Профессия — Врач, фельдшер, медицинская сестра. Чем отличается лечебное дело от сестринского дела


Сестринское дело: задачи, цели, содержание

Сестринское дело – важнейшая часть современной системы здравоохранения.

Медсестра должна пройти специальную подготовку, быть не только опытным медицинским специалистом, но и чутким психологом для своих пациентов.

↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Из статьи вы узнаете

Понятие "Сестринское дело"

Сестринское дело и его понимание в мире менялось на протяжении многих лет, как менялась и сама медицина.

В связи с этим, сегодня сложно сформулировать, что включает в себя эта

профессиональная деятельность

Сегодня на вопрос - сестринское дело что это за профессия, представители медицинского сообщества могут ответить по-разному.

Поскольку понимание профессии медсестры зависит от конкретных потребностей общества, от содержания их обязанностей, а также от экономической и социальной ситуации в стране и здравоохранении в целом.

В 1987 году Международных совет медсестер предложил формулировку этой профессии - сестринское дело, оно является важнейшей частью системы здравоохранения.

Обязанности и ответственность старшей медицинской сестры посмотреть/скачать>>

Включает в себя профессиональную лечебно-профилактическую и просветительскую работу, а также психологическую помощь больным. Неотъемлемая часть этого понятия – уход, который медсестры осуществляют для всех социальных и возрастных групп больных.

Философия сестринского дела подразумевает, что медсестра должна выполнять свое призвание везде, где больным нужна ее помощь - в медучреждении, на дому и в других местах.

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

На конференции, посвящённой теории сестринского дела, понятие сестринского процесса было рассмотрено как наука, а также искусство, которое позволяет решать проблемы со здоровьем человека, подверженного воздействию внешних факторов.

Чем отличаются лечебное и сестринское дело

Лечебное и сестринское дело имеют множество схожих черт, но вместе с тем имеют и кардинальные отличия:

  1. Сестринское дело – деятельность медсестер, предполагающая в первую очередь уход за пациентами медучреждения.
  2. Специалисты этой профессии отвечают за сопровождение лечебной деятельности.
  3. Медсестра выполняет врачебные назначения, организует показанный больному уход.
  4. Медицинские работники, получившие специальность «Лечебное дело», могут диагностировать болезни и лечить пациентов, в то время как медсестра такие решения принимать не может.
  5. Медсестра занимается профилактической и просветительской работой, постоянно отслеживает состояние пациента.
  6. Флоренс Найтингейл отмечала, что сестринское дело требует подготовки, отличной от подготовки врачей, нуждается в специальной организации и получении специальных умений и навыков.

Как получить профессию "медицинская сестра"

Медсестра – это ключевой специалист в уходе за больными. Для этого медсестра должна иметь специальное образование, высокую квалификацию, поскольку эта профессия предполагает выполнение ответственной работы.

Поскольку определение «сестринское дело» является многосторонним, разноплановой является и работа медсестры.

Сегодня специальность медсестры предполагает получение как среднего профессионального медицинского образования, так и высшего.

В частности, 22 сентября 2017 года Министерство образования и науки приняло приказ № 971, который утвердил государственный образовательный стандарт бакалавров сестринского дела. С 30 декабря 2017 года он вступает в законную силу.

Специальность «Сестринское дело» в соответствии с новым стандартом позволяет специалистам со статусом бакалавра занимать такие должности, как:

  • медсестра по реабилитации;
  • медсестра, осуществляющая паллиативную медпомощь;
  • медсестра по профилактической помощи;
  • медсестра общей практики.

Процесс обучения по направлению «сестринское дело» является непрерывным – специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию. Таким образом, медсестра в течение всей трудовой деятельности обучается новым навыкам сестринского ухода.

Как организовать обучение сотрудников сестринской службы

Кроме того, специальность «Сестринское дело» с июля 2017 году включены в квалификационные требования к работникам медицинской и фармацевтической отрасли.

Сестринское дело в медучреждении организуется следующим образом:

  • всем средним и младшим медперсоналом организации руководит главная медсестра;
  • в конкретном отделении должностным лицом, отвечающим за организацию сестринского дела, является старшая медсестра.

Главная медсестра

Главная медицинская сестра должна отвечать определенным профессиональным и квалификационным требованиям для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

Сертификат 

Для главной медсестры необходима базовая специальность – «Лечебное дело». В ходе дополнительного обучения медсестра получает сертификат по организации сестринского дела. Свой профессионализм она подтверждает получением высшей квалификационной категории.

Главная медсестра осуществляет общее руководство среднего медицинского персонала.

Какими качествами должен обладать этот специалист:

  • высокий профессионализм;
  • лидерские и организаторские качества;
  • организованность.

Главный врач и его заместитель по лечебной работе – непосредственные руководители главной медсестры.

В круг обязанностей входят следующие:

  • качественное оказание сестринской помощи;
  • организация работы медсестер;
  • проверка качества работы сестринского персонала;
  • проведение ежедневных обходов всех отделений;
  • составлять необходимые отчетные и распорядительные документы;
  • поскольку сестринское дело непосредственно включает в себя процесс оказания медпомощи, главная медсестра должна следить за соблюдением медсестрами норм СанПиН и требований действующего законодательства;
  • контроль расходования медизделий и лекарств.

Старшая медсестра

Специальность, по которой обучается старшая медсестра – лечебное или сестринское дело. Дополнительно специалист должен получить медицинский сертификат по организации сестринского дела.

Для старшей медсестры необязательно высшее медицинское образование.

Старшая медсестра подчиняется:

  1. Главной медсестре.
  2. Заместителю главврача по лечебной работе.
  3. Главному врачу непосредственно.

В отделении весь средний и младший медперсонал обязан выполнять распоряжения старшей сестры. Кроме того, в подразделении она является должностным лицом, несущим материальную ответственность.

Должностные инструкции медперсонала

Приказ о бакалавриате

Составляющие сестринского дела

Рассматривая понятие сестринское дело, мы упоминали о том, что профессия медсестры разнопланова, поскольку существует и большое чисто видов услуг медицинского характера, оказываемых пациентам.

Для того, чтобы понять сестринское дело что это за профессия, необходимо рассмотреть его цели:

  • помощь конкретному пациенту или группе больных в нормализации здоровья во всех его смыслах;
  • сохранение здоровья и его укрепление;
  • обучение пациентов заботе о своем здоровье;
  • специфическая помощь пациентам, которые эмоционально или физически страдают от своего заболевания.

В ходе развития сестринского дела и профессии медсестры были сформулированы следующие функции сестринского персонала.

  1. Сестринский уход:
    • определение потребностей пациента;
    • оценка состояния его здоровья;
    • планирование ухода за больным;
    • организованные меры по уходу за пациентами;
    • вовлечение в процесс ухода родных и близких пациента.
  2. Обучение непосредственно больного и его близких навыкам сохранения своего здоровья.
  3. Выполнение определенной роли в команде медиков, обслуживающих больного (например, в составе хирургической бригады).
  4. Исследовательская функция. В настоящее время развиваются новые подходы к сестринскому делу, разрабатываются протоколы ведения больных. Непосредственное участие в этом принимают медсестры.

Эти функцию позволяют в полной мере представить сестринское дело и его содержание, наполняют его дополнительными компонентами, такими как общение с пациентом, сотрудничество с его родными, внедрение новых методик ведения больных.

Философия сестринского дела базируется на нескольких основных принципах. Они сложились еще в те времена, когда помощь пациентам оказывали сестры милосердия и актуальны в настоящее время.

  1. Уважение личности пациента.
  2. Потребность сохранять здоровье в течение всей жизни, укреплять его.
  3. Признание собственного опыта пациента в отношении своей болезни и своего здоровья.
  4. Признание за пациентом права принимать решения относительно получения сестринского ухода.

Специалист, который выбрал направление «Сестринское дело», должен разделять эти принципы, осуществляя сестринский уход.

Важная составляющая сестринского дела –

сестринский уход.

Его принципами являются:

Важной составляющей сестринского дела является здоровье. Специальность и профессия медсестры обязывает ее помогать пациенту, здоровье которого нарушено. Здоровье в разные периоды времени понимали, как отсутствие болезни и немощности.

В настоящее время ВОЗ определяет здоровье как благополучие социальное, психологическое и физическое.

Безусловно, процесс сестринского ухода должен включать оценку самочувствия пациента и его состояния, а сама медсестра в рамках своих компетенций помогают больным укреплять здоровье.

Другими ключевыми понятиями сестринского дела являются «уход» и «самоуход». Флоренс Найтингейл считала, что уход – это помощь человеку, страдающему от болезни в том, чтобы он мог жить полноценно и получал от жизни удовлетворение.

Все большую актуальность принимает самоуход, и в настоящее время он часто ассоциируется с деятельностью медучреждений. Медсестра учит пациента навыкам самообслуживания, так, чтобы он самостоятельно мог удовлетворять свои жизненно важные потребности, несмотря на болезнь.

Таким образом, сестринское дело является важнейшей частью системы здравоохранения, и включает оно в себя не только работу по оказанию медуслуг. Медсестра помогает пациенту, консультирует его и его родных, оказывает пациенту моральную и психологическую поддержку.

Деонтология профессии

Лечебное и сестринское дело во все времена рассматривались в неразрывной взаимосвязи с этической составляющей медицинской профессии.

Медсестра регулярно выполняет свои обязанности, но в работе она должна руководствоваться не только нормативными актами, например, стандартами оказания медпомощи, но и морально-этическими нормами.

Иными словами, обязанности сестринского персонала можно рассматривать в двух аспектах:

  1. Профессиональный аспект – медсестра ни при каких обстоятельствах не должна нарушать психическое и физическое состояние пациентов.
  2. Моральный аспект – при оказании медпомощи на медсестру не должно оказывать влияния социально положение пациента, его убеждения, вероисповедание и т.д.

Оценка деятельности медсестер

Однако, процесс медпомощи часто сопровождается поступлением жалоб от пациентов на нарушение медработниками этических и демонологических норм. Далеко не каждый пациент может определить низкую профессиональную подготовку медработника. Его нравственный облик более очевиден, поэтому вызывает отрицательную реакцию.

Медицинский этикет включает в себя правила внешней и внутренней культуры поведения.

Внутренняя культура поведения (по отношению к коллективу):

  • соблюдение субординации, дружелюбие к коллегам;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • добросовестное отношение к своему и чужому труду.

Внешняя культура медсестры (по отношению к пациентам):

  • специалисты сестринского дела должны иметь опрятный и располагающий внешний вид;
  • медсестра должна уметь составлять впечатление о себе тем, как она говорит, что она говорит, каким тоном общается с пациентами.

Гиппократ говорил о том, что медицинские работники должны обладать такими качествами, как хладнокровие, бескорыстность, здравый смысл, скромность и целомудрие.

Сестринское дело должно основываться на базовых демонологических принципах – в конечном итоге это оказывает влияние на качество медпомощи, ее отношение к пациентам и коллегам.

www.zdrav.ru

  Определение сестринского дела, его цели и задачи 

На определение сестринского дела оказывают влияны различные факторы. Это, прежде всего, экономическое социальное и географическое положение страны, суще ствуклцая система здравоохранения и уровень ее развития структура сестринского персонала с четко определенным! функциональными обязанностями, отношение медицински го персонала и общества к сестринскому делу, наконец, эп личное мировоззрение человека, дающего определение сеет ринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, будут отличаться друг от друга. Участники Всероссийской научно-практической конфе ренции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 п дали следующее определение этой науке: «Сестринское дело — часть медицинского ухода за здоровьем, наука и иску ство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». Комитет Экспертов ЮЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа». Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Оказание помощи человеку больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной

смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями н волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». Другое определение дали американские медицинские сестры в 1984 году: «Медицинская сестра — человек, который питает, лелеет и защищает; подготовлен для заботы о слабом». Но первое определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл в известных «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению . При этом задача сестры в создании для больного таких условий, при которых природа оказывала бы свое целительное действие. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Она первая отметила, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний», а кроме этого «организации, практической и научной подготовки». В чем же отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача? Лечебное дело, все знания и практические действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у конкретного человека. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, направлены на различные аспекты патологических состояний конкретных болезней. Но болезнь ставит перед больным, его семьей, коллективом, в котором он работает или учится, ряд вопросов и проблем. Например, врачи спасли жизнь пострадавшему после тяжелой черепномозговой травмы, но не смогли из- за тяжести травмы и повреждения зрительных нервов сохранить пациенту зрение. У пациента и его семьи возникло множество проблем, которые они не в состоянии решить без помощи медицинской и социальной служб, без помощи общества. В этом случае важную часть проблем пациента поможет решить именно медицинская сестра.

Следовательно, сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей н общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье. Таким образом, сестринское дело — это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чек простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами, профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной и расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, ни по возрасту или полу. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер (Новая Зеландия, 1987 г.) была дана следующая формулировка сестринского дела: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так н в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность». Чтобы соответствовать современным требованиям, медицинская сестра должна знать помимо норм здоровья и основ сестринского ухода психологические особенности поведения пациентов. Должна не только ознакомиться с симптомами и синдромами заболевания, определить возможные причины его возникновения, но и разработать комплексную индивидуальную программу ухода за пациентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи. В своей работе медицинская сестра исходит из принципа, что медицинская помощь - это право каждого человека, а не привилегия. Общество предъявляет высокие требования к морали и этическим вопросам. Медицинская сестра вместе с врачом участвует в испытании и апробировании новых лекарственных препаратов, в разработке новых методов исследований, участвует в проведении искусственного осеменения, абортах, стерилизации, продлении жизни. Кто она, послушный помощник или активный участник? Как определить меру ее ответственности, согласия или несогласия с действиями врача? При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство — безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской стры Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи. При этом основными целями сестринского дела являются:

  • объяснение населению и администрации лечебнопрофилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
  • привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио-
¦ нальных обязанностей и предоставления сестринских I услуг, максимально удовлетворяющих потребности насе- I ления;
  • обеспечение и проведение учебного процесса для под- I готовки высококвалифицированных медицинских сестер и } менеджеров сестринского дела, а также проведение после- | дипломной подготовки специалистов среднего и выс- I шего сестринского звена;
  • выработка у медицинских сестер определенного сти- | ля мышления.
Сестринское дело решает следующие задачи:
  • развитие и расширение организационных и управ-' ленческих резервов по работе с кадрами;
  • консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
  • ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
  • разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
  • осуществление консультативной сестринской помощи;
  • обеспечение высокого уровня медицинской информации;
  • ведение санитарно-просветительской и профилакти-| ческой работы;
  • проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
  • создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности — отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь — сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.

www.med24info.com

Профессия — Врач, фельдшер, медицинская сестра

Специальности: лечебное дело, педиатрия, акушерская практика, организация сестринского дела, сестрино дело

Специализации в зависимости от направления лечебного дела (общая терапия, хирургия, микрохирургия, кардиология и кардиологическая хирургия, офтальмология и офтальмологическая хирургия, пульмонология, отоларингология, педиатрия, психиатрия и т.д.)

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Средне-специальное (фельдшера и медицинская сестра, медицинский брат) – медицинское училище или колледж

Высшее медицинское (врач общей практики, врач-специалист, врач-биолог, медицинская сестра с высшим образование) –  медицинские академии, институты, университеты; а также медицинские факультеты академических университетов

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Для врача: Их, как правило, не выявляют. По крайней мере, при приёме документов в вуз. А вступительные экзамены обычно не предусматривают никакого специального тестирования на профессиональную пригодность абитуриента. Однако учебная нагрузка в таком вузе настолько велика, что сама по себе способна создать прецедент для отсева. Врачу требуется не только способность работать в режиме психологической, интеллектуальной и физической перегрузки – он должен обладать ещё и отличной памятью. К тому же, если Вы хотите действительно стать врачом, к которому ваши пациенты советуют идти своим знакомым, Вам придётся понять, насколько Вы терпимы, насколько умеете владеть собой, ведь Вы будете иметь дело с множеством больных людей, большинство из которых вызывают желание скорее выставить их за порог. Конечно, желательно иметь своего рода медицинское мышление, чутьё лекаря, целителя, способности просто своим общением благотворно влиять на людей, улучшать их самочувствие одним лишь добрым словом и взглядом. Но такое Вы в себе можете заметить ещё до того, как твёрдо решите пойти по стопам врача.

Для фельдшера и медицинской сестры: Практически то же самое; разница в том, что фельдшер и медицинская сестра сложные диагнозы не ставят, их задача – оказать первую помощь пациенту до прибытия врача, а медицинская сестра ещё и помогает врачу вести осмотр или оказание помощи больному. Нагрузка в медучилище, конечно, не сравнима с нагрузкой в мединституте, также и ответственность врача намного выше, тем не менее учится в данного рода средне-специальном учебном заведении тоже нелегко и требуется запомнить огромный объем информации как о внутреннем строении человека, так и о симптомах множества заболеваний, а также длиннющий перечень лекарственных средств и прочих медикаментов, применяемых в том или ином случае до назначения врача и по его назначению.

Характер и содержание работы по данной профессии:
  1. Амбулаторный. Для врача: работа в государственной или частной амбулатории: приём пациентов, составление анамнеза (медицинского образа пациента), диагностирование во время беседы и осмотра, назначение дополнительных диагностических процедур, поиск и назначение курса лечения; посещение пациентов на своём участке по вызову (для терапевтов и педиатров), участие в консилиумах, совещаниях, дежурства в ночные смены и в выходные дни; для фельдшера: работа в сельской амбулатории или здравпункте деревни, посёлка, городского района, производственного предприятия, связанного с риском для здоровья: приём пациентов, проведение осмотра (измерение давления, температуры, прослушивание дыхательных путей, пальпация живота и т.п.), назначение средств первой помощи, в случае несложного заболевания (ОРЗ, неинфекционное расстройства пищеварения, ушиб, неглубокий порез, повышенное давление, переутомление, попадание инородного тела в нос и т.п., не требующее сложной операции) – назначение лечения, а также проведение повторного осмотра, направление больного к врачу вплоть до сопровождения больного до клиники; кроме того фельдшер выполняет работу медицинской сестры; для медицинской сестры: работа в самых разных лечебных учреждения – от сельского здравпункта до клиники федерального НИИ медицинской специализации, от приёма больных в поликлинике до ассистентской работы в хирургическом отделении (операции): оформление рецептов и направлений, помощь врачу при осмотре больного, выполнение инъекций, раздача таблеток и др. лекарств больным в стационаре, выполнение капельницы, дежурство в отделении стационара, выполнение назначений врача, общее наблюдение за пациентами в стационаре, во время операций – подача инструмента хирургу, подготовка дезинфицирующих растворов, ополаскивание рук хирурга и т.п., помощь анестезиологу, оказание срочной помощи больному, вызов дежурного врача в случае срочной необходимости для пациента.
  2. Клинический. Для врача: работа в стационаре: дежурство в отделении, оказание срочно необходимой помощи тяжело больным, осмотр, диагностирование пациентов, контроль хода лечения, для хирурга – участие в операциях либо оперирование, включая пациентов, находящихся на грани жизни и смерти, беседы с родственниками больного, выслушивание опасений, переживаний, претензий, участие в консилиумах и совещаниях, заполнение медицинских карт пациентов, написание множества отчётов;

Для фельдшера и медсестры – то же самое, только в пределах своей компетенции. Кроме того медицинская сестра или фельдшер производят по назначению врача стационарным больным инъекции, капельницы и прочие процедуры, раздают лекарства, убирают в их палатах за санитаров, вывозят пациентов на операцию, измеряют им температуру, применяют экстренные меры помощи и вызывают дежурного врача при необходимости.

Медицинская сестра с высшим образованием, как правило, руководит штатом медсестёр лечебного учреждения и решает разные организационные вопросы, но может выполнять и сестринскую работу и даже ассистировать врачу во время приема больных.

  1. Работа в системе скорой помощи и в системе МЧС: для всех – суточные дежурства на вызовах, срочные выезды, немедленное оказание помощи, беседы с родственниками пострадавшего, тяжело больного или с очевидцами происшествия, неотложное оперирование на месте происшествия, доставка тяжело больного в стационар с поддержанием его жизнеспособности, в МЧС – участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф или террористических актов, полевая реанимация пострадавших, полевые операции, санитарные работы, экспедирование пострадавших в лечебный центр и т.п., написание множества отчетов, заполнение медицинских карт;

 

  1. Работа в детских учебно-воспитательных учреждениях (детские сады, школы, интернаты, детские дома и т.п.): для всех – проведение плановых осмотров детей, выявление больных, контроль за санитарным состоянием учреждения, его кухни, санузлов, контроль качества питания, написание множества подробных отчетов, ведение медицинских карточек, беседы с родителями, воспитателями, с инспекторами из районных органов здравоохранения и эпидемиологических служб.

 

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Биология, химия, физика, ОБЖ, литература и русский язык, информатика, иностранный язык, физкультура, латынь*

Очевидные плюсы:

Благородная профессия во спасение людей, многие пациенты склонны дарить врачам, (фельдшерам и медсёстрам в меньшей степени) подарки, конфеты, поздравлять их с разными праздниками. Для человека, бредящего медициной и борьбой с болезнями, это широкое поле деятельности. Возможность заниматься наукой, искать новые методы лечения и развивать их, делать карьеру, работая или сотрудничая с НИИ, с годами у врача накапливается много разных знакомств. Возможность открыть свою собственную частную практику.

«Подводные камни», очевидные минусы:

Работа физически, умственно и психологически тяжёлая, особенно когда пациента спасти не удаётся. За допущенные ошибки люди расплачиваются здоровьем и жизнью, что не может не влиять и на настроение допустившего роковую ошибку врача. Высокая вероятность самому заболеть, заразиться опасной инфекцией, нарваться на крупный скандал с родственниками пациента. Работа в системе МЧС и скорой помощи чревата попаданием в экстремальную ситуацию, когда врачу самому угрожает смертельная опасность. Профессия требует постоянного повышения квалификации, постоянного самообразования. График работы нередко «рваный», что осложняет семейную жизнь. Постоянные стрессовые ситуации и наличие под рукой спирта давит на психику врача, создавая условия для пристрастия к алкоголю. Вместо благодарностей врачи нередко получают оскорбления и угрозы.

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве:  Врач: 40 000 – 160 000 (чаще до 80 000)

Фельдшер и медсестра: 20 000 – 40 000 (чаще около 25 000)

В крупных областных центрах:

Врач: 18 000 – 40 000 (чаще до 25 000), фельдшер и медсестра: 15000 – 25000 (чаще 18000)

 

В глубинке России:  Врач 15 000 – 30 000 (чаще 25 000), фельдшер и медсестра: 8000 – 25 000 (чаще 10 000)

 

Каждый пятиклассник знает, что на врача учатся в медицинском институте. Есть ещё медицинские училища (теперь многие из них называют колледжами). Но в них присваивают квалификацию либо фельдшера, либо медицинской сестры. Есть, правда, и медсёстры с высшим медицинским образованием.

Сразу предупреждаю: профессия врача настолько многоплановая и объёмная по знаниям и специфическим навыкам, что про неё можно написать отдельную книгу. Мы же хотим просто показать в профессиях подводные камни, о которых школьник просто так, общаясь с врачами в поликлинике, больнице или видя врачей в кино, представления не получит.

Все, конечно же, знают о разных специализациях врачей. Самая распространённая из них – терапевт. Это они приходят к нам домой по вызову, когда у нас высокая температура и невыносимо болит голова или горло. Терапевт назначает нам и консультации у более узких специалистов – хирурга, невропатолога, кардиолога, ЛОРа, кардиолога, фтизиатра (специалиста по лёгочным заболеваниям), уролога, гастроэнтеролога. Пожалуй, только к окулисту и зубному врачу, да женщины к гинекологу, мы идём напрямую, минуя терапевта.

Но специализация начинается обычно на третьем курсе медицинского вуза. Многие студенты сегодня очень хотят получить квалификацию уролога, зная, что эти узкие специалисты по почкам и заболеваниям мочеполовой сферы сегодня как никогда востребованы в коммерческой медицине. Хорошему урологу мужчины приплачивают даже в обычной государственной клинике. Разумеется, на эту специализацию всегда огромный конкурс. Но её просто так и не получишь. Нужно остаться в ординатуре вуза и выдержать ещё один специальный конкурс, даже на платном отделении.

К тому же мечтателям о высоких заработках в медицине следует заранее знать: работа уролога настолько специфична и требует такого, буквально филигранного, умения обращаться с катетрами (скажем так, безболезненно для пациента вставлять катетер в мочеиспускательный канал), что далеко не каждому врачу вообще доступна. Так же как и работа хирурга.

Свою специфику имеет и медицина катастроф. Врачи с такой специализацией обычно умеют эффективно работать в действительно экстремальных условиях – на месте аварии наземного транспорта или крушения самолёта, в районе только что произошедшего землетрясения, взрыва природного газа, в поле или высоко в горах, в пещере, под землей, далеко от какого-либо населённого пункта, в самолёте (поезде и т.п.), в шахте и так далее. Врачи медицины катастроф способны оказать спасительную помощь даже во время природного катаклизма или боевых действий, когда любое живое существо нацелено спасти, прежде всего, свою собственную жизнь. И в этом профессионалы экстремальной медицины (кстати, фельдшеры, медсёстры, ветеринары тоже) очень и очень похожи на профессионалов системы спасения (спасателей). Они и работают, как правило, в одной бригаде. То есть, представьте себе ситуацию, когда ночью у каждого участника бригады спасателей раздаётся телефонный звонок, и каждый из них, получив приказ на немедленный сбор, срочно прибывает на рабочее место, откуда вся бригады тот час же вылетает в другое государство –  вызволять людей, оставшихся под завалами зданий. Так вот вместе с теми, кто будет мужественно разгребать завалы и выносить на волю найденных людей, полетят и медики.

Разумеется, не все выпускники медицинского вуза, получившие специализацию медицины катастроф, работают в учреждениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Кому-то ведь надо работать и в обычных травмпунктах, и на скорой помощи, где довольно часто приходится тоже кого-то в срочном порядке спасать. Конечно же, в особых случаях МЧС обращается к руководству скорой помощи, извините за каламбур, за помощью. И врачи скорой помощи в массовом порядке вылетают в районы катастрофы вместе со спасателями. Но в отличие от врача МЧС, врач скорой помощи участвует в спасении пострадавших от катастрофы или террористического акта эпизодически. Основное его место работы – в мирном городе (посёлке). Но и там работа у врача скорой помощи нередко похожа на экстремальную.

Но часто и самую безопасную работу участкового терапевта можно смело приравнивать к работе в экстремальных условиях. Многие из читающих этих строки, наверняка, сами не единожды бывали на приёме у специалиста государственной поликлиники в момент больших наплывов пациентов. На каждого больного врачу выделяется по нормативам не более 10 минут. За это время необходимо не только осмотреть пациента, но и написать в больничную карту десятки слов. А технология постановки предварительного диагноза включает в себя обязательную беседу с пациентом. Как её успеть провести с каждым, если больше половины пациентов – это одинокие бабушки, которым подсознательно просто хочется пообщаться, но не с кем. Но раздражаться нельзя. Даже если больные плохо воспитаны и ведут себя не подобающим образом, пациент для врача – святое. Это я к тому, что неприятности профессии могут поджидать вас где угодно, даже в самом безопасном и тихом месте, в котором никогда не бывает авральных моментов.

К минусам профессии относится ещё и склонность привязываться к пациентам, воспринимать их как своих хорошо знакомых, симпатичных вам людей. С одной стороны, без этого нельзя: настоящий врач не может быть душевно чёрствым. Но такая чувствительность по отношению к боли пациентов подтачивает нервную систему врача. Нередко врач знает, что пациент, в которого он вкладывает свои силы и душу, всё равно скоро покинет мир. А человек разговаривает с врачом, как будто он совершенно здоров. Или он мучается, но усилием воли, чтобы не расстраивать врача, сдерживает себя. И среди таких пациентов, к которым невозможно не прикипеть душой, часто попадаются совсем юные, с большими наивными глазами. Но железную психику врачу, общающемуся с обречённым ребёнком, иметь нельзя. Но если вы, наш дорогой читатель, найдёте в себе силы выдерживать такое испытание – мы от души благословим вас на сей благородный выбор. Ибо профессии, к которым относится профессия врача, стоят в ряду профессий во спасение жизни.

Какие предметы из школьного курса более всего нужны врачу, вы, наверняка, догадываетесь. Но если говорить, беря во внимание особую душевность этой профессии, то будущему врачу необходимо освоить все школьные предметы без исключения. Совсем не обязательно быть круглым отличником – в медицинский поступают и с тройками в аттестате. Но хорошим врачом может стать только разносторонний и внимательный человек.

Биология, химия, физика – это профилирующие предметы. В вузе эти предметы изучаются настолько глубоко, что старшекласснику вряд ли возможно представить. Химия же включает в себя и современную фармакологию, науку о лекарственных формах. Это очень трудная в запоминании дисциплина, она требует особого терпения, так как по содержанию довольно нудный предмет с огромным объёмом трудно усваиваемого материала. Но анатомия в вузе изучается с не меньшей скрупулёзностью. И все названия частей органов и костно-мышечной системы требуется запомнить по латыни. Да и саму латынь изучать – удовольствие невеликое. Словом, объём одних сугубо профессиональных знаний в студента медицинского вуза впихивается немереный.

Глубоко заблуждается тот, кто думает, что в медицинском вузе расстанется с «проклятой» грамматикой, литературой и английским языком. Изложение (а то и сочинение) всё равно придётся сдавать, причём по довольно сложной теме, а курсы русского языка вводятся сейчас в программу многих вузов, даже технических. Английский же там учат и для бытового общения, и специальный, для чтения профессиональной литературы. И потом,  ещё с древности повелось врач – всегда очень интересный, прогрессивный, обаятельный человека и гражданин, патриот своей страны. Не удивительно, что вплоть до падения Российской империи врачами в стране были в основном мужчины. Женщины находили себя либо в роли ласковой и преданной жены врача, либо его медицинской сестры, либо сестры милосердия (почти санитарка).

Сейчас путь в медицину открыт всем, кто оказывается способным выдержать высокий конкурс в медицинский вуз, успешно его закончить, пройти ординатуру и удержаться на рабочем месте несколько лет. Примерно половина выпускников медицинских вузов не приживается в медицинской сфере. Причины разные, начиная от нервозной обстановки на рабочем месте и кончая неадекватными труду зарплатами. В частных клиниках врачи, конечно же, получают хорошо. Но начинающего врача туда, скорее всего, не возьмут, а врач, наработавший опыт в районной клинике (амбулатории или стационаре), равно как и врач скорой помощи, службы спасения, — привыкает к своей системе настолько, что чаще всего не хочет уходить в частое заведение, в котором с пациентов берут большие деньги

Что касается работы фельдшером, то по сути она мало чем отличается от работы врача. Грубо говоря, фельдшер – это врач со средним медицинским образованием. И, кстати, в России немало фельдшеров, которые врачам практически ни в чём не уступают. Их довольно много работает на станциях скорой помощи и переливания крови, а в сельской местности часто на фельдшера вся надежда больных и немощных.

Разумеется, программа медицинского училища не так обширна, как вуза, и фельдшеру, конечно же, недостаёт многих теоретических знаний. Тем не менее фельдшеры считаются надёжными коллегами и помощниками врачей и выполняют свою чрезвычайно важную миссию там, где врачей вообще нет: или невыгодно его в конкретном месте держать, или он туда не хочет ехать. Чаще это касается российской глубинки, особенно сёл и деревень. А вообще фельдшеров учат и принимать роды, и ставить капельницу, и даже делать неотложные хирургические операции.

Медицинская сестра – это верный помощник любому врачу. Она умеет делать практически то же, что и фельдшер, но в основном их подготовка в медицинском училище направлена на выполнение именно сестринских обязанностей. Медсёстры обычно не уполномочены ставить диагнозы, назначать лечение и выписывать лекарства. Однако это не значит, что они совсем не разбираются в симптомах наиболее распространённых заболеваний. А вообще медсестра, как правило, отлично делает любые уколы, в том числе и внутривенные, запускает в работу любую диагностическую и лечебную аппаратуру, меряет давление и даже делает массаж.

В чем же разница между квалификацией медсестры и медсестры с высшим образованием? Медицинская сестра со средним образованием имеет запись в дипломе «сестринское дело», а медицинская сестра с высшим образованием – «организация сестринского дела», то есть она может быть организатором здравоохранения на своем уровне: стать старшей медсестрой, главной медсестрой, работать заведующей отделом профилактики. Что само по себе говорит о гораздо больших возможностях в плане профессиональной карьеры как медицинской сестры.

Итак, считаете себя достойным занять место в ряду эскулапов? Уверены, что сдюжите и не разочаруетесь? Любите анатомию? Не потеряете голову от фармакологии? Крови не боитесь? Тогда вперёд – за учебники, за спорт, за многое другое, чтобы успешно выдержать экзамены в медицинский вуз и пройти по конкурсу, который редко падает до 3-4 человек на место.

yaspecialist.ru

  Определение сестринского дела, его цели и задачи 

На определение сестринского дела оказывают влияны различные факторы. Это, прежде всего, экономическое социальное и географическое положение страны, суще ствуклцая система здравоохранения и уровень ее развития структура сестринского персонала с четко определенным! функциональными обязанностями, отношение медицински го персонала и общества к сестринскому делу, наконец, эп личное мировоззрение человека, дающего определение сеет ринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, будут отличаться друг от друга. Участники Всероссийской научно-практической конфе ренции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 п дали следующее определение этой науке: «Сестринское дело — часть медицинского ухода за здоровьем, наука и иску ство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». Комитет Экспертов ЮЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа». Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Оказание помощи человеку больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной

смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями н волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». Другое определение дали американские медицинские сестры в 1984 году: «Медицинская сестра — человек, который питает, лелеет и защищает; подготовлен для заботы о слабом». Но первое определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл в известных «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению . При этом задача сестры в создании для больного таких условий, при которых природа оказывала бы свое целительное действие. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Она первая отметила, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний», а кроме этого «организации, практической и научной подготовки». В чем же отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача? Лечебное дело, все знания и практические действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у конкретного человека. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, направлены на различные аспекты патологических состояний конкретных болезней. Но болезнь ставит перед больным, его семьей, коллективом, в котором он работает или учится, ряд вопросов и проблем. Например, врачи спасли жизнь пострадавшему после тяжелой черепномозговой травмы, но не смогли из- за тяжести травмы и повреждения зрительных нервов сохранить пациенту зрение. У пациента и его семьи возникло множество проблем, которые они не в состоянии решить без помощи медицинской и социальной служб, без помощи общества. В этом случае важную часть проблем пациента поможет решить именно медицинская сестра.

Следовательно, сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей н общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье. Таким образом, сестринское дело — это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чек простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами, профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной и расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, ни по возрасту или полу. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер (Новая Зеландия, 1987 г.) была дана следующая формулировка сестринского дела: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так н в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность». Чтобы соответствовать современным требованиям, медицинская сестра должна знать помимо норм здоровья и основ сестринского ухода психологические особенности поведения пациентов. Должна не только ознакомиться с симптомами и синдромами заболевания, определить возможные причины его возникновения, но и разработать комплексную индивидуальную программу ухода за пациентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи. В своей работе медицинская сестра исходит из принципа, что медицинская помощь - это право каждого человека, а не привилегия. Общество предъявляет высокие требования к морали и этическим вопросам. Медицинская сестра вместе с врачом участвует в испытании и апробировании новых лекарственных препаратов, в разработке новых методов исследований, участвует в проведении искусственного осеменения, абортах, стерилизации, продлении жизни. Кто она, послушный помощник или активный участник? Как определить меру ее ответственности, согласия или несогласия с действиями врача? При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство — безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской стры Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи. При этом основными целями сестринского дела являются:

  • объяснение населению и администрации лечебнопрофилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
  • привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио-
¦ нальных обязанностей и предоставления сестринских I услуг, максимально удовлетворяющих потребности насе- I ления;
  • обеспечение и проведение учебного процесса для под- I готовки высококвалифицированных медицинских сестер и } менеджеров сестринского дела, а также проведение после- | дипломной подготовки специалистов среднего и выс- I шего сестринского звена;
  • выработка у медицинских сестер определенного сти- | ля мышления.
Сестринское дело решает следующие задачи:
  • развитие и расширение организационных и управ-' ленческих резервов по работе с кадрами;
  • консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
  • ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
  • разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
  • осуществление консультативной сестринской помощи;
  • обеспечение высокого уровня медицинской информации;
  • ведение санитарно-просветительской и профилакти-| ческой работы;
  • проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
  • создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности — отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь — сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.

www.med24info.com

Медицинский колледж

Специальность 34.02.01

Квалификация – медицинская сестра

Срок обучения – 2 года 10 месяцев

Медсестра (медицинская сестра) – специалист в области сестринского дела. Мужской вариант профессии – медицинский брат.

Сестринское дело — часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп. сестринское дело ак важная часть системы здравоохранения имеет универсальный характер.

Профессиональное обучение по специальности «Сестринское дело» проходят в медицинских колледжах и в ВУЗах (бакалавриат). Медсестры и медбратья составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Они выступают помощниками врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс.

Широко известным и часто цитируемым является следующее определение, данное на докладе комитета экспертов ВОЗ в Женеве (1996):

Уникальное призвание медицинской сестры заключается в том, чтобы оказывать отдельному человеку, больному или здоровому, помощь во всем, что способствует здоровью или его восстановлению (либо наступлению безболезненной кончины) и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен или информирован, и делать это таким образом, чтобы помочь ему как можно скорее вновь обрести самостоятельность.

Одна из основательниц сестринского дела в его современном понимании, реформировавашая британскую систему здравоохранения сестра милосердия Флоренс Найтингейл писала в «Записках об уходе», что сестринское дело – это действия по использованию среды, окружающей пациента, в целях содействия его выздоровлению. Найтингейл исследовала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды и разработала концепцию окружающей среды как компонента сестринского дела. Она сформулировала отличия между врачебной деятельностью и сестринским делом, и отмечала, что последнее нуждается в практической и научной подготовке, отличной от врачебной подготовки, требует специальных знаний и навыков, и нуждается в специфической организации.

По определению Международного совета медицинских сестер, сестринское дело представляет собой индивидуальный и совместный уход за людьми всех возрастов, групп и общин, больных или здоровых, и в любых состояниях. Сестринское дело включает в себя пропаганду и поддержку здорового образа жизни, профилактики заболеваний и ухода за больными, инвалидами и умирающими. Содействие безопасной окружающей среде, научные исследования, участие в формировании политики в области здравоохранения и управления системами здравоохранения, и образование также являются ключевые ролями медсестер и медбратьев.

Типичными профессиональными обязанностями медсестры и медбратьев являются оказание срочной доврачебной помощи, ассистирование врачам в проведении операций, уход за больными в больницах и амбулаторно, выполнение таких медицинских процедур, как уколы и измерение артериального давления, выдача больным лекарств, работа с медицинской документацией (рецепты, справки, направления на обследования) Некоторые специализации сестринского дела требуют дополнительного узкоспециального обучения.

В 1999 году, по случаю 100-летия Международного совета медицинских сестер, эмблема Совета, Белое сердце, была официально принята как всемирный символ медицинских сестер.

Профессия медсестры — одна из самых стабильных, постоянных на рынке труда. Значит, и для тех, кто хочет получить такое образование, –  вариант, в определенной мере, беспроигрышный. Медицинская сестра –  профессия на все времена. Медсестра нигде не останется без работы. А медсестра на селе, в поселке – порой единственный человек, способный оказать медицинскую помощь.

Личные качества:

Сочувствие, сопереживание, коммуникабельность, наблюдательность, высокая концентрация внимания, хорошая память, собранность, выносливость, ответственность, уравновешенность, точная зрительно-моторная координация, хорошо развитая мелкая моторика рук.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу СПО по специальности «Сестринское дело», имеет возможность получить дополнительную специализацию операционной медсестры,  сестры анестезиологии и реанимации, медсестры педиатрического, инфекционного, психиатрического и др. профиля,  диетсестры,  лаборанта рентгенологического кабинета, массажиста, косметолога и т.д.

Медсестра должна знать наименование и назначение лекарств, правила и способы дезинфекции, правила выполнения инъекций, прививок, перевязок, правила ухода за больными, основные понятия профессиональной этики и деонтологии, разделы медицинской и педагогической психологии, должна владеть техникой выполнения медицинских процедур. Требуется хорошая общеобразовательная подготовка по биологии, ботанике, анатомии, химии, физике.

Получить специальность медицинской сестры / медицинского брата на отделении «Сестринское дело» в колледже можно на базе 11 классов. Срок обучения – 2 года 10 мес. по очной форме обучения.

Место работы и карьера

Поликлиники, больницы, диспансеры, санатории, учреждения социального обеспечения, медицинские центры, здравпункты учебных заведений и предприятий, фельдшерско-акушерские пункты.

Область профессиональной деятельности выпускников

Оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.

Объекты профессиональной деятельности выпускника

  • пациент и его окружение;
  • здоровое население;
  • средства оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи.

Основные виды профессиональной деятельности

  • Решение проблем пациента посредством сестринского ухода.
  • Проведение профилактических мероприятий.
  • Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
  • Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

medcoll.cfuv.ru

Чем отличается фельдшер от медсестры

Помимо врачей разнообразных специализаций, на страже нашего здоровья стоит целая команда медицинского персонала. Сестры, фельдшеры, санитары – их труд просто нельзя недооценивать. Ведь от профессионализма и добросовестности этих работников зависят эффективность проводимого лечения, скорость восстановления больных после операций, стерильность приборов и т. д. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается фельдшер от медсестры.

Определения

Фельдшер

Фельдшер – медицинский работник со средним специальным образованием, обладающий правом проведения самостоятельной диагностики и назначения лечения пациентам. При необходимости он может направить больного к нужному врачу. Рассматриваемый термин произошел от немецкого слова «фельд», что в переводе означает «поле». Так в средневековой Германии именовали лекаря, оказывающего помощь раненным в бою солдатам. Поскольку это происходило в полевых условиях, его и называли фельдшером. На сегодняшний день в нашей стране врачи данной специализации успешно работают в службе скорой медицинской помощи, в составе которой играют роль ответственного исполнителя. Тогда как в условиях больницы они действуют под руководством врача. Нередко фельдшеров можно встретить в медицинских пунктах крупных предприятий, на судах и кораблях, при аэропортах и в воинских частях. Также они работают в приемном отделении больницы, диспетчерами на телефоне, заместителями врача участковой службы и т. д.

Медсестра

Медсестра – профессиональный помощник лечащего врача, специалист со средним специальным образованием. Выполняет назначения доктора: делает уколы и перевязки, ставит капельницы, дает лекарство больным, измеряет температуру и т. д. В сестринском, равно как и во врачебном деле существует огромное количество должностей. Чтобы занять одни из них, необходимо получить высшее медицинское образование, для других же достаточно прохождения специальных курсов. Профессия зародилась в Западной Европе в далеком XI веке. Именно тогда были созданы первые женские общины для ухода за больными. Причем в мирное время сестры работали лишь с представительницами прекрасного пола, а в военные годы приходилось помогать и мужчинам.

к содержанию ↑

Сравнение

Конечно же, главные отличия между профессиями кроются в полномочиях работников и их обязанностях. Как говорилось выше, фельдшер имеет право самостоятельной постановки диагноза и оказания доврачебной помощи. Он способен проводить диагностику и назначать лечение, выписывать больничные листы, направлять пациента к узкому специалисту и т. д. Такой работник должен получить среднее профессиональное образование повышенного уровня. Достичь этого можно, проучившись 3 года 10 месяцев в медицинском колледже или училище. После выдачи соответствующего документа специалист обретает право трудиться акушером или лаборантом. Порой фельдшер способен замещать врача, если речь идет о службе скорой помощи или работе в отдаленных от «цивилизации» регионах. Также он волен давать распоряжения младшему персоналу, в том числе и медсестрам. По сути, фельдшера можно сравнить с участковым терапевтом или семейным врачом. К слову сказать, зачастую именно представителю данной профессии приходится спасать жизни и оказывать первую медицинскую помощь. Специалистами в этой области становятся как женщины, так и мужчины.

Главное отличие фельдшера от медсестры состоит в том, что последняя работница не имеет права самостоятельно проводить обследование, диагностику и назначать лечение. Она лишь выполняет предписания врача или фельдшера. Однако в отсутствие ответственных лиц сестры должны оказать пациенту первую медицинскую помощь. В целом же основные обязанности работниц заключаются в проведении процедур, выдаче лекарств и контроле за их приемом, посещении больных на домашнем лечении, обеспечении инфекционной безопасности и т. д. Медсестры также выступают ассистентками в ходе операций, делают переливание крови под присмотром врача, занимаются ведением отчетной документации, осуществляют простейшие лабораторные исследования. Специальность можно получить после прохождения обучения в колледже сроком 2 года 10 месяцев. Этот уровень среднего специального образования является базовым. Стоит отметить, что рассматриваемую должность занимают только женщины. Тогда как мужчины, выполняющие те же функции, носят название «медбратья».

к содержанию ↑

Таблица

ФельдшерМедсестра
Действует под руководством врача, но имеет право самостоятельной диагностики и лечения больныхЯвляется помощником врача и фельдшера, исполняет их предписания
В некоторых случаях способен замещать врачаВ экстренной ситуации может оказать пациенту первую помощь
Должен получить среднее профессиональное образование повышенного уровняБазовый уровень среднего специального образования
Может работать акушером или лаборантомВыступает ассистентом при проведении операций, имеет право проводить простейшие лабораторные исследования
Носителями профессии выступают как женщины, так и мужчиныЧисто женская специализация

thedifference.ru

Формирование профразвития бакалавра сестринского дела

В 2009 г. в России официально был утвержден новый формат образовательной подготовки медицинских сестер в высшей школе: специальность «сестринское дело», существовавшая в системе высшего профессионального образования с 1991 г., была переведена в бакалавриат приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» (в ред. от 12.09.2010 № 856). В 2011 г. приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 № 57 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) “бакалавр”)» был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки «Сестринское дело».

К настоящему моменту свыше 30 вузов России осуществляют подготовку по указанному направлению.

↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Однако перечисленные выше факты отнюдь не означают планомерное и поступательное развитие нового направления сестринского образования.

И в профессиональном (врачебном, сестринском) сообществе, и в образовательной среде пока существует больше вопросов, чем предлагается ответов относительно будущей профессиональной деятельности бакалавров сестринского дела.

Проблемы высшего сестринского образования

В медицинских организациях должность «медицинская сестра» традиционно ассоциируется с понятием среднего профессионального (медицинского) образования. Более того, привычным является термин «средний медицинский персонал», фигурирующий во многих нормативных документах и ассоциативно формирующий представление о медицинской сестре как специалисте, способном работать только под руководством врача.

Не сразу были приняты в профессиональной медицинской среде и первые выпускники программы специалитета по сестринскому делу, подготовленные для работы на руководящих сестринских должностях. Многие из закончивших обучение по данной программе так и не реализовали себя в качестве управленцев, а продолжают работу в должности медицинской сестры. Этот факт во многом определил отрицательную позицию профессионального сообщества по отношению к необходимости получения медицинскими сестрами высшего сестринского образования.

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

Основные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр сестринского дела

Согласно федеральному образовательному стандарту по направлению подготовки «Сестринское дело» основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр сестринского дела, являются: лечебно-диагностическая, реабилитационная, медико-профилактическая, организационно-управленческая, исследовательская. В новой, пока не утвержденной, редакции ФГОС первые три вида деятельности объединены в один – медицинская деятельность.

Исследовательская деятельность является одной из важных составляющих системы профессиональной подготовки в высшей школе, позволяющей в наибольшей степени раскрыть творческий потенциал обучающихся. Освоение исследовательских компетенций позволяет выпускнику образовательной программы бакалавриата в дальнейшем выстраивать траекторию своего профессионального развития через обучение в магистратуре, защиту диссертации, работу в научно-исследовательских организациях и т. д.

Возможным уже сейчас (при отсутствии магистратуры по сестринскому делу) является поступление бакалавров сестринского дела в магистратуру по направлению подготовки «Общественное здравоохранение», предусматривающее создание (за счет вариативной части) соответствующего профиля (направленности) образовательной программы. Известен пока первый опыт создания программы магистратуры по общественному здравоохранению с профилем «Управление сестринской деятельностью» в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (прием на данную программу начинается в 2015 г.), но вполне вероятно, что аналогичные программы откроются во многих вузах.

Востребованность таких программ будет высокой при условии внесения изменений в требования к уровню образования для занятия руководящих сестринских должностей. Например, для занятия должности главной медицинской сестры возможным становится наличие у претендента высшего образования по направлениям подготовки «Сестринское дело» (уровень бакалавриата), «Общественное здравоохранение» (уровень магистратуры, профиль – управление сестринской деятельностью) и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Имеющаяся в федеральном государственном образовательном стандарте организационно-управленческая деятельность и соответствующие ей компетенции, подкрепленные набором дисциплин и практики, также позволяют говорить о возможности использования выпускников программы бакалавриата на должностях старших медицинских сестер (без предъявления требований к стажу работы по специальности).

В настоящее время все эти предложения активно прорабатываются некоммерческим партнерством «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» и в ближайшее время будут представлены в Минздрав России в форме проекта профессионального стандарта. Реализация этих мероприятий на практике позволит восполнить нехватку специалистов с высшим сестринским образованием на руководящих сестринских должностях.

Клиническая направленность программы бакалавриата

Однако, возвращаясь к содержанию образовательной программы по направлению подготовки «Сестринское дело», необходимо обратить внимание на ее клиническую направленность, что существенно отличает данную программу от ее предшественника – программы специалитета, имевшей четко выраженные административно-управленческую и психолого-педагогическую направленности.

Заложенная как основная идея клиническая направленность программы бакалавриата полностью соответствует существующей мировой университетской практике обучения медицинских сестер. По мнению многих зарубежных экспертов в области сестринского дела, именно университетское сестринское образование позволяет медицинским сестрам успешно реализовывать себя в личностном плане, выстраивать свою профессиональную карьеру, продолжать обучение в системе послевузовского образования. В связи с этим в некоторых странах (Великобритании, США и др.) университетское сестринское образование эволюционно заменяет подготовку медицинской сестры в сестринских школах и колледжах.

Учитывая имеющийся значительный опыт использования медицинских сестер с университетским образованием в различных зарубежных системах здравоохранения, подкрепленный высоким качеством оказываемой сестринской помощи, на обсуждение профессиональному сообществу был вынесен вопрос об использовании бакалавров сестринского дела на тех же должностях, которые занимают медицинские сестры со средним медицинским образованием. Известно, что данное предложение не нашло соответствующей поддержки, в первую очередь, со стороны Минздрава России. Однако дальнейшее обсуждение этого вопроса, проходившее в формате конференций, круглых столов, рабочих встреч, продемонстрировало высокую заинтересованность отраслевого министерства в установлении сфер профессиональной деятельности бакалавров сестринского дела

.

Возможные должности выпускников программы бакалавриата

Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении были инициированы и проведены встречи с главными внештатными специалистами Минздрава России, в ходе которых обсуждались возможные должности выпускников программы бакалавриата в сфере медицинской профилактики, медицинской реабилитации, паллиативной помощи. Одним из результатов этой работы стало внесение изменений в проект Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения в медицинских организациях, касающихся возможности использования выпускников образовательных программ «Сестринское дело» (уровень специалитета и бакалавриата) на должностях заведующих отделениями медицинской профилактики, центрами здоровья. В дальнейшем планируется вести обсуждение вопроса об использовании бакалавров сестринского дела на должностях специалистов по медицинской профилактике в профильных медицинских организациях.

По мнению разработчиков образовательной программы бакалавриата ее выпускники обязательно должны найти свое место в системе оказания первичной медико-санитарной помощи, которая сегодня является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Сегодня это один из самых сложных вопросов, т. к. затрагивает общепринятую, устоявшуюся модель оказания медицинской помощи, ведущую роль в которой играет врач. Однако недостаток участковых врачей-терапевтов, значительное количество пациентов пожилого и старческого возраста, у которых преобладают хронические заболевания, позволяют предложить введение новой должности – медицинская сестра общей практики, основным направлением деятельности которой стала бы работа с пациентами, имеющими установленный диагноз длительно протекающего хронического заболевания.

Получение сертификата специалиста выпускниками образовательной программы

Для осуществления профессиональной деятельности встает вопрос о получении сертификата специалиста выпускниками образовательной программы по направлению подготовки «Сестринское дело». В настоящее время в Министерство здравоохранения РФ поступило предложение от Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием о выдаче сертификата по специальности «Сестринская практика» на основании результатов успешной сдачи итоговой государственной аттестации. Аналогичная практика получения сертификата сейчас применяется для выпускников программ среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение» (приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»).

Резюмируя все вышесказанное, можно считать, что профессиональная деятельность выпускника образовательной программы по направлению подготовки «Сестринское дело» может быть многогранной, привлекательной для абитуриентов и уже состоявшихся специалистов в области сестринского дела. Имеющаяся поддержка со стороны Минздрава России позволяет надеяться на положительное решение организационных вопросов, связанных с официальным закреплением статуса бакалавриата.

Список использованной литературы

1. Манерова О.А., Купеева И.А., Пьяных А.В., Гажева А.В. Обеспеченность практического здравоохранения специалистами с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2014. № 5–6. С. 22–25.

2. Fleming, V., Holmes, A. Basic Nursing and Midwifery Education Programmers in Europe. Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2005. 73 с. URL: http://www.euro.who.int/document/e86582.pdf (дата обращения – 18.03.2015).

3. Munich Declaration: Nurses and midwives: a force for health, 2000. Publication by WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, Denmark. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0019/114157/E93980.pdf (дата обращения – 18.03.2015).

4. Robinson, S., Griffiths, P. Nursing education and regulation: international profiles and perspectives. London, UK: National nursing research unit, King’s college. URL: www.kcl.ac.uk/schools/nursing/nru (дата обращения – 18.03.2015).

5. Zabalegui, A. et al. Changes in nursing education in the European Union. Journal of Nursing Scholarship, 2006, 38 (2): pp. 114–118.

www.zdrav.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность