Кто такой IT-специалист и как получить IT-образование? Ит специалисты


Кто такой IT-специалист и как получить IT-образование?

Интерес к it-образованию возрастает в нашей стране с каждым годом все больше. Профессия it-специалиста является прежде всего профессией умственного труда, связанного с приемом информации и ее переработкой. В такой работе очень важен результат интеллектуальных размышлений it-специалиста. Но и не стоит исключать физический труд в этой профессии.

Что же именно входит в трудовые обязанности it-специалиста? Для начала, it-специалист проверяет рабочее место у сотрудника предприятия, а именно, его персональный компьютер. It-специалист должен проконтролировать устранение всех неисправностей в программном обеспечении техники офиса и, если потребуется, предложить генеральному директору предприятия более усовершенствованную аппаратуру. It-специалист также руководит работой подчиненного ему персонала, разрабатывает инструкции для дальнейшей работы с программами и оформляет всю необходимую техническую документацию.

Следует учитывать, что для того чтобы стать it-специалистом, не обязательно иметь высшее профессиональное образование. Для этой профессии достаточно будет получить диплом о среднем профессиональном образовании или же окончить специализированные в этой области курсы. В настоящее время, практически в каждом городе нашей страны есть множество учебных заведений, специализирующихся на обучении данной специальности.

Компьютерная графика и дизайн, сетевые технологии и системное администрирование, разработка программного обеспечения — это и есть it образование. Каждый из перечисленных видов дает студенту необходимые теоретические основы и практические навыки для работы с профессиональным инструментом. Студенты, получившие it-образование, становятся полноценными специалистами в своей отрасли и могут сразу же приступать к работе.

IT-образование подойдет абсолютно любому полу. Очень важен аналитический склад ума, так как с его помощью it-специалист сможет проводить сложнейшие операции и более уверенно работать с вычислительной техникой. It-специалисту пригодятся следующие качества: выдержанность, спокойствие, дипломатичность, общительность, а именно, умение работать в команде, умение работать с поставщиками и умение вести переговоры. It-специалист должен всегда делиться знаниями и уметь слушать других.

Заработная плата it-специалиста зависит напрямую от уровня его профессиональных знаний. В некоторых компаниях, заработная плата it-специалиста бывает намного выше, чем у топовых менеджеров. Во многих компаниях предоставляется не только стандартный социальный пакет, но и гибкий график работы.

В профессии it-специалиста есть также возможность карьерного роста. Если начинающий специалист поставит себе конкретную цель, то он вполне реально сможет занять более высокую должность в данной сфере.

pc-shporgalka.com

Кто такие специалисты ИТ и что они могут

специалист ИТ это кто такойИнформационный век задает новые темпы и предъявляет соответствующие требования к штату сотрудников. Появляются совершенно иные, немыслимые доселе, специальности.

Так, например, многих людей стали волновать вопросы: кто такие специалисты ИТ и для чего они вообще кому-то нужны? Это волнение обусловлено возникающим и все более разрастающимся спросом на таких специалистов.

Начнем по порядку. ИТ-специалисты — это люди, обладающие специфическими знаниями, навыками в области информационных технологий.

Наиболее востребованы для бизнеса (и в частности для инфобизнеса) следующие ИТ-специальности:

  • системный администратор,

  • инженер сферы компьютерной техники,

  • системный аналитик,

  • программист.

Кроме того,   общую совокупность ИТ-специалистов можно классифицировать на несколько групп:

  • занятые развитием, поддержкой локальных, внутрикорпоративных технологий,

  • разработчики программного обеспечения, инфопродуктов,

  • специалисты сферы управления проектами ИТ,

  • эксперты внедрения, поддержки ERP-систем.

Среди разработчиков ПО (проще говоря, программистов) выделяют также прикладных и системных специалистов.

Первые разрабатывают и налаживают различные программы. А вторые  заняты эксплуатацией, разработкой  системного ПО.

Большим спросом в России пользуются именно прикладные специалисты, потому что в настоящее время многие компании нуждаются в:

  • автоматизации бизнес-процессов,

  • организации работы локальных компьютерных сетей,

  • создании удобных и практичных систем электронного документооборота,

  • инновационном решении иных задач.

Прикладные же программисты адаптируют существующие программы под функциональные условия конкретной фирмы, а также, при имеющейся необходимости, разрабатывают персонифицированные пакеты спецпрограмм с учетом особенностей конкретного бизнеса.

В особом спросе также программисты 1С, которые адаптируют уже готовый программный пакет «1С» организации к нуждам определенного предприятия.

Выясняя, кто такие специалисты ИТ, стоит также упомянуть отдельную их категорию, а именно: web-программистов. Они занимаются разработкой, техподдержкой, модернизацией интернет-ресурсов и в частности сайтов.

При этом, такие специалисты решают вопросы технического характера и занимаются внешним оформлением сайта, то есть его дизайном, наполнением, структурой страниц и т. д.

Главный программист (или иначе — ведущий разработчик) — руководитель рабочей группы программистов. Он отвечает за качественное, своевременное выполнение проектов.

Этот специалист проводит финальную сборку проекта, контролирует функционирование всех разделов, решает многообразные технические вопросы и проблемы.

Менеджером проектов называют специалиста, руководящего всем ходом проектных работ, включающих создание программ либо web-сайтов. процесс включает также их последующее развитие и техподдержку.

Подобные специалисты востребованы в фирмах, занятых разработками ИТ-решений.

Еще один руководитель: ИТ-директор, требуется в больших компаниях, а также в фирмах, с отлично развитой ИТ-структурой.

Директор ИТ-отдела руководит соответствующей группой сотрудников такого отдела. Он ведет крупные сделки на покупку компьютерного оборудования, обеспечивает необходимую работоспособность ИТ-систем, формирует подразделение технической поддержки, а также управляет корпоративной системой технической и информационной безопасности.

Чтобы детально ответить на вопрос, кто такие специалисты ИТ, не хватает ограничительных рамок данной статьи. Но однозначно здесь одно: специалисты информационных технологий сегодня — все более востребованная профессия.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Можно ли стать специалистом в IT, не выходя из дома? Да!

Содержание статьи

На одних только статьях журнала «Хакер» далеко не уедешь. Это я тебе точно говорю. Если хочешь стать настоящим специалистом в области IT, необходимо учиться и обязательно получить фундаментальные знания о предмете. К счастью, сегодня для этого возможностей больше, чем когда-либо. В Сети не только доступно множество учебников бесплатно, но и стремительно развиваются совершенно новые, прогрессивные способы обучения. И особенно это касается нашей – IT’шной — специальности.

Цель данного материала — показать, насколько просто сегодня можно обучаться самостоятельно. Быстро осваивать новые технологии и языки программирования. При этом делать это не в напряг и получать настоящее удовольствие от обучения. Я не претендую на полноту картины, и эта статья, само собой, не является сборником всех проектов, которые могут помочь тебе в самообразовании. Но я постарался собрать некоторые особенно интересные сервисы, которые были интересны лично мне. Уверен, они пригодятся и тебе.

gb

 

Изучаем английский язык

Я серьезно рискую, начиная этот материал со слов «английский язык». У многих людей с ним сложности, и ирония в том, что чем серьезнее проблема, тем больше люди противятся его изучению, придумывая отговорки и оправдания. Как бы там ни было, могу тебе сказать с полной уверенностью: по-настоящему успешный IT-специалист если и может обойтись без английского языка, то упускает при этом многие интересные возможности. Большинство авторитетных конференций проходит на английском. В самых крупных сообществах специалистов принят английский язык. Известные ученые ведут блоги и пишут статьи на английском языке. На английском языке говорят в Силиконовой долине. И на нем же изъясняются программисты из Индии, которых стало так много, что спрятаться от них у тебя не получится при всем желании :). Короче говоря, изучение языка нужно добавить в свой личный список дел в качестве одного из приоритетных пунктов. Сказать по правде, абсолютное большинство ресурсов, о которых я буду говорить далее, требуют хотя бы минимального знания английского. Причина простая: на русском ничего подобного не делают (уверен, что только пока). Однако для первого проекта из нашего обзора иностранный как раз не нужен — напротив, он направлен на то, чтобы ты быстро прокачал свои знания «ИнЯз’а». И он сделан в России :).

 

01-lingua_leo

Есть простое правило: чтобы лучше и увереннее подтягиваться на турнике, нужно больше и чаще подтягиваться на турнике. Просто интенсивнее заниматься. Так же и с английским: чтобы хорошо понимать на слух английскую речь, не вслушиваясь в каждое слово в попытке разобрать хоть что-то, нужно больше слушать этой самой речи. Можно начать с просмотра какого-нибудь сериала, подключив для уверенности оригинальные субтитры, но… по сравнению с тем, что представляет сервис LinguaLeo, — это прошлый век. В его базе уже собрано огромное количество сериалов, всевозможных фильмов, записей различных семинаров и выступлений (например, тематических минивыступлений с TED.com), лекций из западных университетов (в том числе по иностранному языку) и так далее. Все это разбито на категории по тематике, сложности и рейтингу у пользователей. Но главное заключается в том, как именно сервис позволяет этот контент потреблять. Рядом с видео выводится полная расшифровка речи, поэтому ты всегда можешь прочитать непонятный на слух фрагмент. Встречаешь неизвестное слово? Один клик, — и LinguaLeo тут же показывает перевод и заносит это слово в твой личный словарь, чтобы дальше с помощью самых разных упражнений ты мог запомнить его и начать использовать в нужном контексте. Никаких тебе больше ковыряний с субтитрами и словарей, – ты просто смотришь интересный для себя контент и быстро разбираешься с непонятными местами. Для себя я не вижу лучшего способа, во-первых, пополнять словарный запас, а во-вторых, привыкнуть к английской речи. Чтобы «отрабатывать» те слова, которые просто встречаются в интернете, я давно себе установил специальный аддон для браузера, реализующий интеграцию с сервисом.

 

Онлайн-универы

Найдется немало людей, которые захотят поспорить о том, необходимо ли ИТ-специалисту высшее образование. Правы те, кто говорит, что фундаментальные знания остро необходимы. Но можно согласиться и с теми, кто утверждает, что всему можно научиться самостоятельно, — было бы желание. Последнее стало еще проще после того как ведущие западные вузы с зашкаливающей стоимостью обучения начали не только выкладывать видео своих лекций (например, в iTunes), но и вообще формировать культуру преподавания университетских предметов онлайн. Хотел бы я сейчас отметить подобные инициативы со стороны российских вузов, но здесь сказать пока нечего.

 

Учебные курсы от Стэнфорда

Университет Стэнфорда, расположенный в Калифорнии, известен по всему миру. Фактически это кузница кадров для технологических компаний Силиконовой долины, многие из которых расположены в Пало Альто — в том же городе, что и сам университет. Попасть в Стэнфорд — мечта для многих молодых людей, которые жаждут сделать карьеру в области ИТ. Чем больше читаешь про Стэнфорд, тем больше радуешься тому факту, что осенью университет запустил проект бесплатных онлайн-курсов. Изначально всем желающим предлагалось пройти три курса: «Машинное обучение» (ml-class.org), «Искусственный интеллект» (ai-class.com), «Введение в базы данных» (db-class.org). Каждый из курсов состоит из лекций, проверочных работ и финального экзамена. В случае успешного завершения обучения студент получает сертификат в виде PDF-файла, заверенного цифровой подписью преподавателя. Эксперимент оказался успешным, и в начале года Стэнфорд анонсировал сразу дюжину новых курсов, в том числе:

Помимо непосредственно ИТ’шных предметов, есть пара курсов по предпринимательству (в области высоких технологий). Я пока успел послушать курс по машинному обучению и получил огромное удовольствие. Курс построен таким образом, чтобы быть понятным практически каждому, хотя, безусловно, знания в области дискретной математики и математического анализа будут здесь очень полезны. Надо сказать, что видео любого из курсов сопровождается субтитрами на случай, если что-то сложно разобрать на слух. Как правило, язык очень простой, поэтому все понятно даже со средним уровнем английского.

 

MITx от Массачусетского технологического института

Ты наверняка слышал и о MIT — не менее известном западном вузе. Тот тоже пошел по стопам Стэнфорда и в начале года анонсировал разработку MITx — технологической платформы для онлайн-образования. И вот уже в феврале появилась информация о первом курсе, который будет проходить с помощью этой системы – «6.002x: Схемотехника и электроника». Обучение начнется весной и потребует примерно десять часов в неделю. Предмет непростой, поэтому допускаются только студенты, обладающие необходимыми знаниями по электричеству, магнетизму и дифференциальному исчислению. Среди трех преподавателей — профессор Джеральд Сассмен, который создал язык Scheme и является автором одного из самых лучших учебников по программированию — «Structure and Interpretation of Computer Programs». В скором будущем обещается появление и других предметов. Уверен, что подобное по зубам и российским учебным заведениям, которые просто обязаны не отставать.

 

Попробовать технологию!

Интерактивные обучалки, позволяющие быстро прочувствовать новую технологию, появляются, как грибы после дождя. Ниже я привожу еще несколько подобных проектов, которые не вошли в сегодняшний обзор, но будут очень полезны, если ты хочешь, к примеру, познакомиться с набирающими оборот функциональными языками программирования или новомодными NoSQL базами данных.

jquery-logo

 

JavaScript

Впрочем, курсы английского — хоть и нужный, но все-таки шаг в сторону. Главное, о чем я хочу сегодня рассказать — это сервисы, позволяющие изучить вполне конкретный язык программирования. Тут очень заметна закономерность: чем активнее язык развивается и набирает популярность, тем больше появляется инструментов для его изучения. Для примера я взял несколько особенно модных языков программирования: Python, Ruby (плюс Ruby on Rails) и, конечно же, JavaScript (HTML5). С последнего и начнем. Ни одно современное веб-приложение не обходится сегодня без ударной дозы кода на JS, на котором полностью реализовано взаимодействие с пользователем. Особенные гики умудряются имплементировать на JavaScript совершенно невозможные вещи: взять хотя бы проект виртуальной машины, на которой вполне себе успешно запускается Linux (bellard.org/jslinux). Но этот случай мы рассматривать не будем :).

 

02-codecademy

Простой вопрос: какой самый проверенный способ выучить новый язык программирования? Взять умную книгу и начать ее читать. Этот подход никогда не устареет. Так было двадцать лет назад, так есть и сейчас. Однако сложно представить, что к 21 веку не придумали более прогрессивных методов обучения, тем более — обучения программированию. Codecademy — это стартап, позиционирующий себя как школу разработчика. За семьдесят два часа после открытия он собрал более двухсот тысяч (вдумайся в цифру!) начинающих программистов, предложив им пройти интерактивный курс JavaScript.

Секрет успеха в изящности процесса обучения. С помощью специального интерфейса студентам сразу же начинают рассказывать о базовых особенностях языка и его синтаксиса, и, что важнее всего, предлагают сразу проверить знания в действии, набрав код в специальной консоли. Все это происходит в браузере, без необходимости устанавливать что-либо на своем компьютере. Шаг за шагом можно быстро разобраться, что к чему, и понять все базовые принципы JavaScript. Чтобы еще больше стимулировать студентов к обучению, по мере прохождения курса им выдаются награды.

Проект быстро получил финансирование и очень скоро обещает значительное пополнение учебных курсов. Уже сейчас доступна система для создания своих курсов на готовой платформе Codecademy.

 

03-leartn-jquery-in-13-days

Неотделимой частью JavaScript постепенно стала библиотека jQuery, упрощающая работу с HTML-документом, обработку событий, создание анимации и реализацию AJAX. Фактически jQuery во многом изменил подход к программированию на JavaScript. Разобраться с библиотекой в принципе несложно. Но чтобы сделать это еще более безболезненно, портал Nettuts+, известный своими качественными обучающими статьями, разработал специальный курс. Курс разбит на тридцать уроков-скринкастов по пятнадцать минут каждый, что позволяет день за днем постепенно брать библиотеку на вооружение. Как ни крути, а пятнадцать минут можно найти всегда. Да и формат обучения очень приятный: лично для меня нет ничего более понятного, чем непосредственная демонстрация кодинга с комментариями по ходу дела. Для тех, кто только начинает изучать JS, есть и видеокурс этого же автора (bit.ly/AqK4s0).

 

04-pervii-polet-na-jquery

Если спросить, кто снимает скринкасты эталонного качества, то среди победителей совершенно точно будет онлайн-школа программирования c<>de school. Это очень профессиональный проект, предлагающий как платные, так и бесплатные курсы для специалистов различного уровня. Курс «jQuery Air: First Flight» долгое время был платным, но с недавнего времени открыт всем желающим. Он состоит из пяти уровней, каждый из которых включает в себя обучающий скринкаст и интерактивные упражнения по программированию, реализованные прямо в браузере. За прохождение заданий начисляются очки (например, 350 за решенную задачку). Если где-то возникла трудность, можно попросить подсказку, но в этом случае не избежать штрафных баллов. На первом уровне предлагается пройти азы JavaScript, на втором — селекторы, на третьем — CSS-атрибуты, на четвертом — манипулирование с HTML-элементами и DOM, на пятом — работа с событиями. Чтобы пройти курс, необходимо выполнить пятьдесят пять простых и не очень упражнений.

Ruby_on_Rails_logo

 

Ruby и Ruby on Rails

Если ты читал в прошлом номере интервью с Аленой Владимирской, которая по праву считается ведущим хедхантером Рунета, то уже знаешь, насколько востребованными сейчас являются программисты на Ruby on Rails. За грамотными специалистами, готовыми быстро поднимать растущие веб-проекты, гоняются все. И чем больше растет спрос, тем больше становятся зарплаты. Если у тебя есть опыт программирования, и ты хочешь переквалифицироваться на более востребованное направление, то Ruby в связке с Ruby on Rails — совершенно точно очень неплохой вариант. И выучить его сейчас можно довольно быстро. Впрочем, знание языка пригодится, даже если ты не собираешься работать профессиональным разработчиком. Ruby популярен и среди экспертов по информационной безопасности: к примеру, известный фреймворк для хакера Metasploit (и в том числе все его модули) написаны именно на Ruby.

 

05-rubymonk

Проект представляет собой интерактивную книгу, состоящую из пятидесяти упражнений, позволяющих быстро пройтись по основам Ruby. Тебе говорят: «Массив из элементов создается так – попробуй». И ты пробуешь. Далее объясняется что-то еще, — ты опять же сразу проверяешь это в действии. Как только знаний становится достаточно, тебе предлагаются более сложные упражнения. Совершенно улетно реализована проверка выполненных заданий (код решения, естественно, надо набирать прямо в браузере, а редактор даже поддерживает подсветку синтаксиса). Для каждого упражнения заданы контрольные точки, по которым проверяется правильность решения. Таким образом, в любой момент можно понять, что именно не нравится интерактивной системе, какой результат должен быть на выходе, и где в твоем решении спряталась ошибка.

 

06-try_ruby

Если у тебя был мало-мальский опыт программирования, то эта интерактивная обучалка буквально за пятнадцать минут позволит тебе пройтись по базовым понятиям языка Ruby и понять, что к чему. Впрочем, даже если ты вообще никогда не имел дело с программированием, try ruby будет тебе по зубам. Правда, в этом случае обучение, вероятно, займет чуть больше времени. Всего нужно пройти восемь уроков и справиться с более чем пятьюдесятью заданиями. Проект стал еще лучше после того, как его взяла под свое крыло уже упомянутая выше школа c<>de school. Теперь это практически идеальный репетитор.

 

07-ruby-introduction-creencast

Как уже было отмечено, язык Ruby четко ассоциируется с популярнейшим фреймворком для построения веб-приложений Ruby On Rails. Последний помог взлететь не одному стартапу из Силиконовой долины, в том числе и Twitter’у. Джеффри Вэй — главный редактор сервиса tutsplus.com — записал убойный скринкаст с говорящим названием «Скринкаст для чайников в Rails, с которого я хотел бы начать сам». В 40-минутном ролике в самой доходчивой форме рассказывается, как использовать Rails. После этого слова «Models», «TDD», «ActiveRecord», «RSpec», «Capybara», «Partials» уже не будут пугать. Это не единственный скринкаст для начинающих: немало видеоуроков для программистов самого разного уровня можно найти на другом профильном проекте — railscasts.com.

 

08-rails-for-zombies

После того (и только после того!) как у тебя будут необходимые знания Rails и некоторый опыт в создании веб-приложений, обязательно нужно пройти бесплатный курс «Рельсы для зомби» от все той же школы c<>de school. Записанные на неизменно высоком уровне уроки, приправленные здоровой дозой юмора, сопровождаются упражнениями, составленными из ситуаций, с которыми каждый день встречаются программисты на «рельсах». Если этого курса тебе окажется мало, то у авторов есть продолжение «Rails for Zombies 2», но его можно пройти уже только за денежку.

 

Python

Python — один из популярнейших языков программирования среди специалистов по информационной безопасности. Огромное количество подключаемых библиотек позволяет быстро писать сложные сценарии и вспомогательные приложения. Многие профи вообще считают Python идеальным инструментом для максимально быстрого прототипирования сложных информационных систем. Впрочем, прототипом дело часто не ограничивается: найдется немало проектов, код которых написан на Python, и которые выдерживают огромные нагрузки. Изучить этот язык можно даже просто для себя: у меня десятки раз бывала ситуация, когда нужно было что-то оптимизировать, и каждый раз знания языка оказывались очень полезны.

Более того, Python часто встраивают во многие серьезные приложения в качестве скриптового языка, чтобы иметь богатые возможности для создания сценариев.

 

09-try-python

Лучший способ быстрого старта — попробовать онлайн-обучалку Python. По интерактивности сервис сильно проигрывает аналогичным проектам для JS и Ruby, но, тем не менее, позволяет пройти базовый курс обучения прямо в браузере. На компьютер не надо даже устанавливать интерпретатор. Это очень удобно: любой приведенный пример можно тут же попробовать в действии. Однако на этом интерактивность заканчивается: Try Python никак не проверяет твой код, не следит за правильностью действий и не предлагает задачки для проверки знаний. Весь курс состоит из семи частей (пять по Python и две по IronPython). Забавно, что сам сервис написан на Silverlight’е.

 

10-online-repetitor

Забавный сервис был разработан в рамках курса по программированию в известной американской кузнице программистов Массачусетского технологического института. Его идея заключается в том, чтобы визуализировать выполнения сценариев, написанных на Python, позволяя пошагово выполнять их (вперед-назад) и на каждом шаге просматривать значения разных структур данных (переменных, объектов в куче, фреймов стэка). Это может быть произвольный код, набранный прямо в браузере, или один из нескольких заранее заготовленных сниппетов, взятых из учебной программы Python в MIT. Забавно, что здесь есть несколько задачек, которые предлагают соискателям на должность программистов. С решениями. Сервис можно было бы назвать онлайн-отладчиком, однако для выполнения сложных сценариев использовать его уже нельзя из-за отсутствия возможности подключения модулей, выполнения I/O-операций и так далее.

 

11-uroki-python-ot-google

Google давно славится тем, что активно использует у себя Python. В компании есть даже специальный курс, предназначенный для людей, у которых пока мало опыта в программировании (естественно, они не работают на должности разработчиков). Теперь этот курс полностью открыт и бесплатен. Он включает в себя пошаговые мануалы, видео лекций, а также много упражнений для тренировки и закрепления материалов. Первые занятия касаются базовых понятий в Python (вроде строк и списков), далее — последовательно освещается разработка полноценных приложений, работающих с файлами, процессами и HTTP-соединениями. Надо сказать, что в Google этот курс проходит по интенсивному сценарию и умещается в два дня.

 

xakep.ru

10 самых дефицитных ИТ-профессий

На рынке труда в ИТ-сфере даже в трудные времена спрос превышал предложения. Высококвалифицированные ИТ-специалисты всегда очень востребованы. Вот десять самых дефицитных ИТ-профессий, на которые особенно сложно найти подходящую кандидатуру.

1. ИТ-консультант. Они играют уникальную роль в ИТ-сфере и поэтому должны обладать уникальным набором навыков. Само собой разумеется, что эту вакансию достаточно трудно заполнить. Стоит добавить, что работа ИТ-консультанта значительно отличается от остальных ИТ-профессий, поскольку связана с постоянными разъездами и плотным графиком работы.

2. Менеджер проектов. Самая большая проблема с менеджерами проектов — это PMP-сертификация. Сертифицированным специалистам нужно платить хорошую зарплату и их трудно найти. Главная трудность заключается в получении сертификата. Это замкнутый круг: чтобы получить его нужно быть менеджером проектов. К счастью, российские работодатели не придают столь большого значения сертификатам.

3. ИТ-директор. Очень трудно найти хорошего ИТ-директора. Ему требуются навыки нетипичные для ИТ-специалистов. Компаниям приходится нанимать хороших менеджеров со слабой (или отсутствующей) технической подготовкой или надеяться, что ИТ-специалист овладеет навыками, необходимыми для эффективного управления. Трудно найти человека, у которого хорошие технические способности сочетаются с менеджерскими навыками и лидерскими качествами.

4. Специалист службы поддержки. Главная проблема службы технической поддержки — низкие зарплаты. Многие согласились бы работать в техподдержке, не смотря на постоянный стресс и требования к техническим навыкам, но только за достойное вознаграждение. Часто компании рассматривают техподдержку как неизбежное зло, требующее денег на свое содержание. И, к сожалению, они правы. Иногда доходы компаний настолько малы, что расходы на службу техподдержки могут поставить под вопрос прибыльность бизнеса. Поэтому компании и урезают зарплаты специалистов техподдержки, а в условиях ограниченного бюджета практически невозможно найти квалифицированного специалиста, только если ему срочно не нужна работа.

5. Узкоспециализированный программист. Разработчики, которые могут написать хороший драйвер, операционную систему, мобильное приложение или другое подобное ПО встречаются крайне редко, поэтому на них всегда высокий спрос. Некоторые виды ПО настолько специфичны, что с этой задачей могут справиться лишь считанные единицы. Разработкой другого ПО (например, мобильными приложениями) занимается множество программистов, но высокий спрос на это ПО вынуждает компании нанимать новых разработчиков.

6. Инженер предпродажной поддержки. Это еще одна ИТ-профессия, которая помимо технических навыков требует разнообразных талантов и частых командировок. Ничто не может заменить наглядной демонстрации продукта, когда дело доходит до заключения сделки. Кроме того, эта работа тесно связана с обслуживанием клиентов, с чем многие ИТ-специалисты не хотят иметь дело, особенно если учесть, что у них есть и другая работа. Инженеру предпродажной поддержки необходимо иметь сердце продавца и мозги ИТ-специалиста, а такое сочетание найти достаточно сложно.

7. Разработчик документации. Речь идет не о блоггерах, а о тех, кто пишет руководства по эксплуатации или файлы помощи. Даже если компания готова потратить деньги на редактора технической документации, эта задача часто ложится на плечи разработчиков, потому что очень трудно найти людей, которые могут связно писать на языке понятном конечному пользователю и которые понимают техническую сторону дела. Но и технически продвинутый кандидат филологических наук тут не подойдет. Разработчика документации найти непросто, а хорошего — еще сложнее.

8. Специалист по продвижению продуктов. Эти специалисты являются лицом компании, когда дело касается технической стороны бизнеса. Они выступают с презентациями на научно-технических конференциях, отвечают на вопросы на веб-форумах, ведут блоги и устанавливают контакты в социальных сетях и при этом находятся на переднем крае технических разработок в своей отрасли. Немногие ИТ-профессии связаны с таким количеством поездок, как у специалиста по продвижению продуктов. Для того чтобы справиться со своей задачей, кандидат должен обладать техническими знаниями и навыками межличностного общения, а также по-настоящему любить свою работу, компанию и ее продукт. А это означает, что хороший специалист по продвижению продуктов одной компании не справится с той же работой в другой компании.

9. ИТ-копирайтер. Ведение технических блогов — относительно простая работа, и многие занимаются этим просто так. Хотя на этом можно заработать дополнительные деньги. Сложно найти людей, которые продержатся достаточно долго и станут частью команды, поскольку авторы, у которых была масса великих идей, уже через месяц обнаруживают, что написали все, что хотели и начинают страдать от отсутствия новых идей. Количество ИТ-копирайтеров, которые из года в год могут производить качественный контент поразительно мало. А ведь это просто статьи. Авторов же книг найти еще труднее.

10. Специалист по сопровождению ПО. Как правило, подобные вакансии маскируют подо что-то другое, поскольку часто они связаны с сопровождением приложений, которые были написаны довольно давно и уже устарели. Эта работа грозит стать концом карьеры программиста, поэтому очень немногие берутся за нее. В отрасли, где передовые технологии устаревают за пару лет, работа с уже устаревшей технологией означает, что вы застрянете с ней на долгое время. Кроме того, это ужасная работа. Вам придется пробираться через бесконечные строки плохо документированного кода написанного 10 лет назад. Обычно для этой работы компании нанимают разработчиков начального уровня, заманивая их фразой «опыт работы необязателен» (потому что все, что они знают в любом случае недостаточно устарело). Опытные программисты, как правило, избегают подобных предложений. А те, которые согласились, понимают, во что они ввязались и что чем дольше они будут работать, тем труднее будет уйти, поэтому быстро увольняются.

По материалам techrepublic.com

Дополнительные материалы

smartsourcing.ru

Какие качество должны быть у IT-специалистов?

С ростом роли ИТ в бизнесе современных компаний меняются и требования к ИТ-специалистам. Сам этот термин сегодня обозначает самых разных профессионалов. Какие качества и навыки нужны им сегодня для успешной работы?

«Время интровертов в ИТ безвозвратно проходит»

Еще не так давно ИТ-специалисты считались в компаниях персоналом сугубо техническим, а собирательный образ «айтишника» олицетворял собой неформального вида системный администратор, круглосуточно сидящий за компьютером и желающий одного — как можно меньше общаться с коллегами. Нынешние ИТ-специалисты часто представляют собой полную противоположность этому стереотипу, они нацелены на работу в команде, профессиональный рост, и им все чаще нужны коммуникативные и управленческие навыки, традиционно считавшиеся прерогативой управленцев, специалистов по маркетингу, PR и HR.

«Время, когда ИТ-специалисты воспринимались как люди, находящиеся в башне из слоновой кости, с которыми надо общаться на никому не понятном языке, давно прошло, но осадок остался как у них, так и у другой стороны, — говорит Николай Новожилов, директор авторизованного центра обучения и сертификации ИТ-специалистов “Академия корпоративных систем”. — Руководителям подразделений, менеджерам проектов, постановщикам задач, специалистам help-desk эти качест-ва абсолютно необходимы, а следовательно, и совместимы с их узкопрофессиональной подготовкой».

Понятие «ИТ-специалист» сегодня намного шире, чем было еще несколько лет назад. В первую очередь управленческие и коммуникативные навыки нужны руководителям ИТ-подразделений, тем, кто, формально работая в сфере ИТ, является в большей степени менеджером и организатором. «Сегодня в стране остро ощущается дефицит высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Для управления такими структурами требуются глубокие знания, с одной стороны, в области ИТ, а с другой, в областях стратегического менеджмента, предпринимательских технологий и бюджетирования, управления проектами, персоналом, инвестициями и рисками, маркетинга и т. д.», — считает ректор «Академии информационных систем» Валерий Диденко. Тандем этих знаний значительно повышает стоимость и эффективность такого специалиста.

Причем на руководящую позицию ИТ-специалист может попасть очень быстро: вчерашнего программиста назначают главным разработчиком, системного администратора — руководителем ИТ-отдела. «Карьерный рост в области ИТ в нынешних условиях может происходить чересчур скоро, так что специалист к этому окажется не готов морально, да и знаний ему не хватит. Поэтому управленческим навыкам они обучаются сегодня не меньше, чем технологиям. Часто даже “про запас”. Прохождение курсов по управлению проектами или ITIL позволяет избежать очень многих проблем как на первых этапах, так и в дальнейшей работе», — рассказывает Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана. «Менеджерские» навыки нужны и тем категориям ИТ-специалистов, которые принимают участие в комплексных высокотехнологичных проектах. В сложных проектах значительно возрастает роль коммуникаций в команде, эффективная коммуникация способствует повышению оперативности и качества взаимодействия между представителями заказчика, подрядчика и субподрядчиков различных уровней. «Проектный опыт показывает: если все коммуникации замыкаются на руководителе проекта, то зачастую важная информация либо не доводится до исполнителей, либо передается в искаженном виде, поэтому горизонтальные связи и коммуникативные навыки участников проектной команды на различных уровнях способствуют успешному выполнению целей и задач проекта», — уверен Тахир Бяширев, технический директор департамента системного управления CompuTel. Конечно, не все ИТ-сотрудники способны играть роль управленцев, но иметь в компании технических специалистов, которые могут организовать работу команды и взять на себя ответственность за результат, просто необходимо.

Помимо ситуации карьерного роста до руководителя проекта или ИТ-подразделения есть и другие случаи, когда ИТ-специалистам требуются коммуникативные и управленческие навыки. «Во-первых, подавляющее число ИТ-специалистов в начале своей карьеры проходит через “испытание пользователями”, иначе говоря, help-desk. Здесь без коммуникативности просто никак. Во-вторых, рост спроса на ИТ-консультантов и аналитиков подразумевает, что у них тоже нет проблем с общением, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Да и вообще ИТ-отделы растут, их сотрудники должны общаться с коллегами, руководством, эффективно работать с поставщиками, специалистами вендоров. Айтишник давно уже не одиночка». Сегодня ИТ-специалист много взаимодействует с коллегами и заказчиком — внешним или внутренним. Поэтому навыки эффективных коммуникаций повредить ему никак не могут. «Реалии таковы, что время интровертов в ИТ безвозвратно проходит, а коммуникативные и управленческие навыки становятся неотъемлемой частью профессионализма современного ИТ-специалиста», — резюмирует Тахир Бяширев.

Универсальные, но неорганизованные

Российские ИТ-специалисты обладают определенной спецификой по сравнению со своими западными коллегами. Хорошо известна западная «специализированность» ИТ-персонала, российские же более универсальны. По мнению Тахира Бяширева, причиной того, что соотечественники с одинаковым успехом работают в самых разных направлениях, является наша система высшего образования и схемы последующего профессионального обучения и развития.

«Менталитет российских ИТ-специалистов, конечно, хорошо известен, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Он подразумевает умение по максимуму всё сделать самому, без обращения в службу технической поддержки, без специального обучения. У нашего специалиста изначально более широкий кругозор, даже если потом человек развивается только в одной области». Хотя западные тенденции уже добираются до России, по вакансиям, считает он, этого не скажешь: «Даже если работодателю нужен узкий специалист, в объявлениях о вакансиях сплошь и рядом требуют знания “и этого, и того”. В лучшем случае — готовность подменять коллег, в худшем — работать за троих…»

Однако менталитет отечественных ИТ-специалистов — это не сплошные плюсы в виде универсальности, но и ряд минусов. О них рассказывают наши эксперты. «На мой взгляд, у них, как правило, более глубокая фундаментальная подготовка, но имеет место недостаточное понимание профессиональной этики (что, однако, впрямую не означает ее несоблюдения) и слабость коммуникационных навыков. Но самое главное отличие состоит в нетехнологичности работы и неумении встроиться в программистский конвейер. Этот недостаток постепенно уходит, но пока еще заметен при взгляде на ситуацию в целом», — делится своими впечатлениями Николай Новожилов. «Отсутствие представления о “наработанных практиках” заставляет специалистов некоторые задачи решать “методом тыка” либо тратить на них слишком много времени. То же касается любых новых продуктов и технологий. Всё-то они изучают “на коленке”, часто рискуя техникой и системами компании», — рассказывает Дмитрий Гудзенко. Тахир Бяширев обращает внимание на более низкий по сравнению с западными коллегами уровень самоорганизации: «Одной из причин этого является неважная организация труда в российских компаниях». Однако, по его мнению, бурное развитие ИТ-отрасли и повышение конкуренции на рынке обязательно приведет к выравниванию уровней организации труда и, следовательно, к повышению самодисциплины, ответственности и самоорганизации отечественных ИТ-специалистов.

Знания или опыт?

Одна из проблем повышения квалификации ИТ-специалистов — встречающееся иногда отсутствие фундаментальных знаний, причем даже у тех, кто немалое время отработал, имеет опыт и получил сертификаты ведущих вендоров. Нужно ли восполнять эти пробелы или это излишество, если специалист и так нормально выполняет свои функции?

Преимущества фундаментальной образовательной подготовки в любой области, и ИТ здесь не исключение, очевидны. Высшее образование, полученное в техническом вузе, никогда не было лишним и никому не мешало. Выпускники престижных институтов «разбираются» ведущими ИТ-компаниями еще во время учебы. Именно хорошая базовая подготовка и является причиной «универсальности» российских ИТ-специалистов. «Многим сотрудникам в сфере ИТ независимо от специализации приходится в своей работе использовать знания из смежных областей. А качество работы специалистов на таких позициях, как системный архитектор, напрямую связано с тем, насколько сильна его база», — утверждает Тахир Бяширев.

Однако на рынке ИТ-кадров дефицит выпускников технических вузов не настолько заметен, как дефицит опытных специалистов. «Опросив работодателей, мы с удивлением выяснили, что 90% из них с удовольствием возьмут специалиста без “вышки”, но с реальным многолетним опытом и сертификатами. Причем последние нужны начальникам ИТ-отделов для “убеждения” кадровиков, т.е. для того, чтобы служба персонала закрыла глаза на отсутствие диплома», — говорит Дмитрий Гудзенко. Он убежден, что опыт — самое необходимое «повышение квалификации» сегодня. Не исключено, что генерация опыта в искусственных условиях станет основной тенденцией технического обучения в ближайшие годы. Высшее образование, по мнению Дмитрия Гудзенко, больше всего необходимо руководителям ИТ-отделов и проектов, CIO, консультантам по ERP-системам. В этих областях фундаментальные знания (как технические, так и экономические) — обязательный фактор успеха, именно здесь фундаментальность подготовки будет влиять на качество решения.

Сохранить инвестиции в ИТ-персонал

С одной стороны, возможность повышения квалификации становится существенным элементом системы мотивации ИТ-персонала, с другой — растет задача сохранения инвестиций в обучение. Работодатели, вкладывая средства в рост квалификации сотрудника, могут столкнуться с ситуацией, когда он «перерастает» компанию и начинает поиск альтернативных предложений. Порой чтобы удержать такого специалиста в компании, уже недостаточно обеспечить ему комфортные условия труда — организацию работы, продуманную систему премирования и социальный пакет. Что может в этих условиях сделать предприятие, чтобы не прогадать и предотвратить уход квалифицированного сотрудника, на обучение которого потрачены значительные средства?

Во-первых, очевидно, что инвестиции компании в обучение ИТ-специалистов должны соответствовать планам по развитию бизнеса. Другими словами, затратив средства на обучение специалиста, компания должна четко сознавать необходимость и обоснованность этих инвестиций. Во-вторых, по мнению Тахира Бяширева, необходимо отслеживать ситуацию на рынке труда и соответствующим образом реагировать на изменения конъюнктуры. Например, если до вас дошла информация, что специалисты определённой категории стали пользоваться спросом и их стоимость значительно возросла, значит, наступило время проанализировать адекватность условий, которые вы предлагаете своим специалистам. На годы удержать сотрудника в компании — вот интересная, в каком-то смысле даже сверхзадача, которую компания может поставить перед собой.

Одним из методов удержания обученного специалиста в компании считается договор о сроке его «отработки» после обучения, в течение которого он не будет увольняться. Однако поскольку «пожизненный» контракт сотрудник вряд ли подпишет, то если он намерен уйти, все равно сделает это по окончании контракта. «Лучше с учебным центром заключать “договор страхования” на обучение другого специалиста, если первый уволится в течение года, — советует Дмитрий Гудзенко. — Многие компании таким образом бесплатно обучили новичков, но при этом общая продолжительность работы одного ИТ-специалиста на предприятии увеличивается чуть ли не вдвое…»

Еще одним способом удержания может стать смена области деятельности — переквалификация специалиста. «Такое изменение амплуа сотрудника выгодно компании, которая при этом не теряет инвестиции в развитие персонала, — считает Тахир Бяширев. — Часто бывшие инженеры добиваются успеха на позициях руководителей проектов, пресейл-экспертов и менеджеров по продажам, где имеющаяся техническая база позволяет им глубоко вникать в проблемы заказчика. Получив возможность переквалификации в своей компании, сотрудник не только обретает второе дыхание, но и готовит себе замену гораздо дольше и тщательнее, чем при переходе к другому работодателю».

Однако такой оптимистичный взгляд на переквалификацию разделяют не все. Так, Николай Новожилов считает переквалификацию неэффективной стратегией, ведущей к потере времени, денег и качества работы. «Но другого пути пока просто нет, дефицит специалистов весьма существенный. Здесь перспектива за комплексными, длительными программами переквалификации», — говорит он.

Кем быть?

С точки зрения самих ИТ-специалистов переквалификация в некоторых случаях может оказаться единственным выходом из «профессионального тупика». «Как сегодня ИТ-специалист может получить максимальную компенсацию за свои знания и опыт? Есть три варианта: переход на управленческую работу, профессиональный рост в узкоспециализированной области и серьезный рост зарплаты, который можно попытаться получить, реализовав себя в “горячих” для ИТ-рынка специальностях (например, внедрение ERP-систем)», — говорит Дмитрий Гудзенко.

Переход ИТ-специалиста на управленческую работу — скорее классический карьерный рост, требующий от него в первую очередь «менеджерских» навыков, то есть всего, что касается управления проектами, построения служб технической поддержки — и так вплоть до получения должности CIO. Но у многих нет ни желания, ни личных качеств, чтобы идти по такому пути.

Второй вариант — ставка на узкую специализацию — тоже имеет свои подводные камни. «Например, из системного инженера с широким кругом обязанностей можно уйти в специалисты по хранилищам данных или документообороту. Но глубокая специализация тоже может иметь свой потолок, даже если сегодня он кажется недостижимой мечтой, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Вот ярчайший пример: несколько лет назад специалисты со статусом CCIE считались небожителями, а зарплаты в 2500—3000 у. е. казались фантастическими. Сегодня зарплаты выросли не сильно (по сравнению с другими специальностями), спрос и предложение сбалансировались, а расти этим специалистам в общем-то больше некуда». В результате для поддержания достойного уровня зарплаты ИТ-специалистам все равно приходится больше руководить, чем проектировать и поддерживать.

Что касается «конъюнктурного» третьего пути, то он все еще открыт. Сегодня «на коне» те, кто несколько лет назад рискнул уйти в область ERP и стал специалистом по продуктам SAP, Oracle, Microsoft и т. д. «На какой поезд ИТ-специалисту надо успеть заскочить сегодня? Пока трудно сказать: в любой области ИТ есть огромный спрос на профессионалов, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Нужно специализироваться в том, к чему лежит душа. Рынок пока это позволяет».

Мотивация ИT-специалистов: некоторые аспекты

В сентябре санкт-петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» запустил интересный и уникальный для России образовательный проект — школу «Путь CIO». О подходах и особенностях этого проекта мы беседуем с его идейным вдохновителем и одним из ведущих преподавателей школы, президентом клуба «SPb CIO Club» Максимом Белоусовым.

Максим, расскажите, что дает школа «Путь CIO» и в чем ее отличие от классических образовательных проектов в области ИТ-менеджмента.

Максим Белоусов: Как преподаватель по первому образованию я четко понимаю, что есть знания, есть умения и есть навыки — по крайней мере так меня учили в педагогическом институте. Базовые знания в области ИТ-менеджмента должны даваться классической системой образования, например «Школой ИТ-менеджмента» при Академии народного хозяйства или «Академией АйТи». У них прекрасные преподаватели и наработки в области обучения. Мы совсем не отрицаем необходимости нормального, методологически грамотного пути приобретения знаний. Мы отдаем себе отчет, что весь объем материала, относящегося к этой области, бессмысленно пытаться покрыть тем количеством учебных часов, которое мы можем организовать. Поэтому с точки зрения знаний классическую систему обучения ничто заменить не может, и мы не хотим конкурировать с образовательными учреждениями. Школа «Путь CIO» не дает знаний, а учит применять их на практике.

Именно поэтому мы позиционируем её как школу для достаточно «продвинутых» и практикующих ИТ-директоров, уже обладающих немалой частью этих знаний. Но самих по себе знаний еще недостаточно — вопрос в их применении. Умение — это именно способность применить свои знания: понять взаимоотношения внутри организации, расставлять приоритеты, работать с собственным персоналом, вести переговоры и т. д. В полном смысле слова сформировать умения в области ИТ-менеджмента у слушателей школы мы, конечно, не сможем — это полностью зависит от них самих. Но помочь развить эти умения можно. И прежде всего за счет демонстрации реального использования знаний, путём передачи опыта, который есть у меня и у других CIO. Передача умений происходит тогда, когда ученики общаются с CIO напрямую.

Наконец, навыки передать никак нельзя — это результат ежедневной упорной работы самого ИТ-директора. Навык приобретается только через собственную практику. Но и здесь мы можем помочь, прежде всего через практические занятия в школе. Хотя, конечно, помощь, которую мы можем оказать, в общем-то незначительна.

А почему вы назвали школу «Путь CIO»?

В восточных практиках есть понятие «путь самосовершенствования», и мы хотим предложить ИТ-директорам нечто аналогичное. Мы приглашаем ведущих CIO в качестве учителей, чтобы они указывали дорогу, задавали вектор, направляли своих более молодых коллег по пути самосовершенствования. В этом смысле роль нашего преподавателя существенно отличается от классической роли школьного учителя, — он старается вырастить у учеников умения, а не знания, при этом предполагается, что навыки они большей частью приобретают самостоятельно.

И мои взгляды на процесс работы в школе близки к восточным представлениям: как пути самосовершенствования нет конца, точно так же нельзя пройти школу и стать ее выпускником. В нашем учебном процессе нет экзаменов и аттестаций, как нет конца у самосовершенствования. У нас и форма обучения максимально гибкая: если ученик по каким-то причинам захочет прервать занятия на какое-то время — пожалуйста, пусть продолжит, когда будет готов. Мы понимаем, что нет в нашей профессии идеального решения и что каждый день нужно двигаться дальше по своему пути.

Такая идея предполагает особые формы обучения…

Сама идея школы пришла ко мне после прочтения книги Тадао Ямагучи «Путь торговли», где на примере коротеньких притч показан именно определенный путь. Я понимаю, что слово «школа» в названии наводит на мысль о классическом образовательном проекте, но по сути она им не является. Те формы обучения, что мы выбираем, близки именно к восточным практикам самосовершенствования, которые в западной культуре в основном реализовались в виде тренингов. Например, разбор пусть частного, но реального вопроса из практики наших учеников и преподавателей, небольших проблемных ситуаций, вокруг которых и на базе которых происходит демонстрация важнейших умений. Идея организовать что-то подобное у меня появилась давно, но оформилась после того, как я прочитал эту книгу, где принят именно такой способ работы с читате-лями.

Да, сейчас на рынке есть небольшие тренинги и семинары, которые тоже решают задачу повышения умений. Но у нас есть два плюса. Первый — мы подходим к этому систематически, и именно на этом основана наша уверенность в том, что мы показываем именно путь, а не частные способы решения каких-то проблем. А второй — это стоимость обучения. Конечно же наша школа платная, но мы не собираемся зарабатывать на своих учениках. Оплата построена из расчета выхода «в ноль». В результате наши занятия в разы дешевле упомянутых тренингов. Кроме того, пока учениками школы могут стать только члены Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров. Но если и другие клубы будут заинтересованы в подобном проекте, мы с радостью поделимся опытом.

Что для вас лично значит этот проект — школа «Путь CIO»?

Для меня эта школа — возможность не только передать свой опыт коллегам, но и многому научиться у них. Вместе с учениками я тоже иду по пути самосовершенствования. Этот путь лежит через общение и обмен опытом, он развивает меня так же, как и других участников проекта. Идя по этому пути, я помогаю идти другим. Я много учился и сейчас не прекращаю изучать чужой опыт, так как считаю, что основа успеха любого руководителя заключается в постоянном совершенствовании. Уже на открытом занятии я ощутил прилив энергии и сил, которые позволят и мне как руководителю стать еще сильнее и эффективнее.

Маринэ Восканян

Источник: iemag.ru

delovoymir.biz

Какие IT-специалисты будут востребованы в будущем

Число вакансий в IT демонстрирует невероятную динамику. По данным портала HeadHunter, с января по август прошлого года спрос был скорее отрицательным. Но, постепенно увеличиваясь, IT-вакансии к апрелю 2016 года составляли до 40% от общего числа для Москвы и более 50% — для Санкт-Петербурга. В продолжение темы профессий будущего разбирались с экспертами, как развивается IT-сфера и меняются требования к специалистам.

Универсалы в прошлом

Далеко в прошлом остались представления об IT-специалисте как неопрятном сисадмине, настраивающем компьютеры в офисе. Рынок требует командных игроков, высококлассных специалистов по автоматизации и безопасности данных, разработчиков приложений и прочих гениев кода. Топ-5 перспективных и набирающих популярность профессий в IT, согласно исследованиям HeadHunter, возглавляют по убывающей: специалисты Big Data, web-аналитики, разработчики мобильных игр, облачных решений и дизайнеры инфографики.

Эксперты рынка уверены, что универсальным бойцам придется в будущем непросто. Работодателям нужны мастера своего дела, наделенные глубинными познаниями в узкой сфере.

Между универсальным айтишником из прошлого и IT-специалистом, востребованным на рынке сегодня, пролегает огромная пропасть, уверен Илья Вислоцкий, руководитель центра архитектуры клиентских решений Stack Group.

«Современные технологии стали настолько развитыми и сложными, что для их освоения уже недостаточно одного человека, поэтому появляются профессионалы отдельных IT-направлений. В это же время обычный сотрудник должен разбираться в IT не хуже того универсального айтишника из прошлого. Сегодня каждый должен быть „немного программистом“», — подчеркивает эксперт.

«Идет процесс детализации знаний. Если во времена Ломоносова можно было быть гением во всех науках, то современный уровень научной школы предполагает изучение огромного багажа накопленных знаний в конкретной области. Это не означает, что сегодня ученые уже не те, что были вчера, сама наука вышла на новый уровень. В этом смысле „универсальные бойцы“ не смогут конкурировать со специалистами узкого профиля, которые в своей области являются новыми „ломоносовыми“», — соглашается генеральный директор компании «Вокорд» Тимур Векилов.

Спрос на сисадминов-эникейщиков никуда не денется, но людям, которые грезят о серьезных доходах, по мнению исполнительного директора «Конструктор документов FreshDoc.ru» Андрея Тушева, следует обратить внимание на отрасль web-разработки. «Именно в web сейчас наблюдается реальный голод кадров, этот рынок перегрет, он растет гигантскими темпами. Как следствие, высокий спрос на квалифицированных работников, высокая оплата труда и хорошие перспективы профессионального роста», — резюмирует эксперт.

Кого ждет рынок

Представители IT-сферы в вопросе о профессиях будущего буквально фонтанируют идеями и напоминают, что следует внимательнее присмотреться к списку из «Атласа новых профессий» — это уже обозримое будущее. IT перестает быть закрытой самостийной системой: гармоничное слияние с другими областями — вопрос более чем актуальный сегодня.

«Мы живем в эпоху конвергенции всего и вся: технологий, знаний, разных предметных областей, — подчеркивает директор АНО „Центр оценки и развития проектного управления“ Юрий Ким. — Самые востребованные специалисты — не просто кодеры, системные администраторы или другие технические профессионалы. Топ-классом признаются специалисты, которые помимо технической стороны вопроса, знают еще и предметную, содержательную».

Топ-классом признаются специалисты, которые помимо технической стороны вопроса, знают еще и предметную, содержательную.

По мнению Юрия, это люди, понимающие не только как создать программу, настроить систему, но и условия, в которых продукт будет применяться: кто клиент, зачем он пришел, чего хочет. Способность учитывать это на каждом шаге, оперативно менять продукт или результат работы под задачи заказчика — вот чего ждут от высококлассных специалистов.

Если рассматривать вопрос более предметно, то заместитель директора по науке и развитию компании ИВК Валерий Андреев предлагает обратить внимание на потребность рынка в программистах, имеющих возможность и желание создавать продукты, выступающие альтернативой имеющимся. «Востребованы специалисты, разбирающиеся в сетевых сервисах, работе с сетевым оборудованием. Имеется устойчивый спрос на специалистов информационной безопасности. Сложнее стало работать вендорам, но предполагается, что это временно. А вот для разработчиков сейчас самое время, причем в широком смысле. Таковых современные ВУЗы не выпускают, они воспитываются долго и стоят дорого», — рассуждает эксперт.

«В ближайшее время в силу роста мобильной индустрии будут востребованы мобильные разработчики, особенно программисты iOS/Android, дизайнеры UI/UX, web- и прикладные программисты, архитекторы, QA специалисты, системные администраторы, менеджеры проектов, дизайнеры, а также специалисты Helpdesk», — соглашается сооснователь и IT-директор Rubrain.com Дмитрий Григорьев. «Если говорить про будущее, то мы можем ожидать активное развитие следующих направлений: „AR everywhere“ („дополненная реальность везде“), искусственный интеллект, робототехника, Data science. Подготовке специалистов в этих направлениях стоит уделить особое внимание».

Директор по маркетингу Experian (Россия и СНГ) Наталия Фролова, основываясь на исследовании, проведенном ее компанией в 2015 году, отмечает формирование новой профессии, обусловленное растущим объемом накапливаемых данных. «До недавних пор основная работа по централизации стратегии управления данными ложилась на плечи IT-директора. Однако уже сейчас компании начинают вводить новую должность — директор по данным. Речь не столько о специалисте „иного профиля“, сколько о новом огромном фронте работы для IT-специалиста».

Разработка помогает проверить то, насколько правильно человек выбрал сферу в IT, действительно ли она ему нравится.

Но нет для знакомства со сферой IT способа лучше, чем разработка, уверен IT-директор департамента IT-аутсорсинга, руководитель Центра компетенции по импортозамещению и Open Source компании ALP Group Павел Рыцев. «Можно попробовать себя в разработке мобильного или веб-приложения, а можно принять участие в доработке OpenSource-решения, заодно освоив навыки совместного решения сложных задач в команде. Разработка помогает проверить то, насколько правильно человек выбрал сферу в IT, действительно ли она ему нравится».

Места под солнцем хватит всем

Чтобы попасть в IT, нет необходимости становиться именно программным разработчиком или специалистом по информационной безопасности. В этом вопросе эксперты настроены более чем радушно — интересных задач хватит на всех.

Работа в IT перестала быть местом трудоустройства только для представителей технических специальностей, подтверждает коммерческий директор Ringostat Константин Червяков. «В России появляется все больше стартапов, SaaS-сервисов, продуктовых технологических компаний, которым нужны менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами, дизайнеры, контент-маркетологи и т. д. То есть сектор IT теперь полноценно трудоустраивает большое количество людей самых разнообразных профессий».

Работа в IT перестала быть местом трудоустройства только для представителей технических специальностей.

И то ли еще будет. Так или иначе всем высоким технологиям находят применение в потребительском сегменте, а это вновь расширяет границы профессии и сферы в целом.

«Маркетологи придумают новые концепции, подобные „Big Data“, „облачным сервисам“, „интернету вещей“ и прочих. Это приводит к появлению новых сегментов, технологий, решений, которые надо будет „обслуживать“ (в широком понимании этого слова), и на которые потребуются ресурсы», — рассуждает Тимур Векилов.

Мой мир — мои правила

Конфликт из области «ожидание-реальность» в процессе набора сотрудников в технологические компании, что ожидаемо, обостряется.

«Это самая быстро и бурно развивающаяся отрасль, которой постоянно требуется свежая кровь. Однако ожидаемой дружбы спроса и предложения не случается. В основном, потому, что запрос работодателя на компетенции и опыт сотрудника и возможный ответ потенциального кандидата на этот запрос существенно отличаются», — замечает Павел Рыцев.

Отчасти поэтому, по словам Тимура Векилова, талантливых ребят отбирают заранее. «Это и физико-математические классы, специализированные школы при физико-технических и технических ВУЗах, и подготовительные курсы, факультативные студии. В высших учебных заведениях тоже существуют „клубы по интересам“, где перспективных студентов патронируют крупные игроки IT-рынка, приглашают на практику».

На растущую популярность IT-сферы среди женщин рынок реагирует адекватно. Если раньше встретить девушку-программиста или тестировщика — было чем-то необычным, сейчас соотношение специалистов во многих стартапах достигает 50/50», — замечает Дмитрий Григорьев.

Как раньше уже не будет

Каждый из экспертов подтвердил отход от универсальной модели развития отрасли. Единственное, от чего предостерегают многие — не рубить с плеча.

Павел Рыцев категорически не рекомендует идти в IT только потому, что это правильно, перспективно, там больше денег и пр. «IT — это неизменная готовность к решению большого числа как типовых, так и крайне нестандартных задач. Это постоянный поиск тонкого баланса между нуждами клиента и ресурсными затратами компании на их обеспечение. Выбор нужно делать очень внимательно и обязательно проверять практикой», — подытоживает Павел.

dailymoneyexpert.ru

Развитие таланта ИТ-специалиста. Бизнес-тренинги.

Часто обращая внимание на ИТ-специалистов и обдумывая процесс их развития, можно сказать «Что русскому хорошо-французу смерть». Ведь ИТ-специалисты – особенные люди и это стоит признать. В данной статье пойдет речь о том, зачем, каким образом и что именно стоит развивать у ИТ-специалистов.

Содержание статьи:

 

А зачем его развивать

Основной вопрос при развитии сотрудника – «а зачем?». Собственно вопрос достаточно резонный и ответ на него лежит на поверхности –профессия ит-специалиста появилась сравнительно недавно и при этом молодеет с каждым днем. Средний возраст ИТ-специалиста на текущий момент – 25-26 лет. Так же на рынке существует дефицит кадров, работающих в ИТ-сфере. В основном это связано как с бурным ростом индустрии, так и с спецификой поиска работы данными специалистами. Если программиста или системного администратора найти еще не так сложно (обычно это студенты старших курсов), то разработчика или руководителя проекта найти уже сложно – обычно эти люди устраиваются на работу по знакомству. В связи с этим чаще получается выгоднее и эффективнее обучить собственного специалиста необходимым в работе навыкам.

Прежде чем перейдем непосредственно к изучению вопроса развития «айтишника», предлагаю вкратце ознакомится с карьерной лестницей, по которой двигается ИТ-специалист. При этом мы будем рассматривать вертикальный рост специалиста, так как при движении по горизонтали требования к навыкам специалиста практически не меняются (мы не рассматриваем требования к новым знаниям).

Карьера ИТ-специалиста

Карьера любого ИТ-специалиста начинается со стажера (Junior developer) – обычно это ступень, с которой начинают молодые программисты, которые либо только закончили ВУЗ, либо учатся на последних курсах. На данном этапе, специалисты участвуют в несложных проектах и получают первый опыт работы в команде. Здесь основные навыки, которые требуются программисту – умение работать в команде, а так же коммуникативные навыки. Обычно, собственного уровня развития этих навыков программисту хватает для продвижения выше.

После получения базового опыта по разработке ПО на должности стажера, следующей ступенью в карьере будет «Разработчик ПО» (Developer). На данной ступени ИТ-специалист уже занимается разработкой новых и поддержкой существующих проектов.

Следующая ступень – ведущий разработчик (Senior developer). Основные обязанности программиста на этой позиции – детальное проектирование компонент на основе общих спецификаций. На данной позиции вперед по значимости выходит наличие навыка управления задачами, проектирования и владения инструментами анализа.

Если же специалист обладает не только профессиональными навыками в разработке и программировании, а так же владеет навыками управления коллективом и имеет хорошие коммуникативные навыки, то он может стать руководителем группы разработки (team leader). На данной позиции в должностные обязанности специалиста входит руководство небольшими проектами, подготовка и принятие проектных решений, руководство частью проектной команды (обычно состоит из специалистов разного профиля, например экспертов, аналитиков и т.д). Как уже можно догадаться, на данной позиции очень важны базовые навыки руководства людьми, навыки постановки целей и выработки решений. Дополнительно на данной ступени ит-специалист может заниматься коучингом и обучением новых сотрудников.

Следующая ступень – это менеджер проекта (Project manager). Здесь знания в области конкретных языков программирования отходят на второй план и основными требованиями становятся навыки проведения презентаций, умение рассчитывать сроки и бюджеты проектов, умение не просто руководить командой, а навыки решения внутренних проблем с взаимоотношениями, навыки проведения переговоров.

Предпоследняя ступень – это либо директор по разработке, либо менеджер программы (Program manager), который руководит сразу несколькими проектами. На данной позиции, как не сложно догадаться, дополнительно востребованы навыки тайм-менеджмента, а так же работы в стрессовых ситуациях.

Ну и заключительная ступень развития ИТ-специалиста – это ИТ-директор. На этой позиции очень важны следующие навыки: управление людьми, понимание основ бизнеса, стратегическое планирование.

Навыки, необходимые ИТ-специалистам

Когда мы разобрались с основными ступенями в карьере ИТ-специалиста, можно перечислить все те навыки, которые необходимо развивать (естественно каждый HR-менеджер выберет из них именно те, которые соответствуют уровню своих ИТ-специалистов):

  • Коммуникативные навыки
  • Умение работать в команде
  • Навыки управления проектами
  • Навыки планирования, постановки целей и задач, а так же выработки альтернативных подходов
  • Основы менеджмента
  • Управление персоналом, руководство людьми
  • Навыки составления и проведения презентаций
  • Навыки ведения переговоров, клиентоориентированность
  • Тайм-менеджмент и работа в стрессовых ситуациях
  • Понимание основ бизнеса, построение бизнес-процессов
  • Стратегическое планирование

Дополнительно стоит отметить, что рассматривая карьерную лестницу ИТ-специалистов, мы в основном опирались на карьеру программистов. Если же мы посмотрим на другие ИТ-специальности (например администратор, либо сотрудники службы поддержки), то в них на первое место выходят коммуникативные навыки и клиенто-ориентированность.

Оценка ИТ-специалистов

После того, как вы выбрали перечень навыков, которые необходимо развивать в ваше ит-специалисте, пришло самое время провести оценку – какие из выбранных навыков на каком уровне развития находятся.

Для проведения оценки можно пользоваться любым из стандартных методов, например:

  • Тестирование – которое предполагает прохождение специалистов стандартных тестов. Плюс тестирования в том, что его можно проводить достаточно быстро и в любое время. Из минусов стоит отметить тот факт, что результаты тестов могут оказаться просто социально-ожидаемыми. То есть не буду отражать действительность.
  • Групповая дискуссия в ходе которой происходит обсуждение данного сотрудника с руководителями, а так же с самим сотрудником результатов работы и перспектив. Данный метод позволит увидеть, услышать и понять, как выглядит работа сотрудника в глазах других людей.
  • Ассессмент центр – как индивидуальный, так и групповой. Из плюсов можно выделить следующее - в ходе ассессмента можно составить наиболее полную картину по навыкам специалиста. Из минусов – данный метод достаточно затратен по времени и ресурсам.

Методика обучения

После выбора перечня необходимых навыков для вашего ит-специалиста и оценки уровня их развития, можно переходить к обучению.

«Айтишники» часто отличаются аналитическим складом ума, умением решать сложные задачи и тягой к получению новых знаний, поэтому наиболее эффективным методом развития ит-специалистов является бизнес-симуляция. В ходе проведения подобного метода обучения, специалисты не только получают новые навыки на практике, но и качественную обратную связь – в том числе от своих же коллег. Благодаря стремлению к развитию и получению новых знаний, будьте уверены-  ваш «айтишник» сам найдет дополнительную литературу для саморазвития. В данном случае нашей основной задачей будет – показать ему зоны роста и после не мешать. А в качестве дополнительной мотивации к обучению, можно прописать профессиональную карту, на основе которой проводить сертификацию через определенное время, после окончания обучения.

Автор: Ренат Акмалов

Так же советую почитать:

akmalov.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность