Профессия логопед, обязанности, требования, зарплата. Профессии логопед описание


Профессия Логопед - Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. "Моя будущая профессия

  История появления профессии ЛогопедКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Профессия логопеда сравнительно новая. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы.

 

  Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Если у человека неправильная дикция, то это может стать основанием для многочисленных комплексов. Многие люди стали бы намного счастливее, если бы когда-то родители отвели их к логопеду. Для человека очень важно общение с другими людьми, ведь он является социальным существом. Поэтому специалист, устраняющий дефекты, которые препятствуют нормальному общению, оказывает ему большую услугу.

  Особенности профессии ЛогопедУникальность и перспективность профессии

Логопеды работают в детских поликлиниках, в детских садах. Это такая же распространенная профессия, как и окулист или психолог. Работая с детьми, логопед должен быть сдержанным, приветливым, у него должно быть знание педагогики, детской психологии, медицины. Если у ребенка проблемы с речью, это может быть вызвано многими причинами, и задачей логопеда является выявить их и исправить проблему, применяя наиболее эффективные методы. Хороший специалист сможет иметь множество клиентов, а значит, и большую заработную плату.

  "Подводные камни" профессии ЛогопедВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Логопед относится к таким профессиям, в которых от самого специалиста результат зависит лишь отчасти. Ведь многие врожденные дефекты устранить полностью просто невозможно. Но если логопеду удается добиться положительных результатов, благодарность родителей не знает границ.

  Где и как получить профессию ЛогопедГде обучают профессии?

Логопедом можно стать, окончив институт или университет по данной специальности. Это может быть педагогический или гуманитарный вуз.

1001expert.ru

Профессия логопед: плюсы и минусы

Публичная статья

1536

Создано 7 апреля 2017 года

Логопед - это специалист по речи и исправлению дефектов дикции. Профессия логопеда является очень востребованной. Согласно данным статистики, количество речевых дефектов у детей ежегодно растет, поэтому профессия логопеда никогда не потеряет своей актуальности.

Профессия логопед: описание

Основная задача логопеда заключается в исправлении неправильной дикции и дефектов речи. К дефектам речи относятся такие проблемы, как шепелявость, заикание, картавость и другие. Логопед работает как с детьми, так и со взрослыми людьми. Детям логопед помогает сразу начать говорить правильно.При работе со взрослыми людьми логопед помогает им избавиться от комплексов и научиться говорить перед широкой аудиторией.

Для начала логопед должен выявить причину речевых дефектов, поставить логопедический диагноз, а потом выбрать специальные упражнения для исправления недостатков. Хороший логопед знает огромное множество упражнений для исправления тех или иных дефектов. Процесс работы логопеда с каждым пациентом совсем не быстрый, в зависимости от индивидуальных особенностей он может занимать от полугода до нескольких лет. Логопеды могут проводить индивидуальные или групповые занятия.

Если логопед работает с обычными детьми, имеющими какие-то нарушения речи, то особенными детьми занимается логопед-дефектолог. Такому специалисту приходится работать не только с речью, но также развивать у пациентов мышление, память, внимание и другие способности.

Профессия логопед: какие требования?

В первую очередь логопед должен сам обладать отличной дикцией. Кроме того, логопеду важно знать основы психологии, что быть в состоянии найти правильный подход к каждому пациенту. Это особенно важно при работе с детьми. Также в работе логопеда нужны такие личные качества, как терпение, выдержка, доброжелательность, коммуникабельность, тактичность и хорошая память.

Плюсы и минусы профессии логопеда

Главная сложность профессии логопеда, которую можно отнести к минусам, состоит в том, что такой специалист должен быть одновременно и врачом, и психологом, и учителем. Логопеду часто приходится работать с очень "тяжелыми" детьми, что требует огромных сил и терпения и также является большим минусом для многих. Кроме того, очевидным минусом является низкая зарплата логопеда при работе в государственных учреждениях.

К плюсам профессии логопеда можно отнести ее постоянную востребованность, отпуск в летнее время и реальную возможность делать людей здоровее и счастливее, что не может не приносить большого удовлетворения. При ведении частной практики зарплата логопеда значительно выше.

Профессия логопед: где учиться?

Получить профессию логопеда можно, пройдя обучение в высшем учебном заведении по специальности "Логопедия".Эту специальность можно получить в таких вузах, как

  • Московский социально-педагогический институт
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Московский институт психоанализа
  • Российский новый университет
  • Московский государственный педагогический университет или в других.

Профессия логопед: где работать?

Должность логопеда включена в штат большинства детских образовательных и медицинских учреждений. Логопеды работают в государственных и частных детских садах, поликлиниках, специализированных реабилитационных центрах, центрах коррекции речи. Некоторые логопеды открывают свой кабинет и ведут частную практику.

helperia.ru

Профессия логопед — плюсы и минусы выбора

При столкновении с вопросом по выбору жизненного пути в ракурсе профессионального определения, современные молодые люди помимо ответа на вопросы «Хочу? Могу? Это мне надо?», ставят еще один, не менее для них сегодня важный — что будет «положительным бонусом», а что «отрицательным» после его прихода в эту профессию?

Выделяя плюсы и минусы в каждой профессии нужно чётко знать определение, то есть понимать, чем занимается представитель данной профессиональной области.

Определение профессии «логопед» и его характеристики

Логопед – специалист, занимающийся разработкой артикуляционного (речевого) аппарата, преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Также в его функции входит коррекция речевых нарушений (афазий речи), восстановление речевых функций взрослых людей, перенесших инсульт или внешнюю тяжёлую травму головного мозга. Именно она может повлечь нарушение речевых функций. В своей работе логопеды (дефектологи) часто используют современные коррекционные методики.

Кроме того, специалисты логопеды-дефектологи активно помогают в развитии речи у детей с особенностями развития и здоровья. В каждом случае логопедом составляется индивидуальная карта лечения пациента.

Именно этот специалист помогает устранить часто встречающиеся недостатки в речи даже образованных и взрослых людей, такие, как заикание, картавость, шепелявость.

Плюсы профессии логопед

При детальном рассмотрении «плюсами» профессии логопед или дефектолог (что по сути является синонимами) можно считать.

Возможность приложить свои усилия и желание для помощи другим

Логопед – весьма важная специальность. Он выполняет ответственную работу: возвращает речевые функции человеку или помогает развивать их при надобности.

Чаще всего, для абитуриента или специалиста, решившего избрать этот профессиональный профиль в медицинской направленности или приобрести его в дополнение к основному лечебному, именно отношение логопедии (дефектологии), в качестве «помогающих профессий», становится определяющим фактором.

Длительный отпуск

Несомненным положительным бонусом для обладателя этой очень важной специальности является делительное отпускное время (педагогический отпуск) в количестве 56-ти дней, всегда выпадающий летом, в период (по желанию) с мая месяца по сентябрь включительно (можно вразбив). Особенно эта возможность «плюс» профессии важен для женщин и семей, в которых есть дети младшего школьного возраста и совсем маленькие.

Возможность ведения практики частного вида

Наличие такой возможности, по ведению частной практики, как в качестве основного вида работы, так и в дополнение к основной трудовой деятельности, немаловажный факт для получения дополнительного заработка за свой труд.

Непродолжительность рабочего времени

К плюсам профессии «логопеда», можно отнести и сравнительно короткий рабочий день (4-5 часов), что позволяет не только работать, не уставая и не перегружаясь, но и представляется возможность заниматься личными делами, планируя их так, чтобы не отпрашиваться у начальников и не подводить коллег и пациентов.

Постоянное развитие и повышение своего профессионального уровня

Направление логопедии-дефектологии постоянно находится в «движении». С каждым годом, постоянные научные достижения в этом медицинском направлении требуют от специалистов, практикующих в этой области, регулярного самосовершенствования, путём прохождения курсов повышения квалификации, освоения новых методов и методик, участия в симпозиумах и регулярных научных конференциях.

Социально-значимая деятельность

Логопед – это счастливый человек, всегда получающий удовлетворение и удовольствие от работы, проделанной за день, неделю, месяц.

Огромный «плюс» работы логопеда состоит в том, что он всегда имеет свою отдельную комнату-кабинет. Это объясняется тем, что процесс лечения индивидуален и должен проходить в абсолютно защищённом для пациента пространстве, без свидетелей.

«Минусы» профессии логопед (дефектолог)

Кроме перечисленных «плюсов» этой профессии можно выявить ряд и существенных её «минусов»:

  • То время, что затрачивается на ведение документации, в рабочее не защитывается, а соответственно, заимствуется из личного. Следовательно, специалист-логопед должен тратить дополнительное своё время, которое впоследствии оплачено не будет.
  • Логопед несёт большие эмоциональные затраты, которые могут не восстановиться. Получается, что специалист растрачивает свой человеческий ресурс. Именно ресурс – это основной инструмент работы представителя сферы «человек – человек», к которой можно отнести и логопеда (дефектолога). По этой причине рекомендуется контролировать и поддерживать свои ресурсы, во избежание синдрома эмоционального выгорания.
  • К сожалению, работа логопеда с пациентом не всегда успешна, и может не дать быстрый желаемый результат. Работа с одним пациентом может занимать годы. Также можно столкнуться с невозможностью обратимости речевых процессов. Чаще всего, это взрослые посттравматичные люди.

Проанализировав «плюсы» и «минусы» работы логопедом-дефектологом, можно заключить: очевидно, что положительных моментов гораздо больше в этой профессии нежели отрицательных.

Выбирая для себя эту профессию, молодой человек должен понимать, что в эту профессию следует приходить только по большому призванию и в том случае, когда желание помочь превалирует над всеми остальными.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Профессиограмма логопеда (характеристика профессии логопед)

Характеристика профессии логопед (профессиограмма логопеда). ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИИ Л о г о п е д и я – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов в воспитании детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.) Л о г о п е д – (гр. Logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной, устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов. Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим специалиста по детской логопедии. Профессия логопеда сравнительно новая. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы. Особенность профессии логопед заключается в том, что специалист в этой области должен быть одновременно врачом, психологом и педагогом. Ведь зачастую нарушения речи тесно связаны с психологическими или даже физиологическими проблемами человека. Логопед должен быть готов к тому, что у него на приёме может оказаться умственно отсталый ребёнок либо же ребёнок с ДЦП. И, безусловно, как и любому другому уважающему себя специалисту, логопеду необходимы навыки грамотного ведения документации. Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Прежде всего, выделяются два компонента: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста. Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда не может ограничиваться только расширением специальных знаний, приемов ведения логопедической работы. Огромное значение имеет социально-личностная составляющая. Только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентно-способного специалиста образовательного пространства. Несмотря на то, что ежегодно в ВУЗах выпускается огромное количество логопедов по всей стране, потребность в данных специалистах только увеличивается. Связано это в первую очер

univerfiles.com

Профессия логопед, обязанности, требования, зарплата

На сегодняшний день профессия логопеда является очень востребованной, она совмещает две профессии педагог и медик. Данная профессия направлена на работу с людьми, у которых присутствуют какие-либо дефекты речи. Человек с данной профессией может реализовать себя в различных образовательных и медицинских учреждениях и центрах.

Функциональные и должностные обязанности логопеда

В первую очередь логопед помогает человеку полностью избавиться от дефектов речи. Специалист диагностирует имеющиеся речевые нарушения у человека, занимается реабилитацией и коррекционной работой с взрослыми и детьми, у которых наблюдается какая-либо аномалия речи, а также проводит анализ динамики развития речи. Кроме того, в обязанности логопеда входит обучение человека, у которого есть дефекты речи правильному положению губ и языка при разговоре, выбор специальных упражнений для тренировок и скороговорок, которые также хорошо помогают развивать речевой аппарат. Один пациент может лечиться у логопеда более полугода.

Квалификационные требования к логопеду

Требования к логопеду предъявляются достаточно высокие, так как это профессия относиться к области медицины. У логопеда обязательно должно быть высшее образование, полученное на педагогическом факультете. Кроме этого, логопед должен хорошо знать психологию человека и некоторые медицинские аспекты работы, которые обязательно пригодятся в его практике. Логопед должен быть очень ответственным, тактичным, терпеливым, иметь сострадание к своим пациентам, быть целеустремленным, настойчивым, коммуникабельным человеком. Также логопед обязательно должен очень любить детей, так как в основном дети – это его пациенты.

Карьера и зарплата логопеда

Конечно, как и во многих других профессиях карьера и зарплата логопеда зависит от того, где и как долго работает специалист. Если логопед работает в государственных учреждениях, то он получает довольно маленькую оплату, а в частных клиниках наоборот, оплата труда логопеда довольно высокая. Хорошо зарабатывают специалисты, занимающиеся частной практикой. Карьера логопеда возможна, но она напрямую зависит от опыта, профессионализма, целеустремленности. Также в данной профессии возможно присвоение категорий: чем выше категория, тем лучше.

xn----etbfarkdrfbfevo3c.xn--p1ai

Профессия логопед плюсы и минусы

Профессия логопед безусловно очень важна. В наше время все чаще и чаще встречаются дети с дефектами речи и кто если не логопед способен их исправить.

 

Логопед — это человек, профессией которого является реализация необходимой методики по устранению речевых дефектов не только у детей, но и у взрослых.

 

К большому сожалению карьерный рост логопеда ограничен. Для увеличения собственного дохода необходимо позаботиться о своей репутации. Как правило, новые клиенты обращаются за помощью к логопеду по рекомендациям своего окружения. Если вы выполняете свою работу качественно, четко следуя разработанным методикам и конечно же добросовестно, то клиентов будет очень много.

 

Перейдем к следующему важному пункту — это плюсы и минусы профессии.

 

Начнем с хорошего — плюсы:
  • Первое: возможность вести частный прием, но повторюсь, зависит от вашей репутации и рекомендаций пациентов, без этого частный прием просто не имеет смысла;

 

  • Второй плюс — значимость профессии. Тут все просто, у ребенка в 6 лет не получается выговаривать буковку «Р», кто нам поможет в этой ситуации? — только логопед;

 

  • Третий плюс — собственный отдельный кабинет. Работать в тишине и спокойствие очень удобно. Можно включить тихо расслабляющую музыку и получать удовольствие от нахождения на работе;

 

  • Четвертое: длительность рабочей смены. Например, работа логопеда в детском саду зачастую длится не более 5 часов, в итоге большая часть дня свободна и как раз это свободное время можно посвятить развитию частного приема или вообще открытию своего личного кабинета где-нибудь в частной клинике, почему бы и нет? ;

 

  • И наконец пятое преимущество — отпуск. Если вы работаете в учебном заведении (детский сад), то ваш отпуск составляет целых 56 дней, да и плюс ко всему отпуск всегда приходится на лето.

Но и в такой, на первый взгляд удобной и простой профессии, имеются недостатки и своя специфика.

Минусы:
  • Первое — самое сложное — определенная трудность в работе. Всем известно, что логопед работает в нейропсихологической сфере, не все смогут вынести такую эмоциональную нагрузку;

 

  • Второе: документация. Зачастую логопеду приходится заполнять определенную документацию вне рабочее время, иначе просто на это нет времени. В итоге, задержка на работе или приход раннее положенного времени;

Не смотря на то, что логопед — это первая профессиональная помощь при речевом дефекте, зачастую встречается и такое, что даже логопедическое вмешательство бессильно, в конце концов успех работы логопеда просто невозможен.

 

Как вы можете понимать каждому врачу просто необходимо иметь список особых навыков:
  • Самое важное, это-любовь к детям;
  • Готовность постоянно обучаться, сдавать экзамены на повышение квалификации;
  • Ответственность за здоровье маленьких пациентов
  • Терпение и стрессоустойчивость;
  • Умение ладить с детьми, всем известно, что дети боятся врачей.

 

К работе в поликлинике допускается только логопед с медицинским образованием

 

Образование вы можете получить в соответствующих учебных заведениях, а так же можно получить образование логопеда дистанционно, что гораздо сложнее для восприятия, но вы можете совмещать учебу с личной жизнью и работой.

 

Подробнее о работе логопеда вы можете узнать на видео ниже.

Похожие статьи

delai-vibor.com

РЕФЕРАТ "Профессия - логопед"

Заявка

на участие в окружном этапе областного конкурса творческих работ обучающихся и педагогов образовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций

«Есть такая профессия….».

1. Участник - Глушицина Диана Александровна,

учащаяся 9-б класса ГБОУ СОШ №8 г.о.Октябрьск

2 .Образовательное учреждение - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области среднюю общеобразовательную школу № 8 городского округа Октябрьск Самарской области.

3.Телефон-8-846-46-2-11-15

4. E-mail: [email protected]

5.Научно – исследовательская номинация

Реферат «Есть такая профессия- логопед»

6.Руководитель-Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №8 г.о.Октябрьск

Тел: 8-927-615-41-51

7.Директор ГБОУ СОШ №8 г.о.Октябрьск Шальнова Е.В.

Печать

Окружной этап областного конкурса творческих работ обучающихся и педагогов образовательных организаций

«Есть такая профессия...»

Реферат

«ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - ЛОГОПЕД»

Автор - Глушицина Диана, 15 лет

учащаяся 9-б класса, ГБОУ СОШ№8 г.о.Октябрьск

Образовательное учреждение –

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8

городского округа Октябрьск Самарской области.

Научно - исследовательская номинация

Реферат «Есть такая профессия- логопед»

Руководитель- Салькова Лада Юрьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№8 г.о. Октябрьск

тел: 8-927-615-41-51

Содержание

1.Из истории профессии

2. Известные российские и советские логопеды и дефектологи

3. Педагог- логопед- профессия относительно новая

4. Моя мама- логопед

5.Использованная литература

Цель: раскрыть сущность работы профессии «учителя-логопеда», определить её роль в обществе и жизни каждого человека.

Задачи:

* Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии учителя-логопеда.

* Выяснить, почему профессия логопеда стала востребованной.

* Привлечь внимание учащихся к профессии учителя-логопеда как специалистов по исправлению нарушений и дефектов речи у детей и взрослых.

1. Из истории профессии:

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.

До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развит начала развиваться уже с 1960 г.

Логопедия- это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности.

В коллектив авторовучебного пособия логопедия входили логопеды и врачи дефектологических факультетов. Это Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М.Гриншпун, Г.В.Чиркина, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Б.Филичева и т.д.

2. Известные российские и советские логопеды и дефектологи

  • Жан Батист Жоффре · Гурцов,

  • Георгий Александрович · Флери,

  • Виктор Иванович · Спешнев,

  • Яков Тимофеевич · Сиповский,

  • Василий Дмитриевич · Остроградский,

  • Александр Федорович ·

  • Енько Петр Дмитриевич ·

  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович ·

  • Воячек, Владимир Игнатьевич ·

  • Левина, Роза Евгеньевна ·

  • Соловьёв, Иван Михайлович ·

  • Фельдберг, Давид Владимирович ·

  • Соколянский, Иван Афанасьевич ·

  • Басова, Антонина Гавриловна ·

  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна ·

  • Хватцев, Михаил Ефимович ·

  • Трауготт, Наталия Николаевна ·

  • Ляпидевский, Сергей Семёнович ·

  • Микаэльян, Карп Авдеевич ·

  • Никитина, Маргарита Ивановна ·

  • Волкова, Лариса Степановна ·

  • Некрасова, Юлия Борисовна ·

  • Халатян, ВачаганГеворкович ·

  • Чиркина, Галина Васильевна ·

  • Лукаш Ольга Леонидовна ·

  • Дитковская, Нина Леонидовна ·

  • Рау Фёдор Андреевич ·

Я хочу рассказать об одном из выдающихся логопедов…..

Лариса Степановна Волкова — учёный-логопед и организатор высшего дефектологического образования.

  • В 1952 году закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедры сурдопедагогики.

  • В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию.

  • В 1967 году присвоено звание доцента.

  • С 1977 по 1986 год заведует кафедрой психопатологии и логопедии.

  • С 1986 года организует кафедру логопедии и становится её заведующей.

  • В 1983 году защищает докторскую диссертацию на тему: «Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения».

  • В 1985 году присвоено звание профессора.

  • 25 лет руководила научно-методической комиссией по логопедии при Министерстве просвещения СССР. Была членом учебно-методического совета по дефектологии Министерства общего и профессионального образования РФ.

  • Входила в редколлегии журналов: «Дефектология», «Новости отоларингологии и логопатологии».

  • Автор и редактор первого в СССР фундаментального учебника по логопедии[1].

  • С 1999 года преподавала в Ленинградском государственном областном университете и на дефектологическом факультете МГОПУ им. М. А. Шолохова .

Вклад в развитие логопедии и тифлопедагогики

Л. С. Волкова разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения.

На достаточно большом экспериментальном материале Л. С. Волковой доказано, что для слепых и слабовидящих детей наиболее характерным и обширно представленным, является системное недоразвитие речи (84,6 % обследованных), выражающееся в установленных исследованием втором, третьем и четвёртом уровнях сформированности речи. Выявленные системные нарушения речи у детей с глубокими дефектами зрения разнообразны по своей структуре, а это означает, что внутри каждого уровня в разной степени и значительнее, чем у зрячих детей, затрагиваются те или иные речевые компоненты (фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи). Нарушения же только звукопроизношения отмечены у незначительной части детей (15.4 % — четвёртый уровень).

Л. С. Волкова отмечает, что в характере системных нарушений речи у зрячих детей и детей с дефектами зрения имеется общее, но отмечается и частное (специфическое). Анализ речевых нарушений, выявленных в эксперименте, свидетельствует о том, что они одинаково сильно проявляются у 6-8-летних слепых и слабовидящих детей и являются следствием раннего речевого недоразвития, свойственного этим детям (часто встречающееся непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии, неупотребляемость развернутых высказываний вследствие отсутствия зрительных впечатлений и т. д.). Исследовательский материал подтвердил, что все эти своеобразные признаки сохранились в речи у детей и стали стойкой составной частью речевого расстройства.

По мнению Л. С. Волковой наличие обширно представленных системных нарушений речи обусловлено влиянием множества факторов, которые по-разному взаимодействуют между собой и во многом способствуют возникновению сложного дефекта. Но среди всего многообразия факторов во всех случаях стойко прослеживается наличие врождённого или рано приобретенного зрительного дефекта. Можно считать, что в ранний постнатальный период становления речевой функции зрительный дефект (в сложной взаимообусловленности с другими факторами) значительно усугубляет речевое недоразвитие. Его влияние может усиливаться или ослабевать в зависимости от индивидуальных особенностей детей, качества микросоциальных условий речевого общения и других факторов (последнее подтверждается на примере группы детей с первым уровнем сформированности речи).

Исследовательский материал Л. С. Волковой показал, что нарушения речи одинаково сильно проявляются у слепых и слабовидящих детей как 6, так и 7-8 лет. Это позволило сделать вывод о том, что без специально организованной логопедической работы не прослеживаются возрастные различия у слепых и слабовидящих детей 6, 7 и 8 лет, имеющих нарушения речи. Речевое развитие этих детей в значительной степени отстает от возрастной нормы (за исключением детей, имеющих четвёртый уровень сформированности речи), установленной исследованиями специалистов-тифлопсихологов.

По мнению Л. С. Волковой выявление системных нарушений речи (разной степени выраженности), преобладающих у детей с глубокими дефектами зрения, и факторов, обусловливающих развитие речевых расстройств, может явиться научной основой для дальнейших исследований. В частности, может быть осуществлено последующее дифференцированное изучение каждого уровня речевого недоразвития по механизмам и развернутой характеристике нарушения каждого компонента речевой структуры. Особое значение такой подход должен иметь для понимания всей сложности механизма и проявлений, обозначенных в группе детей с четвёртым уровнем сформированности речи.

Системные нарушения речи, установленные в процессе исследования Л. С. Волковой, в значительной мере снижают готовность слепых и слабовидящих детей 6-8 лет к школьному обучению. Качественное же совершенствование речевого развития и повышение уровня готовности к обучению детей в школе вне условий специального коррекционного логопедического воздействия практически невозможно. Оно может быть обеспечено только за счёт специально организованной системы занятий в условиях учреждений для детей с глубокими дефектами зрения.

В целях совершенствования речи детей экспериментальный коррекционный процесс был организован Л. С. Волковой таким образом, что он способствовал как развитию собственно речи ребёнка, так и формированию его личности в целом.

Результаты исследования Л. С. Волковой позволили организовать строго дифференцированные логопедические занятия, что явилось ещё одним непременным условием коррекционного воздействия. В соответствии с уровнем сформированности речи, структурой речевого нарушения, состоянием зрения и индивидуальными особенностями составлялись логопедические группы. Это позволило дифференцированно определять ведущие задачи, виды деятельности и дидактический материал.

Л. С. Волковой были выявлены различные стороны речевой деятельности детей, лучше или хуже корригируемые в условиях специально организованного коррекционного процесса.

Исследования Л. С. Волковой внесли значительный вклад в развитие теории и практики логопедии, тифлопсихологии и тифлопедагогики.

3. Учитель-логопед - профессия относительно новая, потому что в прошлом дефекты речи, скорее всего, не воспринимались как сильное отклонение от нормы.Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи в СССР начала развиваться уже с 1960 г.

Логопед — это специалист, который занимается  исправлением дефектов речи. С помощью тщательно подобранных упражнений он учит говорить красиво, чётко проговаривая звуки, проводит практические занятия. Логопед показывает, каким должно быть правильное положение языка и губ при произношении звуков. Как педагог, задаёт читать на дом тексты и скороговорки и внимательно следит за успехами своих подопечных.

Логопед не только открывает для ребёнка неограниченные возможности общения, но и вселяет уверенность, в собственные силы, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, любознательным и отзывчивым; меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими.

Людям было бы сложнее находить общий язык, если бы не представители этой профессии. Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют подобные проблемы. Некоторые малыши сами с ними справляются, других же приходится лечить с помощью специалиста.

Поскольку логопед чаще всего имеет дело с детьми, то требованиями нужно считать такие качества характера, как сдержанность, приветливость, настойчивость, упорство, целеустремленность, любовь к детям.

Логопед должен знать: основы педагогики, детской психологии, некоторые аспекты анатомии и медицины.

Социальная значимость профессии в обществе:

Неправильная дикция- это серьёзная предпосылка для комплекса неполноценности. Человек - существо социальное, и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Многие не смогли бы выполнять свои обязанности на работе, если бы они изъяснялись невнятно

4. Моя мама, Глушицина Татьяна Алексеевна , работает учителем-логопедом в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11 им. Героя Советского Союза Аипова Махмута Ильячевича городского округа Октябрьск Самарской области “Детский сад №10” уже 10 лет.

Мама очень любит свою профессию. Она каждый день с удовольствием спешит в любимый детский сад, чтобы помогать детям. Для этого она использует разные инновационные методы.

Не случайно говорится: « В СВОЕЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕД – ОН И ХУДОЖНИК, И ПОЭТ, И МУЗЫКАНТ, И СЦЕНАРИСТ, УЧИТЕЛЬ ОН, И ОН АРТИСТ»

Чтобы сделать пособие для работы, нужен творческий подход и художественные способности. С детьми мама выполняет различные коллажи и рисунки, за которые получают грамоты и дипломы.

Татьяна Алексеевна разработала пособие « Сенсорный ящик» и игры для детей, за что была награждена дипломом 3 степени Западного управления министерства образования и науки Самарской области.

В работе мама использует театрализованные занятия, где нужно актерское мастерство, а также здоровье- сберегающие технологии. Дети выполняют не только пальчиковую гимнастику и физические минутки для развития общей моторики, но и артикуляционные упражнения.

Проводит конкурсы для родителей «Чтение улучшает словарный запас слов» и разные мастер-классы, для закрепления поставленных звуков.

Известно, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Эта профессия такова, что надо постоянно быть в курсе всех научных и практических достижений в области  логопедии, узнавать что-то новое, нетрадиционное, применимое для усовершенствования работы с детьми.

Приятно осознавать, что труд логопеда, приносит пользу не только детям, но и коллегам. Потому что педагоги делятся опытом на сайтах интернета и тем самым получают общение в сетях.

Мне было интересно принимать участие в беседе с детьми детского сада « Стань художником», где я познакомила детей с живописью и показала свои работы из художественной школы.

Я увидела работу логопеда и поняла, что положительных результатов в работе можно достичь лишь тогда, когда любишь свою работу.

В заключение хочу отметить, что профессия логопед благородная и нужная, поэтому я, окончив школу, пойду получать высшее образование по специальности « учитель- логопед»

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней,

Чем та, кем работаю я!

Использованная литература:

  1. Учебное пособие Логопедия (Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др.)

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

infourok.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность