Диспансерное наблюдение. Организация диспансерного наблюдения. Сроки диспансерного наблюдения. Группы диспансерного наблюдения. Организация диспансерного наблюдения детей и подростков


Основы профилактической помощи детям и подросткам. Организация диспансерного наблюдения детей и подростков в условиях детской поликлиники.

Поиск Лекций

ВОПРОСЫ и ТЕМЫ практических занятий

Для студентов 5 курса педиатрического факультета

В осеннем семесте 2015 — 2016 учебном году

Охрана здоровья детей - основной приоритет охраны здоровья нации. Порядок оказания амбулаторно-поликлинической педиатрической помощи в РФ.

 

1. Основные нормативные документы, регламентирующие оказание медицинской помощи детям.

2. Основные принципы охраны здоровья граждан Российской Федерации, изложенные в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

3. Определение понятий «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи». Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

4. Основные положения оказания амбулаторно-поликлинической помощи, определенные приказом МЗ и СР РФ № 366н от 16.04.2012 г. "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи".

5. Структура детской поликлиники (приказ МЗ и СР РФ № 366н от 16.04.2012 г. "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи").

 

Детская поликлиника – ведущее учреждение первичного звена здравоохранения. Организация медицинского обеспечения детей и подростков в условиях детской поликлиники.

 

1. Основные задачи и направления деятельности детской поликлиники.

2. Типы, категории, структура и штаты детских поликлиник.

3. Нормативные документы, регламентирующие работу детской поликлиники.

4. Функциональные обязанности главного врача, зам. главного врача по лечебной работе, зав. отделением, участкового педиатра.

5. Основные этапы организации деятельности детских поликлиник.

6. Основные подразделения детской поликлиники. Организация их работы.

7. Организация приема детей в поликлинике. Нормативы приема участкового врача. Оснащение кабинета участкового педиатра.

8. Кабинет здорового ребенка. Задача, объем работы.

9. Участковый принцип в работе детской поликлиники. Паспорт участка. Структура детского населения на педиатрическом участке.

10. Основные разделы работы участкового педиатра. Их содержание.

11. Профилактическая деятельность участкового педиатра.

12. Основные виды лечебной работы участкового педиатра. Оказание помощи детям на дому в случае возникновения острого заболевания. Нормативы работы.

13. Принципы организации «стационара на дому».

14. Бесплатное лечение, принципы его организации и учета. Категории детского населения.

15. Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность родителей и подростков. Приказ МЗ и СР РФ № 624y от 29.06.11 г.

16. Организационная работа участкового врача-педиатра. Планирование работы и её анализ. Критерии оценки эффективности работы участкового педиатра. Основные формы отчетно-учетной документации участкового педиатра.

17. Организация противоэпидемической работы, специфической профилактики инфекционных заболеваний в поликлинике. Национальный календарь профилактических прививок. Приказ МЗ и СР РФ №51н от 2011г .

18. Принципы организации работы врача общей (семейной) практики.

 

Основы профилактической помощи детям и подросткам. Организация диспансерного наблюдения детей и подростков в условиях детской поликлиники.

 

1. Метод диспансерного наблюдения детей и подростков в детской поликлинике.

2. Организация диспансерного наблюдения детского населения. Виды профилактики. Критерии оценки эффективности диспансерного наблюдения детей и подростков в детской поликлинике.

3. Понятие «Здоровье» (по определению ВОЗ). Критерии здоровья. Принципы комплексной оценки состояния здоровья.

4. Группы здоровья, группы риска, их характеристика. Распределение детского населения по группам здоровья. Индекс здоровья.

5. Принципы и методы оценки физического развития детей различного возраста. Оценка физического развития методом центильных отклонений.

6. Нормативы физического развития детей раннего возраста. Использование метода ориентировочных расчетов.

7. Принципы оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Основные параметры (линии, направления) НПР.

8. Нормативные показатели психомоторного развития детей раннего возраста.

9. Организация питания детей 1-го года жизни. Виды вскармливания, принятые в России и рекомендуемые ВОЗ.

10. Естественное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания. ИГВ. Десять шагов успешного внедрения ИГВ в детских поликлиниках.

11. Основные правила естественного вскармливания. ИГВ. Методы расчета суточного объема питания.

12. Сроки введения продуктов и блюд прикормов.

13. Лактационные кризы. Виды гипогалактии, причины. Признаки недостаточной лактации. Профилактика и лечение гипогалактии.

14. Искусственное вскармливание. Классификация современных адаптированных смесей, их характеристика.

15. Физическое воспитание и закаливание детей раннего возраста. Комплексы гимнастики и массажа для детей раннего возраста.

16. Группы закаливания, их характеристика, распределение детей раннего возраста по группам закаливания.

 

poisk-ru.ru

Диспансерное наблюдение детей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

К ЭЛЕКТИВНОМУ ЗАНЯТИЮ

СО СТУДЕНТАМИ VIКУРСА

  1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ.

  2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - научить студентов осуществлять:

- антенатальную диагностику факторов риска и профилактику заболеваний у новорожденных;

- оценку уровня здоровья новорожденного;

- комплексную оценку состояния здоровья детей раннего возраста;

- диспансерное наблюдение здоровых детей раннего возраста на педиатрическом участке;

- оформление записей в истории развития ребенка.

3. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ – 5 академических часов.

4. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Нормативы основных антропометрических и функциональных показателей детей и подростков г. Ярославля. Методические рекомендации, Ярославль, 2006г.

  • Учебные таблицы по физическому и психо-моторному развитию детей 1-го года; таблица стигм дисэмбриогенеза, таблица основных физиологических рефлексов новорожденного.

  • Схемы родословной, дородового патронажа, первичного патронажа новорожденного, этапной записи в истории развития ребенка.

  • Ростомер, весы, сантиметровая лента.

  • Стенд «Диспансеризация здорового ребенка первого года жизни».

  1. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: ДКБ №1 поликлиника №3 Кировского района, детская поликлиника больницы №4

  2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

9.00 – 9.10 Вступительное слово преподавателя о значимости диспансерного наблюдения за детьми раннего возраста с целью развития и воспитания здорового ребенка.

9.10 – 10.50 Собеседование со студентами с разбором следующих вопросов

Вопрос

Эталон ответа

1. Проведение дородового врачебного патронажа и оценка социального, антенатального и генеалогического анамнезов:

  • Работа по антенатальной охране плода осуществляется совместно женскими консультациями и детскими поликлиниками. Основной формой дородовой профилактики в дет. поликлинике является дородовый патронаж беременной женщины

  • Проводятся два дородовых патронажа: в первые 2 недели от взятия беременной на учет в ж/к и в третьем триместре беременности.

  • Задачами патронажей являются: знакомство с семьей будущего ребенка, ее социально-гигиеническими условиями, состоянием здоровья членов семьи для выявления возможных факторов риска.

  • Изучаются и оцениваются следующие виды анамнезов: социальный, антенатальный и генеалогический.

  • По результатам патронажей даются рекомендации, направленные на коррекцию или устранение выявленных факторов риска, а также по подготовке семьи к воспитанию здорового ребенка.

2. Патронаж новорожденного ребенка. Диагностика уровня здоровья новорожденного. Группы риска.

  • Сведения о новорожденном ребенке передаются в детскую поликлинику при выписке из роддома. Патронаж осуществляют совместно врач и медсестра в первые 1-2 дня после выписки.

  • Состояние здоровья новорожденного оценивается по следующим показателям: физическому и нервно-психическому развитию; уровню стигматизации; данных клинического осмотра; оценки анамнезов – социального, генеалогического и биологического, с учетом периодов родов и раннего неонатального; жалоб матери. Результаты осмотра ребенка фиксируются в виде патронажа новорожденного в амбулаторной карте (учет. ф. № 112).

  • С учетом данных анамнезов и объективного осмотра педиатр выставляет диагноз, группу здоровья, группу риска. Составляет план наблюдения за ребенком, дает рекомендации лечебно-оздоровительные, воспитательные, по вопросам питания.

  • Выделяют следующие группы риска: по развитию патологии ЦНС, внутриутробного инфицирования, трофических нарушений, врожденных пороков развития органов и систем и группа социального риска. При отнесении ребенка к определенной группе составляется соответствующий план наблюдения.

3. Критерии комплексной оценки здоровья детей и методы их исследования:

  • Комплексная оценка состояния здоровья ребенка проводится с использованием шести основных критериев: первый – особенности онтогенеза, определяемые по данным анамнезов; второй – уровень физического развития и степень его гармоничности; уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности; четвертый – уровень резистентности организма; пятый – уровень функционального состояния организма; шестой – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

  • Методом исследования особенностей онтогенеза является сбор генеалогического, социального и биологического анамнезов с их оценкой и указанием степени отягощенности.

  • Для оценки физического развития используются соматометрические (антропометрические), соматоскопические и физиометрические показатели. Индивидуальную оценку ФР проводят путем сопоставления основных антропометрических признаков ребенка с региональными оценочными таблицами. Нормальным ФР считается нахождение параметров массы тела и окружностей гр. клетки и головы в пределах от М-1σR до от М+1σR при росте выше среднего, среднем и ниже среднего.

  • Оценка НПР у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам развития в установленные сроки: на первом году - ежемесячно, на втором году - 1 раз в квартал, на третьем 1 раз в полугодие, в дни близкие к рождению ребенка.

  • Уровень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года или по индексу частоты острых заболеваний (И.оз). Выделяют хорошую, сниженную, низкую и очень низкую резистентность.

  • Функциональное состояние организма оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований.

  • Показатели поведения детей первого года жизни – эмоции, сон, аппетит, бодрствование, отрицательные привычки, индивидуальные особенности ребенка. Показатели поведения детей 2-3 года жизни – настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности. Выделяют следующие отклонения в поведении – незначительные (1 показатель), умеренные (2-3 показателя), выраженные (4-5 показателей), значительные (более 6 показателей).

  • Наличие хронической патологии или врожденного порока развития определяется при клиническом осмотре и дополнительных методах обследования.

4. Группы здоровья.

  • Выделяют пять групп здоровья. К первой группе относят здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям здоровья. Ко второй группе относят здоровых детей с высокой отягощенностью какого-либо анамнеза или фоновыми заболеваниями. Эту группу подразделяют на подгруппы ||А и ||В. К третьей группе относят детей с хроническими заболеваниями или врожденной патологией с состоянии компенсации. К четвертой и пятой группам относят детей в состоянии субкомпенсации и декомпенсации по хроническим заболеваниям или врожденным порокам развития соответственно. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

5. Принципы наблюдения здоровых детей раннего возраста.

  • Дети в периоде новорожденности осматриваются 4 раза – в первый день после выписки из роддома, через день после первого посещения, на 14 день и в 1 месяц приглашаются на прием в поликлинику. Дети из группы риска новорожденных осматриваются дополнительно на 21 день. В последующем дети первого года осматриваются педиатром ежемесячно. Специалисты – хирург, ортопед, невролог, офтальмолог, отоляринголог в течение первого года жизни. Из дополнительных методов обследования обязательно проводятся – общие анализы крови и мочи в 3 и 12 месяцев; кал на я/г и смыв на э/б в 12 мес., ЭКГ в 3 мес.

  • На втором году – педиатр осматривает 1 раз в квартал, стоматолог по показаниям. Общие анализы крови и мочи, кал на я/г 1 раз в год.

  • На третьем году – педиатр 1 раз в полугодие, профилактический осмотр хирурга, невролога, отоляринголога, офтальмолога, логопеда, стоматолога в 3 года. Общие анализы крови и мочи, кал на я/г 1 раз в год.

10.50 – 11.00 Перерыв.

11.00 – 12.50 Работа в детской поликлинике. Преподаватель распределяет студентов на здоровый прием или на патронажи к здоровым новорожденным (второе, третье посещение). Работа на здоровом приеме: студент проводит оценку ФР и НПР, объективное обследование, интерпритацию дополнительных методов обследования детей раннего возраста. Дает рекомендации по дальнейшему наблюдению, воспитанию, питанию ребенка. При необходимости медикаментозные назначения, направления на лабораторные или инструментальные исследования. Данный вид деятельности осуществляется совместно с участковым педиатром. Патронаж новорожденного ребенка студент проводит согласно схеме патронажа. Проводит сбор антенатального, генеалогического и социального анамнезов, объективный осмотр ребенка, выясняет жалобы матери и проблемы в кормлении. Делает заключение о ФР новорожденного, выделяет группы риска и здоровья, дает рекомендации воспитательного, лечебно-оздоровительного плана. По окончании патронажа под руководством преподавателя заполняет сведения в амбулаторную карту ребенка.

12.50 – 13.00 Проводится обсуждение результатов работы, разбор допущенных ошибок и их устранение. Преподаватель подводит итоги проведенной работы студентов.

7. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: формирование профессиональных качеств врача, с углублением знаний по разделам педиатрии – неонатология, болезни детей раннего возраста, поликлиническая педиатрия.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:«Педиатрия», учебник для медицинских ВУЗов. Под ред. проф.

Н.П. Шабалова, СПб., 2005, - 896 С.

Дополнительная:

  1. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Справочное пособие для педиатров. Под ред. проф. В.А. Доскина и проф. М.Н. Рахмановой, - М., 1993.

  2. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. Под ред. Т.Я. Черток, Г. Нибш, - М., 1987, - 256 С.

  3. Справочник врача по профилактической педиатрии. Под ред. проф. В.А. Доскина и доц. З.С. Макаровой, - М., - 1995.

  4. Неонатология. Учебное пособие в 2-х томах. Под ред. проф. Н.П. Шабалова, - М., 2004, - 608 С.

  5. Организация профилактической медицинской помощи в детской поликлинике. Оценка уровня здоровья. Метод. рекомендации под ред. проф. Н.Л. Черной, - Ярославль, 2004, - 96 С.

  6. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Методическое пособие. Л.Н. Мачулина и соавт., Минск, 2000.

7. Марушков В.И. / ред./ «Стандарты физического развития детей и подростков» Методические рекомендации для врачей – педиатров. Ярославль. 2003 г.

Приложение 1

СТИГМЫ ДИСЭМБРИОГЕНЕЗА (малые аномалии развития)

1.Особенности формы черепа

Брахицефалия (увеличение поперечного диаметра черепа), долихоцефалия (увеличение продольного диаметра черепа), башенный череп, ассиметричный череп, выступающий затылок, другие особенности.

2.Особенности строения глаз и лица

Микрофтальмия, узкая глазная щель, эпикант, птоз, гипер- и гипотелоризм, монголоидный и антимонголоидный разрез глаз, гетерохромия, колобома радужки; сросшиеся брови, запавшая или выступающая переносица, прогнатизм, микрогнатия, «рыбий» рот, высокое «готическое» небо, короткая уздечка, искривление носовой перегородки, раздвоенный подбородок, недоразвитие крыльев носа, короткий носовой фильтр.

3.Аномалии строения органа слуха

Гипоплазия или гиперплазия отдельных структур раковины уха, низкое расположение ушей, приросшая мочка, измененный противозавиток, «звериное» ухо.

4.Особенности строения зубов

Диастема, дисплазия, дистрофичные зубы, нарушение роста зубов.

5.Особенности строения шеи

Короткая или длинная шея, крыловидные складки.

6.Особенности строения грудной клетки и позвоночника

Короткое или длинное туловище, ассиметричная грудная клетка, гипертелоризм сосков, низкое расположение пупка, расхождение прямых мышц живота, широкое пупочное кольцо.

7.Особенности строения конечностей

Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, клинодактилия, поперечная складка на ладони, короткий большой палец на руках или ногах, укорочение мизинца, «сандалевидная» щель, «трезубец» на стопе.

8.Особенности развития мочеполовой системы

Крипторхизм, незаращение крайней плоти, увеличенный клитор.

Оценка уровня стигматизации:

  1. До 7 стигм – низкий уровень

  2. 8 – 10 стигм – умеренная стигматизация

  3. 11 – 15 стигм – выраженная стигматизация

  4. 16 и более – высокий уровень стигматизации.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ

НОВОРОЖДЕННЫХ И ИХ ДИНАМИКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Рефлекс

Методика оценки

Время исчезновения

1. Поисковый

В ответ на постукивание пальцем по губе или щеке рядом с углом рта новорожденный поворачивает голову в сторону раздражителя и открывает рот

К концу 1-го года.

2. Сосательный

Сосок или палец, помещенный между губами, плотно захватывается и удерживается в полости рта

К концу 1-го года.

3. Орбикуло-пальпебральный

При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века на соответствующей стороне

К 6 месяцам.

4. Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони происходит открывание рта и сгибание головы ребенка

К 3 месяцам.

5. Хватательный (Робинсона)

При помещении на ладонях ребенка указательных пальцев врача происходит сгибание всех пальцев ребенка и обхватывание пальцев врача

На 2 – 4 месяце.

6. Рефлекс Моро

Вызывается внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподниманием разогнутых ног и таза или ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от головы. При этом происходит отведение рук в стороны и разгибание пальцев (первая фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (вторая фаза).

После 4 месяцев.

7. Рефлекс Бабинского

При раздражении наружного края подошвы возникает разгибание большого пальца с веерообразным раскрытием остальных пальцев.

После 2 лет.

8. Рефлекс Кернига

У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.

После 4 месяцев.

9. Рефлекс опоры

Если поднять ребенка, удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы в тыльную сторону. При касании стопами опоры – выпрямляет туловище.

К 2 месяцам.

10. Рефлекс ползания Бауэра

В положении на животе (голова и туловище по средней линии) ребенок приподнимает голову и поворачивает её в сторону, производя при этом ползающие движения.

К 4 месяцам.

11. Рефлекс Галанта

Проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища вогнутостью в сторону раздражителя.

К 4 месяцам.

12. Верхний рефлекс Ландау

Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.

Формируется к 4 месяцам.

13. Нижний рефлекс Ландау

В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Формируется к 5 – 6 месяцам.

14. Рефлекс Переса

Проведении указательным пальцем вдоль позвоночника от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирование туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы.

К 4 месяцам.

Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов, учитывают наличие или их отсутствие, симметричность, время появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен уже отсутствовать, он считается патологическим.

Приложение 3

СХЕМА ДОРОДОВОГО ВРАЧЕБНОГО ПАТРОНАЖА

Дата________ Срок ригистации_________ Ф.И.О. беременной________________________

Домашний адрес_____________________________ № участка_______________________

Ф.И.О. врача_________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ АНАМНЕЗ

1.Полнота семьи:_________ 2. Возраст матери____________ Возраст отца____________

3. Образование матери____________ Место работы_______________________________

Профессия_________________ Профессиональные вредности______________________

Образование отца________________ Место работы________________________________

Профессия_________________ Профессиональные вредности______________________

4. Психологический климат в семье_____________________________________________

Вредные привычки: мать_____________________ отец____________________________

5. Асоциальные формы поведения______________________________________________

6. Жилищно-бытовые условия__________________________________________________

7. Материальная обеспеченность _______________________________________________

8. Социально-гигиенические условия воспитания ребенка____________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СОЦИАЛЬНОМУ АНАМНЕЗУ:

- социальный анамнез не отягощен

- отягощенность социального анамнеза низкая (1-2 параметра), умеренная (3-4 параметра), высокая (более 7 параметров).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

1.Беременность по счету__________ Роды______ Количество детей в семье____________

Исходы предыдущих беременностей______________________________________________

Срок между данной и предыдущей беременностью (абортом, выкидышем)______________

2.Хронические заболевания матери ______________________________________________

3. Острые заболевания, операции (с указанием срока беременности)___________________

4. Использование медикаментов во время беременности_____________________________

5. Течение данной беременности (осложнения беременности)_________________________

6. Питание во время беременности________________________________________________

Соблюдение режима дня________________ Физическая активность____________________

Антенатальная профилактика рахита______________________________________________

Состояния молочных желез______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТЕНАТАЛЬНОМУ АНАМНЕЗУ:

- антенатальный анамнез не отягощен

- отягощенность антенатального анамнеза низкая (1 параметр), умеренная (2-3 параметра), высокая (более 5 параметров).

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

Изображение генеалогического древа, содержащего информацию о не менее 3-х поколениях кровных родственников. Для количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используется индекс отягощенности, определяемый по формуле: суммарное количество заболеваний родственников пробанда

IO= --------------------------------------------------------------------------------------------------

общее число родственников пробанда, у которых есть сведения о здоровье

- генеалогический анамнез не отягощен

- отягощенность генеалогического анамнеза низкая (IO= 0-0,2), умеренная (IO= 0,3-0,5), выраженная (IO= 0,6-0,8), высокая (IO= 0,9 и >).

- направленность риска: предрасположенность к ___________________________________

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДОРОДОВОМУ ПАТРОНАЖУ

Ожидается рождение здорового ребенка.

Ожидается рождение ребенка с риском:

- патологии ЦНС

- внутриутробного инфицирования

- развития трофических нарушений и эндокринопатий

- развития врожденных пороков органов и систем, наследственно обусловленных заболеваний

- из группы социального риска.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.По исключению (уменьшению) факторов риска.

2. По формированию лактационной и гестационной доминанты.

3. Советы по наблюдению и обследованию.

4. Особенности режима и питания.

5. Профилактика гипогалактии.

6. Специфическая антенатальная профилактика рахита, анемии.

7. Физическая активность.

8. Гигиена беременной.

9. Советы по приобретению детского приданного.

ПОДПИСЬ СТУДЕНТА__________________________

Приложение 4

СХЕМА ПЕРВИЧНОГО ПАТРОНАЖА НОВОРОЖДЕННОГО

Дата__________ Ф.И.О. ___________________________________ Возраст ______________

Антропометрические показатели при рождении:

Длина тела ___________________, масса тела ______________________________________

Окружность головы ___________________, окружность грудной клетки _______________

Масса тела при выписке ________________________________________________________

Данные скрининг обследования:

Большой родничок ________________________, малый родничок_____________________

ЧСС в 1 мин ________________, ЧД в 1 мин________________________________________

Малые аномалии развития ______________________________________________________

Нервно-психическое развитие: АС ____________________, АЗ _______________________

Заключение педиатра по анамнезу:

Социальный анамнез ___________________________________________________________

Генеалогический анамнез_______________________________________________________

Биологический анамнез:

- антенатальный период ________________________________________________________

- интранатальный период _______________________________________________________

- ранний неонатальный период __________________________________________________

Лактация у матери, состояние молочных желез ___________________________

Жалобы матери ________________________________________________________

Объективные данные:

Общее состояние __________________, двигательная активность _____________________

Кожные покровы __________________, грудные железы _____________________________

Состояние пупочной ранки ___________________. След от БЦЖ ______________________

Видимые слизистые ______________________, мышечный тонус _____________________

Костная система _____________________, состояние т/б суставов _____________________

Органы дыхания _______________________________________________________________

Органы сердечно-сосудистой системы ____________________________________________

Органы брюшной полости ______________________________________________________

Нижняя граница печени ____________________, селезенки __________________________

Мочеиспускание ___________________, характер стула _____________________________

Половые органы _______________________________________________________________

Черепно-мозговая иннервация ___________________________________________________

Физиологические рефлексы: поисковый _____________, сосательный ________________,

Бабкина _______, хватательный Робинсона ________, Моро _______, Бабинского ______,

Рефлекс ползания ______, опоры ________, автоматической ходьбы __________________,

Другие рефлексы ______________________________________________________________

Заключение: физическое развитие(на момент рождения) ____________________

Диагноз ______________________________________________________________________

Группа здоровья ___________________, группа риска _____________________________

Назначения:

1.Режим _____________________________________________________________________

2. Питание ___________________________________________________________________

3. Физическое воспитание ______________________________________________________

4. Задачи воспитания __________________________________________________________

5. Лечебно-оздоровительные рекомендации _______________________________________

6. План ведения в периоде новорожденности: кратность наблюдения педиатром, консультации специалистов и лабораторное обследование при необходимости.

Подпись студента ___________________________

Приложение 5

СХЕМА ЭТАПНОЙ ЗАПИСИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ (уч. форма №112/у) ДИСПАНСЕРНОГО ОСМОТРА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

studfiles.net

Понятия о диспансеризации детей и подростков.

Диспансеризация – это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей в процессе роста и развития.

Диспансеризация охватывает как здоровых, так и больных подростков

Целью диспансеризации здоровых является

1  сохранение и укрепление здоровья,

2 улучшение физического

3  и умственного развития,

4  обеспечение совершенной психосоциальной адаптации и гармоничного развития подростка.

Целью диспансеризациидетей и подростков, имеющих факторы риска, пограничные состояния здоровья, сниженную сопротивляемость организма к заболеваниям, травмам, физическим и производственным факторам окружающей среды является обеспечение здоровья как состояния полного социально-биологического и психического благополучия.

Целью диспансеризации больныхдетей и подростков является снижение заболеваемости, улучшение состояния здоровья, сохранение и повышение трудоспособности, годности к военной службе, предупреждение инвалидности, медико-социальной адаптации к трудовой деятельности.

Основными этапами диспансеризации являются:

  • Ежегодные медицинские профилактические осмотры;
  • Активная оздоровительная работа, выполнение мер первичной и вторичной профилактики;
  • Анализ состояния здоровья и эффективности диспансеризации в динамике;

Диспансеризация детей и подростков включает в себя следующие мероприятия:

  • Профилактические медицинские осмотры:
  1. Предварительные при оформлении детей в детские дошкольно школьные учреждения при приеме подростков на работу или учебу
  2. Периодические углубленные медицинские осмотры всех детей и  подростков врачами специалистами.
  3. Диспансерный учет и систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья детей и подростков, организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий включая инструментальные и лабораторные методы исследования, лечение в стационаре, восстановительное и противорецидивное лечение, диетическое питание, лечебную физкультуру, санацию полости рта, обеспечение очками, направление в санатории, профилактории, дома отдыха и оздоровительные лагеря;
  4. Активное выявление заболеваний и их последствий, отклонений в состоянии здоровья, в физическом и психическом развитии, разработка и осуществление мероприятий, направленных на оздоровление;
  5. Пропаганда санитарно-гигиенических мероприятий, медико-гигиенических навыков, гигиеническое воспитание, активная борьба с вредными для здоровья привычками, особенно у детей и подростков с высоким риском развития заболеваний;
  6. Контроль за физической подготовленностью детей и подростков, занятиями физкультурой и спортом;

Систематический анализ качества и эффективности диспансеризации по результатам профилактических осмотров состояния здоровья и физического развития подростков, разработка и осуществление мероприятий по повышению эффективности диспансеризации

medport.info

Диспансерное наблюдение. Организация диспансерного наблюдения. Сроки диспансерного наблюдения. Группы диспансерного наблюдения

Диспансеризация, или диспансерное наблюдение, представляет собой метод контроля состояния здоровья определенных групп людей. Эти мероприятия характеризуются периодичностью и точностью проведения. Они нужны для уточнения лабораторных, рентгенологических и других результатов обследований, проведенных лицам, состоящим на диспансерном учете.

Диспансеризация здоровых лиц

Ошибочным является мнение, что диспансеризации подвержены только больные люди. Те, кто не страдает какими-либо заболеваниями, также наблюдаются специалистами с определенной периодичностью.

Среди здоровых людей диспансерное наблюдение проходят следующие лица:

  • все дети, пока не достигнут 14-летнего возраста;
  • призывники военной службы;
  • учащиеся школ, училищ, высших учебных заведений;
  • рабочие детских учреждений;
  • работники пищевых или коммунальных объектов;
  • работающие и неработающие женщины после 30 лет;
  • медицинские работники;
  • инвалиды ВОВ, ветераны труда.

Цель наблюдения здоровых лиц заключается в сохранении трудоспособности на высоком уровне, поддержании состояния здоровья, выявлении заболеваний на ранних стадиях и возможности проведения профилактических мероприятий.

Диспансерное наблюдение больных

К этой группе лиц, находящихся под наблюдением, относятся пациенты, имеющие хронические заболевания, реконвалесцентные больные после острых болезней и лица, имеющие генетические аномалии и врожденные пороки.

Организация диспансерного наблюдения больных основана на следующих мероприятиях:

  • выявление заболеваний и их этиологических факторов;
  • профилактика обострений, рецидивов и осложнений;
  • поддержание уровня трудоспособности и жизни;
  • снижение уровня смертности и инвалидизации.

Диспансерное наблюдение после купирования острой стадии заболевания требует проведение мероприятий по продлению срока ремиссии, а также реабилитационных мер для восстановления функционирования основных органов и систем организма.

Основные задачи

Диспансерное наблюдение пациентов имеет определенные задачи, которые заключаются в выявлении лиц, относящихся к группе риска, а также пациентов, имеющих заболевание на ранней стадии его проявления.

Показаны наблюдение и активные мероприятия по оздоровлению, обследование пациентов, их лечение и восстановление после болезни. Кроме того, создаются специализированные базы данных, содержащие информацию обо всех лицах, находящихся под наблюдением.

Какие бывают виды профилактических осмотров?

  1. Предварительный осмотр - проходят люди, которые поступают на учебу или работу. Основная цель - определить их возможность заниматься выбранным делом. Во время осмотра выявляются возможные противопоказания для выбранной профессии и наличие каких-либо патологических процессов в организме.
  2. Периодический осмотр - проходят все лиц в плановом порядке с определенной периодичностью. Каждое обращение за помощью в медицинское учреждение может быть использовано участковым врачом для того, чтоб отправить пациента на плановый осмотр к узким специалистам.
  3. Целевой осмотр - имеет определенные задачи и узкую направленность. Например, в ходе подобного мероприятия выявляют пациентов, которые страдают одним конкретным заболеванием.

Кроме того, диспансерное наблюдение может быть индивидуальным и массовым. Индивидуальное проводится в случае, если конкретный человек обратился за помощью к врачу, или был произведен визит на дому, если пациент попал для лечения в стационар или контактировал с инфекционным больным.

Массовые осмотры проводятся в учебных учреждениях, военкоматах, на предприятиях. Эти обследования, как правило, имеют комплексный характер и сочетают в себе периодические осмотры и целевые.

Группы наблюдения

После проведения осмотра и оценки состояния человека последнего относят к определенной группе наблюдения:

  • Д1 "здоровые лица" - не имеют жалоб и отклонений со стороны здоровья;
  • Д2 "практически здоровые" - пациенты, имеющие хронические заболевания в прошлом без обострений, реконвалесцентные лица после острых развитий болезни, люди, находящиеся в пограничных состояниях;
  • Д3 "хронические больные" - пациенты со сниженной трудоспособностью и частыми обострениями заболевания, а также люди, которые имеют стойкие патологические процессы, повлекшие развитие инвалидности.

Из чего состоит диспансеризация?

Диспансерное наблюдение состоит из нескольких основных этапов. Первый из них включает учет и обследование пациентов, а также формирование групп, которым необходим дальнейший контроль. Средний медицинский работник проводит учет списков населения, переписывая данные о каждом пациенте.

Второй этап состоит из проведения наблюдения за здоровьем тех, кто нуждается в лечении и профилактических мероприятиях. Первая группа диспансеризуемых подвергается осмотру один раз в год в заранее запланированное время. Что касается остальных пациентов, то терапевт или семейный врач должны использовать любую возможность, чтоб отправлять их на плановые осмотры.

За группой Д2 наблюдают, чтоб уменьшить факторы риска заболевания, откорректировать гигиеническое поведение. Обязательный акцент ставится на больных, которые страдали острыми заболеваниями, чтоб избежать развития процесса хронизации.

Для третьей группы диспансерного наблюдения специалист составляет план, в котором обозначаются принципы индивидуального лечения и оздоровительных мер, консультации узких специалистов, применение медикаментозных средств, элементов физиотерапии, проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

В течение года, после каждого обследования, вносятся коррективы в план диспансерного учета. По окончании очередного года диспансерного контроля заполняется эпикриз, в котором указываются такие моменты:

  • исходное состояние пациента;
  • динамика результатов обследования;
  • проведенные мероприятия с целью лечения, реабилитации и профилактики осложнений;
  • итоговая оценка здоровья больного.

Во многих лечебно-профилактических учреждениях в карту пациента вклеивается план-эпикриз, который позволяет экономить время на заполнение итоговых и промежуточных документов.

Третий этап диспансеризации основывается на ежегодной оценке итогов работы лечебного учреждения, рассмотрении положительных и отрицательных результатов. Проводится пересмотр выполняемых мероприятий и вносятся определенные коррективы для усовершенствования.

Заболевания, подлежащие диспансерному контролю

Диспансерное наблюдение хронических больных проводится в случае наличия следующих заболеваний:

  • патологии желудочно-кишечного тракта - язвенная болезнь, хронический гастрит с пониженной секрецией, цирроз печени, хронический гепатит, панкреатит, хронический язвенный колит и энтероколит;
  • патологии органов дыхания - бронхиальная астма, абсцесс легкого, бронхоэктатическая болезнь, хронический бронхит, эмфизема;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы - гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность;
  • заболевания мочевыделительной системы - пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь;
  • патологии опорного аппарата - остеопороз, остеоартроз, ревматоидный артри.

Под наблюдением хирурга находятся лица, страдающие варикозным расширением вен, эндартериитом, флебитом, тромбофлебитом, пострезекционными последствиями.

Если в поликлинике присутствуют узкие специалисты всех направленностей, то больной состоит на учете не у своего участкового терапевта, а у врача, занимающегося непосредственно клиническим случаем.

Основные приказы

Диспансерное наблюдение всех групп населения осуществляется на основании приказов Министерства здравоохранения.

  1. Приказ № 1006н от 3.12.12 "Утверждение порядка проведения диспансеризации групп взрослого населения".
  2. Приказ № 87н от 6.03.15 про утверждение форм документации, которая используется при проведении такого мероприятия, как диспансерное наблюдение.
  3. Приказ № 800 от 18.06.11 о порядке проведения профилактических осмотров военнослужащих и их диспансерном наблюдении. Приказ выдан Министерством обороны.

Учет диспансеризуемых

Для того чтобы держать под контролем лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении, и не упустить ничего важного, существует специальная медицинская документация.

1. Форма № 278 составляется на предприятиях, в учебных и детских дошкольных учреждениях администрацией. Сюда вносятся данные о каждом лице, проходящем профилактические осмотры: Ф.И.О., дата осмотра и конечные результаты.

Медицинская карта амбулаторного пациента считается основным документом. Все карты хранятся в поликлинической картотеке. В правом углу вверху красным цветом отмечается буква "Д" . Здесь же указывается причина и дата постановки на учет. После снятия с учета здесь же отмечается дата окончания. В карте фиксируются данные обо всех осмотрах больного специалистами, результаты обследований, назначение лечения. Это дает возможность участковому терапевту оценить полноту обследования и общее состояние пациента.

3. Эпикриз, заполняемый по итогам каждого года, делают в двух экземплярах. Один вклеивается в амбулаторную карту, а второй передается в отдел статистики. Все эпикризы проверяет и подписывает глава отделения.

4. Форма Ж30 - контрольная карта состоящего на "Д"-учете. Контрольная карта создается исключительно для удобства. Один документ соответствует одной нозологической форме заболевания. Их располагают в разных ящиках, в зависимости от месяца, когда пациент должен в следующий раз прийти на осмотр и обследование. Ежемесячно средние медицинские работники просматривают картотеку, выбирают больных, которые должны проходить обследование в текущем месяце, и присылают им вызов о необходимости прийти в поликлинику.

Основываясь на результатах обследования, врачи разделяют всех пациентов на следующие группы диспансерного наблюдения:

  • 1 группа - практически здоровые;
  • 2 группа - пациенты с хроническими заболеваниями без нарушения трудоспособности;
  • 3 группа - пациенты с нарушенной трудоспособностью в незначительных ее проявлениях;
  • 4 группа - пациенты с устойчивой нетрудоспособностью;
  • 5 группа - полностью нетрудоспособные лица, требующие постоянного ухода и лечения.

Разработка индивидуального плана

В начале каждого плана специалист указывает задачу для конкретного пациента, поскольку нагрузка на участковых врачей достаточно велика: через них проходит большое количество лиц, и терапевт не в состоянии помнить мелкие детали относительно уровня здоровья конкретного больного.

Во второй раздел индивидуального плана вносятся советы и рекомендации по поводу трудоспособности и возможных условий работы. Если пациент имеет определенную группу инвалидности, то указываются сроки диспансерного наблюдения и дату переосвидетельствования.

Следующий пункт включает рекомендации по диетическому питанию и сроки, в течение которых пациент должен его придерживаться. Также указывается возможный уровень физической нагрузки и активности.

Особенности проведения лечебных мероприятий и профилактики включают не только конкретное указание медикаментов, доз и сроков их применения, но и определение метода терапии (в виде физиотерапии, санаторно-курортного лечения). Также указываются конкретные даты осмотра больного специалистами, а при необходимости и приход медицинских работников на дом.

Диспансеризация детей

Диспансерное наблюдение детей первого года жизни проводится массово. Ребенок осматривается педиатром каждый месяц. Оцениваются его антропометрические данные, общее состояние, работа жизненно важных органов и систем. Это необходимо не только для выявления патологий, но и для предотвращения их появлений и определения склонности к тем или иным заболеваниям.

Диспансерное наблюдение детей участковым педиатром показано не только новорожденным и грудным детям, но и пациентам из группы риска, лицам с хроническими заболеваниями и детям, которые не посещают дошкольные учреждения.

Роль медицинской сестры в "Д"-учете

Диспансерное наблюдение больных требует больших затрат сил и времени. Огромную роль в диспансеризации играет средний медицинский персонал. В обязанности медицинской сестры входит:

  • ведение картотеки диспансеризуемых;
  • отправление известия больным о необходимости посетить поликлинику или определенного специалиста;
  • контроль за явкой;
  • подготовка документов перед очередным осмотром;
  • выполнение назначений врача;
  • контроль выполнения врачебных назначений пациентом;
  • домашний патронаж;
  • ведение учетных документов.

Первое посещение диспансеризуемого на дому лучше провести вместе с врачом. Следует обратить внимание на условия жизни пациента и санитарно-гигиенические нормы в месте проживания, узнать, кто имеет возможность обеспечивать его всем необходимым, с кем он живет.

fb.ru

Принципы диспансерного наблюдения за детьми дошкольного возраста

Для проведения массовых профилактических осмотров организованных детей в детских поликлиниках создаются медицинские бригады.

В медицинскую бригаду включаются: педиатр, окулист, невропатолог, хирург, отоларинголог, ортопед, лаборант, старшая медицинская сестра дошкольно-школьного отделения и заведующий дошкольно-школьным отделением.

Как показал опыт проведения профилактических осмотров бригадой, за день осматривается около 60-80 детей. Недостаток – низкая эффективность работы бригады при большой загруженности врачей-специалистов и отсутствие информации от родителей о состоянии здоровья детей. В связи с этим Институт усовершенствования врачей г.Санкт-Петербурга рекомендует проводить диспансеризацию детей в 4 этапа:

1 этап: опрос родителей с помощью специально разработанной анкеты для выявления жалоб ребенка.

2 этап: обследование всех детей средним медицинским персоналом при участии воспитателей и педагогов детских учреждений с использованием скрининг-тестов:

  1. Оценка физического развития.

  2. Определения соответствия биологического возраста паспортному (у детей дошкольного возраста определяется по 3 показателям: соответствие роста возрасту, прибавка роста в сантиметрах за год; соответствие количества молочных и постоянных зубов возрасту).

  3. Оценка уровня нервно-психического развития.

  4. Изменения АД.

  5. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.

  6. Выявление нарушений цветового зрения. Для этой цели используются полихроматические таблицы Е.Б.Рябкина. В этих таблицах из кружков различных цветов, но одинаковой интенсивности окраски составляют знаки или цифры, которые свободно различают лица с нормальным цветовым зрением – трихроматы. Лица с расстройством данной функции часть знаков (цифр) распознать не могут.

  7. Выявление предмиопатии – тест А.А.Малиневского (у детей с нормальной остротой зрения). В начале определяется острота зрения, затем к глазу ребенка подносят линзы:

Для детей 5-8лет +1,0 Д

9 лет +0,75

10 лет -0,5

Здоровые школьники 1-го класса проходят углубленный осмотр педиатра в конце учебного года и в течение года должны быть осмотрены стоматологом.

Кроме того, детям назначается клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глист, проверяется острота зрения и слуха, проводится измерение АД, планетография.

Во 2-м классе, как и в 1-м, предусматривается осмотр педиатра и стоматолога, а также других специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога, хирурга). Дополнительные методы обследования проводятся те же, что и в 1-м классе.

В 3,5,7 классах дети осматриваются только педиатром и стоматологом, проводятся все вышеуказанные дополнительные методы обследования.

В 4,6 и 8 классах проводятся наряду с углубленным осмотром педиатра осмотр невропатолога, офтальмологом, отоларингологом, хирургом, в 4 классе и ортопедом.

Дополнительные методы обследования остаются те же, лишь ученикам 4 и 8 классов назначается анализ крови на сахар, а ученикам 7 и 8 классов проводится флюорографическое обследование.

Для дифференциального наблюдения все осмотренные дети в зависимости от состояния здоровья делятся на 5 групп.

Следует помнить, что школьников, достигших 15-летнего возраста, обследует комиссия в составе педиатра и всех врачей-специалистов, и они передаются в подростковый кабинет. При передаче в подростковый кабинет желательно, чтобы девочки, особенно состоящие на диспансерном учете, были осмотрены гинекологом.

К началу учебного года школьные врачи должны иметь составленные помесячные списки школьников- подростков, которые в течение года будут переданы под наблюдением подростковых кабинетов. Списки должны быть заверены подписью директора и печатью. Один экземпляр списка передается зав. Дошкольным отделением детской поликлиники, второй остается в школе.

На каждого 15-летнего подростка участковый педиатр совместно со школьным врачом оформляет передаточный эпикриз, который заносится в историю развития ребенка (уч. Ф. № 112) и медицинскую карту ребенка (уч.ф. № 026). В эпикриз вписываются перенесенные заболевания, данные осмотра специалистов, лабораторные данные, сведения о профилактических прививках и делается заключение о состояние здоровья подростка.

Школьные врачи обязаны помогать врачам подростковых кабинетов в организации медицинских осмотров учащихся 8-10 классов. Взятие на диспансерный учет учащихся 8-10 классов на них заполняется уч.ф.030.

Не реже 1 раза в квартал школьные врачи направляют их в подростковые кабинеты для обследования и лечения.

В обязанности школьного врача входит распределение детей на группы для занятия физкультурой. Выделяют три группы: основную, подготовительную и специальную.

Основная группа. В нее включается дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность. В этой группе проводятся занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме.

Подготовительная группа - в нее входят дети и подростки, тоже имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, не без достаточно физической подготовленности.

Занятия также проводятся по программам физического воспитания в школах, но при условии более постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

В специальную группу – входят дети и подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях учебного заведения. Занятия с этой группой школьников проводятся по специальным программам с дифференцированным подходам к каждому ученику.

В школах существуют также группы детей, временно освобожденные от занятий физкультурой.

studfiles.net

Организация диспансерного наблюдения детей из групп риска

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯБАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТОрганизация диспансерного наблюдения детей из групп риска

Профессор, д.м.н. Г.Н. Богданова

УФА 2007г.

•В основу распределения детей по группам риска положена предполагаемая направленность рискаЭто придает первичной профилактике конкретность и целенаправленность. Для каждой патологии отобраны наиболее значимые и информативные в прогностическом отношении факторы риска

Выделены следующие группы риска:

•I – дети с риском повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации;

•II – с риском патологии ЦНС;

•III – с риском возникновения рахита, анемии и дистрофии;

•IV – с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности;

•V – с риском врожденных пороков органов и систем;

•VI – с риском аллергических заболеваний;

•VII – дети из неблагоприятных микросоциальных условий.

•На первом году жизни основное влияние на уровень заболеваемости детей оказывают биологические факторы, а также особенности микросоциальной среды, вредные привычки родителей.

Среди новорожденных целесообразно выделение групп по степени риска:

 а) группа риска – дети, имеющие неблагоприятные факторы в пренатальном периоде, отклонения в интранатальном периоде и с отягощенным генеалогическим анамнезом;

б) группа высокой степени риска – дети, перенесшие внутриутробно, во время родов или в первые дни жизни какие-либо заболевание или состояние и имеющие после выписки из роддома отклонения в состоянии здоровья: недоношенные, незрелые, с врожденной гипотрофией, от многоплодной беременности, после асфиксии, родовой травмы и др.

Диспансерное наблюдение

•Заведующий педиатрическим отделением должен быть информирован участковым врачом о поступлении на участок всех детей из групп риска. Диспансеризация детей с высокой степенью риска контролируются заведующим отделением в течение первого месяца жизни.

Диспансерное наблюдение

•В зависимости от направленности риска участковый врач составляет индивидуальный план наблюдения за ребенком на 1-м месяце жизни. В возрасте 1 месяца проводится оценка течения периода новорожденности, реализации имеющегося ранее риска, выявляются новые неблагоприятные факторы и с учетом данных осмотра, определяются группа здоровья и группа риска на первом году жизни.

Диспансерное наблюдение

•План диспансерного наблюдения ребенка должен включать: частоту осмотров педиатра, специалистов, сроки лабораторно-диагностических исследований, лечебно-оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия, показания и противопоказания к профилактическим прививкам, мероприятия по оказанию социально-правовой помощи семье.

Диспансерное наблюдение

•Дети с высокой степенью риска осматриваются педиатром на 2-м и 3-м месяце жизни не реже 2 раз в месяц в домашних условиях. Иногда по показаниям эта кратность сохраняется до 6 месяцев. Другие дети наблюдаются в декретированные сроки.

•Переоценку значимости факторов риска и их направленности проводят в эпикризные сроки (1, 3, 6 и 12 месяцев).

Наблюдение за детьми с риском повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации (I группа риска)

•Чрезвычайно важной и сложной проблемой для участкового педиатра является диспансеризация группы часто болеющих детей (ЧБД). Очень важно, как можно раньше выявить детей, угрожаемых по частой заболеваемости, и предупредить их переход в группу ЧБД посредством проведения целенаправленных воздействий на условия жизни и воспитания.

I группа риска

•Частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, способствовать снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания.

•Частые ОРЗ могут быть проявлением наследственной, врожденной или приобретенной патологии (муковисцидоз, селективный дефицит sIgA, пороки развития органов дыхания и др.), которые следует исключить. Своевременное выявление основного заболевания позволяет обеспечить его эффективное лечение.

I группа риска

•Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий в школе.

•Частые ОРЗ поглощают значительные материальные ресурсы, нанося экономический ущерб, связанный, как непосредственно с затратами на лечение, так и с потерей трудового времени родителей. В России ущерб государства от одного случая респираторной инфекции равен 100-150 $US, а ущерб для каждого заболевшего, включающий в себя стоимость базового набора медикаментов, равен 15-100 $US.

I группа риска

•К I группе риска необходимо отнести детей, у которых матери во время беременности переносили повторные ОРВИ, ангины, страдали анемией, детей из неудовлетворительных бытовых условий, от родителей с хроническими заболеваниями, страдающих алкоголизмом.

•В постнатальном периоде на частую заболеваемость ребенка могут оказывать влияние недоношенность и незрелость, аномальные конституции (экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический и нервно-артрический диатезы), ранний перевод на смешанное и искусственное вскармливание, острые заболевания в первые три месяца жизни, рахит, хронические расстройства питания, анемия, врожденные пороки развития и наследственная патология, выраженные метаболические нарушения, иммунологическая несостоятельность, несоответствие сна и кормления возрасту ребенка, тяжелые поражения ЦНС, эндокринопатии и др.

I группа риска

•В антенатальном периоде участковый врач и медсестра осуществляют 2 или 3 дородовых патронажа (в зависимости от состояния здоровья матери) с прогнозированием гипогалактии, риска развития патологии у ребенка, с проведением санитарно-просветительной работы о влиянии фактора риска социально-биологического анамнеза на состояние здоровья будущего ребенка и дают рекомендации по питанию, режиму, физическому воспитанию и закаливанию беременной.

•В постнатальном периоде педиатр и специалисты (хирург-ортопед, невропатолог, окулист и ЛОР) осматривают ребенка из I группы риска в декретированные сроки, другие специалисты – по показаниям. Анализы крови и мочи проводят в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев и при каждом интеркурентном заболевании, по показаниям – кал на дисбактериоз.

•Профилактические прививки делают по календарю.

•Профилактические мероприятия в постнатальном периоде заключаются в применении экспозиционных и диспозиционных методов.

•Экспозиционная профилактика имеет целью предотвращение контакта ребенка с источником инфекции. С учетом путей распространения гриппа и ОРВИ изоляция ребенка от больного и потенциального источника инфекции играет ведущую роль в предупреждении ОРЗ.

•Основные меры, которые могут быть предприняты в этом отношении, следующие:

vunivere.ru

Диспансеризация детей заболеваниями сердечно сосудистой системы | Заболевания детей

Диспансеризация детей с эндокринными заболеваниями

Ежемесячно эндокринологом; 1 раз в полгода – стоматологом, ЛОР-врачом, окулистом.

Если врача эндокринолога нет, тогда ежемесячный осмотр педиатром и 1 раз в 3 месяца консультация у областного эндокринолога.

Общее состояние, двигательная активность, физическое и половое развитие, нервно-психическое развитие.

Наличие хронической гипергликемии (жажда, полиурия, похудание). Наличие медленно развивающихся осложнений (липодистрофия, жировой гепатоз печени – гепатомегалия, диабетический миокардоз – кардиопатия, трофические нарушения, изменения поврхностной чувствительности, диспетические расстройства, наличие инфекции наружных гениталий – вульвовагиниты, артериальное давление, состояние щитовидной железы.

Обязательно оценить дневник, который ведет больной:

1. Расчет питания

2. Исследования гликемии и глюкозурии индивидуальными средствами (глюкотест и глюкопрофиль ацетон).

Если эти данные недостаточны для оценки биохимической компенсации тогда следует исследовать гликемический и глюкозоурический профиль, уровень гликозированного гемоглобина. Обязательно после исследования анализа мочи, а при необходимости и исследования физиологических проб почек.

Контроль на микроальбуминурию 1 раз в 3 месяца.

Контроль и самоконтроль за диетой, инсулинотерапией и физическими нагрузками; при необходимости: липотропные кардиотрофы, мембраностабилизирующие средства, витамино-терапия, лечебный массаж.

Санация очагов хронической инфекции.

Санаторное лечение – в периоде компенсации в местном санатории.

Прививки: в период компенсации.

Нормальное физическое, психическое и половое развитие.

Отсутствие симптомов хронической гипергликемии.

Отсутствие гипогликемии и кетоацидоза.

Нормализация углеводного обмена. Гликемия в течение суток натощак не более 8-10 ммоль, идеально –нормогликемия.

Отсутствие или позднее развитие сосудистых осложнений. Диспансерное наблюдение – постоянно.

Нарушение толерантности к глюкозе.

Эндокринолог 1 раз в 6 месяцев.

Особое внимание обращать на динамику массы тела, а также на наличие спонтанных гипогликемических состояний, особенно возникающих после еды.

Наличие локализованных гнойных инфекций кожи и слизистых (фурункулы, вульвиты).

Определение глюкозы натощак с последующим проведением теста на толерантность к глюкозе.

Исследование суточной глюкозурии.

Диетотерапия, физичекие нагрузки, прививки не противопоказаны.

Нормализация ТТГ. Снимаются с учета после нормализации ТТГ через год.

Если наследственность по диатезам отягощена, то наблюдение постоянное, но ребенок переводится в группу повышенного статистического риска по развитию сахарного диабета.

Группа повышенного статистического риска по развитию сахарного диабета.

Эндокринолог 1 раз в год.

То же, что и при нарушении толерантности к глюкозе.

Антитела к Инсулину.

HLA типирование у детей с отягощенной по СД наследственности.

Диетотерапия, прививки не противопоказаны.

Диффузный токсический зоб при терапии тиреостатиками, после выписки из стационара.

Эндокринолог 1 раз в 1-2 месяца. После стойкого клинического выздоровления – 2 раза в год.

Если эндокринолога нет – осмотр один раз в 1 месяц педиатром и 1 раз в месяц осмотр областным эндокринологом.

Физическое и нервно-психическое развитие, размеры и функциональное состояние щитовидной железы, глазые симптомы, особенности гемодинамики: пульс, АД, дефицит пульса, наличие громких тонов и систолического шума. Наличие симптомов гипокортицизма и гипогонадизма.

Тщательная оценка дневника, который ведут родители или сам ребенок (пульс, температура, частота стула), 1 раз в неделю контроль анализа крови, если ребенок получает тиреостатики. При необходимости радиоиммунологическое исследование Т3. Т4. ТТГ.

При наличии офтальмолога – его консультация.

Щадящий режим: освобождение от физических нагрузок, освобождение от экзаменов. Неукоснительное выполнение рекомендаций врача.

Аккуратный прием препаратов: мерказолила, тироксина, А-адреноблокаторов. Санация очагов хронической инфекции.

Беречь от инсоляции.

Вакцинации при длительной ремиссии

Убитыми вакцинами (не менее 3-х месяцев) щадящим методом. Живыми вакцинами при длительной ремиссии не менее года.

Стойкое клиническое выздоровление.

Снимается с лечения через 2 года терапии при условиях стойкой ремиссии. Перед этим тщательное обследование в условиях стационара. С наблюдения у эндокринолога не снимаются.

Состояние после субтотальной резекции щитовидной железы по поводу диффузного токсического

Галактионова М.Ю. (ред.) Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке

  • Файл формата pdf
  • размером 5,38 МБ
  • Добавлен пользователем anonymous 18.07 09:27
  • Отредактирован 18.07 09:29
  • Скачан 35 пользователями

Красноярск: КрасГМУ, 2010. — 117 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине Поликлиническая педиатрия для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности060103-педиатрия. Учебное пособие содержит краткую информацию по вопросам подготовки сту-дентов к практическим занятиям, тематика которых предусматривает изучение вопро-сов диспансерного наблюдения здоровых детей и при некоторых заболеваниях в амбу-латорно-поликлинических учреждениях педиатрического профиля. Изложены основ-ные нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие сроки дис-пансерного наблюдения детей и подростков при различных заболеваниях, объем меди-цинской помощи, а также критерии снятия с диспансерного учета. Приложения содержат образцы оформления карты диспансерного наблюдения, схемы написания эпикризов на детей, подлежащих диспансерному наблюдению. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов6 курса при подготовке к практическим занятиям.

Содержание:Значение темы: Лечение, профилактика, реабилитация и диспансерное наблюдение за здоровыми и детьми с острыми и хроническими заболеваниями .Функциональные обязанности и критерии оценки деятельности участкового врача педиатра.Организация диспансерного наблюдения детей и подростков.Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники.Диспансерное наблюдение детей с отклонениями в состянии здоровья на педиатрическом участке.Диспансерное наблюдение детей раннего возраста.Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и соединительной ткани.Диспансерное наблюдение за детьми с бронхолегочными заболеваниями.Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями почек и мочевыделительных путей.Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями.Желудочно-кишечного тракта и билиарной системы.Диспансеризация детей с эндокринными заболеваниями.Диспансеризация детей с заболеваниями крови.Приложения.Тестовые задания.Ситуационные задачи.Литература.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Служба по охране здоровья населения.

Несмотря на усилия врачей, прогресс в медицине, болезни сердечно-сосудистой системы остаются одной из основных социально-значимых проблем. Ежегодно отмечается рост заболеваемости болезней системы кровообращения. Так, в 2008 году общая заболеваемость болезней системы кровообращения в г. Сургуте составила 142,8 на 1000 населения, а за 3 года динамика заболеваемости возросла на 7,2%, это больше, чем в ХМАО(115,5 на 1000 населения) и меньше, чем в Росси, где заболеваемость составила 208,8 на 1000 населения. В 2008 году в Сургуте зарегистрировано 19083 больных с артериальной гипертонией, 5784 больных с ишемической болезнью сердца, из них 1221 человек имели стенокардию и 302 перенесли инфаркт миокарда. Цереброваскулярные заболевания зарегистрированы у 8398 человек, из них инсульт перенесли 447 человек. Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место по причине выхода на инвалидность и первое место по причине смерти.Причин для такой тревожной статистики можно указать много. Это наследственность, факторы риска и различные провоцирующие ситуации, стрессы, климатические условия, неадекватное отношение к своему состоянию здоровья, поздняя обращаемость за медицинской помощью или несоблюдение рекомендаций врача.

Ежегодная диспансеризация всего населения была предложена еще в первое десятилетие Советской власти. Важнейший и наиболее трудный этап–формирование контингентов, подлежащих диспансеризации, – который теснейшим образом связан с разработкой и реализацией четких критериев диагностики того или иного заболевания и определения факторов риска, повсеместное выявление больных и проведение регулярной профилактики.В рамках национального проекта «Здоровье» в поликлиниках города проводится дополнительная диспансеризация населения, позволяющая выявлять различные заболевания, в т.ч. сердечно-сосудистой системы. В поликлиниках города всем больным, обратившимся за медицинской помощью, проводится измерение артериального давления, позволяющее выявлять больных с артериальной гипертонией.

В поликлиниках города имеются все необходимые лабораторные и инструментальные методы диагностики для выявления и динамического наблюдения, больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В каждой поликлинике ведет прием врач кардиолог.

Все больные, которые имеют такие заболевания как, ишемическая болезнь сердца, приобретенные и врожденные пороки сердца, сложные нарушения ритма сердца, после оперативного лечения ишемической болезни сердца, имплантации искусственного водителя ритма, оперативного лечения пороков сердца, подлежат диспансеризации в лечебном учреждении по месту жительства. Каждый пациент проходит динамическое наблюдение у участкового терапевта. В течение года после оперативного лечения больной обязательно должен находится под наблюдением у кардиолога и кардиохирурга. В дальнейшем данные пациенты также состоят на диспансерном учете у кардиолога и кардиохирурга.

Каждому больному, состоящему на диспансерном учете, составляется индивидуальный план динамического наблюдения, где указывается кратность обязательных осмотров, консультации необходимых специалистов, проведение лабораторных и инструментальных методов обследования. Задача врача и пациента найти взаимопонимание и необходимость динамического наблюдения и лечения. Все вопросы необходимо решать индивидуально.

Есть несколько факторов, которые в настоящее время мешают качественно проводить диспансеризации.Это факторы лечебных учреждений и личные качества пациентов и, кроме того, другие внешние факторы, такие как работа пациентов в различных сферах нашего общества.

Низкая укомплектованность врачебных и сестринских ставок, не позволяет в настоящее время проводить 100% диспансеризацию населения. В некоторых случаях недоверие пациентов традиционной медицине или неадекватное отношение к заболеванию со стороны самого пациента также мешает проведению лечебных и профилактических мероприятий. Кроме того, в настоящее время нередко наблюдаются случаи, когда из-за боязни потерять работу, люди скрывают свои болезни и не обращаются к врачам. Лишь в некоторых организациях выделяют отдельные дни для прохождения медицинских осмотров.

Но все эти факторы могут быть устранены, если каждый человек задумается о том, что самое важное и главное, что есть у человека – это здоровье. Каждый из нас должен думать о своем здоровье, а также здоровье близких и окружающий нас людей.

Задачей главных врачей лечебных учреждений является укомплектовать необходимыми кадрами лечебных учреждений. Выпускники медицинских ВУЗОВ должны пополнять ряды врачей города. Администрации города и городской думе необходимо рассматривать приоритетные проекты строительства современных лечебных учреждений, а также строительства санатория для проведения реабилитации и санаторно-курортного лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Руководители различных предприятий города Сургута должны принимать все необходимые меры по профилактике заболеваемости сердечно-сосудистой системы, при этом привлекать к сотрудничеству лечебные учреждения города. Кроме того, создавать условия работникам, не препятствующие возможности проведения лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Перейти на полную версию Официальный портал Администрации г. Сургута

Источники: http://medafarm.ru/node/6074, http://www.twirpx.com/file/1193291/, http://admsurgut.ru/rubric/20870/Dispanserizaciya-bolnyh-s-zabolevaniyami-serdechno-sosudistoy-sistemy

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность