1.2 Основные направления деятельности психолога. Направления профессии психолог


Психолог - направления профессии

  • Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах - с организациями, предприятиями любого масштаба
  • Клинический психолог – работает в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования (МЧС, антитеррористических служб, реабилитации после попыток суицида, после аварий и катастроф), развивающих и обучающих центров, а также центров по работе с людьми с ограниченными возможностями, в организациях и частных кабинетах. Помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами.
  • Юридический психолог - работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах. Он проводит экспертные исследования преступного поведения, вменяемости в момент совершения преступного деяния, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, мотивов преступления, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров, работает с детекторами лжи и многое другое - помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда.
  • Психолог в образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания, свой подход к ученикам.
  • Спортивный психолог – работает в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам овладеть спортивным искусством. Кроме собственно технической спортивной подготовки (техники движений) в спорте крайне важна психическая и психологическая подготовка. Не секрет, что только тот спортсмен сможет показать всё на что он способен, который сумеет отбросить лишнее, сконцентрируется на текущих задачах, будет собран и в тоже время раскрепощен… Успех спортсмена зависит от его психического состояния.
  • Военный психолог – работает в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, внутренней и внешней разведке, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности страны. Задачами военного психолога могут являться: реабилитация и настрой на бой, поиск и  адаптация психологических знаний полезных в условиях военных действий внутри страны и на территории противника, разработка методов выявления угроз и террористических атак, развитие методов сбора информации, дознания и вербовки, обеспечение эффективности и безопасности в условиях информационной войны, поиск психологических средств предотвращения нападений, составление психологического портрета и предсказания поведения вероятного противника и т.д.
  • Психолог в СМИ - формирование общественных настроений и мнения, планирование и психологическая поддержка PR-компаний, исследование политических настроений и мотивов, психологическое обеспечение политических движений и выборов кандидатов на политические должности, контроль состояний групп и масс, состояний толпы, применение законов психологии к совершенствованию социальных процессов и систем, повышению эффективности информационного воздействия, в т.ч. в рекламе, продвижении товаров и услуг.
  • Психолог юзабилити - обеспечение удобства и целесообразности исполнения элементов управления сложных технических и компьютерных систем (интерфейсов). Современный человек постоянно использует самые разные интерфейсы (системы коммуникации с устройствами и управления ими) - в автомашине это всевозможные рычаги управления, зеркала и камеры, кнопки, переключатели и датчики; в компьютерной программе - это панель инструментов, окна настроек и различные меню функций; на сайте это система навигации и поиска информации, расположение и вид информационных и декоративных элементов.

Таким образом, в профессии психолог можно выбрать любую профессиональную деятельность, которая наиболее вам подходит.

opsiholog.do.am

Топ-10 лучших профессий в сфере психологии

Автор Татьяна в 06/01/2015. Опубликовано Карьера в области психологии

Итак, Вы решили специализироваться в психологии. Чем именно Вы планируете заниматься после окончания учебы? Из-за экономического спада конкуренция резко возросла. Для того чтобы занять сильную позицию на современном рынке труда, Вы должны тщательно рассмотреть имеющиеся у Вас возможности и выбрать сферу, которая пользуется наибольшим спросом.По статистике, спрос на психологов растёт быстрее, чем не специалистов других отраслей. Ниже приводятся лишь некоторые из перспективных направлений работы.

1. Консультант по профессиональной ориентации

Средняя зарплата в США: $46,000

Благодаря меняющимся условиям на рынке труда, многие люди ищут новую работу — в своей сфере или совершенно другой. Консультанты по профориентации помогают людям принимать решения в отношении будущей карьера, используя разные инструменты.

Часто они начинают с изучения интересов клиента, его образования, профессиональных навыков и личностных качеств — для того чтобы определить наилучшее соответствие. Они также помогают клиентам развивать навыки, полезные для трудоустройства — инсценируют интервью, подсказывают, как грамотно составить резюме, и на что обращать внимание при поиске вакансий. Кроме того, они помогают клиентам преодолеть стресс, связанный с потерей работы.

2. Школьный психолог

Средняя заработная плата в США: $59,440

Школьные психологи работают в учебных заведениях, помогая детям справляться с эмоциональными проблемами, трудностями с учёбой и социализацией. Благодаря повышенному интересу к психическому здоровью детей и разработке федерального законодательства в области образования, профессия школьного психолога быстро стала одной из наиболее популярных. Спрос на квалифицированных школьных психологов превышает количество кандидатов — это означает, что возможности трудоустройства высоки.

3. Консультант

Средняя зарплата в США: $47,530

Консультанты помогают людям справляться с широким спектром проблем — в том числе с проблемами в браке, семейных отношениях, с эмоциональными, образовательными трудностями и даже зависимостью. Почти половина всех консультантов работает в учреждениях медицинской помощи или социального обеспечения, ещё 11% заняты в учреждениях государственных и местных органов власти. Требования к уровню образования кандидатов постоянно меняются, однако почти все штаты требуют, по крайней мере, магистерской степени в области психологии у желающего стать лицензированным консультантом. Чаще всего вакансии консультанта открыты в школах, колледжах и университетах, больницах, психиатрических клиниках и частных фирмах.

4. Специалист по генетическому консультированию

Средняя заработная плата в США: $71,100

Специалисты по генетическому консультированию помогают собирать сведения и выявлять генетические нарушения в парах и семьях. Эти специалисты обладают, как минимум, магистерской степенью в области генетики и дополнительное образование в области психологии, социальной работы, биологии, ухода за больными и общественного здоровья.

Часто консультанты работают вместе с командой специалистов-медиков, предлагая поддержку, руководство и помощь семьям, члены семьи которых страдают от генетического заболевания или рискуют передать наследственное заболевание своему потомству.

5. Судебный психолог

Средняя зарплата в США: $59,440

Судебные психологи применяют психологию в области уголовного права. Эта профессия быстро стала одной из самых востребованных благодаря многочисленным упоминаниям в популярных фильмах, телевизионных программах и книгах.

Деятельность судебного психолога на самом деле лишена того очарования, которое ей приписывается в современной культуре и средствах массовой информации, однако судебная психология — всё-таки очень интересный вариант профессии с большим потенциалом карьерного роста. Судебные психологи часто работают с другими специалистами, помогают выносить решение об опеке над детьми, рассматривают страховые претензии помогают расследовать преступления.

6. Инженерный психолог

Средняя зарплата в США: $79,818

Инженерные психологи используют психологию, изучая то, как люди взаимодействуют с машинами и техникой. Эти специалисты используют понимание человеческого сознания и поведения, помогая проектировать механизмы, потребительские товары, определять параметры работы и условия жизни. Инженерный психолог может работать в команде с другими специалистами, чтобы прорабатывать конечный продукт, сделать его более эффективным и простым в использовании. Те, кто работает в академической среде, получают самое небольшое вознаграждение в рамках профессии, в то время как те, кто занят в частном секторе, сообщают о более высоких зарплатах.

7. Клинический психолог

Средняя зарплата в США: $81,100

Клинические психологи производят оценку и проводят лечение пациентов, страдающих от психических расстройств. Эти специалисты работают в больницах, психиатрических клиниках или открывают частную практику.

Клиническая психология представляет собой крупнейшую сферу для трудоустройства в рамках психологии, для квалифицированного специалиста всегда найдется подходящее место. Для того чтобы стать клиническим психологом, Вы должны получить докторскую степень в области клинической психологии и стажироваться в течение, как минимум, одного года. Большинство выпускников в области клинической психологии достаточно конкурентоспособны.

8. Спортивный психолог

Средняя зарплата в США: $45,000 — 80,000

Спортивные психологи сосредоточивают своё внимание на психологических аспектах спорта, работая, например, с мотивацией, производительность и травмами. Две ключевых темы в рамках спортивной психологии включают в себя содействие улучшению спортивных результатов или стабилизации психического и физического здоровья с помощью спорта. Спортивные психологи работают в самых различных условиях, в том числе в университетах, больницах, спортивных центрах, научно-исследовательских учреждениях, открывают частную практику и занимаются консультированием в частном порядке.

9. Промышленно-организационный психолог

Средняя зарплата в США: $97,820

Промышленно-организационные психологи исследуют поведение человека на рабочем месте, часто используют психологические принципы для того, чтобы увеличить производительность труда и помогать руководителям подбирать сотрудников, которые лучше всего подходят для конкретных заданий. Есть несколько различных областях в промышленно-организационной психологии. Например, некоторые психологи посвящают своё рабочее время тренировке и оценке сотрудников, другие — оценке кандидатов на работу. Для магистров возможности трудоустройства в этой сфере, конечно, есть, но именно обладатели докторской степени наиболее востребованы в промышленно-организационной психологии и получают более высокую плату за свой труд.

10. Коррекционный педагог

Средняя зарплата в США: $47,650

Коррекционная педагогика хоть и выходит немного за рамки традиционных представлений о психологии, предлагает больше возможностей для тех, кто любит помогать детям. Коррекционные педагоги работают со студентами, обладающими ограниченными возможностями разного плана. Для того чтобы попасть в сферу специального образования, необходимо иметь, как минимум, степень бакалавра и дополнительно пройти учебную программу. Из-за повышенного количества учащихся в специальных образовательных учреждениях и нехватки квалифицированных преподавателей спрос на специалистов этого профиля по-прежнему остаётся высоким и будет только расти.

Пища для размышлений

Вы чувствуете, что нашли работу своей мечты? Или разочарованы тем, что уже выбранная Вами профессия отсутствует в этом списке? В любом случае, просто помните, что ни один список «крутых профессий» никогда не сможет вместить все варианты, имеющиеся в сфере психологии. Важно выбрать профессию, которая будет служить Вашим интересам и долгосрочным целям в жизни.

Теги: карьера, образование, психология, работа

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Направления и принципы деятельности психолога

Профессиональный психолог работает там, где есть хоть один человек, который в нем нуждается. При этом содержание слова «нуждается» не ограничивается каким-то психическим недугом. Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти социальные потребности сформировали пять основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала. Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне. В рамках этого направления осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательско-аналитическое направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.). Важное место здесь отводится психодиагностике - разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Психотерапевтическое направление предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс лечебных психологических воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот психологический комплекс входят: психологические профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена и психотерапия.

Психологическая профилактика - комплекс превентивных действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента.

Психологическая коррекция - целенаправленное воздействие на психику с целью изменения, укрепления или формирования новых психологических качеств и свойств.

Психологическая реабилитация - система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.

Психогигиена - деятельность психолога по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).

Психотерапия - оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

Педагогическое и консультационно-просветительское направление имеет своей целью передачу психологических знаний заинтересованным в них людям. Педагогическая деятельность психолога реализуется в учебных заведениях различного типа (вузах, колледжах, курсах повышения квалификации работников и др.). Это направление включает психологическое просвещение и психологическую консультацию.

Психологическое просвещение - работа по популяризации психологических знаний, умений и навыков, необходимых руководителям, деловым людям, пенсионерам и т. д. для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Психологическая консультация ~ разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.

Повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда психолога. Собственно данное направление продвигает психолога к вершинам его профессиональной компетентности. На этом пути у психолога нет остановок для отдыха, ибо обновление знаний в данной области происходит весьма интенсивно.

Важность поддержания своих знаний на уровне современного состояния психологических проблем возросла в связи с ослаблением противостояния отечественной и западной психологических школ, существовавшего многие десятки лет. Психологи осознали, что эффективное взаимодействие во имя своей науки возможно лишь на основе стремления понять научные позиции своих коллег.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и определяют уровень профессионализма психолога, его компетентность и деловой имидж.

Успешная деятельность психолога может быть обеспечена при условии обязательного выполнения им ряда принципиальных требований: профессиональной компетентности, беспристрастности, позитивной ориентации, конфиденциальности и безопасности.

Профессиональная компетентность - уровень обладания психологом системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Система профессиональных знаний, умений и навыков - это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей. В систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Профессионально-значимые психологические особенности личности психолога определяют его внутренний потенциал для успешной деятельности. Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует от психолога:- исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег;- применения инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии;- выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях.

Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются:- устремленность психолога на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов и др.;- старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.

Конфиденциальность обязывает психолога хранить:- тайну информации, получаемой от клиента;- деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.

Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается:- исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента;- осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей.

Венчает деловой успех психолога его профессиональная и личная этика. Ее роль трудно переоценить. Личность другого человека нельзя трогать, к ней молено лишь прикасаться легким движением своей души. Запретительные заповеди Закона Божия, а также нравственные требования, выработанные человечеством на протяжении веков, - все это составляет основные принципы образа жизни профессионального психолога.

psyera.ru

2. Психологическая служба в школе. Основные направления работы.

Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.

Цели и задачи психологической службы можно опреде­лить в соответствии с «Положением о службе практиче­ской психологии в системе Министерства образования Рос­сийской Федерации ».

Целями службы являются:

  • содействие администрации и педагогическим коллекти­вам образовательных учреждений в созда­нии социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охра­ны здоровья и развития личности;

  • содействие в приобретении учащимися образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получе­ния профессии, развития карьеры, достижения успе­ха в жизни;

  • оказание помощи обучающимся в определении своих воз­можностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающих­ся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи службы:

  • психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

  • содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

  • формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;

  • содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;

  • психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

  • профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье;

  • содействие распространению и внедрению в практи­ку образовательных учреждений достижений в обла­сти отечественной и зарубежной психологии;

 

Основные направления работы психолога.

Работа школьного психолога традиционно организует­ся по следующим направлениям:

  • просветительская работа;

  • профилактическая работа;

  • диагностическая работа;

  • консультативная работа.

  • коррекционно-развивающая работа;

Просветительская работа психолога в школе.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

  • ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

  • популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

  • формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

  • знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

  • достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

studfiles.net

1.2 Основные направления деятельности психолога. Факторы, обусловливающие выбор профессии психолога

Похожие главы из других работ:

Консультирование родителей по проблемам психологической готовности детей к обучению в школе

2.2 Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе

Общие направления рекомендаций, которые консультант может дать клиенту, определяется многими факторами. Это и характер запроса, и содержание жалобы клиента, а так же собственно психологическая проблема и результаты...

Методы диагностики в психологии

3. Направления работы практического психолога

В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека...

Направления работы школьного психолога с "трудным классом"

1.2 Основные направления работы школьного психолога в учебном заведении

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования...

Направления работы школьного психолога с "трудным классом"

1.2 Основные направления работы школьного психолога в учебном заведении

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования...

Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения

3. Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ

Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц: - те, кто могут...

Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками

1.2 Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками

Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей...

Профессиональная деятельность практического психолога

3. Основные этические принципы деятельности психолога

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога...

Профессиональная этика специального психолога

1.1 Основные направления деятельности специального психолога

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи...

Психологические особенности ресоциализации осужденных

2. Направления ресоциализирующей деятельности

В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: - психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, - выявление конкретных дефектов его общей социализации...

Психология спорта

6. Основные направления деятельности психологической службы

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это: · выявление и разрешение конфликтных ситуаций · оказание помощи в решении личных проблем · развитие межличностных отношений  ПСИХОДИАГНОСТИКА - это: · возможность получить точную научно-обоснованную информацию о...

Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом

2.2. Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах

Психологи военных частей проводят реабилитационную работу, как в районе боевых действий, так и в мирных условиях, органично включая свою деятельность в трехуровневую систему реабилитации...

Специфика работы психологической службы в интернатных учреждениях

3. Направления профессиональной деятельности психолога интернатных учреждений и учреждений закрытого типа

Информационно-аналитическая деятельность - изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий...

Участие психолога в работе с резервом руководящих кадров

1. Направления работы психолога в фирме

...

Эффективность использования компьютерных игр в работе психолога

1. Основные направления в работе психолога

Первое направление работы -- психодиагностика -- предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка, в том числе тестами. Основная задача практического психолога, специализирующегося по психодиагностике...

Эффективность работы педагога–психолога по профилактике наркомании среди подростков

2.1 Основные направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании

Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно...

psy.bobrodobro.ru

Психолог — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Профессия

Древнегреческий философ Аристотель начал свой трактат «О душе» следующими словами: «...было бы правильно... отвести исследованию о душе одно из первых мест, так как это — знание о наиболее возвышенном и удивительном. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».

Прошли века, но и ныне очевидно, что психология (от греч. «психе» — «душа» и «логос» — «учение») - самая важная и самая сложная из наук. Уникальность психологии в том, что в ней сливаются познающий и познаваемое: человек открывает себя, собственные тайны. Рождение психологического знания можно назвать пробуждением самосознания человека. Люди долго направляли мысль прежде всего на внешний мир, но настал момент, и они осмелились заглянуть в глубины своего внутреннего мира. Постичь законы психики означает для человека возможность научиться управлять собой.

История профессии

Психология очень молодая наука — ей чуть больше века. Хотя за это время она накопила массу фактов, разработала методы исследования и доказала собственную практическую ценность, до сих пор ещё остаются загадкой многие проявления человеческой души, психической жизни людей.

Аристотель признан отцом психологии, как и многих других наук Его трактат «О душе» долгие века считался самым значительным сочинением в этой области. Аристотель видел основы психологии не только в философии, как Платон, но и в биологии, медицине; именно он сформулировал идею естественно-научного изучения психики.

Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем немецкого учёного Вильгельма Вундта (1832—1920). В 1879 г. он открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Это было время поразительных успехов физики, химии, физиологии, медицины. Вундт хотел построить новую дисциплину по их образцу. В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни «смотрение внутрь») — наблюдения за собственным сознанием и выделения его элементов.

Радикальные изменения в представлениях о предмете психологии и её методах произошли с появлением бихевиоризма (от англ. behaviour — «поведение»). Его программа была заявлена американским учёным Джоном Уотсоном (1878—1958). Первая работа Уотсона «Психология глазами бихевиориста» увидела свет в 1913 г. в журнале «Психологическое обозрение». Бихевиоризм противостоял направлениям, которые опирались на субъективные методы исследования и пытались анализировать сознание путём самонаблюдений (структурализм и функционализм).

Настоящую революцию в развитии психологии совершил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Новизна состояла уже в том, что он исходил не из логики теоретического познания, а из собственной врачебной практики. Фрейд пришёл к выводу, что развитие психики представляет собой процесс адаптации к враждебной окружающей среде. При этом основное «событие» в психической жизни происходит не в сфере сознания, как считалось всегда, а в области бессознательного. В русле психоаналитической теории Фрейда и в полемике с ней развивались аналитическая психология Карла Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, глубинная психология Карен Хорни и другие научные школы.

В 60-х гг. XX столетия в США появилось новое направление — гуманистическая психология. Она решительно выступила против жёсткой определённости истоков душевной жизни. Ведь при всех различиях и бихевиоризм, и психоанализ лишали человека свободы воли, возможности мыслить и действовать по собственному усмотрению. Гуманистическая психология, названная «третьей силой», предложила новый взгляд на человеческую природу. Лидеры направления Абрахам Маслоу и Карл Роджерс отстаивали идею целостности природы человека, подчёркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления людей к самосовершенствованию.

Ещё в середине XX в. психологии приходилось отстаивать своё место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была очень ограничена, её место в общественном сознании размыто. Особенно удручающим оказалось положение в нашей стране, где главным считалось развитие производства, техники. Привилегию заниматься изучением человека получили медицина и биология, с одной стороны, и идеологизированная философия и социология — с другой. Человек рассматривался либо с точки зрения деятельности его мозговых механизмов, либо как социально-исторический продукт (ведь сознание в соответствии с марксистской философией есть совокупность общественных отношений). Психология, по сути, была не нужна. Не хватало исследовательских центров, отсутствовали специализированные учебные институты. Факультету психологии крупнейшего вуза страны — Московского государственного университета в 2006 г. исполнилось только 40 лет!

Профессия в современности

Сегодня психология превратилась из Золушки в Принцессу. Открылось множество факультетов и институтов, готовящих психологов разного профиля, возникли разнообразные центры, специализированные учреждения, консультации. Психология стала неотъемлемой частью жизни общества.

По степени популярности среди молодёжи профессия психолога занимает одно из первых мест, с ней конкурируют лишь профессии экономиста и юриста. Психологи трудятся в школах и детских садах, больницах и хосписах (клиниках для неизлечимо больных), на предприятиях и в фирмах, в исправительных учреждениях. Без их участия уже невозможны разработка новых средств коммуникации, менеджмент, реклама. Эффективность последней сегодня в большей мере строится на знании психологии человека, чем на качествах предлагаемой продукции. При продвижении товара или социальной идеи используется вербальная (словесная) информация в сочетании с игрой образами, цветом, формами, звуком; и всё это на неосознанном уровне формирует у человека заданные установки и желания. Такие общечеловеческие свойства, как любопытство, интерес к новизне, желание испробовать всё на собственном опыте, подталкивают купить пусть не очень нужную, но модную вещь. В последние годы получил распространение термин «пиар» (образован по первым буквам английского словосочетания puplic relations — «общественные связи»). Это понятие включает формирование общественного мнения, подготовку общества к тем или иным решениям, влияние на результаты выборов. Чёрным пиаром называют достижение тех же целей нечестными средствами, например манипуляцией массовым сознанием. Различные пиар-технологии основаны на знании психологии человека.

Современные психологи занимаются проблемами воспитания и обучения, проблемами, которые связаны с профессиональной деятельностью, а также отношениями людей в различных группах. Специалисты исследуют особенности психики в экстремальных, критических ситуациях, работают с больными, с людьми пожилого возраста.

Если в начале XX в. психотерапией (психотерапия (от греч. «психе» - «душа» и «терапия» — «лечение»; дословно «исцеление душой») — особый вид взаимодействия людей, предполагающий оказание помощи психологическими средствами) занимались прежде всего врачи-психиатры, то в конце века — в основном психологи. Сформировавшееся после появления психоанализа различение психиатрии (работы с душевнобольными людьми) и психотерапии (помощи при глубоких психологических проблемах) сегодня дополнилось понятием психологического консультирования, которое предполагает работу со здоровыми людьми, переживающими психологический кризис или стремящимися к личностному росту.

Постепенно и в России встреча с психологом перестаёт восприниматься как свидетельство «ненормальности». Квалифицированная консультация или опыт работы в группе позволяют разобраться в себе, разрешить внутренний конфликт, улучшить отношения с другими людьми.

Психолог-консультант работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т.д. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, взаимоотношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

Психолог-консультант выслушивает клиента, собирает подробную информацию о каждом индивидуальном случае, устанавливает с клиентом доверительные отношения, помогающие работе. Проводит необходимую диагностику. Анализирует полученные данные и изложенную ситуацию. Обсуждает возможные варианты ее изменения. Прогнозирует развитие ситуации при различных условиях. Дает рекомендации на основании данных, полученных в ходе работы...

Выдающиеся люди данной профессии

Уникальные стороны профессии

Оценить продуктивность деятельности психолога довольно трудно. Результатом психологического консультирования или тренинга может быть, например, улучшение эмоционального состояния человека. В некоторых случаях это приводит к возрастанию эффективности работы, а в других — нет, но зато повышается удовлетворённость от процесса труда, улучшаются взаимоотношения с коллегами.

Иногда, обсудив с психологом свои проблемы, человек всё же уходит разочарованным, огорчённым или даже рассерженным. Лишь спустя какое-то время можно будет сказать, стала ли для него встреча с психологом импульсом к лучшему пониманию себя и преодолению возникших проблем или никаких позитивных изменений не произошло, а значит, психологом была выбрана неверная стратегия.

Эту профессию, как правило, выбирают люди, интересующиеся внутренним миром человека. Уже в юности они пытаются понять его законы, построить собственную жизненную философию, оценить истинные и мнимые ценности, часто имеют своеобразные интересы и увлечения. Тому, кто более прагматичен, их высказывания, образ жизни могут казаться странными. Нередко в подростковом возрасте, когда обостряется потребность в общении, такие люди становятся поверенными тайн и советчиками своих друзей. Они решают выбрать специальность психолога, чтобы раскрыть секреты человеческой психики и научиться профессионально решать психологические проблемы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Практическая психология сегодня в моде. Не иметь в штате организации психолога - несолидно.

Современный человек всё чаще в трудные периоды принимает решение обратиться за квалифицированной психологической помощью. В современном образовательном учреждении трудно обойтись без помощи специалиста психолога.

Профессия сегодня востребована и необходимость в данных специалистах по прогнозам ученых будет возрастать.

letopisi.org

Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Описание професии психолога

Психолог (древнегреч. psycho – душа и logos – знание) – специалист в области психологии, занимающийся изучением проявления, способы и формы организации психических явлений личности в самых разных областях деятельности человека. Психолог оказывает психологическую помощь и поддержку, а также занимается исследованиями для решения сугубо прикладных и научно-исследовательских задач.

Работа психолога похожа на такие профессии как психиатр и психотерапевт. Важным отличием является то, что психотерапевт и психиатр получают высшее образование в медицинских вузах и по статусу являются врачами. Психолог же учится в обычных вузах по специальности «Психология». Психологи больше работают с душевным состоянием и внутренним миром человека, а не патологическими изменениями, особенностями и нарушениями психики.

Стоит отметить, что психолог не может дать универсальный подход к решению любых проблем. Поиск пути к решению всегда осуществляется совместно с клиентом и только при его желании помочь себе возможен положительный результат. Отыскать внутренние резервы организма может только сам клиент, а грамотный психолог мягко укажет направление движения, поможет сделать первые шаги и будет ненавязчиво сопровождать пока проблема не решится.

Не стоит выбирать профессию психолога с надеждой решить свои внутренние проблемы и наладить свою жизнь. Для этого лучше обратиться к уже действующим профессионалам.

Если же Вы чувствуете желание помогать другим людям, то, возможно, профессия психолога это именно то, что Вам нужно.

Возможные места работы

В своей работе психолог может заниматься такими видами деятельности, как:

Профилактическая – работа по предотвращению или уменьшения негативных последствий от девиантного (отклоняющего от нормы) поведения, социальной дезадаптации. Снижение уровня и количества нервно-психологических заболеваний у населения.

Диагностическая – изучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей. Выявление закономерностей и постановка диагноза.

Коррекционная – комплексная работа по аккуратной корректировке поведения, восприятия самого себя или окружающих человека или групп людей.

Экспертная – выражение профессионального, аргументированного мнения на основе личных исследований и наблюдений или подтверждённых известными исследованиями. Постановка выводов, заключений и рекомендаций к действию по запрошенной теме.

Консультативная – обеспечение важной, необходимой информацией других людей или организаций. Создание условий для продуктивного существования и преодоления жизненных трудностей.

Научно-исследовательская – проведение научных исследований для выявления, обоснования, подтверждения или опровержения каких-либо теорий, гипотез. Развитие психологической науки в целом или отдельных психологических школ или направлений в частности.

Культурно-просветительская – повышение психологической культуры населения, распространение психологических знаний и формирование к ним интереса, потребности и желания их использовать в практической деятельности. Развенчивание мифов о психологии и её возможностях, формирование правильного и адекватного восприятия психологии как науки.

Психолог может заниматься частной консультативной практикой, выполнять разовые заказы, заниматься научными исследованиями или состоять в штате таких учреждений, как:

  • Частные компании с услугами психологического консультирования
  • Образовательные учреждения
  • Медицинские учреждения
  • Психологические центры
  • Организации помощи нуждающимся, телефоны доверия
  • Любы коммерческие предприятия

История профессии

Появившись не так давно, профессия психолога прочно вошла в нашу жизнь и применяется в самых разнообразных сферах: начиная от консультирования людей и заканчивая фундаментальными исследованиями в различных направлениях. Можно сказать, что во всех отраслях, где, так или иначе, имеется взаимодействия между людьми или между человеком и инструментом/сервисом (машина, станок, дизайн сайта, дизайн программ и т.д.) задействованы психологические знания и приёмы.

Изначально психология формировалась на стыке философии и астрономии с небольшими вкраплениями оккультных наук. Долгое время представителями «психологии» являлись разнообразные шаманы, знахари, колдуны и им подобные. Понятно, что если положительный эффект от их деятельности и был, то его основой были лишь личные базовые наблюдения и эффект от силы внушения.

Долгое время психология пребывала уделом шарлатанов и только к 17 веку начали появляться систематизировать эту область знаний и превратить её в настоящую науку. Официальной датой такого превращения можно назвать 1879 год, когда открывается первая психологическая лаборатория в мире. Открыта она была Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в одноимённом университете, где Министерством королевского двора Вундту была предоставлена аудитория для проведения экспериментов.

В последующие годы на волне интереса к новой науке подобные лаборатории начали открываться по всему миру, в том числе и России, постепенно разделяясь на разные направления, основными из которых были психоанализ, гештальтпсихология и бихевиоризм.

В настоящее время практически любое направление деятельности немыслимо без психологии и результатов её исследований. Полученный опыт используется повсеместно: медицина, искусство, политика, семейная жизнь, общение, экономика, производство. Эти и многие другие направления опираются на результаты психологических исследований для повышения эффективности.

Необходимые качества

Для успешной работы и профессионального развития психолог должен обладать хорошим интеллектом, развитой наблюдательностью и логикой, быть эмоционально устойчивым. Ещё одним важным и необходимым качеством выступает способность к анализу.

Естественно, что помимо всего прочего, необходимо уметь не только слушать, но и слышать других людей, быть тактичным и ответственным. Только при сочетании всех этих качеств психолог может быть успешным и уважаемым человеком в своей сфере деятельности.

Обязанности психолога

В зависимости от сферы деятельности и направления работы организации к психологу могут предъявляться заметно отличающие требования и обязанности. Среди них наиболее общими можно назвать:

  • Проведение психологической диагностики различных форм и назначений
  • Осуществление коррекционной работы в индивидуальном или групповом порядке
  • Психологическая помощь и поддержка
  • Изучение влияния психологических факторов на трудовую или учебную деятельность, её результат
  • Выявление наиболее актуальных проблем и вопросов, пути их решения и устранение вызывающих их причин
  • Разработка психологических карт и профилей
  • Рекомендации относительно дальнейших действий на пути к решению проблемы или оптимального пути развития и повышения эффективности человека
  • Проведение исследований по совершенствованию своей работы
  • Внедрять новые мировые разработки в свою деятельность
  • Постоянно заниматься повышением своей квалификации и следить за развитием психологической науки, новых методик и методов деятельности

Психологи должны соблюдать профессионально-этические нормы, сохранять полученную от клиентов информацию о личной жизни и её тайнах.

Требования к психологу

Для занятий психологией необходимо наличие завершённого высшего образования по специальности «Психология» или профессиональная переподготовка на основе уже имеющегося высшего образования.

В нашей стране имеются три возможных квалификации психолога:

Бакалавр – срок обучения 4 года.

Специалист – срок обучения 5 лет. Больше не используется.

Магистр – срок обучения 6 лет.

Направление подготовки «Психология» существует во многих высших учебных заведениях и можно выбрать любой подходящий на свой вкус. Рекомендуем выбирать крупные, хорошо зарекомендовавшие себя университеты или давно практикующие преподавание этой программы вузы. В таком случае Вы действительно станете специалистом с хорошей теоретической и практической подготовкой, который будет востребован на рынке труда.

Познавательные видео о психологах

Зарплата

Новичок Специалист Профессионал
15 000 30 000 50 000

Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.

Интересные факты о профессии психолога

В России деятельность психолога и частная практика не требует лицензирования.

По мнению психологов, окружающие воспринимают человека умнее, чем он есть на самом деле, если он носит очки.

Часть людей считает, что психологи занимаются, в том числе и кодировкой от употребления алкоголя. На самом деле это не так.

Самые известные психологи в мире

Зигмунд Фрейд – обычно приходит на ум первым при упоминании психологии. Его работы развили понимание личности, патопсихологию, клиническую психологию и психологию личности.

Лев Выготский – советский психолог, основные труды которого легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. Его культурно-историческая теория породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли наиболее значимые отечественные специалисты по психологии.

Жан Пиаже – особое внимание уделял детскому интеллектуальному развитию. Его работами в этой сфере восхищался даже Альберт Энштейн.

Александр Лурия – советский психолог, создавший новое направление – нейропсихологию, выделившуюся затем в специальную отрасль и получившую международное призвание. Являлся почётным членом многих научных академий и психологических обществ по всему миру.

Уильям Джеймс – практически отец американской психологии, а его труды стали классикой для многих поколений.

Иван Павлов – российский физиолог, значительно повлиявший на развитие направления бихевиоризма. Сделал значительные шаги к объективному измерению поведения от субъективных оценок.

Курт Левин – оказал большое влияние на социальную психологию и технологию разрешения конфликтов. Один из самых выдающихся психологов ХХ века.

Похожие и смежные профессии

  • Психиатр
  • Психотерапевт
  • Менеджер по персоналу
  • Менеджер по связям с общественностью

proforientatsia.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность