Абрахам Маслоу: основные достижения и исследования. Маслоу абрахам пирамида потребностей


Маслоу Абрахам Харольд (пирамида потребностей)

Психология как наука имеет многолетнюю историю развития, которая создавалась трудами и исследованиями разных ученых по всему миру. Поэтому в настоящее время мы имеем возможность использовать всю накопленную информацию, чтобы изучать психическую жизнь людей и закономерности их взаимодействия с окружающей средой.

И одним из величайших ученых, которые внесли огромный вклад в развитие данной отрасли, является Абрахам Маслоу. Выдающийся профессор, идеолог, теоретик и психолог, он всю свою жизнь работал над изучением природы человека и возможностей личности.

Его теории и труды позволили сделать большой прорыв в развитии психологии. В частности, благодаря его трудам гуманистическая психология смогла преодолеть сразу несколько витков развития. О биографии и достижениях великого американского исследователя вы сможете узнать из этой статьи.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

Рекомендуем: Карл Роджерс: биография

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

Рекомендуем: Как выйти из зоны комфорта?

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Изданные и неизданные труды ученого

Одновременно с исследованием моделей поведения обезьян и изучением природы человека Абрахам Маслоу писал книги. И первые результаты его трудов читатели смогли увидеть в 1954 году, когда ученому было уже за 40.

Его первым изданием стала работа, которая называлась «Мотивация и личность». В ней профессор раскрыл структуру присущих в той или иной мере каждому человеку потребностей в виде иерархической структуры. Стоит заметить, что пирамида Маслоу в настоящее время известна всем, даже детям, проходящим обучение в средних школах. Фундаментальной основой разработанной структуры было то, что человеку свойственно удовлетворять сначала свои природные (базовые) нужды, после чего он будет готов к удовлетворению других своих потребностей.

Рекомендуем: Виктор Франкл (биография)

Составленная Абрахамом пирамида потребностей отчасти коснулась и другого понятия, фигурирующего в гуманистической психологии и выделенного также Абрахамом Маслоу – «комплекс Ионы». Это Маслоу объяснил взаимосвязью между бесконтрольным сопротивлением реализации заложенных природой потребностей и осознанным стремлением человека к раскрытию своих талантов. То есть в условиях удовлетворенности своим нынешним состоянием (стабильно-ограниченным) человек стремится сохранить контроль над ситуацией, игнорируя возможности, которые ежедневно ему предоставляет судьба.

Спустя 8 лет после издания первой книги в свет вышла очередная публикация Абрахама Маслоу – «К психологии бытия» (1962 г.). В данном своем труде ученый более детально и четко определил, какие потребности испытывают люди, и разделил их на группы. Сам профессор считал эту работу незавершенной, как и книгу «Дальние пределы человеческой природы», которую мир увидел спустя несколько лет после смерти психолога, а умер он в 1970 году.

Знаменательное открытие ученого

Но давайте поговорим о наиболее выдающихся достижениях этого великого человека. К примеру, о том, что такое пирамида Маслоу и каков принцип ее формирования. В начале своей активной деятельности американский ученый смог выделить и описать пять основных потребностей индивида, без которых тот не может представить своего дальнейшего существования.

По мнению Абрахама, в таблицу самых важных жизненных ценностей должны быть включены главные насущные потребности человека, которые следует разместить сверху вниз по степени важности каждой из них. Таким образом была составлена пирамида потребностей Абрахама Маслоу, в которой нужды физического характера выступали основой, а ближе к вершине располагались моральные и духовные потребности человека.

Рекомендуем: Потребности человека

Если представить ее не в виде таблицы, то пирамида Маслоу будет включать следующие позиции:

  • Потребности, связанные с жизнедеятельностью человека. Это пища и вода, сексуальное удовлетворение и различные материальные ресурсы.
  • Безопасность. Каждый индивид стремится к ощущению защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
  • Взаимодействие с социумом. К этому пункту пирамиды можно отнести необходимость принадлежать к какому-то социальному сообществу, поддерживать дружбу, создавать отношения и семью.
  • Признание в узких кругах. Одной из главных для человека потребностей Маслоу считал необходимость чувствовать уважение к своей персоне со стороны окружающих его людей.
  • Самореализация/самоактуализация. Человек чувствует желание развиваться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать и оттачивать свои навыки, знания.

Предложенная Маслоу пирамида, которая олицетворяет собой модель главных, по мнению американского ученого, потребностей человека, прекрасно отражает смысл систематизированных положений о мотивации в рамках изучения природы человека.

Первоначальным источником, откуда впервые можно было узнать о теории иерархии потребностей, стала книга американского идеолога Маслоу «A Theory of Human Motivation» (изданная в 1943 г.). Спустя 11 лет вышла очередная написанная профессором книга, где в деталях была рассмотрена теория мотивации. Маслоу назвал ее «Motivation and Personality» («Теория человеческой мотивации»).

К слову, идеи психолога и мыслителя А. Х. Маслоу, изложенные в рамках исследования роли и значимости мотивации в жизни человека, получили свое широкое применение в теории менеджмента.

Более детальная схема

По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:

  • Пища, вода, сексуальное влечение.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть необходимым.
  • Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
  • Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
  • Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
  • Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.

И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.

Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным фрейдизму, а также бихевиоризму.

Ее задачей является изучение людей, которые достигли вершины пирамиды потребностей Маслоу, сумев достичь предела самоактуализации. На сегодняшний день, к сожалению, среди населения планеты можно выделить не более 3-4% таких людей, кто действительно смог достичь вершины собственного развития.

И фундаментальная теория личности Маслоу рассматривает все аспекты развития личности, включая степень самоактуализации, его приоритеты и задействованные механизмы развития. Таким образом, Абрахам Маслоу указал на необходимость развития нового подхода к рассмотрению психики, так как в ходе своих исследований смог выявить существенные недостатки психоанализа. С точки зрения американского идеолога и психолога Маслоу, основой развития личности и социума является склонность людей к самоактуализации и саморазвитию, а также стремление к личностному росту. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, или почему не все идут в млм

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, или почему не все идут в МЛМ

Это пирамида Маслоу.  Абрахам Маслоу — известный психолог, который жил в прошлом столетии. Он доказал, что каждому человеку с рождения обязательно даны потребности, или инстинкты. Эти потребности создают иерархию, т.е. пока вы не удовлетворите свои низшие потребности, мысли о человеческих потребностях более высших порядков будут вам недоступны, вам будет не до того. (н-р: если вы неделю ничего не ели, вашим разумом и действиями будет целиком и полностью владеть голод. Вам будет бесполезно говорить о высших материях, о милосердии и сострадании и просить отдать бродячей собачке попавший вам в руки кусок колбасы. Так?.. Здесь и кроется ответ, почему не все идут в МЛМ, но обо всем по порядку.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу отражает путь развития здоровой цельной личности (без психических отклонений). Только в том случае, когда личность развивается в правильном направлении, ее жизнь будет наполнена и обогащена смыслом. А отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни — это по праву считается  патологией.

А многие ли люди знают смысл своей жизни? Довольны своей жизнью? Живут яркой, полной смысла, интересной и счастливой жизнью? Думаю, ответ будет грустный… Давайте разберемся в некоторых причинах этого.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу состоит из 5 уровней (есть интерпретации в 7 уровней). Итак, рассмотрим уровни.

1 Уровень. Физиологические потребности – нам всем надо кушать, пить, одеваться. Пока эта ниша не заполнена, вам не нужны ни бриллианты, ни путешествия в экзотические страны. Вам есть нечего — какие бриллианты? Пока ты вот это не заполнишь, пока у тебя будет головная боль, чем ребенка накормить, хватит ли денег на кассе, или придется что-то из корзинки выкладывать, ты не будешь дальше двигаться. Условие для продолжения развития — вначале заполнить вот этот уровень!

2 Уровень. Защищенность – это потребность в безопасности, собственном жилье, в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, и т.д.  Кто уверен сейчас на 100%, что его никогда не уволят, у кого есть сберегательный счет в банках, который позволит в случае форс-мажора, потери работы или потери кормильца (это для домохозяек) жить полгода, год, два спокойной жизнью, пока не разрешится ситуация? Все такие? 100%? Думаю, ответ тоже будет грустный.

3 Уровень. Принадлежность к социальной группе, коллективу, дружба, любовь. Все люди живут в социуме. Для человека очень важно чувствовать принадлежность к группе, коллективу, любить и быть любимым.  ПРИМЕР неудовлетворения в этой области: Есть очень много профессий, хороших профессий, высокооплачиваемых, при которых 1 и 2 уровни заполнены, но нет принадлежности к чему-либо.  Или, например, взять  успешных бизнесменов  и индивидуальных предпринимателей. Там, в традиционном бизнесе, человек – волк-одиночка, там конкуренция, там дружбы быть не может и нет возможности поделиться насущным с теми, людьми, кто «варится в твоей кашке» и кто поймет, как никто другой. А когда у тебя 1 и 2 уровни заполнены, появляется непреодолимая потребность в заполнении 3 уровня потребностей – хочется дружбы, коллектива, хочется присоединиться к хорошему обществу  – к престижному обществу достойных и успешных людей.

4 Уровень. Признание, внимание, значительность, уважение со стороны других людей. Но опять же, если человеку сейчас на жизнь не хватает, еле-еле концы с концами сводит, от зарплаты до зарплаты живет, говорить ему о том, что ты будешь стоять на сцене, тебя будут чествовать, рукоплескать и цветы дарить – СМЕШНО. Но когда 1-2-3 уровни заполнены – это становится важным, нужным и необходимым.

ПРИМЕР: Слышали, как состоятельные, богатые люди спиваются или заканчивают самоубийством? Люди с низших уровней этого понять не могут: «Что им не жилось спокойно – все же было!» Ан нет, не все! Материальное благополучие –  это еще далеко не все — жизнь ради материальных потребностей не сможет удовлетворять вас в течение продолжительного времени. Это — к вопросу о деньгах.  Сами по себе деньги счастья не дают. Деньги – это просто лишь способ удовлетворения низших уровней. Как отсутствие денег негативно сказывается на личности (если уровни не заполнены – дальше развиваться не можешь), так и к счастью это точно не приведет.

А что же к нему приведет и что такое счастье?

Счастье – это не просто достижение высшего уровня –МИССИИ, а и сам процесс этого достижения вам уже приносит огромное удовольствие.

Так вот Абрахам Маслоу доказал: ТОЛЬКО Если здесь(1-2-3-4 уровни) все в порядке, вы обретаете чувство своей ценности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Незаполнение этих уровней ведет к появлению чувства неполноценности, подавленности или невротической склонности.

Это может быть обидным, но это так! Можно обижаться, а можно задуматься – вот почему вопрос о смысле жизни многих ставит в тупик.

Абрахам Маслоу доказал, что Степень удовлетворения базовых потребностей связана с уровнем психического здоровья.  Только полное удовлетворение базовых потребностей гарантирует вам полное психическое здоровье. Базовые — это 1, 2, 3, 4 уровни.

Исследования здоровых людей показывает, что все они обладают одинаковыми чертами:

Это достаточно высоконравственные люди. Им присущи широта взглядов, умение быть выше обыденных проблем, мыслить масштабно. Им не составляет никакого труда сохранять спокойствие и невозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у них реакций протеста, как у обычных людей. Они умеют сохранять достоинство и с честью выходят из самых сложных ситуаций. Они умеют отстраняться от ситуации и посмотреть на нее со стороны, даже если проблемы касаются их. У них крепкий сон, хороший аппетит, они могут улыбаться и смеяться в периоды тревог и волнений. Способны принимать самостоятельные решения, самодисциплинированы.

Так вот, предположим, что базовые уровни потребностей полностью заполнены  — организм во-первых,полностью здоров (от неврозов, а все физ.болезни кстати от нервов), во-вторых, свободен для самореализации. То есть человек – он самодостаточен, он не зависит от каких-то условностей, от недостатка финансов, от окружения. По Маслоу,  это означает полную психологическую свободу.

Только в этих условиях у человека появится потребность в самореализации, в выполнении своего предназначения, только здесь вы сможете по-настоящему и непредвзято задуматься о смысле своей жизни!

Вот пока я это не поняла, я очень удивлялась, почему некоторые люди так агрессивно реагируют на казалось бы простой вопрос «Для чего ты живешь?».

Мы не овощи и не животные. Каждый человек на этой Земле не просто так для количества, каждый человек пришел в этот мир, чтобы исполнить свою миссию, именно ту, которую лучше него не исполнит никто!  И именно для этого он и появился на свет – каждый для своего! Конкретное воплощение миссии отличается значительным разнообразием. И здесь  не обязательно становиться известным ученым или композитором, может лучше вас никто не сможет вырастить красивейший сад, а может лучше вас никто не сможет стать авторитетом для вашего ребенка. И прошу не путать это с обычной человеческой потребностью в воспроизводстве и воспитании своих детей – вырастить и выкормить может каждый, а вот научить жить в этой жизни, дать путевку в жизнь, стать уважаемой в глазах вашего ребенка личностью и объектом гордости  может не каждый. Есть специальные техники, чтоб познать свою миссию или хотя бы приблизиться к пониманию ее.

5 Уровень. Самореализация по Абрахаму Маслоу имеет самый важный момент в становлении личности.

Отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни — это Патология.

Что страшно – что здесь людей мало! Не доходят они до вершины развития человека, где-то застревают.

Чтобы идти к самореализации, надо иметь курс, направление. Надо обязательно представлять, куда ты идешь, и самое главное — хотеть туда прийти во что бы то ни стало. Определить такую конечную (условно конечную цель)) можно путем мысленного прохождения всех уровней, которые вас отделяют. Есть определенные техники, об этом позже.

Так вот, если глобальная цель на жизнь созвучна с тем, что человеку может дать сетевой маркетинг (общество, уважение, признание, реализация себя как лидера или банально деньги для тех условий, которые продвинут человека к достижению своей глобальной цели), то он будет мотивирован идти в МЛМ. Но не всем нужно то, что может дать сетевой маркетинг — вот почему не все идут в МЛМ! Вы сейчас воскликнете, деньги же всем нужны! Деньги-то, может быть, и всем, а вот деньги для достижения глобальной НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ цели — не всем, так как цель такая есть далеко не у всех. Обычная материальная вещь глобальной целью быть не может. Не может быть смыслом жизни материальный предмет. А просто деньги не мотивируют, деньги на материальный предмет — тоже.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу — это гениальная вещь, в ней есть ответы на все вопросы и поведение людей, хоть с личной жизнью это связано, хоть с профессиональной, хоть почему не все идут в МЛМ — этим законом потребностей, открытым психологом Абрахамам Маслоу, объясняется ВСЕ, вся наша жизнь.

welv.ru

Абрахам Маслоу. Научное наследие. Пирамида потребностей.

Поиск Лекций

Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования другого пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и би­хевиоризму). Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является анти­доктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом от­клоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую при­роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Выбранная им для исследования группа состояла из восемна­дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Эти потребности можно представить в виде следующей пирамиды :

 
 

 

К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание - в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.

Ко второму уровню были причислены потребности в безопасности иуверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы, превышающий минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а так же через работу в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии, без удовлетворения первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности, потребность в любви. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите - будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает.

Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь "бытия" другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь - не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.

Потребности четвёртого уровня Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие, завоевание авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от вашего признания. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ними задач. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело будущего» (Maslow, 1943, p. 385).

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди часто переживают моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза. В такие моменты очень сильной самоактуализации, которые он назвал вершинными переживаниями, люди настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и места. По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные переживания, часто полагают, что произошло нечто очень значительное и ценное.

Вся жизнь человека состоит в продвижении по этим ступеням, и лишь немногие (около 1% от всего населения), по мысли А.Маслоу, достигли вершины этой пирамиды.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация (Maslow, 1970). К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Исходя из неформального исследования, описанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1.Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

3. Непосредственность, простота, естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы.

4. Центрирование на проблеме (жизненная миссия). Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Он сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: "работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок"

5. Независимость, потребность в уединении (интенсивная внутренняя работа). Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. В сфере социального общения часто "нормальные" люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными. . В результате появляется потребность общения другого уровня - общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: "Когда я один - я с моим лучшим другом".

6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна "правильная" академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он является "самодостаточным" организмом.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Вершинные или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут "включиться" без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим "смертным" собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем "обычные" люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями ("два сапога пара"), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократизм без предубеждений. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые "демократичные" люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: "Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти"

12. Разграничение средств и целей. . В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время они часто наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

14. Креативность (способность к творчеству) Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.

Самоактуализирующиеся люди - не ангелы.

 



poisk-ru.ru

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу / Смысл жизни

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу! Интересно, что в своей концепции Абрахам Маслоу, изучал классификацию потребностей людей. Рассматривая пирамиду, созданную автором, каждый сможет понять себя.

Содержание:

Сегодня я расскажу, почему многие люди могут достичь в жизни все, а другие нет. Если вы продолжаете читать пост, то вы уже задумались о данной концепции Маслоу.

Концепция заключается в том, что у всех людей есть потребности, которые ежедневно должны удовлетворяться. Например, у каждого из нас с вами, есть жизненно важный орган – сердце, работа которого зависит от беспрепятственного прохождения потока крови через малый и большой круги кровообращения. Если существуют какие-то препятствия, то возникают заболевания сердечно-сосудистой системы (стенокардия, аритмия). Значит, мы косвенно к этому причастны. Так же и с пирамидой Маслоу, если не удовлетворяются базовые потребности, то о следующих ступеньках пирамиды можно забыть.

Чтобы наш организм функционировал хорошо, важно вовремя использовать внутренние ресурсы, которые есть у каждого (мозг, сила воли, стрессоустойчивость). Если нашему организму чего-то не хватает, то он будет издавать нам доминирующий сигнал – раздобыть желаемое.

Для чего нам об этом знать?

У каждого из нас есть внутренний ресурс (который используем в сложных ситуациях), он не дурак, находит короткий путь разрешения этих ситуаций. Если хотим достичь чего-либо большего, нам потребуется сила воли, чтобы удовлетворяя эти потребности, продвигаться к вершине пирамиды и стать лучше.

Смысл в том, что мы работаем на авторитет, а потом он работает на нас.

Иерархия потребностей состоит в том, чем выше находится человек, тем легче он всего достигает, потому, что нижние уровни работают на него и ему это нравится.

Почему, пирамида потребностей не шар, или кольцо всевластия?

Так как потребности строятся параллельно друг другу. Если не удовлетворяется начальная потребность, большая вероятность не дожить до следующей.

Неоспоримый тот факт, что если человек хочет в туалет, то он, несомненно, отложит все дела (чтение книги, просмотр фильма, общение по телефону), так как это является доминирующей потребностью.

Иерархия потребностей у людей, которых все в порядке

  1. Физиологическая – это потребность в жидкости, пище, отдыхе. Любопытный факт, что Абрахам Маслоу, отнес удовлетворение сексуальных потребностей, к первой ступеньке. Если вы живете без секса, то ваша жизнь менее счастлива. Если, какая-то из низших потребностей не удовлетворяется, то вы можете стать неудачником, а их Маслоу не рассматривал. С неудовлетворенными низшими потребностями, вы будите, выгодны вашему начальству. Станете рабочей лошадкой, которая не нуждается в повышении зарплаты и премии.
  2. Безопасность – уверенность, определенность завтрашнего дня. В некоторых случаях, страх ваш хороший помощник. Все люди хотят определенности, уверенности, стабильности, защищенности. Например, когда женщина встречается с мужчиной, она хочет узаконить отношения для того, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Знать, что ваши отношения не иллюзия.
  3. Социальная – потребность быть любимыми. Важно проводить время вместе. Иметь общие интересы. Чувствовать, что ты нужен любимому человеку, знать, что тебя любят за то, что ты есть.
  4. Потребность в уважении – мы хотим стать лучше, чем мы есть. Хотим, чему-то научиться в жизни, достичь цели, признания. Быть грамотным и опытным специалистом, вы не примерно достигните признания и уважения.
  5. Познание – это новый уровень, который начинается с познания себя. Если мы любим и знаем себя, своевременно используем свои внутренние ресурсы, нам легче будет достичь, какой-то цели. За каждую достигнутую цель получайте бонусы (балуйте себя).
  6. Эстетика – в какой-то момент, познавая себя, вы увидите красоту и возможно попытаетесь ее создавать, тем самым подойдете к седьмому уровню.
  7. Самоактуализация – это ваша большая деятельность, предназначение, смысл жизни. Чтобы самолет полетел в небо, для этого надо на листке бумаги, нарисовать чертеж, а затем по частям выстроить эту конструкцию.

Заключение

Создай себя сам, иначе мир это сделает за тебя!

Надеюсь, что данный пост, пирамида потребностей Абрахама Маслоу, был полезен!

apteka24chasa.ru

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу | Info-Farm.RU

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу (англ. Abraham Maslow).

Содержание теории

В 1943 г.. Психолог Абрахам Маслоу предположил, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей. Он разбил эти потребности на пять категорий и расположил их в определенной иерархии. В основе этой иерархии лежали наиболее насущные потребности (пища, вода, жилье), а на вершине — более высокие индивидуальные запросы (признание, самовыражение). По Маслоу человек — это «животное, постоянно чего-то хочет». Когда потребности самого низкого уровня удовлетворены хотя бы частично, человек начинает двигаться к удовлетворению потребностей другого и не обязательно следующего уровня иерархии.

Все, что необходимо для поддержания жизни, — пища, одежда, жилье — объединяется в категорию физиологических потребностей. Прежде чем человек сможет преследовать какие-то другие цели, ей необходимо удовлетворить эти основные потребности. В условиях "золотого миллиарда" большинство людей, работающих и получают зарплату, вполне способны удовлетворить свои физиологические потребности, поэтому запросы высших уровней становятся все сильнее мотивационным фактором. Например, когда человек имеет достаточное количество предметов первой необходимости, с ее стороны будет логично застраховаться от возможных потерь. Такая потребность в безопасности и подобные ей могут быть удовлетворены благодаря достаточно высокой заработной плате, которая позволяла бы делать сбережения, а также благодаря системам медицинского и социального страхования и программам пенсионного обеспечения и гарантий занятости.

Выше потребности в безопасности расположено, по Маслоу, желание людей общаться между собой, любить и быть любимыми, ощущать принадлежность к коллективу. Как показали исследования Ґоторна, эти социальные потребности могут быть для работников важнее финансовые потребности. Люди также нуждаются в признании — им нужно ощущение ценности своей личности как неотъемлемой части единого целого. Они требуют уважения, основанной на достижениях в соревновании с другими людьми. Все эти потребности тесно связаны с понятием статуса, что означает «вес» или «важность» человека в глазах окружающих. Возможность удовлетворения таких потребностей может быть мощным мотиватором.

Маслоу определил потребность в самовыражении как "желание стать большим, чем ты есть, стать всем, на что ты способен». Эта потребность высокого порядка, и удовлетворить ее сложнее всего. Люди, достигающие этого уровня, работают не просто ради денег или ради взимания впечатление на других, но потому, что осознают значимость своей работы и испытывают удовлетворение от самого ее процесса.

Иерархия Маслоу — очень удобный способ классификации человеческих потребностей, однако было бы ошибкой воспринимать ее как некую жесткую схему. Совсем не обязательно, чтобы потребности каждого уровня были полностью удовлетворены (а иногда это и невозможно), перед тем, как у человека появятся более «высокие» побуждения. На самом деле в каждый конкретный момент человеком движет целый комплекс потребностей.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу, создавая в 1940-х гг. Свою теорию мотивации, пытался объяснить, почему в разное время у людей возникают разные потребности. Он считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру из 5 уровней.

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, для нее важнее или сильной.

  • Физиологические потребности (потребности самого низкого уровня) являются необходимыми для выживания. Они включают потребность в пище, воде, защите, отдыха, сексуальные потребности.
  • Потребности в безопасности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем (покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).
  • Социальные нужды (потребности в принадлежности, дружбе, любви) включают чувство принадлежности в чего-либо или кого-либо, поддержки.
  • Потребности в уважении включают потребности в личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  • Потребности в самовыражении, самореализации — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Сначала потребители стремятся удовлетворить потребности низшего уровня, затем могут думать об удовлетворении следующей по значимости потребности. Основной недостаток теории Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Исходя из прошлого опыта, один человек может быть больше заинтересована в самовыражении, в то время как поведение другого будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями.

Маслоу считает, что психические (физиологические) потребности среднего гражданина удовлетворяются на 85%, экзистенциальные — на 70, социальные — на 50, престижные — на 40, самовыражения — на 10%. Статистика говорит, что только один-два процента людей стремится к вершине пирамиды Маслоу.

Модификация теории

Клейтон Альдерфер в 1970-х годах модифицировал и несколько переработал иерархию Маслоу. Он выделил три основные группы потребностей:

  • экзистенциальные (existence) — потребности в существовании;
  • социальные (relatedness) — потребности в связях, направленных на поддержание контактов, признание, самоутверждение, поддержки, групповой безопасности;
  • развития (growth) — потребности личностного роста, которые проявляются в стремлении человека к признанию и самоактуализации.

Первые буквы названий этих трех групп потребностей (в английском варианте) составляют название теории — ERG-теория.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но допускает возможность перехода их от одного уровня к другому в разных направлениях по принципу «фрустрация-регрессия». Процесс продвижения вверх по уровням потребностей называется процессом удовлетворения потребностей, а вниз — процессом фрустрации, то есть неудачей в стремлении удовлетворить потребность. Таким образом, за невозможностью удовлетворить потребность высшего уровня, человек возвращается к низшему и активизирует свою деятельность там. Наличие двух направлений в удовлетворении потребностей создает вспомогательную возможность для мотивации.

info-farm.ru

Пирамида потребностей Маслоу

Многие из вас, получая высшее образование в институтах, на лекциях менеджмента, слышали о пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, но информация о ней была настолько краткой, что не каждый из вас сейчас может подробно ее  истолковать. В этой статье я хочу привести краткое понимание теории Маcлоу, и отразить то видение в котором она предстала передо мной. Все потребности человека, которые он испытывает на протяжении всей своей жизни, Маслоу условно разделил на пять пунктов в виде пирамиды:

  • физиологические потребности
  • потребность в  безопасности
  • социальные потребности
  • потребность в уважении
  • потребность в саморазвитии — самоактуализации

Низшие  потребности являются фундаментом всех потребностей и без их удовлетворения человек не может двигаться дальше в  своем развитии, а именно не удовлетворив потребность в еде, одежде, жилье, человек не будет стремиться удовлетворить  потребность в любви, дружбе. Только после полного удовлетворения низшей потребности человек поднимется на ступень  выше.

Я не буду описывать здесь подробное содержание всех потребностей, а сделаю акцент только на пятой  потребности: потребность в самоактуализации. Это пятая ступень развития человека, который прошел все ступени  потребностей, и хочет понять смысл своего бытия, цель своего существования и принадлежность в этом мире.

Этот человек пытается раскрыть свой дар, свой талант, свой потенциал, заложенный природой. Он постоянно занимается  самокопанием, саморазвитием, внешне этот человек напоминает ребенка, который часами может просидеть увлеченным за  интересным делом-это может быть написание книги, проектированием своего изобретения, созданием кулинарного  шедевра, либо пошива нового платья.

Этот человек черпает очень много информации из вне, фильтрует ее и использует в своем саморазвитии. Такой человек меняет свое окружение или отказывается от него вовсе, если он понимает, что их  развитие невозможно.

Самоактуализирующийся человек воспринимает реальность через факты, а не через призму устоявшегося общественного мнения. Ему не свойственно чрезмерное чувство вины, тревоги за совершенные ранее поступки. Если конечный результат его деятельности не принес удовлетворение, и тем самым не оправдал его ожиданий, то он испытает легкое чувство досады, и довольно быстро примет меры по устранению неполадок. Но людей достигших  самоактуализации единицы. За всю жизнь не всем индивидам удается подняться на 5 ступень своего развития.

Мне часто приходилось разговаривать с людьми, которые жаловались на отсутствие денег, что бы элементарно удовлетворить фундаментальные потребности. Эти жалобы низшего характера, а именно жалобы первой ступени. Отсюда следует, что человек остановился на первой ступени своего развития, и тратит все свои силы и нервы, что бы удовлетворить потребности в еде, одежде, жилье.

Если же человек жалуется, что он хочет быть любим и счастлив, то этот человек находится на следующей ступени своего развития, и пока он не разрешит для себя эту проблему, его развитие не продолжится. Когда же человек жалуется о своей работе, об отсутствии карьерного роста, то это потребности четвертой ступени.

К сожалению жалобы многих зацикливаются на четвертой ступени, на решение которых отводится вся жизнь индивида, так и не продвинувшись к жалобам пятой ступени.

В редких случая, человек, у которого есть семья, квартира, дети, стабильная работа, чувствует, что ему не хватает какого то удовлетворения от жизни, не хватает вовлеченности в какое либо дело, то у него возникают жалобы высшего характера, а именно потребности в саморазвитии.

Ознакомившись с теорией Маслоу, я сделала вывод, о том, что люди очень много тратят времени и сил на удовлетворение низших потребностей, их главной целью в жизни становится покупка дорогой модной одежды, украшений, автомобиля, и т.д.

Мало кто задумывается о своих скрытых качествах, полученных им от природы при рождении, которые так и просятся наружу, для дальнейшего развития. В погоне за материальным достатком, человек утрачивает свое видение о самом себе, он не ставит перед собой цель раскрыть свой талант, так как на его взгляд он не сможет получить столько прибыли, сколько ему даст стабильный заработок на нелюбимой работе. Ведь проще плыть по течению, чем постоянно барахтаться против.

Автор: Аня Бондаренко

___________________________________________________________

Читайте также:

www.selfcreation.ru

Пирамида потребностей по Маслоу — WiKi

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

  Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[5].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[5].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

ru-wiki.org


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность