Традиционный устоявшийся порядок поведения - это... Правила поведения в обществе. Общественные нормы поведения


нормы поведения человека в обществе

Поскольку человек является существом общественным, то и его полноценная жизнь вне жизни общества просто невозможна. Человек должен считаться с нормами и формой поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. Часто то, что неприемлемо в одном обществе, можно позволить себе в другой ситуации. Но все-таки, каждый человек должен сформировать для себя основополагающие принципы поведения, которые будут определять его жизненную норму и линию поведения и таким образом формировать его отношения с другими людьми, а отсюда и его жизненный успех. Нормы поведения человека в обществе и в обращении с другими людьми формировались на протяжении веков. Но эти нормы не всегда были одинаковы. Изменялся общественный строй, социальное и сословное деление населения, разными были обычаи в обществе аристократии, мещан, духовенства, рабочих, крестьян, интеллигенции, военных. При этом отличалось поведение молодежи и взрослых, неодинаковыми были национальные и социальные традиции, на которые эти нормы поведения опирались. Для представителей высшего состояния, аристократии были установленные твердые правила поведения, незнания или нарушения которых считалось нехваткой воспитания. Также часто нормы поведения соответствующего состояния общества в разные времена оценивались по-разному: во времени их становления они были соответствующими, а в другой период развития общества они уже считались несоответственными, свидетельствовали о невысокой культуре человека. Общаясь, люди, как правило, собираются вместе. Или в более малом, или в большем обществе и эти встречи большего количества людей бывают в основном чем-то вызваны. Причиной может быть какое-то личное или семейное событие (день рождения, день ангела, свадьбы, юбилейные даты) или общественная (государственные и местные праздники, отмечания какого-то исторического события и тому подобное) . Участниками таких встреч бывают, как правило, люди, которые хорошо знакомы. Но когда незнакомый человек впервые попадает в такое общество, то он должен в первую очередь представиться, чтобы присутствующие узнали об этом лице. Потому чаще всего такого человека в общество сопровождает и отрекомендовывает хозяин дома или человек, который хорошо знает общество. Если же такого лица нет, то незнакомец отрекомендовывается самостоятельно: Уважаемые, позвольте представиться. Меня зовут (следует назвать свое имя, отчество или фамилию) , я по специальности ...(здесь можно указать либо профессию, либо должность и тому подобное).

Социальными нормами поведения человека в обществе составляют :дозволение (разрешение на что-либо ),предписание, запрет!

поняли, забыли и вспомнили{?}

правило повидения в обществе

а лучший ответ покороче нельзя

touch.otvet.mail.ru

Христианское поведение. Общественные нормы поведения

Клайв Стейплз Льюис

Книга написана в 1942-43 гг.

 Христианское поведение

  Общественные нормы поведения

 Относительно той части христианской морали, которая касается человеческих взаимоотношений, в первую очередь необходимо уяснить следующее:

 Христос приходил не для того, чтобы проповедовать какую-то совершенно новую мораль. Золотое правило Нового завета — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — лишь резюме того, что в глубине души каждый принимает за истину. Великие учителя нравственности никогда не выдвигали каких-то новых правил: этим занимались лишь шарлатаны и маньяки. Кто-то сказал: «Людям гораздо чаще надо напоминать, чем учить их чему-то новому». Истинная задача каждого учителя нравственности в том, чтобы снова и снова возвращать нас обратно к простым, старым принципам, которые мы все то и дело упускаем из виду; подобно тому как вы снова и снова приводите лошадь к барьеру, через который она отказывается прыгать; подобно тому как вы снова и снова заставляете ребенка возвращаться к тому разделу урока, от которого он норовит увильнуть.

 Вторая вещь, которую следует себе уяснить относительно христианства, состоит в следующем: у него нет (и оно не утверждает, что есть) детально разработанной политической программы для применения в каком бы то ни было обществе, в определенный момент принципа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Нет и быть не может. Ведь христианство рассчитано на всех людей, на все времена, а конкретная программа, подходящая для какого-то одного времени и места, не подошла бы для других. Да и принцип работы у христианства совсем иной. Когда оно говорит вам, чтобы вы накормили голодного, то не дает вам урока кулинарии. Или когда говорит, чтобы вы читали Библию, то не преподает вам древнееврейскую, или греческую, или, скажем, английскую грамматику. Христианство никогда не преследовало цели подменить собою или вытеснить ту или иную отрасль человеческого знания; оно скорее выступает как направляющий фактор, как некий руководитель, который каждой отрасли знания (или искусства) отводит соответствующую роль; оно источник энергии, который способен во всех них вдохнуть новую жизнь, если только они отдадут себя в полное его распоряжение.

 Люди говорят: «Церковь должна руководить нами». Это верно, если верно их представление о церкви; и ошибочно, если оно неправильно. Под церковью следует подразумевать всех истинно и активно верующих христиан земли вместе взятых. Тогда тезис «Церковь должна руководить нами» обретает следующее содержание: те христиане, которые наделены соответствующими талантами, должны быть, скажем, экономистами и государственными деятелями и все экономисты и государственные деятели должны быть христианами; и все их усилия в политике и экономике должны быть направлены на претворение в жизнь Золотого правила Нового завета.

 Если бы так случилось и если бы мы, остальные, были действительно готовы принять это, тогда мы нашли бы христианское решение всех наших социальных проблем довольно быстро. Но на деле под руководящей ролью церкви большинство понимает некий направляемый духовенством политический курс или разработку церковными деятелями особой политической программы. Это глупо. Церковнослужители — особая группа людей в пределах церкви, которые избраны и специально подготовлены для наблюдения за такими вещами, которые важны для нас, потому что мы предназначены для вечной жизни. А мы просим этих людей взяться за дело, которому они никогда не учились. Политикой и экономикой следует заниматься, за них надо отвечать нам, рядовым верующим. Применение христианских принципов к профсоюзной деятельности или к образованию должно исходить от христианских профсоюзных деятелей и христианских учителей; точно так же как христианскую литературу создают христианские писатели и драматурги, а не епископы, собравшиеся вместе и пытающиеся писать в свободное время повести и романы.

 И тем не менее Новый завет, не вдаваясь в детали, дает нам довольно ясный намек на то, каким должно быть истинно христианское общество. Возможно, он дает нам немного больше, чем мы готовы принять. В Новом завете говорится, что в таком обществе нет места паразитам: «Кто не работает, да не ест». Каждый должен был бы трудиться, и труд каждого приносил бы пользу; такое общество не нуждалось бы в производстве глупой роскоши и в еще более глупой рекламе, убеждающей эту роскошь покупать. Этому обществу чужды чванливость, зазнайство, притворство.

 В каком-то смысле христианское общество соответствовало бы идеалу сегодняшних «левых». С другой стороны, христианство решительно настаивает на послушании, покорности (и внешнем уважении) представителям власти, которые соответствовали бы занимаемому положению, покорности детей родителям и (боюсь, это требование уж очень непопулярно) покорности жен своим мужьям. Далее, общество это должно быть жизнерадостным.

 Беспокойство и страх должны в нем рассматриваться как отклонение от нормы. Естественно, члены его взаимно вежливы, так как вежливость — тоже одна из христианских добродетелей.

 Если бы такое общество действительно существовало и нам с вами посчастливилось его посетить, оно произвело бы на нас любопытное впечатление. Мы увидели бы, что экономическая политика напоминает социалистическую и по существу — прогрессивна, а семейные отношения и стиль поведения выглядят довольно старомодно — возможно, они даже показались бы нам церемонными и аристократическими. Каждому из нас понравились бы отдельные частицы такого общества, но я боюсь, что мало кому из нас понравилось бы все как есть.

 Именно этого и следовало бы ожидать, если бы мы на основе христианства пытались составить генеральный план для всего человеческого содружества. Ведь все мы так или иначе отошли от этого единого плана, и каждый из нас пытается сделать вид, будто изменения, вносимые им лично — и есть самый план. Вы убеждаетесь в этом всякий раз, когда сталкиваетесь с теми или иными аспектами христианства: каждому нравятся те или иные стороны, которые он хотел бы объявить незыблемыми, отказавшись от всего остального. Поэтому-то нам не слишком удается продвинуться вперед; поэтому-то люди, борющиеся, в сущности, за противоположные вещи, утверждают, что именно они борются за торжество христианства.

 Еще одно: древние греки, евреи Ветхого Завета и великие христианские мыслители средневековья дали нам совет, который совершенно игнорирует современная экономическая система. Все люди прошлого предостерегали: не давайте деньги в рост. Однако одалживание денег под проценты — то, что мы называем «помещением капитала», — основа всей нашей системы. Делать отсюда категорический вывод, что мы не правы, не следует. Некоторые люди говорят:

 Моисей, Аристотель и христиане едины во мнении, что «ростовщичество» следует запретить, ибо они не могли предвидеть акционерных обществ. Они имели в виду только индивидуальных ростовщиков, и предостережение их не должно нас беспокоить.

 Тут я ничего не могу сказать. Я не экономист и просто не знаю, виновата или нет эта система вложения капитала в состоянии современного общества. Это именно та область, где нам нужен христианин-экономист. Но просто нечестно не сказать вам, что три великие цивилизации единодушно (по крайней мере, на первый взгляд) сошлись на осуждении того, на чем основана вся наша жизнь.

 Еще одно, прежде чем я покончу с этим. В том стихе Нового завета, где говорится, что каждый должен работать, указывается и причина: «...трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28). Благотворительность, то есть забота о бедных, существенная часть христианской морали. В пугающей притче об овцах и козлах дается как бы стержень, вокруг которого вращается все остальное. В наши дни некоторые люди говорят, что в благотворительности нет необходимости. Вместо этого мы должны создать такое общество, в котором не будет бедных. Они, возможно, абсолютно правы, мы должны создать такое общество. Но если кто-нибудь думает, что из-за этого мы можем уже сейчас прекратить благотворительную деятельность, такой человек отходит от христианской морали. Не думаю, чтобы кто-нибудь мог точно установить, сколько следует давать бедным. Я боюсь, единственный способ избежать ошибки — давать больше, чем мы можем отложить. Иными словами, если мы расходуем на удобства, роскошь, удовольствия приблизительно столько же, сколько другие люди с таким же доходом, то на благотворительные цели мы, видимо, даем слишком мало. И если, давая, мы не ощущаем никакого ущерба для себя, значит, мы даем недостаточно. Должны быть такие желанные для нас вещи, от которых нам приходится отказываться, потому что наши расходы на благотворительность делают их недоступными. Я говорю сейчас об обычных случаях. Когда случается несчастье с нашими родственниками, друзьями, соседями или сотрудниками, Бог может потребовать гораздо больше, вплоть до того, что наше собственное положение окажется под угрозой. Для многих из нас величайшее препятствие к благотворительности — не любовь к роскоши или деньгам, а неуверенность в завтрашнем дне. Этот страх чаще всего — искушение. Иногда нам мешает тщеславие; мы поддаемся искушению истратить больше, чем следует, на показную щедрость (чаевые, гостеприимство) и меньше, чем следует, на тех, кто действительно нуждается в помощи.

 А сейчас, прежде чем я закончу, я постараюсь угадать, как подействовал этот раздел книги на тех, кто его прочитал. Я предполагаю, что среди читателей есть так называемые «левые», которых возмутило, что я не пошел дальше. Люди же противоположных взглядов, вероятно, думают, что я, наоборот, слишком далеко зашел влево. Если так, то в наших проектах построения христианского общества мы наталкиваемся на камень преткновения. Дело в том, что большинство из нас подходит к этому не с целью выяснить, что говорит христианство, а с надеждой найти в христианстве поддержку собственной точке зрения. Мы ищем союзника там, где нам предлагается либо Господин, либо Судья. К сожалению, и сам я — такой же. В этом разделе есть мысли, которые я хотел бы опустить. Вот почему подобные разговоры ни к чему не приведут, если мы не готовы пойти длинным, кружным путем. Христианское общество не возникнет до тех пор, пока большинство не захочет его по-настоящему; а мы не захотим его по-настоящему, пока не станем христианами. Я могу повторять Золотое правило, пока не посинею, однако не стану ему следовать, пока не научусь любить ближнего, как самого себя. А я не научусь любить ближнего, как самого себя, до тех пор, пока не научусь любить Бога. Но я могу научиться любить Бога только тогда, когда я научусь повиноваться Ему. Словом, как я и предупреждал, это ведет нас к проблеме нашего внутреннего «я», то есть от вопросов социальных — к вопросам религиозным. Ибо самый длинный кружной путь — кратчайший путь домой.

Источник:  http://www.goldentime.ru/hrs_lewis_3.htm

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

idoorway.mirtesen.ru

Традиционный устоявшийся порядок поведения - это... Правила поведения в обществе

Просыпаясь, мы начинаем следовать определенному принципу поведения. Выходя из дома, гуляя по улицам, на работе, в школе человек много раз варьирует свой стиль. От чего это зависит и что значит традиционный устоявшийся порядок поведения? Это и разберем в статье о социальной норме и правилах хорошего тона.

Общие принципы поведения

Непосредственно с самого рождения человек попадает в среду, которая питает его морально и определяет дальнейший стиль поведения, формирует мировоззрение, опираясь на взгляды окружающих и писаные законы нормы.

А что такое норма? Ее определяют как правило, действующее в конкретной среде ограниченный период времени или неограниченно.

Правила - это самой собой разумеющиеся ограничения, которые регулируют отношения в обществе и направлены на избежание неприятных ситуаций.

Следуя общественным устоям, человек чувствует себя частью социума, что благотворно влияет на его мироощущение и определяет дальнейшие возможности, так называемые перспективы.

Традиционный устоявшийся порядок поведения - это перечень стереотипного реагирования на внешние раздражители, которые подвигают на те или иные действия в определенном месте, зависимо от темперамента человека, воспитания и категорических ограничений в поведении.

С рождения поведенческий стиль индивидуума может меняться, но предписанные нормы в обществе остаются всегда с незначительной корректировкой и усовершенствованием.

Правила выживания в обществе

Под обществом мы понимает определенное количество людей в конкретной ситуации. А что для нас означает такое определение, как правила общественного поведения? Каждый отдельный человек своим стилем и поведением определяет общий показатель культуры и соответствие правилам этикета.

Нормы поведения зависят от национальности, жизненных позиций, восприятия себя, менталитета и множества других факторов.

Правила этикета сводятся к нескольким общим принципам:

  • Вежливость: нельзя покушаться на свободу мироощущения другого человека, затрагивая его интересы. Потому вежливый тип поведения помогает избегать излишней концентрации на негативе, когда дело касается какого-то правила поведения.
  • Толерантность: быть терпеливым к людям, которые оказываются на вашем жизненном пути и чем-то отличаются от ваших представлений, - важнейший аспект. Таким образом, мы будем вежливы не только со всеми, но и с собой. А еще этот аспект определяет традиционное поведение. Это составляющая гармонии большинства и отдельно взятого индивидуума.
  • Безопасность: вести себя в обществе необходимо так, чтобы это не навредило окружающим морально и физически.

Стереотипный стиль

Стереотип поведения - это устоявшееся и передающееся из поколения в поколение правило или система правил, которые определяют нормы в обществе.

Часто такое определение приводит в ступор свободолюбивых граждан и заставляет сопротивляться некоторым нормам. Все, что происходит с такими индивидуумами, можно определить как внутреннюю борьбу, и при сильном желании человек может сломать выработанный стереотип, изменить общественное представление. Такие события можно назвать прогрессом.

Традиционный устоявшийся порядок поведения - это не совсем то, что большинство хотят совершать и правилам которого следовать. Именно потому так благоприятно влияет на поведение Уголовный кодекс. Последний - это те же предписанные правила, но в более грубой формулировке, и нарушать их решаются единицы.

Как ведут себя дети?

Правила поведения для детей наиболее точны и богаты своим разнообразием. Детское поведение требует особенной регулировки и отточенной дисциплины.

Формируются они под влиянием родителей, оттачиваются в кругу домочадцев и зависят от просматриваемых телепередач, прослушанной музыки и разговоров окружающих людей. Ребенок в маленьком возрасте неспособен отличить добро от зла, правильное поведение от асоциального. Потому родители должны потратить немало времени на воспитание своего малыша и средств на хорошие учебники.

Четко определить, что можно делать, а чего никак нельзя, для ребенка тоже довольно сложное занятие, потому следует личными примерами показывать, к чему приводит то или иное поведение.

Правила для детей в школе

В учебных заведениях особенно строго действует традиционный устоявшийся порядок поведения. Это связано с непосредственным воспитанием детей в таких заведениях, определением дальнейшей судьбы каждого, кто проходит через двери школы.

Большую часть времени ребенок с 6-7 лет проводит в стенах учебного заведения. Там он впервые ощущает на себе все ситуационные задачи, с которыми столкнется во взрослой жизни, что закаляет и определяет дальнейший стиль поведения.

Потому в школах действуют строгие правила поведения в классе, начиная со школьной формы, заканчивая тем, что желать доброго утра и говорить «до свидания» следует обязательно каждому учителю. Это касается и общения со своими одноклассниками и незнакомыми людьми.

Соблюдая все правила поведения в классе, ребенок формирует себя как часть социума, понимает, что хорошо, а чего не следует делать, как поступать в той или иной ситуации.

Асоциальный тип

Что значит отклонение от нормы и как расстройства психики могут сказываться на поведении человека? Каким образом стиль одного индивидуума может провоцировать неадекватные выходки многих людей?

Тех, кто не соответствует общим принципам определения воспитанного человека, и того, кто совсем не способен соответствовать правилам поведения, принято называть асоциальными типами. Такое поведение обусловлено неправильным воспитанием или психическими отклонениями. Своим поведением вышеупомянутые особы могут сбивать с толку и провоцировать на подражание себе подобных, но пока еще не асоциальных людей.

Что зависит от темперамента?

Кто более склонен соблюдать традиционные правила поведения? Это люди уравновешенные, спокойные, высокоразвитые и осознающие свою человеческую суть. Этому описанию отвечает сангвинический тип темперамента.

Полная ему противоположность - меланхолик - также способен держать себя и соблюдать порядок поведения, и даже больше, чем оставшиеся типы - холерик и флегматик.

Отклонения от нормы

Отклонение от стереотипного поведения свидетельствует о патологии развития еще в раннем возрасте или выступает символом протеста обществу.

Правила поведения созданы, чтобы делать взаимопонимание людей более глубоким и лишенным проблем.

В психологии людей, которые неспособны соблюдать правила и отвечать за себя, называют социопатами. Более легким проявлением такой патологии является социофобия, которая также свойственна людям, получившим неправильное воспитание, долгое время отделенным от общества культурных людей, или же с восприятием, искаженным наркотиками, алкоголем.

Формы поведения

В зависимости от преследуемой цели поведение человека в обществе делится на типы:

  • Естественный тип поведения: используется человеком в том случае, когда необходимо достижение личных целей. Такой способ действия заключается в реагировании, которое предусмотрено от природы, – оно естественно и не наигранно.
  • Ритуальное поведение: это как раз тот случай, когда стиль реагирования направлен на соблюдение общих правил общества. К нему относится и этикет, и прочие установленные нормы. Данный тип помогает соблюдать правила поведения и гармонично дополнять социум.
  • Кооперативное поведение: определенные нормы, соблюдение которых необходимо в конкретной среде. Это может быть рабочий коллектив, собрания и другие мероприятия. В таком случае составные нормы включают определенную форму одежды, манеру разговора и умение держать себя.
  • Родительское поведение: заключается в правильном позиционировании себя как родителей по отношению к ребенку. Правильно сформированное мировоззрение и нормы родителей влияют на становление ребенка и приспособленность его к жизни в полноценном социуме.

Необходимость в социальной норме

Сложно себе вообразить, что случилось бы, если бы исчезли все устоявшиеся моральные и социальные принципы культурного поведения и преподнесения себя как личности в обществе. Социальные нормы на основе опыта сотен веков доказывают свою значимость каждую минуту, когда какое-либо нарушение дает знать о себе не совсем хорошими последствиями.

С преимуществами стандартных моделей социального поведения в обществе в общем все понятно. Этот вопрос рассмотрен и доказан неоднократно. Следует подумать о негативных последствиях отсутствия этих норм, установленных естественных и корпоративных принципов реагирования на ситуацию.

Можно сказать точно, что не будь общих моральных и социальных принципов, то и о "человеке разумном" говорить не пришлось бы. Человечество потому и стоит на вершине развития, что способно отличать негативное влияние своих поступков от положительных.

Причинно-следственная связь напрямую толкает людей поступать так, как того желает общество. Ибо непонятый станет брошенным, а изгой никогда не сможет стать частью социально развитой группы.

Несмотря на множество противоречий, можно сказать, что нормы поведения регулируют каждую сферу жизнедеятельности человека, от малого к большему, и несоответствие заканчивается для кого-то незначительным казусом, а для кого-то - годами заключения в тюрьме или психиатрической клинике.

Человек разумный соблюдает правила, стремится дополнить перечень разрешенных и запрещенных поступков среди людей. Задачей современного человека является прямое влияние на устоявшиеся социальные нормы, их усовершенствование и дополнение новыми, более конкретными требованиями к жизни в обществе.

Любая установленная норма и правило не должны противоречить природе человека и ограничивать его свободу, потому общественные правила, которые сохраняются еще с древних времен, наиболее естественно подходят для их соблюдения.

Умение держать себя на высоте и при этом не противоречить своей сути - искусство, которое делает из человека высшее существо.

fb.ru

Какие общественные нормы поведения вы знаете?(см.)

Попробую перечислить некоторые норы и правила, независимо от того, остались они в силе или медленно исчезают. а может и вовсе исчезли из нашей жизни.

1.В общественных местах не принято: громко разговаривать, кричать, смеяться; ругаться, использовать нецензурные слова.

2.Внешний вид человека не должен вызывать у людей отрицательных эмоций: одежда должна быть опрятной, не "вызывающей" своей экстравагантностью, длиной, степенью открытости и т.д.

3.Мужчина всегда должен пропустить вперёд женщину.

4.Пожилым и старикам все должны уступать место в транспорте, помочь в затруднительных ситуациях.

5.Не включать на полную мощь теле и радио средства, не мешать соседям. С этой же целью мероприятия с гостями и прочие шумы (ремонт) заканчивать и начинать в соответствии с общепринятыми нормами ( с 7.00 до 23.00). И выполнять существующие на территории РФ санитарные нормы:

Подробнее на Правовед.RU: http://pravoved.ru/question/6341/

6.Собак выгуливать только в строго отведённых местах или в намордниках и на поводке и ни в коем случае не заводить их ни в магазины, ни в кафе ни в другие общественные места.

7.Сидя в зрительном зале, не стоит оставлять шляпу (даже очень красивую) на голове - она будет мешать другим.

8.В театре, концертном зале, кинотеатре во время просмотра нельзя разговаривать.

9.Нехорошо грызть семечки, да ещё сорить ими в общественном месте.

10.Нехорошо курить и распивать спиртное в общественных местах и транспорте.

11.Нехорошо сорить: как в общественно месте, так и в любом другом.

12.Нехорошо использовать автомобильный сигнал, чтобы вызвать кого-то из дома: возможно у соседей спит маленький ребёнок или они сами отдыхают, не говоря уже о неприятных ощущениях от этого звука.

13.На танцах, за исключением "Белого", мужчина приглашает женщину, а не наоборот.

www.bolshoyvopros.ru

Тема 3 Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Тема 3 Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

 

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церковные нормы это правда, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе были ритуалы.

Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.

Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

 

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции— любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

• Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

• Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

 

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль бывает

Внутренний(самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

Реабилита­ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе.

Тема 4 Социальные группы

Социальные группы

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Виды социальных общностей

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Социально-демографические общности.

• Корпоративные общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Появление социальных групп,

во-первых, связано с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности,

во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Позитивное

• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

• В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

• От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя. Группа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

• Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Таким образом, несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Тема 3 Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

 

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церковные нормы это правда, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе были ритуалы.

Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.

Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Читайте также:

lektsia.com

Общественные нормы поведения - Просто христианство

Общественные нормы поведения

Относительно той части христианской морали, которая касается человеческих

взаимоотношений, в первую очередь необходимо уяснить следующее: Христос приходил

не для того, чтобы проповедовать какую-то совершенно новую мораль. Золотое правило

Нового завета поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, лишь

резюме того, что в глубине души каждый принимает за истину. Великие учителя

нравственности никогда не выдвигали каких-то новых правил: этим занимались лишь

шарлатаны и маньяки. Кто-то сказал: "Людям гораздо чаще надо напоминать, чем учить

их чему-то новому". Истинная задача каждого учителя нравственности в том, чтобы снова

и снова возвращать нас обратно к простым, старым принципам, которые мы все то и дело

упускаем из виду; подобно тому как вы снова и снова приводите лошадь к барьеру, через

который она отказывается прыгать; подобно тому как вы снова и снова заставляете

ребенка возвращаться к тому разделу урока, от которого он норовит увильнуть.

Вторая вещь, которую следует себе уяснить относительно христианства, состоит в

следующем: у него нет (и оно не утверждает, что есть) детально разработанной

политической программы для применения в каком бы то ни было обществе, в

определенный момент принципа: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы

поступали с тобой". Нет и быть не может. Ведь христианство рассчитано на всех людей,

на все времена, а конкретная программа, подходящая для какого-то одного времени и

места, не подошла бы для других. Да и принцип работы у христианства совсем иной.

Когда оно говорит вам, чтобы вы накормили голодного, то не дает вам урока кулинарии.

Или когда говорит, чтобы вы читали Библию, то не преподает вам древнееврейскую, или

греческую, или, скажем, английскую грамматику. Христианство никогда не преследовало

цели подменить собою или вытеснить ту или иную отрасль человеческого знания; оно

скорее выступает как направляющий фактор, как некий руководитель, который каждой

отрасли знания (или искусства) отводит соответствующую роль; оно источник энергии,

который способен во всех них вдохнуть новую жизнь, если только они отдадут себя в

полное его распоряжение.

Люди говорят: "Церковь должна руководить нами". Это верно, если верно их

представление о церкви; и ошибочно, если оно неправильно. Под церковью следует

подразумевать всех истинно и активно верующих христиан земли вместе взятых. Тогда

тезис "Церковь должна руководить нами" обретает следующее содержание: те христиане,

которые наделены соответствующими талантами, должны быть, скажем, экономистами и

государственными деятелями и все экономисты и государственные деятели должны быть

христианами; и все их усилия в политике и экономике должны быть направлены на

претворение в жизнь Золотого правила Нового завета.

Если бы так случилось и если бы мы, остальные, были действительно готовы принять

это, тогда мы нашли бы христианское решение всех наших социальных проблем довольно

быстро. Но на деле под руководящей ролью церкви большинство понимает некий

направляемый духовенством политический курс или разработку церковными деятелями

особой политической программы. Это глупо. Церковнослужители особая группа людей в

пределах церкви, которые избраны и специально подготовлены для наблюдения за такими

вещами, которые важны для нас, потому что мы предназначены для вечной жизни. А мы

просим этих людей взяться за дело, которому они никогда не учились. Политикой и

экономикой следует заниматься, за них надо отвечать нам, рядовым верующим.

Применение христианских принципов к профсоюзной деятельности или к образованию

должно исходить от христианских профсоюзных деятелей и христианских учителей;

точно так же как христианскую литературу создают христианские писатели и драматурги,

а не епископы, собравшиеся вместе и пытающиеся писать в свободное время повести и

романы.

И тем не менее Новый завет, не вдаваясь в детали, дает нам довольно ясный намек на

то, каким должно быть истинно христианское общество. Возможно, он дает нам немного

 

38

 

 

 

 

 

больше, чем мы готовы принять. В Новом завете говорится, что в таком обществе нет

места паразитам: "Кто не работает, да не ест". Каждый должен был бы трудиться, и труд

каждого приносил бы пользу; такое общество не нуждалось бы в производстве глупой

роскоши и в еще более глупой рекламе, убеждающей эту роскошь покупать. Этому

обществу чужды чванливость, зазнайство, притворство.

В каком-то смысле христианское общество соответствовало бы идеалу сегодняшних

"левых". С другой стороны, христианство решительно настаивает на послушании,

покорности (и внешнем уважении) представителям власти, которые соответствовали бы

занимаемому положению, покорности детей родителям и (боюсь, это требование уж очень

непопулярно) покорности жен своим мужьям. Далее, общество это должно быть

жизнерадостным.

Беспокойство и страх должны в нем рассматриваться как отклонение от нормы.

Естественно, члены его взаимно вежливы, так как вежливость тоже одна из христианских

добродетелей.

Если бы такое общество действительно существовало и нам с вами посчастливилось

его посетить, оно произвело бы на нас любопытное впечатление. Мы увидели бы, что

экономическая политика напоминает социалистическую и по существу прогрессивна, а

семейные отношения и стиль поведения выглядят довольно старомодно возможно, они

даже показались бы нам церемонными и аристократическими. Каждому из нас

понравились бы отдельные частицы такого общества, но я боюсь, что мало кому из нас

понравилось бы все как есть.

Именно этого и следовало бы ожидать, если бы мы на основе христианства пытались

составить генеральный план для всего человеческого содружества. Ведь все мы так или

иначе отошли от этого единого плана, и каждый из нас пытается сделать вид, будто

изменения, вносимые им лично и есть самый план. Вы убеждаетесь в этом всякий раз,

когда сталкиваетесь с теми или иными аспектами христианства: каждому нравятся те или

иные стороны, которые он хотел бы объявить незыблемыми, отказавшись от всего

остального. Поэтому-то нам не слишком удается продвинуться вперед; поэтому-то люди,

борющиеся, в сущности, за противоположные вещи, утверждают, что именно они борются

за торжество христианства.

Еще одно: древние греки, евреи Ветхого Завета и великие христианские мыслители

средневековья

дали

нам

совет,

который

совершенно

игнорирует

современная

экономическая система. Все люди прошлого предостерегали: не давайте деньги в рост.

Однако одалживание денег под проценты то, что мы называем "помещением капитала",

основа всей нашей системы. Делать отсюда категорический вывод, что мы не правы, не

следует. Некоторые люди говорят: Моисей, Аристотель и христиане едины во мнении, что

"ростовщичество" следует запретить, ибо они не могли предвидеть акционерных обществ.

Они имели в виду только индивидуальных ростовщиков, и предостережение их не должно

нас беспокоить.

Тут я ничего не могу сказать. Я не экономист и просто не знаю, виновата или нет эта

система вложения капитала в состоянии современного общества. Это именно та область,

где нам нужен христианин-экономист. Но просто нечестно не сказать вам, что три великие

цивилизации единодушно (по крайней мере, на первый взгляд) сошлись на осуждении

того, на чем основана вся наша жизнь.

Еще одно, прежде чем я покончу с этим. В том стихе Нового завета, где говорится,

что каждый должен работать, указывается и причина: "...трудись, делая своими руками

полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4, 28). Благотворительность,

то есть забота о бедных, существенная часть христианской морали. В пугающей притче об

овцах и козлах дается как бы стержень, вокруг которого вращается все остальное. В наши

дни некоторые люди говорят, что в благотворительности нет необходимости. Вместо

этого мы должны создать такое общество, в котором не будет бедных. Они, возможно,

абсолютно правы, мы должны создать такое общество. Но если кто-нибудь думает, что из-

 

39

 

 

 

 

 

за этого мы можем уже сейчас прекратить благотворительную деятельность, такой

человек отходит от христианской морали. Не думаю, чтобы кто-нибудь мог точно

установить, сколько следует давать бедным. Я боюсь, единственный способ избежать

ошибки давать больше, чем мы можем отложить. Иными словами, если мы расходуем на

удобства, роскошь, удовольствия приблизительно столько же, сколько другие люди с

таким же доходом, то на благотворительные цели мы, видимо, даем слишком мало. И

если, давая, мы не ощущаем никакого ущерба для себя, значит, мы даем недостаточно.

Должны быть такие желанные для нас вещи, от которых нам приходится отказываться,

потому что наши расходы на благотворительность делают их недоступными. Я говорю

сейчас об обычных случаях. Когда случается несчастье с нашими родственниками,

друзьями, соседями или сотрудниками, Бог может потребовать гораздо больше, вплоть до

того, что наше собственное положение окажется под угрозой. Для многих из нас

величайшее препятствие к благотворительности не любовь к роскоши или деньгам, а

неуверенность в завтрашнем дне. Этот страх чаще всего искушение. Иногда нам мешает

тщеславие; мы поддаемся искушению истратить больше, чем следует, на показную

щедрость (чаевые, гостеприимство) и меньше, чем следует, на тех, кто действительно

нуждается в помощи.

А сейчас, прежде чем я закончу, я постараюсь угадать, как подействовал этот раздел

книги на тех, кто его прочитал. Я предполагаю, что среди читателей есть так называемые

"левые", которых возмутило, что я не пошел дальше. Люди же противоположных

взглядов, вероятно, думают, что я, наоборот, слишком далеко зашел влево. Если так, то в

наших проектах построения христианского общества мы наталкиваемся на камень

преткновения. Дело в том, что большинство из нас подходит к этому не с целью выяснить,

что говорит христианство, а с надеждой найти в христианстве поддержку собственной

точке зрения. Мы ищем союзника там, где нам предлагается либо Господин, либо Судья.

К сожалению, и сам я такой же. В этом разделе есть мысли, которые я хотел бы опустить.

Вот почему подобные разговоры ни к чему не приведут, если мы не готовы пойти

длинным, кружным путем. Христианское общество не возникнет до тех пор, пока

большинство не захочет его по-настоящему; а мы не захотим его по-настоящему, пока не

станем христианами. Я могу повторять Золотое правило, пока не посинею, однако не

стану ему следовать, пока не научусь любить ближнего, как самого себя. А я не научусь

любить ближнего, как самого себя, до тех пор, пока не научусь любить Бога. Но я могу

научиться любить Бога только тогда, когда я научусь повиноваться Ему. Словом, как я и

предупреждал, это ведет нас к проблеме нашего внутреннего "я", то есть от вопросов

социальных к вопросам религиозным. Ибо самый длинный кружной путь кратчайший

путь домой.

 

 

16

bookwu.net

Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе, или: правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Отметим общие признаки социальных норм.

1. Самый характерный признак социальных норм — это нормативность. т.е. они имеют общий, а не конкретный характер, являются общими правилами поведения, рассчитаны не на конкретную жизненную ситуацию, а на все сходные ситуации. Социальные нормы являются правилами поведения, т.е. указывают, как следует поступать в той или иной конкретной ситуации. Социальные нормы служат для регулирования общественных отношений. Они представляют собой средство социального управления, необходимое условие жизни и развития общества. Действие социальных норм приводит к общественному порядку.

2. Социальные нормы имеют общий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т.е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных … ситуациях. Для социальных норм именно как для общих правил поведения характерны многократность применения, длительность действия, неопределенность адресата (адресуются всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

3. Социальные нормы образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоения окружающей действительности и конкретизируемые в виде социальных норм. Так, для того, чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать пропитание, соблюдать элементарные запреты. Выработка соответствующих правил (не убий, не укради и т.п. как нравственные, религиозные и правовые запреты) и является сознательно-волевой деятельностью людей по отражению объективных закономерностей общественного развития, в результате которой устанавливаются социальные нормы.

4. Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а также теми организациями и социальными группами, интересы которых и отражают определенные социальные нормы. К примеру, нормы права, устанавливаемые государством, могут быть обеспечены при необходимости, принудительной силой последнего.

5. Система и содержание социальных норм обусловлены достигнутым в обществе уровнем экономического, политического и культурного развития, историческими особенностями той или иной страны.

Этот момент — обусловленность содержания различных надстроечных явлений, в том числе государства и права, — всегда считался одним из ключевых в марксистско-ленинской теории государства и права. Сначала говорили о том, что содержание социальных норм обусловлено экономическим базисом общества. Но при таком подходе не видно, откуда возникают различия между социальными нормами в странах с одинаковыми экономическими отношениями, с примерно одинаковым уровнем экономического развития. Поэтому несколько позднее появилась следующая, более верная формула: содержание социальных норм (равно как и других надстроечных явлений, в том числе и государства, и права) в целом обусловлена экономическим базисом общества. Таким образом, сознательно устанавливая социальные нормы, люди и свободны, и не свободны в выборе вариантов. В своей деятельности они необходимо должны опираться на материальные условия жизни общества, на политическую и духовную культуру. Но в этих рамках человеку предоставлена значительная свобода.

6. Социальные нормы имеют объективный характер. Сам факт существования социальных норм не зависит от воли и сознания людей; эти субъективные факторы оказывают влияние на содержание социальных норм. Последние возникают из объективной потребности общества в поддержании стабильности и порядка, в саморегуляции, в необходимости развития.

refac.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность