2.Национальные гимнастические движения на Европейском континенте. Гимнастические движение


Простые гимнастические движения для начинающих. Движения для похудения

Все мы хотим обрести стройную и подтянутую фигуру, но часто времени и возможности посещать фитнес-залы у нас, к сожалению,нет. В этом случае помочь могут физические упражнения для похудения в домашних условиях. Если ты хочешь добиться значительных результатов, упражнения необходимо выполнять не менее трех раз в неделю. При этом следует выбирать правильное время для занятий: днем с 11 и до 13 часов, а вечером с 17 и до 19 часов.

Приступать к нагрузкам следует не раньше чем через два часа после принятия пищи, и не занимайся перед самым сном, главное, чтобы за два часа до сна ты не нагружала организм. Еще очень важен позитивный настрой при выполнении упражнений: если ты будешь воспринимать это как обязанность, не приносящую удовольствия, то и результатов ты не добьешься. Прежде, чем приступить к самим упражнениям, необходимо разогреть мышцы, если ты этого не сделаешь, то рискуешь получить травму.

Итак, пять минут разминки ты можешь посвятить бегу или ходьбе на месте, затем приступай к наклонам в разные стороны. И в конце разминки разогрей руки: махи и вращения замечательно подойдут для этого.

Первое упражнение помогает скорректировать внутреннюю сторону бедер. Ноги разведи на ширину плеч, руки поставь на талию и начинай глубоко приседать. Старайся сохранять свою спину в прямом положении. Сделай двадцать приседаний, отдохни минуту и повтори еще раз двадцать приседаний. В последующие дни приседания можно увеличить до трех повторов. А еще через некоторое время можешь совершать приседания, держа в руках гантели.

Второе упражнение улучшает внешний вид бедер, подтягивая их. Руки поставь на талию, а одной ногой сделай один широкий шаг вперед, другая нога должна быть согнута в колене. Вернись в исходное положение и повтори то же самое, но другой ногой. Для начала сделай пятнадцать выпадов, постепенно нагрузку можно увеличивать до тридцати выпадов каждой ногой.

Третье упражнение направлено на устранения жировых отложений в области талии и нижней части живота. Упражнение выполняется лежа на спине, лучше разместиться рядом с диваном. Согни ноги в коленях, руками возьмись за диван и на выдохе начинай поднимать их как можно выше. Делая вдох, вернитесь в исходное положение.

Четвертое упражнение основано на использовании гимнастического обруча, ты можешь выбрать как массажный, так и утяжеленный обруч. Просто крути его не менее десяти минут, только стремись к тому, чтобы это было непрерывно, если обруч упал, подними его и начинай снова. Обруч хорошо помогает избавиться от целлюлита и похудеть бедрам и животу.

Многие женщины страдают от лишнего веса, но при этом не все могут позволить себе выделить время на поход в спортивный зал. В таком случае стоит обратить внимание на спортивные движения для похудения, которые можно использовать в повседневной жизни при выполнении работ по дому. Физическая активность играет важную роль, без которой избавиться от накопленного жира не удастся, а также она не дает новым поступающим калориям портить фигуру.

Движения для похудения

Огромное количество людей ведет малоактивный образ жизни, что и приводит к набору лишний килограммов. При этом многие даже и не подозревают, что тренироваться мо

hmlk.ru

7.2.Национальные гимнастические движения на Европейском континенте

Государственные деятели и европейские педагоги уже в конце XVIII века обратили внимание на значение трудов Песталоцци и филантропистов. Их достижения в области физической культуры были темой, символом и аргументом в речах и беседах. Так, в истории физической культуры началось развертывание буржуазно-национальных гимнастических движений, среди которых наибольшую силу имели: немецкая, шведская и Сокольская системы.

Создание основ немецкой гимнастики связано с именами Фридриха Людвига Яна (1778 - 1852), Эрнста Айзелена (1792 - 1846) и Адольфа Шписса (1810 - 1858). Идеологом явился Ф. Ян, который разработал систему гимнастических упражнений для повышения боевой выучки немецких солдат в борьбе с армией Наполеона. Позже, Э. Айзелен переработал комплекс войсковой гимнастики под требования школьного физического воспитания. Швейцарец А. Шписс в дополнение к усовершенствованному гимнастическому комплексу разработал упражнения с ручными снарядами, перестроениями, висами и опорами. Немецкая, или турнерская, система гимнастики включала в себя: общую разминку, бег, ходьбу, махи, упражнения с препятствиями, упражнения на вытягивание, махово-растягивающие упражнения, упражнения на кольцах; на карусели; висы; лазание; упражнения на равновесие. Исключала – плавание и борьбу. Занятия проводились на специальных открытых площадках – турнплацах, где стояли турники, брусья, гимнастические кони, перекладины и т.п. Первый турнплац был открыт под Берлином в 1811 г. и число одновременно занимавшихся на нем равнялось 500 человек. К сожалению, в немецкой гимнастике отсутствовали указания по дозировке, а так же врачебный и педагогический контроль. Начиная со второй половины XIX века гимнастика Яна – Айзелена - Шписса использовалась для подготовки молодежи к решению любых жизненных задач и приобрела статус системы физического воспитания, т.е. упорядоченной совокупности элементов физического воспитания рамках определенной общественной структуры.

Шведское направление в гимнастике было первым,которое учитывала жизнедеятельность организма. Ее основоположником являлся Пер Хенрик Линг (1776 - 1839). Концепция П. Линга основывается на том, что физическое воспитание должно строиться только на знаниях биологии и анатомии, упражнения должны применяться таким образом, чтобы максимально обеспечить функционирование организма. По замыслам П. Линга, следовало создать четыре вида гимнастики: педагогическую, военную, врачебную и эстетическую. В жизни же удалось реализовать только лечебную и эстетическую.

Продолжил дело отца Ялмар Линг (1799 - 1881). Он ввел в гимнастику вспомогательные средства – шведскую стенку, бревно, прыжковый трамплин, скамью и др. Для практического использования шведской системы в 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт для подготовки преподавателей шведской гимнастики, а также был спроектирован проект первого закрытого спортивного зала. Занятие шведской гимнастикой предусматривало сложную структуру воздействия на различные части тела и физиологические системы и содержало 12 - 18 частей. Классифицировались физические упражнения на группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Шведская гимнастика была обязательной как для мальчиков так и девочек. Она придерживалась физиологических принципов в физическом воспитании – разминка – основные занятия – расслабление - и продержалась до 1944 г., т. Е. до середины 20 века.

Обстоятельства возникновения чешской гимнастики, или национального гимнастического движения «Сокол» (1862) связаны с борьбой славянских народов империи Габсбургов за культурную автономию и национальную независимость. Ее основоположник, Мирослав Тырш (1832-1884) - преподаватель Пражского университета. Цель – сплочение и национальное воспитание молодежи через систему физического воспитания. "Сокольская" гимнастика включала 4 группы упражнений:

  • упражнения без снарядов (бег, ходьба, вольные упражнения, танцы, строевая подготовка)

  • упражнения на снарядах (немецкая гимнастика, шведская гимнастика)

  • подвижные игры и массовые гимнастические выступления

  • боевые упражнения (бокс, фехтование, борьба, упражнения с сопротивлением)

Благодаря гимнастическому движению "Сокол" в систему физического воспитания были внедрены: дозировка упражнений, техничность (красота) исполнения, специальная форма одежды для занятий и музыкальное сопровождение гимнастических выступлений. Среди славянских народов эта система подготовки была популярна, вплоть до 1920-1930 гг.

studfiles.net

Основная классификация и виды гимнастики

Гимнастика – это не какой-то определённый вид спорта, а, скорее, собирательное понятие. Выделяют множество её видов, и о каждом из них стоит рассказать более подробно.

Виды

Основная классификация видов гимнастики предполагает выделение трёх больших групп: оздоровительная гимнастика, спортивная, а также прикладная. О каждом отдельном виде стоит рассказать более подробно.

Оздоровительная

Основные виды оздоровительной гимнастики:

  • Основная (общая). Основная цель такой гимнастики – это развитие двигательной активности человека. Такое развитие может предполагать освоение каких-то новых навыков, повышение активности с целью освоения более сложных действий. Именно такой вид используется в большинстве общеобразовательных учреждений в качестве одной из дисциплин, входящих в программу. Основные выполняемые упражнения – это ходьба, бег, прыжки, преодоление препятствий, переноска грузов, ползание и так далее. Нередко используются дополнительные приспособления и снаряды, например, скакалки, кольца, перекладины, брусья, небольшие гантели и так далее. Основная гимнастика позволит подтянуть тело, повысить координацию и нормализовать работу организма.
  • Гигиеническая. Этот вид направлен на улучшение настроения и самочувствия человека, поддержание здоровья, профилактику заболеваний и повышение общего тонуса. То есть тренировка организма и повышение активности не являются основными целями. Как правило, выполняются самые простые упражнения без использования дополнительных приспособлений. Подобные занятия проводятся в санаторных или курортных учреждениях.
  • Атлетическая. Такую гимнастику часто называют силовой, так как она направлена на увеличение мышечной массы и придание мышцам рельефа, повышение выносливости организма и укрепление силы. Все упражнения выполняются с использованием гантель, гирь, спортивных снарядов. Обычно предполагается многократное повторение каких-то действий, так как именно такие тренировки позволяют прорабатывать мышцы. Данный вид рекомендован в большей мере молодым людям для улучшения и поддержания формы. Занятия требуют контроля врача, так как нагрузка интенсивная.
  • Ритмическая. Такая гимнастика чем-то похожа на гигиеническую и общую, но отличается от них тем, что все упражнения ритмичны и выполняются под музыку (именно она задаёт основной такт), а также включают элементы хореографии. К данному виду гимнастики можно отнести такие современные направления как шейпинг, аэробика, танцевальная гимнастика.

Спортивная

Основные виды спортивной гимнастики:

  • Художественная гимнастика считается женским видом, так как она предполагает определённую зрелищность и эстетичность. Упражнения чаще всего выполняются под музыку и включают в себя такие элементы как шпагаты, различные прыжки, перевороты и так далее. Некоторые движения заимствуются из хореографии. При выполнении могут использоваться дополнительные приспособления: мячи, обручи, ленты, скакалки, шарфы и так далее.
  • Спортивная акробатика включает очень сложные элементы, все упражнения требуют долгих тренировок, высокой координации движений и максимальной выдержки. Основные элементы: различные стойки, прыжки с переворотами в воздухе, перекаты, кувырки, сальто, «мостики», шпагаты и так далее. Упражнения могут выполняться вдвоём или втроём.
  • Лёгкая атлетика. Она объединяет и включает в себя такие дисциплины как бег, ходьба, пробеги, прыжки, метания, кроссы по пересечённой местности, многоборья и так далее. Упражнения довольно сложные, но не являются силовыми.
  • Тяжёлая атлетика предполагает выполнение упражнений с утяжелением и использование тяжёлых снарядов, таких как штанги, гири, гантели. В данный вид входят такие элементы как подъёмы штанги из различных положений и разными способами, удержание и перекидывания гирь и так далее. Хотя данный вид считается преимущественно мужским, тяжёлой атлетикой занимаются и женщины.

Прикладная

Прикладная гимнастика включает в себя следующие виды:

  • Лечебная гимнастика. Она направлена на устранение заболеваний или облегчение состояния больных. Лечебные упражнения могут назначаться при болезнях дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Занятия должны назначаться лечащим врачом и проводиться строго под его контролем, только в этом случае они будут эффективными.
  • Военно-прикладная гимнастика должна способствовать формированию, закреплению и совершенствованию навыков, свойственных военным действиям. Такой вид используется в армии.
  • Спортивно-прикладная. Данный вид направлен, прежде всего, на подготовку профессиональных спортсменов к соревнованиям, достижение наилучших результатов и на совершенствование их навыков.
  • Профессионально-прикладная гимнастика используется для освоения новых или совершенствования имеющихся навыков людей, чья профессиональная деятельность связана с определёнными физическими нагрузками и предполагает выполнение сложных действий. Данный вид позволяет повысить производительность труда и избежать производственных травм. Профессионально-прикладная гимнастика имеет несколько разновидностей, предназначенных для разных профессий, например, для космонавтов, лётчиков, пожарников, моряков.

brjunetka.ru

Национальные гимнастические движения

Развитие национальных гимнастических движений сопровождалось устре­млением отдельных наций к единству и созданию независимых государств. На­циональная буржуазия преследовала цели через создание гимнастических кружков и объединений формировать собственное гражданское мировоззре­ние, основанное на национальной независимости и единении разрозненных зе­мель и княжеств. Это относилось к итальянцам, немцам, чехам, словенцам, по­лякам, болгарам, хорватам и другим народам.

Наиболее передовые педагоги, врачи, государственные деятели видели в за­нятиях гимнастикой средство для улучшения физического развития молоде­жи, закалки организма. Однако в массовом порядке это было возможно лишь в хорошо организованных формах, прежде всего в учебных заведениях. Следу­ет сказать, что в то время термин «гимнастика» включал в себя не только соб­ственно гимнастические упражнения на снарядах и без снарядов, но и борьбу, прыжки, беговые упражнения, катание на лыжах, коньках, а также различные приемы нападения и защиты, т.е. самообороны.

Национальные гимнастические системы возникли прежде всего в странах континентальной Европы и Скандинавии, где вышеуказанные предпосылки носили наиболее выраженный характер. Широкое распространение гимнасти­ки в общегосударственном масштабе произошло в Дании, чему способствова­ли общественно-экономические и политические условия того периода. Идеи Великой французской революции вынудили правящие круги Дании провести реформу в системе образования. Уже в 1801 г. гимнастика вошла в программу обучения первой народной школы в стране. Занятия проводились по системе И. Г. Гутс-Мутса. Его книга «Гимнастика для юношества» еще в 1799 г. была пе­реведена на датский язык.

Особая роль в распространении гимнастики в Дании принадлежит Францу Нахтегаллу (в некоторых источниках - Нахтегаль, 1777-1847). Еще будучи студентом Копенгагенского университета, Нахтегалл в 1799 г. создает обще­ство поощрения физического воспитания, а в 1800 г. - школу по подготовке преподавателей гимнастики, где он работал профессором воинской гимнасти­ки. Нахтегалл был другом Гутс-Мутса и за основу своего преподавания брал его гимнастику. В 1807 г. по рекомендации Нахтегалла физическая подготовка была введена в кадетских корпусах, в 1809 г. - в средних и высших учебных за­ведениях, а в 1827 г. - во всех гражданских учебных заведениях. Ф. Нахтегалл придавал большое значение методической работе. В целях распространения гимнастики он написал учебник для народных и городских школ Дании (1831), а также книгу по истории и методике индивидуальной гимнастики. В этих тру­дах нет строго обоснованной собственной системы физического воспитания, здесь содержится лишь переработанная применительно к Дании методика фи­зического воспитания немецких филантропов, прежде всего И. Г. Гутс-Мутса.

Заслугой Ф. Нахтегалла является повсеместное внедрение физического воспитания в учебные планы различных учебных заведений. По его инициати­ве в Дании в 1821 г. было учреждено Управление по делам гимнастики для ко­ординации физического воспитания в масштабах всей страны. По примеру Дании гимнастика вводилась в учебных заведениях Швеции, а затем в 20-е годы XIX века в Швейцарии, Пруссии и Франции и несколько позже - в Ав­стро-Венгрии и Северной Италии.

 

В начале XIX в. возникла французская гимнастика, отчасти благодаря стрем­лению правящих кругов Франции возродить мощь своей армии. Создателем французской гимнастики считается Франциско Аморос (1770-1848), испанец по происхождению и офицер испанской армии. Аморос был организатором фи­зического воспитания в Испании. Занимая там ряд видных правительственных должностей, Аморос руководил физическим воспитанием наследника испан­ского престола. Он также организовал в Мадриде военно-гимнастическую школу и опубликовал ряд статей по гимнастике. После поражения Наполеона Аморос переселился во Францию (1814) и первоначально преподавал гимна­стику в Париже, а затем в 1819 г. организовал Нормальную гимнастическую гражданскую и военную школу и был назначен инспектором физической под­готовки всех военно-учебных заведений. Школа готовила руководителей фи­зической подготовки армии, пожарных команд и частных гражданских учеб­ных заведений. Каждый педагог физического воспитания должен был знать анатомию, физиологию, психологию, педагогику, музыку, пение и уметь поль­зоваться гимнастическими снарядами. Аморос обобщил десятилетний опыт работы педагогического коллектива школы и в 1830 г. выпустил «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию». Высший совет образования Франции рассмотрел книгу Амороса и рекомендовал ее для биб­лиотек всех школ страны. Современники и последователи «Руководства...» назвали изложенный в нем метод физической подготовки «естественно-при­кладной гимнастикой».

С учетом частных задач и средств физического воспитания естественно- прикладная гимнастика делилась на гражданскую, военную, лечебную и сцени­ческую (артистическую). Все наиболее ценные физические упражнения были разбиты на 15 групп. Из каждой группы педагог выбирал те упражнения, кото­рые наиболее соответствовали данному коллективу. Для изучения индивиду­альных особенностей занимающихся был введен физиологический листок. Спортивные же достижения учащихся отмечались в специальном журнале. Повышению заинтересованности способствовал соревновательный метод освоения физических упражнений. Широко применялось коллективное пение патриотических песен. Считалось, что пение способствует развитию органов дыхания, а также обеспечивает однообразный ритм выполнения массовых упражнений.

В «Руководстве...» говорилось, что «гимнастика является наукой познания движений человека, отношения их к чувствам, уму и нравственности. Цель за­нятий гимнастикой - улучшение здоровья, продление жизни, улучшение че­ловеческой породы, увеличение силы и богатства отдельных людей и всего об­щества».

После участия гимнастов Амороса в Июльской революции 1830 г. прави­тельство Франции закрыло нормальную школу и освободило Амороса от обя­занностей инспектора военно-учебных заведений. Тогда Аморос на свои сред­ства организовал в Париже открытый для всех зал гимнастики, но разорился, подорвал здоровье и прекратил работу.

Система физического воспитания Амороса носила в большей степени воен- но-прикладной характер. Она имела большое практическое значение для под­готовки солдат и офицеров. Лучшими гимнастическими упражнениями явля­ются, считал Аморос, те, которые развивают навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. К ним относились ходьба и бег по местности с препятствиями и без препятствий, различные прыжки (в том числе с помощью ружья или палки, с оружием и без него), упражнения на «равновесие», лазания и перелезания, переноска груза или раненого, плавание и ныряние (в одежде и с оружием), борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка.

В конце XVIII - начале XIX в. Франция оказывала разностороннее влияние на развитие Германии как в социально-политической, так и культурно-образо­вательной сферах. Под влиянием идей французской революции 1789 г. в гер­манских государствах распустили цеховые сообщества, отменили феодальные повинности, провели ряд реформ государственного аппарата, подготовив таким образом путь капиталистическому развитию.

В то же время после разгрома прусской армии (1806) Наполеоном и оккупа­ции немецких земель французскими войсками немецкая буржуазия начала го­товиться к борьбе против французов. Ускоренными темпами (в течение двух месяцев) проходили мобилизация и обучение солдат. Однако этого времени для подготовки армии было недостаточно, поэтому военные круги обратили внимание на студентов университетов, учащихся гимназий и школ. Все свобод­ное время молодежи должно было заполняться физическими упражнениями, чтобы за короткое время подготовить молодежь к защите Отечества.

Идеологом объединения немецких государств вокруг Пруссии выступил известный философ Иоганн Готлиб Фихте. С кафедры Берлинского универси­тета в 1807-1808 гг. он в своих «Речах к немецкой нации» призывал немецкий народ к моральному возрождению, объединению в борьбе против французских оккупантов. Главным средством для достижения этой цели был план всеобще­го национального воспитания. Оно, по мнению Фихте, должно объединять волю, интеллект, характер и тело воспитанников. В процессе воспитания Фихте требовал полной изоляции детей от взрослых, утверждая, что «отцом каждого ребенка является государство» и что оно обязано организовать воспи­тательные колонии, которые, по замыслу философа, являлись бы общинами, существующими за счет труда воспитанников.

План национального воспитания Фихте предусматривал максимальную физическую подготовку путем гимнастических и военных упражнений. Педа­гогические взгляды Фихте отвечали потребностям прусского государства того времени, хотя с современных позиций их можно охарактеризовать как шови­нистические и антидемократические.

Среди слушателей профессора Фихте был и молодой учитель Фридрих Лю­двиг Ян (1778-1852), создатель немецкой гимнастики. Он преподавал историю и филологию в берлинской школе доктора Пламанна. В этой школе большое внимание уделялось физическому воспитанию. С 1808 г. занятия в ней вел Карл Фридрих Фризен - глава кружка восторженных почитателей физиче­ской культуры. В школе Пламанна занятия по физическому воспитанию про­водились по «рыцарской программе», т.е. включали фехтование, верховую езду и вольтижировку. Кроме этого, преподавалась и гимнастика по системе швей­царского педагога Песталоцци, с использованием элементов гимнастики Гутс- Мутса.

В 1808 г. Фризен основал в Берлине публичное фехтовальное общест­во. Позже к ним присоединилось общество пловцов. Занятия фехтовани­ем больше напоминали военные учения. Они проводились каждую неделю в помещениях университета, позже - в специально арендованных фехтоваль­ных залах. Каждую первую неделю месяца устраивались поединки всех членов общества. Не участвующие в поединках наказывались денежными штрафами.

Большое значение в обучении фехтованию отводилось вольтижировке. Од­нако эти формы физических упражнений были слишком сложными для нович­ков и юношей младшего возраста. Поэтому для таких учеников Фризен с кол­легами использовал гимнастику Гутс-Мутса для юношества.

Непосредственное участие в организации занятий принимал и Фридрих Ян, с большим энтузиазмом отнесшийся к организации гимнастических трениро­вок. Он весной 1810 г. на собственные средства оборудовал игровую площадку за крепостными стенами Берлина, установил на ней гимнастические снаряды Гутс-Мутса, самостоятельно руководил проведением тренировок. Обычно они проходили по средам и субботам, в свободное от школьных занятий время. В тренировках принимали участие учащиеся гимназий и городских школ, а также все желающие из рядов городской молодежи. Разрешалось присутство­вать и зрителям, с целью вовлечения в занятия все новых поклонников. Число участников постоянно росло, в 1811 г. их было 300, а год спустя - уже 500 че­ловек. Зимой тренировки продолжались в закрытых помещениях. Фризен и его соратники не только занимались известными в то время физи­ческими упражнениями, но и экспериментальным путем отбирали из них наи­более полезные, изобретали новые и определяли последовательность и методи­ку их освоения. В этом кружке были заложены основы немецкой снарядовой гимнастики (турнкунст) и созданы конструкции основных снарядов. В 1811 г. кружок был реорганизован в турнферейн - массовую самодеятельную гимна­стическую организацию. Позже такие организации возникли и в других горо­дах. Гимнасты из турнферейнов одними из первых откликнулись на призыв ко­роля Пруссии встать в ряды добровольцев на борьбу с Наполеоном. Прусская армия приняла участие в битве союзников (Россия, Австрия) с Францией в ок­тябре 1813 г. под Лейпцигом. Французские войска были повержены. В 1814 г. во время празднования годовщины победы над Наполеоном по инициативе Яна состоялись массовые показательные выступления гимнастов. Он рекомен­довал устраивать такие празднества три раза в год как дни «освобождения, воз­рождения и спасения немецкого народа». По замыслу Яна, это должны были быть великие торжества с соревнованиями по гимнастике на призы. Победите­ ли местных соревнований должны были участвовать в более крупных состяза­ниях, а самые лучшие - в общенародных соревнованиях в столице страны.

В 20-е годы XIX в. в среде немецкого студенчества организуются боевые от­ряды - буршеншафты, провозглашавшие великодержавные планы и исповедо­вавшие националистические идеи. Главным занятием членов буршеншафтов были упражнения в фехтовании и гимнастика. Они также принимали активное участие в публичных гимнастических выступлениях. Постепенно буршеншаф­ты заняли ведущую роль в гимнастическом немецком движении. Однако их планы и деятельность не соответствовали устремлениям прусского правитель­ства. Поэтому организации буршеншафтов, а вместе с ними и гимнастов (тур- неров) были запрещены в 1820 г. Ведущие представители гимнастического движения, в том числе и Ян, были арестованы и обвинены в подготовке антиго­сударственного заговора. Период запрета на гимнастику длился до 1842 г. В армии и подчиненных государству военных академиях, институтах и учили­щах физическое воспитание вернулось к рыцарским традициям. Однако гим­настическое движение, запрещенное в Пруссии, процветало в южных и запад­ных немецких городах.

В 1842 г. прусский король Фридрих Вильгельм IV отменил запрет на прове­дение гимнастических выступлений в Пруссии. Когда в 1848 г. в Германии уси­лилось движение за объединение страны и начались революционные события, гимнастические организации приняли в них активное участие, за что после пора­жения буржуазно-демократической ре­волюции в 1848-1849 гг. были вновь за­прещены.

Упражнения на коне. Иллюстрация к книге Э. Айзелена «Гимнастические упражнения» (1845 г.)

Из средств физического воспитания турнеры культивировали главным об­разом упражнения на снарядах и со сна­рядами, а также бег, прыжки, метание, борьбу, плавание и особенно военизиро­ванные игры на местности. Предпочте­ние отдавалось наибольшему количеству раз безостановочного повторения упраж­нений. Ф. Ян с восхищением вспоминал о турнерах, делавших подряд до 132 обо­ротов на перекладине на подколенках.

Позднее швейцарец Адольф Шписс (1810-1858) развил гимнастику Ф. Яна применительно к школе. Он разработал различные упражнения с ручными сна­рядами, висами, опорами. Ему помогал Эрнст Айзелен (1792-1846), разработав­ший методику и подготовивший нагляд­ные таблицы обучения гимнастическим упражнениям. Позднее он изложил это

в книге «Гимнастические упражнения» (1845), пользовавшейся большой из­вестностью. После этих новаций немецкая гимнастика стала больше известна как «система Яна - Айзелена - Шписса» и получила широкое распространение в школах, спортивных кружках, обществах и воинских подразделениях. В целом их система составляла ряд последовательных двигательных действий: общую разминку, бег, махи, упражнения с препятствиями, упражнения на вы­тягивание, махово-растягивающие упражнения, упражнения на кольцах, на ка­русели, висы, лазанье и упражнения на равновесие.

 

Большой популярностью в Европе в этот период также пользовалась швед­ская гимнастика. Создателем ее считается известный шведский поэт, драма­тург и общественный деятель Пер Хенрик Линг (1776-1839), который в начале XIX в. учился в университете в Копенгагене. Здесь он познакомился с трудами Гутс-Мутса о гимнастике для молодежи и практической гимнасти­кой Нахтегалла. В фехтовальной школе, которую возглавляли французские учителя, П. Линг получил теоретические и практические знания по французс­кому фехтованию. По возвращении в Швецию он стал мастером фехтования в университете в Лунде (с 1808 г.). Здесь он посещает курс анатомии и физио­логии, изучает китайскую лечебную гимнастику.

Позже, в 1813 г., Линга привлекают к работе в военной академии в Карлсбер- ге, он возглавил Королевский центральный институт гимнастики в Стокгольме.

Знания в анатомии и физиологии позволили Лингу разработать свою систе­му гимнастики, суть которой заключалась в том, что рационально организован­ные и повторяющиеся упражнения должны укреплять отдельные части тела и весь организм. Линг стремился исключить из своих упражнений случайные и бесполезные движения, заложив этим основы рациональных гимнастических упражнений. Он выделил 4 вида гимнастики: педагогическую (она же гигиени­ческая), цель которой - способствовать нормальному физическому развитию детей и подростков; военную, где «человек старается посредством внешнего предмета, т.е. оружия, или посредством силы собственного тела подчинить своей воле чужую волюмедицинскую, или врачебную, для исправления физи­ческих недостатков, не поддающихся воздействию педагогической гимнасти­ки; эстетическую (для женщин), основанную на народных танцах. Однако на практике П. Линг в большей мере занимался военной гимнастикой, другие же ее виды считал лишь подготовительными или дополняющими последнюю.

В 1834 г. Пер Линг опубликовал книгу «Общие основания гимнастики», в которой определил «законы действия человеческого организма». Он реко­мендовал основываться исключительно на знаниях анатомии и биологии и развивать те группы мышц, которые обеспечивают правильную, красивую осанку и помогают деятельности внутренних органов, делают возможными пропорциональное развитие тела, формирование правильной выправки, пре­дупреждение или ликвидацию вредных последствий трудовых процессов или болезни.

После смерти Линга разработкой педагогической гимнастики занимался его сын Ялмар Линг (1799-1881) и его ученики - преподаватели Брантинг, Хар- телиус, Тёрнгрен, Балк, Нортандер и др. Были созданы новые оригинальные гимнастические снаряды, позволяющие правильно приложить усилия, прио­брести целесообразные навыки и развить мускулатуру. Гимнастические снаря­ды - бум, стенка, скамейка, лестницы, прыжковый трамплин - могли быть из­готовлены в любой школе своими сред­ствами. Я. Линг и его сотрудники стреми­лись включить физические занятия в школьную систему обучения. Ими раз­работан первый учебный план урока, рас­считанный на поточность (непре­рывность) упражнений, переключение работы с одной группы мышц на другие, что уменьшает утомление. Я. Линг разра­ботал схему типового спортивного зала для занятий гимнастическими упражне­ниями, что явилось стандартом для стро­ительства физкультурных залов и пло­щадок в Швеции и других странах.

Шведская гимнастика была одной из лучших для своего времени. Она отве­чала и эстетическим потребностям эпохи: прямой осанке, крепкому телосложе­нию и уверенным движениям. К числу недостатков этой системы можно отне­сти преобладание статических усилий, ограниченность амплитудных движений, отсутствие предельных напряжений, а также очень малое количе­ство упражнений для развития выносливости, смелости и некоторых других физических и волевых качеств. Выполнение упражнений по сложной схеме урока связывало инициативу учителя и учащихся.

Во второй половине XIX в. шведская гимнастика получила повсеместное распространение в скандинавских странах, а также и в других государствах, где было введено физвоспитание. Она органически дополняла немецкую гимна­стику и давала поддающиеся педагогическому контролю результаты. В практи­ке школьного физического воспитания шведская и немецкая системы гимна­стики постепенно слились.

Шведы чтут память создателя нацио­нальной системы гимнастики Пер Хен- рика Линга и раз в 4 года проводят меж­дународные лингиады, на которые съезжаются почитатели шведской гим­настики.

Момент фехтовального боя. Начало XVIII в.
Гимнастические упражнения

Особое место среди национальных гимнастических систем занимает со- кольская гимнастика. Она возникла в недрах движения «Сокол», созданного в Праге в 1862 г. Мирославом Тыршем (1832-1884). Идейной основой создания общества «Сокол» была борьба славян­ских народов, прежде всего чехов, за культурную автономию, а в перспекти­ве - за национальную независимость от Австро-Венгерской империи. Мирослав Тырш был доктором философии, писателем и критиком, доцентом эстетики, профессором изобразительного искусства в Пражском университете.

Сокольская гимнастика создавалась как альтернатива распространившейся среди немецких жителей Праги и Судетов немецкой гимнастики Ф. Яна. Чеш­ские патриотически настроенные силы видели в распространении немецкой гимнастики разновидность ассимиляции чешского населения в Габсбургской империи.

Гимнастика Тырша была задумана как средство массовой физической под­готовки чешского народа. С 1871 г. он издавал журнал «Сокол», на страницах которого в этом же году была опубликована статья «Наши задачи, направление и цель», излагавшая сущность сокольской гимнастики. В этом программном за­явлении говорилось, что сокольское движение является средством физическо­го и нравственного воспитания чешского народа и призвано укрепить его силу, мужество, благородство и боеготовность.

Программа была пронизана панславянскими идеями, пропагандировала национальное самоопределение малых народов, призывала их к внутренней сплоченности и единству. Этим должны были заниматься сокольские органи­зации. Они создавали свои библиотеки, кружки самодеятельности, добро­вольные пожарные команды. Однако стержнем сокольского движения были гимнастические общества.

Занимающиеся сокольской гимнастикой имели единые гимнастические ко­стюмы, состоящие из соколки и рейтузов. Занятия сопровождались музыкой.

Сокольская гимнастика классифицировалась по 4 отделам. К первому от­носились упражнения без снарядов, подразделявшиеся на классы (класс «А» - простые вольные движения на месте и с места; класс «Б» - ходьба, мер­ный бег, бег, порядковые и строевые упражнения, хороводы, танцы). Вто­рой отдел состоял из снарядовых упражнений и также подразделялся на клас­сы (класс «А» - упражнения на снарядах: прыжки в длину, высоту, с шестом в глубину, упражнения на козле, столе, коне, перекладине, брусьях, кольцах, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, ходулях, шаре, коньках, велосипеде, упражнения в равновесии; класс «Б» - упражнения со снарядами: 1) в поднимании - с палками, гантелями, тяжестями; 2) в мета­нии - копья, диска, молота, куба, ядра, мяча; 3) с различными отягощениями - флажками, пиками, цепами, киями, палицами, молотами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном; 4) с булавами; 5) с прыгалками (скака­лками). К третьему отделу относились групповые упражнения: пирамиды, разности, подвижные игры. Четвертый отдел состоял из боевых упражнений: фехтования (эспадроном, саблей, рапирой, короткой палкой, батоном, шты­ком), борьбы, бокса, упражнений в сопротивлении.

Занятия проводились по следующей схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные, упражнения со снарядами и боевые, затем на снарядах в под­группах (со сменой снарядов), затем общие упражнения (например, пирами­ды) и в конце опять строевые упражнения.

При выработке теоретических основ своей гимнастики М. Тырш обращался к древнегреческому наследию. В 1868 г. он опубликовал книгу «Год олимпий­ский». Обращение к Олимпийским играм древности привело Тырша к мысли об организации подобных физкультурных праздников для всех славянских на­родов. Он предпринимал усилия организовать в июле 1868 г. в Праге съезд всех славянских сокольских обществ, существовавших тогда на территории Австро- Венгерской империи. Однако власти отказали ему. Лишь спустя 14 лет Тыршу удалось осуществить свою мечту. Весной 1882 г. в Праге были организованы физкультурные празднества, в которых приняли участие чешские, польские, словенские и хорватские сокольские общества. Тырш охарактеризовал это со­бытие как «великое торжество патриотических сил». В сокольских изданиях того времени это мероприятие назвали олимпиадой. Официально же эти гим­настические выступления вошли в историю как общесокольские слеты. В по­следующем такие слеты проводились периодически. В них принимали участие до 15-20 тыс. гимнастов.

Благодаря своей привлекательности сокольская гимнастика распространи­лась и в других славянских государствах - Словении, Хорватии, Польше, Рос­сии, практически вытеснив старую немецкую гимнастику.

 

 

 

Выводы

Во второй период новой истории, когда капитализм перерастает в свою последнюю стадию — империа­лизм, происходит обострение проти­воречий во всех сферах жизни об­щества.

Противоречие между трудом и ка­питалом, между трудящимися и экс­плуататорами приводит к возникно­вению самостоятельного, в противо­вес буржуазному, спортивного рабо­чего движения. Противоречие между метрополиями и колониями сопро­вождается появлением новых форм спортивно-гимнастического движе­ния, связанных с национально-осво­бодительным движением.

Обострение противоречий между крупнейшими капиталистическими странами, их борьба за рынки сбы­та, за передел мира приводят к вой­нам, милитаризации. Как следствие этого — создание специальных систем физического воспитания, направлен­ных на отвлечение молодежи от ре­волюционного движения, на ее военно-физическую подготовку и воспи­тание в духе буржуазной морали. Возросший интерес людей к спорту используется буржуазией в целях на­живы, в ущерб здоровью и нормаль­ному физическому развитию. Несомненно, большое влияние на развитие буржуазного спортивно- гимнастического движения оказали лей­тенант французской армии Жорж Эбер и продолжатель шведской гимнастики Датчанин Н. Бук.

 

Список используемой литературы

1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: Радуга, 1982

2. История физической культуры и спорта: Учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1983

3. Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1989

4. История физической культуры народов СССР. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - Т. I.

5. Харабуга Г. Д. История физической культуры: Методические указания для студентов заочного обучения ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1977

6. Хавин Б. Н. Все об Олимпийских играх: Справочник. - М.: Физкультура и спорт, 1979

7. "История физической культуры и спорта. " Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. Издательство: ФиС .История физической культуры и спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры 2001

 

Дата добавления: 2015-07-17; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.019 сек.)

mybiblioteka.su

Спортивная гимнастика | Федерации спортивной гимнастики России

Терминология спортивной гимнастики

Как и в других сферах деятельности, в гимнастике есть своя терминология. Гимнастическая терминология в основном относительного характера. Однако некоторые термины требуют пояснения.

Хват — способ держания спортивного снаряда в процессе выполнения упражнения.Вис — положение тела, при котором линия плечевого пояса проходит ниже точки хвата.Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.Мах вперед — маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.Мах назад — то же, но в сторону спины.Подъем — перемещение тела из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.Оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.Перелет — перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.Подлет — выполнение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.Сальто — вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

За последние годы появилось много элементов, которые не описываются по правилам гимнастической терминологии, а для краткости называются именами их первых исполнителей на крупных соревнованиях. Таких элементов на всех шести видах мужского шестиборья и четырех — женского, более пятидесяти. Вот наиболее употребительные: «Азарян», «Делчев», «Диомидов», «Хейли», «Хонма», «Юрченко», «Кенмоцу», «Ковач», «Люкин», «Мадьяр», «Шишова», «Штальдер», «Ткачев», «Цукакара», …

Упражнения на видах

Вольные упражнения гимнасты выполняют на специальном амортизирующем настиле, покрытом шерстяным или синтетическим ковром. Содержат сочетания различных передвижений, танцевальных элементов, кругов руками и ногами, перемахов, статических положений, сальто и переворотов, объединенных в законченную, отвечающую определенным требовапниям, комбинацию. Продолжительность вольных упражнений для мужчин 50-70 секунд, для женщин 70-90 секунд. Женщины исполняют упражнения под музыку (фонограмму без пения).

Опорные прыжки выполняются с разбега через специальное устройство, высота которого для женщин 120 см, для мужчин — 135 см. Длина специальной дорожки для разбега — 25 м. Толчок осуществляется о специальный амортизирующий мостик высотой 20 см двумя ногами, а о коня — двумя, а для мужчин, одной рукой. Прыжки могут быть прямые (толчок и приземление осуществляются в одном направлении), переворотные, содержать повороты и сальто до и после толчка руками, а также рондантные (наскок на мостик с помощью рондата).

Упражнения на коне содержат различные перемахи и круги одной или двумя ногами, перемещения в упоре поперек или продольно с опорой о коня, на одну руку и коня, на одну или обе ручки, исполняемые только махом и слитно.

Упражнения на кольцах содержат различные подъемы, обороты, выкруты, выполняемые махом и силой, статические положения — стойки на руках, горизонтальные висы и упоры, кресты.

Упражнения на параллельных брусьях содержат различные подъемы, повороты, переходы, перемахи, круги одной и двумя ногами, сальто над и под жердями, большие обороты, а также в ограниченном объеме статичные положения — стойки на руках, горизонтальные упоры.

Упражнения на перекладине содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, повороты, перемахи, подлеты и перелеты, выполняемые только махом.

Упражнения на разновысоких брусьях содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, подлеты, перелеты через верхнюю жердь и с одной жерди на другую, выполняемые только махом.

Упражнения на бревне содержат различные передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы, а также в ограниченном объеме статические положения и позы.

Упражнения на всех видах должны заканчиваться эффектным соскоком, соответствующим трудности всего упражнения.

Порядок проведения соревнований по спортивной гимнастике

На соревнованиях гимнасты и гимнастки проделывают только произвольные упражнения (до 1960 года они соревновались в выполнении и обязательных упражнений, теперь отмененных, составляемых мужским и женским комитетами Международной федерации гимнастики (ФИЖ) для всех участников, и произвольных, составляемых каждым участником для себя).

В процессе крупнейших соревнований — Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов, — длящихся несколько дней, проходят как бы четыре соревнования:№1 (CI) — предварительные (квалификационные) соревнования по многоборью (выполняются упражнения на всех видах) для всех участников. По их результатам определяются участники последующих соревнований.№2 (CII) — финальные соревнования по многоборью. В них участвуют 12-36 гимнастов и гимнасток, но не более, чем 3-х от страны, показавших лучшие результаты в многоборье в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются абсолютные чемпионы (чемпионы в многоборье).№3 (CIII) — финальные соревнования по отдельным видам. В них участвуют 8 спортсменов, но не более двух от страны, показавших лучшие результаты на каждом снаряде. По их результатам определяются чемпионы на каждом виде.№4 (CIV) — финальные соревнования командного первенства по многоборью. В них участвуют 6-8 команд, показавших лучшие результаты в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются победители командного первенства, а места других команд (с 7-ого и далее) определяются по результатам соревнований №1.

В соревнованиях меньшего масштаба можно ограничиться проведением только соревнований №1, по итогам которых можно определить результаты всех видов первенства. Это оговаривается регламентом конкретных соревнований.

Для участия в соревнованиях на помост одновременно выходят шесть мужских и четыре женских команды — по одной на каждый вид многоборья. Участникам предоставляется время на разминку по 30-40 сек. на каждого, после чего, по гонгу, участники вызываются для выполнения упражнений. После окончания соревнований на виде производится переход на следующий вид. Порядок видов у мужчин — вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина, а у женщин — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения. Если в команде 8 участников, то время для разминки предоставляется сначала первой четверке, а после того, как она отсоревнуется — второй.

Оценка выступления гимнастов

Оценка выступления гимнастов на соревнованиях (судейство) отличается большей сложностью в сравнении со многими другими видами спорта. Недаром говорят: «Чтобы судить гимнастику, надо ее знать, понимать и чувствовать». На это, как правило, способен судья, который сам имеет большой опыт спортивных выступлений, тренерской работы и собственно судейства.

В гимнастике по 10-ти бальной системе оцениваются содержание упражнения — трудность и композиция (построение) — и его исполнение. Для оценки трудности все известные, наиболее часто исполняемые элементы и их соединения, в специальной таблице «Правил соревнований» (разрабатываются мужским и женским техническими комитетами Международной федерации гимнастики) распределены по группам А, В, С, D и Е (Е — самые сложные). «Формула сложности» — количество элементов каждой трудности в упражнении — должно быть: у мужчин — 1D+2С+2В+4А, а у женщин — 1D+2С+2В+1А. При соблюдении «Формулы» упражнения мужчин оцениваются в 8,6, а у женщин — в 9,0 балла. За отсутствие в упражнении элемента группы D оценка уменьшается у мужчин на 0,6, а у женщин на 0,8 балла, группы С — соответственно на 0,4 и на 0,6, группы В — на 0,2 и на 0,4, группы А — на 0,4 и 0,2 балла.

Оценка трудности упражнения и у мужчин и у женщин может быть увеличена до 10 баллов, если в упражнении дополнительно к «Формуле» содержатся элементы группы D, Е, а у мужчин еще и супер Е. При этом за каждый элемент группы D добавляется 0,1, группы Е — 0,2 и группы супер Е — 0,3 балла. Однако оценка трудности (исходная оценка) не может превышать 10 баллов.

За каждую ошибку композиции (отсутствие специфичных для данного вида требований к построению упражнения) оценка уменьшается на 0,1-0,2 балла.

За каждую ошибку исполнения (отклонение от техники, нарушение осанки) оценка снижается на 0,1 балла за мелкую (незначительную), на 0,2 — за среднюю (значительную) и на 0,4 — за грубую ошибку, а при падении со снаряда — на 0,5 балла.

Оценивают выступления гимнастов две бригады судей на всех видах, кроме прыжков. Бригада А, состоящая из двух судей, оценивает трудность и композицию, определяя путем согласования исходную оценку, бригада Б, в которой могут быть 2-6 судей, качество исполнения. Каждый судья бригады Б самостоятельно определяет количество ошибок и их степень и определяет сбавки за них. Поскольку мнение судей бригады Б субъективно и может быть (и бывает, как правило) разным, для определения окончательного размера сбавок за исполнение наименьшая и наибольшая сбавки, если судей больше двух, отбрасываются, а из оставшихся определяется среднеарифметическая сбавка, вычитая которую из исходной оценки трудности, и получают окончательную. Таким образом субъективная оценка каждого судьи объективизируется в оценке бригады.

Опорные прыжки судит одна бригада, оценивающая только качество исполнения, так как трудность каждого прыжка определена таблицей Правил соревнований.

sportgymrus.ru

Спортивная гимнастика: описание, дисциплины, правила

Спортивная гимнастика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.

Международная федерация гимнастики (англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта.

История возникновения и развития спортивной гимнастики

Гимнастика появилась в Древней Греции в 8 веке до нашей эры и представляла собой комплекс физических упражнений направленных на всестороннее развитие. Гимнастические упражнения служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх.

Когда появилась спортивная гимнастика?

В VIII веке до нашей эры.

После падения Римской империи гимнастика была забыта, но с утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма, общественная мысль взяла вектор на всестороннее развитие личности, особое внимание при этом уделялось физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону – гимнастику.

В конце XVIII — начале XIX веков в Германии появилось течение филантропистов. В созданных ими школах, важное место заняла гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян. Параллельно с немецкой были созданы системы гимнастики во Франции, Швеции и Чехии.

Гимнастику официально признали видом спорта в 1896 г. после того, как включили её в программу первых современных Олимпийских игр. Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. впервые были проведены соревнования женщин.

Где появилась спортивная гимнастика?

В Древней Греции.

Правила спортивной гимнастики (кратко)

Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток.

Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:

Упражнения на брусьях. Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.

Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев — разновысокие.

Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.

Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?

Акробатика – это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых  и силовых  элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных  и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.

Как называются снаряды в спортивной гимнастике?

Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.

Правила судейства в спортивной гимнастике

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Двое из судей оценивают сложность упражнений, а другие шесть оценивают технику. Судьи, оценивающие сложность программы и судьи, наблюдающие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Для быстрой фиксации технических элементов судьи используют более 1000 специальных письменных знаков.

Во время командных соревнований или при розыгрыше абсолютного первенства оценки суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

Соревнования по спортивной гимнастике

  • Олимпийские игры – самый престижный чемпионат по спортивной гимнастике.
  • Чемпионат мира по спортивной гимнастике – ежегодный международный чемпионат, который проводится с 1903 года.
  • Чемпионаты Европы по спортивной гимнастике — крупнейшие соревнования между представителями европейских стран по спортивной гимнастике.

Чем отличается спортивная гимнастика от художественной?

Спортивная гимнастика — включает соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках, а художественная гимнастика — вид спорта, который подразумевает выполнение различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) под музыку.

2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Спортивная гимнастика".

Другие виды спорта

ru.sport-wiki.org

2.Национальные гимнастические движения на Европейском континенте

Государственные деятели и европейские педагоги уже в конце XVIII века обратили внимание на значение трудов Песталоцци и филантропистов. Достигнутое ими в области физической культуры было темой, символом и аргументом в речах и беседах. Так, в истории физической культуры началось развертывание буржуазно-национальных гимнастических движений, среди которых наибольшую силу имели: немецкая, шведская и Сокольская системы.

Создание основ немецкой гимнастики связано с именами Фридриха Людвига Яна (1778-1852), Эрнста Айзелена (1792-1846) и Адольфа Шписса (1810-1858). Идеологом явился Ф. Ян, который разработал систему гимнастических упражнений для повышения боевой выучки немецких солдат в борьбе с армией Наполеона. Позже, Э. Айзелен переработал комплекс войсковой гимнастики под требования школьного физического воспитания. Швейцарец А. Шписс в дополнение к усовершенствованному гимнастическому комплексу разработал упражнения с ручными снарядами, перестроениями, висами и опорами. Немецкая, или турнерская, система гимнастики включала в себя: общую разминку, бег, ходьбу, махи, упражнения с препятствиями, упражнения на вытягивание, махово-растягивающие упражнения, упражнения на кольцах; на карусели; висы; лазание; упражнения на равновесие. Исключала – плавание и борьбу. Занятия проводились на специальных открытых площадках – турнплацах, где стояли турники, брусья, гимнастический конь, перекладины и т.п. Первый турнплац был открыт под Берлином в 1811 г. и число одновременно занимавшихся на нем равнялось 500 человек. К сожалению, в немецкой гимнастике отсутствовали указания по дозировке, врачебный и педагогический контроль. Начиная со второй половины XIX века гимнастика Яна-Айзелена-Шписса использовалась для подготовки молодежи к решению любых жизненных задач и приобрела статус системы физического воспитания, т.е. упорядоченной совокупности элементов физического воспитания рамках определенной общественной структуры.

Шведское направление в гимнастике было первым, учитывающим жизнедеятельность организма. Ее основоположник Пер Хенрик Линг (1776-1839). Концепция П. Линга основывается на том, что физическое воспитание должно строиться только на знаниях биологии и анатомии, упражнения должны применяться таким образом, чтобы максимально обеспечить функционирование организма. По замыслам П. Линга, следовало создавать 4 вида гимнастики: педагогическую, военную, врачебную и эстетическую. В жизнь удалось реализовать только лечебную и эстетическую.

Продолжил дело отца Ялмар Линг (1799-1881). Он ввел в гимнастику вспомогательные средства – шведскую стенку, бревно, прыжковый трамплин, скамью и др. Для практического использования шведской системы в 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт для подготовки преподавателей шведской гимнастики, а также спроектирован проект первого закрытого спортивного зала. Занятие шведской гимнастикой предусматривало сложную структуру воздействия на различные части тела и физиологические системы и содержало 12-18 частей. Классификация физических упражнений на группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы. Шведская гимнастика была обязательной для мальчиков и девочек. Она придерживалась физиологических принципов в физическом воспитании – разминка – основные занятия – расслабление и продержалась до 1944 г., середины 20 века.

Обстоятельства возникновения чешской гимнастики или национального гимнастического движения «Сокол» (1862) связаны с борьбой славянских народов империи Габсбургов за культурную автономию и национальную независимость. Ее основоположник Мирослав Тырш (1832-1884) преподаватель Пражского университета. Цель – сплочение и национальное воспитание молодежи через систему физического воспитания. "Сокольская" гимнастика включала 4 группы упражнений:

  • упражнения без снарядов (бег, ходьба, вольные упражнения, танцы, строевая подготовка)

  • упражнения на снарядах (немецкая гимнастика, шведская гимнастика)

  • подвижные игры и массовые гимнастические выступления

  • боевые упражнения (бокс, фехтование, борьба, упражнения с сопротивлением)

Благодаря гимнастическому движению "Сокол" в систему физического воспитания были внедрены: дозировка упражнений, техничность (красота) исполнения, специальная форма одежды для занятий и музыкальное сопровождение гимнастических выступлений. Среди славянских народов эта система подготовки была популярна, вплоть до 1920-1930 гг.

studfiles.net


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность