Самые интересные достопримечательности в Хакасии. Хакасия памятники истории и культуры


Достопримечательности Хакасии: удивительные природные памятники

Выбирая подходящее место для отдыха, многие наши соотечественники отдают предпочтение зарубежным странам и  популярным курортам. При этом они забывают о том, что в России есть огромное количество уголков, которые своей оригинальностью и прелестью ни в чём не уступают иностранным ландшафтам. В нашей стране не меньше исторических примечательных мест, которые заслуживают особого внимания, но знают о них лишь немногие.

Одним из таких уголков является Хакасия – дивный край с богатой историей. Он помнит и о бесславных поражениях, и о времени стремительного подъёма. Достопримечательности Хакасии представлены более чем 30 000 памятников, обладающих культурной и исторической ценностью.

Культурные и архитектурные достопримечательности Абакана

В столичном городе республики есть немало интересных мест, которые стоит посмотреть:

  • стела Лоры;
  • Спасо-Преображенский Собор;
  • Краеведческий музей;
  • Парк топиарного искусства;
  • зоопарк.

Стела Лоры располагается на въезде в город, радушно встречая гостей. Скульптура символизирует доброжелательность и гостеприимство местных жителей. Памятник создан в виде молодой прекрасной хакасской девушки, которая протягивает чашу каждому, кто посещает это место. Стела Лоры уже давно стала символом не только столицы, но и всего края.

Спасо-Преображенский Собор располагается на Соборной площади. Несмотря на то, что храм совсем молодой, построен он был в 2001 году, жители города очень любят его, считают его своим главным архитектурным памятником. Собор выполнен в лаконичном классическом стиле, с использованием белого цвета с внешней стороны фасада. Внутри находится иконостас, состоящий из 5 ярусов и украшенный позолоченной резьбой. В нижней части конструкции расположился крестильный зал. Колокольня оборудована 12 колоколами.

Местный краеведческий музей считается одним из крупнейших на территории Сибири. Здесь собрана огромная коллекция экспонатов, отражающих историческое развитие и становление республики. Изучая экспозиции, можно узнать об археологии, этнографии, истории края. Одним из самых ценных экспонатов считаются «Идолы Енисея» – это изваяния, выполненные из камня около 5000 лет назад. Историки до сих пор не могут понять, что они изображают: богов или каких-то фантастических животных.

Парк Топиарного искусства – это одна из самых популярных достопримечательностей, которую стоит посетить летом. Искусство создания топиария заключается в фигурной стрижке деревьев и кустарников для придания им оригинальной формы. В результате получаются фантастические животные,  автомобили, птицы. Парк расположился на небольшой площадке с прудом, уютными беседками, миниатюрными садиками, которые населены изделиями флористики. Посетителей этого места ожидает много красивых экспонатов: огромный орёл с десятиметровым размахом крыльев, диковинная машина и даже уменьшенная копия знаменитой Эйфелевой башни.

Посещение зоопарка, раскинувшегося на 5 гектарах территории, обязательно понравится всем любителям животных. Количество редких питомцев, среди которых есть птицы, рептилии и звери, составляет 193 вида. В этом прекрасно оборудованном уголке можно увидеть леопардов, тигров, пуму, пеликанов и других представителей животного мира.

Достопримечательности Ширимского района

Уникальность этого района заключается не только в природных ландшафтах, но и в огромном разнообразии исторических памятников, оставшихся после народов, которые на протяжении тысячелетий сменяли друг друга на этой территории. Большая часть достопримечательностей всей республики находится именно в Ширинском районе.

Среди них городища и стоянки первобытных людей, изваяния из камня, ритуальные площадки, образцы наскальных рисунков, старинные оборонительные постройки, руины древних цивилизаций и захоронения. В числе наиболее популярных достопримечательностей Ширинского района стоит отметить следующие:

  • Озеро Шира;
  • Туимский провал;
  • «Ящик Пандоры»;
  • Кашкулакская пещера;
  • Крепость Чебаки;
  • Горная гряда «Сундуки».

Шира

Является крупнейшим водоёмом всей страны. Вода здесь не простая, а минеральная с уникальными целебными свойствами. Со второй половины XIX века в этом месте стали появляться курортно-оздоровительные учреждения, где можно жить и улучшать собственное здоровье. В лечебных целях применяется иловая грязь, собранная на дне озера Шира. Она, а также минеральные воды способны бороться с заболеваниями нервной, мочеполовой, пищеварительной систем. Многие приезжают сюда, чтобы исцелиться от глаукомы, кожных и гинекологических проблем.

В пределах водоёма Шира сформировался свой особенный микроклимат. В летнее время температура воздуха здесь поднимается до +23ºС, зимой опускается до -17ºС. Однако даже в самую жару в окрестностях Шира прохладно по вечерам. Местный купальный сезон длится с середины июня до середины августа. Именно в это время водоём прогревается до оптимальной температуры.

Берега озера Шира очень удобны для купания, дно ровное, а вода чистая и прозрачная. На центральном пляже имеется горка, есть волейбольная площадка, действует прокат велосипедов. Здесь предлагается всё необходимое для активного отдыха: катамараны, бананы, гидроциклы, скутеры. Порыбачить на озере Шира не получится, поскольку из-за солёности воды рыба в водоёме не водится.

Туимский провал

Это природный памятник, созданный человеческими руками на территории Ширинского района. Практически 100 лет назад в этом месте велась добыча руды. Со временем рудник стал представлять опасность для рабочих, его покинули. В настоящее время ширина провала составляет 200 м, а на его дне находится живописное озеро с ярко-голубой водой. Существует немало легенд о происхождении такой необычной расцветки, но загадка кроется в большом содержании меди. Туимский провал – это место, куда приезжают ценители природных красот и любители активного отдыха.

«Ящик Пандоры»

Это знаменитая пещера Ширинского района длиной 11 км. Она напоминает лабиринт с огромным количеством гротов, залов, трудных спусков и галерей. Каждый, кто решился поехать сюда и пройти весь путь, сможет увидеть прекрасное озеро с чистой водой изумрудного цвета. «Ящик Пандоры», несмотря труднопроходимость, пользуется большой популярностью у туристов. Это место, куда стремятся отчаянные смельчаки, желающие открыть новые тайны загадочной пещеры.

Кашлукская пещера

Представляет собой одну из наиболее любопытных достопримечательностей района. Здесь, если верить местным преданиям, царят призраки и нечистая сила. Пещера окутана мистическими историями и загадками. Несмотря на слухи, находится немало людей, которые мечтают побывать в этом месте. Здесь можно посмотреть на уникальные наскальные надписи, чудесные сталактиты, священные места, где проводили свои обряды шаманы прошлого.

Крепость Чебаки

Это архитектурная и историческая достопримечательность республики Хакасия, куда ежегодно приезжает огромное количество учёных и туристов. Здание было построено в эпоху бронзового века и выполняло оборонительную функцию. Это сооружение, расположившееся на вершине горы, поражает массивностью и величием. С вершин башни можно полюбоваться прекрасным живописным видом на окрестности.

Горная гряда «Сундуки»

Это ещё одно загадочное место Хакасии. «Сундуки» представляют собой массив, состоящий из нескольких гор, достигающих в высоту 200 м. Горная гряда включает в себя наскальные изображения, могильники, а также специальные постройки, которые, по словам археологов, применялись для наблюдения за звёздами.

Чтобы собственными глазами увидеть все эти привлекательные и загадочные достопримечательности, необходимо съездить в республику Хакасия. Памятники архитектуры, культуры, истории, расположенные в Абакане и Ширинском районе, никого не оставят равнодушным.

legkopolezno.ru

Классный час "Историко-культурные памятники Хакасии"

Разделы: Внеклассная работа

Цель: ознакомить учащихся с историко-культурными памятниками Хакасии.

Задачи

1) Привитие любви к истории родного края. 2) Воспитание уважения к обычаям и традициям хакасского народа.

Дидактическое оснащение: аудио магнитофон.

Оформление

1. Выставка «Моя Хакасия». 2. Фотовыставка «Салбыкский курган». 3.Выставка «Большая и малая Боярские писаницы». 4. Периодическая печать. 5. Плакаты.

Ход классного часа

Я видел множество могил, Которому мой взор конца не находил, Сии старинные курганы, Рассеянные по полям, У коих камни по углам, Стоят как грозны великаны…А.К. Кузьмин.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.А.С. Пушкин.

Звучит музыка (фонограмма).

Вступительное слово. Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги. Сегодня тема нашего классного часа «Историко-культурные памятники Хакасии». Для большинства из нас Хакассия – это Родина, то место где человек родился и вырос, для многих Хакассия стала второй Родиной, так как мы большую часть своей жизни живем на этой земле.

Хакассия земля древняя и о ней немало сложено легенд, песен и стихов. Вот один из них:

« Малая родина – наша Хакасия»

Милая Родина - наша Хакасия Есть здесь река Абакан, Степи широкие, степи прекрасные И недалече виден курган.

Малая Родина – наша Хакасия Степи в чудесных цветах, Малая Родина! Нет ароматнее Яблок в Хакасских садах.

Малая Родина – наша Хакасия Кони бегут в табуне Милая родина, нету прекраснее Света в домашнем окне.

А знать историю своей Родины, своего края каждый человек просто обязан. Еще А.С. Пушкин сказал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

И начнем мы с Салбыкского кургана, который мы посетили в октябре 2003 года. Выиграв конкурс «Группа года», нас поощрили поездкой в Салбыкскую долину (степь), которая находится в 60 км, к северо-западу от республиканского центра. Что же мы узнали о Салбыкском кургане?

В Салбыкской степи находится несколько больших курганов, среди них широко известный Большой Салбыкский курган. Он уже раскопан в 1954-1956 гг., а стены ограды, состоящие из каменных монументов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4).

Приведем некоторые цифровые данные, характеризующие величину этого памятника, претендующего на славу египетских пирамид.

Курган до раскопок имел вид холма высотой 11 метров, занимая площадь у основания 0,5 гектар. После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объем же насыпи составляет не менее 24000 м2. Вес угловых и боковых плит доходил от 20 до 50 тон. Ближайшие выходы девонских песчаниковых плит, откуда они были доставлены, находятся в 15 км, от Салбыка. Поражает большая изобретательность древних каменотесов, добывавших строительный материал на отвесных склонах скалы. Однако техника доставки таких крупных монолитов и сооружений их на месте остаются до сих пор загадкой.

Руководитель раскопок профессор С. В. Киселев считал, что земленная насыпь кургана первоначально имела высоту не менее 20 м. (30 м.) и представляла из себя четырехгранную пирамиду, но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.

Что же нашли археологи в этом кургане?

Прежде всего, очень важным является определение времени, когда и кому, то есть к какому классу принадлежащему человеку был сооружен этот грандиозный курган.

В 1955г. газета «Советская Хакасия» о ходе исследования этого кургана писала: «Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган был воздвигнут в III веке до н. э. В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные, бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребенные, по видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. Наряду с погребенными в склепе, в других местах кургана похоронены зависимые от них люди: двое при сооружении коридора (дромоса склепа). Причем мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен так же убитый в связанном виде под угловой плитой ограды, он убит вместе с другими жертвами, принесенными во время постройки». Известный путешественник и ученый А. Кастрен в первой половине 19 в. записал в Хакасских улусах легенды и придания о курганах. Хакасы издавна почитали курганы как памятники далеких

Он же услышал в улусе Кайбалы о «последствиях» археологических раскопок академика Палласа, путешествовавшего в Хакасии в 70 годах 18 столетия. Местные жители с сожалением уверяли Кастрена в том, что после Палласа случился сильный падеж ската и это связывали с раскопками курганов.

В религиозных воззрениях древних хакасов существовало представление о богах, олицетворяющих силы природы – культ солнца, культ неба. Представление о небе сливалось с представлениями горы, высоты. Видимо, высокие курганы, являющиеся замечательными памятниками Тагарской культуры, были символами горы – неба. В хакасских степях они расположены группами.

Историческая справка. Изучение курганов и другого рода памятников в нашей стране основывается на научно-разработанную методику. Раскопки древнейших памятников производится лицами, имеющими специальное археологическую подготовку, которые должны иметь специальное разрешение. Лица же, раскапывающие курганы без документов или сознательно портящие исторические памятники, привлекаются к уголовной ответственности.

Сколько курганов в Хакасии?

Их слишком много, насчитываются десятками тысяч. Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога.

"…Я видел древних письмена На диких скалах Енисея Таинственная старина, Потомков поздних не жалея, проводит хитрые черты для их гадательной мечты"А.Кузьмин, 1828 г.

Далее наш разговор пойдет о «Большой Боярской писанице».

Древние художники оставили различные бытовые рисунки, которые помогают нам лучше узнать, как жили люди в нашем крае в далеком прошлом. Они отражают те стороны хозяйства, быта, мировоззрения древних людей, о которых в ряде случаев нельзя получить представление по другим источникам.

Это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе.

Для сибирских писаниц наиболее характерны изображения диких животных, сцены охоты, сражений шаманского культа (рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7).

Доброй славой пользуется в науке Боярские писаницы, которые находятся недалеко от с. Троицкое Боградского района. Об этих писаницах С.В. Киселев писал, что он в 1931 году осмотрел Боярскую писаницу: «На одной из скал имеется рисунок целого тагарского поселка. В ряд стоят четыре дома и одна юрта. Три дома бревенчатые, бревна переданы параллельными горизонтальными бороздами, покрывающими стены. Четвертый дом, по-видимому, глинобитный. Его стены покрыты не бороздами, а сплошной пунктирной выбивкой, которая хорошо передала глинобитную фактуру». Представляя картины жизни древних посёлков, они отличаются по сюжету от рисунков в других районах Сибири.

Название свое писаницы получили по горному хребту Бояры, на склонах которого выбили их древние художники. Боярский хребет протяженностью около 12 км, сложенный из пластов девонского песчаника, проходит вдоль среднего течения притока Енисея- речки Сухая Тесь, по правой её стороне. Берега быстрой речки с прозрачной студеной водой поросли обильными травами. Луга создавали благоприятные условия для пребывания здесь скотоводческих и земледельческих племён с глубокой древности.

О кипевшей когда-то в долине р. Сухая Тесь жизни свидетельствуют многочисленные памятники.

Малая писаница находится в 6 км от с. Троицкое , в верхнем логе хребта Бояры, справа от дороги, ведущей в дер.Копёны.

Большая писаница расположена приблизительно в 400 м от Малой, выше по седловине. Она высечена на отвесной грани скалы, опоясывающей вершину травянистой сопки, круто поднимающейся над седловиной. Обращенная на юг часть скального пояса представляет естественный фриз, который древние художники покрыли рисунками на пространстве длинной 9,8 м и шириной 1,5 м.

Боярские писаницы были открыты известным сибирским археологом А.В. Адриановым в 1904 г. Неутомимый исследователь А.В.Адрианов нашёл и описал множество наскальных рисунков, в том числе писаницы Боярского хребта, и снял с них копии.

Поверхность Большой Боярской писаницы испещрена шрамами, царапинами, выбоинами, прорезана глубокими трещинами, часть которых как видно, существовала ещё до того, как первобытные художники нанесли на скалу свои рисунки.

Время сгладило изображения, местами они густо поросли лишайником. Кроме того, Большая Боярская писаница невыгодно освещена. Обращенная на юг, она четко просматривается лишь вечером и особенно ясно ранним утром. Когда косые лучи восходящего солнца скользят по шероховатой выветренной поверхности скалы, изображения проясняются. Постепенно становясь все отчетливее, рисунки как бы оживают в сознании зачарованного зрителя, перед которым возникают посёлок древних жителей Среднего Енисея, их жилища, скот, домашняя утварь, оружие, а также и сами творцы наскальных изображений. Вот внизу три всадника на лошадях и один на олене гонят оленье стадо к бревенчатым домам, обращенным к зрителю фронтонной частью с входом. Около жилищ - котлы и животные: бараны с мощными круто закрученными рогами, козлы с бородками и длинными рогами, загнутыми назад. Слева на значительном расстоянии человек в своеобразном головном уборе гонит к домам длиннорогий крупный рогатый скот. Наверху опять- таки дома, а между ними котлы, бараны, лошади, одна из которых оседлана. Всадник в одной руке держит повод, а в другой, видимо, нагайку. Поблизости человек в остроконечном головном уборе с натянутым луком в одной руке и посохом в другой, у его ног – собака. Около построек – люди в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками.

Лишь, каких – нибудь 20–30 минут изображения видны отчётливо. Солнце поднимается выше, рисунки тускнеют и постепенно исчезают. В древности изображения были видны значительно лучше, они ещё не потемнели от времени и отчетливо выделялись светлыми пятнами на красно – буром фоне скалы.

Изображения как Большой, так и Малой писаниц были высечены по единому замыслу приблизительно одновременно, в одну и ту же историческую эпоху, в определённый непродолжительный отрезок времени: они чрезвычайно близки по технике, стилистическим особенностям, сюжету, композиции, хотя сюжетно – смысловая сторона богаче представлена на Большой, чем на Малой.

Встает вопрос о последовательности создания писаниц. Очевидно, что создание Малой писаницы предшествовало созданию Большой, хотя хронологический разрыв между ними не был велик. Малая писаница выбита на великолепном гладком, естественно образованном фризе. Для большой писаницы подобного гладкого фриза в этой местности не нашлось. Наиболее вероятное время создания Большой Боярской писаницы – 2 й век до н.э. Согласно исследованиям ученых, Боярские писаницы были созданы с культовыми целями. На связь с культом указывает рисунок фантастического животного, выбитый тонкой контурной линией в нижнем правом углу писаницы. Это верхняя часть туловища какого-то странного горбатого чудовища с передней лапой, загнутым крючком хвостиком, маленькими ушами или рогами и полуоткрытой беззубой пастью.

Изображения писаницы отражают предметы и явления реальной жизни и проливают свет на вопросы хозяйства, идеологии и культуры древних обитателей Среднего Енисея.

Малая и Большая Боярские писаницы не единственные в Хакасии, их насчитывается большое количество, им отведено большое место в истории Хакасии. Об этом изданы отдельные книги. Одна из них: «Народные рисунки хакасов». Это как бы письма послания предков будущим поколениям.

И конечно вы знаете, что отличительной чертой Хакасии являются каменные изваяния, памятники с которыми связано не мало различных легенд. Современные хакасы их не сооружали и получили могильные стелы, которые называют «козее» или «обаа», в наследие от своих предков. Согласно мифологии, памятники «козее» представляют застывших в камне богатырей Хонгорая, души которых стали или звездами на небе, или горными духами на земле. Поэтому их именовали «алып козее» – богатырские обелиски. Кроме того, стелы, изображающие фигуры людей, носили названия: «иней тас» – бабий- камень, «апсах тас» –старик –камень, «хуртуях тас» – старушечий камень, т.е. каменная баба. О ней пойдет наш дальнейший разговор (рисунок 8).

По отношению к памятникам «козее», согласно законам Белой веры, общинники должны проявлять особую дань почтения. Проезжая мимо них, хонгорцы должны были остановиться, окропить изваяние вином, намазать маслом или другой снедью рот и глаза, а затем троекратно обойти по солнцу с поклонами. Миновать древние обелиски без подобного почтения считалось крайне предосудительным, ибо духи- хозяева истуканов рассердятся и отомстят. У тех, кто не почитал обычай, переворачивались телеги, распрягались кони, вслед им летели камни. Память предков надо было чтить, а потому, находясь рядом с каменными идолами, запрещалось громко разговаривать и смеяться, тем более нельзя было наносить им какой либо вред и, боже упаси, выкапывать из земли. Благочестивым людям, следовавшим заветам предков, древние герои, застывшие в камне за свои подвиги, изредка представали в живом облике и дарили счастье.

Изваяния «иней тас» или «хуртуях тас» - т.е. каменные бабы содержали, якобы, в себе жизненную силу людей (хут), являясь покровителями детей и семейного счастья. Поэтому женщины, желавшие родить ребенка, обращались к ним с соответствующей просьбой, а общинники ежегодно совершали жертвоприношения, дабы не прервался род человеческий. В долине Абакана, в местности Хамхазы, стояла почитаемая каменная особа - «Улуг хуртуях тас» - великая каменная старуха. В верхней части изваяния было высечено женское лицо, над которым возвышалась остроконечная шапка, напоминающая головной убор хакасской свахи, а на груди красовался нагрудник «пого». Взор ее был обращен на восток. Около нее была сделана небольшая изгородь, внутри которой находились каменные валуны, имевшие грубую форму животных. Они представляли скот старухи «хуртуях тас». Если вокруг нее появлялось много валунов, то, значит, у хакасов будет много крупного рогатого скота. Согласно хонгорским мифам, «хуртуях тас» появилась вместе с детьми со стороны верховьев Енисея ( по другой версии – с верховьев Абакана). Каменные гряды крепостных стен, недалеко от ее местонахождения, получили названия « хуртуях чолы», т.е. дорога каменной старухи, по которой она пришла. В результате великой семейной ссоры ее муж «Хара тас», ее дочь хыс козее» и она сама окаменели. «Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, - писал в 19 веке Н.А. Костров, - жители Хонгороя подходят к каменной старухе с поклонами, обливают ее молоком, а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаной и салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя. Изваянию «хуртуях тас» ежегодно совершали моления обитатели аскизских степей, ибо оно охраняло жизненную силу сагайского племени.

В 1954 году археолог А.Н. Липский выкопал « хуртуях тас» и установил ее в стелларии Хакасского краеведческого музея. Ее возраст около 5 тысяч лет. Статуя из песчаника, высотой 3 метра, с грубыми чертами лица и большим животом, на котором изображен некий космический знак. Жители Аскизского района тяжело переживали «исход» каменной бабы: ездили в музей, приносили подношения, молили о возвращении. В советские времена судьба статуи решалась однозначно: это памятник культуры, ему место в музее, все разговоры о божествах – от темноты. Но с 1996 года имя Хуртуях звучало на всех съездах хакасского народа. Жители Аскизского района умоляли вернуть Хуртуях, а археологи и искусствоведы возражали: нельзя поставить изваяние, сравнимое по исторической ценности с Венерой Милосской, посреди степи. Дожди, ветра и туристы «убьют» бабу. За последние сто лет она и так не похорошела, сыплется с боков, отломан нос. Древние художники, прежде чем нанести рисунок на камень, специально обрабатывали его поверхность, вощили. А теперь, когда защитный слой поврежден, камень разрушается быстрей. Под открытым небом этот процесс ускорится. Совет старейшин стоял на своем: Хуртуях была установлена в энергетически активной точке земной поверхности – ее целительная сила действует только там. Возвращение «старухи» поможет возродить обычаи предков и укрепить самосознание хакасов. Противостояние науки и народа закончилось переселением бабы в степь. В Аскизском районе открылся музей одного экспоната на участке земли 50 на 70 метров. У бабы будет навес, освещение и охрана. Если Хуртуях станет хуже, ее вернут в музей. Местные жители ликуют. Говорят, что чувствуют энергетическую волну от статуи за несколько метров. Местные женщины сшили для Хуртуях огромное платье и платок.

Если вместе с национальным божеством к людям вернулась вера и надежда в светлое завтра, то все хлопоты по переносу Хуртуях тас не напрасны. Подробности о возвращении статуи описываются в статье «В святое место, в степь – туда, где жизнь…» от 15 сентября 2003 года в газете «Хакасия».

Хакасия – земля древняя, о ней сложено немало легенд и сказаний. Свое отношение к ней местные поэты выражают в стихах:

«Хакасия»

Хакасия. Земля моя родная! Поселки, деревеньки, города. Полей совхозных нива золотая, Саянская железная руда. Распадки голубые от тумана. Цветущий вереск на изломах скал И бирюзовый гребень Абакана… Хакасия, сквозь дни и километры В какой бы ни застряла я глуши, В четыре голубых крылатых ветра Всегда к тебе любовь моя спешит. Твой труд, твое упорство и уменье Живут в душе, и навсегда со мной Внезапное тахпанов вдохновенье, Народных тоев разудальный зной. Хакасия, родная сторона, Ты счастлива в семье многоязычной, Ты равноправна, как батыр сильна!

Литература

1. Я. И. Сунчугашев, Г.А. Янгулова: Памятники истории и культуры Хакасии - Абакан,1974. 2. А.Д. Чебодаев: Большая и Малая Боярские писаницы - Абакан, 1972. 3. Газета «Хакасия», № 165 от 3.09.2003. 4. Газета «Хакасия», № 119 от 28.06.2003. 5. Газета «Абакан», № 121 от 29.10.2003.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Каменные памятники Хакасии"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока: знакомство с древней историей республики Хакасия, побуждение у учащихся интереса к культуре их предков, использование метода формального анализа.

Тип урока: обобщающий урок, комбинированный.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, компьютер, компьютерная презентация, раздаточный материал (памятки).

Используемая литература:

Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителя. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.

Чебодаев П.И., История Хакасии Абакан: Хакасское издательство, 1992.

Эпиграф к уроку:

“Кругами стелы вековые В степях Хакасии стоят. Они как будто часовые, Могилы древние хранят. Порой на стелах рисовались Старинным шрифтом имена, А также лица высекались. Иль наносились письмена”

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: (слайд 1) Нет народа, который не хранил бы памяти о своем прошлом. Мы, проживая на территории древнего народа, тоже должны знать его историю, его культуру. Мы должны чтить и уважать ту землю, которая стала для нас Родиной. На прошлых уроках мы начали говорить о культуре первобытного строя. О том, как зарождались первые архитектурные строения из камня; как человек, используя охру и сажу, пытался запечатлеть тот мир, который его окружал.

Следы пребывания древних людей найдены и на территории Хакасии. Самая древняя, открытая археологами, стоянка относится примерно к 100-35 тыс.летнему возрасту. Люди, населявшие Хакасско-Минусинскую котловину, прошли долгий путь: от палеолита до создания своей собственной культуры. Памятники этой культуры до сих пор стоят в хакасских степях, окруженные загадками и манящие скрытыми в них тайнами. (слайд 2). Надеюсь, многие из вас могут представить эпиграф к нашему уроку благодаря поэтам Хакасии. Какие стихотворения вы нашли о хакасских менгирах? (ответы учащихся)

3. Изучение нового материала.

Доклад учителя (презентация):

Представления древнего населения Хакасии о вселенной сложилось в неолитическую эпоху. Первые каменные изваяния относятся с позднему неолиту (начало III тыс. до н.э.), эта культура получила название Тазминской. Тазминцы почитали божества, культ неба, солнца, верили в добрых и злых духов, хозяина горы. Считалось, что граница обитания между людьми и божествами проходит у подножия горы, поэтому и символом вселенной являлась мировая гора, которая считалась священной. Отсюда возник культ камня. Тазминцы в карьерах добывали каменные монолиты и привозили их на место сооружения святилищ. Каменотесы и скульпторы обрабатывали эти камни и превращали в изображения божеств. Нередко на камне высекались рисунки, отображающие все три мира вселенной. В специальную яму ставились изваяния, как правило, личиной на восход солнца. Рядом с изваянием в яме, заполненной крупными камнями, сооружался жертвенник – алтарь, который затем освещался огнем и жертвоприношениями. В Хакасии известно множество каменных изваяний: Чалгыс-оба (Одинокий менгир), Ах-оба (Белый менгир) (слайд 3), Игир-оба (Кривой менгир), Апсах-оба (Старик менгир), Улуг Хуртуях тас (Большая каменная старуха) (слайд 4), скульптура с тремя ликами божеств.

В середине III тыс. до н.э наступает период медно-каменного века и на смену Тазминской культуре приходит культура Афанасьевская. (слайд 5) Именно в это время появляется обряд курганного захоронения. Покойник находился под небольшим земляным курганом, обложенный каменными плитами в виде круга. Погребенный ориентировался на запад или юго-запад, что, очевидно, было связано с культом солнца.

На рубеже III-II тыс.до н.э. население Хакасско-Минусинской котловины вступает в эпоху бронзы. На территории Хакасии получила распространение Окуневская культура. (слайд 6) Окуневцы оставили после себя замечательные произведения искусства. (слайд 7) Среди них каменные плиты с рисунками фантастических животных, изображения женщин на камне, кости и др. К окуневскому времени относится появление практической астрономии: создание календарей, четкое осознание природных циклов, формирование временных понятий.

В конце II тыс. до н.э. на Среднем Енисее сложилась новая Андроновская культура. Создатели этой культуры пришли сюда с запада и юга. Здесь они смешались. (слайд 8) Андроновцы являлись оседлыми людьми. Больших успехов достигли они в бронзолитейном производстве. В андроновский период заметно стало имущественное неравенство. Встречаются богатые и бедные захоронения.

На базе достижений культуры бронзового века возникла гораздо более высокая и пргрессивная культура населения Хакасско-Минусинской котловины – Тагарская.

В VII-III в.в. до н.э. наступила эпоха Тагарской культуры, сходная с культурой скифов. Начиная с этого времени в Хакасско-Минусинской котловине появляются большие курганы. (слайд 9) Один из них, известный под названием Кара-Курган, находящийся в абаканской степи, представляет собой насыпь высотой 4 м., которая обставлена 14 камнями, поставленными по углам и сторонам ограды. В ограде две могилы. В них бревенчатые срубы. (слайд 10) Недалеко от Кара-кургана был раскопан курган Узун-оба, несколько меньший по размеру. Монументальность сооружений и наличие в могилах золотых вещей дают основание предположить, что эти курганы принадлежат представителям племенной знати тагарского общества. Таким образом, в первой половине тагарской эпохи на среднем Енисее создается государство, которое китайцы называли Динлин-го.

Существование государства подтверждается материалами археологических раскопок Большого Салбыкского кургана, который является могилой человека, могущественнее которого 25 веков назад в здешний краях не было никого. (слайд 11)

Большой Салбыкский курган, расположенный в так называемой Долине Царей, один из самых величественных и загадочных памятников древней Южной Сибири, своего рода апофеоз строительства в Древней Хакасии. Это каменно-земляная пирамида высотою до 30 метров – место погребения одного из могущественных динлинских царей и членов его семьи. Памятник свидетельствует о могуществе и богатстве тагарского государства. (слайд 12) Основу этого грандиозного погребального сооружения составляют огромные каменные плиты, вкопанные на боку по квадрату со стороной 70 метров. В древности многотонные глыбы возвышались над уровнем почвы на высоту двух метров, а по углам и сторонам каменной ограды многочисленные вертикальные монолиты достигали в высоту шести метров. Вес камней из девонского песчаника от 30 до 50 тонн. Привезены эти камни за сотню километров с берегов Енисея.

На плитах Большого Салбыкского кургана по линиям значимых астрономических направлений, обнаружены знаки в виде кругов, полумесяцев, линий и других фигур, показаны моменты движения Солнца и Луны по “дуге”. Выявлено, что солнечные направления связаны в основном с вертикально установленными плитами, а лунные – с горизонтальными. Зафиксирована определенная значимость цветного спектра при сооружении ограды из каменных плит от светлых к темным тонам и наоборот.

В 6 км от кургана находятся так называемые Салбыкские ворота (слайд 13), являющиеся своеобразным пантеоном тагарских царей, которые представляют собой две вертикально установленные каменные плиты - менгиры, строго ориентированные по сторонам света. Узкими гранями они обращены на восток и на запад, а плоскими - на север и юг. Исходя из представлений народов Сибири о смерти и потустороннем мире, эти ворота должны указывать направление для душ умерших царей. Древние поверья гласят, что души умерших расходились по двум дорогам. Вход в нижний мир находился в стороне заката, а в верхний небесный мир уходила дорога в сторону солнечного восхода. Поэтому и ворота в долину, и в Большой Салбыкский курган обращены на восток, навстречу восходящему солнцу.

Однако Большой Салбыкский курган являлся не только древним храмом и астрономической обсерваторией. В результате исследований было выявлено, что Салбыкские ворота находятся на месте тектонического разлома. (слайд 14) Южная прямоугольная плита имеет положительный заряд (“мужской камень”), а северная округлая – отрицательный заряд (“женское начало”). На нем имеются тамги и овальное углубление от многочисленных прикосновений рук, приходящих сюда в древности для лечения людей. Это свидетельствует о том, что менгиры обладали исцеляющей силой, которую давала двухполюсная биолокационная аномалия, корректирующая нарушенное болезнью биополе человека.

С I в. до н.э. на территории Хакасии господствует таштыкская культура. В это время особенно развивается изобразительное искусство, достигается высокая реалистичность изображения животных и людей. (слайд 15) Об этом свидетельствуют уникальные петроглифы таштыкского времени, нанесенные все на тот же камень. Эти шедевры изобразительно искусства получили название Писаницы. (слайд 16) Известны Сулекская писаница, Подкуненская писаница, Боярская писаница, Боградская писаница. Представьте себе охотника или пастуха, смотрящего на окружающих его животных: вот корова, пасущаяся на лугу, (слайд 17) а вот стадо оленей, спугнутых каким-то хищником, (слайд 18) а вот орел, кружащий над своей добычей. Все это древний художник охряной краской оставил на камне, на вечном материале, который не может сгореть и разложиться. Только степные ветра обдувают его, сглаживая все неровности, но мы, потомки тех древних людей читаем эти надписи, и проживаем с их автором тот момент его жизни, который он запечатлел.

Что же объединяет все эти памятники? (слайд 19) Конечно же стоящий вертикально камень, который является для всех культур пространственным знаком. Трудно сыскать более архетипичную, укорененную глубоко в бессознательное форму. В беседах с местными жителями, русскими и хакасами, они неизменно сравнивали отдельно стоящий камень с фигурой человека, а стелы на курганных могильниках с “каменным народцем”. Стоящая вертикально стела прежде всего недвусмысленно указывает на пребывание человека в этом месте, а обозначать в каждом конкретном случае может разные по своему содержанию вещи. (слайд 20)

4. Практическая работа

.

Учитель: “На предыдущих уроках вы узнали, что существуют различные виды искусствоведческого анализа, с помощью которого можно понять замысел автора, чью работу мы рассматриваем. Сегодня я вам предлагаю выполнить практическую работу по анализу памятников Древней Хакасии, используя метод формального анализа”.

Учащимся предлагается поделиться на две группы: аналитики по архитектуре и аналитики по живописи; и, на основании увиденного и услышанного материала, проанализировать на выбор любой памятник Древней Хакасии. Каждой группе дается памятка с основными пунктами формального анализа.

Для анализа архитектуры.

  1. Предназначение и функция сооружения
  2. Размеры и соотношение с окружающей средой
  3. Избранный для строительства материал и особенности его образного осмысления
  4. План
  5. Общая организация пространства и масс
  6. Пропорции
  7. Светотеневая организация
  8. Соотношение с монументальной живописью
  9. Временная организация восприятия сооружения

Для анализа живописи

  1. Вид живописи.
  2. Изобразительная функция живописного изображения (оформление поверхности изображения).
  3. Размер изображения.
  4. Основа, на которую нанесено изображение.
  5. Техника, в которой выполнено изображение.
  6. Интерпретация линии, силуэта, пластики объемов, светотени.
  7. Выбор точки зрения.
  8. Организация правой и левой стороны изображения.
  9. Колорит.

5. Защита самостоятельной работы.

Предполагается, что от группы выступят 1-2 человека.

6. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомились с культурой древнего народа, населявшего территорию современной Хакасии. Узнали, какие памятники того времени сохранились до наших дней. Они дают нам представление о культуре и жизни людей той далекой эпохи и от этого те люди становятся нам ближе и понятнее.

Вы научились анализировать памятники древности, используя метод формального анализа. Эти знания пригодятся вам в дальнейшем для анализа и понимания других произведений искусства. Анализируя творение, вы сможете понимать замысел автора и специфические задачи эпохи, зашифрованные в произведении искусства.

7. Домашнее задание.

Придумать рассказ о жизни людей любой культурной эпохи Древней Хакасии, связанный с каким-либо сохранившимся памятником.

Приложение 1

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Туризм и отдых в Хакасии и на юге Сибири

Политика конфиденциальности

Используя данный ресурс, вы тем самым соглашаетесь с действующими принципами политики конфиденциальности, а именно:

Мы заботимся о конфиденциальности личной информации пользователей Сайта. Администрация Сайта не осуществляет сбор персональных данных или любой другой личной информации без согласия пользователей на предоставление данной информации через Сайт. Передавая свои персональные (личные) данные на Сайт или предоставляя их Администрации Сайта любым способом, Вы соглашаетесь на использование Администрацией Сайта Ваших персональных данных, включая сбор, хранение, использование, уничтожение данных с целью заказа, оплаты, доставки, возврата Товаров, ответа на вопросы, заявки, письма, адресованные через Сайт, обеспечения получения Вами информации о товарах и услугах, скидках и акциях, либо с иной целью, для достижения которой персональные данные были направлены Администрации сайта. Совершая покупку на Сайте, вы соглашаетесь получать электронные сообщения, SMS сообщения, звонки, уведомляющие Вас о статусе заказа, на указанные Вами при регистрации адреса электронной почты и номера телефонов. Если Вы не согласны с использованием ваших персональных данных, пожалуйста, направьте сообщение Администрации Сайта, в котором будет содержаться ваш отказ от использования персональных данных. При использовании Сайта автоматически собирается ряд технических данных, включая IP адрес, cookie, история посещений браузера и др. "Cookies" ("куки") – небольшой объем данных, отсылаемый Сайтом, который браузер Вашего компьютера сохраняет на жестком диске Вашего компьютера, например, данные о том, какие страницы Вы посетили, адреса сторонних интернет-сайтов, с которых совершен переход на Сайт. Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы он не сохранял "cookies". Администрация Сайта никому не передает конфиденциальную информацию и принимает все возможные меры для защиты данных от неавторизованного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения.

Мы гарантируем конфиденциальность предоставленных пользователями сведений и обязуется не передавать их третьим лицам. Исключением может быть согласие пользователя, либо случай, предусмотренный действующим законодательством.

www.khakasia-travel.ru

Все достопримечательности Хакасии - описание, фото, отзывы, что посмотреть в Хакасии.

Хакасские города не располагают старыми кварталами или многочисленными музеями, поскольку были основаны в советские годы, и все самые интересные места республики находятся далеко от них.

Основные достопримечательности Хакасии – это так называемые «места силы». Одно из них – Долина Царей, где находятся захоронения тагарских вождей. Салбыкский курган активно исследовался учеными в прошлом веке, но, как выяснилось, до ученых здесь побывали еще средневековые грабители. В долине проводятся шаманские обряды. Рядом с курганом находятся менгиры. Их два, один обозначает женское начало, другой – мужское, оба они формируют как бы ворота. Это тоже священное место, и между менгирами имеют право проходить только шаманы.

«Сундуки» – горная цепь, длиной почти в два километра, его часто называют «сибирским Стоунхенджем». Скалы, входящие в горную гряду, представляют собой естественные природные образования, хотя их необычная форма наводит некоторых не мысль, что в их создании участвовал человек. Про скалы ходит много легенд: они могут открывать проходы в другие миры и многие люди приобретают здесь способности к ясновидению. Так это или нет – судить уже самим туристам.

Хакасия еще и мир петроглифов, особенно много их в месте под названием «Сулекская писаница», там представлены изображения шаманских камланий. В заповеднике «Казановка» много наскальных рисунков, и там, помимо природных достопримечательностей, находится несколько хакасских поселений, целебные камни и священные скалы.

Туристы могут пройти по одной из «троп духов» и увидеть более двух тысяч памятников археологии.

www.tourprom.ru

Хакасия: достопримечательности | Культурный туризм

Республика Хакасия расположена в Южной Сибири в левобережной части бассейна Енисея, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Крупные реки — Енисей, Абакан, Томь, Белый Июс, Чёрный Июс, Чулым (последние четыре относятся к бассейну Оби). На Енисее — Саяно-Шушенская ГЭС и Майнская ГЭС.

Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной — к Китайской империи. Фактическое закрепление территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию. Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи. На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, когда пограничную службу стали нести казаки, произошло фактическое закрепление Хакасии за Российской империей.

В конце XIX века хакасы подразделялись на пятъ этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры. Россия дала сильный импульс для ускорения социально-экономического и культурного развития. Началось создание промышленности, освоение природных богатств, создание системы здравоохранения и образования.

В 70 километрах от Абакана, если ехать в направлении Сорска, находится Салбыкская долина, она же Долина царей и Долина духов. Цари — это торжественно захороненные здесь в незапамятные времена вожди тагарских племен. Сегодня в долине организован музей под открытым небом «Древние курганы Салбыкской степи». Большой Салбыкский курган археологи раскапывали и исследовали в середине XX века, тогда же и обнаружили, что он был разграблен еще в Средние века. Долина — охраняемая территория, но и место для проведения обрядов (что подтверждает официальная табличка). В пяти километрах от Большого кургана находятся так называемые «Шаманские ворота» — два менгира, мужской и женский. Оба считаются священными и простым смертным проходить между ними не рекомендуется. Сделать это может только шаман во время обряда. Горная гряда Сундуки, протянувшаяся на два километра в Ширинском и Орджоникидзевском районе Хакасии, занимает особое место в списках российских «мест силы». Сундуки называют сибирским Стоунхенджем, хотя пять скал-«сундуков» необычной формы — не рукотворные, а природные произведения.

Петроглифов в Хакасии не меньше, чем в Карелии. Самые значимые памятники — Сулекская писаница на севере республики, связанная с шаманскими культами, и Боярская писаница с разнообразными бытовыми сценами в Боградском районе. Наскальные рисунки можно увидеть и в заповеднике «Казановка» в Аскизском районе. Это, пожалуй, самое интересное место для тех, кого интересует подлинная народная культура. Казановка — музей под открытым небом, в котором сохраняется исторический ландшафт и исторический уклад жизни. На территории Казановки находятся шесть селений, две тысячи археологических памятников, четыре «тропы духов», воссозданный аал (традиционный поселок) со всеми типичными строениями, целебный камень Ах-Тас, священная скала Иней-Тас — в общем, путешествие по заповеднику будет полным погружением в хакасский мир.

culttourism.ru

Список объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Хакасия

№ п/п

Наименование ОКН

Местоположение ОКН

Границы территории ОКН

Зоны охраны ОКН

Защитные зоны ОКН

г. Абакан

1.                

Обелиск павшим коммунарам, сооружен в 1927 году в память о погибших за установление и защиту советской власти в Хакасии

ул. им. Павших коммунаров,

у кондитерской фабрики «Абаканская»

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

2.                

Братское кладбище воинов Советской Армии - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., умерших в госпиталях г. Абакана

Первое городское кладбище, ул. Тельмана

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

3.                

Здание, в котором в 1941-1942 гг. формировалась 309 Пирятинская краснознаменная Ордена Кутузова II степени стрелковая дивизия

пр. Ленина, 76

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

4.                

Здание, в котором с января по ноябрь 1924 г. размещался первый уездный революционный комитет Хакасии, руководимый большевиком Итыгиным Георгием Игнатьевичем

ул. Набережная, 4

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

5.                

Могила Тихонова В.Г. (1909 - 1976 гг.), Героя Советского Союза гвардии генерал-лейтенанта

3-е городское кладбище (Нижняя Согра)

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

6.                

Бюст Героя Советского Союза гвардии генерал-лейтенанта В.Г. Тихонова

3-е городское кладбище (Нижняя Согра)

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

г. Абаза

7.                

Обелиск в память о погибших в борьбе за установление советской власти девяти рабочим чугунолитейного завода

г. Абаза, центр города

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

8.                

Братская могила рабочих Абаканского железоделательного завода, убитых белогвардейцами в декабре 1919 года

г. Абаза, кладбище г. Абаза

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

г. Черногорск

9.                

Братская могила курсантов и инструкторов Бирмской военно-авиационной школы пилотов, погибших в годы обучения в 1942-1946 гг.

Городское кладбище

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

10.            

Братская могила курсантов Бирмской военно-авиационной школы, погибших в годы обучения

Городское кладбище

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

11.            

Братская могила 89 шахтеров, погибших в 1931 году

Сквер, ул. Советская

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

Алтайский район

12.            

Братская могила 27 партизан, погибших в бою с колчаковским отрядом под д. Очуры в ночь на 3 октября 1919 г.

с. Очуры, ул. Красных партизан, на окраине села

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

Бейский район

13.            

Дом, в котором с 1914-1916 гг. жила, находясь в ссылке, старейший деятель революционного движения России Стасова Е.Д.

с. Бея, ул. Щетинкина, д. 33

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

14.            

Братская могила крестьян, выступивших против колчаковского режима и расстрелянных в декабре 1918 года карательным отрядом

с. Новоенисейска,

ул. Ленина,

парк Победы

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

15.            

Братская могила участников отряда ЧОН, погибших 4 февраля 1921 года в бою с белогвардейской бандой Олиферова

с. Бея, ул. пл. Советов, парк Победы

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

16.            

Могила Бондарева Т.М. (1820-1898 гг.), ссыльного крестьянского философа страстного искателя правды, написавшего сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», которое в 1890 г. с помощью Л.Н. Толстого было издано на французском языке

с. Бондарево,

ул. 50 лет октября

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

17.            

Братская могила партизан и мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами в декабре 1919 г.

с. Новоенисейка,

кладбище с. Новоенисейка

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

Боградский район

18.            

Братская могила борцов, погибших за Советскую власть в 1920 году

пос. Цветногорск,

в поселке нет улиц

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

19.            

Бюст Бограда Я.Е., (1878-1919 гг.) - крупного пропагандиста, члена Енисейского губернского комитета РСДРП(б) и ЦИК Советов Сибири, расстрелянного белогвардейцами 10 мая 1919 года

с. Боград, ул. Новая, 18,

у дома Культуры

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

20.            

Могила Пономарева Ф.Г., первого председателя сельсовета, убитого кулаками 7 января 1937 года

с. Большая Ерба,

ул. Подгорная

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

Усть-Абаканский район

21.            

Могила Окулова Степана Кузьмича (1878-1949 гг.), производителя горных работ, открывшего в 1906 году залежи черногорского каменного угля

пос. Оросительный

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

22.            

Братская могила 12 воинов Советской Армии, погибших 12 декабря 1945 года при исполнении служебных обязанностей

пгт. Усть-Абакан,

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

23.            

Мемориал «Вечная слава» - 17 скульптурных монументов:

три стелы с барельефами солдат и матроса; стела «Нашествие»; стела «Сибирская атака»; танк Т-34; стела «Тыл фронту»; блиндаж; две зенитки 85 калибра, 1944 г. выпуска; стела «Преемственность поколений»; камень скорби «Слезы Хакасии»; стела «Победа»; могила неизвестного героя; стела «Братские могилы»; вечный огонь и скульптура «Родина-мать»; две стелы с именами погибших 1056 воинов «Никто не забыт, - ничто не забыто»

пгт. Усть-Абакан,

ул. Октябрьская

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

24.            

Братская могила советских воинов, погибших при крушении на железной дороге в октябре 1945 г.

пгт. Усть-Абакан

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

Ширинский район

25.            

«Целинник» - трактор Дт-54 - символический памятник мужеству первопроходцев, покорителей целины

с. Борец, ул. Гагарина

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

26.            

Братская могила коммунистов, активных участников борьбы за установление советской власти, встречавших 15 июня 1922 года продовольственный обоз для снабжения рабочих рудника «Коммунар» и зверски зарубленных шашками белогвардейской банды

пгт. Коммунар,

ул. Советская, сквер

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

27.            

Братская могила семидесяти партизан, расстрелянных и погибших в боях с колчаковским отрядом в марте 1919 года

с. Чебаки, ул. Центральная

Утверждены Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.01.2015 № 7 «Об утверждении границ и режимов использования территорий, границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Республики Хакасия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны»

Утверждены Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.01.2015 № 7 «Об утверждении границ и режимов использования территорий, границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Республики Хакасия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны»

отсутствуют

28.            

Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.

 

с. Чебаки, ул. Центральная

Утверждены Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.01.2015 № 7 «Об утверждении границ и режимов использования территорий, границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Республики Хакасия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны»

Утверждены Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.01.2015 № 7 «Об утверждении границ и режимов использования территорий, границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Республики Хакасия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны»

отсутствуют

29.            

Памятник покорителям целины

с. Джирим, ул. Кривцова

Разработаны

Разработаны

отсутствуют

r-19.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность