НОВОСТИ |
Тест для 10 класса (профиль). Цитология. Химическая организация клетки. Белки регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке это
doc4web.ru С, О, Си, Na, H. (1 балл)Тема № 2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ. Вариант 1 Максимальное количество баллов — 56 I. Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А) полимер Б) гомополимер II. Какие из нижеперечисленных веществ являются гетерополи-мерами (3 балла): 1. Инсулин 4. Хитин 2. Крахмал 5. Целлюлоза 3. РНК III. Какие из нижеперечисленных веществ не являются полимера ми? (2 балла) 1. Глюкоза 4. ДНК 2. Гликоген 5. Гемоглобин 3. Холестерин IV. Из ниже перечисленных веществ выберите полисахариды. (4 балла) 1. Глюкоза 6. Сахароза 2. Крахмал 7. Хитин 3. Рибоза 8. Лактоза 4. Гликоген 9. Фруктоза . 5. Дезоксирибоза 10. Целлюлоза V. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1. Мономером белков является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. Мономером крахмала является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке: А) гормоны . В) витамины Б) ферменты Г) протеины 4. Последовательность мономеров в полимере называется:А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура VI. Как отличаются по своему химическому составу ДНК и РНК?(5 баллов) VII.Уберите лишнее из списка: С, Zn, О, N, Н. (1 балл) VIП. Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-А-Ц-Г-Г-Т-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. (5 баллов) IX. Найдите ошибки в молекуле ДНК. (3 балла) А- Г- А- Т- Т- Ц- Ц-А- Т- Г- Т- Г- Т- А- Т- Г- Г- Т- А- Т X. Найдите ошибки в молекуле РНК: (3 балла) А- А- Т- Г- Ц- У- Т- А- Т- Ц XI. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. (17 баллов)
XII. Чем отличаются друг от друга различные аминокислоты? Приведите примеры. (5 баллов)
Вариант 2 Максимальное количество баллов — 5б I. Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А) мономер Б) гетерополимер II. Какие из ниже перечисленных веществ являются гомополиме-рами? (2 балла) 1. Инсулин . 4. Хитин 2. Крахмал 5. Целлюлоза 3. РНК III. Какие из ниже перечисленных веществ являются полимерами? (3 балла) 1. Глюкоза 4. ДНК 2. Гликоген 5. Гемоглобин 3. Холестерин IV.Из ниже перечисленных веществ выберите моносахариды. (4 балла) 1. Глюкоза 6. Сахароза 2. Крахмал 7. Хитин 3. Рибоза 8. Лактоза 4. Гликоген 9. Фруктоза 5. Дезоксирибоза 10. Целлюлоза V. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1.Мономером белков НЕ является: А) глицин В) аланин Б) глицерин Г) метионин 2. Мономером целлюлозы является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Белки, не содержащие небелковых частей:А) гормоны В) витаминыБ) ферменты Г) протеины 4. Последовательность мономеров в ДНК называется:А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура
VI. Как отличаются по своему строению ДНК и РНК? (5 баллов) VII.Уберите лишнее из списка: Mg, К, Си, Na, Ca. (1 балл) VШ.Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-Г-Ц-А-Т-Т-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. (5 баллов) IX. Найдите ошибки в молекуле ДНК. (4 балла)
А- Г- А- Т- Т- А- Ц-А- Ц- Г- Т- Ц- Т- А- Т- Г- Г- А- Т- Ц
X. Найдите ошибки в молекуле РНК. (2 балла) А- У- Т- Г- Ц- У- А- У- Т- Ц XI. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке.} (17 баллов)
XII. Объясните причины бесконечного многообразия белков. Приведите примеры. (5 баллов) Вариант 3 Максимальное количество баллов - 56 Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А)полимер Б) денатурация П. Какие из нижеперечисленных веществ являются гетерополимерами? (3 балла) 1. Инсулин 4. Хитин 2. Крахмал 5. Целлюлоза 3. РНК III. Какие из ниже перечисленных веществ являются полимерами? (3 балла) 1. Глюкоза 4. ДНК 2. Гликоген 5. Гемоглобин 3. Холестерин IV. Из нижеперечисленных веществ выберите олигосахариды (дисахариды). (2 балла) 1. Глюкоза 6. Сахароза 2. Крахмал 7. Хитин 3. Рибоза 8. Лактоза 4. Гликоген 9. Фруктоза 5. Дезоксирибоза 10. Целлюлоза V. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1. Мономером ДНК является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. В состав жиров входит: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Вещества, регулирующие обмен веществ в организме:А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины 4. Последовательность мономеров в белке называется:А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура VI. Как отличаются по своим функциям ДНК и РНК? (5 баллов) VII.Уберите лишнее из списка: С, О, Си, Na, H. (1 балл) VШ.Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т-Г-А-А-Т-Ц-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. (5 баллов) poisk-ru.ru Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологииРазделы: Биология Образование - это та сфера деятельности, которая формирует будущее любого общества, обеспечивая его членов знаниями, умениями, навыками и в конечном итоге формирует экономический и интеллектуальный потенциал этого общества. С каждым днем в обществе повышаются требования к уровню владения информационными и коммуникационными технологиями. Среди очень широкого спектра профессий принципы работы с компьютером требуются повседневно, начиная с сотового телефона и заканчивая электронным справочником расписания поездов на вокзале. Все это говорит о том. Что необходимый уровень должен закладываться еще на стадии школьного образования. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Каждый педагог должен четко понимать, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование современных информационно-коммуникационных технологий. Если он будет применять не только в образовательном процессе, но и для повышения собственного уровня самообразования. Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Сегодня в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету. Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения учащихся.
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем, на мой взгляд, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
Рассмотрим некоторые формы использования информационно-коммуникационных технологий для осуществления контроля знаний, например, компьютерное тестирование. Составляется порядка 3-5 вариантов компьютерных тестов, состоящих из 5-10 вопросов по изученной теме. Уровень сложности тестов может варьировать в зависимости от поставленной цели. Если на уроке кроме такой формы опроса присутствуют другие, то тест может быть базового уровня, состоять из 5 вопросов базового уровня и будет использоваться для соответствующей группы учащихся, в то время как другие будут выполнять задания более сложного уровня. Например, можно предложить тест базового уровня по теме "Гибридологический метод. Первый и второй закон Г.Менделя" 1. Совокупность генов полученных от родителей А. кариотип Б. фенотип В. генотип Г. геном 2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей А. кариотип Б. фенотип В. генотип Г. геном 3. Первый закон Г. Менделя А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1 Б. закон единообразия первого поколения В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков Г. промежуточное наследование при неполном доминировании 4. Второй закон Г. Менделя А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1 Б. закон единообразия первого поколения В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков Г. промежуточное наследование при неполном доминировании 5. Особи, не дающие расщепления в потомстве А. гомозиготы Б. гетерозиготы В. особи с доминантными признаками Г. особи, образующие два типа гамет Тест может быть внутренне дифференцированным, тогда его можно использовать для опроса любого ученика, независимо от уровня его подготовки. Например, тест по теме "Органоиды клетки" может быть следующего содержания: 1. Органоид, образующий лизосомы и получивший название "экспортная система клетки" А. ЭПС Б. комплекс Гольджи В. Клеточный центр Г. Митохондрии 2. Органоиды, обеспечивающие биосинтез белков цитоплазмы клетки А. митохондрии Б. хлоропласты В. комплекс Гольджи Г. рибосомы 3. Органоиды, отвечающие за обеспечение клеток энергией, получившие название "органоиды дыхания" А. митохондрии Б. хлоропласты В. комплекс Гольджи Г. рибосомы 4. Органоиды, отвечающие за расщепления сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза А. лизосомы Б. рибосомы В. ЭПС Г. комплекс Гольджи 5. Органоиды, отсутствующие в клетках высших растений А. митохондрии Б. хлоропласты В. комплекс Гольджи Г. центриоли 6. Органоид, отвечающий за образование цитоскелета А. комплекс Гольджи Б. клеточный центр В. ЭПС Г. ядрышко 7. Органоиды, способные преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества А. митохондрии Б. хлоропласты В. лизосомы Г. комплекс Гольджи 8. Одномембранные органоиды клетки А. рибосомы Б. комплекс Гольджи В. митохондрии Г. хлоропласты Д. лизосомы Е. ЭПС Ж. миофибриллы из актина и миозина З. реснички и жгутики эукариот И. клеточный центр 9. Двухмембранные органоиды А. митохондрии Б. хлоропласты В. лизосомы Г. комплекс Гольджи А. рибосомы Б. комплекс Гольджи В. митохондрии Г. хлоропласты Д. лизосомы Е. ЭПС Ж. миофибриллы из актина и миозина З. реснички и жгутики эукариот И. клеточный центр 10. Немембранные органоиды клетки А. митохондрии Б. хлоропласты В. лизосомы Г. комплекс Гольджи А. рибосомы Б. комплекс Гольджи В. митохондрии Г. хлоропласты Д. лизосомы Е. ЭПС Ж. миофибриллы из актина и миозина З. реснички и жгутики эукариот И. клеточный центр Такой тест может состоять, например из 10 вопросов, 7 из которых базового уровня и соответствуют оценке "удовлетворительно", остальные повышенного уровня сложности. Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний задания могут быть в виде:
Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мултимедийных пособиях по предмету. Так, в частности в пособиях Виртуальная школа Кирилла и Мефодия предлагаются различные варианты задания для контроля знаний. Проверка выполнения заданий учащимися может осуществляться разными способами:
Все зависит от ваших технических возможностей, креативности и главным образом, желания. 2. Рассмотрим, как можно использовать ИКТ при объяснении нового материала. Использование готовых мультимедийных пособий Если уроки, предложенные в пособии полностью Вам подходят, то почему бы и нет, но, как правило, творческий педагог этим не ограничивается, поэтому более целесообразно использовать какие то фрагменты из урока. Преимущество уроков предложенных вам на электронных носителях в богатстве иллюстративного материала, достойно заменяющего любую таблицу, кроме того, анимационные возможности и видеофрагменты добавят яркости вашему уроку. (Например, пособие Уроки биологии Кирилла и Мефодия отличает большое разнообразие теоретического материала, огромный выбор медиаиллюстраций, тестов и проверочных заданий, а также возможность копирования и печати статей и иллюстраций) Использование ресурсов предоставляемых компьютерной сетью Интернет Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет сможет обеспечить вас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека. Используя сеть Интернет, преподаватель может дополнить традиционный урок экскурсией по биологическим музеям, познакомить школьников с редкими и исчезающими животными и растениями. Использование мультимедийных презентаций Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока. Так при изучении темы "Доказательства животного происхождения человека" совершенно уместно использовать презентацию, содержащую информацию для всех этапов урока, в т.ч. и для объяснения новой темы). (см. приложение 2) 3. Рассмотрим использование ИКТ для закрепления знаний. В качестве закрепления можно использовать беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки. Например, кодограмма к уроку "Характеристика белков" должна содержать минимальный теоретический материал: Макромолекулы (?) Нерегулярные полимеры (?), мономеры 20 аминокислот, 10 из которых незаменимы (?) Строение аминокислоты (рис. 1) Механизм образования пептидной связи (рис. 2) Первичная структура (рис. 3) Вторичная структура (рис. 4) Третичная структура (рис. 5) Четвертичная структура (рис. 6) Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности. Область применения ИКТ во внеурочной деятельности очень широка, ее условно можно разделить следующим образом:
1. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача грамотного учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Например, при изучении темы "Многообразие моллюсков" ребята получают предварительное задание найти информацию в Интернете на соответствующие темы. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер, в случае если вы используете на уроках КСО. На уроке по теме по группам или индивидуально даются задания по работе с информацией, следующего плана:
Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложить ребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма это результат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией. 2. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие. Так, например, при подготовке исследовательского проекта учеником 7 класса на тему “Влияние алкоголя и никотина на жизнедеятельность биосистемы” кроме литературных источников была использована информация со следующих сайтов:
3. Что касается использования ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся это, прежде всего использование ресурсов Интернет при подготовке домашних заданий. Одной из форм домашних заданий может быть не только подготовка сообщений по темам, а например на 3 ступени обучения вполне приемлемыми будут задания на составления тесов по темам. Такие тесты сдаются на проверку в распечатанном виде, на электронных носителях и могут после проверки учителем использоваться для взаимной проверки знаний учащимися. Например, тест, составленный ученицей 11 класса по теме “Химический состав клетки” 1. Выберите правильный ответ 1б Мономером белков является А. Нуклеотид Б. Аминокислота В. Глюкоза Г. Глицерин 2. Мономером крахмала является А.Нуклеотид Б. аминокислота В. Глюкоза Г. Глицерин 3. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке А. Гормоны Б. Ферменты В. Витамины Г.Протеины 4. Последовательность мономеров в полимере называется А. Первичная структура Б. Вторичная структура В. Третичная структура Г. Четвертичная структура 5. Уберите лишнее из списка: А. C Б. Zn В. N Г. H Можно также в качестве творческих заданий предложить учащимся создание собственных презентаций по темам, что позволяет закрепить полученные знания не только автору, но и всем остальным при демонстрации полученного материала. Например, презентация к уроку “Многообразие Моллюсков” составленная учеником 7 класса включает в себя краткую информацию теоретического характера об основных группах моллюсков и в достаточной мере иллюстрирована. (см. приложение 4) Т.О. использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повысит интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Проницаемость и свойства клеточных мембранРазные вещества проходят через мембрану с разной скоростью, поэтому мы говорим, что мембраны избирательно проницаемы. При этом скорость прохождения веществ меняется в зависимости от физиологического состояния клетки или органеллы. Благодаря избирательной проницаемости они регулируют транспорт веществ между наружной средой и клеткой, между органеллами цитоплазмой и т. д. Регулируя поступление веществ в клетку и их выведение, мембраны тем самым регулируют скорость и направление биохимических реакций, которые составляют основу обмена веществ организма. Сама избирательная проницаемость мембран зависит от обмена веществ в клетке. Мембраны регулируют обмен веществ и другим способом – изменяя активность ферментов. Некоторые ферменты активны только тогда, когда они прикреплены к мембране, другие, наоборот, в этом состоянии не проявляют активности и начинают действовать только после того, как мембрана выпустит их на «свободу». Изменение проницаемости мембраны может способствовать контакту фермента с субстратом, после чего начинается химическая реакция, которая сначала была невозможна. Мембранные ферменты работают хорошо только тогда, когда они находятся в контакте с липидами. В присутствии липидов может меняться форма молекул мембранных белков – ферментов, таким образом, что их активные центры становятся доступным для субстрата. Кроме того, локализация фермента на мембране определяет место данной реакции в клетке. Другой важной стороной ферментативной деятельности мембран является координация химических реакций, проходящих в клетках. Когда несколько ферментов катализируют цепь реакций, в которой продукт первой реакции служит субстратом для другой и т. д., то эти ферменты располагаются на мембране в определенной последовательности, образуя мультиферментную систему. Таких систем в мембране много, например цепь дыхательных ферментов. В этом случае ферменты располагаются в строгой последовательности с минимальным расстоянием между ними. Компартментализация клетки – необходимое условие для жизнедеятельности и одна из основных функций мембран. Во-первых, мембраны увеличивают внутреннюю поверхность клетки, на которой локализованы ферменты и проходят химические реакции. Во-вторых, разные компартменты отличаются по химическому составу. Далее, поскольку компартменты имеют различный химический состав в них проходят разные биохимические реакции, то с помощью мембран осуществляется физическое разделение метаболических процессов, часто противоположного направления. Например, синтез белков идет в рибосомах, а распад – в лизосомах. Каждый из этих процессов регулируется независимо один от другого. Приведем еще пример: синтез жирных кислот и их окисление. Первый процесс происходит в цитоплазме, второй – в митохондриях. Однако метаболические системы не полностью изолированы одна от другой. В мембранах, разделяющих клетку на компартменты, имеются специализированные механизмы, которые транспортируют из одного в другой субстраты, продукты реакции, а также кофакторы и соединения, имеющие регуляторное действие. Таким образом, скорость отдельных метаболических процессов, которые происходят внутри компартментов, частично регулируются транспортными системами мембран. Регуляция скорости метаболических процессов может происходить благодаря перемещению регулируемых веществ с одного компартмента в другой. В разных компартментах имеются разные концентрации органических веществ, ионов, разный химический состав. Например, в вакуолях всегда находится запас аминокислот, органических кислот, сахаров, ионов. Это приводит к химической геторогенности в клетке. Неодинаковая концентрация ионов по обеим сторонам мембраны приводит к возникновению разности электрических потенциалов. Так плазмалемма несет отрицательный заряд, а тонопласт – положительный. Разные концентрации и химический состав обуславливают разную вязкость в разных частях цитоплазмы. Обладая избирательной проницаемостью, пропуская в клетку необходимые вещества, мембраны выполняют еще одну функцию – регулируют гомеостаз. Гомеостазомназывают свойство клетки (органеллы, органа, организма, экосистемы) поддерживать постоянство своей внутренней среды. Почему внутренняя среда клетки должна оставаться постоянной? Мембранные белки и белки-ферменты относятся к глобулярным. Глобулярная нативная структура белковых молекул зависит от слабых связей, легко разрушаемым даже при малом изменении внутренней среды клетки. Таким образом, клетка должна поддерживать гомеостаз, чтобы не изменялась нативная структура белков. Если измениться третичная или четвертичная структура белка, то и фермент потеряет или изменит свою активность и нарушится строгое соответствие структуры фермента и субстрата, для того чтобы пошла реакция. От структуры белковой молекулы зависит ее размещение в мембране, и, таким образом, ее свойства и функции. Изменение конформации белковых молекул может менять количество гидрофобных и гидрофильных радикалов на ее поверхности. Это приводит к изменению расположения белковых глобул в мембране. Последнее окажет влияние на ее избирательную способность и другие свойства, что, в свою очередь, вызовет нарушение геторогенности, исчезновению ферментов и может привести к гибели клетки. Мембраны принимают участие в адаптации клетки к меняющимся условиям окружающей среде, о чем поговорим ниже. Большая часть мембран, кроме общих функций, таких как регулирование обмена веществ, компартментизация, выполняют и специальные. Например, мембраны митохондрий и хлоропластов принимают непосредственное участие в синтезе АТФ. Жизнь – это беспрерывная работа, для выполнения которой все время необходимо расходовать энергию. Таким образом, синтез АТФ необходим постоянно, он связан со строго определенной структурой мембран органелл (хлоропласты, митохондрии). Нарушение этой структуры приводит к снижению синтеза АТФ, а это значит – к смерти. Лабильная структура мембран позволяет им выполнять разные функции: барьерные, транспортные осмотические, электрические, структурные, энергетические, биосинтетические, секреторные, рецепторно- регуляторные и некоторые другие. В последнее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что некоторые мембраны образуются путем физического переноса мембранного материала от одних клеточных компонентов к другим. Есть данные, позволяющие считать ЭС источником тех строительных блоков, которые в конечном итоге включаются в плазмалемму. Возможно, это происходит в результате отшнуровывания пузырьков от цистерн Гольджи. По всей вероятности, в аппараты Гольджи совершается перестройка мембран двух типов: мембран, характерных для ЭС, в мембраны, свойственные плазмалемме. В заключение укажем на основные свойства мембран: 1. Мембраны являются сложными структурами. Они состоят из структурных белков и липидов, но могут также включать высокоспецифические молекулы ферментов, пигментов и кофакторов. 2. Благодаря химической вариабильности составляющих мембраны молекул белков и липидов и в зависимости от их функций, различные мембраны могут иметь разную структуру. 3. Структура мембран обеспечивает высокую степень упорядоченности которой специфические молекулы могут образовывать комплексные функциональные единицы. 4. Ферментные реакции и другие процессы в мембранах могут приводить к пространственно направленным, или векторным, реакциям; мембраны асимметричны. biofile.ru Тест для 10 класса (профиль). Цитология. Химическая организация клеткиВходной тест по общей биологии для 10 класса (профиль) вариант № 1 1. Первым надорганизменным уровнем жизни считается: 1) биосферный 2) биогеоценотический 3) популяционно-видовой 4) организменный 2. Углерод как элемент входит в состав:1) белков и углеводов2) углеводов и липидов3) углеводов и нуклеиновых кислот4) всех органических соединений клетки 3. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили: 1) Р. Гук и А. Левенгук 2) Р. Броун 3) М. Шлейден и Т. Шванн 4) Р. Вихров 4. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки? 1) окрашивание 2) центрифугирование 3) моделирование 4) биохимический 5. Лучше всего растворимы в воде молекулы: 1) целлюлозы 2) гликогена 3) крахмала 4) сахарозы 6. Молекула крахмала состоит из остатков:1) глюкозы2) фруктозы3) фруктозы и глюкозы4) глюкозы и галактозы 7. Все многообразие белков образуют: 1) 170 видов аминокислот 2) 26 видов аминокислот 3) 20 видов аминокислот 4) 10 видов аминокислот 8. Пептидная связь образуется: 1) между карбоксильными группами соседних аминокислот 2) между аминогруппами соседних аминокислот 3) между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой 4) между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой 9. Первичную структуру белка поддерживают связи:1) пептидные2) водородные3) дисульфидные4) гидрофобные 10. Какие вещества образуют основу клеточных мембран: 1) жиры 2) фосфолипиды 3) воска 4) липиды 11. Вода обладает способностью растворять ионные вещества, потому что ее молекулы: 1) образуют ионы 2) полярны 3) содержат кислород 4) содержат водород 12. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:1) нуклеозиды 2) нуклеотиды 3) полинуклеотиды 4) азотистые основания. 13. Где в клетках эукариот содержится основная часть ДНК: 1) в митохондриях 2) в ядре 3) в рибосомах 4) в комплексе Гольджи 14. Какое основание не входит в состав молекулы ДНК: 1) аденин 2) гуанин 3) тимин 4) урацил 15. Выберите верное суждение: 1) между А- и У- нуклеотидами могут образоваться 3 водородные связи 2) в состав нуклеотидов ДНК входит сахар рибоза 3) молекула РНК по размерам сопоставима с ДНК 4) РНК – одна полинуклеотидная цепь 16. Для ДНК характерны следующие азотистые основания: 1) аденин, гуанин, цитозин, урацил 2) аденин, цитозин, тимин, урацил 3) аденин, гуанин, цитозин, тимин 4) цитозин, гуанин, урацил, тимин 17. Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химические реакции, в клетке? 1) гормональную 2) сигнальную 3) ферментативную 4) информационную 18. Молекула АТФ содержит:1) аденин, дизоксирибозу и три остатка фосфорной кислоты2) аденин, рибозу и три остатка фосфорной кислоты3) аденозин, рибозу и три остатка фосфорной кислоты4) аденозин, дезоксирибозу и три остатка фосфорной кислоты. 19. Число связей, возникающих в комплементарной паре оснований аденин-тимин молекулы ДНК, равно:1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 20. Укажите на рисунке изображение вторичной структуры молекулы белка. 1 234 21. Сколько нуклеотидов находится в участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот? 1) 65 2) 130 3) 260 4) 390 22. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о 1) биогенной миграции атомов 2) родстве организмов 3) происхождении растений и животных от общего предка 4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад 5) сходном строении клеток всех организмов 6) взаимосвязи живой и неживой природы 23. Какие особенности строения и свойства молекул воды определяют ее большую роль в клетке? 1) способность образовывать водородные связи 2) наличие в молекулах богатых энергией связей 3) полярность ее молекул 4) способность к образованию ионных связей 5) способность образовывать пептидные связи 6) способность взаимодействовать с положительно и отрицательно заряженными ионами 24. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот, 1) участвуют в образовании плазматической мембраны 2) входят в состав хромосом 3) являются ускорителями химических реакций 4) осуществляют транспортную функцию 5) выполняют защитную функцию 6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме 25. Липиды в клетке выполняют функции: 1) запасающую 2) гормональную 3) транспортную 4) ферментативную 5) переносчика наследственной информации 6) энергетическую 26. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот, 1)участвуют в образовании плазматической мембраны 2)входят в состав хромосом 3)являются ускорителями химических реакций 4)осуществляют транспортную функцию 5)выполняют защитную функцию 6)переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме 27. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами. ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛ ВИДЫ УГЛЕВОДОВ А) мономер 1. Целлюлоза Б) полимер 2. Глюкоза В) растворима в воде Г) не растворима в воде Д) входит в состав клеточных стенок растений Е) входит в состав клеточного сока растений 28. Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрой 1и 2 и какие функции они выполняют: 29. Что такое буферные системы? Какие буферные системы вам известны? 30. Каковы функции К+ и Na+? 31. Каково содержание микроэлементов? 32. Изобразите строение нуклеотида ДНК. 33. Перечислите функции восков. 34. Определите функции белков: 1) гемоглобина, 2) иммуноглобулина, 3) птиалина. 35. Две цепи ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число двойных и тройных водородных связей этой цепи ДНК, а также её длину, если известно, что нуклеотидов с тимином (Т) — 18, с цитозином (Ц) — 32 в обеих цепях ДНК; расстояние между нуклеотидами в молекуле ДНК составляет 0,34 нм. Ответ поясните. Входной тест по общей биологии для 10 класса (профиль) вариант № 2 1. Предметом изучения общей биологии является: 1) строение и функции организма 2) природные явления 3) закономерности развития и функционирования живых систем 4) строение и функции растений и животных 2. Строение и жизнедеятельность эритроцитов, нейронов, лимфоцитов изучают на уровне организации живой материи: 1) клеточном 2) тканевом 3) экосистемном 4) популяционно-видовом 3. Наименьший уровень организации живой материи: 1) клеточный 2) организменный 3) молекулярный 4) экосистемный 4. Наиболее распространенными в живых организмах элементами являются:1) С, О, S, N2) Н, С, О, N3) О, Р, S, С4) N, Р, S, О 5. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она: 1) обобщила все имеющиеся к XIX в. Знания о строении организмов 2) выявила элементарную структурную и функциональную единицу жизни 3) создала базу для развития цитологии 4) сделала все перечисленное в пунктах 1-3 6. Исключите лишнее понятие: 1) радикал 2) аминогруппа 3) карбоксильная группа 4) аминокислота 7. Запасным углеводом в клетках печени человека является: 1) целлюлоза 2) крахмал 3) глюкоза 4) гликоген 8. К полисахаридам относятся:1) крахмал, рибулоза, манноза2) гликоген, глюкоза, целлюлоза3) целлюлоза, крахмал, гликоген4) крахмал, целлюлоза, манноза 9. Незаменимыми для человека являются: 1) 7 аминокислот 2) 20 аминокислот 3) 8 аминокислот 4) таких аминокислот нет 10. Стабилизируют вторичную структуру белков в основном: 1) ковалентные связи 2) водородные связи 3) ионные связи 4) такие связи отсутствуют 11. Какую функцию выполняют белки, вырабатываемые в организме при проникновении в него бактерий или вирусов? 1) регуляторную 2) сигнальную 3) защитную 4) ферментативную 12. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке: 1) гормоны 2) ферменты 3) витамины 4) протеины 13. Мономерами ДНК являются: 1) аминокислоты 2) азотистые основания 3) дезоксирибоза 4) нуклеотиды 14. ДНК не содержится: 1) в ядре 2) в комплексе Гольджи 3) в митохондриях 4) в пластидах 15. Молекула РНК содержит азотистые основания:а) аденин, гуанин, урацил, цитозинб) цитозин, гуанин, аденин, тиминв) тимин, урацил, аденин, гуанинг) аденин, урацил, тимин, цитозин. 16. Число связей, возникающих в комплементарной паре оснований гуанин-цитозин молекулы ДНК, равно:1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 17. В молекуле АТФ остатки фосфорной кислоты соединены между собой связями:1) двумя водородными2) двумя электростатическими3) двумя макроэргическими4) тремя макроэргическими 18. Выберите верное суждение: 1) жиры относятся к гидрофильным веществам 2) вода не относится к полярным соединениям 3) щелочная среда – если водородных ионов много 4) молекула воды стремится связаться водородной связью с четырьмя соседними молекулами воды 19. Схема строения какой молекулы изображена на рисунке? 1)вторичная структура белка 2)вторичная структура ДНК 3)третичная структура белка 4)четвертичная структура ДНК 20. При обратимой денатурации молекул белка происходит 1)нарушение его первичной структуры 2)образование водородных связей 3)нарушение его третичной структуры 4)образование пептидных связей 21. Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность аминокислот в этом белке? 1) 90 2) 180 3) 360 4) 540 22. Основные положения клеточной теории позволяют сделать выводы о 1) влиянии среды на приспособленность 2) родстве организмов 3) происхождении растений и животных от общего предка 4) развитии организмов от простого к сложному 5) сходном строении клеток всех организмов 6) возможности самозарождения жизни из неживой материи 23. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки? 1) генная инженерия 2) микроскопирование 3) цитогенетический анализ 4) культуры клеток и тканей 5) центрифугирование 6) гибридизация 24. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов? 1) выполняют структурную и запасающую функции 2) выполняют каталитическую и транспортную функции 3) состоят из остатков молекул моносахаридов 4) состоят из остатков молекул аминокислот 5) растворяются в воде 6) не растворяются в воде 25. Чем молекула иРНК отличается от ДНК? 1) переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме 2) в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты 3) состоит из одной полинуклеотидной нити 4) состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей 5) в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил 6) ее нуклеотид содержит углевод дезоксирибозу и азотистое основание тимин 26. Какую функцию выполняют в клетке нуклеиновые кислоты? 1) являются хранителями наследственной информации 2) осуществляют гомеостаз 3) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме 4) участвуют в синтезе белка 5) входят в состав клеточной мембраны 6) выполняют сигнальную функцию 27. Установите соответствие между свойством и функцией органических веществ и их видом. СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ВИДЫ ВЕЩЕСТВ А) растворимы в воде 1. Липиды Б) гидрофобны 2. Моносахариды В) входят в состав мембран Г) включают остатки молекул глицерина и жирных кислот Д) образуются в результате расщепления крахмала Е) накапливаются в клетке животных 28. Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 3, 4 и какие функции они выполняют:
29. Перечислите свойства воды. 30. Каковы функции Fe2+? 31. Каково содержание макроэлементов? 32. Изобразите строение молекулы АТФ. 33. Перечислите функции фосфолипидов. 34. Приведите пример защитных белков. Определите функции белков: 1) коллагена сухожилия, 2) яичного альбумина, 3) пепсина. 35. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором закодирован белок, состоящий из 330 аминокислот? Какую он имеет длину (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)? infourok.ru Тест на тему "ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ"ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Вариант 1 Максимальное количество баллов — 56 I. Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А)полимер Б) гомополимер II. Какие из нижеперечисленных веществ являются гетероиолимерами (3 балла):
III. Какие из нижеперечисленных веществ не являются полимерами? (2 балла)
IV. Из ниже перечисленных веществ выберите полисахариды.(4 балла)
V. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1. Мономером белков является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. Мономером крахмала является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке: А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины 4.Последовательность мономеров в полимере называется:А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура
А- Г- А- Т- Т- Ц- Ц-А- Т- Г-Т-Г-Т-А-Т-Г-Г-Т-А-'Т X. Найдите ошибки в молекуле РНК: (3 балла) А- А- Т- Г- Ц- У- Т- А- Т- Ц XI. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. (17 баллов) Вещества: Функции:
Б) Углеводы 2. Структурная
Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная
XII. Чем отличаются друг от друга различные аминокислоты? Приведите примеры. (5 баллов) ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Вариант 2 Максимальное количество баллов — 56 I. Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А) мономер Б) гетерополимер II. Какие из ниже перечисленных веществ являются гомополимерами? (2 балла)
III. Какие из ниже перечисленных веществ являются полимерами? (3 балла)
IV. Из ниже перечисленных веществ выберите моносахариды.(4 балла)
V. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1. Мономером белков НЕ является: А) глицин В) аланин Б) глицерин Г) метионин 2. Мономером целлюлозы является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин
А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины
А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура
VIII. Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-Г-Ц-А-Т-Т-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. (5 баллов)
А- Г- А- Т- Т- А- Ц-А- Ц- Г-Т- Ц- Т- А- Т- Г- Г- А- Т- Ц
А- У- Т- Г- Ц- У- А- У- Т- Ц XI. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. (17 баллов)
XII. Объясните причины бесконечного многообразия белков. Приведите примеры. (5 баллов) ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Вариант 3 Максимальное количество баллов — 56 I. Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А)полимер Б) денатурация II. Какие из нижеперечисленных веществ являются гетерополи-мерами? (3 балла) Г. Инсулин 4. Хитин
III. Какие из ниже перечисленных веществ являются полимерами? (3 балла)
IV. Из нижеперечисленных веществ выберите олигосахариды(дисахариды). (2 балла)
V. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1. Мономером ДНК является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. В состав жиров входит: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3.Вещества, регулирующие обмен веществ в организме:А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины 4.Последовательность мономеров в белке называется:А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура
VIII.Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т-Г-А-А-Т-Ц-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. (5 баллов) IX. Найдите ошибки в молекуле ДНК. (5 баллов) А- Г- А- Т- А- Г- Ц-Т- Т- Г-Т- Т- А- Т- Т- Г- Г- А- Т- Ц X. Найдите ошибки в молекуле РНК. (2 балла) Г-Г-А-Г-Ц-Т-А-Т-А-Ц XI. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. (17 баллов) Вещества: Функции: A)Белки Энергетическая Б) Углеводы Структурная B) Липиды Запас питательных веществ Г)Нуклеиновые кислоты Защитная Информационная Каталитическая Транспортная XII. Какие функции выполняют в клетке неорганические вещества? (5 баллов) ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Вариант 4 Максимальное количество баллов — 56 I. Дайте собственное определение терминам. (4 балла) А)полимер Б)мономер II. Какие из ниже перечисленных веществ не являются гомополимерами? (3 балла)
III. Какие из ниже перечисленных веществ являются полимерами? (3 балла)
IV. Из нижеперечисленных веществ выберите полисахариды.(4 балла)
У. Выбрать правильный ответ. (4 балла) 1. Мономером РНК является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. В состав сахарозы входит: А) аденин В) глюкоза Б) рибоза Г) глицерин 3. В состав ДНК НЕ входит: А) дезоксирибоза В) урацил Б) аденин Г) фосфат 4. Структура, присущая только молекулам с массой более60000 а.е.м: А) первичная структура В) третичная структура Б) вторичная структура Г) четвертичная структура VI. Как отличаются по своим функциям ДНК и РНК? (5 баллов) VII. Уберите лишнее из списка: Mg, К, Pb, Na, Са. (1 балл) VIII.Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т-Г-А-А-Т-Ц-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. (5 баллов) IX. Найдите ошибки в молекуле ДНК. (3 алла) А- Г- Т- Т- А- Г- Ц-Т- Т- Г-Т- Т- Г- А- Т- Ц- Г- А- Т- Ц
Т- Г- А- Г- Ц- Ц- А- Т- А- Ц XI. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. (17 баллов) Вещества: A) Белки Б) Углеводы B) Липиды Г) Нуклеиновые кислоты Функции:
XII. Какие функции выполняет в клетке вода? (5 баллов) globuss24.ru Тема 2. Строение, химический состав клеткиВариант 1 1. Какие из нижеперечисленных веществ являются гетерополимерами: 1. Инсулин; 2. Крахмал; 3. РНК; 4. Хитин; 5. Целлюлоза 2. Какие из нижеперечисленных веществ не являются полимерами? 1. Глюкоза; 2. Гликоген; 3. Холестерин; 4. ДНК; 5. Гемоглобин 3. Из ниже перечисленных веществ выберите полисахариды. 1. Глюкоза; 2. Крахмал; 3. Рибоза; 4. Гликоген; 5. Дезоксирибоза; 6. Сахароза; 7. Хитин; 8. Лактоза; 9. Фруктоза; 10. Целлюлоза 4. Дайте собственное определение терминам. А) мономер; Б) гетерополимер Выберите правильный ответ. 5. Мономером белков является: А) нуклеотид; Б) аминокислота; В) глюкоза; Г) глицерин 6. Мономером крахмала является: А) нуклеотид; Б) аминокислота; В) глюкоза; Г) глицерин 7. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке: А) гормоны; Б) ферменты; В) витамины; Г) протеины 8. Последовательность мономеров в полимере называется: А) первичная структура; В) третичная структура; Б) вторичная структура; Г) четвертичная структура 9. Уберите лишнее из списка: С, Zn, О, N, Н. 10. Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-А-Ц-Г-Г-Т-А-Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. 11. Найдите ошибки в молекуле ДНК. А- Г- А- Т- Т- Ц- Ц-А- Т- Г- Т- Г- Т- А- Т- Г- Г- Т- А- Т 12. Найдите ошибки в молекуле РНК: А- А- Т- Г- Ц- У- Т- А- Т- Ц 13. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. Вещества: Функции: A) Белки 1. Энергетическая Б) Углеводы 2. Структурная B) Липиды 3. Запас питательных веществ Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная 5. Информационная 6. Каталитическая 7. Транспортная 14. Чем отличаются друг от друга различные аминокислоты?15. Как отличаются по химическому составу днк и рнк?16. Описать органоиды (рибосомы, комплекс Гольджи) по плану.а) Функции; б) Строение; в) Количество в клетке; г) Химический состав 17. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).
studfiles.net |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |