НОВОСТИ |
Презентация по обществознанию на тему "Глобальные экологические проблемы". Глобальные проблемы экологии обществознаниеГлобальные экологические проблемы и пути их решения.Глобальные экономические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую. Что такое экология? Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Экология О разрушительном воздействии техногенного типа развития на состояние окружающей среды давно говорят во многих странах. В 1992 году вице-президент США Альберт Гор в своей книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» подчеркнул, что необходимо изменение «тех черт нашей экономической философии, которые ущербны, поскольку они узаконивают и даже поощряют разрушение окружающей среды». На рубеже XX-XXI веков экология стала проникать во все сферы человеческой деятельности: науку, образование, право. Экологические факторы начали лимитировать экономическое развитие развитых стран. Было обозначено практическое значение природного капитала, включающее три основные функции: ресурсную, регулирующую, эстетико-культурную. Разными странами разрабатывались концепции «зеленой экономики» направленной на минимальное изъятие и максимальное сохранение природных ресурсов. При этом в рамках понятий секулярного общества предлагались встречные меры – регулирование численности населения, расширение этических горизонтов и пр. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения; - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экологическая угроза ныне столь велика, что может быть поставлена в один ряд с опасностью ядерной войны. Многие ученые убеждены, что часы экологической катастрофы уже запущены и начали отсчитывать свое время. К экологическому кризису относится: дефицит основных природных ресурсов, возможные природные и геологический катаклизмы, опасные последствия загрязнения природной среды для здоровья человека и живых организмов планеты, новые более разрушительные формы экономических и социально-экологических конфликтов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. В настоящее время угрозу жизни людей несет среда обитания, созданная самим человеком. Постоянно возрастает общий фон электромагнитного излучения от тысяч радио- и телевещательных станций, промышленных и оборонных объектов. В городах, где сосредоточено большинство населения мира, человек постоянно подвергается гораздо большему информационному воздействию, чем когда-либо в прошлом. О неблагоприятных последствиях изменения существовавших столетиями условий жизни свидетельствует рост нервно-психических, раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, несмотря на впечатляющие успехи медицины. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Большой ущерб среде обитания людей наносят техногенные катастрофы, связанные с производственной деятельностью человека. Наиболее известные из них – взрыв химического комбината в Бхопале, катастрофы АЭС: в США и в СССР. Решение глобальных проблем Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде всего следует перейти от потребительско подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Решение глобальных проблем Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую. Решение глобальных проблем Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Решение глобальных проблем Серьезная обеспокоенность состоянием природной среды и перспективами развития цивилизации прозвучала еще на Стокгольмской конференции ООН 1972 года, которая создала специальную структуру - Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Были сформированы Всемирная комиссия ООН по окружающей среде, Центр срочной экологической помощи Объединенных Наций и другие всемирные экологические организации, проделавшие за 20 лет серьезную работу в области охраны природной среды. Решение глобальных проблем В 2005 г. вступил в силу договор, подписанный в городе Киото (Япония) – Киотский протокол. Он определяет для каждого государства предельно допустимые нормы выброса углекислого газа в атмосферу. Страны, превышающие их, обязаны выплачивать компенсации другим участникам договора. Это должно создать дополнительный стимул для внедрения экологически безопасных технологий. Однако к протоколу не присоединились такие крупные державы, как США, Китай. Индия, Австралия, которые несут ответственность за половину урона окружающей среде. Решение глобальных проблем Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды — «зеленые» («Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства. Решение глобальных проблем Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Презентация по обществознанию на тему "Глобальные экологические проблемы"Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда:Тема: «Глобальные экологические проблемы» Подготовила: Кожевникова Екатерина Викторовна преподаватель истории и обществознания ГБОУ РХ СПО «У(Т)ОР г. Абакан» 2 слайд Описание слайда:Глобальные проблемы - проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. Глобальные вопросы требуют и глобальных ответов – широкого международного сотрудничества для их решения. 3 слайд Описание слайда:На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы. Это подтверждается следующими фактами: * сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства; *систематически увеличивается площадь пустынь; * большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты; *эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Экологическая проблема - проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды 5 слайд Описание слайда:Главные направления ухудшения качества окружающей среды: Уничтожение лесов – ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет уничтожение двух главных мировых массивов тропических лесов - Амазонии и Юго - Восточной Азии. 6 слайд Описание слайда:2. Процесс опустынивания – он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около 6 млн. га земель (очень часто этот процесс связан с неправильным сельскохозяйственным использованием земельных ресурсов ) 3. Водоресурсная проблема – это не только количественная нехватка воды, но и дефицит чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее загрязненных рек и озер мира – Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др. 8 слайд Описание слайда:Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. Например, загрязнение двуокисью серы и окислами азота породило такое явление, как кислотные дожди, отравляющие почву и водоемы, губящие леса. Только а США и Западной Европе кислотными дождями уничтожено более 30 млн. га лесов. 9 слайд Описание слайда:Повышенное содержание двуокиси углерода создает угрозу парникового эффекта – заметного потепления климата, таяния льдов, повышения уровня Мирового океана. 10 слайд4.Разрушение озонового слоя – так называемая «озоновая дыра» - это слой, отличающийся повышенным содержанием озона, защищает от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца. Причина разрушения озонового слоя - резко возрастающее производство и использование фреонов в холодильных установках, аэрозолей и т.д. 11 слайд Описание слайда:К экологическим проблемам современности можно отнести – ухудшающиеся условия жизни людей в крупных городах, загрязнение мирового океана и др. 12 слайд Описание слайда:Разрушение природы носит не только необратимый, но еще и неконтролируемый характер. Это потребовало решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования в использовании природных ресурсов. В современном мире действуют различные организации, занимающиеся решением данных проблем. 13 слайд Описание слайда:«Римский клуб» «РИМСКИЙ КЛУБ» — международная неправительственная организация, основанная итальянским экономистом и философом А. Печчеи и его сторонниками в 1968 г. с целью «углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции». Включает около ста ученых, общественных деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран, преимущественно развитых капиталистических государств. Основные направления деятельности: *обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, *содействие формированию мирового общественного мнения в отношении этих проблем, *диалог с руководителями государств по поводу возможных путей предотвращения антропологической, психологической и культурной катастроф, вероятность которых в XXI в. неуклонно возрастает. 15 слайд Описание слайда:Прогнозы развития человечества до 2100 г., предложенные «Римским клубом», основаны на системном анализе и кибернетических методах. Деятельность Римского клуба в мире оценивается неоднозначно, тем не менее его теоретические доктрины (концепция «нового гуманизма» и пр.) оказали определенное влияние на общественное мнение и развитие научных исследований во многих странах мира. 16 слайд Описание слайда:4. Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологические проблемы «не признают» государственных границ. Поэтому могут быть решены только при широком международном сотрудничестве. Например, ООН приняла международный документ- «Всемирную стратегию охраны природы», в которой отражены основные принципы охраны окружающей среды. 17 слайд Описание слайда:Бороться с глобальными экологическими проблемами можно только совместными усилиями разных стран. В современном мире разрабатываются специальные меры по охране окружающей среды, к ним относятся: - создание безотходных технологий, очистных сооружений, - упорядочение использования пестицидов, - прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., - создание охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих видов животных и растений - составление мировой и национальных Красных книг. 18 слайд Описание слайда:Разработанные мировым сообществом экологические программы предусматривают целый ряд мер: от защиты заболоченных земель и пустынь до снижения уровня загрязнения воздуха и воды, совершенствование использования источников энергии и использование новых сельскохозяйственных технологий, более эффективную утилизацию токсических химических веществ и радиоактивных отходов, а также борьбу против болезней и голода. 19 слайд Описание слайда:В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы (МСОП). Союз проводит огромную практическую и просветительскую издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО. Его представительства есть и в России, в частности в Москве. 20 слайд Описание слайда:Широкую известность получила независимая международная общественная организация «Гринпис» (англ. — «Зеленый мир»). Основанная в 1971 году активистами из Канады и США, она имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Киеве). «Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира морей и др. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам. 21 слайд Описание слайда:Другая крупная международная организация — Всемирный фонд дикой природы. И МСОП и Фонд вкладывают средства прежде всего в проекты, направленные на защиту животных, находящихся под угрозой исчезновения, таких, например, как снежный барс, уссурийский тигр и др. Заботятся они и о расширении сети заповедников в мире и о многом другом. Фонд охраны дикой природы награждает тех, чья деятельность способствует восстановлению окружающей среды. Среди его лауреатов есть и наш соотечественник — доктор географических наук Н.Н. Дроздов. 22 слайд Описание слайда:В России действует Всероссийское общество охраны природы (ВООП), имеющее юношескую секцию. Людям, которым не безразлична судьба животных, окружающей среды, могут принять участие в работе этих организаций. 23 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание! Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс Выберите учебник: Все учебники Выберите тему: Все темы также Вы можете выбрать тип материала: Общая информация Номер материала: ДA-019024 Похожие материалы Оставьте свой комментарийinfourok.ru
works.tarefer.ru Глобальные экологические проблемы человечестваРад приветствовать вас, дорогие читатели! Сегодня я хочу затронуть тему, волнующую лично меня и, к сожалению, не волнующую основную массу людей. Я говорю о глобальных проблемах человечества и планеты Земля в целом, которые вызвал человек своей деятельностью. Однако пока отступим от этого. Друзья, от всей души поздравляю вас с Днем Победы! Именно за нас с вами, за наше будущее и будущее наших детей сражались наши предки и принесли нам эту победу в Великой Отечественной войне! И именно на наших руках лежит ответственность сделать это будущее светлым и перспективным для всех нас! Желаю нам всем мира и процветания, пусть никакие амбиции и алчность других людей не заставят нас, простой народ, идти войной на кого бы то ни было. Кто умеет читать между строк, тот поймет меня. Дай Бог нам развития и осуществления наших целей! Ну что ж, это было праздничное отступление. Признаюсь, я вдохновился парадом победы, который показывают по телевизору Ну что ж, я вас настроил на позитивную атмосферу, и теперь хочу порассуждать с вами о вещах, менее приятных, но не менее важных для всех нас и человечества в целом. Как известно, человек — это высокоразвитый биологический вид. Его высокий интеллект вследствие эволюции позволил ему приспособиться к любым условиям окружающей среды и защититься от практически любой угрозы со стороны внешнего мира, благодаря чему его популяция расширилась на всю нашу планету. Однако, по мере развития человека (а это развитие происходит в геометрической прогрессии) мы наблюдаем деградацию других видов организмов, а также постепенное умирание планеты в целом. К сожалению, очень часто человек забывает о том, что в погоне за добычей текущих благ, он уничтожает среду, в которой находится, что потом ему же (а если точнее: его потомкам) выйдет это боком. Давайте рассмотрим, какие проблемы наиболее актуальны в данный момент, какая именно деятельность человека эти проблемы создает, и каковы последствия она может принести.
Одна из самых актуальных глобальных экологических проблем человечества. Нетрудно догадаться, что львиную долю этой проблемы создают предприятия тяжелой промышленности. Любая фабрика или завод, для деятельности который требуется сжигать большое количество топлива, выбрасывает остатки этого топлива в атмосферу. После, им помогают транспортные средства, которые так же сжигают бензин. И всем этим «коктейлем» из выхлопов дышим мы с вами. Чем это вредно и к чему может привести? О, тут много пунктов, но вот основные: а) банальное загрязнение легких — все эти остатки сожженного топлива представляют собой тяжелые вещества, оседающие в легких, что может привести к тяжелым заболеваниям последних; хочется отметить, что и сам человек не редко помогает этим веществам, «подсыпая» в легкие сажу от табачного дыма; б) возникновение раковых опухолей — даже сейчас трудно определить причины появления рака у человека, однако многие доктора утверждают, что львиная доля заболеваний раком кроется в радиации, которая находится в воздухе; думаю, нетрудно догадаться, откуда она там берется; в) мутации — самое страшное, на мой взгляд, к чему может привести воздействие грязного воздуха на организм человека, ведь в таком случае меняется ДНК человека, что может привести к нежелательным отклонениям в организме не только самого человека, а и всех его потомков; согласитесь, никому не хочется обрекать своих детей на неполноценную жизнь уже начиная с самого их рождения. Можно еще много говорить о последствиях влияния грязного воздуха на организм человека. Если я пропустил что-то важное — добавьте это в комментариях. Идем далее.
Я думаю, многие слышали об этом явлении. Для остальных я расскажу подробнее. Известно, что до начала промышленной революции доля углекислого газа в атмосфере составляла 0,026%. В данный момент она равна около 0,04% и продолжает расти в геометрической прогрессии. Это происходит опять же вследствие сжигания топлива в больших количествах, основным продуктом процесса которого и является углекислый газ. В природе переработкой углекислого газа обратно в кислород занимаются зеленые растения — деревья, кустарники и прочие, однако все мы прекрасно знаем, как сейчас к ним относится человек. В итоге, увеличение концентрации углекислоты в атмосфере и приводит к парниковому эффекту — увеличению температуры на всей планете. И хоть изменения на 1-2 градуса нам, людям, не критичны, все же на полярных широтах такие перемены вызывают таяние льдов в больших количествах, что поднимает уровень мирового океана, и берега материков просто-напросто затапливаются безвозвратно, со всеми плодородными землями и остальным добром людей. Признаюсь, давно не возвращался к теме парникового эффекта, поэтому если у вас есть что добавить или поправить меня — смело пишите в комментарии.
Последняя серьезная глобальная экологическая проблема человечества, которую я хочу затронуть. Я мог бы много о ней написать-расписать, но я просто оставлю здесь небольшой сорокаминутный документальный фильм, из которого собственно сам узнал об этом феномене. Не пожалейте времени и посмотрите его, он того стоит. Ну что, посмотрели? Как вам фильм? Что думаете об Эль-Ниньо? Ничего опасного или мы волне можем повторить судьбы прошлых цивилизаций? Скорее пишите свои мысли в комментарии, мне просто не терпится вас послушать и с вами это все обсудить! Вот, друзья, основные и самые, на мой взгляд, серьезные глобальные экологические проблемы человечества. Кроме данных, есть еще очень и очень много угроз и проблем для людей и планеты, поэтому я полностью оставляю эту тему для дополнения и обсуждения в комментариях. А я уже буду заканчивать. Если понравилась статья, рекомендую прочитать еще две статьи о сторонах века информации. Первая: «Зомбирование. Сказки или угроза будущего?» Вторая: «Программирование — профессия будущего или лишь мода настоящего?» Еще раз всех с Днем Победы! Пусть успех и удача сопутствуют вам, хотя мы ведь сами творим свою удачу, не так ли? С уважением, Александр Попов. «Меня раздражает одно: прежде чем мы уничтожим себя, мы уничтожим планету» Урсула Ле Гуин first-billion.com Глобальные экологические проблемы 5
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие: - уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; - в значительной мере истреблен лесной покров; - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; - мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; - атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения; - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов. Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе. Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую. Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды — «зеленые» («Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства. Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой. Природа как основа жизнедеятельности общества. Взаимовлияние общества и природы Естественная основа жизни общества. Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы. В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы». Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимость. Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди!» Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. «Украинская степь», «русское поле» и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием. Они ярко и образно показывают в том числе и духовную зависимость человека от природы. Демографический фактор, теории народонаселения. Народонаселение представляет собой совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий: части страны, всей страны, групп стран, всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальных благ определяет возможности развития общества. При этом для нормального развития производства и общества в целом, освоения природных богатств необходим определенный минимум народонаселения. Напротив, переизбыток населения может негативно сказываться на материальной жизни общества и даже привести к социальным конфликтам и взрывам, губительно отражаться на окружающей среде. Некоторые философы, социологи и экономисты пытались в росте народонаселения найти ключ к пониманию движущих сил развития общества. Так, родоначальник английской политэкономиии, автор трудовой теории стоимости У. Петти (1623—1687), подчеркивал, что основой всех богатств является труд, сфера производства. Поэтому рост трудового населения, главного участника процесса производства, рассматривался им как важнейшее условие развития общества, освоения природы. Теории, считавшие рост народонаселения главной силой общественного развития, выражали в свое время идеологию нарождающейся буржуазии в ее борьбе против непроизводительных сословий — дворянства и духовенства. В ту эпоху подобные идеи в определенной степени имели прогрессивное значение. Буржуазия, стремившаяся к власти в обществе, обвиняла земельную аристократию в том, что она довела население до нищеты. Идеологи же земельной аристократии, чтобы оправдать господство землевладельцев, старались в свою очередь доказать, что в нищете повинны сами массы. В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всяким бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус (1766—1834). В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798), основанном на данных статистики, полученных американцем Б. Франклином, он утверждал, что причина бедственного положения народа, в том числе безработица, есть результат переизбытка населения. Все дело в открытом им «естественном законе народонаселения», согласно которому рост народонаселения увеличивается в геометрической, а производство продуктов питания — лишь в арифметической прогрессиях. Если не сдерживать рост населения, то в будущем произойдет катастрофа. Т. Мальтус видел выход в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака). Эта теория по имени своего создателя получила название мальтузианства. Последователи Т. Мальтуса, поклонники неомальтузианства Г. Бутуль, Н. Чемберлен, У. Фогт и другие считают главной причиной отсталости слаборазвитых стран быстрый рост их народонаселения. В этих рассуждениях есть определенный резон. Однако в данном случае они, вероятнее всего, причину путают со следствием. Ведь рост народонаселения определяется комплексом причин: уровнем развития производительных сил, культуры, характером существующего общественного строя, теми условиями, которые этот строй представляет для жизни и развития людей. Каждой ступени общественного развития, тому или иному типу государства, культуры свойственны свои темпы роста народонаселения, особые законы его роста, связанные главным образом с экономическими условиями, а также с географическим фактором. Современная демографическая ситуация в различных регионах и странах крайне пестрая. Достаточно сказать, что 70 процентов населения Земли сосредоточено на 7 процентах суши. На Юге планеты — стремительный рост народонаселения. Так, население Африки, Азии и Латинской Америки практически удваивается за каждые 25 лет. На Севере (в Европе) наблюдается обратная картина: постоянство или даже снижение роста рождаемости (например, с начала 1990-х гг. население России уменьшается ежегодно почти на 1 млн. человек). Население Земли на протяжении всей своей истории увеличивается все более ускоренными темпами. Если в I в. н. э. оно составляло 300 млн. человек, то в 1965 г. оно достигло 3 млрд. 280 млн. чел. Всего через 30 лет (!), к 1995 г., землян стало уже более 5 млрд. В течение XX в. население более чем утроилось и составило ныне более 6 млрд. человек. Допустимый, разумный предел населения Земли (по данным ООН — 10—12 млрд. человек) может быть достигнут уже к середине XXI в. Среди предлагаемых мер по сдерживанию роста народонаселения — программа планирования семьи в странах Юга (не более двух-трех детей), повышение в них уровня занятости и культуры, активная помощь со стороны более развитых стран. Положительное решение проблемы роста народонаселения благоприятно отразится также и на взаимоотношениях общества и природы, сохранении природных богатств. Географический детерминизм и геополитика. Степень воздействия природы на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления в социологии — географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов. Дань этому направлению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и др. Так, например, Бокль, Монтескье, Реклю считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Характерно такое высказывание французского писателя, ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Английский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии соответствующим жарким климатом, влияющим на психику индусов. Разумеется, в подобной прямолинейности немало преувеличенного, а то и политически заказного (Индия в то время была колонией Великобритании!). Однако есть в подобных характеристиках и меткие наблюдения о влиянии природы на поведение, психику отдельных людей и этнических групп. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности народов, нельзя не отметить у последних зависимости от тех или иных природных, климатических условий. Влияние географического фактора, этнических особенностей населения на развитие общества необходимо учитывать. Это позволит обществу более эффективно строить свою политику с учетом природных особенностей. Другое дело — возведение географического фактора в абсолют! Крайности в науке, как и в любом деле, только вредят. Интересной и оригинальной является «океаническая концепция» Л. Мечникова (1838—1888), родного брата известного русского ученого, лауреата Нобелевской премии И. Мечникова. В своей работе «Цивилизация и великие исторические реки» (1889) русский ученый приходит к выводу о том, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первая из них — речная (древняя). В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Мессапотамии. Затем возникла Средиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемешаться с континента на континент. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой океанической цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможной спорности данной теории Л. Мечникова, в ней, в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развития общества, не находится места для оправдания насилия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носит гуманистический, общечеловеческий смысл. Как бы ни оценивать теории, которые относят к географическому детерминизму, очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых, политиков и экономистов к более глубокому осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека. В то же время неумолимая и неподкупная практика как основной критерий истинности любых теорий свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, возможности и обязанности общества, конкретных стран самим творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы. Представители географического детерминизма в целом мирно пропагандировали свои идеи. В то же время постулаты геополитики, теории, опирающейся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов, могут носить порой весьма агрессивный характер. Теорию геополитики разрабатывали в основном ученые Западной Европы. Среди них Р. Четен (Швеция, автор термина «геополитика» — 1916 г.), Ф. Ратцель (1844—1904), К. Хаусхофер и др. Согласно положениям геополитики политика государства (в первую очередь внешняя) во многом определяется различными географическими факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.). История человеческого общества толкуется как борьба государств, которые воюют за жизненное пространство подобно биологическим организмам. Немецкий этнограф и географ Ф. Ратцель, основатель «политической географии», не будучи сам шовинистом или расистом, в своем одноименном труде тем не менее отстаивает необходимость расширения территорий государств для увеличения их народонаселения. Эти выводы геополитики послужили теоретическим оправданием и обоснованием колониализма, агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля, других стран, боровшихся за увеличение «жизненного пространства» из-за мнимого перенаселения. Этим же геофактором пытались объяснить надуманный «антагонизм» между морскими державами Запада и континентальными странами Востока, между передовым индустриальным Севером и отсталым аграрным Югом. Печальные практические последствия многих геополитических установок очевидны. Противоречия во взаимоотношениях природы и общества. Во взаимоотношениях природы и общества неизбежны противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества, и особенно его производительных сил, постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония отношений между человеком и природой. Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составных частей, есть единое целое. В силу данного обстоятельства направленное воздействие общества на отдельные части природы, даже независимо от воли людей, оказывает одновременное воздействие и на другие его участки. Игнорирование человеком целостного, диалектического характера природы часто приводит к отрицательным последствиям как для природы, так в конечном счете и для общества. Об этом еще в середине XIX в. прозорливо писал Ф. Энгельс: Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых. Еще не так давно целые поколения бравировали тем, что диалектику они «учили не по Гегелю». Низкий уровень обшей культуры (и философской в частности), игнорирование людьми в своей практической деятельности закономерностей мира, в том числе его диалектической взаимосвязи, — к сожалению, печальная реальность. Горьким свидетельством того, что человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить наши обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения и не пригодные для земледелия поля, высохшие моря, исчезнувшие виды флоры и фауны и т.п. Особенно отрицательными как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны, а зачастую просто непредсказуемы. Для ослабления противоречий любое вторжение в природу, даже в самых скромных масштабах, сегодня должно быть заранее всесторонне просчитано и обосновано. Кроме того, необходима постоянная забота со стороны человека о поддержании динамиче¬ского равновесия между природой и обществом. Нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.). В странах бывшего СССР насчитывалось в недавнем прошлом 143 государственных заповедника, 12 национальных парков. Эту работу нужно развивать. С трудом, мучительно человечество все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к необходимости гармонии с ней.ЛИТЕРАТУРА
www.coolreferat.com Интегрированный урок по обществознанию, истории, биологии, экологии, химии в 11 классе "Глобальные проблемы современности"Здесь Вы можете скачать Интегрированный урок по обществознанию, истории, биологии, экологии, химии в 11 классе "Глобальные проблемы современности" для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Цели: * определить глобальные проблемы современности, раскрыть их признаки и сущность, выяснить причины и время их появления, поиски путей решения; *формировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, формировать гражданскую зрелость, умение применять теоретические знания в нестандартных ситуациях. Форма: исследование. Методы: наглядный, вербальный, экспериментальный. Дидактическое обеспечение и оборудование: магнитофон или компьютер( музыкальное сопровождение) , политическая карта мира, флажки с булавками, тексты СМИ, ящичек с заданиями, пробирки, штатив, реактивы, трактат И.Канта «К вечному миру», Р.Бредбери «И грянул гром», «Все лето в один день»,Е. Евтушенко «Афганский муравей», плакаты на тему «Глобальные проблемы современности», изобразительный ряд «Великий эксперимент» И.Глазунова, «Ядерный взрыв», напитки ,куриные кубики. и др. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь не сад, в котором растут только одни цветы». И.А.Гончаров. Ход урока. Музыка. Учитель истории, обществознания об особенностях развития современного общества, о глобальности проблем. В переводе с латинского «глобус»- земля, земной шар. Особенности развития современного мира привели нас к тому, что планета стала единым домом человечества и все мы столкнулись с проблемами, носящими общемировой характер, от решения которых зависит дальнейший прогресс человечества, судьбы цивилизации. Эти проблемы взаимосвязаны и противоречивы одновременно и получили название глобальных, так как решаться могут не одной отдельно взятой страной или народом, а всем человечеством, всем миром. На столах учащихся пакет с сообщениями СМИ. Задание: назвать проблемы, затронутые в них. Можно ли считать их глобальными? Примеры тестов из СМИ: Статистика: В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. Расширение добычи нефти на морских промыслах – появление нефтяных пятен. Только США сбрасывает в океан более 509 млн. тонн отходов. На каждый квадратный километр океана приходится более 20 тонн различных отбросов с суши. Из стенограммы научно-практической конференции: 5% уже накопленных великими державами ядерных запасов достаточно для уничтожения человечества. Но испытания не прекращаются. Расходы на вооружение составляют более триллиона долларов ежегодно. Сейчас стремятся обладать ядерным потенциалом страны так называемого «третьего» мира, развивающиеся страны. Пример этого Ирак, Северная Корея и др. Газетная публикация: У берегов Аляски в результате аварии танкера «Эксон Валдиз» вытекло в море 240 тысяч баррелей нефти. Погибло огромное количество рыбы, моржей, тюленей, птиц… Первоначальные попытки специалистов, рыбаков, сотрудников береговой охраны остановить распространение нефти не привело к успеху. Специалисты обнаружили, что отдельные нефтяные пятна под влиянием ветра распространились более чем на 16 миль от места аварии. Из сообщений по радио: В Индии родился миллиардный житель. На Земле около 6 миллиардов жителей. По данным ООН ежегодно от голода умирает около 50 млн. человек. Потери продовольственных товаров в развивающихся странах:
Все они связаны с деятельностью человека. Но если это взять за критерий, то уже первобытный человек вел разрушительную деятельность. С чем это было связано? Учащиеся называют использование огня, интенсивную охоту, переход от присваивающего вида хозяйства к производящему, добычу полезных ископаемых. Что же породило глобальные проблемы: *воздействие человека на окружающую среду; *неспособность человека рационально распоряжаться своей силой. Признаки глобальных проблем *всеобъемлющий характер, затрагивает интересы всех народов мира *угрожают деградацией человечеству, смертельно опасны для жизни *требуют коллективных усилий, не могут решаться в одиночку *нуждаются в эффективных мерах и неотложных решениях Притча, прозвучавшая на международной конференции по экологии: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась… сбила под собой комок масла и выбралась из горшка ». -О чем говорит эта притча? Какой урок можем из нее извлечь? Учитель биологии, химии о повышении концентрации СО2 в атмосфере: Увеличение количества углекислого газа в атмосфере связано с производственной деятельностью человека. Раньше он поглощался растениями. Вырубка лесов и опустынивание земель резко затруднили этот процесс. Опыт «Парниковый эффект» (проводят учащиеся) Вывод: Сосуд с углекислым газом нагрелся быстрее. -Откуда берется СО2 в атмосфере и куда он уходит (уравнение реакций)? -Что произойдет на нашей планете, когда накопится большое количество СО2 ? Вывод: Необходимо сотрудничество всех экономически развитых стран для решения данной проблемы. Подписание договоров, создание законов о сокращении выбросов СО2. Установление квот на углекислый газ. Учитель обществознания, истории: Царь Алексей Михайлович Тишайший предложил подданным для скорейшего решения жалоб и просьб, опускать их в специальный ящик. Но ответ шел через приказы, что длилось годами. У нас тоже есть ящичек с заданиями. Надеемся, что он не будет «долгим» Задания из ящичка. Для 35% - это способ укрепить здоровье; Для 25% - этические нормы; Для 8%- экологическая причина; Для 5% - экономическая причина Этих людей около 1 миллиона в мире. Кто они (Вегетарианцы) Южноамериканские индейцы при помощи рыбы менхаден повысили урожай кукурузы. Каким образом? (Из нее готовили удобрения, для того и ловили) В 1905 году жители одного островного государства к туману прибавили дым. Что получили? (Англия. Смог.) О чем сказал санитарный врач Нью-Йорка: «Пусть растут. Когда будут выше пирамиды Хеопса эти горы, люди сами поймут, что это их рук дело»? (Городские свалки.) Нас трое: я, ты и она. Если ты будешь на моей стороне, мы ее победим. Если ты будешь на ее стороне – мне будет трудно совладать с вами. Кто эти трое? (Врач, больной и болезнь) В 1086г. в Англии Вильгельм Завоеватель провел акцию, получившую название «Книга Страшного суда». Без этого невозможно обойтись сейчас. Что это за акция? ( Перепись населения.) В чем основное преимущество спортплощадок, расположенных на крышах небоскребов? (Чистый воздух). Учитель биологии, химии приводит факты: *Инсектицид ДДТ использовали в Евразии. Через несколько лет его следы были обнаружены в организмах пингвинов в Антарктиде. *Возле берегов Австралии велись интенсивные промыслы различных морских обитателей. Прибрежные воды загрязнены отходами деятельности человека. До сих пор неизвестно, что повлияло на морских звезд, но их численность резко возросла. Звезды питаются полипами, из которых состоит Большой Барьерный Риф. В рифе появились большие проломы. Океанические волны стали достигать берега, берег стал разрушаться, теряется земля, рушатся постройки. Задание: Приведите свои примеры по данной проблеме. Вывод: Необходимо бережное отношение к природе. Мы можем уничтожить что-то важное, что приведет к огромным проблемам у наших детей или даже уничтожит человечество. К экологическим проблемам относятся и изменение климата, и разрушение озонового слоя атмосферы, защищающего все живое на Земле от воздействия ультрафиолетового излучения, и отрицательное воздействие на генофонд человечества, и нарушение баланса в биосфере. Учитель истории, обществознания: социальное тесно связано с биологическим. О том, что нельзя уничтожать не только людей, но и животных- фрагменты из произведений Р.Бредбери «И грянул гром», «Все лето в один день». -Сделайте выводы из этих произведений. Учитель истории, обществознания об угрозе ядерной катастрофы, проблеме войны и мира. Просмотр документального фильма «Ядерный взрыв». Задание: На политической карте мира флажками отметить места вооруженных конфликтов. Заповедь И.Христа «Не убий». Много раз в истории человечества эта заповедь нарушалась людьми, а ведь она одна из главных библейских заповедей – в отношении человека с человеком, а также в отношениях между государствами. Войны – величайшие трагедии в истории человечества. Свыше 14,5 тысяч больших и малых, длительных и скоротечных войн прогремело над нашей планетой. И каждая последующая война по своим масштабам, жертвам оставляет далеко позади все предыдущие войны. Бомба Хиросимы равна всем войнам за 5 тысяч лет. Проблема войны и мира превратилась в глобальную на наших глазах. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что можно десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Сегодня даже обычные средства ведения войны способны нанести глобальный ущерб. Технология ведения войн эволюционирует в сторону уничтожения мирного населения. Сегодня даже локальная война с применением современного оружия приведет к 100-кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных. Это война против мирного населения. Изобразительный ряд. Учащийся читает стихотворение Е.Евтушенко «Афганский муравей». Русский парень лежит на афганской земле.Муравей-мусульманин ползет по скуле.Очень трудно ползти... Мёртвый слишком небрит,и тихонько ему муравей говорит:«Ты не знаешь, где точно скончался ран.Знаешь только одно - где-то рядом Иран.Почему ты явился с оружием к нам,здесь впервые услышавший слово «ислам»?Что ты даешь нашей родине -нищей, босой,если в собственной -очередь за колбасой?Разве мало убитых вам,-чтобы опять к двадцати миллионам еще прибавлять?»Русский парень лежит на афганской земле.Муравей-мусульманин ползет по скуле,и о том, как бы поднять, воскресить,Муравьев православных он хочет спросить,но на северной родине сирот и вдовмаловато осталось таких муравьев. Учитель истории, обществознания: Резко возросшие взаимосвязи в современном мире, политическая и экономическая нестабильность во всех странах создают постоянную опасность возникновения крупного военного конфликта с негативными последствиями для всего человечества. Около 10% всех смертей в современном мире прямо или косвенно связаны с войнами. Гонка вооружений мешает решать проблемы экономического и культурного характера. Третья мировая война, если она разразится, станет финалом всей истории мировой цивилизации. Образуются черные сажевые облака, которые окутают землю как покрывало. Установится ночь, а вместе с ней придет холод. Земля начнет остывать. Это трагедия всего человечества. Есть ли надежда избежать этого? Трактат И.Канта «К вечному миру» Вывод: о способах избежать «ядерную зиму». Учитель истории, обществознания: о проблеме народонаселения, энергетической проблеме, проблеме отсталости «Север-Юг»,продовольственной проблеме. Английский экономист Мальтус утверждал, что население Земли растет в геометрической прогрессии, т.е. с невероятной скоростью, а прирост продовольствия, за счет которого оно может прокормиться – в арифметической прогрессии. -Какие выводы можно сделать из этого? Разделяете ли их вы? Учитель химии, биологии: К тому, что от экстенсивного хозяйствования на земле человечеству пришлось перейти к интенсивному, вы знаете. Но это дорого. Полученная прибыль не покрывает всех затрат. Поэтому еще в начале ХХ века появляются искусственные продукты. Демонстрация куриных кубиков, сухих напитков, продуктов с ГМО. Изучение их химического состава. Из написанных на доске формул составьте цепочки превращений, показав, как из простейших веществ можно получить аминокислоты, белки, сложные эфиры, которые потом добавляют в пищу. Вывод: С ростом народонаселения доля искусственных продуктов будет возрастать. Необходимо усилить контроль за качеством продовольствия. Заставить производителя сообщать о продуктах с ГМО на упаковке. Общий вывод: Захотят ли люди искать решение этих нелегких проблем сообща? Воспользуются разумом? Эти вопросы открыты. Может быть жизнь подскажет решения. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму. Уйти от них нельзя. Их можно преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради возможности жить на Земле. Чувство ответственности за происходящее необходимо всем нам. Учитель истории, обществознания перечисляет совместно с учащимися глобальные проблемы современности: ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ( загрязнение водоемов, атмосферы, почвы)ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА (космический мусор, опасная химия,, воздействие РКТ на атмосферу) ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (проблема преодоления отсталости) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА (загрязнение мирового океана) ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ МИРА ПРОБЛЕМА СЫРЬЯ ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ И СПИДа ТЕРРОРИЗМ. -Какие поговорки употребляют люди в связи с наплевательским отношением к окружающему? *На наш век хватит. *Моя хата с краю. *После нас хоть потоп. Заключительное слово. Музыка. Домашнее задание: по обществознанию: *Вы – глава одной из стран: Россия, США, Индия, Франция, Китай, Германия. Разработайте инициативы, направленные на решение глобальных проблем. по химии: написать уравнение реакций утилизации СО2. по биологии: подготовить краткие сообщения об экологических проблемах Одинцовского района. docbase.org Вопрос по обществознанию ЕГЭ : глобальные проблемы экологический… |Вопрос по обществознанию ЕГЭ : глобальные проблемы
goxi.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |