Физиологическая готовность детей к обучению в школе. Физиологическая готовность к школе это


Физиологическая готовность детей к обучению в школе — КиберПедия

Как уже было сказано, в понятии в первой главе «психологическая готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиоло­гический, личностный (социально-психологический) и психоло­гический (последний описан в главе 1.1). Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для форми­рования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школеопределяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уро­вень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при нали­чии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребен­ка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследо­вании выявлены различного вида минимальные мозговые дис­функции (ММД). Значительная часть детей старшего дошколь­ного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.).

С точки зрения психического развития, эти дети соответству­ют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприят­ных условиях функциональные и минимальные органические на­рушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Имеете с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учи­тывать при организации учебно-воспитательного процесса: сни­жение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагнос­тического обследования эти дети могут иметь нормальный (сред­ний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной на­грузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учеб­ной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у однокласс­ников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Готов и ли организм шести-семилетнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, о и возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6—7-летнетнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появле­ния отклонений в его здоровье.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологичес­кому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школь­ная нагрузка будет не по силам.

Результаты исследования морфофункционального и психофи­зиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилет­нем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не дости­гают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно среди девочек*.

Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается за­ключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует фор­мальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оцен­ку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физи­ческого развития современные 6-7-летние дети существенно от­личаются от своих сверстников в 60 — 70-е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет еже­годно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек проте­кает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6—7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов (табл. 1.1), достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине и 1а (табл. 1.2).

Таблица 1.1

 

Возраст ребенка   Количество постоянных зубов  
Мальчики   Девочки  
5,0   0 - 1   0-2  
5,5   0 - 3   0 - 4  
6,0   1 - 4   1 - 5  
6,5   2- 8   3 - 9  
7,0   6 - 10   6 - 11  

Таблица 1.2

  Возраст ребенка     Отношение окружности головы к длине тела ( X 100)  
Мальчики   Девочки  
5,0   49,4- 45,0   48,1 — 44,5  
5,5   47,9— 44,3   46,7 - 43,2  
6,0   46,6— 43,1   45,7 — 42,1  
6,5   45,4— 41,9   44,9- 41,6  
7,0   44,7 — 41,3   43,9- 39,7  

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа — дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.

Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклоне­ния здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обуче­ние в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими за­болеваниями, требующими длительного лечения и диспансериза­ции и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведе­ниях санаторного типа, специализированных школах либо пред­лагается временная отсрочка поступления в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклоне­ния в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физио­логических систем организма ребенка. В ходе медицинского об­следования измеряют частоту сердечных сокращений, артериаль­ное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

В шесть-семь лет организм ребенка растет и активно развива­ется. Повышаются надежность и резервные возможности сердеч­но-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообра­щения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эн­докринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строе­нию, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отде­лах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, дли­тельная работа за столом, продолжительные графические упраж­нения — все это может привести к нарушениям осанки, искривле­нию позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движе­ния, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при Исполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую про­блему в обучении современных первоклассников представляет Неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и несформированность навыка выполнения графических движений (психологичес­ким неготовность к обучению письму) [22, 23].

 

 

cyberpedia.su

Физиологическая готовность ребёнка к школе. Понятие «готовность ребёнка к школе»

Физиологическая готовность ребёнка к школе.

Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Скоро маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы действительно насыщены, впереди напряжённая умственная работа. Поэтому минимум за год до школы укрепляйте здоровье будущего ученика. Согласно требованиям медиков перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование специалистов. Но уже сейчас стоит объективно оценить здоровье малыша.

Обратите внимание на состояние носоглотки; всем известно, что такое аденоиды – разрастание лимфоидной ткани в носоглотке – они затрудняют носовое дыхание, вынуждают ребёнка постоянно держать рот открытым, кроме того препятствуют поступлению достаточного количества кислорода в лёгкие и различные клетки организма, особенно клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и как следствие к комплексу школьных проблем. Кроме того, холодный воздух, поступая в дыхательные пути через рот не успевает нагреться, поэтому в осеннее-зимнее время года дети постоянно переохлаждаются, в результате возникают частые простудные заболевания, ещё больше ослабляющие организм. Частые отиты, следствием которых у ребёнка бывает снижение слуха, также могут стать одной из причин затруднений в учёбе. Частые заболевания ангинами приводят как правило к увеличению миндалин, образованию в них гнойных пробок, т.е. хроническому воспалению.В результате в организме ребёнка образуется стойкий очаг инфекции. А последствия могут быть разными – от общей ослабленности организма до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития.

Нельзя обойтись и без визита к окулисту. Несмотря на то, что для многих дошкольников характерно гармоничное развитие органа зрения, всё-таки около 4% детей уже до поступления в школу имеют миопию, т.е. близоруки. Эффективность мер, направленных на охрану зрения зависит не только от врача, но и от педагогов и родителей. Проводить мероприятия, которые помогут сохранить зрение важно потому, что начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза, тем более, что возраст 6-7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Если будет выявлено, что зрение ребёнка снижено, позаботиться об очках надо до поступления в первый класс, ведь ребёнок должен привыкнуть к очкам заранее. При любых занятиях ребёнка важно следить, чтобы освещённость рабочего места была достаточной, свет падал правильно. Рекомендуются специальные упражнения для укрепления зрения, которые можно выполнять дома (посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, на приближённы объект, на удалённый).

Хорошие зубы – залог здоровья. Больные зубы – различные хронические воспалительные очаги в организме, ревматизм, болезни почек. Но особенно страдают органы пищеварения: при наличии больных зубов в желудок попадает плохо пережёванная и мало пропитанная слюной пища. Дети, имеющие больные зубы быстро утомляются, рассеяны и у них безусловно чаще отмечаются трудности обучения. Практика показывает, что многие родители уверены в том. Что за молочными зубами ухаживать совсем не обязательно. Вот вырастут постоянные, тогда. А тогда будет уже поздно. Начинать чистить зубы необходимо уже при появлении у малыша первых четырёх резцов. Дошкольники с трёх лет могут чистить зубы самостоятельно, нужно только научить их. И если у ребёнка появились на зубах чёрные точки, образующие полость, следует немедленно обратиться к врачу. Помимо кариеса часто встречаются искривление зубов и неправильный прикус. Не стоит надеяться что эта проблема пройдёт сама собой. Обратитесь к специалисту, посоветуйтесь, постарайтесь выполнить все его рекомендации. Пренебрежение этой проблемы в дальнейшем может стать причиной больших трудностей в школьной жизни ребёнка.

Особое внимание при подготовке ребёнка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. В силу разных причин – индивидуальных, социальных особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Чаще всего нарушено произношение звуков р, л, с,з,ц, ш,ж,ч,щ. Эти звуки либо отсутствуют в речи, либо искажаются: рука – ука, лука; лук-вук. Необходимо устранить все недостатки произношения ещё до начала обучения в школе. Иначе эти дефекты закрепятся и малыш будет писать слова так, как слышит. В итоге неизбежные ошибки в письменных работах.

Если вы обнаружили у своего ребёнка нарушение звукопроизношения – самое разумное обратиться за помощью к специалисту – логопеду. Не надейтесь, что эти речевые недостатки пройдут сами.

Следующее о чём необходимо сказать – это осанка. В настоящее время в школу приходит более 30% детей, имеющих нарушение осанки. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку важно ещё и потому, что с началом обучения в школе маленькому ученику придётся длительное время сидеть за столом, за партой, т.е. статическая нагрузка будет очень большой, что является фактором риска для здоровья ребёнка. Что можете сделать вы для укрепления осанки? Матрас, на котором спит ребёнок д.б. жёстким. В этом случае он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Самая подходящая подушка – плоская, желательно из пера или конского волоса. Важно и то за каким столом занимается ребёнок. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка (три точки опоры, расположение тетради под углом 45 градусов, наклон головы 30 см.). Средства для профилактики нарушения осанки:

-постоянное наблюдение за позой ребёнка во время игр и занятий

-движение во всех видах

-подвижные игры на воздухе

-утренняя гимнастика

-закаливание

-достаточное освещение и правильно подобранная мебель.

-специальный комплекс физических упражнений (совет врача)

Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы. Они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям и воспитателям. Их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-либо делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, дерутся. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но, видя, что всё напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии. Или же другая категория детей – застенчивы до пугливости, нерешительные и робкие. Такие дети ещё не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно «очень трудное», «вокруг шумят», «голова болит». Всегда виноват кто-то другой, но на самом дело они заранее знают, что не справятся с этим заданием. В результате ребёнок всё разбрасывает и отталкивает задание в сторону. Очень часто эти дети плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики, ночное недержание мочи, различные навязчивые движение (кусание ногтей, покашливание, выдёргивание волос).

Нельзя сказать что родители не обращают внимание на подобное состояние ребёнка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его, нередко считают эти особенности поведения избалованностью или характером. Порой поддаются чувству раздражения, срываются, совершая тем самым подчас непоправимые ошибки. Конечно такие дети вызывают раздражение даже у любящих родителей. Однако, опыт показывает, что частые наказания, окрики не помогают, а только провоцируют ухудшение здоровья ребёнка. Прежде чем наказывать, обвинять, строго требовать подчинения необходимо разобраться – не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. За помощью к врачу обращаются очень редко. Больше того, рекомендация показать ребёнка детскому психиатру (нередко родителей просят и воспитатели в детском саду и учитель в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Бывают ответы: «Разве мой ребёнок нервнобольной?», «Согласны идти к любому врачу, но только не к психиатру». Чаще всего это непонимание и страх6 вдруг поставят на учёт, узнают знакомые. А если и идут на диспансеризациюперед школой, то только с одной целью – не сказать ничего, скрыть самое существенное, убедить себя и доктора в том, что всё в порядке. Короче честолюбие превыше всего, а страдает ребёнок, который обречён на тяжёлую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге серьёзный срыв здоровья. Т.о. не стоит откладывать визит к врачу. Только своевременно принятые меры помогут вашему ребёнку преодолеть все трудности, которые ждут его в начале учёбы.

Итак, до школы осталось не так уж много времени . Используйте его таким образом, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, вашего терпения, организованности, желания помочь своему ребёнку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье и интерес к учёбе.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Физиологическая готовность ребенка к школе

«Готовность ребёнка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении с взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венер).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или, если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность: это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

4. Познавательная готовность ребенка к школе:

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1.Внимание

- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;

-находить сходства и отличия между предметами, картинками;

- уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее;

- легко играть в игры на внимание, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2. Математика

- цифры от 0 до 10;

-прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

-арифметические знаки: «+», «-«, «=»;

-деление круга, квадрата напополам, четыре части;

-ориентировка в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за» и т. п.;

-решение задач на сложение и вычитание;

-состав числа из двух меньших в пределах 10;

-ориентировка во времени: последовательность дней недели, месяцев, времен года, частей суток.

3. Память

-запоминание 10-12 картинок;

-рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.;

-пересказ текста из 4-5 предложений.

4. Мышление

-заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.;

-находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.;

-определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом;

-находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;

-складывать пазлы без помощи взрослого;

-складывать из бумаги вместе с взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5. Мелкая моторика

-правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;

-раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;

-вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;

-выполнять аппликации.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

6. Речь

-составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть;

-понимать и объяснять смысл пословиц;

-составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;

-выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;

-различать в словах буквы и звуки.

7. Окружающий мир

-знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее;

-называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Памятка для родителей будущих первоклассников

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. Насколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

.

.

100-bal.ru

Физиологическая готовность ребенка к школе

«Готовность ребёнка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении с взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

^

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

^

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венер).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или, если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

^

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

^

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность: это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

^

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

^

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

^

1.Внимание

- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;

-находить сходства и отличия между предметами, картинками;

- уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее;

- легко играть в игры на внимание, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2. Математика

- цифры от 0 до 10;

-прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

-арифметические знаки: «+», «-«, «=»;

-деление круга, квадрата напополам, четыре части;

-ориентировка в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за» и т. п.;

-решение задач на сложение и вычитание;

-состав числа из двух меньших в пределах 10;

-ориентировка во времени: последовательность дней недели, месяцев, времен года, частей суток.

3. Память

-запоминание 10-12 картинок;

-рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.;

-пересказ текста из 4-5 предложений.

4. Мышление

-заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.;

-находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.;

-определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом;

-находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;

-складывать пазлы без помощи взрослого;

-складывать из бумаги вместе с взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

^

-правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;

-раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;

-вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;

-выполнять аппликации.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

6. Речь

-составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть;

-понимать и объяснять смысл пословиц;

-составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;

-выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;

-различать в словах буквы и звуки.

^

-знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее;

-называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

^

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. Насколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

.

.

lit-yaz.ru

Готовность к школе: проверь ребенка

Начало обучения ребенка в 1-м классе - это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни ребенка. Ведь в жизни малыша произойдет много изменений: появятся новые знакомства, новые взаимоотношения, новые обязанности. Изменится вид деятельности: сейчас основной деятельностью карапуза является игра, с приходом в школу основной деятельностью станет обучение.

В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к школьному обучению». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется? В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается как комплексное и многогранное, которое охватывает все сферы жизни и деятельности будущего первоклассника, которое необходимо сразу разделить понятия педагогической и психологической.

Педагогическая готовность к школе

Под педагогической готовностью, как правило, подразумевается умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие только этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.Психологическая готовность к школе включает следующие компоненты:

  • физиологическая готовность
  • gознавательная (интеллектуальная) готовность
  • эмоционально-волевая готовность
  • социальная готовность
  • мотивационная готовность

 

Физиологическая готовность ребенка к школе

Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. Здоровые дети лучше приспосабливаются к изменениям, связанныи с началом обучения

Признаки физической   готовности к школе:

  • меняются  зубы
  • ребенок может достать правой рукой до левого ухо, огибая голову сверху, а левой - правогоо (достаточная длина рук)
  • ловит и бросает мяч
  • поднимается по лестнице переставляя ноги
  • на пальчиках ног и рук выражены суставчики (у незрелых деток ручки и ножки еще пухленькие, суставчики незаметны)
  • оттопыривает большой палец при рукопожатии.

 

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка:  мышление, память, внимание, восприятие, воображение.  

Мышление

На момент начала обучения в школе ребенок должен обладать определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми.

Например, ребенок должен знать свое имя и фамилию, основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг), основные цвета. Владеть понятием «больше» - «меньше», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (различал понятия «лево» и «право», понимал значения понятий «под», «над», «около», «между»). Ребенок должен уметь сравнивать, анализировать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

Внимание

Чем выше уровень внимания, тем выше эффективность обучения. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, непохожие на те, которые выполнялись во время игры. Школьные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации и требуют большего сосредоточения.

Память

Безусловно, легче будет учиться тому ребенку, у которого хорошо развита память.

Достаточный словарный запас

Для успешного обучения является умение ребенка отвечать на вопросы, уметь выражать свои мысли. Предпосылкой этих умений является достаточный словарный запас ребенка. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Почему первоклассник отказывается идти в школу 

Развитая мелкая моторика рук

Достаточное развитие мышц руки, умение выполнять пальчиками мелкие действия (например, развитие мелкой моторики рук) будет залогом того, что ребенок легко научится писать.

Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время специальных игровых занятий с малышом (именно игра превращает скучное обучение на интересную и увлекательную игру), и во время ежедневного бытового общения.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе

Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, является эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению. Эта составляющая включает достаточное развитие воли, ослабление импульсивных реакций, умение управлять своими эмоциями (например, слушать, не перебивая). Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

Выполняет ли твой малыш простые, но постоянные поручения (например поливать цветы)? Или убирает ли за собой игрушки? Застилает ли свою постель (хотя бы с помощью взрослых)? Не перебивает во время разговора? Дав ответ на эти простые вопросы, ты узнаешь, сформирована ли у малыша эмоционально волевая готовность.

Социальная готовность ребенка к школе

Следующий компонент - социальная готовность. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса, уважение к желаниям других людей. Вообще, ребенок ведет себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть ребенок в своих взаимоотношениях с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения царят в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, является стремление получать знания, узнавать новое, интересное, выполнять новую социальную роль - роль школьника.

Помни, приемные комиссии не имею право проверять умение ребенка писать, читать и считать - этому он должен научиться в первом классе.

Следует помнить, что игровая мотивация сменяется на учебную после 7 лет (есть немало исключений, но в основном так)

После семи лет у ребенка формируется способность произвольно удерживать внимание...

Поэтому большинство психологов за то, чтобы дети шли в школу с 7 лет.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Как быстро подготовить ребенка к школе 

tvoymalysh.com.ua

6. Физиологическая готовность к школе. Проблема готовности детей к школе

Похожие главы из других работ:

Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению детей

2.3. Интеллектуальная готовность дошкольников к школе

Первичные данные выполнения заданий дошкольниками по методике оценки запаса знаний детей об окружающем мире представлена в приложении 6 таблица 1-3. В результате исследования дети нормально развивающихся, детей с ЗПР и детей с ОНР...

Возрастная психология - исследование детей от 6 до 8 лет

1. Тестирование на готовность к школе

Тестирование на готовность к школе, проводилось на 2 детях дошкольного возраста, с целью выявления их готовности к школе. Следовательно, по каждой методике будут расписаны результаты тестирования к каждому ребенку...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.2 Готовность к школе

Проблема психологической готовности к школе Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников...

Младший школьный возраст

5.1 Готовность к школе

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью...

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста

ГЛАВА 3. Готовность ребенка к школе

...

Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

...

Проблема готовности детей к школе

2. Мотивационная готовность к школе

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений. Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию...

Проблема готовности детей к школе

3. Волевая готовность к школе

Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам...

Проблема готовности детей к школе

4. Социальная готовность к школе

Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения. Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения...

Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

1.4 Личностная готовность к школе

Требования, которые предъявляют к ребенку школа значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом...

Психологическая готовность к обучению в школе

4. Психологическая готовность ребенка к школе

Итогом развитием ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником...

Психологическая готовность к школьному обучению

2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Высокий уровень развития наглядно - образного мышления, т. е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданий в рисунках или графических изображениях называется интеллектуальной готовностью к обучению...

Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

1.3 Мотивационная готовность к обучению в школе

Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием...

Социальная готовность ребенка к школе

1. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

По закону о дошкольных учреждениях Эстонской республики в задачу местных органов самоуправления входит создание условий для получения начального образования всеми детьми, проживающими на их административной территории...

Социальная готовность ребенка к школе

1.1 Готовность детей к школе

Школьная готовность означает физическую, социальную, мотивационную и умственную готовность ребёнка к переходу от основной игровой деятельности к направленной деятельности более высокого уровня...

psy.bobrodobro.ru

Физиологическая готовность ребёнка к школе

Физиологическая готовность ребёнка к школе.

Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Скоро маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы действительно насыщены, впереди напряжённая умственная работа. Поэтому минимум за год до школы укрепляйте здоровье будущего ученика. Согласно требованиям медиков перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование специалистов. Но уже сейчас стоит объективно оценить здоровье малыша.

Обратите внимание на состояние носоглотки; всем известно, что такое аденоиды – разрастание лимфоидной ткани в носоглотке – они затрудняют носовое дыхание, вынуждают ребёнка постоянно держать рот открытым, кроме того препятствуют поступлению достаточного количества кислорода в лёгкие и различные клетки организма, особенно клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и как следствие к комплексу школьных проблем. Кроме того, холодный воздух, поступая в дыхательные пути через рот не успевает нагреться, поэтому в осеннее-зимнее время года дети постоянно переохлаждаются, в результате возникают частые простудные заболевания, ещё больше ослабляющие организм. Частые отиты, следствием которых у ребёнка бывает снижение слуха, также могут стать одной из причин затруднений в учёбе. Частые заболевания ангинами приводят как правило к увеличению миндалин, образованию в них гнойных пробок, т.е. хроническому воспалению.В результате в организме ребёнка образуется стойкий очаг инфекции. А последствия могут быть разными – от общей ослабленности организма до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития.

Нельзя обойтись и без визита к окулисту. Несмотря на то, что для многих дошкольников характерно гармоничное развитие органа зрения, всё-таки около 4% детей уже до поступления в школу имеют миопию, т.е. близоруки. Эффективность мер, направленных на охрану зрения зависит не только от врача, но и от педагогов и родителей. Проводить мероприятия, которые помогут сохранить зрение важно потому, что начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза, тем более, что возраст 6-7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Если будет выявлено, что зрение ребёнка снижено, позаботиться об очках надо до поступления в первый класс, ведь ребёнок должен привыкнуть к очкам заранее. При любых занятиях ребёнка важно следить, чтобы освещённость рабочего места была достаточной, свет падал правильно. Рекомендуются специальные упражнения для укрепления зрения, которые можно выполнять дома (посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, на приближённы объект, на удалённый).

Хорошие зубы – залог здоровья. Больные зубы – различные хронические воспалительные очаги в организме, ревматизм, болезни почек. Но особенно страдают органы пищеварения: при наличии больных зубов в желудок попадает плохо пережёванная и мало пропитанная слюной пища. Дети, имеющие больные зубы быстро утомляются, рассеяны и у них безусловно чаще отмечаются трудности обучения. Практика показывает, что многие родители уверены в том. Что за молочными зубами ухаживать совсем не обязательно. Вот вырастут постоянные, тогда. А тогда будет уже поздно. Начинать чистить зубы необходимо уже при появлении у малыша первых четырёх резцов. Дошкольники с трёх лет могут чистить зубы самостоятельно, нужно только научить их. И если у ребёнка появились на зубах чёрные точки, образующие полость, следует немедленно обратиться к врачу. Помимо кариеса часто встречаются искривление зубов и неправильный прикус. Не стоит надеяться что эта проблема пройдёт сама собой. Обратитесь к специалисту, посоветуйтесь, постарайтесь выполнить все его рекомендации. Пренебрежение этой проблемы в дальнейшем может стать причиной больших трудностей в школьной жизни ребёнка.

Особое внимание при подготовке ребёнка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. В силу разных причин – индивидуальных, социальных особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Чаще всего нарушено произношение звуков р, л, с,з,ц, ш,ж,ч,щ. Эти звуки либо отсутствуют в речи, либо искажаются: рука – ука, лука; лук-вук. Необходимо устранить все недостатки произношения ещё до начала обучения в школе. Иначе эти дефекты закрепятся и малыш будет писать слова так, как слышит. В итоге неизбежные ошибки в письменных работах.

Если вы обнаружили у своего ребёнка нарушение звукопроизношения – самое разумное обратиться за помощью к специалисту – логопеду. Не надейтесь, что эти речевые недостатки пройдут сами.

Следующее о чём необходимо сказать – это осанка. В настоящее время в школу приходит более 30% детей, имеющих нарушение осанки. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку важно ещё и потому, что с началом обучения в школе маленькому ученику придётся длительное время сидеть за столом, за партой, т.е. статическая нагрузка будет очень большой, что является фактором риска для здоровья ребёнка. Что можете сделать вы для укрепления осанки? Матрас, на котором спит ребёнок д.б. жёстким. В этом случае он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Самая подходящая подушка – плоская, желательно из пера или конского волоса. Важно и то за каким столом занимается ребёнок. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка (три точки опоры, расположение тетради под углом 45 градусов, наклон головы 30 см.). Средства для профилактики нарушения осанки:

-постоянное наблюдение за позой ребёнка во время игр и занятий

-движение во всех видах

-подвижные игры на воздухе

-утренняя гимнастика

-закаливание

-достаточное освещение и правильно подобранная мебель.

-специальный комплекс физических упражнений (совет врача)

Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы. Они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям и воспитателям. Их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-либо делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, дерутся. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но, видя, что всё напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии. Или же другая категория детей – застенчивы до пугливости, нерешительные и робкие. Такие дети ещё не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно «очень трудное», «вокруг шумят», «голова болит». Всегда виноват кто-то другой, но на самом дело они заранее знают, что не справятся с этим заданием. В результате ребёнок всё разбрасывает и отталкивает задание в сторону. Очень часто эти дети плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики, ночное недержание мочи, различные навязчивые движение (кусание ногтей, покашливание, выдёргивание волос).

Нельзя сказать что родители не обращают внимание на подобное состояние ребёнка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его, нередко считают эти особенности поведения избалованностью или характером. Порой поддаются чувству раздражения, срываются, совершая тем самым подчас непоправимые ошибки. Конечно такие дети вызывают раздражение даже у любящих родителей. Однако, опыт показывает, что частые наказания, окрики не помогают, а только провоцируют ухудшение здоровья ребёнка. Прежде чем наказывать, обвинять, строго требовать подчинения необходимо разобраться – не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. За помощью к врачу обращаются очень редко. Больше того, рекомендация показать ребёнка детскому психиатру (нередко родителей просят и воспитатели в детском саду и учитель в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Бывают ответы: «Разве мой ребёнок нервнобольной?», «Согласны идти к любому врачу, но только не к психиатру». Чаще всего это непонимание и страх6 вдруг поставят на учёт, узнают знакомые. А если и идут на диспансеризациюперед школой, то только с одной целью – не сказать ничего, скрыть самое существенное, убедить себя и доктора в том, что всё в порядке. Короче честолюбие превыше всего, а страдает ребёнок, который обречён на тяжёлую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге серьёзный срыв здоровья. Т.о. не стоит откладывать визит к врачу. Только своевременно принятые меры помогут вашему ребёнку преодолеть все трудности, которые ждут его в начале учёбы.

Итак, до школы осталось не так уж много времени . Используйте его таким образом, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, вашего терпения, организованности, желания помочь своему ребёнку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье и интерес к учёбе.

dopoln.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность