и достижении желаний всех разделов.

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей

Маслоу Абрахам был рождён в 1908 году Киевскими эмигрантами Нью-Йорке. Еще в юном возрасте на мальчика возлагают большие надежды, он показывал свои способности в школьный период. 

Он учился менее года на юриста в колледже, однако это направление не заинтересовало его. Психологию Абрахам познал в институте Корнелла. Юноша в 28 году прошлого столетия стал обучаться в Висконсинском университете психологии под предводительством Гарри Харлоу, изучавшим поведения обезьян.

После получения классического бихевиористского образования юноша защитил научную работу, посвященную изучению взаимосвязей социальных качеств и сексуальности у обезьян.

Учёный был какое-то время бихевиористом (изучал поведение людей и животных), но со временем он начал углубляться в эту сферу и общаться с другими учёными из этой сферы. Более всего учёного впечатлил Джон Б. Уотсон. О нем автор отзывался, как о человеке, который привёл его в сферу психологии. 

Однако по словам Абрахама, такая теория хороша только в лабораторных условиях, её нельзя использовать в реальной человеческой жизни. Она не помогает найти полезные и главные ценностные ориентиры, однако она мотивирует человека, обеспечивает стимул действовать.

В 1937 году прошлого века Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже и встретил там Альфреда Адлера, Макса Вертгеймера, Эриха Фромма, Рута Бенедикта и других знаменитых психологов. Под их влиянием мужчина начал выполнять уникальные исследования здорового класса общества — это послужило основой теории о самоактуализирующемся человеке.

Если сначала психологов интересовали только люди, у которых есть психические отклонения разного рода, то благодаря Абрахаму исследования проводились со здоровыми и психически уравновешенным личностями, благодаря чему сформировалось позитивное, гуманистическое восприятие человеческой природы.

Такой подход позволил психологу посмотреть на человеческие потребности с новой стороны.

Однако группа бихевиористов такой подход воспринимать не хотела. Люди из такого сообщества не обращали внимание на проявление любви, самореализации и других социальных проявлений, но Маслоу удалось не только провести исследование на их основе, но и предоставить обществу более точное описание человеческой реализации. Из-за этого долгое время социум не хотел принимать психолога всерьёз.

Но в период с 1950-1960 годов в новом гуманистическом направлении исследования психолога стали популярными. В 1967 году Абрахама избрали на пост президента в Американскую психологическую ассоциацию.

Обратите внимание! При создании своей теории Маслоу не строил графиков. Знаменитая пирамида была создана У. Стоппом в 1975 году.

Абрахам Маслоу

Принципы и суть пирамиды Маслоу

Теория Маслоу гласит, что у человеческих потребностей есть далеко не один уровень, все они делятся на несколько секторов — сначала удовлетворяются базовые желания, а затем уже возвышенные стремления.  

По мнению автора, человек может испытывать и удовлетворять высшие потребности только после удовлетворения низшими. Если индивид голодный и ему негде спать, он обращает внимание только на эти проблемы. 

Когда вопросы физического (базового, основного) состояния решены, индивид уже может задумываться о создании семьи, рождении потомства, социальном статусе, карьере и реализации себя как личности.

Следует назвать сразу все ступени, которые входят в пирамиду потребностей Маслоу. Автор считает, что желания человека находятся и должны исполняться именно по такому принципу:

  1. Физиологическая нужда (вода, сон, отдых и еда), которую закладывает природа в каждого человека.
  2. Стремление обезопасить себя от внешних угроз.
  3. Получать и отдавать любовь (общаться с друзьями, семьёй, коллективом, людьми из круга интересов) — все действия, связанные с социумом.
  4. Введение себя и приобретение престижного социального статуса. Если человек получает еду, безопасность и любовь, он начинает задумываться о собственном престиже.
  5. Развитие духовных качеств (развитие талантов, занятия хобби, обретение любимого дела).

После создания пяти ступеней автор добавил ещё две — желание приобрести знания и эстетическое удовольствие.

Структура пирамиды Маслоу

Как уже было сказано выше, знаменитый график содержит несколько ступеней. На первый взгляд, все просто и понятно, однако следует глубже изучить каждую из них.

Уровень №1. Физиологические потребности

Базовый уровень — это нужда физиологических состояний. К ним относится пища, жилье, питье и сон. Когда элементарные средства для жизни отсутствуют, а плотские удовольствия не получены, индивид не может думать о более высоких желаниях. 

Когда голод, холод, жажда и сексуальное желание преобладают над человеком, он может даже не обращать внимания на внешнюю угрозу. Конечно, социальный статус и эмоциональный голод уходят на второй план, впереди остаются только действия, диктуемые природными процессами.

Эту ступень невозможно убрать ни из одного варианта интерпретации пирамиды, она является жизненной необходимостью, а не прихотью, подобный опыт проживал каждый человек.  

Без удовлетворения базовых потребностей невозможно уделить внимание более высоким желаниям. Здоровый организм самостоятельно регулирует температуру, кровяной состав, количество питательных веществ, метаболизм и другие физиологические процессы, нужные для стабильного функционирования организма.

Если в организме дефицит каких-либо веществ, человек становится «счастливым» обладателем парциального голода, из-за чего возникает специфический аппетит. В этом случае организму требуются силы на избавление от недостатка физических ресурсов. При этом индивид не может думать о научных проблемах или вопросах искусства, его волнуют только природные инстинкты.

Однако автор теории в этом случае говорит об удовлетворении высших нужд через базовые желания. Когда индивид испытывает чувство голода, он принимает пищу и чувствует безопасность. Когда возникает потребность в сексе и личность удовлетворяет её, она становится ближе с партнёром, получает и отдаёт любовь. Таким образом, высшие желания автоматически исполняются.

Индивид, который долгое время остается голодным, думает только о еде. Его мироощущение и философия меняются на более примитивные. Ему не нужен социальный статус, уважение и любовь для выживания, основная цель — добыть еды поесть. Поэтому сейчас предлагают купить различные курсы и блоги, в которые входит познание меры голода. 

Уровень №2. Безопасность

Проблемы второй ступени — структурированная жизнь, наличие постоянного дохода, тревожное состояние. Если у индивида удовлетворены желания второго типа, он чувствует себя уверенно и безопасно. Когда чувство голода и жажды проходит, можно создавать безопасность, работать над своей комфортной зоной.

Когда у индивида постоянно включён режим ожидания и тревоги, он не способен думать о других вещах. Если на улицах государства преобладают беззаконие и хаос, есть постоянный риск потерять финансовые накопления и доход, индивид не может сосредоточиться на получении престижного социального статуса, у него меняется мировоззрение и ценностная философия.  

Приоритет нужды в безопасности может становиться в один ряд с физиологическими желаниями. Уверенность в завтрашнем дне должна быть такой же твёрдой, как и уверенность в получении еды, воды и крова. Во многом это зависит от политики и соблюдения государством конфиденциальности граждан.

Уровень №3. Социальные связи

Когда низшие (базовые, основные) потребности удовлетворены, у индивида появляется потребность испытывать любовь и получать её от других членов общества, обрести признание социума, получить привязанность и самому привязаться к другим людям, познакомиться с людьми со схожими интересами. 

Теперь возникает желание создать семью, завести детей, обрести любимого человека, получить поддержку друзей и так далее. У индивида возникает желание найти группы по интересам, со схожим мировоззрением и философией личности. 

Когда физиологическая нужда удовлетворена, личность защищена от внешних угроз и материальной нестабильности, можно работать над чувством одиночества, обсуждать с близкими переживания, успехи и надежды.  

Теперь нужно, чтобы человека кто-то понимал и нуждался в нем. Даже простое письмо в чате или на сайте, пусть, например, даже от бота, станет хорошей базой даже для закрытия основных потребностей.

Ещё когда люди жили в племенах, они собирались группами, чтобы справляться с невзгодами жизни. Сейчас же люди живут цивилизованной жизнью, социальные нормы и материальное состояние сильно изменились. Сейчас люди меньше общаются друг с другом с глазу на глаз, однако потребность в общении не пропала.

Большинство людей только общаются с коллегами на работе, но при этом хотят любви и заботы. Такая ситуация становится глобальной проблемой, ведь каждый человек словно живёт в своей ракушке, не думая о своих и чужих ощущениях. 

Если такие желания не выполняются, человек не адаптируется к социальной среде, что в итоге приведёт к серьёзным психологическим отклонениям и патологиям.

Из-за того, что в социуме надо правильно проявлять чувства и эмоции (не быть, к примеру, слишком нежным по отношению к собеседнику, чтобы последний понял все действия правильно), люди часто ограничиваются базовыми эмоциональными проявлениями. Это влияет на неудовлетворённость.

Уровень №4. Престиж

Каждый психически здоровый индивид рано или поздно нуждается в высокой оценке талантов, признании заслуг перед социумом. Это влияет на состояние эго. Автор графика выделяет два типа уважения:

Желание и стремление, которое основано на личных заслугах, достижениях и успехе (интеллектуальная способность, профессиональный рост). Из-за признания человек становится независимым, уверенным и свободным.

Престиж и репутация, которую другие члены общества выражают конкретной личности. От славы, внимания, статуса и признания окружающими зависит внутреннее эмоциональное состояние личности. Если эти желания достигнуты, человек чувствует, что он нужен и важен для мира.

Когда подобные не удовлетворены, у индивида может возникнуть депрессия, неуверенность в своей нужности, различные психические отклонения. Самооценка, в основу которой ложится заслуженное признание и уважение, самая здоровая и адекватная. При этом она не должна основываться на намеренной похвале, единичном успехе и лести.

Уровень №5. Духовность (самоактуализация)

Эта ступень является последней в любой интерпретации пирамиды. В последней версии добавились ещё два типа, о которых будет рассказано ниже.

Когда все основные потребности удовлетворены, человек может переходить к работе со своим духовным состоянием. Стоять на этой ступени довольно престижно, однако прийти к ней довольно сложно. 

К примеру, человек работает строителем, воспитывает прекрасных детей, имеет хорошие отношения с супругой и постоянный стабильный доход, живёт в демократичном обществе, получает нужную информацию и эстетическое удовольствие. 

Однако строитель также любит сочинять музыку, но не делает этого. Потребность в написании композиций является нереализованным потенциалом, который в итоге все равно не дает человеку жить полноценной жизнью.

При этом потребности пятого уровня не являются эгоистическими, они должны быть гуманными и приносить пользу обществу (картина, музыка, стихи, проза и так далее).

В некоторых случаях потребность в духовном развитии выходит на первый план, заслоняя собой физиологические нужды. Такое случается у творческих людей, есть много примеров из истории, когда голодные и уставшие писатели создавали произведения чуть ли не на улице под дождём, не принимая еду при этом несколько дней или оставаясь полуголодным в течение месяца.

Уровень №6. Познавательные потребности

В первой версии пирамиды этого уровня не было, однако позже Маслоу решил его добавить. Она идет до самоактуализации. Здоровые люди, по мнению автора, хотят изучить неизведанные, таинственные сферы. Если у индивида не возникают вопросы, он начинает скучать. При этом когда личность тянется к знакомым и привычным явлениям, у него появляется компульсивно-обсессивное расстройство и другие психические отклонения.

У людей возникает психологическая патология, когда работа осуществляется по одному принципу, жизнь течет без изменений. Такие люди могут потерять ценность жизни, перестают интересоваться событиями окружающего мира, деградируют в моральном плане.  

В этом случае обрести радость жизни поможет простая смена работы. Маслоу считает, что удовлетворение подобных потребностей особенно важно в детском возрасте. Именно тогда люди больше всего интересуются событиями окружающего мира и его законами. Взрослым же это не всегда интересно, так как базовые знания у них уже имеются.

Уровень №7. Эстетические потребности

Некоторые люди стремятся создать эстетическое пространство вокруг себя, при этом каждый имеет разную тягу к эстетике. Когда вокруг человека некрасивые, уродливые и отвратительные вещи, он может даже заболеть на физическом уровне. 

Эффективное средство избавления от неудовольствия — обратить внимание на внутренне близкие ценности. Психолог считает, что здоровые дети всегда следят за эстетикой окружающей среды.

С внешней стороны эстетические нужды индивид удовлетворяет при помощи создания структуры, системы, порядка, симметрии и так далее. Однако излишнее проявление структурированности (перфекционизм) является психологически отклонением от нормы.

Классическая пирамида Маслоу выглядит так

Плюсы и минусы пирамиды Маслоу

У этой гипотезы есть свои преимущества и недостатки, которые важно знать для более точного понимания системы. Типичная классификационная модель имеет отличия по сравнению с теорией Маслоу. 

Психолог считает, что последнего уровня пирамиды достигают только 2 процента людей. Однако не все люди могут достигать верхних ступеней, удовлетворяя постепенно нижние. В жизни нередко исполнение желаний происходит не последовательно. Часто, к примеру, творческие личности сосредотачиваться на высших ступенях, игнорируя первые.

Применение в жизни

Теория психолога помогает провести анализ программы деятельности окружения индивида, а также сформировать личные потребности. Она помогает задуматься над своими предпочтениями и желаниями, а также быстрее их реализовать. 

Люди могут задуматься о полной свободе, опираясь на семь ступеней, что позволяет избавиться от страхов, переживаний, тревожного состояния и перейти на сторону удовлетворенности и наслаждения моментом.

Немного разбавленная строгая иерархия эмодзи для легкого запоминания ключевых моментов

Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге

Грамотная маркетинговая компания может получиться, если ее директора и администрация при создании сложного товара будут опираться на потребности целевой аудитории. 

К примеру, покупателями бизнеса являются ученики и рабочие люди, которые едят в перерыв в сетях быстрого питания, значит, им не нужно разнообразное меню, однако скорость обслуживания и привлекательный внешний вид заведения (не ресторанный, а уютный и простой) точно привлекут их внимание.

Или автосервис занимается продажей автомобилей. В этом случае новый продукт должен быть для клиентов не просто средством передвижения, но и статусом престижа и респектабельности. Важно учитывать форму пирамиды Маслоу в маркетинге, когда маркетолог ищет решение шаблона для обеспечения услуг.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Если в работе и бизнесе обращать внимание на знаменитые ступени, карьерный путь будет успешным и быстрым, а фирма достигнет высокого уровня в скором времени.

Благодаря данной теории, можно:

  1. Понять, какую нишу для себя выбрать.
  2. Понять, какое место карьера занимает в жизни конкретной личности.
  3. Провести анализ дохода и инструментов, которые предоставляет компания или рынок.
  4. Автоматизировать процесс производства товаров.
  5. Увеличить количество покупок.
  6. Изучить поведение и нужды сотрудников для продуктивной работы.

Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу

Благодаря этому графику, можно составить план продаж на длительное время. Теория мотивации помогает понять, какие нужды имеет аудитория, а какие ее желания уже исполнены. Пирамида помогает сделать доход со своего бизнеса стабильным. Маркетологи используют график, чтобы определить уровень удовлетворённости клиента и предложить ему нужный продукт.

Теория мотивации Маслоу

Спорные моменты в теории Маслоу

Многие считают, что сам график создал психолог Абрахам Маслоу. Однако как уже было сказано выше, он лишь высказал теорию. В геометрическую фигуру ступени собрал У. Стопп. 

Актуальность этой теории на данный момент несколько снизилась. Учёные провели исследование, которое показало, что не все люди стремятся создать семью, воспитать детей, а затем стремиться получить уважение социума. 

Многие просто меняют местами ступени пирамиды в процессе жизни и этот процесс является нормальным. Это связано с тем, что единого мнения об иерархии потребностей нет. Как утверждает автор, удовлетворение физиологических нужд является самым необходимым условием.

Часто обобщение происходит неверно. Существует даже теория, что сам Маслоу отказался от своей гипотезы и доработали концепцию мотивации со временем. Об этом говорят его последние труды.

Критика

Как уже было сказано выше, автора долгое время не принимал социум из-за его специфической модели нужд. Сейчас многие учёные опровергают гипотезу психолога, так как они считают, что Маслоу принимает людей за животных, которым всегда что-то нужно. 

Другие же считают, что невозможно полностью удовлетворить потребности одной ступени. Третьи утверждают, что практическое применение графика нереально в современном мире.

Такое мнение распространено в обществе из-за отказа учёного от своей теории. Как уже было неоднократно сказано, психолог решил изменить (дополнить) ступени новыми разделами. Сейчас можно бесконечно менять иерархию, добавлять и убирать сектора.

Автор выдвинул простую гипотезу, надеясь её доказать на практике. Однако сделать этого не получилось, поэтому теория больше относится к философии, чем к практике в маркетинге или карьере.

Любопытные факты

  1. Сам Маслоу не создавал знаменитую пирамиду.
  2. Психолог утверждает, что достичь вершины могут только 2 процента населения планеты.
  3. Существует много альтернативных теорий, которые легче применить на практике в повседневной жизни.

Заключение

Теперь можно сделать выводы. В статье были подробно рассмотрены все ступени теории, которые помогают узнать принадлежность конкретного человека к определённому социальному классу, а также разобраться в собственном психологическом состоянии.  

Концепция не является готовым инструментом для ведения бизнеса или внедрения в маркетинговые проекты. Каждый пункт гипотезы нужно рассматривать, опираясь на современное общество и целевую аудиторию, нельзя интегрировать несколько пунктов. Важно пользоваться комплексным приемом к каждой сфере жизни, чтобы точнее понять законы Мироздания и достичь последней ступени.

Объяснение пирамиды потребностей Маслоу для детей и взрослых: Видео

7 уровней пирамиды потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу – один из классиков и основоположников гуманистической психологии, автор «Теории человеческой мотивации» увидел
и попытался систематизировать связь между потребностями и мотивами, лежащими в основе наших мыслей и поступков.
Источником для вдохновения, размышлений и дальнейших выводов при построении модели мотивации стали для Маслоу биографические
истории жизни великих мира сего и собственный богатейший опыт клинических исследований.

7 уровней пирамиды потребностей Маслоу

Согласно Маслоу, потребности, побуждающие людей совершать те или иные действия можно разложить в 7 уровней иерархии и
реализовать только в порядке возрастания – от «низших» – к «высшим».
То есть, необходимое условие для реализации человеческих потребностей более высокого порядка – предварительная реализация
потребностей «нижестоящих».

Схематически иерархию потребностей удобно представить как «уровни потребностей» или «7 уровней пирамиды потребностей
Маслоу».

  • Пирамида ценностей Маслоу

Иерархическая модель из 7 уровней, описывающая группы потребностей может склонить к ложной мысли, что возникновение
потребности становится возможным только после полного удовлетворения потребностей, расположенных уровнем ниже.
В действительности, пишет Маслоу, почти любой здоровый представитель нашего общества во всех своих базовых потребностях
одновременно удовлетворен и неудовлетворен.
Есть лишь некоторая относительная «мера удовлетворенности», – некое правило: низшие потребности всегда удовлетворяются в
большей мере, чем высшие, то есть, если низшие физиологические потребности удовлетворены на 85% то при этом потребность в
безопасности – на 70%, в любви – на 50%, в признании – на 40% … и в самоактуализации – на 10% …

Потребности очередного, более высокого иерархического уровня пробуждаются не внезапно, а формируются и активизируются
постепенно. Так если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не проявлять себя вовсе.
Но если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В может проявить себя на 5%, etc.

Согласно Маслоу, идеальное общество – это сытое общество, лишенное любого повода для страха и тревог.
Здесь нужно уточнить, что в понятие сытости Маслоу включил не только пищу и воду, но и кислород, сон и секс.
Он признает: мера жесткости уровней потребностей в предложенной модели «… не так стабильна, как кажется на первый
взгляд.
Несмотря на то, что базовые потребности статистического большинства в общем виде можно уложить в описанные рамки, но
встречаются и исключения».

Потребность в удовлетворении физиологических нужд

Первый уровень пирамиды Маслоу – уровень физиологических потребностей. Человек, лишенный пищи и воды, элементарных
средств к существованию и обделенный плотскими удовольствиями всецело поглощен заботой об удовлетворении своих насущных
потребностей. Ему некогда задумываться о том, что существуют уровни потребностей более высокого порядка –
самоактуализации, познания, эстетики или признания. Испытывая чувство голода, он забывает даже собственной безопасности.
Все его мысли и действия в этом случае целиком и полностью определяют инстинкт самосохранения – физический голод, а не
эмоциональный.

Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей Маслоу отражает закономерность.
Это отнюдь не прихоть и не проявление полного отсутствия волевого контроля и потворство желаниям.
Так проявляет себя насущная физиологическая потребность или «физиологический позыв».
Здоровый организм человека самостоятельно регулирует гомеостаз, температуру и состав крови – водно-солевой, кислотно-щелочной
и белковый баланс, содержание сахара, жиров, кальция и кислорода и др.
Если каких-либо питательных веществ, необходимых для поддержания гомеостаза не достает, человек ощущает «парциальный голод по
недостающему элементу», проявляющийся как специфический аппетит.
В такой ситуации «… все свои возможности организм направляет на утоление голода, его эффекторы и рецепторы, память, ум и
привычки становятся инструментами по утолению голода.
… Тогда страсть к желтым ботинкам и интерес к родной истории блекнут или пропадают вовсе».

Человек ест, чтобы избавиться от ощущения пустоты в желудке.
Но, соглашается Маслоу, – это основная, но не единственная причина.
Он ест еще и потому, что ощущение сытости позволяет косвенно удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности.
Также и заниматься любовью человека может побуждать не только желание освободиться от сексуальной неудовлетворенности, но и
стремление удовлетворить свою потребность в тепле, сочувствии или власти, мотив почувствовать себя увереннее, значимее,
сильнее.

Потребность в пище, уверен Маслоу, изменяет личную философию будущего.
Для человека, измученного голодом, раем становится место, где еда доступна без ограничений.
В такие моменты он искренне верит, что в этом и состоит человеческое счастье.
Свобода, любовь, уважение, братство превращаются для голодающего в пустой звук ибо он «жив хлебом единым».
С другой стороны, регулярное удовлетворение физиологических потребностей открывают для человека возможности для удовлетворения
потребностей социального уровня. Но лишь до тех пор, пока удовлетворяются первые.

Потребность в безопасности

Потребность в защите, стабильности, упорядоченности существования и безопасности Маслоу расположил на второй снизу ступеньке
иерархии.
Все эти потребности, которые он объединил в категорию «потребность в безопасности» начинают заботить человека после того,
как он удовлетворил свои физиологические потребности.
Все то, что верно для физиологических позывов верно и для этой категории потребностей.
Как и первые, в определенных условиях они могут доминировать, определять поведение, направлять все ресурсы организма на
создание зоны комфорта и безопасности.
В этом случае, считает Маслоу, организм для человека – есть инструмент, обеспечивающий его безопасность.

Как и в случае с голодным человеком, человек, чувствующий и живущий в ожидании опасности меняет свою философию ценностей и
философию будущего, рассматривает все происходящее с ним через призму потребности в безопасности.
В экстремальных случаях, когда стремление к безопасности приобретает навязчивый хронический характер, человек не помышляет
более ни о чем другом.

Потребность в безопасности у удачливого и здорового представителя культурного общества, в целом, удовлетворена.
Психологически здоровый человек, живущий в стабильном обществе, где работают законы чувствует себя относительно защищенным.
Он не опасается жары и морозов, непредсказуемых политиков и преступников, хаоса и хищников, бродящих по улицам. В условиях
стабильного общества, отмечает Маслоу, потребность человека в безопасности существенно не влияет на мотивацию или же
проявляется в мягких формах – поиске работы с достойными социальными гарантиями, работы, дающей возможность отложить на
черный день, пользовании страховкой, etc.

Напротив, потребность в безопасности обретает реальные формы в стране, где существует угроза свержения власти, в условиях
анархии и беззакония.
В такие моменты истории угроза социального хаоса может спровоцировать реверсию потребностей, наделив особым приоритетом
критерий безопасности.

Потребность в принадлежности и любви

Насытившись и защитившись от возможных угроз, хаоса и нестабильности, человеку, согласно Маслоу, впору подумать о любви и
признании, привязанностях и принадлежности.
«Мотивационная спираль начинает новый виток», на котором он осознает, насколько важны друзья, любимый человек, семья, дети.
Он ищет тепла и дружеских отношений, семью, которой он был бы нужен, социальную группу «по интересам».
Те времена, когда он претерпевал нужду и реагировал на слово любовь ироничной усмешкой остались в прошлом.
Будучи сыт, материально независим и социально защищен, человек осознает свое одиночество тяготиться своей отверженностью,
пытается отыскать свои корни, друзей, родственную душу.
Человеку, оказывается, крайне важно осознавать и чувствовать, что он живет с близкими и понятными ему людьми, в окружении
«своих», принадлежит определенной социальной группе, коллективу, классу.

Тяга человека к единению с себе подобными имеет древнюю и глубокую животную природу, то самое стадное чувство, которое
испытывали наши далекие предки.
Разрыв родственных связей, разводы, рост мобильности современной нации, углубление пропасти между поколениями, урбанизация
и технологизация общества, девальвация традиционных ценностей рождают тот вакуум, в котором человек испытывает острейшую
потребность в любви и общении.
Ее неудовлетворение приводит к дезадаптации, а в долгосрочной перспективе – к серьезным психологическим патологиям.

Дополнительной преградой на пути реализации своей потребности в любви и принадлежности становится амбивалентное отношение к
ним в современном обществе.
Искреннее и открытое проявление своих чувств зачастую не приветствуется и загоняется в искусственные рамки.
Так формируется «запрет на нежность», разграничение понятий любви и сексуального влечения, секса и привязанности.

Потребность в признании, уважении и почитании

Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств,
которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса.
К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями.
Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности,
свободы и независимости.
Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в
статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии
Альфред Адлер.
Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.

Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и
уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы.
Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный
путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям.
Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании
и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.

Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться

Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному.
Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности.
Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку.
С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного
и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.

Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных
способностей – одна из причин серьезной психопатологии.
Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень
часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической
депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией.
Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит
человека в адекватное состояние.

Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве.
И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых.
Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в
результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно.
И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.

Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших,
предельных переживаний.
Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.

Потребность в удовлетворении эстетического начала

Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей
проявляется сильнее чем у других.
Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в
буквальном смысле слова заболевают.
Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки.
Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.

Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества,
начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них.
Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии,
законченности, структурированности, системности.

В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы
видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально
ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».

Потребность в самоактуализации

Даже если все вышеперечисленные уровни пирамиды Маслоу пройдены и все уровни потребностей удовлетворены,
существует большая вероятность, что человек через какой-то время вновь почувствует неудовлетворенность.
Вроде бы все есть, но не хватает чего-то главного. Он остро ощущает потребность заняться тем, к чему лежит душа.
Художник ощущает потребность писать картины, композитор – запечатлеть гармонию в звуках, поэт – в стихах, скульптор – в своем
изваянии, изобретатель – в экспериментировании и создании новых полезных людям изобретений.
Так проявляет себя потребность в самоактуализации – склонность человека соответствовать собственной природе.

Таким образом, самоактуализация – это стремление человека к самобытности, самотождественности, воплощению в реальности
потенциальных возможностей, лучший мотив для личностного роста.
Согласно Маслоу, стремление к самоактуализации – гуманистическая потребность, направленная на создание «продукта», который
может быть полезен обществу, улучшить жизнь людей.
С другой стороны, самоактуализация – это своего рода обязательство человека перед самим собой стать тем, кем он может быть.

Потребность в самоактуализации является врожденной, но проявляет себя только после того, как все уровни потребностей
пирамиды Маслоу
, расположенные ниже пройдены.
Вместе с тем, таланты, гении – люди, с ярко выраженными способностями и потребностью в самоактуализации ощущают эту
потребность и на нижних уровнях пирамиды.
Для людей с ярко выраженным творческим потенциалом, потребность в самовыражении доминирует в их мире ценностей над любой
другой. Здесь Маслоу вынужден согласиться с тем, что такие люди творят «… вопреки неудовлетворенным базовым потребностям».

Слабые стороны «пирамиды Маслоу»

Человек ест, чтобы избавиться от ощущения пустоты в желудке. Но, соглашается Маслоу, – это не единственная причина.
Он ест также и потому, что ощущение сытости позволяет косвенно удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности.
Человек занимается любовью не только чтобы освободиться от сексуальной неудовлетворенности, но и чтобы удовлетворить свою
потребность в тепле, сочувствии или власти, почувствовать себя увереннее, сильнее, значимее.

С другой стороны, удовлетворение базовых насущных потребностей для человека – не повод устремиться к иерархически высшим
целям бытия.
Так человек, большую часть жизни испытывавший лишения и на каком-то этапе получивший возможность удовлетворить свои
потребности в сне, пище и сексе благодарит бога за то, что он сыт и удовлетворен.
Другая крайность, по мнению Маслоу заключается в «подмене ценностей», когда судьба подарила человеку возможность получать
все на тарелочке. Не встречая никаких препятствий на пути к обладанию, он не ценит того, что имеет и получает.
Поэтому для человека, который не знал что такое голод, пища в повседневной жизни сама по себе не входит в состав базовых
приоритетов.

Относительность жесткости иерархической структуры, по мнению Маслоу, связана и с тем, что вся модель иерархии потребностей
строится в терминологии осознаваемых желаний и стремлений, в то время как фактически человек часто думает и действует,
вопреки внутренней мотивации.
В целом, предложенная модель, по мнению Маслоу, «… позволяет утверждать, что человек, у которого не удовлетворены
какие-либо две потребности, предпочтет удовлетворить вначале базовую, а следовательно, более насущную потребность.
Но …, – добавляет он, – … это вовсе не означает, что поведение человека будет определять именно эта потребность.
Потребности и желания – не единственные детерминанты поведения человека … ».

Спорным нужно признать взгляд Маслоу на то, что высшей ценностью человеческой жизни является потребность в самоактуализации.
Это может быть верно для человека-организма, а вот человеку, сформировавшемуся как личность, главные жизненные ценности
могут представляться несколько по-другому, как и вершина роста и развития. В чем разница?

Человек-организм, согласно Маслоу, проживает жизнь, руководимый своими потребностями, направляемый привычками и эмоциями.
Возможно он что-то слышал о ценностях и иногда может даже поддержать беседу на эту тему.
Но его реальное поведение определяют не ценности, а значительно более приземленные механизмы – его потребности.

Для человека-личности жизненные ценности – его неотъемлемый элемент жизни, за который он готов дорого заплатить своими
потребностями. Он прекрасно осознает роль ценности в своей жизни и в любой момент пояснит, почему это для него столь важно.
Если своими привязанностями и потребностями человек может тяготиться, то для человека-личности ценности – его главное
жизненное приобретение и достояние.
Человек помнит о том, что для него ценно без любых указаний – раньше чем его тело, окружающие или жизненный круговорот
напомнят ему об этом.

Разница принципиальна: если вы знаете, что для вас в жизни поистине дорого и ценно, то каждый ваш день выстраивается в
соответствии с вашим пониманием смысла.
Если же вы проживаете жизнь, руководимы базовыми потребностями, то ценности для вас – не более, чем одна из множества
тем для поддержания разговора. Иногда понимание этой разницы приходит тогда, когда что-то менять уже слишком поздно.

Последовательным критиком модели Маслоу стал Виктор Франкл создатель логотерапии, сам переживший 3 концентрационных лагеря.
Как говорил Франкл: «Каждому времени своя психотерапия».
Парадоксально, но для того, чтобы осознать субъективную ограниченность модели Маслоу, утверждающей безусловный приоритет
базовых физиологических потребностей, человечеству пришлось пройти через ужас немецких концлагерей, голод и миллионы смертей.

Стремление человека к смыслу – мотив sui generis, по убеждению Франкла, нельзя свести к любым другим человеческим
потребностям. Сам факт существования человека неразрывно связан с необходимостью его самотрансценденции.
То есть, его бытие в каждый момент времени ориентировано на нечто вне его самого, на смысл, который необходимо осуществить
или же на любимого человека.
Таким образом, заключает Франкл, человек может реализовать себя лишь в той мере, в какой забывает про себя.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/kniga/idea/urovni-piramidi-maslou, 1145835036

Ещё почитать:

Как составить план жизни на год, на примере

50 целей в жизни человека. Цели в жизни – список

100 целей человека в жизни. Сто целей – список

С чего начать саморазвитие? Как начать саморазвитие

10 методов повышения личной эффективности

Как сформировать 7 полезных привычек, которые изменят жизнь

Как изменить свою жизнь в лучшую сторону: 10 советов

Как достичь своих целей? Пошаговый план достижения цели

Самоменеджмент: методы и умения управлять собой


Как проверить масло в автомобиле

Масло — это источник жизненной силы двигателя вашего автомобиля. Убедиться, что масла всегда достаточно, — это самый простой способ избежать катастрофического отказа двигателя и связанных с этим огромных затрат на ремонт.

Это особенно важно, если вы водите старый автомобиль. Когда одометр автомобиля переваливает за отметку в 100 000 миль, износ двигателя может привести к тому, что он будет сжигать небольшое количество масла каждый раз, когда вы едете. Эта потеря накапливается, что может привести к тому, что уровень масла упадет слишком далеко между заменами масла. Автомобили с большим пробегом также более подвержены утечкам масла. Обе эти проблемы являются причинами для регулярной проверки масла, чтобы определить, как часто вам нужно его доливать.

Проверяйте свое масло раз в неделю в течение месяца, и вы будете знать, как быстро оно истощается — и истощается ли оно вообще. Как только вы это узнаете, вы сможете проверять его реже, скажем, раз в месяц. Вот как проверить масло:

Шаг 1: Подготовьтесь к проверке

Убедитесь, что ваш автомобиль припаркован на ровной поверхности с выключенным двигателем, коробкой передач в режиме парковки (или механической коробкой передач на более низкой передаче) и стояночным тормозом. . Поднимите капот. Если вы не знаете, как это сделать, обратитесь к руководству пользователя.

Связанная статья
  • Здесь нет змеиного масла: Top Synthetic Oils

Большинство автомобилей имеют рычаг открывания капота под приборной панелью с левой стороны. Под передним краем капота есть защелка безопасности, которую вам придется разблокировать, прежде чем вы сможете поднять капот.

Шаг 2: Найдите щуп

Getty Images

Щуп на большинстве автомобилей легко обнаружить, так как он имеет небольшую цветную ручку (обычно желтую или оранжевую), отмеченную символом масленки.

По теме
  • Сколько стоит замена масла?

Шаг 3. Вытащите щуп

Полностью вытяните щуп из трубки, в которой он находится. Это похоже на вытаскивание меча из ножен. Приготовьте тряпку или бумажное полотенце и вытрите масло с конца щупа. На кончике щупа вы увидите две линии: нижняя указывает на то, что уровень масла опустился на одну кварту. Верхняя линия означает, что картер (масляный бак автомобиля) заполнен. Некоторые щупы также помечены такими словами, как «полный» и «добавить».

Getty Images

Шаг 4: Отметьте уровень масла

Медленно вставьте щуп в трубку и надавите на него до упора. Теперь извлеките его и внимательно посмотрите на наконечник, на котором должно быть масло. Если уровень масла находится между двумя линиями, в вашем автомобиле достаточно масла. Если он находится на нижней отметке или ниже, пришло время добавить кварту.

Связанная статья
  • Когда следует менять масло?

Шаг 5. Подождите и перепроверьте

Getty Images

После добавления литра масла подождите несколько минут, пока масло стечет в картер, а затем снова проверьте его, чтобы убедиться, что уровень находится как минимум между верхней и нижней отметками. Уровень масла не обязательно должен быть на верхней отметке, чтобы ваш двигатель имел достаточную смазку для безопасной работы.

Подготовьтесь к замене масла с помощью этих предложений от Walmart
Моторное масло Mobil 1

30 долларов США в Walmart

Воздушный фильтр FRAM

20 долларов США в Walmart

Масляный фильтр Mobil 1

11 долларов США в Walmart

Маслосливной поддон

19 долларов США в Walmart

Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.

Проверка уровня масла в автомобиле0084 Из книги:

Авторемонт для чайников, 2-е издание

Авторемонт для чайников, 2-е издание

Изучить книгу Купить на Amazon он не загрязнен. Масло снижает трение в двигателе и обеспечивает его плавную работу. Когда вы проверите свое масло, если оно грязное или пахнет бензином, пришло время заменить масло.

Вы также должны проверить уровни с помощью масломерного щупа ― если масло чистое, но достигает только части «Добавить» масломерного щупа, вам нужно добавить больше масла.

© Владаканон / iStockphoto.com

Некоторые европейские автомобили не имеют маслоизмерительного щупа. Если вы не можете найти его на своем автомобиле, обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы узнать, как проверить масло.

Процесс проверки масла прост и включает в себя использование щупа для проверки уровня и качества. Чтобы узнать, требуется ли вашему автомобилю масло, выполните следующие действия:

  1. Вытащите щуп и протрите его чистой безворсовой тряпкой.

    Перед проверкой масла убедитесь, что двигатель холодный (или не работал не менее десяти минут). Расположение маслоизмерительного щупа зависит от того, имеет ли ваш автомобиль рядный двигатель (задний привод), как показано здесь.

    Если у вас поперечно расположенный двигатель (передний привод), щуп должен располагаться ближе к передней части двигателя, как показано здесь.

  2. Вставьте палку обратно в трубу.

    Если щуп застревает на входе, переверните его. Трубка, в которую он вставляется, изогнута, и металлический стержень естественным образом изгибается в направлении изгиба, если вы вернете его в исходное положение.

  3. Снова вытащите щуп и посмотрите на масляную пленку на конце щупа.

    Обратите внимание на высоту масляной пленки на щупе и состояние масла, при необходимости добавьте или замените масло.

    Вы не доливаете масло в крошечную трубку, в которой находится щуп; это просто просьба о грязном разочаровании. Ищите отвинчивающуюся крышку в верхней части самой большой части двигателя. Он может быть пустым или иметь надпись «Масляная крышка» или что-то подобное, и это может даже указывать, какой сорт масла вы должны использовать в своем автомобиле. Отвинтите эту крышку и добавьте масло по мере необходимости.

  4. Вставьте щуп обратно в трубу. Готово!

Масло довольно быстро чернеет, но на качество это не влияет. Потрите немного между большим и указательным пальцами, и если он оставит грязное пятно, вероятно, его нужно заменить.

Если ваше масло выглядит достаточно чистым, но достигает только уровня «Добавить» на щупе, вам нужно добавить масло. Вы можете купить масло при следующей заправке на станции технического обслуживания или найти его в магазинах автозапчастей, супермаркетах, дисконтных магазинах и крупных аптеках.

См. также «Как проверить жидкость для автоматической коробки передач» и «Правила безопасности при ремонте автомобилей».

Эта статья взята из книги:

  • Ремонт автомобилей для чайников, 2-е издание,

Об авторе книги:

Дина Склар — известный специалист по ремонту автомобилей. Она появлялась в сотнях радио- и телешоу, включая шоу NBC Today и NBC Nightly News . Склар читает лекции на международном уровне об экологическом воздействии транспортных средств и активно продвигает программы солнечной энергии в жилых домах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *