Полезен ли хрен: Хрен: польза, агротехника, применение

Хрен: польза, агротехника, применение


Хрен — это уникальная овощная культура, которая во все времена была для русского народа настоящим кладезем витаминов и полезных веществ. Название свое он получил от древнерусского слова «крен» — запах. Эта культура используется целиком, в ход идут и листья, и корни. Вкус хрена ядреный, горько-острый. Горечь и характерный аромат хрену придает содержащееся в растении горчичное масло. В огромном количестве в нем содержится и витамин C.

Как вырастить хрен

Посадка


Хрен — растение крайне неприхотливое. Вы можете его воткнуть где угодно, не удобрять, забывать поливать, но жажда жизни у этого растения настолько сильна, что оно все равно выживет и будет пытаться разрастись как можно пышнее. Но если вы хотите выращивать хрен как полноправное культурное растение, то, конечно же, нужно создать ему необходимые условия. Для начала выберите правильное место. Хрен лучше всего растет в полутени, его с успехом можно выращивать, например, в саду, между плодовыми деревьями. Почвы он предпочитает влажные и кислые, на щелочных грунтах растет гораздо хуже.


Ему не нужен севооборот, он на одном месте будет прекрасно расти хоть 10 лет. Если вы угадаете с местом и обеспечите оптимальные условия для этой культуры, то через некоторое время на участке будет красоваться огромный пышный куст. Урожая с него хватит на все заготовки или лекарственные составы, которые можно сделать с использованием этого растения.


Если место выбрано, пора добывать посадочный материал. Хрен размножают делением куста: достаточно откопать хоть самый маленький корешок или деленку побольше. Традиционно для посадки предпочитают выбирать боковые отростки.


Боковой корешок надо аккуратно подкопать лопатой и срезать. Идеальным для посадки считается корень, длина которого не превышает 25 см, а толщина — 1 см. Сажать хрен можно как весной, даже самой ранней, так и осенью. Если решите выполнить весеннюю посадку, то подготовленные корешки нужно сохранить в хорошем состоянии до выбранного срока посадки. Чтобы не перепутать верх и низ корешка и не посадить корень вверх ногами, сделайте у него острым ножом нижний срез наискосок, а верхний — прямым. До весны посадочный материал можно хранить в погребе либо в подвальном помещении, присыпав слоем земли в 10–15 см.


С наступлением весны нужно вскопать участок под посадку хрена. Корни, приготовленные осенью, вынуть из земли, в которой они хранились всю зиму, удалить с них мелкие корешки, появившиеся за этот период. Если вы будете сажать несколько кустов, то нужно сделать между ними интервал примерно 50 сантиметров. Заглубляем корни так, чтобы над ними был почвенный слой толщиной 4 см. Корни нужно располагать с уклоном 45°.


Как ухаживать за хреном


Хрен не требователен к уходу, в диком виде он обходится абсолютно без помощи, довольствуясь влагой дождей и питательными веществами, которые корни добывают из почвы. Но культурный хрен будет намного качественнее, если вы обеспечите ему оптимальный уход. Хрен предпочитает участки с влажной почвой, он благодарно реагирует на полив бурным ростом. Если полив не производить хотя бы периодически, листья хрена не будут сочными. Желательно иногда рыхлить землю вокруг растения, чтобы обогатить почву, а значит, и корни кислородом. Сорняки тоже следует удалять.


Удобрять хрен или нет, решите сами. Он обойдется и без подкормок, но любая забота не останется без ответа. Особенно благотворно скажется на растении первая подкормка, которую проводят после укоренения хрена и появления первых листьев. Желательно в этот период подкормить его удобрением, содержащим калий и азот.

Когда убирать урожай


Это нужно делать глубокой осенью, во второй половине октября. Но в период закруток овощей на зиму можно подкапывать необходимое количество хрена, если того требует рецептура, или класть в банки, используемые в процессе консервирования, листья хрена.

Популярные сорта хрена


Обычно мы садим в огороде хрен, какой попадется: взяли деленку у соседки по даче, поделились посадочным материалом родственники. Но хрен тоже бывает разным, и каждый сорт имеет свои особенности и вкусовые нюансы. Кстати, размножать хрен можно и семенами, но результата придется ждать дольше. Большой популярностью у любителей этой культуры пользуются такие сорта, как «Атлант» и «Валковский». Последний относится к категории позднеспелых сортов. Хрен этого сорта отличают превосходные вкусовые качества; и корни, и листья идеально подходят для консервирования. Мякоть хрена «Валковский» белоснежная, очень сочная. Сорт «Атлант» ценят за плотную мякоть молочного цвета. Этот сорт среднеспелый, хорошо хранится, при выращивании зарекомендовал себя как засухоустойчивый. Оба сорта морозостойкие. Внешне обычному дачнику не удастся найти отличий между растениями этих сортов.


Полезные свойства хрена


То, что хрен лечит многие болезни, русский народ понял задолго до времени, когда ученые смогли объяснить, какие целебные вещества в нем содержатся и как они действуют. Хрен и раньше, и сейчас широко применяют в качестве противовоспалительного, противовирусного, бактерицидного, обезболивающего, отхаркивающего, потогонного, мочегонного, кровоочистительного и общеукрепляющего средства. В народной медицине с давних времен хреном лечат:


  • простудные заболевания и кашель;


  • радикулит и ревматизм;


  • суставы;


  • головные боли, включая мигрени.


Для этого используют тертый хрен, применяя его наружно. При простудных заболеваниях он играет роль горчичников, в остальных случаях масса тертого хрена используется для аппликаций.


Часто изготавливают и спиртовую настойку хрена. Ее можно использовать для регулярных растираний.

Рецепт настойки для лечения остеохондроза и суставов


Корень хрена надо натереть на терке или перекрутить на мясорубке. Делайте это осторожно, лучше в целлофановом пакете, чтобы не вызвать слезоточивость. Натертой массой корня наполните половину бутылки, затем залейте ее водкой хорошего качества до самого верха. После этого бутылку нужно закупорить и поставить в темное прохладное место, чтобы состав настоялся. На это уйдет примерно полмесяца. Когда настойка будет готова, ее нужно процедить. Настойку применяют для растираний люди, страдающие артритами, остеохондрозом, артрозами. Разотрите суставы или другую проблемную зону настойкой, после чего тепло его укутайте и полежите в течение минимум 30 минут. Такая настойка эффективна и при выпадении волос. Нужно на протяжении месяца каждый вечер перед сном натирать ею кожу головы.



Мясорубка TEFAL NE111832 1400Вт 1,7 кг/мин черн.


Кашица из корня либо сок, выжатый из хрена, помогают при облысении и ряде кожных заболеваний, решают многие косметические проблемы. Маски и лосьоны, изготовленные из этого растения, сужают пористую кожу, эффективно борются с угревой сыпью, удаляют пигментные пятна. Настой корня на воде известен как результативное средство борьбы с веснушками. Для этой же цели применяют и настойку уксуса на хрене.


Вот рецепт такой настойки:


  1. Хорошо промойте только что выкопанные корни хрена.


  2. Натрите их на терке или пропустите через мясорубку.


  3. Заполните образовавшейся массой бутылку. Доля хрена должна занимать три четверти ее объема.


  4. Массу следует залить яблочным либо винным уксусом, плотно закупорить.


  5. Поместите хрен с уксусом в темное место настаиваться при комнатной температуре примерно на 10 дней.


  6. После этого состав нужно процедить и применять для протирки проблемных участков кожи.


Сначала кожу надо смочить обыкновенной водой. Затем наносится слой настойки, выдерживается в течение 10 минут, после чего лицо ополаскивают, чередуя теплую и холодную воду.


Бактерицидные и противовоспалительные свойства хрена позволяют эффективно использовать их в комплексном лечении таких болезней, как ларингит, ангина, фарингит, стоматит и прочие заболевания полости рта и горла, сопровождающиеся воспалительным процессом. Его применяют в виде полосканий. Хорошо помогает сок хрена и при лечении гнойных ран, трофических язв, угревой сыпи — в этом случае используются примочки и промывания.

Профилактика простуды


Если вы переохладились, то не позволяйте простуде овладеть вашим организмом, нанесите ей превентивный удар. Для этого сделайте из корня хрена кашицу, разложите ее на два лоскута хлопковой ткани и сделайте из них компресс на ступни. Закрепить лоскуты можно, надев теплые носки либо прибинтовав средство. Компресс нужно держать, пока не начнет жечь. В процессе приготовления кашицы из хрена вдыхайте выделяемые фитонциды. Знаем, что это не слишком приятно, зато крайне эффективно и действует буквально сразу. Закрепить победу можно, применив еще один народный рецепт.


Хрен с лимоном


Как уже ясно из названия, это средство состоит из лимонного сока и свежевыжатого сока хрена. Приготовьте 50 мл сока хрена, отжав его из натертой кашицы, и добавьте сок от 3 лимонов. Состав перемешайте. Пить средство нужно по чайной ложке каждый час, запивать его категорически запрещено. Лечение продолжают до полного выздоровления.

«Хренотерапия» других недугов


Хрен используется как общеукрепляющее средство. Он стимулирует аппетит, нормализует работу ЖКТ, усиливает выработку желудочного сока, активизирует метаболизм. Средства из хрена используют для лечения гастрита с пониженной кислотностью, а также при атонии кишечника. Сок целебного растения нормализует функцию желчевыводящих путей, борется с желчнокаменной болезнью, гепатитом и ожирением.


Полезен тертый хрен и для людей в преклонном возрасте. Им рекомендуется регулярно включать в рацион тертый хрен, заправленный сметаной. Употребляя перед едой по столовой ложке полезного средства, вы поможете своим сосудам. Это станет эффективной профилактикой атеросклероза.

Лечим стенокардию


Хрен благоприятно воздействует на сердце при стенокардии и ишемической болезни. В этом случае в рамках комплексной терапии используют средство, состоящее из равных частей хрена и меда. Хрен нужно измельчить, чайную ложку полученной кашицы смешать с медом в таком же количестве. Съесть получившуюся «микстуру» нужно с утра, за час до того, как начнете завтракать. Запить смесь хрена и меда можно водой. Курс лечения составляет месяц, после этого можно сделать перерыв на 10 дней, затем повторить лечение еще раз. Проделывайте подобную терапию 2 раза в год, в межсезонье — и ваше самочувствие будет гораздо лучше.


Но и этим перечень болезней, при которых полезен хрен, не ограничивается. Чудо-растение используют для лечения мочекаменной болезни, мигрени, дизентерии, лямблиоза, гипертонии и сахарного диабета. Употребление хрена в пищу — это отличная профилактика авитаминоза.


Важно знать, что при измельчении хрена он начинает быстро терять витамин C — одно из основных полезных веществ, содержащихся в этом растении. Поэтому если в рецепте предусмотрен измельченный хрен, употребляемый без настаивания, то нужно делать кашицу непосредственно перед приемом лекарства. Особенно полезен хрен сразу после выкапывания и на протяжении первой недели после сбора урожая. Впоследствии при более длительном хранении содержание полезных веществ в корне уменьшается, но в кулинарии его можно применять с успехом.

Противопоказания к приему хрена


Польза хрена доказана, но употреблять его могут не все. И даже если вы абсолютно здоровы, тоже нужно соблюдать меру. Чрезмерное увлечение хреном может привести к раздражению слизистой желудочно-кишечного тракта и вызвать гастроэнтерит. Побочным эффектом от приема хрена в пищу может стать скачок артериального давления, а если вы переусердствуете при наружном применении, то есть риск получить раздражение кожи или ожог.


Категорически противопоказаны любые средства и блюда с хреном людям, страдающим гастритом с повышенной кислотностью, язвой желудка, воспалениями ЖКТ, почек или печени. Не нужно давать его и детям младшего возраста, а также беременным женщинам и находящимся в периоде лактации. С осторожностью обращаться с хреном должны и те, у кого диагностированы тяжелые сердечные болезни, сопряженные с тахикардией.

Чем полезен хрен? | Щотижневик АПТЕКА

Хрен — довольно распространенное растение и пользуется популярностью в кулинарии и народной медицине. По некоторым данным, полезные свойства корня хрена известны в течение тысяч лет. Так, в начале XV в. особую популярность овощ приобрел в Германии и странах Прибалтики. Англичане называли хрен «конским редисом» и использовали его исключительно в лекарственных целях.

Хрен относится к семейству капустных и среди родственных ему культур можно отметить такие, как горчица, белокочанная капуста, репа, брокколи, цветная капуста и др. Наибольшее применение хрен находит как пряно-вкусовая добавка в кулинарии, где используются свежие тертые или нарезанные корни, а также листья как пряность при засолке и мариновании различных овощей. Корни используют для приготовления различных соусов и майонезов, которые являются незаменимой приправой к холодцу, рыбному заливному, а также к другим мясным блюдам (жареное/копченое мясо, сосиски, ветчина, язык и т.д.).

Специалисты утверждают, что активные вещества хрена способны положительно влиять на здоровье человека, в том числе нормализовать массу тела, артериальное давление, работу иммунной и пищеварительной систем, а также снижать риск возникновения дефектов нервной трубки у новорожденных.

Хрен содержит большое количество питательных и минеральных веществ, включая пищевые волокна, витамин C, фолиевую кислоту, калий, кальций, магний, железо, цинк и марганец, а также эфирное масло.

Благодаря наличию таких веществ, как изотиоционат и синигрин, хрен обладает специфическим и характерным для него ароматом. Ученые выявили, что эти компоненты имеют антиоксидантные свойства, которые положительно влияют на здоровье иммунной системы и даже стимулируют активность и синтез белых кровяных клеток. Известно, что витамин С, которым богат хрен, — мощный антиоксидант, который защищает клетки от повреждения свободными радикалами, что является причиной развития многих заболеваний.

Хрен — низкокалорийный продукт, не содержит жира. При этом овощ богат омега-3 и омега-6 жирными кислотами, являющимися неотъемлемой частью метаболизма. Кроме того, из-за значительного содержания клетчатки и белка хрен способен контролировать чувство сытости. Таким образом, добавив его в рацион питания, можно не беспокоиться о поступлении лишних жиров или калорий и тем самым сохранить нормальную массу тела.

Напомним, что адекватное употребление калия способствует снижению риска смерти от всех причин на 20%, в том числе от инсульта, а также нормализует артериальное давление и минеральную плотность тканей скелетно-мышечной системы. Специалисты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что недостаточное количество данного элемента может повысить риск развития артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление хрена, являющегося источником калия, может сохранить здоровье сердца, нормализовать артериальное давление и регулировать прохождение жидкостей и питательных веществ через клеточную мембрану.

Фитохимические вещества, содержащиеся в корне хрена, стимулируют активность различных желез в организме, например, отвечающих за слюноотделение и нормализацию работы желудочно-кишечного тракта.

Благодаря содержанию кальция в хрене такой овощ способен сохранить здоровье костной ткани, а также снизить вероятность развития заболеваний скелетно-мышечной системы, например, остеопороза.

Согласно результатам нескольких исследований содержащиеся в корне хрена алли­л­и­зотиоцианат и лизоцим обладают антимикробными свойствами. Также хрен характеризуется мочегонным свойством, что хорошо по ряду причин, в том числе нормализация мочеиспускания, регулярное выведение токсинов из организма, а также регулирование массы тела.

Специалисты утверждают, что вдыхание свеженатертого хрена может положительно повлиять на здоровье верхних дыхательных путей. При вирусных и микробных заболеваниях фитонциды способствуют уменьшению количества патогенных микроорганизмов. А эфирные масла овоща проявляют отхаркивающий эффект. Благодаря таким свойствам хрен часто использовали в народной медицине для лечения острых респираторных заболеваний.

Стоит отметить, что существуют и предостережения для тех, кто желает добавить хрен в рацион питания. Так, из-за значительного содержания натрия хрен следует с осторожностью употреблять лицам с заболеванием почек, сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем. Как свидетельствуют результаты нескольких исследований, хрен неблагоприятно влияет на здоровье людей с гипотиреозом. Таким пациентам специалисты рекомендуют ограничить употребление овоща.

По материалам www.organicfacts.net

Важность ада — Тимоти Келлер

Сегодня есть много людей, которые не верят в библейское учение о вечном наказании, даже те, кто считает это нереальным и отдаленным представлением.

В 2003 году исследовательская группа обнаружила, что 64% ​​американцев ожидают попасть в рай после смерти, но менее 1% думают, что могут попасть в ад. Мало того, что сегодня есть много людей, которые не верят в библейское учение о вечном наказании, даже те, кто считает это нереальным и отдаленным представлением. Тем не менее, это очень важная часть христианской веры по нескольким причинам.

1. Это важно, потому что Иисус учил об этом больше, чем все другие библейские авторы вместе взятые. Иисус говорит о «вечном огне и наказании» как о последнем прибежище ангелов и людей, отвергших Бога (Матфея 25:41,46). (Матфея 5:22; 18:8-9.) Слово, которое Иисус использует для обозначения «ада», — это геенна, долина, в которой ежедневно сжигались кучи мусора, а также трупы тех, у кого не было семей, которые могли бы их похоронить. В Марке 9:43 Иисус говорит о человеке, идущем в «ад [геенну], где «червь их не умирает и огонь не угасает». «Иисус имеет в виду личинок, которые живут в трупах на куче мусора. Когда вся плоть съедена, личинки умирают. Однако Иисус говорит, что духовное разложение ада никогда не прекращается, и поэтому «их червь не умирает».

Если Иисус, Господь Любви и Автор Благодати, говорил об аде чаще и более живо и леденяще кровь, чем кто-либо другой, это должно быть решающей истиной.
В Матфея 10:28 Иисус говорит: «Не бойтесь тех, кто может убить тело, но не может убить душу. Бойтесь же Того, Кто может и душу и тело погубить в аду». Он обращается к ученикам, некоторые из которых в конце концов будут подвергнуты пыткам, распилены пополам, содраны и сожжены заживо. И все же, говорит он, это пикник по сравнению с адом. Ясно, что для Иисуса ад был реальным местом, поскольку он сказал, что после Судного дня люди испытают его в своих телах. Ад — это место не только физических, но и духовных страданий.

Иисус постоянно изображал ад как мучительный огонь и «тьму внешнюю» (Мф. 25:30; ср. Иуд. 6,7,13), место невообразимо ужасных страданий и несчастий. Если Иисус, Господь Любви и Творец Милости, говорил об аде чаще и более живо, леденя кровь, чем кто-либо другой, это должно быть решающей истиной. Но почему это было так важно для Иисуса?

2. Это важно, потому что показывает, насколько безгранично мы во всем зависим от Бога. Практически все комментаторы и богословы считают, что библейские образы огня и внешней тьмы метафоричны. (Поскольку души прямо сейчас находятся в аду, без тел, как огонь может быть буквальным, физическим огнем?) Даже Джонатан Эдвардс указывал, что библейский язык для обозначения ада был символическим, но, добавлял он, «когда в Писании используются метафоры о духовные вещи. . . они не соответствуют буквальной истине» (из «Муки ада чрезвычайно велики» в томе 14 Йельского издания сочинений Эдвардса). что угодно. Реальность будет намного хуже, чем изображение. Для чего же тогда нужны символы «огонь» и «тьма»? Это яркие способы описания того, что происходит, когда мы теряем присутствие Бога. Тьма относится к изоляции, и огонь к распаду отделения от Бога.Вдали от милости и лица Бога мы буквально, ужасно и бесконечно распадаемся.

В учении Иисуса окончательное осуждение из уст Божьих звучит как «отойди от меня». Это замечательно — просто быть вдали от Бога — худшее, что может с нами случиться! Почему? Изначально мы были созданы, чтобы ходить в непосредственном присутствии Бога (Бытие 2). В некотором смысле, конечно, Бог везде и поддерживает все. Только в Нем все мы говорим, и движемся, и существуем (Деян. 17:28). В этом смысле невозможно отступить от Господа; даже ад не может существовать, если Бог не поддерживает его. Но Библия говорит, что грех исключает нас из «лица» Бога (Исайя 59).:2.) Вся жизнь, радость, любовь, сила и смысл, которые мы искали и жаждали, находятся в Его лице (Пс. 15:11), то есть в Его благосклонности, присутствии, общении и удовольствии.

Грех отдаляет нас от того аспекта его силы, который поддерживает и поддерживает нас. Она для нас, как вода для рыбы — вдали от нее наша жизнь медленно утекает. Именно это происходило с нами на протяжении всей истории. Вот почему для Павла вечный огонь и разрушение ада есть «исключение от присутствия Господа» (2 Фессалоникийцам 1:9). .) Отделение от Бога и его благословений навсегда — это реальность, на которую указывают все символы. Например, когда Иисус говорит о том, что он «уничтожен» в аду, используется слово «аполлуми», означающее не уничтожение с лица земли, а «совокупность» и разрушение до такой степени, что оно становится бесполезным для своей предполагаемой цели.

Образ геенны и опарыша означает разложение. Как только тело мертво, оно теряет свою красоту, силу и связность, оно начинает распадаться на составные части, вонять и распадаться. Так что же такое «суммарная» человеческая душа? Она не перестает существовать, но становится совершенно неспособной ко всем вещам, для которых предназначена человеческая душа, — к рассуждению, чувству, выбору, дарованию или получению любви или радости. Почему? Потому что человеческая душа создана для поклонения и наслаждения истинным Богом, и из этого вытекает вся истинно человеческая жизнь. В этом мире все человечество, даже те, которые отвернулись от Бога, по-прежнему поддерживаются «милостивым провидением» или «общей благодатью» (Деяния 14:16-17; Псалом 103:10-30; Иакова 1:17). сохраняя в нас способность к мудрости, любви, радости и добру. Но когда мы все вместе теряем поддерживающее присутствие Бога, результатом становится ад.

3. Это важно, потому что раскрывает всю серьезность и опасность жизни для себя. В Послании к Римлянам 1-2 Павел объясняет, что Бог, гневаясь на тех, кто отвергает Его, «предает их» греховным страстям их сердец. Комментаторы (ср. Дуглас Му) отмечают, что это не может означать, что Бог побуждает людей ко греху, поскольку в Ефесянам 4:19 сказано, что грешники предаются своим греховным желаниям. Это означает, что худшее (и самое справедливое) наказание, которое Бог может дать человеку, — это позволить ему исполнить самое сокровенное желание его грешного сердца.

Что это? Желание грешного человеческого сердца — независимость. Мы хотим выбирать и идти своим путем (Исаия 53:6). Это не праздное «блуждание с пути». Как сказал Иеремия: «Никто не раскаивается». . . каждый следует своим курсом, как лошадь, бросающаяся в бой. (8:6)» (Мы хотим уйти от Бога, но, как мы видели, именно это является самым разрушительным для нас. Каина предупреждают не грешить, потому что грех — это рабство (Бытие 4:7). ; Иоанна 8:34.) Это разрушает вашу способность выбирать, любить, наслаждаться. Грех также приносит слепоту — чем больше вы отвергаете истину о Боге, тем более неспособны вы воспринимать какую-либо истину о себе или о мире (Исаия 29).:9-10; Римлянам 1:21.)

Что же такое ад? Это Бог активно отдает нас тому, что мы добровольно выбрали: идти своим путем, быть самим себе «хозяином своей судьбы, капитаном своей души», уйти от него и его контроля. Это Бог изгоняет нас в регионы, куда мы отчаянно пытались проникнуть всю свою жизнь. Дж. И. Пакер пишет: «Писание рассматривает ад как самоизбранный… [Ад] появляется как Божий жест уважения к человеческому выбору. Все получают то, что они действительно выбрали, либо быть с Богом навсегда, поклоняясь Ему, либо без Бога. вечно, поклоняясь себе». (J.I.Packer, Concise Theology p. 262-263.) Если больше всего вы хотите поклоняться Богу в красоте Его святости, то это то, что вы получите (Пс. 95:9-13). больше всего ты хочешь быть своим собственным господином, тогда святость Божья станет агонией, а присутствие Божие ужасом, и ты убежишь навсегда (Откр. 6:16; ср. Ис 6:1-6.)

Почему так ли важно подчеркивать это в нашей проповеди и обучении сегодня? Идея ада неправдоподобна для людей, потому что они считают несправедливым, что бесконечное наказание будет назначено за сравнительно незначительные, конечные ложные шаги (например, неприятие христианства). Кроме того, почти никто не знает никого (включая самих себя), которые кажутся достаточно плохо, чтобы заслужить ад. Но библейское учение об аде отвечает на оба этих возражения. Во-первых, это говорит нам о том, что люди получают в загробной жизни только то, чего они больше всего желали, — либо иметь Бога как Спасителя и Учителя, либо быть своими собственными Спасителями и Учителями. Во-вторых, он говорит нам, что ад — это естественное следствие. Даже в этом мире ясно, что эгоцентризм, а не сосредоточенность на Боге, делает вас несчастными и слепыми. Чем более эгоцентричны, поглощены собой, жалеют себя и оправдывают себя люди, тем больше происходит срывов в отношениях, психологических и даже физических. Они также все глубже отрицают источник своих проблем.

С другой стороны, душа, решившая сосредоточить свою жизнь на Боге и Его славе, движется к возрастающей радости и целостности. Мы можем видеть обе эти «траектории» даже в этой жизни. Но если, как учит Библия, наши души будут жить вечно, то только представьте, где будут эти два вида душ через миллиард лет. Ад — это просто свободно выбранный путь, который продолжается вечно. Мы хотели уйти от Бога, и Бог по своей бесконечной справедливости посылает нас туда, куда мы хотели.

В притче Луки 16:19ff, Иисус рассказывает нам о богатом человеке, который идет в ад и который сейчас находится в муках и ужасной жажде из-за огня (ст. 24). Но есть интересные сведения о том, что происходит в его душе. Он убеждает Авраама послать гонца, чтобы он пошел и предупредил своих еще живых братьев о реальности ада. Комментаторы отмечают, что это не жест сострадания, а скорее попытка переложить вину. Он говорит, что у него не было шансов, у него не было адекватной информации, чтобы избежать ада. Это явно его точка зрения, потому что Авраам убедительно говорит, что люди в этой жизни были хорошо информированы через Писание. Интересно найти именно то, что мы ожидаем: даже зная, что он в аду и зная, что Бог послал его туда, он глубоко отрицает это, злится на Бога, не может признать, что это было справедливое решение, и желает, чтобы он не был несчастным (ст. 24), но никоим образом не желающим раскаяться или искать присутствия Бога.

Я считаю, что одна из причин, по которой Библия говорит нам об аде, заключается в том, что он может действовать как «нюхательная соль» в отношении истинной опасности и серьезности даже незначительных грехов. Однако я обнаружил, что только подчеркивание символов ада (огня и тьмы) в проповедях вместо того, чтобы углубляться в то, к чему эти символы относятся (вечное, духовное разложение), на самом деле мешает современным людям считать ад сдерживающим фактором. Несколько лет назад я помню человека, который сказал, что разговоры об адских огнях его просто не пугали, они казались слишком надуманными, даже глупыми. Поэтому я прочитал ему строки из К. С. Льюиса:

Ад начинается с ворчания, постоянных жалоб, постоянных обвинений других. . . но вы все еще отличны от него. Вы можете даже критиковать это в себе и желать, чтобы вы могли остановить это. Но может наступить день, когда вы больше не сможете. Тогда не останется ни критиковать настроение, ни даже наслаждаться им, а будет только само ворчание, продолжающееся вечно, как машина. Это не вопрос того, что Бог «посылает нас» в ад. В каждом из нас растет что-то, что БУДЕТ адом, если его не пресечь в зародыше.

К моему удивлению, он стал очень тихим и сказал: «Теперь это пугает меня до смерти». Он почти сразу начал понимать, что ад был а) совершенно честным и справедливым и б) чем-то, к чему, как он понял, он мог бы попасть, если бы не изменился. Если мы действительно хотим, чтобы скептики и неверующие были должным образом напуганы адом, мы не можем просто повторять снова и снова, что «ад — это место огня». Мы должны глубже проникнуть в реальность, которую представляют библейские образы. Когда мы это сделаем, мы обнаружим, что даже светские люди могут быть затронуты.

Мы бежим от присутствия Бога, и поэтому Бог активно предает нас нашему желанию (Римлянам 1:24, 26). Таким образом, ад — это тюрьма, в которой двери сначала запираются нами изнутри и, следовательно, запираются снаружи. снаружи Богом (Луки 16:26). Все указывает на то, что эти двери остаются навсегда запертыми изнутри. Хотя каждое колено и язык в аду знает, что Иисус есть Господь (Филиппийцам 2:10-11), никто не может искать или желать этого Господства без Святого Духа (1 Коринфянам 12:3). в ад, кто не выбирает и идти, и оставаться там, что может быть более справедливым, чем это?0003

4. Учение об аде важно, потому что это единственный способ узнать, как сильно Иисус любил нас и как много Он сделал для нас. В Евангелии от Матфея 10:28 Иисус говорит, что никакое физическое уничтожение не может сравниться с духовным разрушением ада, потерей присутствия Бога. Но это именно то, что произошло с Иисусом на кресте — Он был оставлен Отцом (Матфея 27:46). В Луки 16:24 богач в аду отчаянно жаждет (ст. 24), и на кресте Иисус сказал: « жажду» (Ин 19:28.) Вода жизни, присутствие Божье, было взято у него. Дело вот в чем. Пока мы не примем во внимание это «ужасное» учение, мы никогда даже не начнем понимать всю глубину того, что Иисус сделал для нас на кресте. Его тело разрушали самым ужасным образом, но это был блошиный укус по сравнению с тем, что происходило с его душой. Когда он кричал, что его Бог оставил его, он переживал настоящий ад. Но подумайте, если наш долг за грех так велик, что никогда не будет погашен там, но наш ад простирается на вечность, то какой вывод мы должны сделать из того факта, что Иисус сказал, что уплата «совершена» (Ин. 19).:30) всего через три часа? Мы узнаем, что то, что он чувствовал на кресте, было намного хуже и глубже, чем все наши заслуженные ада вместе взятые.

И это имеет эмоциональный смысл, если учесть отношения, которые он потерял. Если кроткий знакомый тебя обличает и отвергает — это обидно. Если хороший друг делает то же самое — это еще больнее. Однако, если ваш супруг уходит от вас со словами: «Я больше никогда не хочу тебя видеть», это еще более разрушительно. Чем дольше, глубже и интимнее отношения, тем мучительнее любое расставание. Но отношения Сына с Отцом были безначальны и бесконечно велики, чем самые близкие и страстные человеческие отношения. Когда Иисус был отлучен от Бога, он вошел в самую глубокую яму и самую мощную печь, которую невозможно вообразить. Он испытал на себе весь гнев Отца. И он сделал это добровольно, для нас.

Довольно часто я встречаю людей, которые говорят: «У меня личные отношения с любящим Богом, но я совсем не верю в Иисуса Христа». Почему, я спрашиваю? «Мой Бог слишком любвеобилен, чтобы изливать бесконечные страдания на кого-либо за грех». Но это показывает глубокое непонимание как Бога, так и креста. На кресте САМ Бог, воплотившийся как Иисус, понес наказание. Он не посещал его на третьей стороне, как бы ни хотел.

Итак, возникает вопрос: чего стоило твоему богу полюбить нас и принять нас? Что он претерпел, чтобы принять нас? Где мучился, кричал этот бог, и где были его гвозди и шипы? Единственный ответ: «Я не думаю, что это было необходимо». Но по иронии судьбы, пытаясь сделать Бога более любящим, мы сделали его менее любящим. Его любовь, в конце концов, не нуждалась в каких-либо действиях. Это была сентиментальность, вовсе не любовь. Поклонение такому богу будет в лучшем случае безличным, познавательным и этичным. Не будет ни радостного самоотречения, ни смиренной смелости, ни постоянного чувства чуда. Мы не могли петь ему «любовь такая удивительная, такая божественная, требует моей души, моей жизни, всего моего». Только через крест может быть устранено наше отделение от Бога, и мы проведем всю вечность, любя и прославляя Бога за то, что Он сделал (Откр. 5:9).-14.)

И если Иисус не испытал за нас самого ада, то обесценились мы сами. У Исайи нам сказано: «Плоды страданий своих он увидит и насытится» (Исайя 53:11). Это потрясающая мысль. Иисус страдал бесконечно больше, чем любая человеческая душа, в вечном аду, и все же он смотрит на нас и говорит: «Это того стоило». Что может заставить нас чувствовать себя более любимыми и ценными, чем это? Спаситель, представленный в Евангелии, скорее прошел через ад, чем потерял нас, и ни один другой Спаситель, когда-либо изображенный, не любил нас такой ценой.

Заключение Учение об аде имеет решающее значение — без него мы не сможем понять нашу полную зависимость от Бога, характер и опасность даже самых незначительных грехов, а также истинное значение дорогой любви Иисуса. Тем не менее можно неразумно подчеркивать доктрину ада. Многие, опасаясь доктринального компромисса, хотят сделать все акценты на активном Божьем суде, а не на самоизбранном характере ада. По иронии судьбы, как мы видели, этот небиблейский дисбаланс часто делает его не столько сдерживающим фактором для неверующих, сколько сильнее. А некоторые могут проповедовать ад так, что люди перестраивают свою жизнь только из корыстного страха избежать последствий, а не из любви и верности тому, кто принял и испытал ад вместо нас. Различие между этими двумя мотивами чрезвычайно важно. Первый создает моралиста, второй — возрожденного верующего.

Мы должны признать тот факт, что Иисус сказал об аде больше, чем Даниил, Исаия, Павел, Иоанн и Петр вместе взятые. Прежде чем мы отвергнем это, мы должны осознать, что говорим Иисусу, выдающемуся учителю любви и благодати в истории: «Я менее варвар, чем ты, Иисус, я более сострадателен и мудрее тебя». Конечно, это должно заставить нас задуматься! Действительно, если задуматься, именно из-за учения о суде и аде провозглашения Иисуса о благодати и любви так поразительны.

Ад — это хорошие новости | Church Life Journal

Однажды, когда я ехал за рулем и слушал канадское национальное радио, финансируемое государством, мои уши навострились. Дискуссия, казалось, поворачивалась к богословию. Автор, у которого брали интервью, только что закончил книгу об аде. Однако мои надежды на новые взгляды на эту тему не оправдались. Подход был не теологический, а социологический, и ответ на вопрос «Почему ад?» было болезненно клише.

Слушателю сообщили, что различные версии ада появляются в культурах и религиях на протяжении всей истории и обладают удивительной живучестью, потому что такие мифологии служат культурной элите, контролируя массы через страх и угрозу вечного наказания. Какой бы удобной ни казалась некоторым элитам эта версия ада, более глубокая и проницательная причина вездесущности и стойкости понятия ада заключается в простом факте его реальности. Многие из нас проводят там много времени.

Ад — это не доктрина, придуманная для того, чтобы контролировать вас. Как и всякая истинная доктрина, это окно в вашу душу, средство познания Бога, вас самих, ваших отношений и вашей вечной судьбы. При рассмотрении вопроса о том, что богословие традиционно называет четырьмя последними вещами (рай, ад, чистилище, суд), полезно иметь в виду, что то, что происходит после смерти, тесно связано с тем, что происходит в жизни. Основная динамика греха и благодати, которая имеет свои плоды в четырех последних вещах, уже проявляется в нашей повседневной жизни, и ее можно с пользой наблюдать. Мы все хотя бы мельком видели, а иногда и положительно переносили реальность ада.

Одной из самых неудобных вещей для социологической доктрины ада является объяснение того, почему Иисус, которого не было, nota bene , казнен из-за его успехов в снабжении социальной элиты так называемыми доктринами господства над народом, говорит о это больше, чем любая другая фигура в Библии. Не то чтобы социологи и историки религии были единственными, кто упускает из виду этот момент. Нередко в христианских кругах можно услышать (нео-)маркионитское представление о том, что ад — это своего рода ветхозаветная доктрина, которую евангелие любви и милосердия Иисуса покончило с Божьим гневом, судом и пренебрежением к свинине и моллюскам.

Корень этого диссонанса нетрудно представить. Иисус пришел, возвещая благую весть. И ад, кажется очевидным, действительно очень плохая новость. Почему же тогда кажется, что Иисус так привержен этой идее? Может быть, это следует из его глубокого понимания человеческого сердца?

Ад как мотивация для миссии?

Недавние дебаты об учении об аде в популярном католицизме, часто со ссылкой на работу Ганса Урса фон Бальтазара, были сосредоточены на том, является ли ад относительно полным или пустым. Обе стороны могут черпать поддержку из Писания и Предания Церкви, но вскоре любому, кто вступает в эти воды, становится ясно, что спор на самом деле не о том, чему учат Писание и Предание. Речь идет о полезности учения об аде как мотива евангелизации.

Католиков следует учить, что большинство людей прокляты, говорят сторонники полного ада, чтобы они не успокаивались на своем долге проповедовать Евангелие. То, что сторонники относительно пустого ада, с которыми они спорят, вполне могли посвятить свою жизнь проповеди Евангелия, похоже, не противоречит этой логике.

Но действительно ли мы удовлетворены предпосылками этого аргумента? Принуждает ли верить в (относительно полный) ад, потому что такая вера удобна в качестве мотива для христианской евангелизации? Фактически, интересно, что светские социологи ада могли бы сделать из этого аргумента. Возможно, еще одна причина устойчивости доктрины ада в человеческих культурах заключается в том, что религии, верящие в ад, чувствуют необходимость обращать других в свою религию, чтобы спасти их от него?

Как и наше первое социологическое объяснение, оно вполне может быть хотя бы частично верным. Но это столь же богословски неудовлетворительно. И учение Иисуса об аде в Евангелиях снова проясняет это. В самом деле, несмотря на всю якобы самоочевидную логику этого аргумента, Иисус, а вместе с ним и весь Новый Завет, совершенно невиновны в нем. Когда Иисус говорит об аде, он никогда не говорит о миссии, а когда он говорит о миссии, он никогда не говорит об аде. Этого должно быть достаточно, чтобы дать нам паузу.

Учение Иисуса об аде никогда не касается чьей-либо судьбы, кроме его слушателей. Он говорит только с людьми, которые должны быть обеспокоены адом, и никогда не говорит о других людях, которые должны беспокоиться об аде. Его забота состоит в том, чтобы вытряхнуть своих слушателей из их самодовольства и самодовольства, предупредить их о реальной возможности ада, присутствующего в них, то есть в каждом из нас. У него нет ничего хорошего, чтобы сказать (или о) кому-либо, чья уверенность в собственной праведности является оборотной стороной их легкого осуждения других. Воспринимать слова Иисуса об аде как свидетельство того, что другие люди прокляты, значит совершенно исказить их смысл и подвергнуть себя большей опасности. «Не судите, да не судимы будете».

Со своей стороны, св. Павел во всех своих муках ради Евангелия не дает никаких указаний на то, что мотивация его миссии проистекает из страха, что миллионы душ будут прокляты. Он не говорит: «Горе миру, если я не проповедую Евангелия». Мотивация Павла не внешняя, а внутренняя. Он встретил Иисуса Христа. Он был заперт в тюрьме собственного самооправдания и освобожден. Его опыт свободы в Воскресшем Господе побудил его: «Горе мне , если я не буду проповедовать Евангелие».

Как выразился Папа св. Иоанн Павел II в своей энциклике Redemptoris missio : «Миссия Церкви проистекает не только из повеления Господа, но и из глубоких требований жизни Бога внутри нас» (§11). В этом же абзаце Папа продолжает цитировать Lumen Gentium строгое предупреждение католикам (ср. Lumen gentium §14), что это они рискуют быть проклятыми, если примут свой статус во Христе как должное. и не откликайтесь на Божью благодать в своей жизни, свидетельствуя о ней.

Как и для Иисуса, функция учения об аде для св. Иоанна Павла II не состоит в том, чтобы побудить нас проповедовать Евангелие, потому что другие находятся в опасности. Чтобы заставить нас посмотреть на себя. Если это вообще относится к миссии, то заключается в том, чтобы спросить себя, является ли наш собственный опыт общения с Иисусом подлинным, если нас не побуждает какая-то внутренняя необходимость поделиться им. Как писал Анри де Любак: «Если я перестану евангелизировать, то это потому, что милосердие покинуло меня. Если я больше не чувствую необходимости сообщать пламя, то это потому, что оно больше не горит во мне».[1] Взоры любой истинно католической доктрины ада никогда не устремлены ни на кого, кроме меня.

Огонь Любви

Иисус проповедовал об аде не для того, чтобы побудить теплых христиан проповедовать Евангелие, а потому, что он очень серьезно относился к ситуации человека перед Богом. И люди создали ад.[2] Мы пытались жить без Бога. Это не просто означает, что мы грешим. Это означает, что мы стремимся оправдать свой грех. Ад — это жалкая человеческая реальность попыток победить грех путем самооправдания. Это обречено на провал. Самооправдание не побеждает грех; это умножает его. Это состояние человека без Бога. Наша экзистенциальная реальность требует откровенного признания существования ада, если существует реальная возможность его поражения. Любая религия, в которой нет учения об аде, не может иметь учения о спасении.

Выше мы отметили, что все четыре последние вещи переживаются в этой жизни. Это потому, что рай, ад, чистилище и суд — это понятия, которые мы используем для описания наших встреч с Богом. Как выразительно выразился фон Бальтазар: «Бог — это последнее, что есть в творении. Обрёл Он свой рай; потерянный Он его ад; как требовательный, Он — его суд; как очищение, Он есть ее чистилище».[3] В этой жизни мы встречаемся с Богом во всех этих вещах: в красоте и любви; в грехе и самооправдании; в совести и вызове; терпеливо переносил болезненные последствия.

Бог есть Бог, но наша встреча с Богом определяется состоянием наших душ. Вот почему мы можем сказать, что люди создали ад — потому что мы создали условия, при которых Божья любовь может восприниматься как боль и утрата. Греха самого по себе недостаточно, чтобы создать эти условия. В Боге грех встречает радикальное прощение. Это может быть больно, но принятое прощение — это не ад, а чистилище. Что превращает грех в опыт ада, так это отказ от добровольно предлагаемого Богом оправдания во Христе в пользу самооправдания. Ад — это постоянная позиция перед Богом и всем творением, что мои грехи на самом деле не были грехами, что мои предполагаемые ошибки были оправданы, что мои жертвы получили по заслугам. Для такой позиции предложение прощения является невыносимым оскорблением.

Церковь считает — в одно и то же время — и то, что это реальная возможность серьезного отношения к каждому человеку, и то, что возможно, что ни один человек никогда не отстаивал эту позицию окончательно. Как однажды написал Карл Ранер, SJ:

Даже если бы я мог предположить, что самые заброшенные преступники в мировой истории, способные действительно на что-либо, являются действительно жалкими существами, сделанными такими наследственностью и средой, даже если бы я защищал весь мир, я должен быть готов признать, что существует один человек, которого нельзя защищать и что он знал, хотя и не хотел знать, хотя подавлял это, хотя имел тысячу уважительных извиняющих причин: и я должен иметь мужество, чтобы быть этим.[4]

Это противоречие в самом Писании и в учении Церкви не дает учению об аде стать поводом для отчаяния или самонадеянности, этих двух пороков, противостоящих добродетели надежды. Если мы честны, мы должны признать, что мы никогда не можем судить о том, что может быть в сердцах других, и что мы знаем в наших собственных сердцах, что искушение к постоянному самооправданию реально. Оно скрыто в каждом неубедительном оправдании, в каждой неспособности извлечь пользу из критики, в каждой чрезмерной реакции на обвинение. Такие вещи вполне могут быть сожжены в огне любви Божией, видя со смущением и облегчением то, чем они являются: ненужной самозащитой и даже самообольщением, удерживающим нас от общения с Богом и друг с другом. Но есть и другая возможность. Столкнувшись с правдой о себе и получив милость в свете этого, мы можем удвоить ложь, предпочитая нашу выдумку Божьим фактам.

Бог есть любовь. А Божья справедливость есть Божья милость. Сказать, что ад — это то, что мы, люди, выбираем, или сказать, что ад — это выражение Божьей справедливости, или сказать, что ад — это опыт отвергнутого милосердия Божия, значит не сказать три разных вещи, а сказать одно из трех. разные углы.

Ад вовсе не ветхозаветное учение. Древнееврейская концепция sheol лишь намекает на понятие ада. [5] Ад — это полностью новозаветная доктрина, потому что она достигает своего полного смысла только после того, как милость была предложена и отвергнута, когда милость переживается как обвинение и отвержение.

Асимметрия

Поразительно, что Церковь однозначно учит, что некоторые человеческие личности устояли в Божьей благодати и теперь живут во славе с Богом навеки на небесах, и что нет эквивалентного учения о людях в аду. Что бы мы ни думали о состоянии души Иуды, или Гитлера, или Сталина, или Нерона, Церковь не только не учит, что они прокляты, но прямо приглашает нас молиться об их спасении. «Веди все души на небеса, — говорится в Фатимской молитве, — особенно те, которые больше всего нуждаются в твоей милости».

Подобно тому, как катехизация должна учить детей тому, что сатана не является великим дуалистическим соперником Бога, равным и противоположным, запертым в вечной битве, мы должны признать, что ад не может соперничать с небом. Независимо от того, много ли его обитателей, мало или нет, ад не является, как представляет кальвинистская доктрина двойного предопределения, местом, которое Бог запланировал или пожелал для любого человеческого существа. Это, скорее, следствие небес, которое может быть реализовано, а может и не быть реализовано.

Но даже если ад пуст, это не потому, что его нет. Хотя Церковь не заявляет, что кто-то определенно проклят, она учит, что один человек попал в ад. Сам Христос, говорит символ веры, спустился в ад . То человеческое положение, о котором говорил Христос, когда учил об аде, о бездонной глубине человеческого одиночества и запустения без Бога, не было обесценено, когда Он сам принял человеческое состояние. Воплощение, также иногда называемое нисхождением, было Божьим «да» всему этому. Христианство не учит нас тому, что ад существует. Это мы можем узнать из простого честного наблюдения. Христианство учит нас, что можно найти Бога в глубине богооставленности. И на третий день он воскрес.


. Томист сформулировал это так: «Каковы истоки ада? Откуда это взялось? По сути, вечное осуждение происходит не от Бога, а от выбора людей, которые свободно отворачиваются от Бога, Христа и нравственного закона». Томас Джозеф Уайт, 9 лет0032 Свет Христа: введение в католицизм ( Вашингтон, округ Колумбия: CUAP 2017), 266.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *