Содержание
Групповая социальная работа
Групповая работа как вид социальной работы
Социальная работа может быть реализована в различных формах: социальная работа с военнослужащими, с детьми, работа с отдельными категориями граждан. Одним из распространенных видов социальной работы выступает групповая социальная работа. Но, анализируя это направление, исследователи пришли к выводу о том, что групповая социальная работа может считаться отдельным методом социальной работы, поскольку обладает своими целями и основными направлениями.
Групповая социальная работа в течение достаточно долгого времени используется как форма, а также как метод социальной работы. Изначально авторы использовали его с целью оказания человеку помощи путем передачи общего, группового опыта, а также для развития его духовных и физических сил, а также адаптации к постоянно изменяющимся окружающим условиям. При этом авторы признают, что для успешного и эффективного (компетентного) использования этого метода требуется профессиональная подготовка специалиста. Вероятно, по этой причине во многих современных университетах открыты направления подготовки социальных работников, особенно распространенных в медицинских университетах.
Как метод, групповая социальная работа появилась еще в 70-е годы 20 века, тогда же она активно разрабатывалась, и появились основные положения, которые актуальны и по сей день. Метод групповой социальной работы в основном использовался для профилактики малых социальных групп. Именно они, по мнению многих авторов, способствуют выходу человека из роли так называемого «слушателя». На данном этапе он может формулировать свою точку зрения, осознавать свои личные возможности, а также устанавливать обратную связь с другими индивидами, которые действуют в пределах малой группы и за ее рамками.
Цель групповой социальной работы
Замечание 1
Каждый вид любой деятельности обладает своей целью. Цель групповой социальной работы заключается в том, что социальный работник анализирует состояние того или иного человека и приходит к выводу о необходимости оказать помощь своему клиенту.
Но обычно эта помощь приходит не напрямую от социального работника, или от государства, а путем передачи группового опыта для дальнейшего развития качеств личности (его физических и духовных способностей). Все это ведет не только к внутреннему закреплению каких-либо ценностей и принятию норм, но и также к формированию социального поведения человека.
Безусловно, для реализации данной цели необходима организация групповой деятельности. Она возможна лишь через добровольное вступление индивида в какую-либо социальную группу и социальную активность в ней. Зачастую это можно организовать через собрание людей, которых объединяют одни и те же интересы. Человек не только становится частью новых социальных связей, но также проявляется свою активность, расширяет индивидуальный опыт. Это оказывает благоприятное влияние на расширение сферы индивидуального самосознания, а интенсивное общение способствует избавлению от многих видов деазадаптаций. Иной способ организации групповой социальной работы – включение уже объединившейся социальной группы в творческую деятельность. Например, приобщение семьи в культурно-досуговую деятельность, демонстрация ей иных способов ведения быта, домашнего хозяйства, взаимодействия с детьми и знакомыми.
Основные направления групповой социальной работы
Социальная работа в целом является разноплановым явлением, в котором различают несколько видов. Например, если брать категорию «социально-культурные группы», то в нее входят:
- группы восстановления эмоционального здоровья,
- группы восстановления навыков и умений,
- образовательные и просветительские группы,
- группы самопомощи или профессиональной культурной терапии.
Замечание 2
Помимо этого, существуют и иные терапевтические группы, чья деятельность напрямую связана с разрешением различных психических, психосоматических проблем, а также трудностей в самосознании, понимании собственного внутреннего мира, экзистенциальных проблем.
Позиция социального работника также зависит от того, какие цели и направление выбрала групповая социальная работа. Например, если группа ориентирована на достижение более общезначимых целей, которые касаются правового и гражданского контекста, то социальный работник берет на себя обязанности координатора и организует внешние связи группы с другими группами, которые также объединены на основе какого-либо признака или стремления к достижению поставленной цели.
Но если цель группы – это расширение сферы самосознания, а также индивидуального опыта каждого участника за счет более интенсивного общения (например, тимбилдинг, тренинг коммуникативных навыков индивидов в группе), то в данном случае социальный работник – это лишь посредник внутри группового взаимодействия.
Сегодня групповая социальная работа очень активной развиваются, появляются новые, достаточно оригинальные методы ее организации. Например, метод семейной терапии, который направлен на глубокий анализ семейных отношений, выявление основных причин конфликта и поиск их решения через групповую деятельность каждого члена семьи. Отметим также существование так называемого «общинного метода социальной работы». Он основан на взаимодействии социального работника и служб с представителями различных общественных групп и организаций на нескольких уровнях: на местном региональном и общегосударственном. В качестве приоритетных задач общинной социальной работы принято выделять развитие социальных связей на уровне местной социальной группы (общины), а также дальнейшая организация системы взаимопомощи и поддержки членов определенной общности людей.
В рамках реализации данного метода групповой социальной работы также необходимо разработать и внедрить оценку эффективности различных социальных программ, которые приняты на различных уровнях управления и связаны с вопросами благосостояния населения и организации его конкретной культурной, просветительской, развивающей и досуговой деятельности.
общая характеристика, сферы применения, основные модели
Групповая
работа традиционно широко используется
в социальной работе и наиболее
часто применяется в сфере работы с
детьми и подростками, а также с людьми
всех возрастов, имеющими схожие социальные
и индивидуальные проблемы или
находящимися в похожей социальной
ситуации. Интенсивно групповые формы
деятельности используются для работы
с малолетними правонарушителями,
подростками из неблагополучных семей,
с престарелыми и людьми с физическими
и умственными недостатками. Обычно
групповая работа заключается в том, что
небольшая группа людей со схожими
целями, интересами или проблемами
по инициативе или при участии социального
работника регулярно собирается и
включается в совместную деятельность
для достижения общих целей. В отличие,
скажем, от психотерапевтических
групп цели совместной деятельности в
этом случае не обязательно связаны
с решением эмоциональных и
внутриличностных конфликтов и
проблем. Это может быть обмен информацией,
совместные социальные действия, развитие
практических, социальных и межличностных
умений, перестройка асоциального
поведения. Многообразие групп может
быть классифицировано относительно их
целевой направленности.
1.
Группы организации досуга: часто
существуют без внешнего руководства;
если такая группа действует под эгидой
какого-либо муниципального центра,
то его работники могут предложить
организатора, который поможет
собрать заинтересованных людей и вовлечь
их в целенаправленную деятельность
(например, по организации спортивной
команды или творческого или
развлекательного мероприятия). Такие
группы могут дополнительно
развивать те или иные навыки. Социальные
агентства помогают организовать и
структурировать подобные группы.
2.
Группы обучения: группы, в которых
происходит обучение тем или иным
навыкам деятельности, часто обычными
дидактическими методами, например,
родительские группы, группы по ведению
дома и т. п., различные дискуссионные
группы.
3.
Группы «самопомощи»: это группы,
объединяющие людей со сходными
проблемами (в рамках программ реабилитации,
использующих групповые формы работы,
например, такие как «Анонимные
алкоголики» или «Синанон»), которые
собираются вместе для моральной,
эмоциональной и информационной
поддержки; хотя эти группы принципиально
отказываются от услуг профессионалов,
социальный работник может быть
инициатором создания подобных групп.
4.
Группы социализации: многие рассматривают
их как основной центр групповой
социальной работы, так как цели этих
групп — поведенческие изменения и
развитие социальных навыков. Социальный
работник, действуя в подобных группах
как агент социализации, активно
обучает, задает модели социального
поведения, помогает ускорить научение
новым социальным ролям и развивать
ролевую компетентность, организует
дискуссии, обеспечивает благоприятную
среду и, таким образом, создает возможности
для изменения ролевого поведения и
взаимодействия. Такие группы организуются
обычно в системе исправительных
учреждений, в больницах, детских
учреждениях, различных клубах и т. п.
с целью адаптации и реадаптации
определенных категорий людей к тем
или иным ситуационным условиям. Группы
социализации могут иметь и более широкие
цели содействия вхождению в общество
и общего развития.
5.
Психокоррекционные группы: создаются
для клиентов, которые хотят решить свои
эмоциональные проблемы или не могут
принимать участие в деятельности обычных
групп. В отличие
от психотерапевтических групп здесь
не лечат неврозы, реактивные состояния
и другие клинически выраженные
психопатологические состояния. Целями
таких групп могут быть развитие
самосознания и самопринятия,
поведенческая коррекция и т. п. Обычно
такие группы существуют в рамках
организаций, работающих в области
психического здоровья, медицинской
социальной работы и т. д.
Отдельно
необходимо отметить групповую работу
с молодежью. Традиционно она была и
остается одним из основных направлений
групповой социальной работы и ей
отводится значительное место в групповой
практике, но, правда, как отмечают
некоторые авторы [275, 282], большей частью
в сфере организации досуга. Цели различных
программ социальной работы с молодежью
в определяют следующие направления
деятельности [233, p. 274]:
1)
рекреационные виды деятельности и
неформальное обучение, предназначенное
для развития таких духовных и этических
ценностей, как любовь к дому, семье,
друзьям, интерес к общине и стране,
формирование опыта гражданской
ответственности;
2)
развитие социальных навыков и опыта
межличностных отношений через участие
в работе клубов дружбы, групп по интересам,
через расширение внесемейного и
внешкольного жизненного опыта,
занятие спортом и т. д.;
3)
услуги для молодежи с особыми проблемами
(трудности при обучении в школе,
конфликты с полицией, социальная
изоляция) в целях содействия адаптации
к семье, сверстникам, социальным
сообществам;
4)
развитие местного управления и
самоуправления через создание
специальных программ обучения граждан
и советов общественных представителей.
Таким
образом, групповая работа в ее самых
разнообразных видах и организационных
формах составляет огромный пласт
деятельности работников в США.
Очевидно, подобная широта профессиональных
интересов и разнообразие направлений
деятельности создают значительные
трудности при создании дефиниций
групповой социальной работы.
В
современной англоязычной литературе
по социальной работе можно найти большое
число определений групповой работы. Мы
приведем здесь лишь некоторые из наиболее
часто цитируемых. Итак, групповая
социальная работа может рассматриваться
как:
— «метод
социальной работы, который помогает
индивидам улучшить их социальное
функционирование через целенаправленную
организацию группового опыта и дает
возможность более эффективно
справляться с индивидуальными, групповыми
или общинными проблемами» [322, p. 118];
— «целенаправленная
деятельность в контексте малых групп,
нацеленная на удовлетворение
социоэмоциональных потребностей и
решение групповых задач. Эта деятельность
может быть направлена как на индивида
в качестве члена группы или на группу
в целом» [440, c.
12];
— «работа
с малой группой, направленная на оказание
помощи членам группы с целью
использования возможностей совместной
деятельности для решения существующих
проблем в психосоциальном
функционировании, превенции возможных
проблем, развития групповой и
организационной структуры, ликвидации
препятствий для нормальной жизнедеятельности
и социальной среде» [362, p. 4].
При
имеющихся различиях в определениях в
них присутствуют два центральных
для американской традиции социальной
работы с группой момента. Во-первых, эти
определения репрезентируют магистральное
направление социальной работы —
улучшение и развитие способности к
социальному функционированию. В данной
парадигме отправной точкой социальной
работы является актуальная или
потенциальная проблема — макро- или
микросоциальная, личностная или
межличностная — в ее конкретной
представленности индивиду. Такая
прагматическая ориентация «от
проблемы» весьма характерна для
американских моделей социальной работы,
которые не актуализируют, по крайней
мере на уровне теоретических
построений, общеразвивающих и
воспитательных задач. Но, видимо, не
следует полагать, что решение проблемы
в социальном функционировании индивида
при этом сводится к оказанию утилитарной
помощи. Проблема в этом смысле есть не
просто нехватка чего-либо для
нормальной жизнедеятельности, но
реальное противоречие между
потребностями индивидуального
развития и внутренними и внешними
возможностями личности или общности
людей. Снятие этого противоречия
актуализирует потенциал развития
личности и тем самым соотносится
с целями воспитания в широком смысле
как «планомерного создания условий для
относительно целенаправленного
развития человека в процессе его
социализации» [81, c.
153]. Кстати, европейская модель
социальной работы в большей степени,
связана с традициями социально-педагогической
мысли, поэтому цели социального
воспитания в ней представлены в более
явном виде. В частности, Т. Яркина приводит
одно из европейских определений групповой
социальной работы как «формы и
метода, который используется с целью
оказания человеку помощи через
передачу группового опыта для развития
его физических и духовных сил, формирования
социального поведения» [201]. Это
определение прямо эксплицирует, на наш
взгляд, воспитательные цели социальной
работы, хотя и несколько затеняет
специфику именно социальной
работы с
группой.
Второй
центральный момент социальной работы
с группой, отчетливо просматривающийся
в приведенных выше определениях, —
это целесообразная организация группового
опыта, дающая возможность членам группы
искать эффективные решения общей
проблемы и тем самым развивать,
видоизменять и обогащать индивидуальный
опыт участников. В этом
плане групповая работа предназначена
для обретения конструктивных жизненных
целей и содействия изменениям в оценке
реальности, в структуре самосознания,
коммуникативных и социальных навыков
участников группы через организацию
позитивного группового опыта и
взаимодействия. Это своего рода инструмент
содействия самоопределению личности,
способ развития личностной автономии,
социальной ответственности и
достоинства [233, p. 98].
Эти
два аспекта являются ключевыми и при
определении общих целей социальной
работы с группой. Обычно в качестве
таковых называют
[410, c.
78]:
1)
помощь группе в достижении совместно
определенных целей;
2)
содействие желаемым изменениям в
структуре индивидуального опыта,
в понимании личностных, семейных,
профессиональных проблем и проблем
взаимоприспособления;
3)
оказание помощи группе в более полном
использовании возможностей совместной
деятельности для саморазвития и взаимного
обогащения ее членов.
Если
теперь обратиться к теоретическим
концепциям групповой социальной работы,
которые в идеале должны перевести
общие цели работы с группой на язык
конкретных задач и операциональных
принципов деятельности социального
работника, то приходится признать, что
современное состояние теории в США
в области групповой социальной работы
характеризуется эклектичностью,
непоследовательностью, фрагментарностью
концепций, противоречивостью общих
методологических оснований и
принципов. Большинство концепций
ретранслируют без адекватного
переосмысления достаточно произвольно
выбранный набор понятий, феноменов и
механизмов групповой и социальной
динамики, заимствованный из различных
областей научного знания (социальная
психология, социология, теория систем
и управления и т. д.) и адаптируют
его в наборах методических рекомендаций,
советов и функциональных долженствований
для социального работника. Р. Робертс
и Х. Нозерн издали коллективную научную
работу [435], в которой свои позиции
изложили наиболее авторитетные
представители различных концепций
социальной работы с группой. Цель
этого издания заключалась в том, чтобы
провести теоретическую систематизацию
и выявить принципиальные различия между
различными подходами, подобно тому,
как это происходит в теории индивидуальной
социальной работы. Но как отмечают
Робертс и Нозерн, это предприятие
оказалось малоуспешным. С одной стороны,
в теоретическом плане авторы говорят
о столь разных вещах, что не возникает
даже предмета спора. С другой стороны,
на уровне содержательного описания
групповой работы воспроизводят в
разных терминах фактически идентичный
набор практических рекомендаций. В
послесловии, пытаясь все же высветить
основные точки противоречий, редакторы
использовали даже процедуры
контент-анализа. Но и эти меры позволили
сделать лишь поверхностный анализ по
типу «больше или меньше уделяют внимания»,
и «упоминают или не упоминают».
Редакторы пришли к выводу, что
представленные подходы являются
скорее не теориями социальной работы,
а теориями для
социальной
работы с группой.
Поэтому
мы, обращаясь к анализу содержательных
аспектов организации взаимодействия
в процессе групповой социальной
работы, сочли целесообразным идти не
от теоретических постулатов и
конструкций отдельных авторов, а от
реально существующих в практике
моделей организации групповой работы.
За основу мы взяли идею американских
исследователей К. Пэйпелл и Б. Ротман.
Они обозначили три модели работы с
группой, в разной степени выраженности,
представленные в практике социальной
работы.
Крайний срок подачи следующей заявки IASWG SPARC — 7 ноября 2022 г.Членам IASWG предлагается подать заявку на получение награды SPARC для одобрения или одобрения финансирования инновационных проектов, продвигающих миссию IASWG. Цель программы SPARC состоит в том, чтобы «зажечь» инициативы групповой работы, исследований, образования и обучения членов IASWG. Проекты должны демонстрировать силу групповой работы в построении человеческих связей, развитии критической компетентности, расширении знаний и продвижении социальной справедливости. Пожалуйста, пишите вопросы и отправляйте заявки на испанском, немецком, французском и английском языках Кэрол Коэн ([email protected]). Международная ассоциация социальной работы с группами (IASWG), Inc. является ведущей международной ассоциацией социальных работников и смежных специалистов, занимающихся групповой работой. Целью этой некоммерческой организации, управляемой членами, является содействие совершенствованию практики групповой работы, образования, полевого обучения, исследований и публикаций. Цели этой Ассоциации реализуются посредством программы действий и защиты как на местном, так и на международном уровне. В состав участников входят рабочие из Австралии, Багамских островов, Барбадоса, Беларуси, Бельгии, Бенина, Канады, Чехии, Китая, Хорватии, Англии, Финляндии, Франции, Германии, Ганы, Индии, Ирландии, Израиля, Японии, Кении, Ливана, Литвы, Малайзия, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Пуэрто-Рико, Сингапур, Шотландия, Южная Африка, Испания, Свазиленд, Тринидад-Тобаго, Великобритания, США и Виргинские острова. IASWG — это глобальная организация, и мы рады пригласить вас ознакомиться с нашими стандартами групповой работы IASWG на нескольких языках: французском, испанском и английском. Сообщение исполнительного комитета IASWG (4 июня 2020 г.):Когда IASWG размышляет о текущей и продолжающейся расовой несправедливости и систематическом угнетении в мире, нам напоминают о принципах нашей миссии: «Как групповые работники, мы верим, что наша общая основа объединяет нас, а наши различия обогащают нас. Приверженная социальной справедливости, IASWG уделяет особое внимание людям, которые систематически находятся в невыгодном положении из-за разницы в силе, присущей репрессивным социальным структурам». В соответствии с этими ценностями IASWG поддерживает Black Lives Matter, осуждает расизм, направленный против чернокожих, и повторяет требования о переменах в несправедливых и деспотических системах по всему миру. В 2016 году IASWG выпустила Время для групповой работы , сообщение, которое особенно актуально сегодня, когда мы сталкиваемся с неисчислимыми нападениями на права человека, здоровье и расовую справедливость: «Никогда не было более срочного времени для объединять сообщества для достижения взаимопонимания и уважения не только к человечеству, но и к планете в целом. Социальная групповая работа может создать безопасность там, где есть неопределенность, чувство принадлежности там, где есть отчуждение, и средство для позитивных совместных действий там, где есть чувство беспомощности. Его использовали, чтобы объединить и дать голос людям в условиях, которые казались неизлечимыми. Благодаря работе в социальных группах нации, сообщества и отдельные лица могут восстановиться». ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
SaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSaveSave Преимущества членстваЦелью этой некоммерческой организации, управляемой членами, является продвижение передового опыта в практике групповой работы, обучении, обучении на местах, исследованиях и публикациях. Тысячи членов, присоединившихся к нам за эти годы, принесли пользу и обогатили нашу ассоциацию. Надеемся, вы тоже присоединитесь к нам.
Присоединяйтесь сегодняТекущие члены организации:Эти организации в настоящее время поддерживают миссию IASWG и групповую работу. Мы благодарим их за поддержку.
|
Последние публикации: практические советы для групповых работников
Советы по содействию для расширения возможностей в групповой работе ПрактикаАвторы: Дженни Флеминг (приглашенный лектор Университета Ноттингем Трент, содиректор по практическому участию в Великобритании) и Дэйв Уорд (профессор социальных и общественных исследований, Университет Де Монтфорд, Великобритания) Почему эта тема важна для практики групповой работы?Самостоятельная групповая работа направлена на расширение возможностей членов группы. Понятие расширения прав и возможностей граждан является основной чертой государственной политики во многих странах мира. Социальное действие/самоуправляемая групповая работа обеспечивает особый способ коллективной работы для достижения расширения возможностей. Преодолевая дисциплинарные границы, он мобилизует творчество, энтузиазм и энергию, которые появляются, когда люди со схожими интересами, увлечениями и опытом работают вместе для достижения автономного принятия решений и социальных действий. Модель стремится к изменениям и расширению возможностей не только за счет победной силы, но и за счет ее преобразования. Точно так же, как несправедливость и угнетение переживаются через личные и повседневные события, в равной степени практика расширения прав и возможностей может дать людям возможность попробовать и испытать новые способы участия в этих событиях на повседневном уровне. Это общая цель нашей модели действий. Благодаря признанию переплетения личного и структурного, внутриличностного и межличностного, он пытается разделить власть между групповыми работниками и участниками и бросить им всем вызов, чтобы использовать ее не угнетающе, чтобы бросить вызов несправедливости и изменить ее. Какая теория поддерживает эту тему в групповой работе? Связанные модели самостоятельной работы и групповой работы с социальными действиями направлены на расширение прав и возможностей членов группы. Центральным является групповой работник, принимающий на себя особую роль фасилитатора процесса самоуправляемой групповой работы, который мы опишем ниже. Модели возникли из практики, а не из теории, в результате рефлексивного процесса сбора информации, анализа, понимания, действий и размышлений с групповыми работниками по всему миру, что отражается в их практике групповой работы в широком диапазоне социальной работы, развития сообщества. , образование и медицинские учреждения. (См., например, Berdan et al 2006). Примечательной особенностью моделей является четкая ценностная база, которая изложена в виде шести практических принципов с акцентом на:
В основе этих принципов лежит предположение о социальном структурном анализе проблем, с которыми сталкиваются маргинализированные группы. Самоуправляемые группы ориентируются на внешние цели, определенные членами группы, посредством процесса, который включает в себя их сосредоточение на основных проблемах в их жизни, почему они существуют и на том, как их решать. Этот процесс очень похож на групповой подход к социальным изменениям, разработанный Пауло Фрейре (1972), в котором выделяются три ключевых элемента: диалог, проблематизация и осознание. «Проблематизация» — это то, что придает работе Фрейре, а также самоуправляемой групповой работе характерный критический и радикальный оттенок. Эта отличительная черта может быть представлена в самоуправляемой/групповой работе с социальными действиями путем постановки вопроса «, почему ?» обстоят именно так. Спрашивая «, почему ?», вы направляете внимание не на людей как на проблемы, а на проблемы, с которыми они сталкиваются. Это позволяет им увидеть возможности для разработки более широкого спектра вариантов действий и изменений. Это позволяет членам группы придумать новые объяснения в более широком социальном, политическом и экономическом контексте и подумать, как они могут определить и использовать их, чтобы добиться значительных улучшений в своей повседневной жизни. Задавать вопрос «почему?» — это ключ, который открывает процесс и имеет решающее значение для того, чтобы практика действительно придавала сил (Mullender, Ward, Fleming, 2013). Social Action/Self-Directed Groupwork признает переплетенный характер личных и структурных властных отношений, как показано в борьбе чернокожих, феминистских, ЛГБТ-движений и движений инвалидов. Те, кто участвовал в этой борьбе, продемонстрировали, насколько сложным образом различные измерения неблагоприятного положения и отчуждения различаются, но все же взаимосвязаны. В процессе самоуправляемой групповой работы мы видим подход, способный добиться изменений и преобразований на обоих уровнях. (См. Fleming and Ward 2017 для более подробного изложения теоретических основ.) Роль группового работника как фасилитатора (Флеминг и Уорд, 2013) является центральной. Согласно Фрейре (1972), самоуправляемый групповой работник не отказывается от знаний, ответственности или навыков. Они стремятся работать в партнерстве с членами группы. Компетентность группового работника заключается в квалифицированном и чутком выполнении в качестве фасилитатора процесса самоуправляемой групповой работы, в то время как члены группы определяют содержание и результаты. Самоуправляемая модель имеет пять стадий (Mullender, Ward, Fleming 2013):
Группа анализирует свои достижения, исследуя связи между тем, что, почему и как. Затем он выявляет новые проблемы, исследует эти проблемы, повторно задавая вопрос «почему?», и снова решает, какие действия предпринять. Этот циклический процесс продолжается на протяжении всей жизни группы. Самостоятельные группы не фокусируются на терапевтических целях, хотя участники могут получить терапевтическую пользу, участвуя в этом процессе. Скорее, модель специально направлена на то, чтобы бросить вызов тому факту, что члены группы могли стать или потенциально могут стать негативными в результате вмешательств, которые неуместно стремятся к контролю или изменениям на индивидуальном или семейном уровне. Модель направлена на расширение их прав и возможностей посредством процесса групповой работы, направленного на устранение более широкой несправедливости, которая влияет на них. Что нужно прочитать по этой теме?— Бердан, К., Бултон, И., Эйдман-Аадаль, Э., Флеминг, Дж., Гарднер, Л., Роджерс, И. и Соломан, А. (ред.) (2006) Письмо для разнообразия : Повышение грамотности и обучения посредством социальных действий . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. — Флеминг, Дж. и Уорд, Д. (2013) Фасилитация и групповая работа в самоуправляемой групповой работе, Групповая работа 23 (2) стр. 48–66. — Флеминг, Дж. и Уорд, Д. (2017) Самостоятельная групповая работа — Социальная справедливость через социальные действия и расширение прав и возможностей. Критическая и радикальная социальная работа 5 (1) стр. 75-91 — Фрейре, П. (1972) Педагогика угнетенных , Harmondsworth: Penguin. — Маллендер, А., Уорд, Д., Флеминг, Дж. (2013) Расширение прав и возможностей в действии: самостоятельная групповая работа Лондон: Palgrave. Приведите несколько примеров того, как реализовать эту тему в практике групповой работы?Первые два примера относятся к группам, которые использовали подход «Социальное действие/самостоятельность». Третий — пример, взятый из одной стадии процесса. 1.) Программа обучения сервисному обслуживанию Массачусетского университета – США Этот проект представляет собой партнерство между сообществом и университетом, основное внимание в котором уделяется классу обучения служению в кампусе Массачусетского университета в Бостоне. Самоуправляемая групповая работа преподается в университетских классах по обучению служению, а затем используется студентами в их проектах по обучению служению. Учащиеся читают, обсуждают и размышляют, а также пишут задания по самостоятельной групповой работе в классе. Затем они раз в неделю переходят в среднюю школу по месту жительства, чтобы работать с учащимися шестого класса в рамках внеклассной программы. Учащимся от 11 до 13 лет, а школа находится в неблагополучном бедном пригороде Бостона, примыкающем к кампусу. Каждую неделю во внешкольной программе может участвовать от 5 до 10 школьников. Студенты университета чередуют между собой роли фасилитаторов, а также проводят работу в небольших группах с молодыми людьми, используя принципы и процесс самоуправления. Проекты, над которыми работают школьники, затрагивают вопросы и проблемы, которым они уделяют приоритетное внимание в ходе дискуссий, организованных студентами университета. Вернувшись в класс, студенты университета размышляют о процессе и роли фасилитатора. Они читают отрывки из книги, сравнивают происходящее с тем, что написано в книге, а также с тем, что они хотели, чтобы произошло. Они размышляют о том, почему это произошло, и планируют следующую неделю. Дополнительная информация: Arches, J. (2012) Роль групповой работы в проектах социальных действий с молодежью, Groupwork, 22 (1): 59–78. И, Маллендер, А., Уорд, Д., Флеминг, Дж. (2013) Расширение прав и возможностей в действии: самостоятельная групповая работа Лондон: Palgrave. 2.) Advocacy in Action – Nottingham UK Этот практический пример взят из давно работающей группы в Великобритании. Этот пример был выбран потому, что он показывает потенциал самоуправляемых групп поддерживать себя в течение длительного периода времени и то, как он может позволить членам группы развиваться для решения меняющихся проблем и проблем. Защита в действии началась в 1989 году, чтобы помочь обездоленным членам сообщества и дать им возможность высказаться. Некоторым из них не нравилось быть запертым, некоторым людям не нравилось неравенство в том, насколько хорошей была жизнь людей. Все они также признавали, что работая индивидуально, ничего не изменится, им нужно будет работать вместе как группа. Их объединяла сильная вера друг в друга и злость на то, что все идет не так, как должно быть. Целью группы было и остается собраться вместе и дать обездоленным людям возможность высказаться. Первоначально у многих членов группы были трудности с обучением; с годами к членству стали присоединяться люди, которые были исключены, например, бездомные, уличные попрошайки, люди, имеющие право на получение услуг, даже если они на самом деле не могут получать или использовать предлагаемые услуги. В число членов теперь входят люди из ирландского сообщества, лица, осуществляющие уход, лица, ищущие убежища, и люди с проблемами психического здоровья. Их сближает общий опыт изоляции и пребывания на грани. Все они равны внутри группы. Группа до сих пор активна. Адвокация в действии продолжает активно участвовать в самых разных мероприятиях. Помимо поддержки друг друга, члены группы преподают по различным программам профессиональной подготовки на уровне бакалавриата, последипломного образования и на уровне PQ (пост-квалификация) в области социальной работы и профессий, связанных со здоровьем. Они проводят исследования и проводят опытно-конструкторские работы в северной Италии и Словении, а рабочие из Дели приезжают в Великобританию, чтобы посмотреть, как вовлечь людей как в образование, так и в действия от своего имени. Дополнительная информация: http://www.brightideasnottingham.co.uk/wp-content/uploads/2012/04/TP-AIA-review_Layout-1.pdf 3. 3.) Пример элемента фасилитации «Но почему?» В этом последнем примере используется упражнение для изучения ключевого элемента подхода самоуправляемого/общественного действия – этапа «почему?». Задавание вопроса «почему?» поднимает социальные проблемы и открывает новые возможности для действий в публичном мире. Он представляет собой практическое применение ценностей самоуправляемого/общественного действия в группе. В частности, на этом этапе лица, ответственные за фасилитацию, должны следить за тем, чтобы темы исходили от группы и оставались в игре достаточно долго для развития более широкого понимания. Точно так же, как мозговой штурм и другие упражнения, задающие вопрос «что?», имели эту цель, так и идеи, которые возникли тогда, теперь должны быть возвращены группе в форме «постановки проблемы» (Freire 19).72), чтобы группа лучше осознала проблему в целом. Хоуп и Тиммел (1999) предлагают метод «Но почему?». Мы обнаружили, что это упражнение можно легко адаптировать к любой ситуации или группе. Группа пожилых и молодых людей с ограниченными возможностями в Великобритании собралась вместе, чтобы провести кампанию против дискриминации в сфере занятости и отсутствия возможностей трудоустройства для людей с ограниченными возможностями. Группы собрались вместе при содействии практикующего, имеющего опыт самостоятельной групповой работы, с которым они давно общались, чтобы проанализировать причины своего разочарования. Фасилитатор предложил упражнение «НО ПОЧЕМУ?». Вопрос: «Несмотря на законодательные изменения последних лет, инвалиды по-прежнему подвергаются дискриминации на рынке труда» был написан в центре листа флип-чарта, после чего группа создала ряд «нитей» анализа, исходя из центральной проблемы, как интеллект-карта. Например: Несмотря на законодательные изменения последних лет, инвалиды по-прежнему подвергаются дискриминации на рынке труда. Но почему? Группа продолжала свой анализ до тех пор, пока все их идеи и понимание не были изложены на бумаге, а затем использовали это, чтобы определить точки, в которых они могли бы вмешаться, чтобы начать решать проблему отсутствия возможностей для работы для людей с ограниченными возможностями в этом районе. Дополнительная информация: Хоуп, А. и Тиммел, С. (1999) Обучение трансформации: пособие для общественных работников (книга 1). Регби (Великобритания): Издательство «Практическое действие». Последние публикации: Практические советы для групповых работников
Общие стратегии групповой работы
9Группа поддержки 0067 для группы самопомощи Записи процесса
Молодежь и подростокВыделенные инициативы по групповой работе — Проект Латиноамериканских девочек Центра помощи детям и семьям Северного побережья, представленный в национальной публикации А?!? — Ежеквартальный информационный бюллетень (с 1995 по 2005 г. ) Долгого института групповой работы с детьми и молодежью, посвященный предоставлению информации, вдохновения и поддержки всем, кто работает с молодежью в групповых условиях. Зима и весна 2005 г. — Празднование групповой работы |