Содержание
Экология народов России
Истоки экологической культуры народов России
Цырендылыкова Зоя Пурбаевна
Цель: показать истоки экологической культуры народов России
В России исторически складывалась уникальная экологическая традиция диалога природы и человека, особенностью которого служит подчеркнуто уважительное отношение к родной земле, воде, растительному и животному миру.
Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью.
В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям.
В своей презентации мы покажем примеры диалога некоторых народов России с природой .
Реки, озера, водоемы вызывали у наших предков почитание и уважение. Известно, что историк В.О. Ключевский начинал «Курс русской истории» с анализа влияния природы на исторический процесс. Он отмечает, например, особую любовь русского человека к реке, которая являлась воспитательницей чувства порядка, общественного духа, общительности Кустодиев. На Волге.
У народов России во все времена было бережное, уважительное, трепетное отношение к воде.
Ей зачастую присваивали живительные и целебные свойства. В народных преданиях, частушках, песнях, сказаниях байкальских промысловиков чувствуется незримое стремление к поэтизации природы, водной стихии. С таинственной любовью повествуют на селе предания о Байкале – батюшке, его силе и чистоте. Суровость его народ объясняет его постоянным стремлением очиститься от всяких «нечистот».
Земля — матушка
С детства у бурят воспитывалось почтительное отношение к земле.
Взрослые говорили ребёнку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять «боль» Матери — Земле. Даже носки бурятской обуви были загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю. Существовал специальный обряд почитания земли, который проходил летом .
Русский народ о земле говорил с уважением
“ Земля – матушка”, “земля – кормилица”.
Грешно было бить палкой по земле,
это все равно, что бить свою мать или отца
Космосом выступают Горы у народов Северного Кавказа.
Горы у них – связующее звено между Землей, ими и Небом.
Горы – это вечность их обитателей.
Горы – это вечный их очаг.
Горы никогда никому не прощают измены. Они всегда требуют к себе самого бережного, чуткого отношения .
Карелы говорят: «лес поёт» или «лес отвечает». Каждое дерево имеет свою душу. Наиболее почитаемыми были для карелов ольха и берёза, можжевельник и сосна. У деревьев этих пород, росших возле дома, просили помощи и заступничества. Сосны, росшие на погостах, и вовсе считались каналами связи с ушедшими предками .
Для северных народов России
Олень-это удивительное животное является посредником между небом и землей, посланником богов
Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни.
Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие.
По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом . .
У тувинцев существуют определенные правила охоты — это запреты, являющиеся, по сути, искусными приемами защиты природы.
- Не убивать дикого животного, прибежавшего к стойбищу.
- Запрет охотиться на самок с детенышами.
- Не добывать редких зверей.
- Прежде чем убить зверя, его «выпрашивают» у духа тайги;
- Каждый год освящают богатую зверями тайгу .
Ханты говорят:
«Пастбища, угодья дикоросов, охоты, рыбные пески – есть не элементы хозяйства, а элементы Природы-Родины.
Бережное, «экономное» отношение к природе:
а) взять столько, сколько нужно для жизни, не больше; б) использовать взятое максимально »
Вывод
Экологическая культура народов России имеет общие черты — гармоничность сосуществования народов и окружающей природной среды в местах проживания, наличие у всех народов богатого набора морально-этических норм, касающихся взаимоотношения человека и природы, то есть наличие высокой естественной экологической культуры.
Спасибо за внимание!
Экология и природопользование — Экологический факультет Российского университета дружбы народов — Учёба.ру
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
городов и экология «среды обитания людей»
Я очень рад сообщить, что моя новая книга « среда обитания людей » выйдет в конце этого года. Он будет доступен как в печатном, так и в электронном формате и будет охватывать 25 провокационных идей, которые влияют на то, как мы видим города. Читатели моих статей найдут темы как знакомые, так и новые.
Этот пост является первым из ряда выдержек, которые я планирую опубликовать здесь до выхода полного тома. Это из введения:
В детстве мы проводим много времени, воображая то, чего еще не испытали, и воображая неизвестные аспекты даже того, что мы уже начали испытывать. Так было со мной в детстве, и, на самом деле, это путь, который я продолжаю по сей день. Подробнее об этом в нескольких абзацах.
Это будет четвертая книга о некоторых аспектах городов с моим именем на обложке. Когда я начинаю, я все больше взволнован этим: я ожидаю , что это будет самым верным моему сердцу и самым интересным для написания. Я горжусь другими, каждый из которых подробно рассматривал важную тему и исследовал точки зрения защиты от имени моих работодателей. Но это исходит только от меня. Я намереваюсь пойти шире, представляя эссе, в которых исследуются многие вопросы, и предлагаю читателям подумать вместе со мной о том, как сделать человеческое поселение как можно лучше.
Это может звучать немного бойко, но я хочу исследовать некоторые из наиболее сложных тем, ответы на которые не столь ясны. Темы этой книги интригуют меня именно потому, что они не всегда прямолинейны, и я надеюсь, что они будут интересны и вам.
Я обязан титулом Среда обитания людей моей подруге Трише Уайт, эксперту по взаимодействию между искусственной средой и дикой природой. Триша считает, что дикая природа лучше всего себя чувствует, когда у природных тварей есть царство или среда обитания, которая в первую очередь является их собственной, и когда у нас, людей, есть то же самое, «среда обитания людей», которую можно отличить от мест, где дикая природа первична, а мы вторичны. Казалось бы, броская фраза и интригующая идея. Впервые я услышал, как Триша использует его на собрании, и никогда не забывал.
На мой взгляд, «среда обитания людей», заимствующее слово, которое часто ассоциируется с областью естественной экологии, также вызывает ассоциации с экологией, но с центром в человеке. Между ними есть сходство, в том числе ключевой момент, заключающийся в том, что экология касается взаимоотношений и взаимодействий между различными аспектами единой системы. Система работает лучше всего, когда эти отношения находятся в равновесии, и это подводит меня к руководящему принципу: как и в случае с природной средой, когда она функционирует наилучшим образом, среда, созданная людьми, должна достигать гармонии между своими различными частями и с большим миром, на котором это зависит.
Пространственно мы можем думать о среде обитания для видов диких животных как о царстве, которое начинается в гнезде или берлоге и простирается оттуда наружу. На мой взгляд, среда обитания людей тоже: наша область начинается в наших домах, но также простирается за ее пределы, в наши районы, наши города или поселки и даже в регионы за их пределами.
Для большинства из нас наше знакомство с человеческой средой — средой обитания наших людей — начинается в детстве, открывая для себя окружающие нас вещи, в том числе города. Мне, ребенку, живущему с родителями из рабочего класса в маленьком сонном южном городке, в основном было 9 лет.0003 воображал — а не переживал — более крупные важные города. За исключением пары коротких, но запоминающихся поездок в подростковом возрасте, я не видел «настоящих» городов, пока не поступил в колледж в Атланте. Мне было далеко за 30, когда я мог позволить себе посещать международные города.
Я совершенно уверен, что даже не знал, что существует такая вещь, как городское планирование, почти так же поздно. У моих родителей было много ума и отличные инстинкты, но не было высшего образования, и я был в значительной степени один в поисках своего пути в колледж, затем в юридическую школу и, наконец, в профессию. Я сделал это, как я пошел вперед. Все еще я, правда.
В моем родном Эшвилле, штат Северная Каролина, был небольшой деловой центр, и я инстинктивно хотел быть там по субботам, когда рос. Иногда я запрыгивал в городской автобус, ехал туда и тусовался без какой-либо определенной цели. Мне нравилась городская библиотека, крошечный парк в центре города, главная площадь, Вулворты, кино, музыкальный магазин. Особенно библиотека и музыкальный магазин. Центр города, каким бы сонным он ни был, казался местом, где что-то происходит, где взрослые более важны, чем я. . . что именно? Если я вообще рассматривал эту часть, то только в своем воображении.
По-своему я наткнулся на некоторые удобства, которые могут обеспечить даже центральные районы небольших городов, если они хорошие: анимация; множество дополнительных занятий под рукой; возможность случайной встречи с другом или интересным незнакомцем. В Эшвилле также были и до сих пор есть прекрасные жилые районы, многие с захватывающими видами, потому что в пределах города есть настоящие (хотя и небольшие) горы. Но это были места, куда я ходил, чтобы увидеться с друзьями или посетить запланированные мероприятия; Я не пошел просто пойти, как я сделал в отношении центра города.
Несмотря на мои вылазки в центр города, по-настоящему впечатляющими городами были места, которые я видел только по телевизору или о которых иногда слышал от дальних родственников, которые по неясным до сих пор причинам на самом деле жили на Манхэттене. В моем воображении Нью-Йорк был очень высоким, экзотическими зданиями, множеством магазинов и ярким светом. Метро! Лос-Анджелес был Диснейлендом, пляжем, крутыми автострадами и Голливудом. В Кливленде играла бейсбольная команда, игры которой можно было слушать поздно ночью, когда включались радиостанции с открытым каналом.0005
Но у меня всегда было чувство, что города были моим настоящим домом, где я чувствовал бы себя наиболее комфортно в повседневной жизни. Великий американский писатель Томас Вулф, уроженец Эшвилла, незабываемо написал: «Вы не можете снова вернуться домой». И, действительно, вы не можете, особенно если значение «дома» сопровождается видениями, вызванными столько же, сколько и пережитыми. Но это не помешало мне попробовать.
Я полагаю, что на протяжении всего пути я собирал крупицы информации и подсказок о том, что делает города великими, что заставляет человеческую экологию работать особенно хорошо. У меня никогда не было формального обучения этому, и до самого конца моей карьеры у меня не было никакого профессионального отношения к этим вопросам. По сути, я урбанист-самоучка.
Я все еще иду своим путем, как и четыре десятилетия назад ребенком на Юге. Я многому научился не у своих предков и городского опыта детства, а у своего любопытства и у ощущения, что жизнь могла бы быть лучше. Теперь это квест, в котором участвует целая группа горожан, которых я имею честь называть друзьями и попутчиками.
Эта книга будет попыткой поделиться 25 наблюдениями, сделанными по пути, а также некоторыми обсуждениями конкретных мест, которые иллюстрируют или расширяют наблюдения. Было трудно выбрать 25, но выбор не был случайным. По замыслу эти идеи не все соответствуют господствующему экологическому и урбанистическому мышлению, не все вполне сформированы и, по правде говоря, даже не все согласуются друг с другом. Я считаю, что так и должно быть. Экология — сложная наука, и мы живем в мире не только ответов, но и вопросов. По моему скромному мнению, любой, кто притворяется, что знает ответы на все вопросы, притворяется.
Если мое путешествие началось с моего воображения, надеюсь, мои мысли вдохновят вас. Для меня эти 25 понятий включают в себя важные, сложные и пару просто забавных. Их можно читать в любом порядке. Это те мысли, которыми я больше всего хотел поделиться, и я надеюсь, вам понравится их читать так же, как мне понравилось их писать.
Говоря о воображении, вот вам особое угощение. Устаревшее видео зернистое, но музыка эффектная:
Симпозиум 2022 года «Люди и природа» (весна)
Симпозиум «Люди и природа 2022 года», организованный Лейном Шером, Анитой Симхой, Джоном Чоем, Мэгги Свифт, Алексом Лумисом и Брэнди Куорлз, состоялся в субботу, 9064. , 09 апреля 2022 г. . Расписание ниже, а отчет докладчика Рубена Дарио Паласио скоро будет!
Тесные, двунаправленные отношения между природой и людьми влияют на нашу способность понимать экологические процессы и последствия экологических процессов для различных человеческих сообществ. Глубокое понимание местности и знания коренных народов о естественной истории могут принести пользу экологическим исследованиям. Культурные линзы влияют на восприятие людьми своей окружающей среды и сохранения, что может повлиять на применение этих исследований и отразиться на экологической политике. Поскольку экологические процессы и функционирование экосистем по-разному влияют на группы, а экологическое бремя часто ложится на уязвимые сообщества, крайне важно учитывать культурные отношения с природой в экологических исследованиях.
Будучи этноэкологическим симпозиумом, People & Nature Symposium 2022 года был направлен на изучение того, как культурные линзы влияют на взгляды людей на природу. Было две сессии, каждая из которых была посвящена разным аспектам этноэкологии. Сессия 1, Этноэкология и местные исследования , подчеркивала ценность глубоких знаний коренных и местных жителей о месте для лучшего понимания экологических процессов. Сессия 2, Экологическая справедливость , подчеркнули, как последствия экологических процессов различаются между человеческими сообществами.
Признание земли
Земля, на которой физически проходил Симпозиум людей и природы (западный кампус Университета Дьюка), была украдена европейскими колонистами у народов, населявших эти земли задолго до того, как Северная Каролина стала штатом. Тринити-колледж открылся в 1892 году на земли и средства, предоставленные в основном местными табачными магнатами Вашингтоном Дьюком и Джулианом С. Карром. Большая часть этих земель была передана во время и после Договора чероки 1828 года. Как и в случае с землями любых суверенных народов, территории коренных племен и наций со временем менялись, но то, что мы сейчас называем графствами Дарем и Ориндж, в разное время было родиной. Шакори (shah-KOR-ee), Eno (EE-noh), Tuscarora (tusk-uh-ROH-ra) и Occaneechi Band of the Saponi Nation (OBSN; oh-kuh-NEE-chee; suh- ПОХ-нее).
Однако признание земли не должно сосредотачиваться исключительно на насилии и угнетении прошлого. У коренных жителей нынешней Северной Каролины есть много потомков, разбросанных по Соединенным Штатам, чью жизнь, достижения и историю следует отмечать. По данным Бюро переписи населения США, 1,6% населения Северной Каролины составляют американские индейцы. В то время как народы шакори и ино переселились и объединились с могущественной нацией катавба (kuh-TAW-buh), тускарора, OBSN и катавба продолжают существовать как отдельные племена и по сей день. Мы рекомендуем вам посетить веб-страницы племен, указанные выше, чтобы изучить богатые истории этих процветающих сообществ и найти способы поддержать их, как только сможете. Племенную историю OBSN можно найти здесь, нации катоба здесь и нации тускарора здесь.
Изначально известные как народы Йесах или Сапони, ОБСН берут свое начало в долине Огайо, где около 1000 лет назад могущественный враг вынудил их переселиться в южно-центральную Вирджинию. Восстание Натаниэля Бэкона в 1676 году подтолкнуло окканичи в район, ныне известный как Треугольник, на много лет, прежде чем вернуться в Вирджинию в 1713 году. Между 1790 и 1920 годами нетерпимость белых вызвала массовую миграцию обратно в округа Аламанс и Мейкон, в поселение, известное как « Техас». Народ Окканичи реорганизовался в 1985 как Eno-Occaneechi Association, Inc., и изменила название на Occaneechi Band of the Saponi Nation в 1995 году. OBSN была официально признана штатом Северная Каролина в 2002 году. В том же году начались планы по возвращению племен. Программа, Проект по сохранению родины Окканичи, начала работу в 2005 году с покупкой 25 акров земли поселения в Техасе в округе Аламанс. Эти земли теперь являются местом постоянной церемониальной площадки, племенного сада и племенного музея, и в магазине есть еще что-то. На сегодняшний день они «отремонтировали ферму и сад, где мы посадим трех сестер. «Сохранение родины» будет постоянным проектом, чтобы поддерживать место для посещений членов племени и сообщества… Мы поощряем посещение племенных территорий OBSN, но из-за COVID мы не предлагали посещения, но надеемся, что это произойдет очень скоро». Официальные племенные земли OBSN расположены в Берлингтоне, в 30 минутах езды от кампуса Дьюка, а их календарь событий можно найти здесь.
Наконец, несмотря на то, что непрерывную историю этих земель важно признать, виртуальный компонент симпозиума означает, что у нас могут быть участники со всех концов Соединенных Штатов или даже со всего мира! Мы, очевидно, не можем охватить историю всех земель, на которые может транслироваться этот симпозиум, поэтому, если вы участвуете виртуально, мы рекомендуем вам изучить историю земель, из которых вы будете присутствовать, и поделиться этой историей с нами, используя это. форма. Мы опубликуем ответы вскоре после симпозиума.
Ресурсы : Узнайте больше об истории Университета Дьюка здесь. Мы также рекомендуем вам ознакомиться с признанием земли, предоставленным Duke Forest здесь, на котором была основана большая часть этого признания земли. Кроме того, рабочая группа «Раскопки леса Дьюка» в настоящее время «исследует переплетенные истории людей, земли и научных исследований в лесу Дьюк»; читайте здесь и здесь. Дополнительные ресурсы доступны в конце этого документа.
Заявление о признании земли
Признание земли ничто без действия. Без действия это пустые слова, используемые для того, чтобы успокоить знание того, что все мы извлекаем выгоду из насилия прошлого и настоящего (это насилие продолжает наносить ущерб коренным народам, чьи земли были захвачены и украдены, чтобы сформировать Соединенные Штаты).
Мы предлагаем вам и всем участникам этого симпозиума постоянную задачу, вдохновленную Корпорацией развития сообщества Sicangu (see-CHAHN-ghoo). Их обещание о признании земель призывает читателей Жертвуйте не менее 1 доллара организации, возглавляемой коренными жителями, каждый раз, когда вы слышите признание земли . Цель признания земли состоит не только в том, чтобы признать и почтить память тех, на чьих украденных землях мы стоим, и чьи присвоенные ресурсы построили нашу нацию, но и в том, чтобы использовать эту платформу для вдохновения на антиколониальные действия. В этом ключе мы составили список организаций, возглавляемых коренными народами, для поддержки ниже, хотя мы, конечно же, рекомендуем вам провести собственное исследование местных организаций коренных народов, если вы в состоянии.
Предложения по пожертвованиям на местном уровне
- “ Группа Окканичи народа Сапони постоянно стремится к сохранению, защите и популяризации нашей истории, культуры и традиций; предоставляя при этом социальные, экономические и образовательные ресурсы, возможности и услуги, которые будут способствовать благополучию племенного сообщества». Пожертвования, скорее всего, пойдут на текущие части проекта «Сохранение родины» по ремонту территории племенных деревень, в частности на покупку материалов для поддержки реконструкции ати (хижины) на территории поселка. [о] [пожертвовать] [поддержать художников Окканичи] [направления] [календарь событий]
- « Общество коренных американцев «Треугольник» (TNAS) — это дальновидная организация, дающая возможность американским индейцам, проживающим в сообществе «Треугольник», стать устойчивыми лидерами, выступающими за для развития образования, экономической достаточности, самоопределения и культурной инклюзивности и осведомленности путем капитализации и развития сильных сторон сообщества и инфраструктуры, которая продвигает и поощряет смешение различных групп. TNAS стремится развивать местное сообщество коренных жителей, объединяя различные культурные и традиционные обычаи, которые участники приносят из своих родных племенных сообществ. Наша цель [ы]: (1) получить и управлять фондами для удовлетворения потребностей сообщества американских индейцев; (2) Предоставлять жителям, проживающим в сообществе Triangle, информационные и справочные услуги; (3) Просвещать и развивать культурную осведомленность с помощью программ и других средств массовой информации; (4) Способствовать единству и силе путем защиты интересов индейского населения; и (5) повысить успеваемость, предоставляя культурно значимый опыт обучения». [о нас][пожертвовать]
- Три цели UNC Chapel Hill’s American Indian Center : лидерство в научных исследованиях и исследованиях американских индейцев, взаимодействие и служение коренным народам, а также обогащение разнообразия кампуса и диалог [пожертвовать]. UNCCH также имеет два исследовательских фонда, посвященных изучению коренных народов: Фонд изучения американских индейцев , используемый для поддержки образовательных и исследовательских целей преподавателей, работающих в области изучения американских индейцев [пожертвовать] и Фонд Генри Совы , используемый для поддержки образования и исследований в области истории, языков и культуры чероки [пожертвовать].
Предложения по пожертвованиям на национальном уровне
- « Национальный ресурсный центр женщин из числа коренных народов, Inc. (NIWRC) — это некоммерческая организация, возглавляемая коренными народами и занимающаяся прекращением насилия в отношении женщин и детей коренных народов. NIWRC обеспечивает национальное лидерство в прекращении гендерного насилия в племенных общинах, поднимая коллективные голоса сторонников на низовом уровне и предлагая культурно обоснованные ресурсы, техническую помощь и обучение, а также разработку политики для укрепления племенного суверенитета. Наш персонал и совет директоров состоят из коренных женщин со всех концов Соединенных Штатов с большим опытом и стремлением положить конец насилию в отношении коренных женщин и их детей. Сотрудники NIWRC обладают многолетним опытом в создании массового движения, чтобы усилить реакцию племен на насилие в семье и повысить безопасность коренных женщин». [о] [пожертвовать]
- «С 1970 года Фонд прав коренных американцев (NARF) оказывает юридическую помощь индейским племенам, организациям и отдельным лицам по всей стране, которые в противном случае могли остаться без надлежащего представительства. NARF успешно отстаивал и защищал наиболее важные права индейцев и племен в сотнях крупных дел и добился значительных результатов в таких важных областях, как племенной суверенитет, договорные права, защита природных ресурсов и образование индейцев. NARF — это некоммерческая организация 501c(3), которая занимается применением существующих законов и договоров, чтобы гарантировать, что национальные правительства и правительства штатов выполняют свои юридические обязательства». [о] [пожертвовать]
- » Фонд колледжей американских индейцев был основан в 1989 году. Уже более 31 года Фонд колледжей является крупнейшей благотворительной организацией в стране, поддерживающей доступ студентов из числа коренных народов к высшему образованию. Мы предоставляем стипендии, программы для улучшения доступа студентов из числа коренных американцев к высшему образованию, а также поддержку и инструменты для их успеха, когда они там». [информация] [пожертвовать]
- » LANDBACK — это движение, существующее на протяжении поколений и имеющее долгую историю организации и самопожертвования ради возвращения земель коренных народов в руки коренных народов. В настоящее время на Черепашьем острове, на севере и юге, идут бои на ЗЕМЛЕ. Как NDN Collective, мы вступаем в это наследие, запуская кампанию LANDBACK как механизм для соединения, координации, ресурсов и усиления этого движения и сообществ, которые борются за LANDBACK… Чтобы по-настоящему разрушить превосходство белых и системы угнетения, мы должны вернуться к корням. Что для нас означает возвращение земель коренных народов в руки коренных народов». [о] [пожертвовать]