НОВОСТИ |
Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене? Как успокоиться перед выступлением на сценеКак не волноваться перед выступлением на публике: практические приемы«Как перестать бояться публичных выступлений?» — вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе. И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас. Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют. Почему мы боимся публичных выступленийВолнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины. Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией. Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений. Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:
Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии. Почему не стоит бояться выступать на сценеРазобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться. Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д. Бесстрашная публичная речь — ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:
Как побороть страх сценыВы можете убедить себя в том, что публичные выступления полезны, и ваша фобия частично отступит, но страх никуда не денется. Не нужно с ним бороться, он должен быть, чтобы публика получила от вас отдачу. Другой вопрос, что страх нужно контролировать и знать верные пути его преодоления. Ведь если вы будете сильно нервничать, то это испортит доклад. Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям:
Как успокоиться и держаться уверенным во время выступленияЕсли применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:
Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила. yourspeech.ru Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами. Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта). Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в оптимальное концертное состояние – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления. В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры, к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня). Физическая активность для общего тонуса артистаВ процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы. Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры. Как побороть волнение перед выступлением?Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте! Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянииЭто почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела. Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько! Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя. Упражнение 2. Ролевая подготовкаПри этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте! Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя. Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи, внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи). Мастера сцены советуют…Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив! Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам). Что делать непосредственно перед выходом на сцену?Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь). Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь. Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам! У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно. Автор – Алёна Лескова
music-education.ru Как не волноваться перед выступлением? Полезные советы«Как не волноваться перед выступлением на публике?» – это довольно актуальный вопрос для людей многих профессий и возрастов. Впервые мы сталкиваемся с подобной проблемой ещё в школе, вузе или на работе. И если в процессе учёбы страх выступлений перед одноклассниками доставлял всего лишь дискомфорт, то задания от начальства, где необходимо донесение определённой информации до профессионалов, вообще могли ввести человека в ступор. Но на самом деле боязнь презентаций перед публикой - то, от чего можно избавиться. Ниже мы подробно расскажем вам о том, как перестать волноваться перед выступлением. Итак, приступим. Причины боязни публичных выступлений. Детские фобииНа сцене волнение бывает разным. Но многие люди впадают примерно в одинаковое состояние, которое довольно трудно побороть: зрители превращаются в пугающую толпу, голос звучит как не свой, пересыхает во рту, трясутся коленки и руки. Чтобы понять, как не волноваться перед выступлением и преодолеть страх, нужно выяснить причины его возникновения. Первая из них зарождается ещё в детстве и является самой недооценённой. Когда маленький ребёнок впервые громко заговаривает в публичном месте, то один из родителей заставляет его замолчать. В последующем это преобразуется в фобию и человек на подсознательном уровне начинает бояться громкого изложения своих мыслей перед аудиторией. Когда голос у спикера зажимается, то это вызывает волнение и в итоге приводит к страху. Масла в огонь вполне могут добавить школьные учителя, которые принижают умения, и одноклассники, способные легко задеть чувства выступающего, не задумываясь о последствиях. Всё это провоцирует появление социальных фобий и страха перед выступлениями на сцене. Боязнь социумаВторая причина, по которой мы не можем сделать свою публичную речь бесстрашной, кроется в психологической составляющей страха. Раньше он был синонимом такого слова, как опасность. Подошёл к краю пропасти – испугался и отошёл, почувствовал холод – сразу занялся поисками источника тепла. Под действием ежедневных стрессов - учёбы, работы, политических и экономических потрясений в социуме - инстинкт самосохранения существенно изменился. Вследствие этого люди начинают волноваться в неоправданных ситуациях, в том числе во время публичных выступлений. Есть несколько причин, пробуждающих в них данный страх:
АгорафобияЭто последняя причина появления страха выступления перед аудиторией. Также она известна как боязнь толпы. В отличие от упомянутой выше боязни людей, этот страх намного глубже. Некоторые даже не осознают, что страдают подобным видом фобии. Проявить себяРазобравшись с тем, по какой причине появилась фобия к публичным выступлениям, необходимо убедить себя в том, что данного страха не существует и переживать не стоит. Люди, которые знают, как не волноваться перед выступлением, осознали одну важную вещь. Для них публичная речь – это возможность проявить лучшие стороны и оценить собственные навыки работы со слушателями. Это очень важно! Особенно для специалистов, чья деятельность связана с коммуникациями. В этом случае при плохо развитых навыках общения у них ухудшается настроение, появляется дискомфорт, падает производительность и т. д. Польза выступленийБесстрашная речь на сцене является ключом к уверенности в себе. Если тренировать навыки с помощью изложения мыслей перед аудиторией, то вскоре они станут автоматическими. Со временем исчезнет и дискомфорт при общении с людьми. Какие же полезные аспекты можно получить, выступая публично? Ниже мы их перечислим:
Как не волноваться перед выступлением на сцене и побороть страхКонечно, можно убедить себя в том, что произнесение речи перед людьми полезно. Фобия немного отступит, но сам страх никуда не пропадёт. Не стоит с ним бороться. Он должен присутствовать, чтобы аудитория получила от спикера отдачу. Только вот страх необходимо контролировать и знать надёжные способы его преодоления. Ведь если сильно нервничать, то доклад будет испорчен. Ниже мы приведем несколько советов, которые помогут справиться с боязнью выступлений. 1. РепетицияУделите достаточное количество времени подготовке к речи. Нужно чётко понимать, что говоришь, и никогда не доводить знание текста до полного автоматизма. В этом случае можно легко его забыть, как только возникнет стресс. Необходимо досконально изучить тему выступления и проникнуться сутью для лучшего понимания. Кроме того, надо иметь представление о том, как преподнести текст публике. Спикеры, которые знают, как не волноваться перед выступлением, обязательно прорабатывают данный аспект. Они понимают, насколько важна репетиция каждого шага публичной речи. Именно так к оратору и приходит уверенность на сцене. Существует условное правило: на одну минуту выступления затрачивается час репетиции. 2. Чёткость речиДоклад необходимо делать в умеренном темпе. Дыхание должно быть ровным. Если тараторить, то зрители начнут думать, что спикер не заинтересован в теме и стремится как можно быстрее закончить дискомфортное для него выступление. Гласные и согласные звуки нужно произносить чётко, без проглатывания. Также важно очистить свою речь от слов-паразитов, особенно проскальзывающих в паузах. Последние не должны быть слишком длинными. В противном случае у зрителей сложится впечатление, что спикер забыл свою речь. 3. Актуальность темыНужно заранее узнать состав аудитории и выяснить, какая информация их заинтересует. Также стоит подумать о том, как вовлечь зрителей в процесс выступления. Ведь любая тема легко освещается с разных ракурсов и можно выбрать именно тот, что будет актуален для аудитории. Поэтому лучше предварительно попросить у организаторов выступления списки гостей и изучить сферы их деятельности. А дальше всё просто – нужно связать свою тему с их работой, сформулировав главные тезисы доклада. 4. Разговор с аудиториейЧтобы создать для себя и зрителей комфортную атмосферу, можно завести диалог перед началом публичной речи, поговорить с присутствующими на отвлечённые темы. После установления контакта с аудиторией стоит плавно перейти к своему докладу. Это поможет избавиться от волнения. Да и зрители станут намного раскованнее. 5. Смещение фокуса вниманияНаходясь на сцене, надо спросить себя: «Для чего я здесь стою?» Волнение появляется как раз тогда, когда спикер обращает внимание на себя, то есть думает, как он выглядит, как звучит его голос и т. д. От подобных мыслей стоит избавляться. Ведь оратор выходит на сцену не для того, чтобы показать себя, а для того, чтобы донести до аудитории полезную информацию. Подобная установка поможет преодолеть беспочвенную фобию. Как не волноваться перед выступлением и держаться уверенноБывает так, что применить перечисленные выше советы не получается из-за слишком близкой даты мероприятия. При этом фобия может не давать человеку покоя. Если нельзя от неё избавиться, то стоит воспользоваться следующими приёмами:
Лекарства от страхаМногие начинающие спикеры задумываются о том, что выпить перед выступлением, чтобы не волноваться. Пожалуй, самым распространённым успокоительным является валериана. Но здесь больше работает психологический эффект. Поэтому мы не советуем пить какие-либо лекарства перед презентацией. Улучшайте свои коммуникативные навыки - и со временем страх исчезнет. ЗаключениеТеперь вы знаете, как перестать волноваться перед выступлением на сцене. Обязательно воспользуйтесь полезными советами из этой статьи. Они помогут преодолеть страх, и бесстрашная речь перед слушателями станет вашей привычкой. После этого вы уже никогда не будете задаваться вопросом о том, что делать, если волнуешься перед выступлением. Впервые почувствовав уверенность перед аудиторией, вы поймёте, что имеющаяся фобия отступила, а жизнь стала намного раскрепощеннее и прекраснее. fb.ru Волнение перед выступлением: как справиться, успокоиться перед началом выступленияЛюбой человек испытывает волнение перед выступлением на публике. Будь то экзамен, соревнование, выступление со сцены, или встреча на собеседовании для получения нужной работы в качестве будущего сотрудника компании или места в учебном заведении в качестве студента. А может — это встреча с той (или тем), в кого Вы очень влюблены… Первое, что нужно понять читателю данных строк, что волнение перед выступлением — состояние не только абсолютно нормальное, но и… необходимое. Наверное, мне лучше не «тянуть резину», а сразу ошарашить Вас с самого начала… Как успокоиться перед началом выступления на публикеВ самом начале Вы должны глубоко понять следующее: Не стремитесь снять чувство волнения, убрать «мандраж», избавиться и побороть страх! Я даже более скажу: Бойтесь публичного выступления так сильно, как только можете, пусть Вас «трясет», ноги будут «ватными», а руки холодными и мокрыми на ощупь, и дрожат! И я буду уверен за Вас на все 100%, что Вы выступите на людях лучше, чем Вы могли бы себе представить. Верьте, «провала» не будет. Потому что Вы полностью мобилизованы, в Вас подстегивает и собирает воедино все сознание — чувство волнения и беспокойства. Будем считать это чувством контролируемой тревоги! Волнение способствует усиленной единой работе ума, чувств и тела. Тогда ни одна «мышь» мимо не проскочит. Почему мы волнуемся перед публичными выступлениями?Основными причинами волнения перед выступлением на публике могут быть: Завышенные ожидания и завышенная оценка значимости данного события. Часто обычному выступлению длительностью 3 – 5 минут мы предаём огромную важность и, если что-то пойдёт не так, то после этого произойдёт страшное. Сам шанс выступить мы сравниваем с выступлением перед президентом или в суде, где на кону наша свобода. Важно научится объективно оценивать важность такого события. Прошлый негативный опыт публичных выступлений. Если в прошлой аналогичной ситуации вы очень разволновались или потерпели поражения, то и в данной ситуации вы будете переживать те же эмоции. Постарайтесь забыть то, что было с вами в прошлой ситуации и начните всё с чистого листа. Ошибочное убеждение, что аудитория, в которой придется публично выступать изначально настроена враждебно. Это не так. Люди относятся к выступающему по меньшей мере нейтрально и поначалу дают выступающему определенный кредит доверия. Конечно, бывают изначально негативно настроенные слушатели, но они критикуют всех, не только нас и по ним не стоит судить обо всех слушателях. Страх забыть заготовленную речь. В этом случае необходимо заранее прорепетировать своё выступление и составить план, чтобы не растеряться перед аудиторией. Боязнь дополнительных вопросов по данной теме. В данном случае важно понимать, что невозможно знать абсолютно всё и, если вам зададут дополнительный вопрос, на который вы не знаете ответ, можно обратиться с этим вопросом к самой аудитории. Это будет искренне с вашей стороны и честно. А в выступлении главное — это доверие выступающего к аудитории. Неопытность оратора. Это можно исправить только систематически выступая перед разными аудиториями и с разными темами. Практика — это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать. Как справиться с волнением перед выступлениемБуду излагать факты по порядку значимости. Во-первых, Вы уже знаете, что волнение и страх — нормальные вещи, которые помогают Вам быть собранным. Ни в коем случае не принимайте никаких успокаивающих медикаментозных средств, чтобы подавить страх, потому что Вы не сможете достичь целей Вашего выступления! Тогда не будет эмоционального заряда нужной мощности. Во-вторых, у Вас должна иметься четкая цель выступления, которые Вы раскрываете в подпунктах (задачах). Заранее заготовьте план выступления из нескольких пунктов, например:
Здесь многое зависит от тематики рассматриваемого вопроса. В-третьих, к выступлению нужно готовиться заранее по возможности. Не придумывайте ничего искусственного, берите факты из жизни! Держите в голове краткий план. Самое главное, что я хотел Вам передать — признайтесь, что Вам страшно Самому Себе! Проникнитесь страхом, и Вы не заметите, как он исчезнет. Советы и рекомендации по ведению подготовки и выступлению на людяхОсознавайте причины вашего страха. Их может быть много. Попробуйте выполнить следующее упражнение: вспомните свое предыдущее выступление, сосредоточьтесь на звуках, деталях, почувствуйте изменения в вашем организме. Подумайте с кем и чем связано ваше волнение: с самим собой или со слушателями. Далее работу постройте по тем направлениям, которые вызывали у вас проблемы. Поймите, что за допущенные ошибки вас не уволят с работы и не посадят в тюрьму, если предположить, что это — самое страшное. Заранее составляйте план выступления, логически построенного и тщательно продуманного. При его составлении, а это — основа вашего выступления, необходимо проанализировать литературные источники, выбрать из них три–четыре и изучите их внимательно. Во время чтения необходимо сделать выписки с указанием страниц. Найдите в литературе общие положения и то, что их отличает, отметьте это в плане. Хорошо, если это будет развернутый план. Представьте себе одного из слушателей, поставьте на его место себя и подумайте, что он ждет от вашей лекции, в чем нуждается и чем заинтересуется. Проанализируйте свой план с его позиции: что будет непонятным, неинтересным, а чего может не хватить. Предусмотрите потребности ваших слушателей, это поможет наладить продуктивное взаимодействие. Лучше, если текст выступления будет состоять из логических блок-схем. Основные мысли выделите цветом, оформите на пронумерованных карточках небольшого размера. Не стоит буквально понимать высказывание «читать лекцию». Во время выступления необходимо установить зрительный контакт. Это поможет удержать внимание слушателей, следить за реакцией на ваши слова. Тогда вы будете иметь возможность на чем-то остановиться подробно и получить обратную связь. Перед выступлением попробуйте представить себе в деталях ваше идеальное выступление: как будете выглядеть, что говорить, как себя будут вести слушатели. Сценарий должен быть выстроен в позитивном ключе. Постарайтесь почувствовать радость и удовлетворение от прекрасно сделанной работы. Подумайте, что может вызвать вопросы и особый интерес у аудитории. Если используется какая-то терминология, приготовьте словарик и постарайтесь перевести сложные понятия на более простой язык. Один мудрый человек сказал, что «талант настоящего профессионала состоит в том, что он может рассказать просто о сложном». Продумайте, как можно интонационно украсить вашу речь. Используйте свои сильные стороны: эрудированность, чувство юмора, начитанность. Манеру выступления выберите комфортную для аудитории. Тон «всезнайки» может раздражать слушателей. По ходу выступления можно задавать вопросы, которые будут активировать внимание слушающих, если вдруг вас перестанут слушать: «Вы согласны со мной?», «Вы добавить что-то хотите?». Очень эффективен прием использования интересных примеров, шуток. Позаботьтесь о своем внешнем виде. Взлохмаченный лектор с кругами под глазами после бессонной ночи, в мятой одежде вызовет лишь жалость. Одежда должна быть комфортной, аккуратной, лучше в классическом стиле. Макияж у женщины желательно должен быть естественный, мягкий. При выборе украшений учитывайте уровень доходов вашей аудитории и социальный статус. Если перед выступлением вы все же почувствовали волнение, погуляйте 5 минут, пройдитесь быстрыми шагами. Во время выступления постойте, выпрямив руки по бокам, почувствуйте, как напряжение «утекает» в пол, пошевелив при этом кистями. Хорошо проверенный прием – глубокое дыхание. Подышав несколько минут, вы почувствуете, как ваш организм «проветрился» и расслабился. Умение логически, красиво строить выступления приходит с опытом. Используйте любую возможность участия в различных мероприятиях. А ваша подготовка, доброжелательность и естественность будут залогом ваших успешных выступлений. Видео по темеКак успокоиться перед началом выступления, преодолеть страх и волнениеШкола голоса «Говори» от Strepsils. Курс «Практика». Публичная речь с Радиславом Гандапасом. Часть 1: На раз, два, триВидеоканал «USPEHTV». Радислав Гандапас расскажет о структуре публичной речи. «Делай раз, делай два, делай три!» Можно ли уложить в четкий строгий и короткий алгоритм сложные управленческие навыки? Можно! Лучшие бизнес-тренеры России проводят мини-тренинг в эфире канала Успех. За 23 минуты участник тренинга, а с ним вместе и все зрители канала, получат инструмент управления, который они гарантированно сразу смогут применить в своей работе — на раз-два-три. Методы преодоления волнения во время выступления. Радислав Гандапас. Часть 2Видеоканал «USPEHTV». 90% людей, вынужденных выступать публично, жалуются, что больше всего им мешает страх перед аудиторией, волнение, неумение справиться со своими эмоциями. Радислав Гандапас объяснит природу волнения перед выступлением, убедит, что волноваться полезно — и покажет некоторые техники преодоления волнения. Источник:
alcostad.ru Как успокоиться перед выступлением на сцене перед публикой — ЧТДВадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды — когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, — работает», — рассказал он ЧТД. Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты — генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат. Вадим Курилов —владелец PR- и рекламного агентства, тренер, преподаватель, создатель серии тренингов «Подготовка эффективного выступления». Ведет передачи на радио Рост FM, блог в Instagram и страницу в Facebook. Расслабить тазовый поясЯ работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей. Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» — «отпусти себя», убери лишнее напряжение.
Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так: 1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» — это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» — не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе. 2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться. 3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно. Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете — Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения». Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» — нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух. Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе. Поза и голос — это ваш выборЕще один секрет, чтобы не нервничать — устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед. Колени должны быть мягкими — не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго! Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, — это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит — нижний регистр. Потом это происходит автоматически. Мужчины часто говорят — зачем мне верхи, для чего мне пищать? Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом — а потом говорят, что даже петь стали по-другому. Немцы и русские не умеют расслаблятьсяНачинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь». Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было — я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства. У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы». Жизнь — боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти». Надо ли представлять, что все в зале голые?Публика — это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник — тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» — вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком. Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх — это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние. Чем заняться мозгу, пока ты говоришьКонечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие — мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял. На самом деле... — кстати, это мое самое жуткое слово-паразит. И когда оно выскакивает, я всегда стараюсь исхитриться и сделать вид, что я на самом деле употребил это слово! Да, это такой прием — вовлечь человека в процесс, вдруг сделать паузу и прокомментировать свою речь. Это небольшая удобная перебивка. Но важно после этой перебивки не забыть, о чем ты говорил. Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много. Найти несчастную жертвуЗаучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать. В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона. Включить сценариста и режиссераПотренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон — то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать. Второй вопрос — цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру — какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, — другая; если к прессе — задача в том, чтоб они хорошо написали. Что почитать?«Освобождение голоса» Кристин Линклейтер Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет, как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом. «О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору. «Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию. Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель — получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить — как он называется. Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события — исходное, основное и завершающее. Исходное событие лежит вне территории «пьесы» — что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой — от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет! Основное событие (кульминация) может быть разной — основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма — если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась. Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части. Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике. Куда девать руки и как плакать на сценеЕсли вы тот человек, который постоянно напряжен, — ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям. Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? — не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион — надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена — это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь. Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели. После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал — когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!» 4td.fm Как не волноваться перед выступлением на публике:приемы и секретПриветствую вас, дорогие любознательные друзья!Сегодня я хочу поговорить о страхе. Но не о неком абстрактном понятии, а о конкретной боязни выступлений перед широкой аудиторией. Сразу скажу, если вы публичный человек или просто любите покрасоваться перед народом, не страшась выделиться из серой заурядной массы, можете дальше не читать. Скорее всего, вам будет неинтересно. Всех остальных я постараюсь научить, как не волноваться перед выступлением на публике, и вы сможете в полной мере проявить свое ораторское искусство и прочие актерские таланты. Моя историяМои страхи начались еще в раннем детстве. Обладая прекрасной памятью, я быстро запоминал детские стихотворения и отлично их декламировал перед родителями. Но в дошкольном учреждении меня считали чуть ли не умственно отсталым. А все из-за того, что вся моя память куда-то улетучивалась, стоило мне только встать перед сверстниками. Я до дрожи в коленках боялся выступать. В школе мои злоключения продолжились. Выученный назубок параграф домашнего задания моментально забывался под взглядами одноклассников. Спасали только письменные упражнения, где я мог без страха проявить свои способности. В институте я с неприкрытой завистью поглядывал на сокурсников, без запинки произносящих длиннющие монологи со сцены самодеятельного театра и срывающих аплодисменты многочисленных зрителей. «Вот бы и мне так!» — эта мысль не покидала меня и стала некой идеей-фикс. Я решил во что бы то ни стало справиться с волнением и стать успешным оратором. Психологические исследования помогли понять, как перебороть страх, и теперь я хочу поделиться своими знаниями с вами, мои нерешительные друзья. Причины страхаЧтобы наилучшим образом избавиться от рассматриваемой фобии, я рекомендую сначала хорошенько поразмыслить, чем именно она вызвана. Установив реальные причины возникновения этой иррациональной боязни публики, вам будет намного проще определить, как справиться с беспокоящей проблемой:
По этому поводу вспомнился анекдот. На довольно нудной лекции в медицинском институте профессор регулярно будил засыпающих студентов фразой: «Чтобы не забеременеть, нужно…», после которой, как ни в чем не бывало, продолжал скучное занятие. По окончании урока один из будущих врачей поинтересовался, что же следует делать, чтобы избежать нежелательного зачатия. «Пейте обычный чай!», — ответил лектор-юморист. Студент решил уточнить: «До или после полового акта?» Представьте разочарование аудитории, когда изобретательный профессор сказал:«Вместо!» Мои рекомендацииИтак, вы решили овладеть ситуацией и навсегда обуздать свои страхи перед публикой! Хотите узнать, какие приемы для достижения поставленной цели использовал я? Тогда читайте дальше и пользуйтесь моими рекомендациями: Убедите себя в иррациональности страха перед аудиториейКакой бы многочисленной она не была, никакая неизлечимая болезнь, ни тем более смерть вас не постигнет из-за пары оговорок или досадных ошибок при выступлении. Худшее, что может ожидать неудачливого оратора – это снисходительные улыбки нескольких слушателей. Но даже если вас освищут и с позором препроводят со сцены, никто не умрет. Не зацикливайтесь на своих опасениях, тем самым многократно усиливая ихСоветую вам визуализировать страх, представив его в виде некоего автоматического прибора с рубильником. Подойдите к нему и резко поверните выключатель в нейтральное положение. Чувствуете, как непередаваемый ужас перед публичным выступлением постепенно улетучивается, придавая уверенности и непреодолимого желания блеснуть ораторскими способностями? Я рекомендую использовать эти мои секреты, и благодарная аудитория взорвется оглушительными аплодисментами после вашего триумфального ухода со сцены; Также поможет освободиться от фобии представление пугающей вас многоликой массы народа в нечто трогательное и вполне безобидное. Идеально подойдут знакомые мультипликационные герои или симпатичные крошечные котята. Срабатывает и прием, проверенный подавляющим большинством начинающих артистов, который заключается в мысленном раздевании зрителей в зале. Обнаженный человек сам нуждается в защите, а, следовательно, не причинит вам существенного вреда; В процессе выступления очень важно не утратить внимание публикиГолос является основным инструментом, влияющим на настроение слушателей. Разумеется, орать благим матом вас никто не заставляет, однако, изменения тембральной окраски пойдут на пользу. Выдерживайте уместные паузы, чередуйте различные интонации, и вас станут слушать. Для подчинения аудитории предложите выполнить какое-либо элементарное действие, наподобие одновременного поднятия рук. Чувствуйте настроение каждого отдельного зрителя. А лучше выберите одного, вызывающего наибольшую симпатию, и при выступлении обращайтесь именно к нему, представляя близким другом. Общение с приятелями не таит в себе никакой реальной угрозы. Советую мысленно превратить пугающее вас публичное выступление в задушевную товарищескую беседу, и результаты порадуют; Если, несмотря на прилагаемые усилия, вы все же страшитесь выходить на сцену, отвергая даже мысль остаться один на один с многоликой аудиторией, следует ожидать панической атаки. Бороться с таким своеобразным протестом организма против стрессовой ситуации можно чередованием коротких вдохов с продолжительными выдохами совместно с самовнушением. Постарайтесь убедить себя в отсутствии реальной опасности, используя предыдущие советы. С улыбкой и веселой песней взгляните в лицо своему страху, преуменьшите его до размера горошины, которую легко спрятать в коробочку, и тогда осознаете, как справиться с ситуацией без помощи профессионального психоаналитика. Надеюсь, я смог вас убедить, что выступать на публике вовсе не страшно. Проверьте практикой приведенные рекомендации, и все получится! Советы начинающим ораторам
Рекомендуемые книги и курсы по теме выступления на публикеВидео от Радислава Гандапаса: как не волноваться перед выступлением на публикеИспользование перечисленных советов, разумеется, после длительной практики, позволит вам стать настоящим оратором и навсегда побороть неоправданный страх перед выступлениями на публике.Надеюсь, вы оцените мою помощь, поделившись статьей в социальных сетях! Обновления моего блога ждут вас после подписки, а я с нетерпением жду новых встреч со своими преданными друзьями! formula-success.ru 11 способов успокоиться перед публичным выступлениемЛюди в зале не видят, как вы себя чувствуете, он видят только как вы выглядите и ведете себя. Первое публичное выступление у Дарлин Прайс состоялось, когда ей было 15 лет. Она рассказывала о книге «Большие надежды» (Чарльза Диккенса) в 10 классе на уроке по английскому языку, который вела миссис Уивер. Она сильно нервничала и чувствовала, как дрожат ее руки, бьется сердце, трясутся коленки, вспотели ладони. Она стояла перед классом, и стоило ей посмотреть на своих одноклассников (33 человека), она замерла. Время шло, слышались хихиканья. Миссис Уивер попросила 15-летнюю Прайс начинать выступление. Как только ее глаза встретились с глазами слушателей, все проявления нервозности исчезли, но не потому, что она стала спокойной, а потому что ослабела. Через три десятка лет Прайс, автор и коуч по коммуникациям, автор книги «Хорошо сказано», президент компании «Well Said» (ведущая компания по обучению навыкам публичных коммуникаций), вспоминает, что едва могла стоять, когда тогда выступала». Прайс говорит, что этот опыт в школе помог ей осознать, что для хорошего выступления не нужно избавляться от нервного напряжения, эмоций. Нужно управлять ими, чтобы эффективно общаться с аудиторией. Она также поняла, что то, что она осознала в десятом классе^ не является чем-то особенным. Фактически, исследования показывают, что страх публичных выступлений стоит в топе списка человеческих страхов. «Процентное соотношение варьируется в разных исследованиях, но справедливо сказать, что большинство из нас нервничают перед публичным выступлением», — объясняет она. «Как спикеры, мы часто боимся, что потерпим неудачу, растеряемся, нас буду критиковать, осуждать, сравнивать или отвергнут». Физически мы нервничаем, беспокоимся, могут появиться такие симптомы: учащенное сердцебиение, тошнота, дрожащий голос, заикание, головная боль, головокружение, одышка, во рту пересыхает, начинаешь краснеть, коленки дрожат или можно даже упасть в обморок. Но кроме угрожающего списка симптомов есть и хорошие новости. От того, что нервничаешь, не возникает негативных последствий. «Трюк состоит в том, чтобы не показывать эти проявления». Слушатели не видят, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядите и ведете себя. Поэтому стоит научиться выглядеть и вести себя спокойно, уверенно и невозмутимо. Это именно то, что люди воспринимают и во что верят. Далее перечислены 11 способов, как успокоиться перед выступлением:Подготовьтесь«Изучите тему своего выступления заранее, тщательно подготовьте свою речь. Вы должны хорошо знать тему своей презентации», — советует Прайс. «Запомните правило шести «П»: тщательный Процесс Подготовки и Практика Предопределяют Превосходное Публичное выступление», — говорит она. «Прокрастинация приводит только к еще большему беспокойству». Изучите место своего выступления«Не ждите, пока выйдете на сцену. Может так оказаться, что баннер закрывает половину аудитории от вас или с техникой возникнут проблемы. Или вдруг выяснится, что во время вашего выступления будут сервировать ужин», — говорит коуч по публичным выступлениям Иан Канлифф. Изучите место своего выступления заранее, проверьте расписание и график выступлений, проверьте оборудование до начала мероприятия. ПрактикуйтесьНет лучшего пути успокоить себя и быть уверенным в успешном выступлении, чем прорепитировать презентацию вслух, со слушателями, если возможно. «В идеале запишите эту репетицию и просмотрите», — говорит Прайс. Визуализируйте свой успех«Спортивные псхилоги доказали, что способности атлетов визуализировать свой успех повышают шансы на победу», — говорит Прайс. – «Перед вашим следующим выступлением прокрутите его мысленно. Представьте, как вы говорите с уверенностью, как слушатели позитивно реагируют». Изучите своих слушателей.Соберите справки заранее, чтобы узнать, что люди надеятся услышать от вас, — говорит Канлифф. – «Стоит приехать пораньше и поговорить с несколькими участниками мероприятия об их ожиданиях. Таким образом, у вас будет инсайдерская информация и дружелюбные лица в аудитории, вы сможете фокусироваться на них во время своего выступления». Прайс соглашается: «Разговор помогает успокоиться, создать связь с аудиторией, выступать для людей, а не просто на людях». Практикуйте позитивное мышление.Замените негативные мысли аффирмациями. Не зря это слово происходит от латинского affirmare – «сделать устойчивым, укрепить», — говорит Прайс. – «Скажите себе: «Я энергичный спикер», «я полный энтузиазма и обаятельный», «Я подготовлен и уверен в себе». Как однажды сказал Генри Форд: «Если вы думаете, что можете, или вы думаете, что не можете – вы правы в обоих случаях». Делайте разминку и глубоко подышите выступлениемНайдите заранее место, где бы вы могли размяться или присесть пару раз. Или пройдитесь бодрым шагом по залу. «Это избавит тело от чрезмерного напряжения», – объясняет Прайс. – «В дополнение сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхайте медленно через нос, считая до трех, выдыхайте медленно через рот на четыре счета. Глубокое дыхание наполняет мозг кислородом». Три правды о публике: помните об этомПервая:Они верят, что вы эксперт, поэтому не говорите им, что это не так. Вторая:Они хотят следовать за вами, значит, они на вашей стороне. Третья:Они не знают, когда вы делаете ошибку, поэтому не говорите им об этом. Выучите начало речиВ начале выступления часто происходит выброс адреналина. Заучите первые несколько первых предложений вступительной речи, чтобы во время выступления не думать об этом. «Это даст вам возможность начать уверенно и произвести соответсвующее впечатление вместо нервозности», — говорит Прайс. УлыбайтесьПри искренней улыбке в мозг выделяются вещества, которые успокаивают нервы и создают ощущение, что все хорошо. Плюс это показывает публике, что вы рады их видеть и полны энтузиазма. Удостоверьтесь, что вы не выглядите нервнымСпикеры, которые просматривают видеозапись своих выступлений, почти всегда говорят: «Надо же, я не выгляжу нервным, хотя ощущал себя именно так». «Помните, публика не видит, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядете и ведете себя», — говорит Прайс. Когда как спикер вы спокойно и уверенно выступаете (или хотя бы делаете вид, что вы так себя ощущаете), вы зарабатываете себе много очков: вам верят, вы нравитесь публике. «Когда вы в состоянии совладать с нервами, взять микрофон и создать связь с публикой, вы повышаете во много раз свои карьерные возможности», — заключает Прайс. Поделиться с друзьямиcomments powered by HyperCommentspronetworking.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |