Требования и задачи современного учителя математики. Что должен знать учитель математики


Что должен знать, уметь и понимать учитель математики в условиях введения ФГОС второго поколения

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа с. АлексашкиноПитерского района Саратовской области»

Выступлениена педсовете по теме«Что должен знать, уметь и понимать учитель математики в условиях введения ФГОС второго поколения»

Подготовилаучитель математики Обухова Т.И.

2015 – 2016 учебный год

Что должен знать, уметь и понимать учител математики в условиях введения ФГОС второго поколения.Как часто, беседуя с коллегами, мы сетуем на то, что ребенок, учившийся в школе на «5», много знающий, хорошо воспитанный, чётко и правильно выполнявший все указания учителя, не может найти себя в жизни, а «середнячок» - удачно создает семью, находит высокооплачиваемую работу и все у него в жизни складывается замечательно,так как он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, рискнуть и т.д. В чем причина? Этим вопросом мы задаемся довольно часто.Видимо причина все же в том, что давая знания детям, школа не учила детей «привязывать» эти знания к жизни, жизненным ситуациям, т.е., если можно так сказать, не формировала житейскую мудрость.Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса, к результатам образования, деятельности учителя. Результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.Считается, что математика – это та учебная дисциплина, которая наилучшим образом готова к реализации идей ФГОС. Готова ли была я как учитель к реализации ФГОС в 2014-2015 учебном году?К сожалению, не совсем: сложно давалась новая терминология; освоение образовательных технологий и их реализация в образовательном процессе, обновление содержания обучения через подбор специальным образом сконструированных учебных задач, разработка конспектов уроков в новом формате – все это требует серьезных затрат времени, желания и творчества. Мы и раньше жаловались на малое количество учебных часов по математике для отработки учащимися умений и навыков. Новые образовательные результаты, особенно в части формирования метапредметных умений и навыков, потребуют еще больших затрат учебного времени и личного времени учителя при подготовке к урокам.Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС. Я целенаправлено начала вдумчивый поиск ответов на следующие вопросы:1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГО

schoolfiles.net

Требования и задачи современного учителя математики

Выступление

Каким должен быть учитель математики в современной школе?

учитель математики МАОУ лицея №17

г.Ставрополя Абанеева Л.Т.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась. Женщин- подавляющее большинство, 1 миллион 99 тысяч.

Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч - пенсионного возраста. Многие думают, что учителем математики быть совсем не трудно: все лишь нужно провести урок, проверить тетради и выставить отметки и все. Но все намного серьезнее и более ответственно. Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной – очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя математики?

Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македон-ского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны. Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников.

Что значит быть современным учителем математики ?

Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю математики информационный век?

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю математики необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя математики кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя математики ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя математики должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Требования профессионального стандарта педагога, на уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности при решении поставленной задачи.

По требованиям профессионального стандарта педагога главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

Я считаю, что учитель математики XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.

Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.

Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.

Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.

Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Учитель должен уметь ставить высокие цели, которые вдохновляют и мотивируют учеников.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

5.Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Быть современным учителем математики трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.В современных условиях главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем математики особые задачи. Поэтому следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его математической деятельности.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель математики должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель математики не может эффективно учить и воспитывать.

Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения.

Это означает, что самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Так трактует современного учителя математики профессиональный стандарт.

Главным качеством учителя математики, на мой взгляд, является способность любить детей. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Наши дети по- иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной.

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель: - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного учителя вообще и учителя математики являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

Главным образовательным результатом освоения математики учащимся является формирование:

способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,

способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.  Учитель должен хорошо разбираться в психологии детей любого возраста. Современный преподаватель обязан уметь находить подход к каждому ученику. Школу посещают дети разных социальных слоев и из разных семей. Если один ребенок скромный и стеснительный, то другой – гиперактивный, непослушный или грубый. Учитель-профессионал должен помочь раскрыться застенчивому ребенку и направить энергию гиперактивного в нужное русло для решения математических задач. Современный учитель математики должен быть мобильным, умеющим подстроиться под любую жизненную ситуацию. Каждый день наша жизнь наполняется все большей скоростью и информацией, поэтому немаловажной задачей учителя является умение быстро ориентироваться в жизни, ведь учитель является примером для своих учеников, не только как человек, дающий им учебные и научные знания, но и как человек, дающий знания о жизни, жизненных позициях, трудностях и нюансах.

Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам . Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Учитель математики должен быть в курсе новшеств, идти в ногу со временем, знать какие учебники, рабочие программы, поурочные разработки наиболее актуальны именно сейчас. Также он должен уметь их разработать сам, адаптировать под своих учеников, уметь устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в курсе школьной дисциплины.

Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю математики помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок, а также игровые разминки. Современный педагог должен идеально знать не только математику, но и современные информационно-коммуникационные технологии. Не плохо, если у преподавателя есть свой сайт. Прежде всего, учитель – человек. Никакие современный информационные технологии его не заменят. Он должен быть не только наставником своим ученикам, но и другом, которому они могут доверять. Именно на основе доверия создается доброжелательная обстановка в классе во время урока, без которой качественное усвоение знаний практически невозможно. Зачастую любовь к предмету зависит от педагога, особенно, если это математика.

Учитель должен знать методику преподавания своего предмета, а также чувствовать своих учеников, найти ключик к каждому из них. Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально. Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях. Если учитель творческий и неординарный, ему будет легче заинтересовать своих учеников, пробудить в них желание изучать математику. Ученик не должен чувствовать себя хуже других, даже если у него не все получается. Учитель обязан создать такую ситуацию, чтобы ученик на уроке чувствовал успех. Учитель должен быть счастливым, он должен радоваться даже незначительным успехам своих учеников. Педагог – профессионал, знаток своего дела, знаток психологии тех, кого он обучает.

Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Свое размышление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках».

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

infourok.ru

Что должен знать и уметь современный учитель

Многое сказано о том, что педагог должен быть профессионалом в своем деле, отлично знать материал и успешно применять на практике полученные знания. С таким утверждением не поспорить. Но ведь работник образовательной сферы – это не просто носитель и передатчик информации, но и участник живого образовательного процесса.

Одна эпоха уступает место другой, преображая современность. То, что даже 10 лет назад казалось невозможным, теперь считается нормой жизни. Меняется речь, вводятся новые понятия, обновляя портрет ученика. В отличие от взрослых, дети и подростки с их гибким мышлением очень живо откликаются на перемены, подстраиваясь под ритм своей реальности.

1. Знать психологию современных детей

Кадр из сериала «Физрук»

Педагог в работе обязан понимать и принимать образ современного школьника, ведь от этого зависит достижение с ним положительного контакта.

Учитывая психологические особенности каждого возраста, учитель выстраивает доверительные отношения со всей аудиторией. Оказать помощь в этом деле могут не только педагогические труды прошлых лет, но и современные пособия, так как свежие идеи часто оказываются актуальнее для сегодняшнего поколения.

Кроме того, работник педагогической сферы должен проводить собственные наблюдения за подопечными. Анализируя трудности взаимодействия и опираясь на мнения известных ученых, важно делать выводы и решать проблему без ущерба для личности ребенка.

2. Способность заинтересовать учеников на уроке

Кадр из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»

Умение заинтересовать учебным материалом – важнейшее качество современного учителя. Нужно стараться преподнести даже самую скучную тему в интересной форме. В этом учителю поможет грамотная речь, собственная увлеченность предметом и специальные педагогические методики.

3. Уметь работать с интерактивными устройствами

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

Современный педагог должен хорошо разбираться в управлении интерактивным оборудованием на занятии. На сегодняшний день техника выступает в качестве опоры для ученика и учителя. Компьютер, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты – вот перечень необходимого минимума для проведения современного урока или лекции.

3. Находить баланс между строгостью и мягкостью

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»

Педагогу очень важно проявлять доброжелательность и безусловное уважение личности каждого ученика. Без этих качеств педагогу придётся сложно, и работа по профессии рано или поздно станет мучением как для него, так и для детей.

Но это вовсе не означает, что ученики могут проявлять неуважение к педагогу. Между ними обязательно должна быть дистанция. Проводя занятие, нужно помнить, что управляет процессом учитель. Он делает это для организации работы учеников и должен относиться к ним с объективной требовательностью.

4. Нужно уметь расслабляться

Кадр из фильма «Большая перемена»

Работа в сфере образования требует большой отдачи как физических, так и психологических ресурсов. Учителю важно уметь отдыхать, находить баланс между работой и отдыхом, не допуская перевеса в какую-либо сторону, иначе пострадает учебный процесс.

Некоторые педагоги не способны расслабиться даже после прихода домой. Чтобы этого избежать, можно, к примеру, найти интересное хобби, завести ритуал вечерних прогулок на свежем воздухе или заняться спортом.

5. Не забывать о цели профессии учителя

Кадр из фильма «Уроки французского»

И самое главное, следует помнить о том, почему ты решил стать педагогом. В идеале, предназначение учителя – вырастить умных, здоровых и социально-устойчивых личностей. Можно даже сказать, что педагогика не просто наука, а колыбель цивилизации, из которой выходит настоящее и будущее любого народа.

moeobrazovanie.ru

Описание системы опыта работы учителя математики.

Опыт работы учителя математики МБОУ-ЦО №2 г. Тулы

Квач Елены Владимировны. 

Предмет математики столь серьезен,

что не следует упускать ни одной

возможности сделать его более

   занимательным. (Блез Паскаль)

Тема: развитие познавательной активности учащихся на уроках математики в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.

Идея опыта: развитие и укрепление познавательного интереса учащихся к изучению математики как важного мотива учения, создание условий для учения без принуждения, основанного на достижении успеха, на интересе к предмету.

Цели и задачи моего профессионального развития: освоение новых подходов в дидактике и методике обучения математике школьников, изучение современных форм и методов преподавания, внедрение информационно - коммуникационных  технологий в учебный процесс, создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения.

Условия возникновения и становления опыта.  Согласно концепции математического образования  школа должна «предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе, обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне», «обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование установки: нет   неспособных к  математике  детей». Концепция модернизации образования направлена на введение в школах системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.  Методическая основа моего опыта – передовые идеи педагогов, психологов, педагогические технологии, которые содержатся в работах: Г.И.Щукина «Теория познавательного интереса», Т.Н.Шамова, А.К..Макарова, И.В.Харламова «Активизация учебной деятельности», С.Лысенкова,  Ш.Амонашвили,  Е.Ильина «Педагогика сотрудничества». На формирование опыта повлияло: изучение опыта коллег, взаимопосещение уроков, обучение на курсах повышения квалификации учителей, участие в различных семинарах, конкурсах, вебинарах, методических объединениях, совместная работа с коллегами над следующими проблемами: «Дифференцированный и  индивидуальный подход в обучении», «Гуманизация учебно-воспитательного процесса», «Интегрированное обучение», «Развитие интереса к предмету», «Межпредметные связи на уроках математики», «Повышение качества обучения математике в условиях введения ФГОС», участие в инновационных процессах (системно-деятельностный подход в обучении, сетевое обучение, дистанционное обучение, уроки с применением информационно - коммуникационных  технологий).

Теоретическая интерпретация опыта.  Новизна опыта. Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях введения ФГОС ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Ребёнок, придя в первый класс, с большим желанием учиться, постепенно утрачивает интерес к учёбе вообще и на уроках математики  в частности, и, как следствие ухудшение успеваемости. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Ученик пассивен, а пассивность – основная питательная почва скуки и лени. Только активность, только творчество, только постоянный поиск растят настоящего человека – с гармонически развитым интеллектом.  Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Страшная  это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов подряд, безделье месяцы и годы…». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Опыт требует знаний психологических  и физиологических особенностей детей, создание методических и дидактических материалов с учётом этих особенностей и индивидуальных способностей каждого ученика. Такой предмет как математика всегда считался одним из самых сложных  в изучении. Поэтому постоянно актуальным оставался вопрос «Как повысить мотивацию учащихся, активизировать познавательную деятельность учащихся?». Обычный процесс передачи информации от учителя к ученику, в котором ребёнок выступает пассивным участником обучения, в век современных технологий становится неэффективен. Применение ИКТ влечет повышение познавательного  интереса школьников, а, следовательно, формирование мотивации к дальнейшему обучению.

       Актуальность и перспективность опыта проявляются в том, что при снижении интереса учащихся к предмету, я анализирую условия, позволяющие стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся через использование различных форм развивающего обучения. Математика является одним из сложных школьных предметов, которые требуют максимальной усидчивости и трудолюбия. Большинство учащихся нашей школы имеют средние способности, поэтому дети встречаются с трудностями и утрачивают интерес к предмету, а также для сильных учеников тоже  необходим индивидуальный подход. Значит, надо помочь учащимся усваивать изучаемый материал, поддерживать интерес к предмету и самое главное «научить учиться». (Я являюсь разработчиком курса для детей с повышенной мотивацией к учёбе в рамках проекта «Сетевое взаимодействие». (10 кл) и курса для учащихся 9 классов, обучающихся на дому). Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Что же можно сделать, чтобы активизировать класс? Отвечая на эти вопросы, я применяю разнообразные «методические уловки». Приведу слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Итак, если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать  достижению более высокого уровня познавательного интереса и, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения и успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Введение в практику обучения информационно-коммуникационных технологий обеспечивает ситуацию, в которой учащийся является не только объектом, но и субъектом учебной деятельности.

Технология опыта. Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться. 1)Интерес к предмету. ( Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). 2)Сознательность. (Задания по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). 3)Принуждение.  (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя.) Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

 В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего  влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие отметки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых знаний, умений и навыков. Значит, для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Содержание учебного материала. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет их удивляться.  Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Иной стимул - практическая значимость знаний. Для  школьников использование  стимула интереса, заключённого не в содержании, а   в  практической деятельности,  особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между  их познавательной и практической  деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости  теоретических знаний. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я.Виленкин  рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. Таким образом,  в условиях внедрения ФГОС необходимо применять системно-деятельностный подход в обучении, каждый учитель должен стать тьютером для своих учеников и сделать их первооткрывателями, чтобы каждый ребёнок испытал ситуацию успеха. На своих уроках я пытаюссь подвести ребят к теме урока, чтобы они сами сформулировали его цель и задачи. При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость. Чтобы у учащихся не возникало представление о «сухости» математики, оторванности её от жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения в жизни.

Учёными установлено, что при решении в младших классах, среднем звене математических задач, имеющих неинтересные, не несущие какой-либо информации тексты, часто у учащихся наблюдается быстрое утомление, а вследствие этого – потеря интереса к решению задач. Каждый учитель знает, что многие учащиеся не любят решать задачи, понимают их плохо, хотя академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе решают свыше 20000 задач. Возможно, одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации. Поэтому для привития интереса использую на уроках задачи с биологическим, географическим,   историческим, литературным, экономическим, бытовым и  сказочным  сюжетом, провоцирующие задачи (задачи-ловушки).  Для развития креативных способностей предлагаю школьникам самим составить задачи с «сюжетом».  Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний -  историзм.  Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения.          Ознакомление с историей открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям. Включения в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.

Организация учебного процесса. Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.  Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряжённую мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию - такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается решить её (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создаёт мотивы учебной деятельности. Разрешение проблемной ситуации может занять несколько минут, а может быть весь урок построен в виде проблемной беседы, когда решаются от 2 до 5 вытекающих друг из друга проблем.

 Передовым опытом доказано, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость, стимулирует активную деятельность учащихся. Однако исследования учёных показали, что на самостоятельную работу учащихся отводится не более 13% всего учебного времени урока.  Причём их большинство приходится на закрепление  изложенного учителем материала и на проверку знаний учащихся. Таким образом,  преобладает репродуктивный вид деятельности школьника. Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, неоходимы практические работы поискового и исследовательского характера, проектная деятельность.

Занимательность - необходимое средство возбуждать  и поддерживать внимание. Одна из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счёта. Однако считаю, что однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому, например, предлагаю ребятам решать примеры в виде блок-схем; примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты, соревнования.  В 5-6 классах очень важно не только дать детям  твёрдые знания начал математики, но не отпугнуть школьников холодной строгостью «царицы наук», увлечь их этим предметом. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Чтобы быстро настроить детей на работу организационный момент в зависимости от поставленных целей осуществляю в виде математической зарядки.

           Ребятам для лучшего запоминания необходима наглядность. В этом помогает компьютер, интерактивная доска, различные таблицы, слайды. Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, стараюсь мобилизовать внимание учащихся и привлекать к восприятию изучаемого материала не только  слух, но и зрение, а в некоторых случаях и осязание, так как считаю, что включение большего числа органов    в  восприятии знаний способствует активизации познавательной деятельности школьников. Использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанные самими учащимися. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличивать темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств, признаков изучаемых фигур. Важно и то, что дети с большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы.  

На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики,  как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы, в частности игры. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет учиться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлёкшись,  дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. Например,  игра «Кто быстрее, кто вернее», « На «3», на «4», на «5».

Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Не секрет, что изучение геометрии вызывает у многих учащихся затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения математики через реализацию одного из принципов обучения – наглядность.

          На уроках необходимо применять дифференцированный  и индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая особенности каждого школьника. Поэтому на уроках я предлагаю ученикам задания трёх уровней сложности, индивидуальные карточки, тесты.  Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально – волевые и интеллектуальные  психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

 Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике: сочинить математическую сказку, математический ребус, математическую задачу, кроссворд, рисунок на «Координатной плоскости», доклады и рефераты и т.д. Сила влияния творческих работ на познавательный интерес  состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения и результат – всё требует от личности максимального приложения сил.

Л.Н.Толстой писал о роли психологического климата в процессе обучения: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Таким образом, создание в процессе обучения психологически комфортного климата на уроке, обеспечение таких условий для ученика, «чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях», способствует активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации всех мыслительных процессов, решению развивающих и воспитательных задач образования. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Приложение №1.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Конкурс «Презентация к уроку». Диплом победителя. Урок по теме «Площадь многолугольника», 8 класс, геометрия.  http://festival.1september.ru/articles/640723/

http://www.myshared.ru/slide/1253111/

Приложение 2.  Мой личный сайт   http://nsportal.ru/kvach-elena-vladimirovna

Приложение 3.  Обобщающий урок по теме «Решение уравнений» (подготовка к экзамену), 9 класс, алгебра.  http://infourok.ru/material.html?mid=4335

 Приложение 4. Урок по математике в 6 классе по теме «Нахождение дроби от числа».

http://easyen.ru/load/math/6_klass/urok_matematiki_v_6_klasse_po_teme_nakhozhdenie_drobi_ot_chisla/37-1-0-12576  Публикация на современном учительском портале.

Приложение 5. Курс для учащихся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья, созданный мной на сайте школы в системе Moodle.

http://moodle.tula-school1.ru/course/view.php?id=2

Приложение 6.  Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «А ну-ка, математики!». Публикация на сайте «Учебно-методический кабинет» и отзывы учителей. http://ped-kopilka.ru/blogs/kvach-elena/vneklasnoe-meroprijatie-po-matematike-dlja-uchaschihsja-5-6-klasov-a-nu-ka-matematiki.html

Приложение 7.  Урок по теме «площадь. Формула площади прямоугольника.», 5 класс, математика. Публикация на Всероссийском педагогическом портале «Методкабинет. РФ».http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/matematika/2962-kvach.html

Приложение 8. Публикация статьи «В чём причины успешной сдачи ЕГЭ  и ГИА? Повышение качества обучения математике». http://www.teacherjournal.ru/shkola/matematika/8898-statya-lv-chyom-prichiny-uspeshnoj-sdachi-ege-i-gia-povyshenie-kachestva-obucheniya-matematiker.html

Приложение 9. Разработка курса для детей с повышенной мотивацией к обучению, 10 класс, алгебра. Публикация на сайте «Система дистанционного обучения Тульской области» http://distant.tulaedu.ru/

Курс «Практикум по математике», 10 класс, разработанный для сетевого обучения. http://distant.tulaedu.ru/course/view.php?id=140

Курс «Алгебра по учебнику Макарычева Ю.Н.», 9 класс, алгебра. http://distant.tulaedu.ru/course/view.php?id=63

nsportal.ru

Что нужно знать :: сайт учителя математики

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов.

Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности - от относительно более простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.

Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 - 8 заданий, в части 2 - 3 задания.

Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в части 2 - 3 задания.

Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий.

Всего: 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня и 2 задания высокого уровня.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА И ПРОВЕРКИ РАБОТ

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по математике. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.

Учащимся в начале экзамена выдается полный текст работы. Ответы на задания Части 1 могут фиксироваться непосредственно в тексте работы, а затем, в случае использования бланковой технологии, ответы должны быть перенесены в бланк ответов № 1. Задания Части 2 выполняются с записью решения и полученного ответа на отдельных листах или на бланках ответов №2. Формулировки заданий не переписываются, достаточно указать номер задания.

Все необходимые вычисления, преобразования и чертежи учащиеся могут производить в черновике. Черновики не проверяются.

Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты по математике - члены независимых региональных или муниципальных экзаменационных комиссий по математике.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Учащимся разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики, и выдаваемые вместе с работой. Разрешается использовать линейку. Калькуляторы на экзамене не используются.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ

Для оценивания результатов выполнения работ выпускниками используется общий балл.

Максимальный балл за работу в целом - 38.

Задания, оцениваемые одним баллом, считаются выполненными верно, если указан номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом), или правильно соотнесены объекты двух множеств и записана соответствующая последовательность цифр (в заданиях на установление соответствия).

Задания, оцениваемые двумя и более баллами, считаются выполненными верно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении допущена ошибка, не носящая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньше указанного.

Об освоении выпускником федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика» свидетельствует преодоление им минимального порогового результата выполнения экзаменационной работы. Устанавливается следующий рекомендуемый минимальный критерий: 8 баллов, набранные по всей работе, из них - не менее 3-х баллов по модулю «Алгебра», не менее 2-х баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2-х баллов по модулю «Реальная математика». Только выполнение всех условий минимального критерия дает выпускнику право на получение положительной экзаменационной отметки по пятибалльной шкале по математике или по алгебре и геометрии (в соответствии с учебным планом образовательного учреждения).

ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ 2015 г. В СРАВНЕНИИ С 2014 г.

Структура экзаменационной работы не изменилась. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2, 3, 8, 14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.

Использованные информационные источники:

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений")

sajt-uchitelya-matematiki48.webnode.ru

Эссе учителя математики "Я - учитель!"

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,

мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви, ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу

и к ученикам, он - совершенный учитель.

 Лев Николаевич Толстой

Я работаю в школе 10 лет учителем математики. На мой взгляд, учитель - это самая благороднейшая профессия, только человек с огромной жизненной энергией, большим творческим потенциалом, с неиссякаемой душевной щедростью и с безграничной любовью к детям, может посвятить свою жизнь ей. В современном мире быть учителем трудно, но о своем выборе я не жалела никогда. Мне нравится учить детей этой сложной и увлекательной науке, я люблю свою профессию.

Учителям доверено формирование будущей личности, а формирование социально успешной личности - вот главная задача образования. Задачей преподавания математики является ориентация не только на усвоение научных фактов, но и на подготовку человека к жизни в социуме. Актуальность этой задачи подтверждают слова, сказанные В.В. Путиным: «Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».

Так кто же он, современный учитель математики? Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и мобильным. Он должен стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого гражданина. Учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут  на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. Один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребенка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для «учения с удовольствием».

Одним из таких «рычагов» пробуждения интереса к изучению математики может быть информационно-компьютерная технология. Ребенок только родился, а его окружают: телевизор, компьютер, планшет, телефон, интернет, и др. В последнее время произошли значительные изменения в информатизации жизни всего общества, а, следовательно, и образовательного процесса. Без гаджетов уже невозможно представить себе современного человека и любое образовательное учреждение. Применение ИКТ в образовательном процессе делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, формирует информационную компетенцию.

Современный учитель применяет ИКТ на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета, изучении нового материала, закрепления ЗУН, для проведения разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с самопроверкой.

От уровня математического образования в жизни каждого человека зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой или математическими вычислениями, а всем без исключения. Достижение необходимого результата в обучении математике возможно только при реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Одна из основных задач учителя — это правильная организация работы на уроках, т. е. сделать так, чтобы материал обязательно усвоили все обучающиеся. Учить ребенка учиться - значит организовать работу так, чтобы он не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.

Личный жизненный опыт приобретается через разные виды деятельности, и чем он богаче, тем легче ребенку строить взаимоотношения между всеми участниками социума, тем гуманнее отношение к окружающему миру, тем содержательнее его внутренний мир.

Обучение математике в школе должно быть направлено не на передачу некоторого багажа знаний, а на развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Слова Сухомлинского В.А. должны стать девизом в работе каждого учителя:  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». 

kopilkaurokov.ru

Должностная инструкция учителя математики - Математика - Каталог файлов

Должностная инструкция учителя математики

 

 

Общие положения

1.1.Учитель математики школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.

1.2.В своей деятельности учитель математики руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.3.Учитель математики должен знать:

•Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

•основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

•методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;

•требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

•средства обучения и их дидактические возможности;

•основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

•основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

Должностные обязанности учителя математики

 

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2.Учитель математики обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.

2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:

•безопасное проведение образовательного процесса;

•принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

•проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

•организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;

•осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.

2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.

2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.

2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.

2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.

2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.

 

2.22.Учителю математики запрещается:

•изменять по своему усмотрению расписание занятий;

•отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;

•удалять учащегося с урока;

•курить в помещении школы.

 

2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

•проводит паспортизацию своего кабинета;

•постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

•организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

•в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

•разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

•принимает участие в смотре учебных кабинетов.

 

2.24.Учитель математики:

2.24.1.Контролирует наличие у учащихся тетрадей по математике, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже одного – двух раз в учебную четверть.

2.24.2.Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.

2.24.3.Хранит работы учащихся в учебном кабинете в течении всего года.

2.24.4.Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по математике и, по возможности, внеклассную работу по математике.

2.24.5.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, городской, областной олимпиадах.

 

Права учителя математики

 

3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.

3.5.На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.

3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.

3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.

 

Ответственность учителя математики

 

4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;

4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.

4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

 

 

fedotova.ucoz.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность