Детское экологическое движение "Зелёная планета". Кто такой эколог для детей


Экология для детей. 15 способов, как рассказать детям об экологии.

Друзья, я хотела с вами поделиться своими рецептами, как можно естественным образом рассказывать детям об экологии.

На мой взгляд, экологичный образ жизни —  это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг. И старается устроить свою повседневную жизнь, не вступая в противостояние с природой и нашей планетой, насколько это возможно.

Сегодня я хочу поговорить про наших малышей, как можно с любовью передавать  им знания экологии простым образом.

Экология для детей

1. Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак.

Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела: утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь, и кормим птиц, что любят делать все дети! 🙂

Экология для детей — делаем кормушки для птиц 

2.Сортировка мусора.

Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек.  Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.

3.Утилизировать отходы

Моя мечта и цель на будущее, чтобы от от нашей семьи не  оставалось мусора, то есть максимально утилизировать свои отходы. Как можно это сделать? Способов очень много! Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Пищевые отходы использовать в компост.

И, конечно, рассказывать об этом детям,  для чего мы это делаем, почему важно не оставлять после себя мусора. Детям нужно знать, куда попадает мусор, если его не сортировать и выносить кашу из отходов в мусорный контейнер.

Если сами родители сортируют и утилизируют мусор, который производят, то ребенок будет понимать, почему нужно это делать.

Конечно, многие сейчас скажут мне: «Наташа, ну вы живете в своем доме, вам легко это реализовывать. А нам что делать, мы живем в квартирах, куда мы должны пищевые отходы закапывать? И где бумагу сжигать?»

Друзья, я обязательно напишу в отдельной статье, как можно справиться в квартире с сортировкой и переработкой своего собственного мусора. Но сейчас я хочу сказать, все возможно, если есть желание. И трудности  существуют только в нашем сознании. Используйте стратегию «шаг за шагом», ведь можно начать с того, что уже получается, и делать это! Для начала, можно сортировать отходы на органические и нет, это уже огромный шаг.

4.Собирать макулатуру и сдавать.

Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу.

А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. Самое главное рассказать малышам, для чего мы это делаем. Еще есть отличный вариант творческих занятий: перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях, а то есть варим новую бумагу из старой.

5.Купить многоразовую сумку для магазина.

Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками. Ярослава у нас знает, что в магазин мы ходим с такой красивой сумкой, у нее есть своя маленькая эко-сумочка с жирафом. На Бали эко-сумки и корзинки продаются на каждом шагу. Да и в Москве, еще десять лет назад, мы проводили экологические мастер-классы, где рисовали на холщовых сумках, чтобы у людей было больше мотивации ходить в магазин без привычного пластика.

6. Многоразовая бутылка для воды.

Для воды, которую вы берете на прогулку, можно использовать алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. Деткам нравится иметь свою собственную бутылочку с водой. Я рассказала дочке, что мы покупаем такую бутылку, чтобы не множить пластиковые. И она согласилась со мной: «Да, мама, и мы будем вкусную водичку пить, которую папа из родника привозит. А не магазинную». 🙂

7. Собирать мусор.

Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся.

Наш дом находится среди рисовых полей где, несмотря на внешнюю красоту, много мусора в каналах субак. Гуляя по полям, на закате, мы берем с собой сумку, куда собираем мусор. Это происходит в процессе прогулки, естественным образом.

Мы много ездим с нашей дочкой по острову — на водопады, вулканы, пляжи, другие красивые места. И везде встречаем много пластика и оберток. Что мы делаем? Собираем этот мусор, по мере возможности. И дочка всегда участвует в сборах мусора.

Я рассказала дочке о том, что все происходящее вокруг нас является частью нас самих и нашего мира. И если этот пластик здесь валяется и мы его увидели, это тоже часть нашего мира. Вместо того, чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик хотя бы до мусорного ведра, а если есть возможность, то утилизировать.  У нас  есть выбор,  убрать пластик или оставить его тут. Что мы выбираем?

Недавно, приехав на красивый пляж, мы обнаружили огромное количество разбитого стекла. Наша дочка сразу побежала собирать стекло «чтобы никто не наколол ножки», как объяснила она. И я, хотя и беспокоилась, чтобы дочка сама была осторожна с острым стеклом, но в душе очень радовалась за мою маленькую защитницу земли.

8.Проводить уроки экологии для детей.

Как делаем это мы? Приглашаем школьников к себе домой и проводим для них уроки экологии, где рассказываем о сортировке и утилизации мусора. После чего ходим  собирать  мусор вместе.  И наша дочка тоже участвует в уроках, внимательно слушает информацию вместе с остальными детьми, вовлекается дискуссии. И конечно, собирает мусор со всей большой компанией, понимая, что делает что-то важное. 🙂

Для совсем маленьких деток можно проводить импровизированные уроки, например, в виде кукольного спектакля. Где цветочки просят их полить,  очистить от чьей-то брошенной обертки. Где главный герой убирает планету и делает это весело, задорно, попутно объясняя, что в чему.))

9.Сажать деревья и не только!

Посадить дерево около своего дома или развести цветник, это отличный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями.

Наша дочка уже весь огородик засадила семечками,  из которых выросли растения. Деревце манго, салака, папайи и, даже, кукуруза, которые выросли у нас в огороде, это дело рук нашей дочки. Ей нравится осознавать сам процесс. Вот она съела яблочко, достала косточки, потом выкопала ямку, посадила, полила. И через какое-то время вырос росточек, который потом превратился в деревце.

Как можно сделать это в городских условиях? Очень просто. Вы кушаете фрукты или овощи и рассказываете ребенку, как растет растение из этой косточки. Достаете косточку, моете, сушите. Естественно, все это делаете вместе с ребенком. А потом проращиваете косточку на балконе или подоконнике. Малыш наблюдает первые росточки. После чего пересаживаете росточек в лес. Не волнуйтесь, если что-то не получится, главное, пробовать  делать это.

10. Проращивать проростки.

Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это отличное интерактивное обучение для малыша, где на практике малыш видит, как растут растения. Проростки можно выращивать дома даже зимой. А тем более, что они полезны  и их можно использовать для приготовления пищи.Что можно проращивать? Чечевицу, нут, маш, овес, пшеницу и другое. Информации по этой теме много.

Мы с Ярославой часто проращиваем семена лотоса в нашем домашнем прудике. Лотос так удивительно проращивается.  Прямо в воде лопается косточка  и из нее появляется крошечный росточек, который начинает потихоньку расти. А семечко лотоса просто плавает в воде. Ярослава каждый день бегает к пруду и смотрит, не проросло ли  оно?

11.Играть в экологичные игры.

Конечно, это тоже тема отдельной статьи. В двух словах скажу так, не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. 🙂

Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков.  И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли.

Отличное тесто для лепки, разноцветное и вкусное.

Аппликации из соленого теста

12. Общаться с живой природой

Здороваться с землей и солнышком по утрам,  рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает.  Обнимать деревья. Передавать привет ветру. 🙂 Ярослава, просыпаясь, бежит в садик и говорит: «Здравствуй, земля», обращается к дому «доброе утро, домик».

Я рекомендую, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.

13.Создавать семейные традиции.

У каждой семьи могут быть свои собственные, регулярно совершаемые, большие и маленькие семейные традиции. У малыша, таким образом, формируются семейные ценности. А у семьи накапливается свой семейный устав.

Я жарю блинчики, а Ярослава уже знает и говорит: «Мамочка, первый блин для предков, а второй я отнесу домовенку». Вот такие у нас есть необычные традиции.

Я считаю, что ценность семьи необходимо растить и хранить, а также всячески подсказывать малышу, как это важно. Для этого нужно уважительно относится к членам семьи, чтобы малыш чувствовал, как родители уважают и любят друг друга. Маленького человечка нужно питать семейными ценностями, как цветочек водой. Семейные ужины,  поездки в какие-то волшебные места, общение с природой. Всегда делайте какие-то личные, только семейные соединения. Именно такие моменты остаются глубоко в памяти ребенка, и так чудесно, когда в сознании накапливаются ценности семьи, дома, взаимной радости и любви.

Также я советую рассказывать ребенку про его предков,  чем они занимались, какие достоинства у них были. Рисуйте вместе родовое дерево и желайте своим предкам всего самого доброго.

14. Придумать свой небольшой ритуал перед едой.

Пусть у кого-то это будет молитва, у кого-то момент тишины и благодарности земле за ее дары, а кто-то другой придумает что-то свое, доброе и красивое.

Мы можем поделиться своей песенкой, которую мы поем перед едой, взявшись за руки: «Спасибо солнце, спасибо земле, за то, что есть еда на столе. И пусть у каждого на Земле, будет еда на столе»

15. Кормить любых живых существ.

Конечно, почти все дети любят кормить .. рыбок, птичек, белок, собак и других живых существ. И это отличная традиция. Умение помочь и поделиться чем-то важным — это волшебное состояние любого человека. И для маленького человечка большой радостью является покормить птиц в парке, рыбок в пруду, налить молоко для бездомной собаки. Все это воспитывает в наших малышах любовь и заботу.

Экология для детей — кормим животных

Дорогие читатели, на сегодня я завершу свой список, как можно рассказать ребенку об экологии. Конечно, он может пополняться. Напишите в комментариях, как вы рассказываете детям об экологии,  есть ли в вашей семье свои экологические традиции? Очень буду рада услышать ваши истории.

До новых встреч, друзья, шлю лучики! 🙂

С любовью и благодарностью, автор блога Жизнь с мечтой — Наталия Любимова и дочка Ярослава.

life-with-dream.org

Кто такой эколог и как им стать?

Оглавление

Эколог - это уже не борец с зеленым флагом за спиной, а специалист, востребованный в самых разных сферах. Как становятся экологами и где может применить себя человек с такой профессией?

Что изучает экология

Само понятие «экология» появилось в XIX веке, когда не было еще химических заводов размером с полгорода, а о ядерных испытаниях не писали даже авторы-фантасты. Но проблема сосуществования природы и культуры была. Например, британские ученые, поразмыслив над проблемой вполне экологически чистого гужевого транспорта, определили, что к середине ХХ века Лондон будет переполнен лошадиным навозом. Но эта экологическая катастрофа не состоялась. В ХХ веке в Лондоне стали появляться автомобили. И через какое-то время ученые вновь забили тревогу: не навоз, так выхлопные газы.

Однако экология не стала лишь прагматической наукой о том, как не загрязнять место жительства человека. Экологи изучают несколько другое: отношения человека и природы. В этом плане экологические дисциплины оказываются шире биологических и химических. Экология ставит перед людьми большой вопрос - как должно обращаться с природой? Традиционный западный подход: менять и подчинять. Восточный - слушать и приспосабливаться. Конечно, разница достаточно грубая и поверхностная: ясно, что и в Китае, и особенно в Японии цивилизации достаточно сильно влияли на природу, равно как и в современных европейских странах население всё более бережно старается тратить отпущенные ему ресурсы.

В любом случае, задача эколога - определить грань, балансируя на которой, нам удастся одновременно обеспечивать развитие прогресса и не уничтожать ресурсы его развития. В первую очередь - биологические. Появилось даже понятие экологии человека, личного пространства. Это означает бережное отношение человека к собственным ресурсам и условиям жизнедеятельности.

Нельзя назвать развитие экологических дисциплин однозначно положительным явлением. Конечно, появились Красная книга и законы об охране окружающей среды, о защите животных и человеческих жизней от вредных выбросов промышленных предприятий. Идет борьба за чистый воздух и натуральные продукты, за снижение уровня канцерогенов и переработку отходов. Но при этом появляется и множество мифов, подчас опасных или как минимум невыгодных. Так, многие ученые полагают, что озоновая дыра - нелепая выдумка, а учение о парниковом эффекте - надувательство. Насколько это верно? Здесь мнения расходятся. В любом случае, оставаясь лишь обывателем, в этом почти невозможно разобраться. Именно поэтому изучение экологии как научной дисциплины сегодня - это в том числе и борьба за правду и освобождение от мифов, как «экологических», так и «противоэкологических».

Обязанности

Но, наверное, любовь к природе - это первый повод, чтобы выбрать профессию эколога. А уже затем приходит понимание того, что к деревьям, животным, воде и лесам нужно относиться со вниманием и ответственностью. Вы можете проводить акции по защите ближайшей лесопарковой зоны от пожаров, помогать на субботниках - а можете размышлять о том, как убрать из атмосферы дым какой-нибудь ГЭС, загрязняющий пространство вашего существования. Соответственно, вырисовываются два направления: гуманитарное и химико-технологическое. Проще говоря, если вы верите, что сначала нужно работать с людьми, которые загрязняют природу и истребляют животных, то это гуманитарный профиль; а если на уроках физики и химии представляете, как все эти знания применить для очистки воздуха - технический.

Сегодня специальность эколога - специальность именно техническая. В университетах на соответствующих факультетах изучают химию, физику, биологию, математическое моделирование.

Выпускники могут смело идти на любые предприятия, где руководство заботится не только о производительности дня сегодняшнего, но и о том, как работать лет через 20 - и дышать кислородом, а не парами химических отходов.

Другой вариант: стать после выпуска экспертом, способным оценить, насколько вредно то или иное производство, почему тот или иной способ управления подходит или не подходит для работы, и так далее. Следующей ступенью в карьере такого эксперта будет работа в управленческом аппарате, где он станет создавать стратегию производства, одновременно эффективного и безопасного.

Это не означает, что для специалиста-эколога гуманитарное направление закрыто вовсе. Пройти подобный экологический ликбез могут и студенты, и дипломированные специалисты. Кроме того, можно посетить семинары, проводимые организациями по охране природы. И стать сотрудником соответствующего департамента - вполне посильная задача.

Экологическая тема стала в последние годы любима и культурологами, и людьми творческими. Если раньше антиутопии в первую очередь связывались c идеологией, то сегодня любимый сюжет писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр - это постъядерное пространство, эпоха после экологической катастрофы. Возникают два направления развития творческой мысли: ученые работают над тем, как не допустить коллапса, а драматурги думают о том, как жить после его возможного наступления.

Востребованность

Экология в России, как и во всем мире, нуждается в специалистах, причем самого разного профиля. Над какими проблемами сегодня работают российские экологи?

Пожалуй, самая громкая тема последних десятилетий - вопрос о судьбе озера Байкал. То через него собираются строить дороги, то планируют поставить на побережье завод, то, наоборот, развивают туризм. Сегодня власти мыслят более «экологично» и стараются поддержать естественное состояние водоема, но биосфера озера уже достаточно загрязнена, чтобы специалистам находилась работа еще в течение нескольких десятилетий.

Другая экологическая «стройка века» - территория вокруг Чернобыля (в частности) и вообще регионы, потенциально опасные для человека, животных и растений, ввиду расположения поблизости предприятий с атомными реакторами. С одной стороны, переработка атомной энергии загрязняет среду меньше, чем любая другая. Но это только в том случае, если не будет никаких утечек и проблем с выбросами. В противном случае - вспышки мутаций, раковых заболеваний, запрет на любую облученную продукцию сельского хозяйства и постоянная опасность взрыва.

Конечно, во многом решение задач по устранению таких угроз - это вопрос правильной организации работы предприятия. И здесь не обойтись без эксперта-эколога.

Впрочем, на любом предприятии, которое занимается химической обработкой, работает с металлами или бетоном, использует воду и загрязняет воздух, специалист по экологии просто необходим.

Но ведь всё это делается для человека, удивитесь вы. Как же, собственно, идет защита природы?

Во-первых, не стоит отделять человека от среды его обитания. Ведь защищая территорию около завода, мы оберегаем не только людей, вынужденных дышать по утрам городским смогом, но и леса, впитывающие любые испарения, животных, рискующих отравиться отходами, и водоемы, куда сбрасываются отходы. Другое дело, что все они терпят последствия от того, что натворил человек. Но человек и структура его деятельности - это как раз тот фактор, на который можно повлиять.

И это снова возвращает нас к тому, что экологу необходимо знание биологии, химии, физики. А уже следующий пласт нужных для работы знаний - системная теория, проектирование механизмов очистки, общение с людьми. Да, мы не забываем о гуманитарном направлении. Навыки общения пригодятся не только в том случае, если вы станете идеологом “Greenpeace” и будете убеждать людей не отстреливать уссурийских тигров, занесенных в Красную книгу, или спасать осетров отказом от черной икры, в каждой из икринок которой - будущая популяция редкой рыбы. Перевод языка потребностей природы на язык технологий и бюрократических процедур - это сложнейшая работа, и без знания обеих сторон в ней не обойтись.

Экология как образ жизни

Кроме высшего образования по специальности «Экология», есть и другие возможности получения экологических знаний. Например, вы получаете образование по той специальности, которая вас интересует более основательно, а затем проходите профильные курсы повышения квалификации и получаете дополнительный диплом об экологическом образовании. Постоянно проводятся экологические конференции, почти всегда - научно-практические. А это значит, что вы не просто будете готовить доклады об истории формирования экологического сознания у населения Бурятии, но и предлагать или критиковать проекты, которые уже реализуются в разных странах либо только готовятся к запуску. Активно обсуждается сегодня тема экотуризма, одновременно прибыльного, полезного для здоровья человека и естественного в плане его общения с природой. 

И даже если вы не планируете быть экологом по профессии, но хотели бы соблюдать экологические нормы в жизни, стоит почитать о том, что для этого можно делать. Минимум известен всем: не бросать мусор посреди города, тушить окурки, бережно относиться к животным. В конечном счете мы проявляем в таких небольших делах и бережное отношение к себе. А профессионалы по отношениям человека и природы смогут исправить всё остальное.

Автор статьи: Полина Колозариди

edunews.ru

ДЕТЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Экологическое образование населения играет отнюдь не последнюю роль в истории развития всего человечества. Поэтому очень важно прививать детям любовь, бережное отношение к планете, на которой мы живем, и ее обитателям

Все-Все, Все на свете, На свете нужны, И это все дети Запомнить должны!

Борис Заходер

15 апреля во многих странах мира люди отмечают День экологических знаний. Прежде чем рассказать детям об экологии, поговорите с ними о природе. Объясните, что люди — это тоже часть природы. В природе нет ненужных или лишних, здесь важно все: от гигантского Солнца на небе, до маленького муравья в траве. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.

Начните вместе с ребенком экологизацию вашей повседневной деятельности.

  • Экономим бумагу. Не выбрасывайте листы, если ребенок изрисовал их только с одной стороны. Используйте и оборотную сторону тоже. Макулатуру можно сдать на вторичную переработку в специальных пунктах приема. Одна тонна макулатуры позволяет сохранить 25 деревьев, благодаря которым мы дышим чистым воздухом.
  • Экономим электроэнергию. Выходя из комнаты, приучайте ребенка выключать свет, а также бытовую технику: телевизор, музыкальный центр, например.
  • Экономим воду, ведь ее запасы на нашей планете не безграничны. Выключайте воду пока чистите зубы, намыливаете голову. Это позволит экономить более 500 л воды в месяц.

Отправляясь на загородную или лесную помните простые правила:

  • Не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
  • Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, ведь они тоже нужны природе.
  • Не разоряйте в лесу муравейники. А почему? Потому что муравьи — санитары леса.
  • Не ломайте здоровые ветки на деревьях.
  • Не оставляйте мусор на природе.

Помогая природе, мы помогаем и себе!

Интересное по теме

СПАСИ ЦВЕТЫ

ЭКСКУРСИЯ «ПРОГУЛКА ПО СОКОЛЬНИКАМ»

Дата публикации:

Источник: Tlum.Ru

tlum.ru

Профессия эколог. Часть первая. Кто такие изыскатели?

Город+ начинает серию публикаций о людях, связанных с экологией профессионально.

Вести экологичный образ жизни всегда было правильно, а сегодня это ещё и модно. В современном мире экопропаганда с каждым днем набирает все больше и больше оборотов. В магазинах теперь можно встретить целые полки с продуктами "эко", "био" и "органик", в составе которых порой нет и "живого" места. К сожалению, чем больше распространяется какое-то явление, тем чаще оно становится объектом фальсификаций. 

Как часто мы слышим фразу "плохая экология"? А как много людей знают, что так говорить неправильно? Потому что экология – это наука. Мы же не говорим "плохая география". Если захотите высказать свое неодобрение "плохой экологией", то лучше говорите: "неблагоприятная окружающая среда". Итак, одну ошибку мы исправили, теперь перейдем к более сложным вопросам. Кто такой эколог? В худшем случае люди думают, что это человек, который занимается раздельным сбором мусора. В лучшем – помимо этого ещё и деревья сажает. А на самом деле это очень интересная профессия, с множеством отраслей. Сегодня мы расскажем вам о том, кто такой эколог-изыскатель, чем он занимается на работе, участвует ли в общественной жизни и что думает о "зелёной моде".

 

 

  Валерий Степанов, инженер-эколог в сфере инженерно-экологических изысканий

 

Экологом я стал случайно

В девятом классе я попал на общегородскую олимпиаду по экологии, где заменил заболевшую одноклассницу. И к удивлению не только своему, но и учителей занял призовое место. С тех пор победы только увеличивались. В 10 и 11 классах ездил на Всероссийские олимпиады по экологии, писал для них проекты, занимал призовые места. Это позволило мне поступить в любой вуз страны на данную специальность, и я решил эту возможность не упускать. В итоге оказался в СПбГУ на кафедре экологической безопасности и устойчивого развития регионов. Обучение в университете изменило мое сознание окончательно, я понял, что экология – это очень обширная область знаний, которая не ограничивается узким пониманием науки о "безопасности окружающей среды". Экологическое понимание глобальных процессов рано или поздно изменит вектор развития нашей цивилизации в сторону ее большей устойчивости, и я хочу способствовать тому, чтобы это случилось как можно раньше.

Изыскания: инженерные и экологические

Полтора года я работаю в области инженерных изысканий. Экологические изыскания – один из важных этапов подготовки проекта строительства или реконструкции, без него невозможно пройти экспертизу и получить разрешение на работу. Что конкретно мы делаем? Выезжаем на предполагаемую для застройки территорию, на которой проводим исследования окружающей среды. Отбираем пробы почвы, воды и воздуха для определения концентрации вредных веществ. Исследуем физические факторы риска, такие как шум, вибрацию, инфразвук, электромагнитные поля и радиацию. Для всех факторов риска существуют гигиенические нормы, наша задача – определить превышены ли они. 

Во время выезда "в поле" мы описываем растительный и животный мир, смотрим, насколько территория загрязнена бытовым и строительным мусором. По результатам полевых выездов составляется итоговый отчет, в котором все исследования отражены в виде текста, протоколов исследований, актов отбора и картографических материалов. В таком виде он поступает заказчику. На основе инженерных изысканий проект корректируется и дополняется для успешного прохождения государственной экспертизы.Возьмем, к примеру, строительство жилого дома. Если превышены значения по шуму или загрязнена почва, мы отражаем это в протоколе. Проектировщики это учитывают и вносят более эффективные звукоизоляционные материалы, вывозят почву и заменяют её чистой.

Для заводов тоже проводятся экологические изыскания. В зависимости от предполагаемой деятельности завод классифицируется от первого класса до пятого. Для каждого класса определены СЗЗ – санитарно-защитные зоны, в пределах которых ограничено строительство жилых домов, зон отдыха и досуга. Первый класс заводов самый опасный, с километровым радиусом СЗЗ. Так осуществляется хотя бы относительное обеспечение экологической безопасности.

Иногда нас нанимают природоохранные комитеты, чтобы помочь государству контролировать соблюдение экологического законодательства. Такие выезды мы называем "аварийными". К примеру, население прилегающего к заводу поселка обращается в природоохранный комитет с требованием осуществить проверку на безопасность выбросов с завода. Тогда мы вместе с представителями населения, прокуратуры, природоохранников и понятых осуществляем изыскания: отбираем пробы воздуха и отдаем их на исследования. Если обнаружатся нарушения, представители комитета и жители поселка могут пойти в суд и обязать завод установить новое оборудование, позволяющее избежать превышения нормативов по ПДК вредных веществ в воздухе и выплатить штрафы пострадавшим, если таковые будут.

В рамках инженерно-экологических изысканий мы не только обслуживаем строительную отрасль, но и помогаем государству отслеживать экологическое состояние природных объектов, имеющих важное социальное значение. Эти исследования помогают профильным комитетам реагировать оперативно и более эффективно планировать мероприятия по улучшению качества природной среды вокруг нас.

Первый шаг к широкому понимаю экологии - экопросвещение

В студенческие времена я был завсегдатаем организации ЛаТИМ (Лаборатория Творческих Инициатив Молодежи), действующей в СПБГУ. Сейчас, из-за работы, сложно уделять на это время, но я стараюсь быть в курсе дел. ЛаТИМ в основном занимается экологическим просвещением в детских садах и школах Петербурга. С помощью специальной программы "Экослед" студенты рассказывают подрастающему поколению об экологических проблемах и раскрывают причины их существования, чаще всего скрывающиеся в нашем личном выборе. Выполняя разные задания в игровой форме, ребята понимают экологические взаимосвязи и учатся делать осознанный выбор. Это как раз тот "первый шаг" к широкому пониманию экологии, причем уже с малого возраста, когда такие знания усваиваются намного проще.

Как гонка за потреблением разрушает деревни

Другой важный проект ЛаТИМ – работа в сельских школах в Устьянском районе Архангельской области. Там актуальны совершенно другие проблемы, нежели в Петербурге. Стираются с карты не только леса, но и деревни. Молодежь уезжает в города, ей не интересен тот образ жизни, который ведут их родители и дедушки с бабушками. Исчезают не только деревни, но и поселки – взаимодействие человека со средой нарушается. Все приходит в упадок: зарастают сорняком поля, никем не регулируемые популяции хищников могут выйти из поддерживаемого людьми экологического равновесия. Без людей территория превращается в ресурс, а ресурсы сегодня используются крайне нерационально. Восстановить то, что сегодня разрушается, в будущем будет стоить колоссальных усилий. Есть здесь и культурологический аспект: разрушается связь поколений, мы теряем огромный культурный багаж, накопленный нашими предками.

В работе с сельской молодежью нашей главной задачей было понять их желания и мечты. Оказалось, что для них в селе будущего много ресторанов, магазинов, метро и аэропорт! Ребята хотят подключиться к той гонке потребления, от которой они социально-экономически отрезаны. На них существующий культ потребления воздействует сильнее всего, ведь возможностей для его реализации в условиях деревни практически нет. Мы попытались объяснить ребятам, что само по себе потребление не несет людям счастья, скорее, это его суррогат, попытка замещения истинного счастьем покупным. Радость от жизни человек должен отыскать сам, и лежит она, на мой взгляд, в творчестве, в познании мира, в саморазвитии и самореализации, а самое главное, в осознанном отношении ко всему. Мы хотели, чтобы выиграли и те, кто уедет, и те, кто решит остаться. А это получится лишь в том случае, если будет сделан осознанный выбор, который, в свою очередь, не должен зависеть от давления окружения (телевизоров, транслирующих ценность потребления, и родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок жил в деревне).

После нескольких наших поездок мы смогли вместе с ребятами найти положительные и отрицательные стороны жизни в деревне. Многие поняли, что им все-таки ближе жизнь в поселке. Конечно, мы много говорили с ними об экологии, они учили нас, мы учили их. Это было взаимовыгодное и взаимообогощающее общение. В северных деревнях живы традиции гостеприимства, там живет много умных, добрых людей, и все они имеют дело с гораздо более сложными и негативными процессами, нежели обычный, среднестатистический городской житель. Особенно уязвима для пропаганды разных идей сельская молодежь, многие из которой формируют ложные мотивации. Пожалуй, для меня это был самый серьезный опыт инициативного участия в экопроекте.

Городские экодвижения я одобряю, хотя участвую редко, честно сказать. Лично для меня работа инженером влечет за собой, как следствие, частые и длительные командировки, то в тундру, то на юг, Кавказ и Крым, на большие стройки и проекты. Тяжело это совмещать. Но и молодым надо давать дорогу. Пусть они пройдут тот путь, который предназначен им, мы свой уже прошли, о чем я лично не жалею, и даже радуюсь тому, что все сложилось так, как сложилось. 

Экология – наука о доме

Для меня экология – это наука о взаимосвязях организмов друг с другом и с окружающей их средой. Это самое простое и распространенное определение. Но какое оно глубокое! Как понимают эту науку люди "со стороны": это что-то про мусор, загрязнения, опасность. То есть это наука о негативном влиянии людей на природу (окружающую среду). А  как же позитивные влияния? А взаимодействие людей (да, мы тоже живые организмы) – это, согласно определению, тоже экология. Вопросы, связанные в целом с деятельностью нашего вида на Земле – это экология. А животные? Есть огромный раздел экологии, изучающий взаимоотношения между различными видами животных и популяциями. Это тоже экология. Все в нашем мире имеет взаимосвязи, мы окружены системами. Миссия экологии как науки – разобраться, как же нам взаимодействовать с планетой и друг с другом так, чтобы исключить опасности для нашего вида и для биосферы в целом.

А если ещё проще, в переводе с греческого языка "экология" – это наука о доме. Нам надо научиться создавать уют и порядок в своём доме, на всех возможных уровнях. Вот о чем эта наука.

"Зелёная" мода, или каким должно быть экологическое мышление

Интерес к экологии, своеобразная "зелёная мода" – это сигнал о том, что все больше людей приходит к пониманию того, что "в доме что-то не в порядке". Мы только начинаем понимать, насколько хрупок экологический баланс биосферы. С этой точки зрения, внимание к проблеме есть безусловный плюс. Люди чаще и активнее требуют соблюдать экологическое законодательство, "зелёные" товары пользуются большим спросом. Это позитивные изменения. Но, как мне кажется, этого сегодня недостаточно. "Мода на экологию" действует на людей терапевтически, она, как бы "успокаивает" их внутреннее волнение. Вот ты надел зелёный шарф, вышел на субботник, подписал петицию. Это, конечно, хорошо. Но появляется чувство выполненного долга. Человек останавливается на этом уровне, он не идёт дальше. Может даже появиться ощущения разочарования от того, что твои действия не приводят к мгновенным изменениям к лучшему.

У человечества есть аппетиты, мы должны это понимать и принимать. Другое дело, что большая часть аппетитов, увы, избыточна. Мы слишком много потребляем, слишком неэффективно обращаемся с тем, что у нас есть. Так называемый культ потребления – это тоже экологическая проблема. Для того чтобы сохранить нашу цивилизацию, обеспечить для наших потомков безопасные экологические условия, мы, в первую очередь, должны научиться думать шире наших квартир и дальше наших жизней. "Мода на экологию" – это хороший первый шаг к пониманию сложности вопросов. Второй шаг – разобраться в том, что для вас по-настоящему важно в этой жизни: вещи или что-то иное. Осознанное отношение к себе, к тому, что ты делаешь, к людям вокруг и к миру – вот, на мой взгляд, образец экологического мышления. Разумеется, это сложнее и шире, чем все то, что мы сегодня слышим в рамках экологической дискуссии в обществе. Если "зеленая мода" – первый шаг к осознанному отношению к жизни, то это позитивно. Впрочем, если это просто мода, это тоже неплохо, пусть "зелёные" инициативы распространяются и привлекают больше людей. Главное, сохранять способность узнавать, размышлять и делать выводы. И, конечно, не останавливаться, развиваться, изучать, понимать причины и взаимосвязи. Тогда и понятие "экологичности" не будет размыто и использовано не по назначению. Экология в первую очередь – наука, от этого и следует отталкиваться. Экологическая неграмотность меня раздражает, в прочем, как и любая другая неграмотность. Мое раздражение не переходит в агрессию, скорее в желание что-то изменить, помочь людям разобраться. Но, увы, большая часть работы по развитию лежит на самих людях, на каждом из нас. По мере моих возможностей, я стараюсь помогать людям в тех или иных экологических вопросах, хотя "плохая экология" и вызывает порой кислую улыбку. Значит, нам всем есть, над чем работать.

 

Текст подготовила Оксана Богданова

Фото - из личного архива Валерия Степанова

www.gorod-plus.tv

Энциклопедия для детей. Экология.

Энциклопедия для детей / Гл. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – Т. 19: Экология. – 448 с.: ил.

По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и ба­бочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

Экология возникла как раздел био­логии. Именно биологи были первы­ми, кто стал изучать взаимосвязи между существами, их сообществами и той средой, где они живут. Да и са­мо слово «экология» придумал один из великих натуралистов XIX в. — не­мецкий биолог Эрнст Геккель.

 

Шли годы, всё больше и больше учёных занимались изучением живых существ в их взаимосвязях между со­бой и с окружающим миром. Удалось открыть, а потом и чётко сформули­ровать многие экологические прин­ципы, закономерности. Это исклю­чительно важно, потому что, зная правила и законы природы, можно их использовать на благо человека. Мож­но, развивая промышленность, обес­печивая людей всем необходимым, вместе с тем сохранять природу, по­могать ей нести тяжёлую ношу, имя которой — человечество.

По существу, эта книга посвяще­на одной теме: как законы экологии работают внутри живой природы и во взаимоотношениях человека с природой. Что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем боль­шом доме под названием Земля.

Современная экология давно пере­стала быть только биологической дисциплиной. В недрах биологии уда­лось сформулировать законы гораздо более общие, относящиеся не только к живой природе, но и к связям био­логических, физических, химических объектов и процессов с человеком и обществом. Именно эту их всеобщ­ность увидели государственные деяте­ли, а не только учёные. В 1970 г., ког­да состоялась первая экологическая конференция ООН в Стокгольме, эко­логия приобрела ещё и политиче­ское значение, стала частью мировой политики.

Экология включает в себя много самостоятельных разделов, направле­ний, часто принадлежащих к раз­ным научным дисциплинам. Она ди­намично развивается. Например, два-три десятилетия назад никто не слышал об экологии культуры, об этноэкологии, видеоэкологии и т. д.

Сила любого закона — в том, что никто не может безнаказанно его на­рушать. Нельзя нарушать и законы экологии. Сто лет компании, выпуска­ющие автомобили, продавали их и считали своё дело успешно сделан­ным. А теперь во многих странах либо разрабатываются, либо уже при­няты законы, обязывающие автомо­билестроителей (впрочем, как и мно­гих других товаропроизводителей) нести ответственность за свою про­дукцию и после того, как её переста­ли использовать. Автомобильные ком­пании теперь вынуждены налаживать сбор и захоронение отработавших свой срок автомашин. Сейчас в про­мышленной экологии разработана да­же концепция так называемого жиз­ненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, обще­ство должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшим, где закон­чится его существование и что при­дётся делать с его «останками». Ответ всегда один и тот же: надо наладить производство таким образом, чтобы отходы и конечные результаты (любая вещь в конце своего жизненного цик­ла) одного промышленного производ­ства стали сырьём для другого.

Если бы о законах экологии по­мнили строители советских атомных подводных лодок, то на побережье Ба­ренцева и Белого морей (на Севере) и на Камчатке не скопилось бы более 150 отслуживших свой срок проржа­вевших громадин, уничтожение и переработка которых сегодня превра­тились для России в одну из общена­циональных экологических проблем.

Если бы атомщики 40 лет назад бы­ли хоть чуточку более экологически ответственными, не упирались бы де­сятилетиями в небо мрачные мёртвые корпуса выведенных из строя старых атомных блоков под Екатеринбургом и Воронежем. Да и вообще, вся атом­ная промышленность развивалась бы по-другому, не допуская насыщения биосферы экологически опасными антропогенными (т. е. сделанными че­ловеком) радионуклидами. От некото­рых из них (таких, как криптон-85 или радиоактивный углерод) нельзя убе­речься сегодня даже на уединённом тихоокеанском атолле. И невозможно предугадать, как проявятся в биосфе­ре через тысячи и миллионы лет прак­тически вечные радионуклиды, со­зданные в чреве атомных реакторов, такие, как иод-129, плутоний-2 39 и -240, америций-241. Последствия их распространения для природы и человека пока никто не может пред­сказать. Именно игнорирование зако­нов экологии атомной индустрией — ещё недавно самой гордой и мощной отраслью промышленности — застав­ляет сегодня страну за страной отка­зываться от её услуг.

Настаёт время расплаты за эколо­гическое невежество и авантюризм и для космической промышленности. До сих пор люди достаточно беззабот­но запускают многотысячетонные ап­параты в атмосферу, дальний и ближ­ний космос и не думаем всерьёз об экологических последствиях этого сверхмощного вмешательства в дели­катнейшие химико-физические про­цессы. Человечеству может аукнуться загрязнение околоземного простран­ства — жаль, что тогда уже не будет в живых людей, бездумно создавших эти проблемы, и решать их придётся тем, кто только сегодня входит в жизнь.

Экология, экологический подход касается всего и вся. Действию зако­нов экологии в окружающем нас ми­ре и посвящена эта книга.

← Предыдущая Следующая →
 

www.libsoub.ru

Детям об экологии, или «Экология? Интересно!»

Текст: Анна Литвин

«Люди часто действуют, не заботясь о природе. Вредные выбросы заводов, городов, самолетов, автомобилей причиняют природе огромный ущерб. Исчезают растения и животные, загрязняется воздух, вода и почва, возникают многие другие экологические проблемы. Но люди зря думают, что экологические проблемы — это лишь проблемы природы. Нанося ущерб природе, они вредят самим себе. Им приходится дышать грязным воздухом, пить нечистую воду и есть то, что выросло на отравленной химикатами земле. Чтобы пить экологически чистое молоко, есть экологически чистые арбузы, люди должны научиться дружить с природой».

Мультфильм «Фиксики»

Нужно ли детям знать об экологии? Конечно. Но как рассказать об экологичном образе жизни интересно и увлечь им? Ведь легко научить ерунде (например, дать в руки планшет с играми) и сложнее рассказать интересно о чем-то стоящем: тут надо сначала подумать и увлечься самим. Все в наших руках и все реально!  Вот несколько мыслей на эту тему:

  •  Если родители верующие, им просто и легко объяснить ребенку, почему природу важно любить и беречь. А также думать о том, как наши привычки оказывают влияние на других людей. Мы можем рассказать ребенку, как Бог создавал мир, почитать об этом или посмотреть мультфильм. Небо, земля, природа — многое появилось еще до человека. Мы — создания одного Творца, часть умно устроенной Системы.
  • Важно привить ребенку понятие «красота». Пройдитесь по городу. Отметьте, где красиво: парки, зеленые зоны, берег реки; какие места вам не понравились: загрязненные улицы, неубранные площадки. Поясните, что человек сам отвечает за то, что его окружает.
  • Поиграйте, задействуйте воображение ребенка «полетом в будущее». «Что, если мы сядем в машину времени и перенесемся на несколько десятков лет вперед? К чему привело то, что мы не экономим воду и электроэнергию, вырубаем слишком много лесов, разбрасываем мусор?» Можно «пролететь» вперед на пятьдесят, сто и даже тысячу лет. Что стало? Что можно сделать сейчас, чтобы было лучше завтра? Можно составить список важных изменений и снова «слетать» в будущее на машине времени.
  • Хорошо покрутить вместе глобус или изображение Земли в Интернете и поразмышлять о том, кому как живется в разных экологических условиях: чистый воздух или смог, наличие лесов или их отсутствие. Можно поиграть в спасателей: попадая в разные страны и на разные континенты, изучите условия выбранного «места прибытия» и составьте мини-план того, что можно сделать для улучшения экологии в конкретной местности.

И конечно же, на помощь вам придут специалисты, которые ведут специальные группы и кружки по теме экологии. О том, как увлечь ребенка темой защиты природы, мы поговорили с экоблогером Надеждой Пьянковой.

— Надежда, как Вы думаете, с какого возраста можно говорить с детьми об экологии?

— Думаю, что важную роль играет прежде всего личный пример, а уж потом разговоры. Ведь дети с самого рождения, когда они еще не говорят, не ходят, уже воспринимают окружающий мир. Нужно научить их относиться к нему с уважением. Ребенок познает мир через призму родительских взглядов, и он должен видеть осознанное отношение папы и мамы к природе. Если взрослые будут любить свой край, свою землю, то и дети будут воспитываться на правильном примере.

— С чего начать разговор об экологии?

— Говорить лучше всего не в закрытом помещении, а на свежем воздухе. Можно, например, отправиться в парк или лес, где ребенок увидит своими глазами, как прекрасен и разнообразен наш мир, «влюбить» сына или дочь в шелест травы, удивить буйством красок цветов, поразить воображение разнообразием животного мира. А затем, в процессе прогулки, перевести разговор на тему заботы об окружающей среде: привести примеры загрязнения воздуха, земли и водоемов, рассказать, почему вопрос экологии стоит сейчас наиболее остро. Важно заинтересовать ребенка и показать ему здоровый во всех отношениях путь жизни.

— Как ребенок может понять, зачем вообще как-то заботиться о сохранении окружающей среды?

— Ребенок может осознать, что заботиться о сохранении окружающей среды — это основополагающий принцип жизни, только на примере взрослых. Ведь все мы хотим жить красиво, есть здоровые продукты, дышать свежим воздухом, пить чистую воду! И то, насколько это возможно, зависит именно от нас — здесь и сейчас. А главное, все мы хотим лучшей жизни не только для себя, но и для наших детей, внуков, правнуков. Нужно осознать, что каждое наше действие так или иначе влияет на весь мир, разобраться и уяснить для себя, что, например, на создание футболки ушло определенное количество ресурсов, которые нужно восполнять. Когда мы берем вещь — любую — в руки, нужно понимать, откуда она «пришла», то есть сколько потребовалось ресурсов на ее изготовление, и сколько еще потребуется для ее утилизации. Наша планета — это не аттракцион невиданной щедрости, и уж тем более не бездонная пропасть. На Земле все гармонично существовало задолго до человечества, и хотелось, чтобы мы не оказались последней страницей этой книги.

— С чего можно начать воспитание полезных экопривычек у ребенка?

— Осознавая себя частью этого мира, ребенок должен понимать, что он может влиять на положение вещей в нем. Экономя воду и выключая кран вовремя, он действительно делает хорошее дело. Собрав в конце учебного года тетради и учебники, он может сдать их в макулатуру и тем самым спасти несколько деревьев. Можно поставить в подъезде коробку для пластиковых крышек, привлекая интерес к вопросам экологии в том числе соседей. Можно раз в месяц всей семьей устраивать субботник. А еще лучше посадить дерево или даже небольшой семейный сад. Тогда ребенок сам сможет увидеть, откуда берутся фрукты и овощи. Даже в квартире можно вырастить, например, лимон или какой-то декоративный цветок. И все это не разговоры, не слова, а действия! Только собственным примером родители могут привить полезные привычки своим детям.

— Какую работу стоит провести родителям, чтобы ребенок действительно перенял от них понимание, что важно заботиться об окружающей среде?

— Родители всегда должны помнить о том, что их задача заинтересовать ребенка! Именно заинтересовать, а не заставить. Увлечь, чтобы ребенок мог самостоятельно развиваться в заданном направлении. Для этого родители должны обладать авторитетным мнением в глазах ребенка и иметь достаточное количество знаний. Не многие взрослые являются специалистами во всех отраслях одновременно, поэтому можно сводить ребенка на специальные занятия с эконаправленностью, где всей семье расскажут о том, как важно беречь окружающую среду.

blago-media.ru

Как стать экологом? | Детское экологическое движение "Зелёная планета"

Со словом «экология» мы встречаемся буквально ежедневно по несколько раз в день. Что же означает данный термин и кто такие экологи?

Впервые термин «экология» (от греч. oicos — дом и logos — наука) предложил немецкий биолог Геккель в 1866 г., объяснив его как сумму знаний, принадлежащих экономике природы. «Одним словом, экология — наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование». Таким образом, это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Только в начале XX в. экология стала общепризнанной и самостоятельной отраслью знаний. Условно ее делят на естественную экологию и экологию человека, или социальную. В настоящее время наука переживает период бурного развития, шаг за шагом завоевывая свое законное место как в исследовательских лабораториях, так и в системе среднего и высшего образования.

Профессия «эколог» появилась не так давно и в связи с ухудшением экологической ситуации сразу стала престижной и востребованной. Проблема взаимодействия человеческого общества с природой и влияние нашей деятельности на окружающую среду вызывает все больший интерес. В 2000 г. специальность «Эколог» (013100) была утверждена приказом Министерства образования РФ.

Профессия включает в себя множество самых разнообразных специализаций. Огромное количество как государственных, так и коммерческих вузов ведут образовательную деятельность в этом направлении.

Так, одним из первых негосударственных аккредитованных вузов России, готовящих этих специалистов, является Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ). Согласно рейтингу Министерства образования и науки РФ МНЭПУ занимает восьмое место среди негосударственных высших учебных заведений. На экологическом факультете МНЭПУ готовят специалистов по следующим направлениям: экология, природопользование, геоэкология (последняя имеет специализацию «ландшафтный дизайн»). Кроме того, на факультете действуют кафедра экологической физики и учебно-методический центр биологии и биоэкологии, преподаватели которых ведут предметы и практики у всех студентов‑экологов.

--------------------------------------------------------------------------------

А в 2005 г. на факультете почвоведения МГУ началось обучение по специальности «эколог». Абитуриентам было необходимо выдержать экзамены по химии и математике и написать сочинение. Конкурс составил более трех человек на место, а набор — всего 30 человек. Стоимость договорного обучения — 3900 у. е. Чтобы узнать подробности, корреспондент «О&К» побеседовала с деканом факультета почвоведения МГУ, заведующим кафедрой географии почв, президентом Докучаевского общества почвоведов, профессором, доктором биологических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук Сергеем Алексеевичем Шобой.

— Почему вы решили начать обучение по новой специальности?

— Все дело в том, что до настоящего времени в МГУ профессии эколога не учили. Данное направление существует на других факультетах: географическом, биологическом, отчасти геологическом. Там подготовку осуществляют по специальности «геоэкология», а экологии, как она обозначена в государственном стандарте, в нашем университете не было. В связи с тем что учебный план по почвоведению в большой степени совпадает со стандартным планом по экологии, мы и решили открыть обучение по этой специальности у нас на факультете.

— В чем отличие новой специальности от специальности «почвовед-агрохимик»?

— Почвоведение наряду с геологией, географией и биологией принадлежит к разряду инвайронментальных отраслей. Специалисты занимаются почвенным покровом. Соответственно, экология — более широкое понятие, она охватывает взаимоотношения не только живых организмов, но и человека с окружающей средой. Естественно, программы будут различаться, так как любая специальность на сегодняшний день имеет свой стандарт, свой учебный план. Почвоведы изучают большой массив фундаментальных дисциплин: физику, химию, математику, биологию, геологию и другие. Для экологов необходимы предметы по окружающей среде, общая экология, специализированная экология. Такой набор дисциплин отсутствует у почвоведов. Что касается профессорско-преподавательского состава, то дополнительно привлекаем новых преподавателей как с нашего, так и с других факультетов.

— Какие специализации будут у экологов с вашего факультета?

— Приоритетными для нас являются экологическая экспертиза и экологический менеджмент. Опыт распределения показывает, что именно в эти отрасли идут наши выпускники-почвоведы. Нас также интересуют вопросы экологического права — тоже планируем специализацию. Это продиктовано определенным накопленным опытом. Сотрудники факультета работают с экологическими службами и организациями. Одна треть почвоведов трудоустраивается именно по данному направлению.

— Проходят ли студенты практику?

— Факультет принадлежит к разряду полевых. А полевые учебные практики являются важным компонентом учебного процесса. После первого и второго курсов студенты проходят полевую практику на наших базах. После третьего и четвертого — производственную практику в соответствии с выбранной специализацией.

--------------------------------------------------------------------------------

Экологов также готовят в Московском областном педагогическом университете (МоПУ) на естественно-экологическом факультете. Вот что рассказал корреспонденту «О&К» преподаватель МоПУ, доцент кафедры геологии и геоэкологии Валентин Иванович Косоножкин.

— Какие дисциплины изучают на вашем факультете?

— У нас географическое отделение, поэтому учащихся традиционно обучают тем же предметам, что и на географическом факультете любого вуза: начиная с геологии, географии материков и океанов, экономических разделов географии… Параллельно студенты углубленно изучают экологию.

— Считается, что образование эколога может быть самым разным: и юридическим, и экономическим. Так ли это?

— Отчасти, вероятно, так. Я думаю, что человек, который называет себя экологом, должен иметь базовое естественно-научное образование, а второе образование может быть и юридическим, и экономическим. Практика показывает, что очень эффективно сочетание естественно-научного и юридического образования.

Наш университет возник на базе педагогического института, поэтому мы готовим преподавателей географии и экологии. Вуз имеет две лицензии: на подготовку учителей и специалистов в области туризма и краеведения. А со следующего года мы планируем получить лицензию на подготовку геоэкологов.

— Что же такое геоэкология?

— Вопросами взаимодействия живого и неживого занимались две науки: география и биология. Считается, что экология отделилась от биологии. Также проблемы функционирования экосистем изучала география. Ландшафты и географическую оболочку понимали как экологические системы определенного уровня. То есть темами, которые сейчас находятся в ведении экологии, раньше занимались две школы — биологическая и географическая. Термин «экология» и все, что к ней относится, долгое время принадлежали только биологам. Географы их не использовали. Существование двух школ породило два термина — биоэкология и геоэкология. Биоэкологи изучают предмет с позиций живых организмов, организации так называемых биотических сообществ, или биоценозов. А географы те же самые вопросы рассматривают с точки зрения наук о земле: геологии, географии, общего землеведения.

— Востребованы ли студенты факультета? Перспективна ли данная профессия?

— Студенты знакомятся с профессией уже во время «ближней» практики после окончания третьего курса. Они изучают продуктивность экологических систем, методики описания. Параллельно проходят ландшафтно-геофизическую практику, поскольку базовым у нас является географическое образование. Что касается «дальней» практики, то она во многом зависит от инициативы преподавателя и студентов. Университет старается помогать и оплачивает такие поездки.

Учителя географии и экологии чрезвычайно востребованы. Другое дело, что уровень зарплаты молодых специалистов очень низкий. Что касается других возможностей, то наши выпускники благодаря экологической составляющей в географическом образовании и неплохой естественно-научной подготовке устраиваются работать по специализации в сфере экологической экспертизы. Здесь‑то и необходимо юридическое образование. Сейчас в Москве и Московской области развернуто широкое строительство. Экологическая экспертиза необходима всем возводимым объектам. Соответственно, и потребность в экологических экспертах очень высокая. Средняя заработная плата молодых специалистов в государственных структурах низкая, зато они защищены и имеют хорошие перспективы. Экологи в коммерческих организациях получают в несколько раз больше.

19.09.2005

© ИД "Деловой мир" 2009 г. Перепечатка материалов и использование их на других сайтах без письменного разрешения редакции запрещается.

www.greenplaneta.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность