Проблема экологии глазами детей разного школьного возраста. Экологические проблемы для детей


Проблема экологии глазами детей разного школьного возраста.

Слово "экология" буквально переводится как "наука о доме, о месте проживания”, но сейчас её скорее следовало бы понимать как науку о будущем, науку, направленную на сохранение этого будущего.

Что же такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? В последние десятилетия в нашей стране «экология» приобрела популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей, науки и искусства. Экологические проблемы стали излюбленной темой разговоров и обсуждений. Власти тратят большие средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушать экологическую среду.

Вопросы охраны окружающей среды с особой остротой встали в конце XX века. Быстрый рост технического могущества человека, качественное и количественное увеличение его воздействия на биосферу привело к тому, что экологическая проблема в наши дни стоит на втором месте после проблемы сохранения мира. Ещё на заре XX столетия выдающийся русский ученый В. И. Вернадский предсказал неизбежные последствия стремительно возрастающего воздействия человека на окружающую среду.

Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно поэтому каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.

Я провел анонимный опрос среди учащихся 2 «А» класса МОУ СОШ №1 и 10 «Б» класса МОУ СОШ №3. Мной была разработана анкета с пятью вопросами, которые позволили получить и обработать информацию. Анкетирование проводилось в классах школ. Всего было опрошено 52 ученика из них 27 второклассников и 25 десятиклассника.

Задавались следующие вопросы:

1. В каком классе вы учитесь?

2. Имеете ли вы представление о предмете экология? а) Да; б) Нет

3. Стали бы вы принимать участие в экологических акциях и мероприятиях добровольно? а) Да; б) Нет

4. Есть ли на ваш взгляд экологические проблемы в нашем городе? а) Да; б) Нет

5. Вы хотели бы принимать участие в решении экологических проблем в своем городе? а) Да; б) Нет

По результатам обработки анкет получены следующие данные: на вопрос «Имеете ли вы представление о предмете экология?» из опрошенных 52 учеников, положительный ответ дали 52 ученика. Это значит, что все ученики имеют представление о предмете экологии.

На вопрос «Стали бы вы принимать участие в экологических акциях и мероприятиях добровольно?». Из опрошенных 52 человек, хотели бы принимать участие в экологических акциях и мероприятиях 48 ученика, только 4 ученика дали отрицательный ответ. При этом 4 учеников, являются учащимися старшей школы. Отсюда следует, что младшие школьники более активны.

Есть ли на ваш взгляд экологические проблемы в нашем городе? Из опрошенных 52 учеников, только 5 не увидели экологических проблем в городе.

Вы хотели бы принимать участие в решении экологических проблем в своем городе? 49 учащихся дали положительный ответ на этот вопрос, только 3 — отрицательный ответ. Младшие школьники готовы почти все принимать участие в решение экологических проблем в своем городе. Отсюда следует, что младшему поколению не безразличны экологические проблемы в своем городе.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. По данным исследования все опрошенные учащиеся имеют представление о предмете экологии.

2. Принимать добровольное участие в экологических акциях и мероприятиях готовы 48 ученика. Это не плохой результат, младшие школьники готовы все принимать участие в экологических акциях.

3. Экологические проблемы в своем городе увидело 47 учащихся.

4. Принимать участие в решение экологических проблем в городе готовы 49 ученика. Это очень не плохой результат. Детям разного школьного возраста не безразлична экологическая ситуация в родном городе.

Рекомендации:

• Принимать активное участие в экологических акциях и мероприятиях.

• Более активно проводить информационную работу по экологическим проблемам нашего города.

• Активно вовлекать учащихся в решение экологических проблем своего города.

www.microanswers.ru

«Полиэтиленовый пакет. Задумайтесь, польза или вред?»

Республиканская научно-практическая конференция школьников

«Экологические проблемы Дагестана глазами детей»

Доклад

«Полиэтиленовый пакет.

Задумайтесь, польза или вред?»

Выполнила: Дуюнова Мария Текиновна

ученица 9«а» класса МКОУ СОШ №2 г. Избербаша.

Руководитель: Газимагомедова Марина Будуновна

учитель биологии и химии МКОУ СОШ №2 г. Избербаша.

г. Избербаш 2015 г.

Полиэтиленовый пакет. Задумайтесь, польза или вред?

«Есть такое твёрдое правило,- сказал мне Маленький принц.

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Полиэтиленовый пакет прочно вошел в нашу жизнь. Почти каждый день, приходя в магазин, мы покупаем продукты, упаковываем их в пакет, а, придя домой, перекладываем в холодильник. А пакет? Он отправляется в мусорное ведро. На этом его полезная для нас жизнь заканчивается. И начинается совсем другая - которую сложно даже представить. В среднем «жизнь» пакета в человеческих руках длится полчаса (Приложение №1).

А медленно разлагаться на свалке, выделяя вредные вещества, самый обычный полиэтиленовый пакет будет более 500 лет. И срок, в течение которого он будет приносить вред, в 2 миллиона 628 тысяч раз длиннее того срока, который он принес пользу. И, когда типичный пакет - «майка» исчезнет с лица земли, правнуки того, кто им некогда воспользовался и в тот же день забыл об этом, уже успеют состариться.

Полиэтиленовые мешки легки, удобны, прочны, поэтому немудрено, что почти в каждом магазине бесплатно или за небольшую сумму покупатель может приобрести пакет-«майку». В год на каждого жителя планеты приходится по тысяче изготовленных пакетов. И почти столько же — каждый год выбрасывается.

Но катастрофы не избежать, и можно сказать, что она уже случилась. Чего стоит целый мусорный материк из пластика в Тихом океане! (Приложение №2). Это привело к тому, что исследователи обнаружили в телах морских птиц элементы пластика (Приложение №3). Ежегодно в океане гибнут сотни тысяч его обитателей (Приложение №4, 5). Ученые выявили в таком «брошенном» пластике концентрацию ядовитых веществ, в миллионы раз превышающую содержание таковой в морской воде. И что самое страшное – переработать весь этот пластиковый мусор невозможно. Ведь такая переработка будет сопряжена с напряжением   атмосферы. Полиэтилен, как правило, не подлежит вторичной переработке, или она обходится слишком дорого, так, как требует дополнительных средств на очистку сырья. Сжигание полиэтилена губительно сказывается на состоянии атмосферы и здоровья человека, так, как во время него в атмосферу выделяются вредные вещества, усугубляющие экологическую ситуацию, в частности, вызывающие «парниковый эффект». Спасти воду и при этом отравить воздух – это совсем не выход из существующего положения.

Переработать уже накопившийся мусор из пластика пока невозможно, поэтому можно попытаться хотя бы уменьшить дальнейшее его накопление.   Сумки многократного использования уменьшают экологические затраты в сотни раз. Разработанная, чтобы прослужить 2 года, каждая их них заменит более 400 полиэтиленовых пакетов использующийся только один раз в неделю. Поскольку люди вкладывают в них капитал, они вряд ли будут разбрасываться по обочинам дорог или на морском берегу. Предложив своим близким использовать сумочки из ткани, сшитые своими руками, я и мои подруги сберегли природу от нескольких тысяч полиэтиленовых пакетов.

Опасность для дикой природы, вызванная полиэтиленовыми пакетами, хорошо известна. Более чем миллиард (!) морских птиц и млекопитающих погибают ежегодно от заглатывания пластикового мусора.

В окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению. Таким образом, они образуют устойчивое загрязнение. 4 триллиона пакетов в год используется в мире. Они убивают 1 млн птиц; 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб. 6 млн. 300 тыс. тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в Мировой океан.

Экологический ущерб, причиненный пластиковыми пакетами, огромен. Стоит сильному ветру подняться в достаточно крупном городе — и пешеходу уже сложно найти «воздушный коридор» среди беспорядочно летящих по воздуху полиэтиленовых мешков.

Пластик составляет 80% от объема мусора на дорогах, парках и пляжах, и составляет 90% от плавающего мусора в океане. В каждой квадратной миле океана обнаружено более 46000 кусков пластика. Это ставит огромную нагрузку на окружающую среду. Маленькие кусочки пластика действуют как своего рода губка для химикатов. Они впитывают миллион раз больше концентрации смертельно опасных соединений. Морские обитатели едят эти кусочки и умирают. Подсчитано, что ежегодно умирают более 100 тысяч разных птиц, тюленей и китов (Reusablebags.com). После того, как животное умирает, его туша разлагается, и пластик свободно вновь перемещаться в океане и убивает снова и снова. Поэтому оборот полиэтиленовых пакетов вызывает серьёзные возражения экологов. По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено.

Я надеюсь, что моя работа – это мой посильный вклад в решении данной проблемы и что на наших улицах станет меньше мусора, а в черте городов Дагестана сократится количество несанкционированных свалок.

Опрос, проведённый мной среди моих сверстников (три девятых класса), показал необходимость разъяснительной работы среди школьников (Приложение №6).

Сохранить планету для будущих поколений - прямая обязанность современного человечества.

Список использованных источников и литературы.

  1. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора //Химия в школе 1998

№1

  1. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология – наука XX века». Москва, 1999.

  2. Пакет из полиэтилена – удобство или вред .htm.

  3. Полиэтиленовый пакет - верный друг или расчетливый поработитель _files.

  4. Радченко Н.В. «Бытовой мусор – это серьёзно».

  5. Рюмин В.В. «Занимательная химия». Москва, 2011.

  6. Савина Л.А. «Я познаю мир: Химия». Москва, 2003.

  7. Социальный проект о загрязнении окружающей среды - эко-упаковка, био-пакеты, биоупаковка, биоразлагаемые пакеты,производство полиэтиленовых пакетов - сделайте правильный выбор!_files

  8. Упаковка продуктов питания пищевой полиэтилен. Безопасен ли полиэтилен. Женский сайт In Moment.ru_files

  9. Чем опасны полиэтиленовые пакеты -_files

  10. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000.

  11. Юфит С.С. «Яды вокруг нас». Москва, 2002.

Приложения.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Результаты социологического опроса.

  1. Кто больше всего мусорит?

Дошкольники и ученики младших классов – 10%

Подростки – 56%

Молодежь – 24%

Взрослые -10%

  1. Что бы вы выбросили на улице?

Пустую картонную коробку – 3%

Пустую банку или бутылку из-под сока и т.д. – 2%

Обертку от жевательной резинки – 25%

Использованный пакет – 15%

Бумажный стаканчик – 2%

Шкурку от банана, апельсина и т.д.– 13%

Вообще ничего – 40%

infourok.ru

Детская экология

Май 11, 2013 / Николай Одегов, Специалист по экологии

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию, красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии

  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей, вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

zeleneet.com

Дети и экология | Журнал Домашний очаг

Что вы знаете об экологии? Подозреваем, что перед вашим внутренним взором уже поплыли дымящие трубы заводов, тлеющие торфяники, радужные нефтяные пятна, дырявый озоновый слой и стремительно исчезающие амурские тигры. Плохая у нас экология, это верно. Тогда следующий вопрос: что вы сделали для решения экологических проблем? Не пугайтесь, мы не призываем вас к радикальным мерам, а просто предлагаем обратить внимание ребенка на мир вокруг.

Лесной кодекс: едем на природу

Для начала вспомним определение понятия «экология»: это наука о взаимоотношениях живых существ друг с другом и окружающей средой. Наша задача — научить ребенка строить правильные отношения с природой. Как будем учить? Исключительно личным примером! Малыш смотрит на вас во все глаза, он хочет быть как мама/папа, и это значит, что родители просто обязаны стать образчиками экологически правильного поведения. Началась весна, и скоро мы все устремимся в поля, леса и огороды — отдыхать на лоне природы. Делать это нужно так, чтобы после вашего возвращения домой природе не было мучительно больно. Прописная истина? Терпите — мы вам сообщим еще много таких и будем настаивать на строгом соблюдении каждого правила. Вы родитель — с вас и спрос!

Не надо мусорить!

Пакет в свернутом виде не занимает вообще никакого места и весит очень мало — не поленитесь захватить его с собой на пикник. В конце веселья вы побросаете туда банки-склянки и довезете (донесете) все это добро до ближайшего мусорного контейнера. Ребенка запросто можно привлечь к уничтожению «следов» семейного пребывания на свежем воздухе, причем очень важно объяснить крохе, для чего именно это делается: полянка ведь была чистой, когда вы приехали, и она должна такой остаться. Как сохранить экологию

В целости и сохранности

Для того чтобы развести костер, можно привезти с собой мешок углей или натаскать сухих веток (совместный труд сплачивает семью!). Ломать или спиливать деревья нельзя, так же, кстати, как вбивать в стволы гвозди или вырезать на них ножичком свои инициалы. Объяснить смысл таких запретов очень легко: человеку ведь больно, когда он поранится? У него идет кровь? Вот и деревцу больно, из его «раны» течет сок или смола.

На природу выезжают, чтобы насладиться тишиной, пением птиц и шелестом листвы. Вот и наслаждайтесь, а музыку послушаете дома. Это наше ухо ко многому привычно, а пернатые и звери от внезапной какофонии испытывают настоящий шок. Как ни крути, а вы с малышом приехали в гости — значит, нужно уважать принятые у «хозяев» порядки.

Сам себе пожарный.

Перед отъездом обязательно затушите костер (лучше, конечно, его залить), ведь если этого не сделать — пожар уничтожит траву, кусты и деревья, а с ними и дома лесных обитателей. Отдельное обращение к родителям-курильщикам: тщательно затушенные окурки складываем в мешок с мусором и отправляем на помойку.

Экологичная жизнь в городе

Экологичная жизнь в городе

Правила экологического поведения в городе, в сущности, мало чем отличаются от уже перечисленных нами. Но, безусловно, и здесь есть свои нюансы. Фантики, пакетики, палочки от эскимо, трамвайные билетики и прочую ненужную мелочь, которая страшно жжет руки, бросаем в урну. Экологически подкованные люди «в булочную на такси не ездят» и вообще стараются не использовать личный автотранспорт без крайней необходимости: загазованность вокруг и без того страшная.

Убирать нужно не только за собой, но и за теми, кого вы приручили. Всякий раз, собираясь выгуливать Шарика, берите с собой совочек и мешочек (или хотя бы кулек из газетки), чтобы аккуратно собрать продукты собачьей жизнедеятельности — и выкинуть в ближайшую урну. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках (воскресниках) и прочих мероприятиях по благоустройству прилегающей к вашему дому территории. Вряд ли малыш совершит что-то масштабное, но даже если его вклад ограничится несколькими собранными жестянками, это уже большое дело!

Ходите за покупками с собственным «многоразовым» мешком, а еще лучше — с холщовой экосумкой. Вообще-то это мировой тренд, так что присоединяйтесь! Ребенку, кстати, вполне можно купить/сшить собственную авоську с изображением какого-нибудь мультяшного героя.

Возьмите себе за правило: никаких исключений, надо — значит, надо! Можно триста раз сказать ребенку, что конфетный фантик полагается бросать в мусорку, и всего один раз швырнуть его мимо — и весь эффект от воспитательного процесса сведен на нет!

Экология в вашем доме

Экономьте ресурсы — например, воду. Допускаем, что необходимость сократить потребление электроэнергии малышу объяснить довольно трудно, особенно если кроха категорически отказывается засыпать без ночника. Но закрывать кран во время чистки зубов ребенок научится легко: ведь иначе вся вода из реки может вытечь, и тогда рыбам будет негде жить, а людям — нечего пить (в общих чертах это совершенно правдивая версия). Привлекайте ребенка к заботе о комнатных растениях. Главное тут — с самого начала объяснить малышу, что цветок — не игрушка, если выдернуть его из горшка — он мгновенно погибнет. Если перестать поливать — тоже.

Эксперимент

Чтобы визуализировать представления ребенка о вершках и корешках, посадите вместе, например, луковицу. Сперва засуньте ее в банку с водой и наблюдайте, как отрастают корни (непременно объясните, в чем заключается их функция!). Потом пересадите свою чиполлинку в горшок — и следите за ростом «перышек». Этот простенький естественнонаучный эксперимент бесценен с точки зрения воспитания бережного отношения к природе: осознав, для чего растению нужны корни, малыш не станет выдергивать цветы из земли. Доверьте карапузу часть забот о питомцах. Мы прекрасно понимаем, что щеночек, купленный «для ребенка», на самом-то деле оказывается родительской заботой. И это объяснимо: в силу возраста и пока еще ограниченных возможностей кроха не может обеспечить полноценный уход за живым существом. Но регулярно делать для Тузика или Мурки хоть что-нибудь (наливать свежую воду в миску, например) он может — и должен.

Важно

Что бы ни делал ребенок, какой бы малостью в итоге ни оказалась его «экологическая» работа — не уставайте говорить детке, что он совершает добрые и очень нужные поступки. А еще — что он ваш самый любимый и большой помощник. Эти слова, в конечном итоге, и оказываются наиболее сильной мотивацией.

www.goodhouse.ru

Экология для ребенка: как сделать занятие интереснее?

Экология занимает важную часть в жизни каждого из нас. К сожалению, молодое поколение зачастую не обращает внимания на такую важную вещь, как окружающая среда. На улице можно увидеть мусор, который бросают подростки и молодежь, жвачки, которыми травятся птицы, а также другие опасные отходы. Для того чтобы ребенок знал, как вести себя на улице, а также уважал ту природу, тот окружающий мир, в котором он живет, необходимо с детства проводить уроки экологии. Именно тогда экология для ребенка станет интересным занятием.

Структура урока

Чаще всего уроки экологии проводят для детей в 1-м, 2-м или 3-м классах. К сожалению, многие уроки очень скучные, поэтому дети ничего для себя из этих уроков не выносят. Экология для младших школьников превращается не в интересный предмет, а в скучное времяпрепровождение. Нужно знать, как правильно построить урок, чтобы детям было интересно в нем участвовать. Наиболее подходящая структура урока для младших школьников:

  1. Опрос детей и подача теории.
  2. Небольшая игра.
  3. Конкурс: изготовление стенгазет.
  4. Вручение призов.
  5. Небольшая игра.

Такая структура была несколько раз опробована на детях младших классов. Многие заинтересовались экологией и стали принимать участие во внеклассных конкурсах.

Опрос детей и подача теории

Важнее всего - это не сразу приступить к теории, а дать возможность детям высказать свое мнение о том, что же такое экология. К счастью, многие дети даже в 1-м классе имеют точное или более-менее точное понятие о том, что же это за наука. Только после того как дети выскажут свое мнение насчет того, что такое экология, можно попросить их записать или даже выучить свое определение. Возможно, дети сами спросят, что изучает экология. Определение для детей имеет множество интерпретаций, одним из самых легких является это:

  • Экология - это наука, которая изучает растения и животных, а также их взаимодействия между собой и с природой.

Если детям будет трудно запомнить определение, то запишите его ярким мелом на доске как тему урока. К концу экологического урока сотрите определение и попробуйте спросить учеников о нем.

Игра для детей на экологическую тему

Экология для ребенка никогда не будет скучной, если ввести в урок небольшую игру. Хорошей игрой является разминка под названием "Встань, сядь", которая поможет детям размяться и физически. Правила игры легки. Учитель или ведущий говорит предложение, а дети встают, если это вредит экологии и садятся, если не вредит. Вот некоторые фразы, которые подойдут для игры:

  1. Петя рвет цветы. (встают)
  2. Катя развела костер в лесу. (встают)
  3. Миша помогает маме поливать цветы. (садятся)
  4. Пчелы делают мед. (садятся)
  5. Мужчины рубят деревья в лесу. (встают)
  6. Маша сажает цветы. (садятся)
  7. Мальчики выбрасывают мусор на улицу. (встают)
  8. Дятлы долбят деревья. (садятся)
  9. Даша бросает в лесу обертки. (встают)
  10. Артем убивает комаров. (встают)
  11. Алена с папой сажают дерево в деревне. (садятся)
  12. Вова очень громко слушает музыку на природе. (встают)
  13. Мальчики сливают в реку лимонад. (встают)
  14. Птицы едят насекомых. (садятся)
  15. Гена плавает в озере. (садятся)

Можно придумать множество фраз для такой игры. Главное в этой игре - это следить за реакцией детей на вашу фразу. Если у ребенка возник спорный момент, он не знает встать или сесть, нужно обсудить это и рассказать, почему что-то плохо, а другое - хорошо.

В конце игры можно прочитать детям поучительный рассказ. Рассказы по экологии для детей можно найти в хрестоматии или придумать самому.

Экологический конкурс

Ребятам будет очень интересно поучаствовать в экологическом конкурсе. Можно разделить класс или компанию детей на несколько команд, каждой выдать цветные карандаши, фломастеры, клей, красивые фотографии или картинки с животными и природой, а также ватман или большой лист.

Дайте детям 15 минут на то, чтобы создать свой собственный плакат на тему защиты природы. Пусть каждая команда выберет себе название, а также капитана, который будет представлять плакат своей команды.

Вручение призов детям

В конце игры наградите детей дипломами или небольшими подарками. Вы можете сами выбрать победителя или устроить голосование среди всех ребят. Возможен вариант и "победила дружба", чтобы никому из детишек не было обидно.

Заключительная игра

Под конец, когда дети развеселились, не нужно готовить какую-то подвижную игру. Пусть все сядут на свои места и отдохнут. Последние несколько минут экологического урока - это хороший момент для того, чтобы показать презентацию или видео про экологию для детей. Современным детям очень интересно смотреть презентации - все, что связано с техникой, очень интересует ребят. Тем более презентация - это всегда удобно. Каждый слайд - это небольшая микротема. Вы сможете раскрыть экологию во многих сферах.

Сделайте несколько слайдов о том, зачем нужна экология. Расскажите ребяткам о животных, которые страдают от рук контрабандистов, покажите видео с нашей необъятной и прекрасной страной, которая нуждается в помощи современного поколения, в его защите. Экология для ребенка станет интересной только в том случае, если потрясет его внутренний мир, если малыш поверит в то, что он может помочь родной и любимой стране.

Итоги урока

В конце вашего урока не забудьте подвести итоги. Самым активным ребятам можно выдать небольшие призы в виде календарика или тетради. Можете просто похвалить ребенка, от этого ему тоже будет приятно.

Обязательно спросите у детей о том, понравился ли им ваш экологический урок. Спросите детей, чему научило их занятие, постарайтесь внимательно выслушать каждого ребенка. Попросите рассказать о том, почему нужно беречь окружающий мир. Экология для младших школьников может стать очень интересной темой, если правильно провести урок. Постарайтесь привить любовь каждому ребенку к окружающему миру!

Стенгазеты, которые сделали дети, постарайтесь повесить на видное место в классе, чтобы они еще некоторое время вспоминали о вашем уроке. Вы можете им изредка напоминать о прошедшем уроке и спрашивать, соблюдают ли они правила поведения на природе. Спросите, заметили ли они пренебрежительное отношение к природе на улице. Внимательно выслушивайте рассказы ребятишек о своих наблюдениях. Экология для ребенка может стать любимым предметом, интерес к которому нужно всячески поощрять!

fb.ru

Экологические проблемы глазами детей - Мои статьи - Каталог статей

    «Берегите землю! Берегите!» - под таким девизом прошли в нашей школе мероприятия, посвященные экологическим проблемам планеты Земля и нашей малой Родины

    Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Состояние очень серьезное. Невероятно растет численность населения Земли. Каждому человеку нужны пища, одежда. Но ресурсы планеты, увы, исчерпаемы. Сокращается количество плодородных грунтов. Катастрофически загрязняются вода и воздух. Вырастают горы отходов, опасных для здоровья людей и всей земной жизни. Все мы, жители Земли, живем под одним небом, дышим одним воздухом, поэтому экологические проблемы касаются каждого из нас.

    22 апреля, в День Земли, в школе прошла общешкольная линейка. В рекреации второго этажа была оформлена выставка плакатов, нарисованных нашими учащимися.

    Представили свои работы воспитанники изостудии «Вдохновение», которой руководит Собенникова Нина Анатольевна. Свою экспозицию они назвали «Проблемы экологии глазами детей». Огромный интерес вызвали работы ребят, выполненные из бросового материала. 26 апреля эта выставка была размещена в здании администрации поселка и вызвала огромный интерес. Мы получили предложение разместить ее в помещении поликлиники, а затем в здании ТЭЦ.

    Также можно было познакомиться с работами ребят, выполненными на уроках технологии под руководством Коноваловой Виктории Анатольевны.

    На линейке звучали стихи, посвященные охране природы и окружающей среды:

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

    Вниманию ребят была представлена презентация о Земле, созданная Седиковой Еленой Анатольевной. В течение недели учащиеся всех классов имели возможность посмотреть видеофильмы, просмотр которых организовали Журавлева Валентина Ивановна и Седикова Елена Анатольевна. Тематика фильмов была очень разнообразной, но все они были объединены общей экологической проблемой: «Глобальные экологические природные и техногенные катастрофы», «Азиатские цунами», «Гибель подводной атомной лодки «Курск»», «Вулкан «Святая Елена», «Альпийские цунами», «Особо охраняемые природные территории», «Даурский заповедник», «Алханай», «Человек как экологическая ниша для гельминтов». Ребята узнали много интересного, почувствовали себя частичкой природы, осознали ответственность каждого человека за общую для всех планету Земля.

    Учащиеся 8-х классов написали мини-сочинение «Экология души человеческой». 100 учеников 5 – 10 классов приняли участие во всероссийской олимпиаде «Человек и природа». Для учащихся 6-х классов была организована выставка рисунков «Редкие растения в окрестности поселка Шерловая Гора». Ученики 6 – 8 классов приняли участие в заочной краевой олимпиаде по биологии – экологии.    Несколько ребят нашей школы, учащихся заочной краевой биолого-экологической школы, получили приглашение в лагерь «Березка».    В школе создан волонтерский отряд, в который записались 68 добровольцев. В День Земли ребята вышли на очистку улиц родного поселка от мусора.

    В поселке были распространены листовки с информацией, призывающей жителей поселка содержать его в чистоте.    Прошел на этой неделе и субботник по очистке школьной территории. В начале апреля для школьных клумб посадили рассаду цветов.    Открыты для посетителей двери школьного музея, где недавно была оформлена экспозиция «История поселка», в которой отражены экологические проблемы нашей малой Родины. На стендах представлены фотографии поселка 60 – 70 годов, когда еще действовали основные предприятия, поселок был чистым, зеленым, а также можно увидеть на фотографиях, сделанных нашими учениками, что стало с нашим поселком сейчас, что осталось от фабрики и других предприятий…    Проходили экскурсии в «Зимний сад», где дети могли получить огромное удовольствие от общения с зеленым миром растений.    Хотелось бы верить, что наши дети не останутся в стороне от экологических проблем поселка, Забайкалья, станут настоящими, заботливыми, бережливыми хозяевами на планете Земля.

shkola47-sherl.ucoz.ru

"Проблема экологии" сочинение для младших и старших классов

«Проблема экологии» - сочинение, которое нередко задают написать детям в школе. Это очень правильно, ведь мальчики и девочки, когда излагают свои мысли, начинают понимать всю важность проблемы плохой экологии и узнают, как помочь природе сохранить красоту и чистоту.

Современные проблемы экологии имеют широкие масштабы. Неправильное обращение к природным ресурсам и вопросу сохранения окружающей среды, касаются каждого. Именно поэтому в написании такого сочинения не возникнет проблем. Данная тема неисчерпаема.

О чем нужно рассказать в сочинении «Современные проблемы экологии»

Когда сыну или дочери задали домой написать рассказ о проблемах природы, следует подсказать чаду, про что именно изложить мысли в сочинении. Написать можно о следующих проблемах:

  • Как себя вести, чтобы не загрязнять окружающую среду.
  • Какие действия нужно исключить, чтобы не портить мир вокруг себя.
  • Как человек может повлиять на экологию.
  • Почему проблема экологии - столь массовая проблема.

Это лишь часть вопросов, которые можно осветить в сочинении. На самом деле может быть написано масса вариантов на тему «Проблема экологии». Сочинение должно быть написано в правильной поочередности. В этом следует помочь своему сыну или дочери.

План сочинения «Проблемы экологии в мире»

Родителям надо включить фантазию и помочь своему ребенку красиво и грамотно написать сочинение. «Проблема экологии» - сочинение, которое должно быть написано с переживаниями и идеями сохранения окружающей среды. В этом поможет план, который может быть следующим:

  • Вступление. Здесь следует в общих чертах описать проблему экологии.
  • Основная часть. Этот кусок задания следует поделить на подпункты. Они могут быть следующими:

- Почему в мире плохая экология.

- Как человек влияет на загрязнение окружающей среды.

- Что можно сделать, чтобы сохранить природные дары.

- Какие конкретные действия помогут не допустить экологической катастрофы.

  • Заключение. В данной графе сочинения нужно кратко рассказать о том, что сохранить природу можно, если каждый человек задумается об этом вопросе и будет делать для этого все от него возможное.

Такой план поможет ребенку детально изложить тему и получить высокую оценку и похвалу от преподавателя.

Сочинение про проблемы экологии для младших классов

Подобные задания могут дать даже детям первых классов. Ведь «проблема экологии» - сочинение о вопросе, который касается каждого, и взрослого и ребенка. За пример можно взять следующие рассказы:

***

Я часто смотрю с папой передачи о том, что наша планета загрязнена. В этой передаче рассказывают, как себя вести, чтобы сохранить природу. А я очень хочу помочь нашей окружающей среде быть чище.

Многие люди безответственно относятся ко всему. Именно поэтому проблемы с окружающей средой не прекращаются. Даже выброшенная на землю бумажка – это еще один шаг к катастрофе. Поэтому нужно убирать за собой в парке или в лесу. А еще есть мусорные баки для разного вида отходов. Например, у нас во дворе есть контейнер для стекла и пластика. Правильно выбрасывая мусор, мы тоже помогаем сохранению природы.

У нас есть шансы сохранить планету для следующих поколений, но надо, чтобы каждый человек на земном шаре внес хоть небольшой вклад в совместное важное дело.

***

Мне очень неприятно, что проблема загрязненной окружающей среды волнует не каждого.

Люди безответственно относятся к природе, даже не осознавая этого.

  • Неубранный после себя мусор в лесу.
  • Выброшенный на землю фантик.
  • Краны, из которых течет вода без остановки.
  • Небрежное отношение к природе.
  • Курение.
  • Работа заводов.

Все это негативно влияет на окружающую среду. Если бы каждый человек хоть иногда задумывался о своих действиях, мир вокруг нас был бы немного лучше.

Такие сочинения вполне подойдут для учеников первых классов. Конечно же, каждый ребенок сможет внести свои идеи и коррективы в это творческое задание.

Сочинение про проблемы экологии для старших классов

Детям средней школы также могут задать написать рассказ на в тему «Экология». сочинение ЕГЭ - это серьёзное задание, от которого может зависеть итоговая оценка, поэтому к нему нужно подойти с ответственностью. Дети такого возраста могут написать более сложные обороты и фразы. За пример можно взять следующие идеи:

***

Всем известно, что на нашей земле присутствуют проблема с экологией. Эта неприятность развивалась давно, поэтому вернуть первичное состояние экологической системе достаточно сложно.

Человечество собственными руками губит природу, не обращая внимания на глобальность данной проблемы. Факторов, которые влияют на загрязнение атмосферы, множество.

Небрежное отношение к природе. Люди рубят деревья, ломают ветки для костра. При этом мало кто задумывается, насколько пагубно эти действия влияют на окружающую среду.

Неубранный после отдыха в лесу мусор – это тоже огромная проблема. Даже маленький фантик полностью разлагается несколько лет. Собранные в мусорный пакет и отнесенные в контейнер отходы помогут правильно утилизировать их.

Выбрасывание мусора в водоемы – это тоже большая проблема. Отходы нарушают природные условия, в которых обитают жители водоема, то есть рыбы, птицы.

Курение загрязняет воздух. Если человеку не жалко окружающую среду, то стоит задуматься о масштабах проблемы. К тому же незатушенный окурок может спровоцировать пожар.

Как видно, проблем с экологией, в которых человек принимает непосредственное участие, достаточно много. Если каждый человек, хотя бы иногда будет задумываться про то, как сохранить экологию, то можно избежать катастрофы.

Такое сочинение можно считать развернутым и достойным высокой отметки. Помогая ребенку, родители обеспечивают сыну или дочери хороший результат в учебе.

fb.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность