Пять самых известных шедевров Музея Прадо в Мадриде. Музей прадо картины


Музей Прадо. 7 картин, которые стоит увидеть

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, Босха и Гойи. В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

Хочу поделиться своей мини-коллекцией самых любимых работ.

1.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.

Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у Мане и Ренуара.

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что Франсиско Гойя: спустя 150 лет он нарисовал портрет другой королевской семьи, также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

О шедевре читайте также в статье «Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном».

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. музей Прадо, Мадрид.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Музей Прадо, Мадрид.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь в одной картине».

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.

Эль Греко. Басня. 1580 г. Музей Прадо, Мадрид.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – Сад земных наслаждений. Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

Более подробно о картине читайте в статьях: “Сад земных наслаждений” Босха: в чем смысла самой фантастической картины Средневековья”.

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Зал 58.

Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

Я, конечно, была потрясена этой картиной (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

***

Только поставив в ряд свои любимые работы музея Прадо, поняла, что временной охват получился серьезным – 15-19 века. Это сделано не предумышленно, цели показать разные эпохи у меня не было. Просто шедевры, которые сложно не оценить, создавались во все времена.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Картинные галереи и художники - Национальный музей Пра́до

Национальный музей Прадо, расположенный в столице Испании Мадриде, является одной из крупнейших художественных галерей мира.Здание, в котором сегодня находится музей, было построено в 1785 г. по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (Juan de Villanueva). В 1809 г. король Испании Иосиф Наполеон (José I Bonaparte) издал указ об учреждении Музея живописи. Официальная церемония открытия Королевского музея состоялась в 1819 г.  и к 1843 г. его коллекция насчитывала около 1949 произведений искусства.В настоящее время художественный фонд музея составляет более 7600 картин и около 13000 рисунков и эстампов. Помимо картин музей располагает большой коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства и исторических документов.Музей Прадо обладает самым значительным собранием испанской живописи в мире, насчитывающим более 4 800 картин от романского периода до XIX в. и включающей самые полные коллекции произведений Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.В картинной галерее музея экспонируются произведения выдающихся европейских мастеров и, в том числе, работы Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Рафаэля Санти, Тинторетто, Паоло Веронезе, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Антуана Ватто.Основан: 1809Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, ИспанияРаботает: понедельник-суббота: 10:00-20:00; воскресенье: 10:00-19:00Вход: платныйОфициальный сайт Национального музея ПрадоВ трех разделах данной коллекции представлено 203 картины из собрания Национального музея ПрадоРаздел 1. Испанская живопись (63 картины). Показаны работы Хуaна де Флaндеса, Луиса де Моралеса, Алонсо Санчеса Коэльо, Франсиско Рибальта, Хосе де Рибера, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса, Алонсо Кано, Бартоломе Эстебана Мурильо, Франсиско Гойя, Хоакина Соролья.Раздел 2. Живопись XV-XVII в. в. (63 картины). Показаны работы Рогира ван дер Вейдена, Робера Кампена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Лотто, Рафаэля Санти, Тициана, Бернарта Орлея, Питера Брейгеля Старшего, Аннибале Карраччи, Яна Брейгеля, Корнелиса де Воса.Раздел 3. Живопись XVII-XVIII в. в. (77 картин). Показаны работы Бернардо Строцци, Питера Пауля Рубенса, Франческо Альбани, Никола Пуссена, Антониса ван Дейка, Давида Тенирса Младшего, Каспара Нетшера, Джованни Баттиста Тьеполо.

Работы испанских художников из собрания музея Прадо

gallart.by

Музей Прадо в Мадриде: история мирового искусства

Музей Прадо в Мадриде содержит одну из величайших мировых галерей искусства. Он расположен на одноименной улице, Эль Пасео дель Прадо. В коллекциях продемонстрированы работы великих мастеров, таких как Веласкес, Гойи, Рафаэля, Рубенса, Босха и других крупных итальянских и фламандских художников. Музей располагается в неоклассическом здании XVIII века. Открытие его состоялось в 1819 году.

Музей Прадо, Мадрид: Испания

Испанская королева так была впечатлена во время своего визита в Париж Лувром, что решила продемонстрировать искусство в своей стране. В результате несколько тысяч работ были помещены в Музей Прадо, который получил главную роль в сохранении художественного наследия Испании.

Музей Прадо, Мадрид, Испания

Музей Прадо в Мадриде: картины

Масштабы коллекции, собранной в Испании, достаточно объемные. Чтобы осмотреть все работы художников и скульпторов потребуется ни один день. Для начала можно обратить внимание на самые яркие шедевры искусства: картину Веласкеса «Менины», на которых написана принцесса Маргарита и две дамы в ожидании, а также сам художник с кистью и палитрой в руках.

Еще одна из его интереснейших картин «Триумф Вакха», на которой изображен культ вина в компании опьяненных напитком людей.

«Триумф», Вакха

В музее собрана галерея работ Гойи, который был обвинен в непристойности после написания картины «Обнаженная Маха» и «Одетая Маха» 1800-1803 годов. Предметы искусства составляют большую часть экспонатов художественной галереи. На главном входе в музей установлена его статуя.

«Одетая Маха», Гойе

Другой выдающейся картиной в истории искусства можно назвать «Сад наслаждений» Боша. Он был одним из любимых художников короля Филиппа II.

Также следует обратить внимание на «Поклонение волхвов» и «Три градиции» Рубенса. На последней изображены три женщины (грации или дочери Зевса) в танце, символизирующие любовь, радость и веселье.

«Поклонение волхвов», Рубенса

Путешественники найдут работы Рембрандта: «Автопортрет» и «Полынь».

«Автопортрет», Рембрант

За один час, отведенный на осмотр галереи, рекомендуется в первую очередь осмотреть следующие предметы живописи:

«Распятие», Хуан де Фландес, № 57б

«Распятие», Хуан де Фландес

«Дворянин, положивший руку на грудь», Эль Греко, №10

«Дворянин, положивший руку на грудь», Эль Греко

«Менины», Веласкес, зал 12

«Менины», Веласкес

«3 мая 1808 в Мадриде», Гойе, зал 39

«3 мая 1808 в Мадриде», Гойя

«Благовещение», Фра Анджелико, № 49

«Благовещение», Фра Анджелико

«Кардинал», Рафаэль, № 49

«Кардинал», Рафаэль

«Император Карл V, верхом на лошади, в Мюльберге», Тициан, зал 11

«Император Карл V, верхом на лошади, в Мюльберге», Тициан

«Непорочное зачатие», Джамбаттист Тьеполо, № 89

«Непорочное зачатие», Джамбаттист Тьеполо

«Снятие с креста», Роджер ван дер Вейдена, № 58

«Снятие с креста», Роджер ван дер Вейдена

«Сад земных наслаждений», Иероним Босха, № 56

«Сад земных наслаждений», Бош

«Три грации», Питер Пауль Рубенс, зал 9

«Три грации», Питер Пауль Рубенс

«Автопортрет», Альбрехт Дюрер, № 55б

«Автопортрет», Альбрехт Дюрер

«Артемида», Рембрандт

«Артемида», Рембрандт

Эти шедевры можно посмотреть онлайн в сверхвысоком разрешении, 14,000 млн пкс, в Google Earth, Это позволяет изучить картины в тонкостях, обычно невидимых невооруженным глазом. Для этого нужно открыть Google Earth, выбрать «3D-изображение» на левой панели и набрать «Музей Прадо».

Посетить музей желательно нескольких посещений. Но если есть возможность увидеть коллекцию этого музея Испании только один раз, не пропустите эту коллекцию. Оставшуюся часть времени ценители искусства могут потратить на осмотр произведений XVII века. В перерывах между посещением залов музея предлагается отдых в кафе.

Музей Прадо, Мадрид, Испания

Для посещения «Золотого треугольника искусств» в Испании, включающего музеи Прадо, Тиссена-Борнемиса и Королевы Софии, можно приобрести абонемент Art Walk. Рекомендуется также купить карту города. Это позволит составить маршрут для осмотра многочисленных музеев и достопримечательностей Мадрида, и избежать очередей, где часто бывает очень много посетителей.

Недалеко от «Золотого треугольника» находится много отелей и апартаментов, где могут разместиться ценители искусства эпохи Ренессанса.

Музей Прадо в Мадриде: часы работы

Часы работы Национального музея Прадо в Мадриде

Понедельник — суббота: с 10:00-20:00Воскресенье и праздничные дни: 10:00-19:00Музей закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря.6 января, 24 и 31 декабря Музей Прадо работает с 10:00-14:00.Касса расположена в левом крыле здания от главного входа. Цена билета 12 евро.Ближайшие станции метро: Atocha и Банк ИспанииАдрес: Вильянуэва Строительство, Пасео дель ПрадоТел. (+34) 913 302 900

Сайт Музея Прадо: Мадрид

https://www.museodelprado.es/

 

drevniy-egipet.ru

Музей Прадо

Знаменитый музей Прадо, что находится в Мадриде, был моей заветной мечтой. И это тот случай, когда реальность превосходит желаемое. По многочисленным версиям многочисленных рейтингов музей Прадо всегда входит в двадцатку лучших из мировых. Нет смысла навязывать его, но, если вы увлекаетесь живописью, было бы крайне неразумно пропустить посещение этой сокровищницы.

Меня, в первую очередь, манили туда Веласкес и Эль Греко. Однако увезла я оттуда в своем сердце куда больше. Ведь коллекция музея включает в себя не только испанскую, но и итальянскую, фламандскую живопись и работы художников и скульпторов из еще очень многих стран.

История создания коллекции

Музей Прадо впервые был открыт в ноябре 1819 года. Однако очевидно, что произошло это не на пустом месте. В основу коллекции музея легли картины, которые собирались испанскими представителями королевской власти на протяжении трех сотен лет. Уже в XVI веке в коллекцию входили не только работы испанских художников, но и фламандских мастеров. Все картины тогда размещались в загородной резиденции El Prado. Современное здание музея было построено значительно позже. И название его менялось несколько раз, прежде чем установилось известное сегодня на весь мир — Прадо.

Говоря об истории музея, было бы несправедливо не упомянуть королеву Изабеллу Браганскую и короля Фердинанда VII, благодаря которым музей и стал доступен широкой публике — они считаются официальными основателями музея. На тот момент в коллекции музея было 311 картин, которые размещались в трех залах того же здания, что и сегодня.

Итак, отдав почести всем, благодаря кому мы сегодня имеем возможность видеть тысячи восхитительных картин в одном месте, обратимся наконец к самому интересному, к тому, что сегодня представляет из себя Прадо.

Здание музея

Здание, в котором разместился музей, само по себе уже является памятником архитектуры. Однако в отличие от таких музеев, как Эрмитаж или Лувр, которые разместились в бывших королевских дворцах со свойственной им помпезностью, здание испанского архитектора Хуана де Вильянуэва изначально строилось как музей (под который предполагалось отдать второй этаж) и академия наук (на первом этаже). Строительство музея было завершено в 1807 году, а уже через год французские войска основательно его разгромили и даже, говорят, устроили там конюшни (французы всегда тяготели к прекрасному, даже если речь шла о туалетах и конюшнях). Однако испанцы не стали унывать и восстановили здание, несколько дополнив его, но сохранив при этом первоначальный замысел автора. И в 1819 году стараниями Изабеллы Браганской, которую мы уже упоминали выше, музей был открыт.

Само здание построено в модном в начале XIX века стиле неоклассицизм, который и сегодня воодушевляет утонченной элегантностью. Двухсотметровый фасад выходит на аллею Прадо (Paseo del Prado). Здесь же расположен центральный вход — его сложно не заметить, так как он украшен шестью огромными колоннами, а перед входом расположена статуя Веласкеса. Официальный адрес музея при этом: улица Руис де Аларкон, 23. Эта улица находится слева от центрального входа, и именно там стоит искать кассы музея (в здании Монео, о нем ниже). О том, как добраться до музея, я также расскажу ниже.

Однако время шло, экспозиция росла, и музей требовал расширения. Первый раз здание было перестроено в 30-е годы ХХ века архитектором Педро Мугуруса Отаньо. Тогда была реконструирована северная лестница и центральная галерея.

Самая значительная перестройка музея была осуществлена в 2007 году по проекту архитектора Рафаэля Монео. У фасада, противоположного от аллеи Прадо, был возведен новый корпус, который сегодня называют Куб Монео (на фото снизу).

Новое здание Монео

Современная постройка при всей своей лаконичности, благодаря использованию особого камня и бронзы, отлично сочетается с оригинальной постройкой Вильянуэвы.

Оба корпуса соединены между собой подземными переходами, облагороженными сверху зеленью в духе садов XVIII века. Именно через это новое здание сейчас осуществляется вход в музей.

Вход в музей

Благодаря такому расширению, сегодня общая площадь музея — 58 000 м². Для понимания: это чуть меньше, чем выставочная площадь Эрмитажа.

Рядом с музеем, как раз у входа в Куб, находится церковь святого Иеронима, которая также отлично вписывается в общий ансамбль музейных построек.

Справа от церкви виднеется красное здание музея Прадо

Коллекция музея

Я говорила выше, что изначально в королевское собрание живописи входило всего 311 картин. Сегодня коллекция музея насчитывает более 8 000 экспонатов. И несмотря на то, что здание дважды достраивалось, даже сегодня выставлено только около 2 000 картин в постоянной экспозиции. А ведь это только четверть богатейшей сокровищницы Мадрида. Другие картины содержатся в хранилищах, иногда их можно видеть на временных выставках в самом Прадо или в других музеях мира.

Особенность коллекции испанского музея в том, что картины собирались по принципу любимых художников (сперва королевской семьи, затем дарителей). То есть даже сам принцип формирования музея по-испански страстный — про любовь, а не про искусствоведение. Это объясняет тот факт, что, например, в музее очень много работ, в первую очередь, конечно, испанских художников — Веласкеса, Гойи, Эль Греко, а также фламандских Босха и Рубенса. В музее огромная коллекция работ этих художников, а еще итальянцев (например, Тициана), но в то же время могут быть огромные пробелы: некоторые страны вовсе не представлены, или представлены очень слабо по некоторым периодам (к примеру, здесь почти нет голландской живописи XVII века по историческим причинам). Понять, что вдохновляет испанцев, и как складывалась история этой страны, можно на примере истории создания коллекции музея. Сейчас я вам о ней расскажу.

Итальянская живопись

Казалось бы, логичнее начать с испанской живописи, но нет. Королевская коллекция начиналась с работ итальянских художников, прежде всего с Тициана. Этот выбор имел решающее значение как для формирования коллекции, так и для эволюции собственно испанской живописи. Именно у Тициана испанцы (и в первую очередь Веласкес) учились чувственности и страсти. Сегодня в собрании музея около 40 работ Тициана.

Вслед за Тицианом здесь появились и другие венецианцы — Тинторетто и Веронезе. Филипп II пытался также восполнить пробелы и приобрел несколько работ итальянских живописцев не венецианской школы эпохи Возрождения. Так в коллекции появились работы Рафаэля, Пармиджано и Корреджо. С этого момента коллекция живописи испанцев стала самой большой в Европе и примером для подражания. В то время Испания вообще имела значительное влияние в Европе, что отразилось и на собрании картин.

Среди работ известных итальянских художников, находящихся в коллекции музея, можно также выделить картины Ботичелли и Мантеньи.

Фламандская живопись

Вслед за первыми работами венецианских художников коллекция пополнилась и работами фламандских художников: Рубенса, Ван Дейка, Ван дер Вейдена, Питера Брейгеля Старшего и Босха. С XVI века Нидерланды входили в состав Испанской империи, вот почему король Филипп II был заинтересован в приобретении работ фламандских живописцев в не меньшей степени, чем собственно испанских.

Среди работ Босха в Прадо представлена одна из известнейших — «Сад земных наслаждений» и несколько других. Хотя авторство некоторых из них ставится под сомнение, как, например, картины «Извлечение камня глупости». Так это или нет, на мой взгляд, это ни капли не умаляет масштабов и значимости испанской коллекции фламандской живописи.

Босх «Сад земных наслаждений»

Испанская живопись

Влияние итальянских художников (начиная с Тициана, как мы уже говорили) во многом стало залогом расцвета испанской живописи XVII века во главе с Веласкесом. Веласкес в испанской живописи — все равно, что Шекспир в английской драматургии. Без этого имени невозможно представить, какой сегодня была бы не только испанская, но и мировая живопись вообще. Одна из самых масштабных его работ «Менины» — это, на мой взгляд, must see в музее Прадо, даже если вы пришли туда совсем не за этим, а просто кофе попить с музейными булочками.

Веласкес «Менины»

Помимо Веласкеса, конечно, именно испанская живопись представлена в музее наиболее полно: от живописи XII века до работ Гойи, датируемых началом XIX века. Гойя представлен в Прадо очень масштабно, его картины вы найдете на всех трех этажах музея. И они великолепны. Честное слово, я полюбила Гойю именно в Прадо, здесь открыла его для себя.

Кроме этого, на первом этаже музея отличная коллекция работ не менее восхитительных художников. Я особенно люблю Эль Греко, который (и это видно по его имени) по происхождению был греком, но работал в Испании, и он на 100 % испанский художник.

Ну и, конечно, нельзя пройти мимо работ таких знаменитых испанских художников, как Мурильо, Сурбаран, Рибера.

Само собой история испанской живописи не обрывается в XIX веке работами Гойи. Однако работы Дали, Пикассо, Миро представлены в других музеях мадридского «Золотого треугольника» — в галерее Тиссен-Борнемисы и в большей степени в музее Королевы Софии. И этот факт тоже отражает историю Испании. Именно в XIX веке влияние Испании ослабевает, и многие художники едут учиться и работать в другие страны, в первую очередь, конечно, во Францию, в Париж. Пикассо и Миро больше времени провели во Франции, чем в Испании. То есть даже те картины, которых нет в Прадо, рассказывают нам эту особенную историю страны.

Французская живопись

В конце XVII—начале XVIII веков развивались тесные отношения между Испанией и Францией. В этот период коллекция будущего музея Прадо пополнилась работами таких французских художников как Пуссен и Лоррен. Неудивительно, что именно эти два художника пришлись ко двору в Испании. Оба они учились в Италии и испытали на себе значительное влияние Тициана, что, как мы уже видели, так характерно для испанской коллекции живописи.

Немецкая живопись

Немецкая живопись представлена в музее Прадо не так обильно, как живопись четырех предыдущих стран. Да, работ художников этой страны меньше, но они очень «мощные». Во второй половине XVIII века придворным художником был назначен Антон Рафаэль Менгс, работавший в стиле неоклассицизма. Также в Прадо представлены работы другого немецкого художника Кранаха. Однако самое ценное, на мой вкус, это работы Альбрехта Дюрера. В музее всего четыре его работы, но каждая — несомненный шедевр. Особенно сильны его автопортреты, и один из них можно увидеть в Прадо.

Дюрер «Автопортрет»

Английская живопись

С Великобританией Испания не особо дружила. Однако в XVIII-XIX вв. постепенно налаживались дипломатические отношения, вследствие чего в собрание Прадо проникли работы английских художников Рейнольдса, Гейнсборо и Лоуренса. Дело здесь, конечно, не только в отношениях двух стран, английская живопись, в целом, значительно более скромная, чем итальянская или фламандская.

Другие элементы коллекции

Помимо живописи в музее Прадо очень много рисунков и эстампов, значительная часть которых принадлежит руке Гойи. Кроме этого, здесь также представлена скульптура и декоративно-прикладное искусство (в подвальных залах музея, открытых для посетителей).

Как добраться

Добраться до музея Прадо можно на метро, доехав до станции Banco de Espana (линия 2; красная) или до станции Atocha (линия 1; голубая). От обеих станций пешком по аллее Прадо (просто с разных сторон) до места не больше 10 минут. Стоимость одной поездки в метро — 1,5 EUR.

Возле музея Прадо также есть остановка городских экскурсионных автобусов hop-on-hop-off. Подробнее о том, как лучше передвигаться по городу, читайте в обзорной статье по Мадриду на нашем сайте.

Посещение

Стоимость билета в музей Прадо составляет 15 EUR. Однако предусмотрено огромное количество разных скидок и бонусов. Например, если вы хотите посетить музей дважды в течение одного года, то билет на два посещения будет стоить 22 EUR. Это не работает, если вы идете в музей вдвоем, так как по этой акции посещения должны быть сделаны в два разных дня.

Льготы:

  1. Для посетителей старше 65 лет и для членов многодетных семей предусмотрена скидка 50 %, то есть билет для них стоит 7,5 EUR.
  2. Для посетителей младше 18 лет вход и вовсе бесплатный. Также бесплатно музей посещают студенты от 18 до 25 лет и лица с физическими нарушениями.
  3. Главный приятный бонус — за два часа до закрытия вход становится бесплатным для всех категорий посетителей.

Дополнительные бонусы:

  1. Билет + журнал-гид с репродукциями более чем 400 картин музея будет стоить 24 EUR.
  2. Аренда аудиогида по постоянной коллекции на русском языке — 4 EUR. Для временных выставок обычно можно взять аудиогид только на испанском или английском языках стоимостью от 3,5 EUR.
  3. План музея, в том числе на русском языке, предлагается бесплатно всем посетителям музея.
  4. Если же вы не любите толпы туристов и хотите насладиться работами великих художников в относительной тишине, вы можете прийти за час до открытия музей (в 09:00) и попасть внутрь, заплатив 50 EUR. Весь музей вы за час, конечно, не обойдете, но возможность полюбоваться на «Менины» Веласкеса без снующих ежесекундно туда-сюда туристов бесценна.

Режим работы

Музей работает каждый день. С понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00, в воскресенье и праздничные дни на час меньше — до 19:00. Три раза в году музей полностью закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря. И три дня в году бывает короткий день, когда коллекции открыты к посещению только с 10:00 до 14:00 — 6 января, 24 и 31 декабря. Пожалуй, европейские рождественские каникулы не самое удачное время для посещения музея Прадо.

Вход в музей прекращается за 30 минут до окончания работы музея. А за 10 минут до закрытия вас вежливо попросят удалиться.

Советы по времени посещения

Учитывая значительные масштабы коллекции музея, стоит заранее планировать время его осмотра. По площади Прадо вполне сопоставим с выставочными залами Эрмитажа или Лувра, то есть на осмотр всех галерей вам потребуется, возможно, не один день. И в этом смысле, может быть, билет на два дня, о котором речь шла выше, вполне уместен. Это разумное решение, если вы ставите своей целью непременно обойти весь музей.

Однако если вы преследуете обычный туристический интерес, то наверное правильнее будет выбрать то, что вам наиболее интересно, составить план и следовать ему. Так у вас не будет разочарования от того, что вы что-то не успели посмотреть, хотя почти четыре часа шатались по музею. Кстати, на мой взгляд, вообще нет смысла ходить по музею 4-5 часов. Скорее всего вы даже не запомните то, что увидите в последний час. Уж лучше зайти два раза по 2-3 часа, если у вас очень большой план, и хочется увидеть побольше.

Инфраструктура музея

В музее есть гардеробная, где можно (и нужно) оставить верхнюю одежду, сумки и зонты. Также предусмотрены индивидуальные ячейки для сумок.

Если вы проголодались, кафе музея позволит подкрепиться, только помните, что оно закрывается за 30 минут до окончания работы музея.

На первом этаже музея есть несколько магазинов, где можно купить альбомы с репродукциями и другие публикации музея, а также, конечно, открытки, ручки, блокноты и прочие приятные сувениры с сюжетами из коллекции музея.

Хотела еще рассказать о правилах музея, но они совершенно стандартны и адекватны: нельзя с едой и напитками, зонтики и большие сумки необходимо сдавать в гардероб, мобильные телефоны нужно поставить в беззвучный режим и прочее в том же духе, о чем обычно не нужно напоминать воспитанному человеку. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.

И напоследок

Музей Прадо без всяких сомнений — один из лучших мировых музеев не только по мощи собранной здесь коллекции (а она, действительно, огромна), но и по организации выставочного пространства, по уровню предоставляемых услуг. Как бы приземленно это ни звучало на фоне разговоров о высоком искусстве, это всегда очень важный момент. Правильно организованный свет, просторные залы, комфортная температура и возможность перекусить, если вы проголодались — все это способствует тому, что вы можете расслабиться и думать только о прекрасном, не отвлекаясь на физические факторы земного бытия. И в этом смысле музей Прадо дарит вам потрясающие возможности. Тем более, что здесь действительно есть что посмотреть, чем насладиться.

travelask.ru

Музей Прадо. Часть 1. - И на камнях растут деревья

Одним из основных мотивов моей поездки в Мадрид было посещение трех художественных музеев города - Прадо, музея Тиссен-Борнемиса и музея Королевы Софии. Все они расположены недалеко от центра в так называемом Треугольнике музеев на бульваре Аль Прадо. На второй день с утра я направился в музей Прадо, выделил на это почти целый день.

В начале немного о самом музее.

Королевский музей картин в Мадриде был открыт в 1819 году по повелению короля Фердинанда VII, и стал вторым художественным музеем в мире, предназначенным для широкой публики, после Лувра, открытого в 1793 году. Музей разместили в здании, которое предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве. По месту его расположения, по испански Prado - "луг", он позже и получил свое название. Музей несколько раз перестраивали и дополняли новыми помещениями, присоединяя соседние строения.

Фасад главного здания музея и памятник Веласкесу перед ним.

Правое крыло здания.

Основу коллекции составили картины художников из Королевских собраний, хранившихся до этого в различных дворцах. Дополнялась она в дальнейшем произведениями художников различных школ стараниями представителей королевской династии Испании, в соответствие с их вкусами. Поэтому Прадо не является энциклопедическим музеем, таким, как Лувр или Эрмитаж, где представлены практически все направления мировой живописи. Его коллекция это богатейшее собрание художников испанской школы, дополненная отдельными выдающимися произведениями художников Фландрии, Италии, Германии, Голландии, Франции.В первую очередь, конечно, это картины Веласкеса, Эльгреко и Гойи, а также Тициана , Рубенса, Босха, Брейгеля, Мурильо , Риберы , Сурбарана , Рафаэля , Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка.

В музей я пришел к 9 часам к открытию, пока народу было еще не много. Кассы музея находятся с северной стороны основного здания.

Напротив касс установлен памятник Франциско Гойя со скульптурным воплощением его Обнаженной махи у подножия пьедестала.

Стоимость полного посещения экспозиции и временной выставки - 10 евро. В это время проходила выставка пейзажей Рим: Природа и Идеал. После осмотра основной экспозиции сил на подробный осмотр временной у меня не осталось, пробежал ее почти бегом.

Вход для посетителей находится позади главного здания музея.

При входе раздают план музея на различных языках, кроме русского. На его оборотной стороне, приведены небольшие изображения основных шедевров и номера залов, где они висят, что очень удобно. Можно было взять аудиогид, но я предпочел приобрести в музейном магазине здесь же при входе за 19,5 евро великолепный путеводитель на русском языке с отличными иллюстрациями большинства картин и их подробным описанием. Он довольно увесистый (470 страниц) и носить его с собой было трудновато.

К моему великому сожалению, любая фотосъемка в залах музея запрещена. Хотя, еще пару лет назад, снимать без вспышки было можно. Поэтому моих фотографий картин здесь не будет.

Я все же решил показать для ознакомления самые значительные шедевры музея, найденные в Интернете, в основном на этом сайте. Их качество посредственное и цветопередача, которую я все же кое-где подправил в ФШ, не соответствует оригиналам, но это лучше, чем ничего.

Начнем с основных представителей испанской школы.

Диего Веласкес (1599-1660)

Его главный шедевр Менины (1656) стал визитной карточкой музея Прадо. Инфанта Маргарита в окружении прислуживающих ей девушек - менин. Слева сам художник за работой.

Пряхи или миф об Арахне (1657)

Распятие Христа (1632)

Аполлон в кузнеце Вулкана (1630)

Копья или Сдача Бреды (1635)

Триумф Вакха или Пьяницы (1629)

Эль Греко (1541-1614)

Крещение Господне (1600) и Воскресение Христа (1594)

   

Сошествие Святого Духа (1600)

Троица (1579)

Франсиско Гойя (1746-1828)

Маха обнаженная (1800)

Маха одетая (1805)

Семья Карла IV (1800)

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (1814)

Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года (1814)

Зонтик (1777)

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682)

Непорочное зачатие (ок.1678)

Поклонение пастухов (1655)

В следующей части покажу картины художников других стран, представленные в музее.

Продолжение

Еще о музеях МадридаМузей Прадо. Часть1.Музей Прадо. Часть2.Музей Тиссен-Борнемиса.Музей Королевы Софии. Часть1.Музей Королевы Софии. Часть2.

reshell.livejournal.com

Пять самых известных шедевров Музея Прадо в Мадриде

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, поручившему архитектору Хуану де Виллиануэва разработать проект по созданию Музея Естественных Наук. Коллекция Музея Прадо является одной из самых обширных и больших коллекций европейского искусства, однако, здание музея также представляет собой яркий пример испанской архитектуры в стиле Неоклассицизма и является важной достопримечательностью Мадрида. В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи. Но нельзя не упомянуть и других известных художников XV – XIX вв: Берругете, Рибера, Сурбарана, Мурильо.

1.Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» (1800г. холст, масло)

Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. В течение года картина была закончена.Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева - старший сын короля, впоследствии тиран, Фердинанд VII. Рядом, отвернувшись от него, стоит его предполагаемая невеста, не получившая еще официального предложения. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, - в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни; весь его облик выражает почтение царственной супруге. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов.

2. Диего Веласкес «Менины» (1656-57 г., холст, масло,318 x 276 cм)

Картина "Менины" всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась "Королевская семья", "Семья Фелиппа IV". Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Когда работа над "Менинами" близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.

3. Эль Греко «Поклонение пастухов» (1612-13г, холст, масло, 319 x 180 см)

Эта картина украшала алтарь надгробной часовни художника Эль Греко в монастыре С-Доминика в Толедо. На большом вертикальном полотне изображена сцена поклонения пастухов Младенцу-Христу. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов; вторая группа — ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. По свидетельству одного из учеников Эль Греко, пастух в красном одеянии на первом плане — автопортрет художника. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Даже летающие над ним ангелы, предвещающие его судьбу Спасителя, ничем не тревожат таинства простого бытия ребенка.

4. Скульптура "Группа из Сан-Ильдефонсо" (найдена в 1623 г. в Риме)

Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса. В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Принадлежащая к римскому классицизму эпохи Августа, эта скульптурная группа является превосходным отражением свойственного ей эклектизма. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

5. Фландес, Иоанн де (Эспаньола) «Распятие» (1509 – 1518 гг., холст, масло, 123 cм x 169 cм)

Документированное произведение Иоанна де Фландеса, известного только по картинам, написанным им в Кастилье начиная с 1496 года, когда он поступает на службу к Изабелле Католической. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. К оригинальности фламандского художника, проявленной при представлении этой иконографической темы, добавляется его владение техникой, с очевидностью проявляющееся в той форме, в которой он воспроизводит характеристики предметов, таких как драгоценные камни и кораллы, рассыпанные по земле.

www.volgograd.kp.ru

Музей Прадо: сокровища и шедевры — краткое пособие для неопытного туриста

Быть в Мадриде и не зайти в Прадо — непростительная ошибка начинающего туриста. По концентрации шедевров этот музей обгоняет такие известные хранилища, как Лувр, Эрмитаж или Национальную галерею в Лондоне. Особенно богата коллекция испанской живописи XV-XVIII веков: Эль Греко, Веласкес, Гойя, Мурильо, Сурбаран. Каждая картина — рассказ об истории Испании, её правителях, ее традициях и культуре.

flickr.com/[email protected]

В Прадо вы не найдете шикарных интерьеров с золочёной лепниной на потолке. В музее интерьер простой и ненавязчивый. Поэтому впечатление от живописных и скульптурных работ особенно яркое.

Исторические факты

Первым из испанских монархов, которому пришла в голову идея собирать живописные полотна, был Карл V. В XVI веке высокое искусство было призвано услаждать взоры знати и членов королевской семьи. Но начало было положено. Следующие монархи не хотели прослыть грубыми и неизысканными, коллекцию пополняли.

К XVIII веку потребовалось специальное помещение, где картины и скульптуры можно было бы демонстрировать всем желающим. Король Карл III Испанский приказал создать эскиз Музея естественной истории, которому суждено было стать самым известным художественным музеем Испании. Десять лет спустя было найдено место у парка Прадо. Название парка скоро «прилипло» к новому заведению, которое официально называется Национальный музей Прадо.

Открылся музей только в 1819 году. Сначала мешала испанская медлительность, потом наполеоновские войны (бравые французы устроили конюшню в недостроенном здании галереи).

1824 год.

На момент открытия музей представлял испанское искусство XII-XVIII веков. На протяжении всего XIX века музею завещали свои коллекции гранды, художники, известные коллекционеры. Собрание увеличивалось от года в год. Скоро, кроме работ испанских мастеров в коллекции музея появились работы других европейских мастеров.

ХХ век доставил хранителям музея Прадо в Мадриде много хлопот. Во время гражданской войны многие работы были вывезены из страны и размещены на хранение в музеях Швейцарии. В Испанию картины вернулись в 1940 году.Теперь в музее ежегодно бывает более двух миллионов туристов. Произведения таких мастеров, как Сурбаран, Мурильо, Веласкес, Гойя, Рибера, Эль Греко представлены здесь наиболее полно. А наличие в экспозиции работ Тициана, Ботичелли, Рафаэля, Босха, Брейгеля, Дюрера, Рубенса и Ван Дейка делают заведение самой значительной культурной достопримечательностью Испании.

Среди экспонатов музея Прадо не только живопись, но и скульптура.

Хавьер Сьерра и его книга «Хозяин музея Прадо»

Как бы ни было прискорбно почитателям таланта писателя Хавьера Сьерра, его популярная книга — не более, чем фантазия. Искусный журналист мастерски манипулирует читателем, смешивая исторические исследования с плодами своей бурной фантазии.

Писатель Хавьер Сьерра.

Книга о тайнах картин Прадо стала катастрофой для историков и радостью для работников музея. Желающих своими глазами увидеть магические картины Босха, Эль Греко и Да Винчи, становится все больше. Чтение занимательное, даже захватывающее, но правды и реалий в сочинениях Хавьера Сьерра немного.

Что посмотреть в первую очередь?

В собрании музея Прадо более 8 тысяч полотен и более 400 скульптур. Выставочные площади музея позволяют показать не более 2 тысяч полотен и около сотни скульптур. Все остальное храниться в запасниках и выставляется редко, в специальных залах. Чтобы осмотреть всё — недостаточно одной экскурсии по музею. Поэтому хранители придумали «подсказку» для всех посетителей заведения. В бесплатной карте музея, которую получает всякий посетитель (в ней есть информация и на русском языке), есть описание 15 шедевров для обязательного осмотра. На карте указан путь ко всем 15 картинам.

Можно довериться профессиональному вкусу работников музея, а можно изучить схему самостоятельно и выбрать себе залы с наиболее интересными экспонатами.

Есть в музее несколько работ, к которым трудно пробраться из-за постоянной толпы желающих их лицезреть:

  • Веласкес «Менины»;
  • Эль Греко «Портрет кабальеро»;
  • Босх «Сад наслаждений»;
  • Рубенс «Три Грации».

Босх — Сад наслаждений.

Эти четыре работы могут стать основными ориентирами для тех, кто в музее впервые. Если руководствоваться картой музея, то найти все картины не представляет никакого труда. В бесплатной схеме можно увидеть тематику каждого зала музея и выбрать то, что больше всего интересует. За один день увидеть всю коллекцию музея невозможно.

Найдите и посмотрите копию знаменитой «Моны Лизы», сделанную учеником Леонардо да Винчи. При внешнем сходстве, в работе совершенно нет той загадочности и глубины, которая сделала оригинал величайшим шедевром живописи, но интерес к этой работе огромен.

Неизвестный автор — Мона Лиза. Копия.

Практическая информация и правила посещения

Найти музей Прадо достаточно просто, он находится в самом центре Мадрида:

  • Остановка метро «Atocha» — добраться можно прямо из аэропорта. Отсюда до музея несколько сотен метров, помогут указатели с надписью «Museo del Prado».
  • Автобусы — 9, 10, 14, 19.
  • Возле музея расположена стоянка туристических автобусов, недалеко находится площадь Кибелы, знаменитый парк «Ретиро».

Здание музея видно издалека, оно величественно и монументально, как и всё в Мадриде.

flickr.com/martius

Часы работы музея: с 10:00 часов утра до 8:00 часов вечера (в воскресенье и праздники музей закрывается на час раньше).

Три дня в году (1 января, 1 мая и 31 декабря) Прадо не принимает посетителей. А 6 января, 24 и 31 декабря работает только до двух часов.

Цена обычного билета, обеспечивающего вход и осмотр главной экспозиции, 14 евро. Дети до 18 лет от платы освобождены. Студенты с международным билетом имеют скидку 50%.

Купить билет можно в кассе Прадо и на домашней странице музея. Но не стоит торопиться тратить деньги. Каждый день у туристов есть возможность посетить Прадо совершенно бесплатно. За два часа до закрытия заведения касса музея выдает бесплатные билеты всем желающим. К этому времени у музея собирается внушительная очередь. Не стоит этого бояться, очередь тает очень быстро (15-20 минут).

За использование аудиогида нужно заплатить 3,50 евро. В бесплатной карте есть описание главных шедевров, аудиогид пригодится тем, кто по-настоящему интересуется живописью.

flickr.com/corremadrid

Каждый посетитель Прадо проходит строгий контроль. Сумки, зонты, рюкзаки нужно оставить в гардеробе.В музее запрещено фотографировать, но персонал на этот запрет смотрит сквозь пальцы. Только обладателям больших камер придется их сдать. Посетители активно фотографируют телефонами и планшетами.

В музее есть хорошее кафе, которое пригодится тем, кто захочет провести в Прадо весь день.

Каждый посетитель может оставить письменный или устный отзыв о посещении музея, для этого у выхода есть несколько электронных устройств.

После культурного отдыха можно переключить свое внимание на другие достопримечательности Мадрида. В главном городе Испании есть развлечения и для активных туристов, и для любителей спокойного досуга.

Отзывы туристов

Николай, 34 года, Калининград:

«Никогда не думал, что в музее Прадо будет так интересно. Мы с женой рассчитывали провести здесь не больше часа, а задержались на четыре. Самое яркое впечатление — картины Веласкеса. Персонал вежливый, но по-русски не говорят. На выходе купили яркий и объёмный путеводитель по музею на русском языке. Сразу убедились, что многое не успели посмотреть. В музее ничего не отвлекает от картин — интерьер очень простой. А сангрия в кафе очень вкусная. Сплошной позитив от посещения».

flickr.com/losmininos

Александра, 27 лет, Москва:

«В Прадо я попала с большой группой, сопровождал нас гид, предоставленный музеем. Рассказывал интересно, но очень спешил. На посещение музея был отведен один час и этого совсем недостаточно. На следующий день я вернулась сюда одна. Прошла бесплатно, каждый вечер за два часа до закрытия платы не берут. Отстояла длинную очередь, которая прошла за 15 минут, получила бесплатный билет и карту музея на русском языке. Подумала и решила взять аудиогид. Провела в музее полтора часа и, если бы было можно, осталась бы ещё на пару часов. Шедевров здесь огромное количество и у каждого своя тайна».

Борис, 44 года, Екатеринбург:

«В Мадриде был два дня. Времени было немного, но в Прадо решил заглянуть. Бесплатно посетить не удалось, свободное время было утром. Заплатил 14 евро и за путеводитель ещё 9. О потраченных деньгах не пожалел ни на минуту. Самые интересные залы — Итальянское Возрождение и Веласкес, а также Эль Греко. Последнего художника просто открыл для себя. Все его работы выглядят очень современно. Уходя из музея, оставил отзыв в электронной книге музея».

pro-spain.net


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность