Кто относится к учителям: Правовой статус педагогического работника — Блог инспектора народного образования

Правовой статус педагогического работника — Блог инспектора народного образования

 

 Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Что такое правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кто относится к педагогическим работникам

Согласно закону об образовании «педагогический работник —  это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Основные требования

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

Академические права и свободы

Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод  других участников образовательных отношений.

Трудовые права и социальные гарантии

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам  вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

За субъектами Российской Федерации  законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки  выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,  привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

Рабочее время

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

Участие в ЕГЭ

Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ  им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Повышене квалификации

Теперь педработники  имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации)  за счет средств  работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

Обязанности

Педработник, обладая определенными правами,  несет и определенные обязанности, в т.ч. он должен   осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,  обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы,  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;  учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности,  медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда,  соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педработнику запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает,  если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

К сведению. Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года.

 

Номенклатура должностей педработников и руководителей образовательных организаций

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


 Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

 

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания:

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. 

Чем занимаются учителя?

Великие учителя делают все. Учителя всех возрастов, языков, национальностей и предметов являются одними из самых квалифицированных людей, чтобы добиться успеха. День в жизни учителя может сильно различаться в зависимости от предмета и класса, в котором он преподает. От детского сада до старшей школы, от специального образования до статистики — одна и та же тема неизменно проходит через всю карьеру каждого великого учителя: их работа не заканчивается с окончанием учебного дня. Хотя стояние перед классом является огромной частью обязанностей учителя, они простираются далеко за его пределы на жизнь своих учеников, их семей и их сообщества.

У учителей есть уникальная возможность оказывать непосредственное влияние на своих учеников. Учителя могут видеть свою работу в действии, видеть изменения, на которые они влияют, и при этом они своими глазами наблюдают за достижением своих целей. Какими бы ни были цели, их можно свести к одному предложению: Вы хотите помогать людям. И есть много способов помочь кому-то как учителю. Чтобы назвать некоторые из них, учителя стремятся обучать, вдохновлять, учиться и влиять на позитивные изменения.

Хороший учитель должен любить обучать учеников, и одна из основных целей, которую многие учителя ставят перед собой, — стать лучшим педагогом, которым они могут быть. Есть что-то очень приятное в том, чтобы делиться информацией со своими учениками и работать с ними, чтобы убедиться, что они понимают не только концепции, но и практические приложения. Существуют разные методы, которые вы можете использовать для обучения, и хотя ваш стиль преподавания уникален для вас, самое главное – это то, что вы вовлекаете, мотивируете и вдохновляете учащихся учиться. Многие люди преподают из страсти к своему предмету. Если вы действительно любите определенную тему, у вас может возникнуть желание поделиться этими знаниями с другими, и эта страсть может помочь вам преуспеть в этом! Другие преподают из-за беспокойства о некоторых проблемах, стоящих перед системой образования, и потому, что они хотят быть частью решения. Какова бы ни была причина, учитель ничего не может сделать, кроме как обучать своих учеников, поэтому многие учителя ставят это во главу угла своих целей: давать уроки, которые будут длиться всю жизнь.

Учителя стремятся вдохновлять учеников во всех аспектах их жизни, и для многих учителей их главная цель – быть образцом для подражания. Образцом для подражания является тот, кто вдохновляет и поощряет учащихся стремиться к величию и учит их на основе опыта и приверженности тому, как полностью реализовать свой потенциал, чтобы стать лучшими, кем они могут быть. Учителя могут вдохновить незаинтересованного ученика увлечься учебой. Они могут мотивировать их к участию и сосредоточению внимания и даже вывести учеников-интровертов из их скорлупы. Хороший учитель может заставить учеников читать, пробудить страсть к языкам, сделать математику или естественные науки увлекательными и превратить уроки истории в веселые и захватывающие истории. Для многих учителей одной из самых простых целей является вдохновить своих учеников любить учиться. Но вдохновляющая сила учителя может выйти за пределы классной комнаты. Мы так часто слышим, как люди говорят, что их вдохновили на продолжение карьеры их учителя. Великий учитель может оставить неизгладимый след на всю жизнь, и для многих из нас некоторые из наиболее важных решений были вдохновлены нашими учителями.

Преподавание — это одна из тех профессий, где каждый день узнаешь что-то новое, и многие преподаватели называют это одной из главных вещей, которую они надеются получить от своей карьеры.

На строго профессиональном уровне образование, которое вы получаете, чтобы стать учителем, открывает вам глаза на многие вещи, с которыми вы, возможно, никогда раньше не сталкивались. Получение степени в области образования узнает много нового о самом обучении: педагогике, методологии и т. д. Вы узнаете, как люди учатся и как лучше всего учить студентов. Кроме того, в преподавание входит так много других элементов, что процесс становления педагогом сам по себе учит вас многому. Чему бы вы ни учили, ваши знания во многих областях будут углубляться и расширяться. Затем возникает вопрос о процессе аттестации учителей, что также является процессом обучения.

Учителя также многое узнают о себе благодаря обучению. Преподавание требует от вас выйти за пределы себя так, как вы, возможно, никогда раньше не делали, и благодаря этому вы узнаете о себе как об учителе и как о человеке. Вы можете узнать больше о том, как вы работаете с другими, особенно с детьми, и лучше понять, как эффективно общаться и эффективно учить. Вы можете научиться лучше справляться со стрессом, а организационные навыки, которые вы приобретете, планируя уроки и оценивая задания, будут бесценны. Кроме того, многие учителя говорят, что уроки, которые они извлекают из своих собственных учеников, делают их работу такой полезной. Студенты приносят в класс много своего жизненного опыта, и некоторые вещи, которые они могут сказать, просветят вас так, как вы, возможно, не ожидаете. Если вы выслушаете своих учеников, когда они захотят высказать свое мнение, вы сможете расширить свой кругозор.

Амбициозные учителя выбирают эту карьеру, чтобы влиять на изменения. Это те, кто хочет удовлетворить спрос на хороших учителей: они ставят своей целью помочь улучшить качество образования для всех. Эти учителя готовы работать в школах с высокими потребностями, где низкий уровень удержания учителей и бедные сообщества, отчаянно нуждающиеся в преданных, талантливых учителях.

Очень амбициозные учителя делают еще один шаг вперед. Как описано на нашей странице «Преимущества магистра», наличие степени магистра в области образования или другой ученой степени может помочь в продвижении по службе. Учителя с учеными степенями (магистр, докторантура и т. д.) имеют право на большее продвижение по службе, и многие из них выходят на поле с намерением стать директором или школьным администратором. Вы даже можете в конечном итоге работать в совете образования вашего округа или штата. На этом уровне вы можете добиться реальных изменений, помогая формировать будущее образования в вашем районе.

Когда учитель говорит, что его цель — «изменить мир к лучшему», он имеет в виду именно это. Они не только хотят изменить жизнь своих учеников, они хотят изменить лицо образования.

Последнее обновление: сентябрь 2020 г.

Кто такой учитель?

КТО ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ?

Учитель определяется многими учеными. Хотя все ученые относятся к профессии учителя, словарь TUKI определяет учителя как человека, который учит или способствует процессу обучения (TUKI 19).81-201).

 Учитель определяется как « эксперт, способный передавать знания, которые помогут учащимся создавать, определять и приобретать навыки, которые будут использоваться для решения жизненных задач. Учитель также предоставляет учащимся знания, навыки и ценности, способствующие развитию. » (Сенге 2000:26) Таким образом, Учитель – это человек, который обеспечивает образование учеников и студентов.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Учителя играют жизненно важную роль в жизни учеников в своих классах. Учителя наиболее известны своей ролью в обучении учащихся, находящихся на их попечении. Помимо этого, учителя выполняют множество других ролей в классе. Учителя задают тон в своих классах, создают теплую атмосферу, наставляют и воспитывают учеников, становятся образцами для подражания, слушают и выявляют признаки проблем.

1)      Преподавание знаний     

Наиболее распространенная роль учителя в классе – обучать детей знаниям. Учителя получают учебный план, которому они должны следовать и который соответствует требованиям штата. Эта учебная программа выполняется учителем, так что в течение года все соответствующие знания распределяются между учениками. Учителя преподают разными способами, включая лекции, занятия в небольших группах и практические занятия.

2)      Создание школьной среды

Учителя также играют важную роль в классе, когда речь идет об окружающей среде. Учащиеся часто копируют действия учителя. Если учитель создает теплую, счастливую атмосферу, ученики, скорее всего, будут счастливы. Среда, установленная учителем, может быть как положительной, так и отрицательной. Если учащиеся чувствуют, что учитель злится, учащиеся могут негативно отреагировать на это, и поэтому обучение может быть нарушено. Учителя несут ответственность за социальное поведение в своих классах. Такое поведение в первую очередь является отражением действий педагога и создаваемой им среды.

3)      Ролевая модель

Учителя обычно не считают себя образцами для подражания, однако непреднамеренно таковыми являются. Студенты проводят много времени со своим учителем, и поэтому учитель становится для них образцом для подражания. Это может быть положительным или отрицательным эффектом в зависимости от учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *