Пирамида потребностей по Маслоу. Пирамида потребностей по маслоу кратко


Потребности и Пирамида Маслоу. Краткий обзор.

Что такое потребность? Это простые желания или «более чем»? Потребность, скорее всего, нужда в чем-либо. Нехватка, или недостаток этого «чего-либо», мотивирует и побуждает делать человека все необходимое для достижения цели.

Теперь о желаемом и действительном. «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Знакомая фраза из песни, которая звучала из уст певцов группы «Технология». Давайте задумаемся, все ли так просто и все ли могут «полететь в космос»? Как многого мы хотим получить от жизни, и насколько наши амбиции реализуемы?

Всегда хочется чего-то лучшего. Например, первобытный человек хотел иметь всего лишь несколько простых вещей: поесть, поспать, секса и минимальной безопасности (здесь оговоримся – минимальная безопасность – это защита от дождя, ветра и стужи. Вполне подойдет пещера:)). Удовлетворение элементарных потребностей человека, как следствие, вызывает очередную серию желаний более высокого уровня. Пирамида А. Маслоу ярко демонстрирует рост потребностей человека по мере их удовлетворения.

Обратите внимание на то, что желание иметь хорошую одежду, прочный и уютный дом, а также качественное питание является нормой. Человек становится более требовательным и желает иметь от природы максимум благ, включая предметы роскоши. Свои амбиции человек начинает реализовывать гораздо позже. Имея хороший автомобиль или нормальную здоровью семью человек делится своими эмоциями, удовлетворяя свою значимость. Опираясь на практические результаты экспериментов К.Юнга и З.Фрейда, можно заметить распространенное стремление любого из нас быть признанным другими. 

Наше Эго требует признания! Я – лучший, я – молодец! Вот так выглядит внутренний мир любого из  нас. И это нормально. Социальная самореализация,  стремление быть признанным другими людьми настолько высока, что иногда человек перестает спокойно спать в прямом и переносном смыслах.

Плюс ко всему вышесказанному хочется добавить, что мы не хотим быть одинокими. Нехватка общения губит человека. Вспомните бедного Робинзона Крузо, который очень сильно страдал от одиночества. Если сказать просто, то мы ищем внимания среди себе подобных. Объединяемся по интересам, дружим с интересными и выгодными для себя людьми. Мы нуждаемся в человеческом окружении. Мы социально зависимы! Эта тема очень глубока, и она не однократно рассматривалась многими психологами. Поэтому оставим ее в покое и перейдем к росту наших потребностей.

 

Двигаясь вверх по пирамиде А. Маслоу, можно увидеть стремление быть лидером или вожаком, а также примером для подражания. Попросту говоря, человек хочет быть выше других, авторитетней, завоевав популярность и известность в узких и широких кругах общества. Самореализуясь, одни становятся руководителями, другие – известными звездами, третьи - получают лавры благодаря иным заслугам. Купаясь в лучах славы, человек какое-то время наслаждается результатами. Ведь он стал одним из лучших, ведь он стал легендарным героем! Большинство, достигнув этой ступени, наслаждается своим положением до конца дней. Но это не вершина Пирамиды!

Пиком человеческих потребностей становится творческая самореализация. Получив удовлетворение от денег, власти и славы человек задумывается о смыслах жизни. И… «О, Эврика! Нашел!» Новое стремление, новые мотивы. «Хочу быть похожим на Творца! Хочу созидать! Хочу что-то оставить от себя другим людям! Хочу сделать мир лучше (или вообще переделать по-своему)!» Такая, вот, человеческая натура…

Кстати, некоторые творческие личности, такие как, художники, писатели, поэты и ученые минуют четвертую ступень пирамиды Маслоу с легкостью! Некоторые говорят: «Они не от мира сего!» И это так. Им не присущи стремление к власти и желание быть популярными. Они творят потому, что им так хочется.

В пирамиде А.Маслоу хорошо прослеживается тенденция развития человеческой личности от уровня «животного» до уровня «Творца». Очень похоже на строительство Вавилонской башни… Каждый из нас может найти себя на какой-либо из этих ступеней. Кто-то еще стремится, а кто-то уже остановился, и не видит себя карабкающимся вверх.

Тему потребностей мы подняли для того, чтобы понять сущность человеческих желаний.

Зная, чего хочет человек, можно  дать ему это, получить взамен свою выгоду. Так формируется спрос и предложение. Но это уже отдельная тема.

Добавить комментарий

mergerpower.com

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия РУ

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

  Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[5].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[5].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

http-wikipediya.ru

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой некорректно упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[2].

Анализ потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — схема из учебников по маркетингу, так же известна под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[3]. В то время, как пирамида стала де-факто способом представления иерархии, Маслоу сам никогда не использовал пирамиду, чтобы описать эти уровни в любом из его сочинений на эту тему.

Теория иерархии потребностей[править]

Маслоу хотя и распределял потребности по мере возрастания, но не объяснял такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Это становится понятнее, если принять определение потребности Маслоу: внутренне детерминированная необходимость. Иллюстрируя определение, Маслоу приводит экстремумы не удовлетворенных потребностей и строит иерархию по этим экстремумам, а не в обычном состоянии человека. Собственно его книга «Мотивация и личность» описывает разные состояния потребностей от их развития до состояния депривации. Пирамида фактически представлена авторами маркетинговых учебников, переработавших в жесткую схему общие идеи Маслоу, изложенные им в книге «Мотивация и личность». По мнению маркетологов, для упрощения работы с потребностями и их понимания как иерархической схемы, необходимо представление потребностей в виде жесткой ступенчатой иерархии. Так же следует учитывать, что определение потребности у Маслоу и потребность в бытовом понимании и в понимании специалистов по маркетингу, рисовавших пирамиду, — совершенно разные вещи. По мнению маркетологов, рисовавших за Маслоу пирамиду, в основании пирамиды — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности к какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой авторы пирамиды, ориентируясь на Маслоу, поставили познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью, — для перехода на следующую ступень достаточно частичного насыщения.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это, в первую очередь, общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[4].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[4].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательность. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему существует инерция стереотипов — некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[5].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[6].

Любопытные факты[править]

  • Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2 % людей[3].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[3].
  1. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111
  2. ↑ Maslow A. H., 1954
  3. ↑ 3,03,13,2 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business // BBC News. — 2013. — 31 August.</span>
  4. ↑ 4,04,1 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119
  5. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120
  6. ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66-67
  7. </ol>

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. А. М. Татлыбаевой; терминолог. правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3.

wp.wiki-wiki.ru

Пирамида потребностей Маслоу – для чего она нужна

С популярной ныне теорией американского психолога Абрахама Маслоу под названием «Пирамида потребностей Маслоу» мир познакомился еще во второй половине прошлого столетия. В ней классифицируются основные потребности в жизни человека, разделённые автором по критерию важности для организма. Сначала выделяются потребности физиологические, затем общесоциальные (такие как безопасность условий жизни, общение, привязанности, а также подтверждение достигнутого уровня престижа со стороны окружения), а затем – личностные, духовные. Чем выше потребность, тем она дальше отстоит по необходимости, и тем больше требуется для неё отдачи именно от самого человека, а не от его природы.

В целом же пирамида потребностей Маслоу дает общее представление о сути приоритетов, выстраиваемых практичным человечеством, сначала в полном объеме - хлеб насущный, еда и кров, а лишь затем - все остальное, от ежедневного общения с соседками на лавочке до выстраданных поездок к далай-ламе. Разумеется, эту пирамиду потребностей нельзя  считать образцом для каждого конкретного человека, все же мы очень разные, как по вкусовым предпочтениям и социальной принадлежности, так и по уровню духовных запросов.

Жизненный путь человека состоит из нескольких этапов: это младенчество, детство, юность, зрелость и старость. Каждый из них характеризуется не только количественным увеличением, но изменением уровней потребностей. В некоторых ситуациях происходит перезамена базовых на личностные. Это может быть, скажем, желание иметь айфон последней модели в ущерб собственному здоровью – тогда экономия на питании идет вразрез с естественной потребностью организма в еде.

И такая ситуация наблюдается неоднократно. Всё больше можно видеть, как человек, гонясь за модой и желая быть впереди всех, пренебрегает собственным здоровьем, тратя деньги на ничего не значащие мелочи, приобретая красивую, но непрактичную одежду, поедая различные булочки и беляши вместо того, чтобы купить здоровые продукты и сделать полезный салат.

Для того, чтобы не перевернуть свою жизнь вверх дном, и нужно регулярно анализировать уровень собственных потребностей. То есть собственную, выстроенную лично для себя, пирамиду. Неправильное расположение уровней в ней может привести к проблеме в организме, решение которой может не найтись по одной простой причине – слишком долго что-то находилось не на своём месте. Отсюда возникают многие болезни, как физического, так и психического характера.

Так что не ленитесь анализировать собственную жизнь. Может выплыть что-то очень неприглядное и наводящее на мысль о том, что, не заметив этого, пренебрегая какими-то вещами, можно лишиться чего-то весьма существенного для собственной жизни вместо получения сиюминутно желаемого. В таких случаях немедленно необходимо начинать действовать, чтобы привести своё состояние в порядок, ведь не зря же потребности изображены в виде пирамиды: каждая из них имеет не только своё уровень, но и свой размер и вес. Перемещение одной из её малых частей, например, вниз может стоить фигуре устойчивости и просто разрушить всю систему.

Но так же важна и верхняя часть нашей пирамиды потребностей. Если игнорировать личностный рост, свое развитие и образование, можно разбалансировать всю систему, нарушить ее гармонию - и, как та старуха из известной сказки, оказаться у разбитого корыта...

 

s-mind.ru

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека (в сокращенном варианте пирамиды их всего пять). Человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.

1. Физиологические потребности

Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым». В развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде. «Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности». Достаточно интересно такое специфическое свойство организма, подчиненного единственной потребности, как изменение личной философии будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное». Тогда же, когда человек удовлетворит свою потребность в еде, у него возникнет следующая (более высокая потребность).

2. Потребность в безопасности

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то возникают потребности безопасности. Почти все, что говорилось выше о физиологических потребностях можно отнести и к потребностям в безопасности. Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. «Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции». Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями».

3. Потребность в принадлежности и любви

Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку». В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий». «У меня складывается впечатление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд – я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа – стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образа врага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочению группы. На тех же принципах основывается и феномен солдатской дружбы. Внешняя опасность объединяет солдат неразрывными узами кровного родства, которые не может порвать даже испытание мирной жизнью. Потребность бывшего солдата в братском единении столь настоятельна, что хорошее общество, стремящееся к здоровью, хотя бы в целях самосохранения, обязано предоставить ему возможности для ее удовлетворения». Человек ищет любой способ удовлетворения данной потребности и иногда это приводит к очень неблагоприятным ситуациям.

4. Потребность в признании

И вновь при достаточном удовлетворении вышеперечисленных потребностей возникают нужды иного рода. «Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности». Удовлетворение этой потребности порождает у человека чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости.

5. Потребность в самоактуализации

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению». Эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. «Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно». Маслоу допускал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать эстетические потребности и потребности в познаниии.

6. Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом : 1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта. 2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея. 3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку. 4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии. В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе. Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению. 5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах. 6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.

7. Эстетические потребности

Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее: 1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических. 2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.



biofile.ru

Пирамида потребностей по Маслоу — википедия фото

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

  Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[5].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[5].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

org-wikipediya.ru

Пирамида потребностей по Маслоу | EduNow.su

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность».

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:   *Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.   *Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.   *Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.   *Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.   *Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):   (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.   *Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.   *Потребность в принадлежности и любви.   *Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.   *Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.   *Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.   (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Фрагмент лекции

http://www.youtube.com/watch?v=q88NzM3SHIY

Источники:

  • Хлебников Д. В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации //Корпоративный Менеджмент–2002.–Режим доступа: http://www. cfin. ru/management/people/maslow. shtml. – 2002.
  • Гуляев Н. Л. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

↑ Расскажите друзьям о статье

edunow.su


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность