Высокооплачиваемые профессии: кто такие экономисты? Экономист бухгалтер специальность


Бухгалтер экономист обязанности

Как правило, в коммерческих организациях различной направленности (строительство, медицина, магазины, торговые центры и др.) разделяются две должности – бухгалтер и экономист, однако компания имеет право самостоятельно разрабатывать штатное расписание для бухгалтерии и устанавливать список должностей, которые посчитает нужными. В связи с этим должность бухгалтера-экономиста встречается на предприятиях, хотя она и не включена в квалификационный справочник профессий.

Содержание статьи

Должностные обязанности бухгалтера-экономиста

По должности бухгалтер-экономист обязанности сотрудника содержат достаточно обширный перечень, поскольку включают в себя трудовую деятельность сразу по двум специальностям. В связи с такой постановкой вопроса специалист должен выполнять различные должностные обязанности:

  1. исследование и анализ деятельность предприятия с экономической точки зрения, а также разработка мероприятий по сокращению непроизводительных расходов;
  2. поиск возможных резервов сокращения потерь и выявление способов оптимизации экономических процессов в компании;
  3. разработка методов определения рентабельности продукции и предприятия в целом, а также ее эффективности деятельности;
  4. создание бизнес-планов для внедрения каких-либо процессов или осуществления различных операций;
  5. калькуляция себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг с целью определения оптимальной цены;
  6. разработка ценовой политики предприятия и нормы допустимой и приемлемой рентабельности;
  7. определение методов оценки эффективности внедрения нового оборудования или технологических процессов в производственный процесс;
  8. анализ договорных отношений с контрагентами и поиск альтернативных вариантов с целью снижения затрат или повышения окупаемости;
  9. стратегическое планирование развития предприятия на перспективу;
  10. осуществление управленческого бухгалтерского учета путем внесения необходимой информации в специальные программы учета;
  11. составление необходимой отчетности как внутренним, так и внешним пользователям;
  12. обеспечение сохранности экономической документации и представление ее заинтересованным пользователям в соответствии с регламентом компании о сохранении коммерческой тайны;
  13. оценка целесообразности внедрения каких-либо компьютерных программ в производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Выполнение бухгалтером-экономистом своих профессиональных обязанностей требует наличия у него большой теоретической базы знаний и практических навыков осуществления работы подобного рода, отраженных в резюме на соискателя по вакансии.

Должностные обязанности бухгалтера ТСЖ

Что должен знать бухгалтер-экономист

Бухгалтер-экономист будет исполнять свои обязанности грамотно, если его база знаний и умений будет достаточно обширна и разнообразна. В обязательном порядке бухгалтер-экономист должен знать следующее:

  • нормативно-правовое законодательство РФ в области деятельности компании, а также в экономической практике и бухгалтерском учете;
  • методические материалы и руководства по организации экономической деятельности на предприятии;
  • правила ведения бухгалтерского и управленческого учета хозяйствующего субъекта;
  • порядок оформления операций первичными бухгалтерскими и экономическими документами, их отражение в соответствующей компьютерной программе;
  • методы и способы проведения экономического анализа и исследования финансово-хозяйственной деятельность компании;
  • правила калькуляции себестоимости продукции и услуг, а также определения рентабельности производства и предприятия в целом;
  • режимы налогообложения компании;
  • правила контроля материальных, трудовых, производственных и финансовых ресурсов субъекта;
  • экономику производства и труда;
  • организацию рыночных отношений в экономическом сообществе в масштабах региона, государства и мира;
  • нормы и правила охраны труда и техники безопасности;
  • трудовое законодательство;
  • различные программы для бухгалтерского и управленческого учета, а также для проведения экономического анализа – правила, возможности и особенности их использования.

Кроме наличия необходимых теоретических и практических знаний бухгалтер должен соответствовать определенным требованиям, устанавливаемым законодательством РФ и локально-нормативными актами хозяйствующего субъекта.

Требования к должности бухгалтера-экономиста

На вакансию бухгалтера-экономиста как специалиста принимаются сотрудники, соответствующие определенным требованиям и критериям, к которым относятся:

  • образование средне-специальное или высшее по профилю деятельности экономический анализ, поскольку его трудовые обязанности связаны скорее с экономикой, нежели с бухгалтерским учетом;
  • стаж бухгалтерской, экономической и финансовой работы не менее 3-х лет;
  • четкое понимание различий между бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом на предприятии;
  • умение работать в профессиональных компьютерных программах по управленческому учету и экономическому анализу, а также в электронных правовых системах;
  • аналитический склад ума и способность исследовать и анализировать достаточно большой объем информации;
  • умение выделять главное или собирать информацию и группировать ее по различным методикам и схемам;
  • грамотная ориентация в финансово-хозяйственных процессах общества и во взаимоотношениях между контрагентами.

Требования могут дополняться работодателем по своему усмотрению, и они всегда должны отражаться в должностной инструкции бухгалтера-экономиста.

Должностная инструкция бухгалтера-экономиста

При приеме бухгалтера-экономиста на работу ему для ознакомления обязательно должна быть представлена должностная инструкция, в которой освещаются главные моменты исполнения сотрудником своих профессиональных обязанностей. Кроме того, в этом документе должна содержаться информация о том, какие права имеет работник при выполнении заданий, и какую ответственность он понесет в случае осуществления ошибочных действий.

LawCount.ru

lawcount.ru

Высокооплачиваемые профессии: кто такие экономисты?

Кто такой экономист? Казалось бы, простой вопрос, но вот беда, дать на него такой же простой ответ явно не получится. А всему виной специфика этой профессии с ее сложными догмами и обязанностями. И все же, дать базовое представление о том, кто такие экономисты (России, в частности), возможно.

Для этого необходимо взглянуть на профессию со стороны и отметить наиболее важные моменты, такие как основные обязанности экономиста, необходимый уровень знаний, а также возможные сферы применения его навыков.

Кто такие экономисты?

Первые экономисты появились задолго до образования современных государств и народов. Так, еще в Древнем Египте торговцы размышляли над тем, как снизить затраты на перевозку строительных материалов, при этом ничем не жертвуя. Пускай эти размышления и были довольно примитивными, все же они являлись примером первой экономической стратегии.

С годами потребность в составлении бизнес-планов только возрастала. И когда рыночные отношения стали настолько насыщенными и непредсказуемыми, что один человек проследить за ними не успевал, появилась первые экономисты.

Особенности профессии экономиста

Как говорилось ранее, эти специалисты отвечают за разработку методик для улучшения работы предприятия. Если говорить о том, кто такие экономисты в широком понимании данного слова, то можно вывести следующую формулировку. Экономист – это специалист, усилия которого направлены на увеличение прибыли предприятия за счет снижения стоимости производства.

Сделать это непросто, особенно в условиях жесткой конкуренции. И если экономист хочет достичь успеха в своем деле, то ему придется подойти к своей работе со всей серьезностью. Для этого необходимо изучить собственную компанию сверху донизу, дабы понять все те процессы, что происходят внутри нее.

Помимо того, не стоит забывать и про внешние факторы. Ведь ситуация на рынке всегда меняется, и нужно уметь балансировать, дабы принимать своевременные решения.

Чем отличается экономист от бухгалтера и финансиста?

Сейчас довольно часто путают профессии бухгалтер, экономист и финансист. Это весьма печальный факт. Пускай они и тесно связаны между собой, все же это совершенно разные должности. Поэтому, чтобы развеять туман непонимания, расставим все по своим местам:

  1. Бухгалтер – первая ступень в финансовой иерархии на предприятии. Главной обязанностью этого специалиста является сбор информации по всем денежным операциям. То есть бухгалтер ведет учет, фиксирует затраты и прибыль, а также следит за налоговыми выплатами.
  2. Экономист следит за тем, чтобы на производстве использовались только выгодные для предприятия технологии и методики. Благодаря отчетам бухгалтеров, он видит проблемные моменты в финансовой системе компании и предлагает способы их решения.
  3. Финансист – мастер инвестиций. Этот специалист отвечает за внедрение новых бизнес-идей, способных принести дополнительную прибыль.

Как видите, разница в этих профессиях есть, поэтому при выборе будущего места работы нужно обращать внимание на требования к кандидатам. Ведь довольно часто бывает так, что компания экономит на рабочих местах и соединяет несколько профессий воедино.

К слову, именно должностная инструкция экономиста определяет спектр его обязанностей. Поэтому, прежде чем ставить на ней подпись, нужно внимательно ознакомиться с ее содержанием.

Где получить образование экономиста?

Для того чтобы стать экономистом, нужно получить высшее образование. Следовательно, путь молодого специалиста начинается у порога вуза. В целом для поступления нужно сдать экзамены по математике и русскому языку, а в некоторых случаях пройти собеседование.

Более важно то, что нужно выбрать правильный вуз. Ведь в мире финансов без хорошей репутации найти приличную работу очень сложно. Поэтому стоит изучить информацию о том, какие именно вузы оканчивали известные экономисты России, и всеми силами постараться попасть туда.

Также следует отдавать предпочтение заведениям, которые специализируются на финансовом образовании. Ведь диплом, полученный в банковской академии, гораздо престижнее, нежели такой же документ, только из аграрного университета.

Поиски перспективной работы

С тем, кто такие экономисты, разобрались, теперь нужно понять: куда с таким образованием идти работать?

Для начала следует понять один момент: на престижную должность без наличия опыта работы устроиться не получится. За исключением тех случаев, когда у молодого специалиста есть хорошие рекомендации или же связи среди руководства компании.

В противном случае придется поработать в небольшой фирме 2-3 года. Возможно, даже по специальности "бухгалтер-экономист", так как в таких компаниях эта должность зачастую смежная. Но не стоит унывать, подобная практика пойдет на пользу, ведь поможет окрепнуть и добавит свежих навыков в уже отточенный арсенал.

Преимущества и недостатки профессии

Поговорим о плюсах и минусах профессии. Ведь как ни крути, а экономист - это не простой рабочий, следовательно, и требования к нему будут серьезнее.

Следует отметить то, что на рынке труда сейчас очень много специалистов данного профиля. Это ожесточает конкуренцию, и только самые опытные и матерые экономисты получают престижную работу. К тому же инструкция должностная экономиста зачастую имеет пункт, в котором предусматривается компенсация ущерба. А когда работаешь в компании, зарабатывающей миллионы, то невольно понимаешь, насколько серьезными могут быть последствия.

И все же, позитивных моментов больше. Ведь экономист – это управляющая должность, а поэтому можно смело рассчитывать на теплый кабинет, пускай и не собственный. Также привлекательной является перспектива карьерного роста, и предельной планки тут явно нет. Ну и напоследок, финансовая сторона. Экономист – это высокооплачиваемая профессия, а поэтому можно не переживать о перспективах на будущее.

fb.ru

Бухгалтер специализация - Энциклопедия по экономике

Рассмотрим некоторые из существующих в настоящее время в бухгалтерии специализаций.  [c.128]

Функционирование системы управленческого учета определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учет затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделении полномочий в достижении цели.  [c.43]

Владение методом двойной записи (и двойного мышления) является профессиональной специализацией бухгалтера.  [c.115]

Пакеты мини-бухгалтерии предназначены для бухгалтерий с малой численностью, без ярко выраженной специализации сотрудников по конкретным участкам учета. Программы, ориентированные на малый бизнес, под общим названием Проводка — Главная книга — Баланс , выполняют в основном функции ведения синтетического и несложного аналитического учета. Наиболее известные пакеты этого класса 1С Бухгалтерия , Турбо-Бухгалтер , Фолио и др.  [c.272]

Какие специализации встречаются среди бухгалтеров  [c.127]

Специализация. Бухгалтеры занимают разные должности в кадровой иерархии предприятия — главного бухгалтера, его замести-  [c.127]

III. Бухгалтеры-юристы. Специализация вызвана к жизни тем обстоятельством, что схожие на первый взгляд отношения между лицами могут составлять суть различные гражданские отношения. Вид заключенной сделки, наравне с другими факторами, определяет ее оформление в бухгалтерском учете. Если, к примеру, предприятие А хочет получить от предприятия Б некоторое необходимое ему оборудование, правовых оснований для такого получения можно представить множество  [c.128]

ГУ. Бухгалтеры-программисты. Специализация возникла в связи с появлением и развитием компьютерного учета.  [c.129]

Ввиду действия бухгалтерского законодательства, зачастую регламентирующего не результат, а процесс получения результата, методологам приходится действовать в условиях ограниченных возможностей. По этой причине их работа часто незаметна, а сами специалисты весьма малочисленны. Тем не менее, именно представители этой специализации, определяющие лицо учета, являются наиболее истинными из всех бухгалтеров.  [c.130]

Аналитик не только трактует информацию, но и переводит ее в приемлемый для менеджера вид. На сегодня существует сильное отчуждение между языком, на котором экономическая информация регистрируется и обрабатывается, и языком, на котором принимаются управленческие решения. Бухгалтеры общаются на специфическом бухгалтерском жаргоне. Перевод с одного языка на другой трудоемок и сложен, поэтому требует вмешательства профессионалов, в качестве которых и выступают представители рассматриваемой специализации.  [c.130]

Процесс формирования любого бухгалтерского отчета можно свести к выполнению некоторых формальных приемов. Эти приемы немногочисленны, но их разумное применение позволяет получать формы, способные удовлетворить притязательный вкус любого бухгалтера. Указанные приемы обычно не относят к сфере бухгалтерского учета, по этой причине они выпадают из поля зрения бухгалтеров традиционных специализаций тем не менее, свободное пользование ими обеспечивает правильное восприятие информационной сущности бухгалтерии. Общий подход по отношению к отчетным данным гласит отчет есть изменение представ-  [c.603]

Профессия. Что останется от профессии, если бухгалтерам не придется регистрировать исходную информацию, рассчитывать налоги, составлять квартальные отчеты и следить за тем, чтобы случайно не нарушить какое-нибудь малоизвестное постановление Такое впечатление, что не останется ничего. Следовательно, бухгалтер — профессия умирающая. Одни бухгалтерские специальности исчезнут, но на их место придут новые. Рискнем предположить появление в будущем по крайней мере двух отсутствующих в настоящее время специализаций.  [c.711]

Постоянное совершенствование процесса производства предполагает, что каждый сотрудник организации выполняет две задачи по меньшей мере он занят выполнением определенных производственных операций, но вместе с тем должен также работать вместе с другими членами команды по совершенствованию процесса производства в целом. Сотрудники организации должны учиться говорить на одном языке совершенствования процесса. Часто сотрудники разных подразделений организации пользуются разными техническими терминами. Специалисты, занятые в бухгалтерии, финансовом отделе, отделе маркетинга, производственных подразделениях и отделе кадров, часто используют различные критерии оценки работы организации. Использование различных языков научно-производственной специализации разделяет сотрудников и препятствует согласованной работе. Язык совершенствования процесса производства ведет как раз к объединению сотрудников и сосредоточению внимания на удовлетворении запросов потребителя. Это объясняется тем, что методы совершенствования производственного процесса включают четко отработанный набор инструментов обучения. Сотрудники постоянно обучаются новым навыкам повышения качества продукции, а организация постоянно совершенствует производство. Сами методы повышения качества непрерывно развиваются. Время от времени критерии присуждения премий за качество пересматриваются и в них вносятся изменения в свете последних достижений в науке и практике. Более того, методы повышения качества отвечают специфике культурных ценностей той или иной страны.  [c.301]

Информатика проникла во все сферы деятельности человека. В ближайшие годы трудно будет себе представить рабочее место экономиста агропредприятия без персонального компьютера, и возможности этого универсального инструмента должны быть использованы специалистом в полной мере. Не случайно уже сейчас одним из требований при приеме экономиста на работу является умение работать на компьютере. Пока, правда, требуются знания только простейшие, в основном программного обеспечения "электронного офиса ", но с каждым годом планка требований поднимается все выше и выше, так как компьютер ныне - основной инструмент экономиста любой специализации финансиста, бухгалтера, плановика, аналитика, менеджера и т.д. Автоматизированные технологии позволяют специалистам эффективно использовать компьютер в управлении экономическими процессами. Современные информационные технологии дают  [c.7]

Экономист любой специализации, будь то менеджер, бухгалтер, плановик, финансист или аналитик, должен уметь определить возможность и целесообразность применения автоматизированной информационной технологии в своей профессиональной деятельности Для этого он должен уметь проводить упрощенное эскизное проектирование информационной технологии, автоматизирующей выполняемые им функции.  [c.342]

Для малых предприятий, где численность сотрудников бухгалтерии составляет 1-3 человека, наиболее целесообразным представляется применение ПО АИС-БУ, основанного на концепции универсальной модели учетных данных и построенного в виде единой программной системы. Этот вывод можно обосновать тем, что здесь обычно отсутствует значительная специализация сотрудников по участкам учета и ввод данных фактически ограничивается формированием расширенных проводок с минимальной аналитической информацией. Кроме того, использование набора специализированных модулей требует постоянного переключения между ними и нередко выполнения технологических процедур вспомогательного характера, связанных с обменом информацией. Такой по-  [c.291]

С другой стороны, при наличии явной специализации сотрудников бухгалтерии, ведущих различные участки учета, более адекватным представляется использование программных комплексов, включающих специализированные по функциям и данным модули, каждый из которых, вследствие их специфики, дает более технологичные решения по обслуживанию информационных потоков, возникающих на каждом участке. Кроме того, обычно в бухгалтериях более крупных предприятий выше потребность в разграничении прав пользователей по доступу к информации, которая бывает более выраженной и проще достигается при применении комплексов узкоспециализированных АРМ.  [c.292]

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.  [c.11]

Специализация и кооперирование основаны на общественном разделении труда как отдельных секторов и групп бухгалтерии, так и отдельных исполнителей и соисполнителей. В учетно-аналитическом процессе целесообразно соблюдать свойственный той или иной организации технологический принцип специализации и кооперирования. Это позволяет бухгалтерам глубже знать производственную деятельность организации и ее специфику.  [c.47]

В школе и на рабочем месте бытует мнение о потребности в специализации . Надо специализироваться, дабы зарабатывать больше денег, двигаться вверх по служебной лестнице. Вот почему люди, которые учатся на врача, начинают подбирать себе специальность ортопеда или педиатра. Другие выбирают себе специальности бухгалтеров, архитекторов, адвокатов, пилотов и т. д.  [c.46]

Для студентов экономико-математических специальностей и специализаций технических и экономических вузов и факультетов, бизнесменов, финансистов, менеджеров и бухгалтеров, а также для широкого круга читателей в качестве надежного самоучителя по основам математического моделирования в экономике.  [c.2]

Количество отделов, их структура и численность зависят от объема продаж, номенклатуры, сложности и масштаба выпускаемой продукции, уровня специализации, кооперирования, концентрации, комбинирования производства и других факторов. Минимальная численность управленческого аппарата предприятия — 4 человека первый руководитель, главный бухгалтер, технический директор и коммерческий директор. Максимальное количество отделов крупной компании может достигать 30 с общей численностью управленческого персонала до 500 человек (кроме персонала цехов).  [c.363]

Пока данные собирались и обрабатывались вручную, процессы их получения были совмещены в рамках системы управления с процессами их использования. Специализация здесь имела место лишь на уровне отдельных работников (учетчики, бухгалтеры, статистики) или внутренних подразделений (бухгалтерия, отдел научно-технической информации). Единственной специализированной информационной системой общегосударственного значения, которая сложилась в этот период, была у нас система государственной статистики. Надо отметить, что такая система (не отдельный орган), по существу, впервые была создана в нашей стране по предложению  [c.128]

Институт учета, анализа и аудита. Готовит бухгалтеров и аудиторов высшей квалификации по специальности Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности (специализации учет, контроль и анализ в кредитных учреждениях учет, контроль и анализ в промышленности).  [c.340]

На структуру бухгалтерского аппарата влияют также численность работников, объем учетно-отчетных и контрольных работ, их значимость и сложность. Наиболее проста структура бухгалтерии на небольших промышленных предприятиях. Здесь работы распределяют между исполнителями, как правило, без учета специализации по конкретным участкам. Все работники обычно подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.  [c.37]

Кругозор аудитора должен быть, естественно, шире, чем у бухгалтера. Прежде всего, хозяйственная фирма не может иметь отдельного специалиста по каждой конкретной отрасли экономики или какой-то области налогового права. При неизбежности специализации аудитор, в принципе, должен быть способным разобраться во всех смежных областях. Кроме того, характер работы требует от аудитора большой ответственности, в частности, в области досконального знания налогового законодательства. Конечные результаты работы аудиторов тесно связаны не только с технологией проведения аудиторских проверок, но и с ответной реакцией заказчиков, их готовностью исправлять ошибки и следовать советам специалистов.  [c.64]

И вместе с тем проблема управления единым материальным потоком выходит за рамки компетенции и возможностей заводских служб снабжения, поскольку, как сказано выше, ею занимаются и в силу углубления специализации труда будут заниматься многие подразделения потребность в ресурсах формируют своей деятельностью конструкторская, технологическая, производственная, инструментальная и другие службы закупку, хранение, и доставку материалов в цехи осуществляет служба снабжения запасы формируются и регулируются службами снабжения и производственной за стоимостью используемых материалов следят плановые и финансовые службы, а также бухгалтерия и т. д. Каждое из этих подразделений выполняет свою функцию в формировании материального потока и управлении им, в то же время не просматривая этот поток в целом, в его единстве, не определяя также соотношения его составляющих, которые обеспечивали бы наиболее эффективное использование всей совокупности материальных ресурсов. Между тем необходимо, чтобы материальное хозяйство, будучи важнейшей составной частью производства, развивалось равномерно и комплексно, с соблюдением присущих ему пропорций, без всякого рода перекосов .  [c.123]

Во многих вновь созданных Ф. с. централизованы оперативно-календарное и технико-экономич. планирование, материально-технич. снабжение, капитальное стр-во, фин. и сбытовые отделы, бухгалтерия, отделы труда и зарплаты, служба гл. механика, гл. энергетика и гл. конструктора. Степень централизации остальных служб зависит от отраслей пром-сти, к к-рой относится Ф. с. На многих филиалах фирм сохранены низовые структурные подразделения с нек-рыми сокращениями и специализацией. В ряде случаев для оперативной самостоятельности предприятий-филиалов в них сохранены самостоятельный техпромфинплан, законченная отчетность (баланс), расчетный счет, нек-рые функции материально-технич. снабжения и сбыта и т. д. В большинстве фирм проводится работа по организации единых мощных конструкторских и технологич. служб за счет централизации имевшихся при заводах конструкторских и технологич. бюро, практикуется передача Ф. с. особых и специализированных конструкторских бюро, н.-и. ин-тов, что позволяет разрабатывать более совершенные конструкции и технологич. схемы произ-ва. Во многих фирмах созданы централизованные отделы нормализации и стандартизации, к-рые разрабатывают стандарты, проводят работу по типизации и унификации изделий.  [c.314]

Функциональное разделение труда предполагает четкое определение функций каждого подразделения и исполнителя и обусловливает создание функциональных отделов, бюро, групп и отдельных рабочих мест. Чем сложнее труд, тем детальнее он должен быть разделен. Специализация подразделений возрастает по мере научно-технического прогресса. Вместе с тем специализация оказывает двоякое влияние на процесс управления с одной стороны, она способствует повышению производительности труда, а с другой — усложняет координацию, так как растет количество звеньев п управлении и административно-управленческий аппарат, и снижает оперативность. Для преодоления этого недостатка осуществляется централизация однородных работ независимо от того, на какой ступени они возникают. В результате создаются центральные бухгалтерии, машиносчетные станции, машинописные бюро, вычислительные центры и т. п.  [c.313]

Централизованные бухгалтерии могут иметь и другие названия отделов, т. е. включать в них функции различных участков учета. Это зависит от особенностей деятельности предприятия, установленного штата счетных работников. Однако названная организационная структура, в основе которой лежит функциональный признак, способствует лучшей специализации учетного персонала, типизации учетной документации, повышению квалификации работников. Функциональные отделы централизованной бухгалтерии призваны совершенствовать учет и документооборот на отдельных участках учетных работ, осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий, вести методологическую работу.  [c.222]

Кругозор аудитора должен быть, естественно, шире, чем у бухгалтера. Прежде всего, хозяйственная фирма не может иметь отдельного специалиста по каждой конкретной отрасли экономики или какой-то области налогового права. При неизбежности специализации аудитор, в принципе, должен быть способным разобраться во всех смежных областях. Кроме того, характер работы требует от аудитора большой ответственности, в частности, в области  [c.78]

Второе занятие можно начать с выяснения стилей управления руководителей различных уровней (высшее, среднее и низовое звено управления). Но можно, в зависимости от специализации обучаемых, рассмотреть более конкретный пример стили управления генерального директора, главного бухгалтера, главного инженера крупного завода, фабрики, фирмы. Необходимо обсудить вопрос о том, что, когда, кому и зачем может быть передано в качестве властных полномочий.  [c.83]

Обязанности и права главного бухгалтера. Обычно работа бухгалтера ассоциируется не со специализацией, а с должностью — как правило, с должностью главного бухгалтера. Обязанности и права главного бухгалтера регламентированы ФЗБУ. Согласно статье 7  [c.130]

Не претендуя на создание классификации, сгруппируем наиболее известные программные продукты, предлагаемые на российском рынке различными фирмами-разработчиками [7], [10]. Мини-бухгалтерия. К классу "мини-бухгалтерия" относились программы, предназначенные главным образом для бухгалтерий с малой численностью (1-3 человека), без явной специализации сотрудников по конкретным разделам учета. Эти программы ориентированы, как правило, на малый бизнес. Они реализуют функции ведения синтетического и стоимостного аналитического учета, позволяют вводить и обрабатывать бухгалтерские записи, оформлять небольшой набор первичных документов и формировать отчетность. На малых предприятиях основной объем работ приходится на финансовый учет, а на ведение управленческого учета затрачивается гораздо меньше времени. Это связано с упрощением алгоритмов решаемых задач по управленческому учет). Среди этой группы программ наибольшее распространение получили такие программные продукты, как "Финансы без проблем" ("Ха-керс-Дизайн", Мариуполь), "Мини-бухгалтерия" (фирма "1 ", Москва), "Бухгалтерия малого предприятия" (фирма "Фор", Москва) и др.  [c.360]

Мини-бухгалтерия. Системы этого класса предназначены, главным образом, для малых предприятий с бухгалтерией от одного до трех человек и без явной специализации сотрудников на конкретных участках учета. Иногда они используются и в бухгалтериях достаточно крупных организаций, как инструмент главного бухгалтера при ведении сводного учета, а также для учета операций по кассе, банку и учета взаиморасчетов. Некоторые программы данного типа активно используются аудиторами. Программы класса мини-бухгалтерия позволяют вести синтетический и несложный стоимостной аналитический учет вводить и обрабатывать проводки рассчитать и распечатать показатели главной кни-  [c.74]

Не обращайте большого внимания на дипломы и свидетельства. Сама по себе финансово-консультационная должность часто означает, что у данного человека имеется соответствующая лицензия, что он сдал огромное количество экзаменов или был участником множества конференций, подобных тем, которые постоянно проводятся, например, в Палм Спринг (штат Калифорния). Вместо того чтобы полагаться на его дипломы и свидетельства, спросите у этого специалиста, чем он занимался до того, как стать консультантом по финансовым вопросам. Большинство людей приходят в эту область деятельности из сферы торговли, но с каждым годом все больше консультантов имеет опыт работы бухгалтером, инженером, преподавателем или юристом, и, учтя их прошлую специализацию, вы сможете с выгодой воспользоваться его профессиональными знаниями.  [c.3]

Организация учетно-аналитического процесса предусматривает выбор наиболее эффективной структуры бухгалтерии и такой системы обработки информации, которая активно влияла бы на финансово-хозяйственную деятельность и базировалась на принципах специализации и кооперирования, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрывности и ритмичности. Структура бухгалтерии должна быть построена по предметно-функциональному принципу.  [c.47]

Исходя из формы организации учета в промышленности определяется в основном и структура бухгалтерского аппарата. Под структурой бухгалтерского аппарата понимается состав и сопод-чиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции. Иными словами, под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать подразделение его на составные части на основе принципов разделения труда, т. е. специализации функций отдельных частей или работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий.  [c.36]

Бухгалтерские фирмы С a ounting firms). Присяжные бухгалтеры, так же как врачи и юристы, оказывают услуги за вознаграждение. Они объединяются либо в крупные бухгалтерские фирмы, насчитывающие сотни совладельцев, которые сами должны быть присяжными бухгалтерами, и тысячи наемных служащих, либо предпочитают работу в малых фирмах, состоящих из одного-двух человек. Работа присяжных бухгалтеров интересна, многообразна и сложна. Большинство бухгалтерских фирм организуют специализированные подразделения со специализацией в нескольких основных сферах 1) аудирование 2) налогообложение 3) управленческое консультирование 4) услуги мелким фирмам.  [c.27]

Развитие АИС бухгалтерского учета не сводится к совершенствованию и расширению числа звеньев обработки информации от документа к отчету. Ведь в бухгалтерии имеется разделение труда. Было бы неправильно устанавливать на каждое рабочее место сверхсложную полнофункциональную программу. Это потребовало бы значительных затрат на повышение квалификации бухгалтера и техническое оснащение рабочего места. Поэтому многие АИС имеют подсистемы, которые ориентированы на отдельные рабочие места бухгалтеров в рамках их специализации внутри бухгалтерии. Это кассовые операции, расчет заработной платы, учет основных средств, расчетные операции, складские операции и т.д. Такие подсистемы можно назвать подсистемами аналитического учета, хотя фактически реализованные в них функциональные возможности нередко превышают требования аналитического учета.  [c.179]

economy-ru.info

«Специальности экономиста, бухгалтера и финансиста ждет серьезная трансформация»

Седа Насибян

декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, д.э.н., профессор

В чем заключаются преимущества программ РАНХиГС перед другими вузами? Что вы ставите во главу угла при подготовке специалистов в области финансов, экономики и управления?

Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) — это современная бизнес-школа полного цикла. Здесь, в рамках одной площадки, созданы все условия для непрерывного обучения: профильный бакалавриат по экономике, авторские программы магистратуры по менеджменту, экономике, финансам и кредиту, специализированные программы МВА, англоязычная программа ЕМВА, уникальная для России программа DBA Финансы.

В основе всех наших образовательных программ лежит принцип опережения потребностей профессионального сообщества. Для его реализации мы вступаем в стратегические альянсы с глобальными и региональными профессиональными ассоциациями, а содержание обучения контролирует Попечительский совет факультета, который состоит из признанных практикующих экспертов.

Каковы ваши стратегические цели и как они отражаются на жизни вуза?

Наша стратегия до 2020 года предполагает укрепление основных компетенций факультета: университетского образования, бизнес-школы, экспертно-консультационного и научно-исследовательского центра. Особое место в стратегии мы отводим гармонизации профессиональных и образовательных стандартов, а также разработке собственных образовательных стандартов и созданию методических советов по направлениям деятельности факультета. Мы готовы распространять лучшие образовательные практики, сформированные на факультете за последние 17 лет, по всей филиальной сети РАНХиГС. Для наших студентов, от Калининграда до Сахалина, это будет означать стабильно высокое качество обучения вне зависимости от региона. А преподавателям и методистам это гарантирует единство подхода к формированию и реализации образовательных программ и отдельных курсов.

В программе бакалавриата «Экономика» пять специализаций. Почему вы выбрали именно их, и насколько они отражают реальные потребности финансового и банковского сектора?

Для специализаций или профилей, которые реализуются в рамках нашего бакалавриата по экономике, эксперты факультета выбрали самые динамичные сферы, в которых сейчас ощущается нехватка квалифицированных профессионалов на стартовых позициях и, в то же время, есть возможности карьерного роста. Так, в рамках направления «Экономика» появились профили: «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Деньги, банки, финансовые рынки», «Фондовые рынки и технологии», «Международные финансовые организации в глобальной экономике».

Какие экономические специальности будут самыми востребованными в ближайшие годы? И есть ли направления, которые сейчас уходят на задний план?

Финансовая профессия сегодня действительно претерпевает существенные изменения под воздействием таких мощных сил, как глобализация, развитие информационных технологий и усиление конкуренции на рынке труда. Однако изменения профессии касаются не столько направлений или специализаций, сколько характера работы. Специальности экономиста, бухгалтера, финансиста не исчезнут, но произойдет серьезная трансформация их роли: из сотрудников, ответственных за простую реализацию бизнес-функции, они превратятся в консультантов бизнеса, которые будут вносить большой вклад в создание добавленной стоимости. Все больше будут востребованы так называемые гибридные специалисты, в одинаковой степени компетентные: например, в IT и финансах или в стратегии бизнеса и международных стандартах финансовой отчетности. Эти изменения уже происходят, и в ближайшее время мы станем свидетелями того, как будут нарастать темпы этого процесса. Именно к такому будущему профессии мы готовим студентов всех наших программ, именно поэтому все программы носят междисциплинарный характер.

Финансовая профессия сегодня претерпевает изменения под воздействием таких мощных сил, как глобализация, развитие IT и усиление конкуренции на рынке труда

И студенты бакалавриата, и студенты программ дополнительного образования активно изучают иностранные языки (у бакалавров это два иностранных языка, у MBA — 100 часов профессионального английского). Выпускники имеют достаточный уровень знания языка, чтобы общаться с зарубежными коллегами или работать за границей? Или «на выходе» им всё же потребуется дополнительное изучение языка?

Действительно, программа бакалавриата предусматривает больше 650 аудиторных часов английского языка, включая обязательное изучение деловой лексики. Студенты, которые подходят ответственно к изучению английского, по окончании курса достигают уровня Upper Intermediate или Advanced, в зависимости от исходного уровня подготовки. Такой мощный курс английского необходим для подготовки к международным профессиональным сертификациям: CIMA, ACCA, CFA, предусмотренным программой, — а также к обучению по программам двойного диплома или студенческого обмена за рубежом. Курс второго иностранного языка позволяет сформировать базовые навыки чтения профессиональной литературы и ведения деловой переписки, а также развить навыки устной речи.

В рамках программ магистратуры и МВА в курсе английского языка большее внимание уделяется деловой лексике, формированию навыков профессиональной коммуникации в международной среде. Ведь для студентов и слушателей этих программ также актуальны профессиональная сертификация и двойные дипломы. То есть, на факультете созданы все условия для изучения иностранных языков на уровне, необходимом для продолжения обучения или работы в международной среде.

Зачем нужна международная профессиональная сертификация?

Профессиональные сертификации заслуженно имеют хорошую репутацию и признаны деловым сообществом как максимально соответствующие его задачам. Для студента это объективное, независимое и авторитетное подтверждение его профессиональных компетенций, своеобразный пропуск в международное сообщество, с его обширным опытом и базой знаний, и, безусловно, огромное конкурентное преимущество на рынке труда. А для факультета это отличный инструмент контроля и измерения качества обучения, поскольку экзамены для подтверждения профессиональной квалификации проводят независимые международные ассоциации: CIMA, ACCA, CFA. Преподавателям же наличие такой сертификации дает стимул для совершенствования своего мастерства и инструмент формирования эффективной модели отношений со студентами и формирования мотивации, поскольку прохождение сертификации обе стороны рассматривают как совместный проект. Студенты воспринимают домашние задания, тесты и контрольные работы не как обязательную повинность для получения итоговой оценки, а как тренировку перед серьезным интеллектуальным испытанием.

Кроме того, если мы говорим о направлении «Финансы и аудит», то здесь речь идет о новой специальности, представителей которой на рынке практически нет, — а ведь они сейчас очень нужны. Мы, скорее, испытываем дефицит этих специалистов, чем можем свободно выбирать из множества кандидатур.

Где стажируются студенты-бакалавры, студенты-магистры и студенты программ MBA? Какая часть обучения посвящена формированию практических навыков?

Студенты проходят стажировку и производственную практику в организациях, с которыми мы заключили договоры. Зачастую занятия по отдельным дисциплинам проводятся на базе успешных компаний, с участием ведущих специалистов. Ознакомление с лучшими практиками, с участием лидеров, конечно, вдохновляет студентов, которые стремятся к успешной карьере. Доля практических занятий зависит от программы обучения. В рамках бакалавриата она составляет примерно 50%, в рамках магистерских программах — 60%, в рамках программ МВА и ЕМВА достигает 80%.

Кто преподает на ФФБ? Кого больше — теоретиков или практиков?

На факультете действуют пять специализированных кафедр под руководством широко известных в профессиональном сообществе экспертов: академика РАН, д.э.н. А.Г. Аганбегяна; д.э.н. профессора А.А. Хандруева; д.ю.н., профессора А.В. Турбанова; д.э.н., профессора К.Н. Корищенко; д.э.н., профессора Е.В. Чипуренко. У нас работают более 100 преподавателей. Соотношение теоретиков и практиков зависит от образовательной программы. К примеру, в рамках бакалавриата оно составляет 60/40, в рамках магистратуры — 50/50 , а в рамках программ МВА и ЕМВА 83% преподавателей являются действующими руководителями, консультантами, практиками со средним стажем работы 29 лет. Для проведения учебных курсов, которые готовят студентов к международным профессиональным квалификациям, привлекаются преподаватели, уже прошедшие этот путь и обладающие соответствующей квалификацией.

Где выпускники факультета находят работу? Полезна ли практика трудоустройства на последних курсах?

На работу выпускники устраиваются, прежде всего, в те организации, где они проходили производственную практику. Периодически, как по нашему приглашению, так и по инициативе работодателей, мы проводим дни карьеры. Вице—президенты банков и HR—менеджеры крупных компаний проводят мастер—классы, консультации по вопросам подготовки к конкурсному отбору. Перспективы трудоустройства растут благодаря тому, что ведущие международные профессиональные ассоциации признают наши программы обучения. Модернизация программ, которая проводится в партнерстве с известными ассоциациями, в соответствии с современными международными стандартами качества образования и актуальными требованиями со стороны работодателей, повышает конкурентоспособность выпускников и расширяет границы их трудоустройства. Это происходит и благодаря адресной поддержке студентов и выпускников аккредитованных программ.

Представим себе среднестатистического выпускника-бакалавра. По какому пути ему лучше идти, чтобы получить максимально эффективное образование? Нужен ли перерыв между бакалавриатом и магистратурой, и если да, то где лучше работать: в России или за рубежом? В какой момент лучше получать MBA-образование?

Вопрос непростой. Прежде всего, большую роль играет потенциал выпускников. 30-40% из них можно рекомендовать сразу идти в магистратуру, а остальным бывает полезно поработать пару лет. Магистратура ведь может быть разной: для взрослых с опытом работы, для выпускников бакалавриата, также с опытом работы, и для бакалавров без опыта работы. Что касается вопроса о том, где учиться: у нас или за рубежом, отвечу так: если интегрированные программы получили международное признание, можно и нужно учиться здесь. При этом настоятельно рекомендую всем проходить обучение за рубежом, в вузе—партнере: как минимум, в течение одного триместра. На МВА-программы лучше идти с опытом работы не менее пяти лет. Это мое личное мнение, которое сложилось по результатам анализа 12-летнего опыта переподготовки специалистов по программам МВА.

www.ucheba.ru

Чем отличается бухгалтер от экономиста

Работа с деньгами всегда приносит солидную прибыль, и профессии экономиста и бухгалтера, несмотря на относительную сложность, ценятся достаточно высоко. Для многих людей они являются синонимами, но это в корне неверно. Бухгалтер и экономист обладают различной компетенцией, и в их ведении находится широкий круг вопросов, во многом между собой пересекающихся. Понимание разницы между данными профессиями особенно важно для будущих студентов, которые выбирают свою дальнейшую судьбу.

Бухгалтер – это специалист, который занимается бухгалтерским учётом на предприятии, отслеживает движение денежных средств, отчитывается перед государственными органами, начисляет зарплату, заведует активами фирмы. К его компетенции относится уплата налогов, подготовка отчётности, отслеживание денежных потоков. Ключевой вопрос для бухгалтера – своевременное погашение дебиторской и кредиторской задолженности, от чего зависит финансовое благополучие организации.

Экономист – это специалист, осуществляющий планирование и управление хозяйственно-производственной деятельностью предприятия. К его обязанностям относится составление планов по повышению рентабельности и эффективности компании, рациональное использование ресурсов предприятия. Кроме того, именно экономист занимается планированием бюджета и контролем его исполнения.

Сравнение

Итак, бухгалтер – это стратег, который работает с оглядкой на законодательство и практику, старается оставить как можно больше денег на счету компании и как можно меньше перевести партнёрам и контрагентам. Экономист чувствует себя свободнее в принятии решений и не столь жёстко привязан к праву. Бухгалтерами называют только профильных специалистов, которые трудятся на предприятии. Для такой работы нужно профильное высшее образование, высокий уровень знаний.

Экономисты также могут быть учёными, теоретиками, а не только практиками. При этом многие из них нигде не учились либо получили лишь начальное образование: Генри Форд, Давид Рикардо, Майкл Делл. Если экономисты работают на предприятии, то это всегда штатные специалисты, обладающие доступом к большому количеству стратегически важной информации.

При этом бухгалтер всегда ходит «по лезвию бритвы», ведь неправильное ведение учёта сулит компании убытки, а нарушение налогового законодательства – административную и уголовную ответственность. Экономист строит расчёты на основе собственных умозаключений и теорий, если компания не уложилась в бюджет, а проведённые мероприятия не сказались на эффективности, то специалист может получить лишь дисциплинарное наказание. Стоит заметить, что разница между данными профессиями серьёзно зависит от конкретных условий труда и лучше познаётся на практике.

Выводы TheDifference.ru

  1. Понятие. Если бухгалтер обозначает именно профессию, то к экономистам относятся не только практики, но и теоретики.
  2. Компетенция. Ключевые функции бухгалтера вращаются вокруг учёта финансовых средств предприятия. Экономист занимается планированием финансово-хозяйственной деятельности, бюджетированием, а также иными вопросами.
  3. Устройство. Экономисты на предприятии могут быть только штатными, в то время как бухгалтеры привлекаются и в качестве аутсорсеров.
  4. Ответственность. За нарушение налогового законодательства, которое относится к ведению бухгалтера, предусмотрена ответственность. За неправильные расчёты экономиста могут привлечь лишь к дисциплинарной ответственности.

thedifference.ru

Моя профессия - экономист

Моя профессия - экономист

Введение

Актуальность работы. Экономисты востребованы везде, где требуется планировать и рассчитывать финансы, где нужно контролировать расход средств, анализировать результаты работы предприятия и определять рентабельность. Поэтому профессия экономиста всегда востребована во все времена.

Экономисты, если говорить кратко, это специалисты по эффективной экономической деятельности. Специальность «экономист» является смежной для таких профессий как бухгалтер, маркетолог, финансист, менеджер.

К списку вакансий для экономистов относятся финансовые менеджеры, например, в банках, риск-менеджеры, аналитики, финансисты… При этом профессия экономиста действительно высокооплачиваемая и спрос на этих специалистов есть всегда.

Какими знаниями и умениями должен обладать экономист? Как база, необходимо, конечно, высшее экономическое образование. Дальше - нужно обладать набором знаний, необходимых для конкретной должности (например, если вы претендуете на должность финансового аналитика - это один набор знаний, включающий методы экономического анализа и статистики, финансовый менеджмент и многое другое). Конечно, все это подразумевает, что экономисту присущи такие качества как аналитический склад ума, способность мыслить логически и математические способности. Кроме того, нужно быть организованным человеком, иметь склонность к скрупулезной работе, требующей концентрации внимания и усидчивости.

Целью данной работы является изучение профессии экономист.

Задачи работы:

. рассмотреть особенности возникновения и становления экономической профессии;

. описать права, обязанности и ответственность экономиста.

1. История возникновения профессии «экономист»

1.1 Особенности возникновения и становления экономической профессии

экономист профессиональный должностной

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги.

Словом «oiconomia» древние греки обозначали управление хозяйством (oicos - домохозяйство, дом и nomas - закон). Таким образом, этот термин можно употреблять для обозначения теории и практики наиболее эффективного ведения хозяйства.

Термин «экономика» употребляется и для обозначения отраслей научного знания - политическая экономия, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли и т.д. Большое число экономистов призваны изучать экономические процессы, происходящие в обществе, и разрабатывать пути и методы достижения целей, диктуемых современностью.

Компетенции, которыми должен обладать современный экономист, существенно отличаются от тех, которыми обладали экономисты прошлого. Если современный экономист неоклассического направления сравнит свои компетенции с теми, какими обладали его коллеги в прошлом, он будет крайне удивлен «схоластичностью», «литературностью» и отвлеченностью экономической теории прошлого, где больше внимания уделялось словесному описанию и логике экономического анализа, а не созданию эконометрических моделей и их эмпирической проверке. По классификации О. Конта экономическая наука XIX века еще не стала позитивной наукой, а лишь находилась на стадии метафизических конструкций, которые по большей части являются не квалифицируемыми.

Преодоление метафизичности экономической теории, подразумевало принятие стандартов и методов наиболее успешной точной науки - физики, а точнее классической механики. Ключевая метафора экономической теории - равновесие, несомненно, заимствована именно из физики, а не из биологии, которая, по мнению А. Маршалла, с именем которого обычно связывают переход от метафизики к позитивной теории в области экономических исследований, должна служить образцом для экономической теории будущего. Правда, сам А. Маршалл предпочел более простой канон физики [7, с. 3].

Выбор совершенный экономическим сообществом в конце XIX века оказался решающим для развития экономической науки вплоть до начала XXI века. Особенно важным оказался послевоенный период, когда формировались наиболее авторитетные школы экономической мысли, и происходила интенсивная институционализация экономического сообщества.

Профессионализация экономической науки начинается только в конце XIX века, до этого времени можно выделить лишь более или менее успешные попытки создания сообщества единомышленников, и если представителей системы меркантилизма лишь весьма условно можно было отнести к некой «школе» или «направлению», то уже физиократы под водительством Ф. Кенэ считали себя неким профессиональным сообществом, объединенным не только харизматичной личностью «учителя», но и рядом «догм», например, о естественной способности земли к порождению богатства в большем объеме, чем во всех других отраслях экономики. Не зря их самоназвание было «экономисты», в отличие от, например, А. Смита и Д. Юма, которые называли себя философами, хотя история оценила их иначе (прежде всего первого из них).

А. Смит отличался от своих предшественников, прежде всего тем, что уделял политическим рекомендациям гораздо меньше внимания, чем его учителя-физиократы, последние стремились к непосредственному влиянию на экономическую политику государства: введение единого налога, ограничение доли населения занятого непроизводительным трудом и т.д., не зря группу экономистов, объединявшихся вокруг личности Ф. Кенэ, называли «сектой», а самих себя считали посвященными, которые должны воплотить идеи учителя в жизнь. Хотя идеи физиократов во многом остаются актуальными и сегодня, все же, их анализ начинается не с того, как складывается спонтанный порядок, а с конструктивизма, что методологически крайне опасно, так как фактически, это не что иное, как создание утопии, без попытки осмыслить ту экономическую действительность, в которой пытаются насадить нечто претендующее на разумность.

Физиократы и меркантилисты уделяли теории гораздо меньше внимания, чем классики английской политической экономии. Последние понимали роль экономиста не в конструктивизме (общая черта первых школ политической экономии), а в исследовании спонтанного порядка, складывающегося непреднамеренно, без единого планирующего это процесс органа. Поэтому А. Смит и его последователи уделяли первостепенное внимание просвещению. Именно через просвещение, а не минуя его (как в случае с меркантилистами и физиократами), должно осуществляться постепенно усовершенствование экономического порядка. Представители английской политической экономии заложили краеугольный камень понимания особой роли экономиста в обществе, экономиста-просветителя.

В дальнейшем этим высоким статусом в обществе воспользовались различные представители социализма и интервентизма. Причем марксизм здесь не самый яркий представитель. Уже Дж.С. Милль в своих «Принципах политической экономии» встал на позицию рикардианской трудовой теории ценности, отрицающей роль субъективного фактора в процессе образования ценности. Не зря Л. фон Мизес говорил, что «по сравнению с Миллем все остальные социалистические авторы - даже Маркс, Энгельс и Лассаль - едва ли имеют какое-либо значение».

К 1870 году экономическая теория оказалась на распутье. Маржиналистская революция произошла одновременно в трех интеллектуальных центрах, породив австрийскую школу, лозаннскую школу и кембриджскую школу. Две последние в отличие от первой никогда последовательно не проводили принцип методологического индивидуализма. И если К. Менгер смог совместить атомистический анализ с эволюционной теорией институтов, то две последние школы - особенно после выхода в свет главной книги А. Маршалла «Основания экономической науки» в 1890 г. - смешали индивидуализм с коллективизмом и объективизмом, пытаясь сохранить рикардианство (случай А. Маршалла), а также математизировать (случай Л. Вальраса, В. Парето) то, что математизации не поддается - субъективная творческая деятельность человека, что убедительно показал в своем трактате по экономической теории Л. фон Мизес [8, с. 329-335; 6, с. 433-463]. Кроме этого позитивизм, выбранный в качестве основной методологии маршалианства, заложил фундамент конструктивизма в экономической теории, господствующего до сегодняшнего дня. Экономисты стали специалистами по TAXISу (по насажденному, искусственно созданному порядку), а NOMOS или KOSMOS (спонтанный порядок) оказался невостребованным сообществом экономистов. С того момента, как был осуществлен выбор сообществом экономистов в пользу технократизма и до сегодняшнего дня, мало что изменилось.

Австрийская школа политической экономии была единственной школой, где после маржиналистской революции и до сегодняшнего дня уделялось особенное внимание именно NOMOSу. Поэтому она осталась хранительницей идеалов просвещения. Л. фон Мизес по этому поводу говорил, что экономисты не могут себе позволить быть специалистами, оперирующими понятиями (в том числе математическими), о которых не имеет представления просвещенная часть общества, идеи экономистов должны быть достоянием не технократов, а гражданского общества [8, с. 823].

Но на сегодняшний день ситуация обстоит так, что сообщество экономистов-технократов является источником интеллектуального обоснования интервентизма, разрушающего спонтанный порядок (NOMOS).

Таким образом, экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения.

За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились. Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда. Экономисты работают по нескольким направлениям. Например, экономист по труду рассчитывает размер зарплаты для представителей каждой профессии - от бухгалтера до шахтера.

.2 Экономист как призвание и профессия

Стоит особенно выделить довольно распространенный взгляд на профессию экономиста, обстоятельно представленный в двухтомной «Панораме экономической масли» [7, с. 142-173] Гринэуэя. Там в частности говорится о том, с какими трудностями приходится сталкиваться экономисту в процессе попыток реализовать свои теории на практике, особенно на государственной службе: для того, чтобы убедить политика в верности своих идей, приходится идти на компромиссы с ним и нарушать идеал независимого и объективного в своих оценках технократа, так как спрос на технократа находится в прямой зависимости от его способности гарантировать, то, что невозможно гарантировать - достижение провозглашенной политиком цели. Выход - отдать на откуп политикам принципы и цели экономической политики, а самим заняться усовершенствованием моделей, до наступления лучших времен, когда в достаточной степени просвещенные политики придут за советом к высокообразованным экономистам-технократам и попросят посчитать экономический эффект от принятого ими решения. Или - второй вариант - заниматься интеллектуальным обоснованием того, что хочет политик, вне зависимости от того, будет ли это способствовать экономическому порядку или нет. Самостоятельная позиция профессионала по вопросам экономической политики несовместима с идеалом технократа, делающего то, что ему скажут.

Отрыв экономистов от экономической политики не с последнюю очередь связан с философией технократизма, господствующей в области естественных наук - специалист в области экономики не имеет (как ученый-экономист) права выносить оценочные суждения на основе своих профессиональных знаний о последствиях того или иного решения (он может это делать как гражданин), он лишь может указать на неизбежные последствия этого решения, тем самым экономист-технократ выносит себя за рамки экономической деятельности и как демон Лапласа должен выносить лишь объективные суждения о том, к чему приводят неправильные поступки политиков, недостаточно просвещенных в области экономической теории, либо обосновывает их решения авторитетом экономиста-профессионала. Но если экономист делегирует право устанавливать цели и ценности политику, он, тем самым, лишает себя способности влиять на те процессы, в которых он должен быть экспертом, и передает данное право некомпетентному политику. Отказываясь от вынесения ценностных суждений, экономист (как экономист) девальвирует ценность своей профессии, так как, если политик решит нанять его как технократа для осуществления морально неприемлемой функции, последний с полным правом может согласиться, так как его профессиональное призвание не в том, чтобы «наставлять на путь истинный», а в том, чтобы осуществлять дорогостоящие услуги политику. «Всеядность» экономистов в таком случае становится источником усиления власти некомпетентных и вся роль экономистов сводится к перераспределению за определенную плату дохода в пользу некомпетентных за счет государства.

Таковы последствия отчуждения экономического сообщества от самого предмета экономических исследований - неизбежное следствие довольно распространенного мировоззрения экономистов основанного на «гильотине Юма» [2, с. 190], в соответствии с которой, за экономические процессы отвечают люди некомпетентные в вопросах экономики - политики (с позволения самих экономистов), а экономисты удаляются от мира в башню из слоновой кости для того, чтобы заниматься созданием мозаичных моделей, не позволяющих объяснить наблюдаемые экономические процессы и сформировать видение экономической действительности. Налицо кризис понимания роли экономиста в обществе.

Вопрос, неразрывно связанный с ролью экономиста в обществе, - это вопрос о тех компетенциях, которыми должен обладать профессиональный экономист. Ответить на него сегодня призван так называемый компетентностный подход. Так как современные учебные заведения готовят выпускников не на конкретное рабочее место, а на конкретный рынок, то и набор качеств и характеристик должен соответствовать потребностям рынка: не должно быть чрезмерного внимания к объему знаний, которые не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, напротив, следует сокращать объем ненужных дисциплин и часов, а взамен их формировать у студентов базовые профессиональные компетенции, такие как способность учиться на практике, общение с клиентами и руководством, умение заполнять конкретные документы, проводить миниисследования рынка, готовить аналитические записки и т.д.

В учебных заведениях, ориентированных на академические стандарты, большое количество часов, выделенных на теоретические дисциплины, обосновываются необходимостью формирования у студентов аналитических компетенций, которые, хотя и не пригодятся им на практике, но позволят им в дальнейшем заниматься преподавательской или исследовательской деятельностью. В целом, если компетентностный подход не сводится к повторению банальностей о том, что необходимо развивать способности студентов, он противопоставляется так называемой гумбольтовской педагогике, в соответствии с которой важна мировоззренческая компонента в учебном процессе, обеспечивающая развитие личности студента, и как следствие, его рыночной стоимости, а не наоборот. Замена такого подхода на редуцированный, не может привести ни к чему иному, кроме как к потере адекватности получаемых студентом знаний. Отсутствие понимания природы экономических процессов и явлений, которым уделяется особенное внимание в гумбольтовской педагогике, приводит к вырождению профессии экономиста до роли апологета государственного интервентизма.

Следует признать, что движение в направлении компетентностного подхода будет лишь усугублять проблему неадекватности экономического знания. Чем больше студент ориентирован на получение компетенций, тем меньше внимание он уделает (и тем меньшее значение он придает) реалистичности и релевантности экономической теории как фундаменту своей профессии, рассматривая затраты труда и времени на изучение данной дисциплины, как вынужденное и с профессиональной точки зрения бессмысленное времяпровождение. Преодоление сложившейся тенденции видится нам во всем большем внимании к качественному анализу экономических процессов, априори уделяющему все внимание причинно-следственным связям и природе экономических процессов, тем самым, формируя у студентов целостное и релевантное их видение.

Огосударствление экономики и подавление предпринимательской активности получит интеллектуальную поддержку в профессиональной сообществе «экономистов».

Таким образом, проанализировав о сущности профессии экономиста, его в современной обществе, мы можем сформулировать основные черты экономиста, относящегося к своей профессии не только как к источнику благосостояния, но и как к призванию. Главная деятельность экономиста в том, чтобы просвещать относительного того, что лежит в основе экономических процессов, и что в наибольшей степени способствует спонтанному порядку человеческого сотрудничества.

2. Права и обязанности экономиста

.1 Должностные обязанности

Экономист:

Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции и освоение новых видов, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.

Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

Участвует:

В рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов.

В проведении работ по ресурсосбережению.

Во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета.

В совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления.

В совершенствовании плановой и учетной документации.

Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств.

Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов.

Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров.

Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, которая используется при обработке данных.

Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов. Пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

2.2 Права и ответственность экономиста

Экономист имеет право:

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю во всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет-то с разрешения руководителя).

Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Экономист несет ответственность за:

ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством России.

правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством России.

причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством России.

Заключение

Профессия экономиста является одной из наиболее популярных в настоящее время. Какие же должности можно отнести к профессии экономиста? Многие под этим термином понимают не только собственно профессию экономиста, но и многие другие профессии (финансист, бухгалтер, меркетолог, коммерсант, менеджер и т.д.), но все это разные специальности, речь о которых пойдет ниже. Финансист, бухгалтер, маркетолог и т.д. становятся главными людьми в организациях, компаниях, на производстве. От них зависит не только успешность организации, но часто и возможность ее дальнейшего существования. Поэтому не удивителен тот ажиотаж, который существует по отношению к этим специалистам. В результате, специальность стала пользоваться большим спросом у молодежи, а спрос (не мне вам объяснять, если уж вы заинтересовались этой статьей) порождает предложение. Каждый год открываются все новые и новые экономические ВУЗы, а некоторые высшие учебные заведения, иногда даже не имеющие к экономике никакого отношения открывают экономические факультеты. В общем, все кому не лень готовят специалистов-экономистов, многие из которых, получив такую востребованную на рынке труда профессию, не могут найти работу.

Таким образом, экономист - профессия современности. Хотя само слово «экономика» было придумано в Древней Греции и означало «домоводство», то есть экономическому анализу подвергалось ведение домашнего хозяйства. Первым экономистом считается Аристотель, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности.…

Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.

Работодатели предъявляют такие требования: профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владение программой 1С.

Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

·отсутствие математических способностей;

·отсутствие аналитических способностей;

·быстрая утомляемость;

·рассеянность, забывчивость;

·небрежность;

·импульсивность, вспыльчивость.

Специальность «Экономист» есть почти во всех ВУЗах; даже тех, которые к экономике имеют косвенное отношение. Выпускники финансовых факультетов также имеют шансы занять эту должность.

Библиографический список

1.Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. / научн. ред. В.С. Автономов. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

2.Дж.М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег, Избранное. - М: Эксмо, 2007.

.Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и процесса / Под ред.: Я.И. Кузьминов; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

.Коутс А.У. // Панорама экономической мысли конца XX столетия / под. Ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа, 2002.

.Маршал А. Основания экономической науки [предисловие Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина и др.] - М.: Эксмо, 2007.

.Моисеев С.Р. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2008.

.Самуэльсон П. О чем экономисты думают: Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта; пер. с англ. - М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2009.

.Шумпетер Й.А. История экономического анализа: в 3-х томах / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.

Теги: Моя профессия - экономист  Доклад  Экономическая теорияПросмотров: 9580Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Моя профессия - экономист

diplomba.ru

Чем отличается экономист от бухгалтера? | экономист и бухгалтер

Между экономистом и бухгалтером разница велика. Но все же профессию экономиста и бухгалтера часто путают, потому они, сопряженные с финансовыми подсчетами специальности, стоят рядом. Чем отличается экономист от бухгалтера и насколько сильна эта разница? Давайте разбираться.

Несмотря на то, что между экономистом и бухгалтером разница существенно велика, эти профессии похожи тем, что применимы в тех сферах, где нужно провести особые расчеты. Но чем отличается экономист от бухгалтера – так это всем остальным. И это несмотря на то, что профиль в обоих случаях экономический.

Чем же отличается экономист от бухгалтера?

Бухгалтер отличается от экономиста, выполняемыми служебными обязанностями. Важнейшая обязанность бухгалтера – вести бухгалтерский учет на предприятии. В круг обязанностей бухгалтера также входит:

  • Проведение движения финансового капитала предприятия;
  • Начисление заработную плату рабочим;
  • Оформление необходимых финансовых документов, договоров;
  • Проведение инвентаризации, своевременно оформление отчетов.

Бухгалтер должен своевременно погашать налоги, делать перечисления для погашения кредитов предприятия, что влияет на финансовую мощь предприятия.

Смотрите также:

Экономист отличается от бухгалтера и тем, что его компонентные вопросы - планирование и управление всей деятельностью предприятия. Обязанности экономиста следующие:

  • Составление планов для повышения эффективности работы предприятия;
  • Составление планов и распределение бюджета организации и проведение контроля за его исполнением.

Итак, на вопрос: чем отличается экономист от бухгалтера? можно дать следующий ответ.

  1. Бухгалтер, опираясь на законодательные акты, заботится о финансовом состоянии предприятия. Экономист не так привязан к законам, потому что он планирует деятельность.
  2. Бухгалтер – человек особого профиля, владеющий бухгалтерским делом. На больших предприятиях требуются специалисты с высшим образованием, так как расширяется круг деятельности бухгалтера.
  3. Экономист также специалист с образованием, но есть две разновидности данной профессии – теоретическая и практическая.
  4. За убытки, причиненные компании, бухгалтер может нести и административную и уголовную ответственность.
  5. Экономист, опираясь на расчеты, произведенные лично, в результате которых процесс оказался неэффективным, может понести взыскание.

Экономист и бухгалтер: разница по пунктам

Отличие между экономистом и бухгалтером заключается в пунктах, приведенных ниже:

  1. Проблема деятельности. Бухгалтер – представитель конкретной профессии, экономист может иметь разновидности деятельности.
  2. Проблема компетенций. Основные профессиональные обязанности бухгалтера – проведение учета финансов фирмы. Экономисту подвластно создание плана для функционирования организации.
  3. Проблема трудоустройства. Потребность в экономистах определяет компания самостоятельно, включая представителя данной отрасли в свой штат. Бухгалтер может работать в любом учреждении, в котором есть необходимость финансовых операций, а также приглашаться на выполнение определенных процессов.
  4. Проблема ответственности. Бухгалтер более серьезная профессия, так как, связана с финансовыми возможностями предприятия. За финансовые нарушения бухгалтер может привлекаться к ответственности. За нарушения или же неправильные подсчеты, экономист ограничиться только взысканием.

Между экономистом и бухгалтером разница есть и в сфере обязанностей.

  1. Бухгалтер заведует учетом документов. Экономист анализирует деятельность предприятия, ищет пути повышения эффективности работы. Но начало работы экономиста сопряжено с деятельностью бухгалтера: экономисту для расчетов нужны исходные цифры.
  2. В своей работе бухгалтер скован стандартными положениями бухгалтерского учета, а у экономиста имеется доступ к творчеству.
  3. Бухгалтер работает с реальными финансами, подсчитывает каждый рубль, отыскивает копейку, чтобы сошлись отчетные цифры. Экономист же занимается прогнозами и предположениями.
  4. Бухгалтеры есть везде, где существуют финансы. Чем отличается экономист от бухгалтера, так это тем, что экономические отделы существуют, в основном, на крупных предприятиях.
  5. Бухгалтер контролирует финансовые расходы организации, составляет отчеты по требованию, фиксирует денежный оборот фирмы. Экономист представляет свои задачи в большом масштабе: он разрабатывает экономические стратегии, разрабатывает финансовые планы.

Это далеко не все, чем отличается экономист от бухгалтера, но очевидно одно – отличия существенные и деятельность каждого специалиста направлена на решение своих задач.

 

medcollege5.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность