НОВОСТИ |
Как провести трудную беседу: 5 правил настоящего переговорщика. Провела беседуМетодика проведения беседыНачало беседы. Беседа должна начинаться с приветствия пациента врачом. Важно, чтобы форма приветствия соответствовала возрасту и социальному опыту пациента и, чтобы вербальное приветствие было подкреплено невербальными жестами – это может быть кивок головы, улыбка, предложение сесть и т.п. Если такого невербального подкрепления не будет, то больной может воспринять словесное приветствие как неестественное и неискреннее. При этом если эта встреча первая, то врачу следует представиться больному; психологически правильнее сделать это даже в том случае, если фамилия врача написана на двери кабинета. Далее необходимо дать пациенту возможность самому сформулировать те проблемы, которые привели его к врачу, и тем самым обсудить какие цели имеет встреча и какие вопросы будут на ней обсуждены. Проведение беседы. Существуют некоторые общие принципы проведения беседы. К их числу относятся: баланс открытых и закрытых вопросов, облегчение и прояснение высказываний пациента, активное слушание, правильное использование пауз и молчания, выяснение проблем пациента и его ожиданий от консультации. В начале беседы целесообразно задавать только открытые вопросы, то есть такие, которые предполагают расширенный ответ и на которые нельзя ответить «да» или «нет». Примеры открытых вопросов: «Расскажите мне о своем самочувствии», «Что вы думаете о причинах своего заболевания?», «Расскажите о том, что Вас беспокоит» и т.п. Закрытые вопросы предполагают только ответы «да» или «нет»: «Беспокоят ли Вас головные боли?», «Снизился ли ваш вес за время болезни?» и т.д. Преимуществом открытых вопросов является то, что они позволяют получить гораздо больше сведений о пациенте, симптомах, отношении пациента к болезни, его взглядах, опасениях и др., однако ответы на них требуют гораздо больше времени, чем ответы на закрытые вопросы. В середине беседы необходимо задавать вопросы обоих типов, а в конце главным образом – закрытые уточняющие вопросы, иначе беседа затянется. Наиболее частый недостаток – использование закрытых вопросов в начале беседы, что ведет к односторонности и снижению качества собранной врачом информации. Закрытые вопросы никак не подходят для обсуждения с пациентом его семейных, психологических, глубоко личных или интимных проблем. К типичным ошибкам относится также частое использование врачом «наводящих» вопросов (особенно они нежелательны в начале), а также постановка нескольких вопросов подряд, без получения ответа на предыдущий. Качество беседы повышается, если врач постоянно стремится к уточнению клинического значения высказываний пациента, например, нельзя удовлетвориться фразами типа «мне было плохо», «со мной произошел стресс», «чувствую себя не вполне здоровым», «у меня была потеря сознания» и т.п. К числу важных коммуникационных навыков относится также активное слушание, при котором врач вербальными и невербальными средствами (например, кивками головой, фиксацией взгляда, наклоном тела в сторону пациента и др.) постоянно показывает, что понимает суждения пациента. Если в семье у больного имеется непонимание и игнорирование его болезненных переживаний, то понимание и сочувствие со стороны врача ценится особенно высоко. Очень важной и часто игнорируемой частью сбора информации является выяснение проблем пациента, в том числе тривиальный вопрос: зачем этот пациент пришел к врачу? В большинстве случаев предполагается, что пациент пришел обследоваться или лечиться, но часто это далеко не так. Причины обращения пациента могут быть чрезвычайно многообразны и носить характер не только медицинский, но психологический и социальный. При этом следует помнить, что удовлетворенность пациента от встречи с врачом определяется не квалификацией врача вообще, а тем, получил ли пациент то, что искал в этой встрече. Здесь кроется причина того, что многие безупречные с медицинской точки зрения приемы оставляют больных совершенно неудовлетворенными и наоборот. Иногда действительные мотивы обращения к врачу в силу механизмов психологической защиты могут не вполне осознаваться и самим пациентом, например, больной обратился на прием с жалобами на «плохой сон». Однако при дальнейшем расспросе может выясниться, что действительная причина обращения к врачу – необоснованные опасения возникновения инсульта в ночное время, которые возникли после аналогичной ситуации у родственника больного. Поэтому консультация будет тем успешнее, чем раньше врач выяснит для себя, что именно хочет получить от него данный пациент. Заключительный этап – суммирование (резюмирование) собранной информации и выдвижение предварительной гипотезы (она может касаться определения характера болезни, или ее причин, или плана дальнейших действий и т.д.). Руководство беседой. Навык этот состоит в умении врача постоянно держать нить беседы в своих руках и направлять ее по своему усмотрению, не выглядя при этом излишне авторитарным и категоричным. Методами, которые при этом могут быть использованы являются похвала и ободрение пациента, когда он, например, точно и выразительно описал свои жалобы. К этим же методам относится способность врача остановить и перебить пациента там, где это необходимо, организовать беседу вокруг главной темы, избегая ненужных отклонений. Для правильного руководства беседой важно уже в самом начале ясно определить ее цель и, если пациент начинает отклоняться на другие темы, остановить его примерно такими словами: «То, о чем вы сейчас говорите, очень интересно, но мы уже договорились, что сегодня наша цель – обсудить.... Если мы будем отклоняться, то не успеем сделать главное, поэтому давайте вернемся к основной теме». Невербальное общение при беседе. Основными элементами невербального общения являются: дистанция, контакт глазами, мимика, позы и жесты, взаимное расположение относительно стола. Дистанция.Известно, что человек имеет вокруг своего тела некоторое «личное пространство», которое он бессознательно оценивает как продолжение себя или свою собственность и сопротивляется попыткам вторжения в него других людей. В личном пространстве выделяются следующие зоны: интимная (0-46 см), личная, или персональная (46-122 см), зона социального общения (122-366 см) и зона публичного общения – более 366 см. Врачу необходимо постоянно контролировать расстояние до пациента и изменять его в зависимости от ситуации. Например, вторжение без подготовки в интимную зону больного при соматическом осмотре подсознательно воспринимается им как агрессия или насилие. При обсуждении каких-либо личных или интимных тем дистанция должна быть значительно сокращена, иначе пациент не будет откровенен. Контакт глазами. Во время общения важно, чтобы у врача и пациента была постоянная возможность найти взглядом друг друга, иначе больной испытывает напряженность и дискомфорт. Особенно важно обмениваться взглядом с пациентом, когда тот начал говорить. Поэтому, если врач начинает в этот момент делать записи, больной часто замолкает, так как не получает невербального позитивного подкрепления. Врача, который редко встречается взглядом с пациентом, последний склонен оценивать либо как незаинтересованного и недружелюбного, либо как неуверенного в себе человека. Мимика, позы, жесты. Врач, который чаще улыбается и кивает головой, слушая пациента, воспринимается им как открытый и доступный человек. Легкий наклон тела врача вперед расценивается больным как демонстрация теплоты и заинтересованности. Важно, чтобы позы и жесты врача подчеркивали его слова и соответствовали вербальным сигналам, в противном случае у пациента возникает ощущение, что его обманывают. Таким образом, при невербальном общении перед врачом стоит двойная задача: во-первых, научиться контролировать собственное невербальное поведение, а во-вторых, быть способным хорошо улавливать невербальные сигналы пациента, ценность которых бывает гораздо выше его слов. Окончание беседы. По окончании беседы необходимо суммировать полученные результаты, дать пациенту ясную и понятную информацию в отношении дальнейшего лечения, обследования и т.д. Это может касаться не только диагноза, прогноза или лечения, но и психологических, социальных или семейных проблем пациента – в зависимости от того, что было выявлено. Давая указания по лечению, диете, образу жизни и т.д., врач должен делать их максимально понятными и конкретными. Так, рекомендации больному эпилепсией типа «вам следует следить за частотой приступов» вряд ли будут выполнены. Гораздо лучше, если пациенту будет четко и однозначно рекомендовано «отмечать характер и частоту приступов в специальном блокноте или тетради и прийти на следующий прием с этими записями». Завершение беседы также должно быть проведено грамотно. Для правильного ее окончания нужно сначала подать пациенту несколько невербальных сигналов (например, изменить позу, прекратить демонстрацию его активного слушания, увеличить дистанцию, закрыть записи), затем следуют вербальные сигналы о том, что интервью заканчивается, это могут быть слова «итак», «таким образом», и т.п., и лишь затем закончить беседу. studfiles.net Проведение беседыПроведение беседы-одна из профессиональных обязанностей юриста. Под проведением беседы можно понимать вид коммуникации, состоящий в направленной передаче юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами проведения бесед являются допросы свидетелей, получение объяснений от граждан, разъяснение юристом своей позиции по тому или иному вопросу. Проведение беседы имеет определенную цель (для чего-то), некоторый предмет (о чем-то), имеет своего адресата (с кем-то), свою тактику (определенным образом). Сторона, проводящая беседу, является ее инициатором либо дает согласие, и предполагается, что именно она должна сохранять инициативу в достижении целей.. Проведенные исследования подтверждают то, что ясно любому непредубежденному наблюдателю: от уровня, качества, содержательности, тактичности проведения бесед юриста зависят мнение о нем, успех дальнейшей работы, самочувствие лица и пр. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, агрессивность юриста, отсутствие нормального взаимопонимания, оставшуюся непроясненность ситуации для жалобщика и пр.Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы и пр. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете беседы, на осознании его содержания и значения, моделировании возможного поведения собеседника. Юрист должен знать: а) чего от него будут добиваться; б) о чем состоится разговор; в) что он сам хочет получить от этой беседы. Он должен психологически подготовить себя к необходимости: а) затратить время; б) интеллектуально напрячься и профессионально вести себя; в) может быть, перенести неприятные высказывания либо поведение собеседника, которые вольно или невольно отнимают время и требуют действий. Методика проведения беседы[ads1]Она включает в себя: — установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника; — фиксацию позиции адресата беседы; — формулирование и обоснование собственной позиции; — оппонирование, т.е. дополнение позиции собеседника либо возражение ему; — достижение общего вывода. Фиксация позиции ее адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен «ломиться в открытые двери», убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и изменении его неверной позиции. Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу, не зная позиции адресата и — хуже — иногда не желая ее знать. Один из основных приемов проведения беседы — расчленение информации на смысловые элементы: фактические утверждения, правовые оценки, правовые позиции и правовые притязания, требования. В зависимости от характера беседы эти компоненты имеют различное значение. Например, сообщение лица, свидетеля в гражданском процессе содержит большей частью фактические утверждения, хотя ему трудно избежать передачи и иных компонентов. Сообщение же потерпевшего по уголовному делу имеет иное, болee разнообразное содержание. Собеседник нередко стремится говорить на юридическом (как ему кажется) языке, употреблять правовые термины. Именно техника юриста должна позволить ему выделять эти компоненты сообщения, фиксировать их отдельно с тем, чтобы после проведения беседы могло возникнуть целостное представление об ее итогах, воспринимать правовые понятия и позиции и уметь их перекодировать в то, что действительно означает сообщение. Для этого и необходимо уметь использовать названные обобщающие инструменты правовой понятийной системы, а именно: правовые утверждения; фактические утверждения; правовые понятия и определения; правовые взгляды и рекомендации; правовые предложения (проекты). Практически это означает, что юрист должен уметь четко выделять различные составляющие в передаваемом ему сообщении. Например, предмет сообщения, которым может быть информация собеседника о своем имуществе («мой дом», «мой подарок» и пр.), о каких-либо фактах («двухэтажный дом», «подарок в виде автомобиля»), понятийный аппарат, т.е. круг используемых правовых понятий, их правильность, т.е. соответствие значению этих понятий в законе или правовой литературе, информационную ценность, т.е. смысл правового утверждения, и пр. Эти различные блоки информации затем должны быть соединены юристом в целостную для данного сообщения картину. Дальнейший шаг рабочей техники, или ее прием, состоит в анализе сообщения с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной в нормальный правовой язык картины. Формирование и обоснование юристом собственной позиции. Это центральная часть проведения беседы. Она состоит, в сущности, из трех элементов, наличие которых как будто очевидно. Формулирование собственной позиции включает: а) обозначение предмета беседы, что обязательно; б) указание на компетенцию и возможности юриста; в) выдвижение предложений либо требований, объем и характер которых может меняться. Существуют сомнения, насколько точно и четко и во всех ли случаях юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может представлять ее путаной, неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет. Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами, соразмерности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности. Оппонирование собеседнику. Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и беседа, направляемая проводящим ее лицом, неизбежно включает элементы полемики, воздействие на аргументацию адресата. О вопросах много написано в криминалистике, но в иных ситуациях разработанные там приемы применимы не всегда. По-видимому, вопросы юриста должны касаться двух сфер: во-первых, того, что и здесь можно назвать главным фактом; во-вторых, вариативных фактов, т.е. наиболее возможных вариантов действительного правового положения, когда: а) собеседник передает заведомо искаженную или по незнанию неверную информацию; б) правовая оценка, основанная на законе, может быть заведомо иной. В ходе оппонирования высказывания юриста, по-видимому, не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени. Например, адресат беседы, который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-то действий, выдвигает встречное предложение или обращается с некоей просьбой, что вызывает необходимость в юридической оценке с новых позиций. По-видимому, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и квалифицированно реагирует на возникшую ситуацию. Однако, на наш взгляд, юристу полезнее поосторожничать и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, принимающего посетителей, и пр. Разумеется, она крайне ограниченно и специфично может применяться к рутинным беседам, сопровождающим, например, разъяснения действий нотариуса. Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно не являются окончательными. Иные приемы проведения беседыПроведение бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, равно как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложна именно ввиду ее кажущейся очевидности. Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (показ уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самой беседе импровизационно, автоматически, целенаправленно (внушение партнеру чувства большей безопасности, освобождение его от страха, ощущения безнадежности либо неопределенности, побуждение к правильному действию и пр.). Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним. Это тоже постоянно повторяющаяся мысль. У некоторых юристов, повторим, поведение определяется либо ощущением собственной власти, когда он рассматривает себя как человека, призванного распоряжаться «частью вселенной», либо установками на «кормление», имеющими в России длительные исторические корни, либо чувством интеллектуального превосходства, обусловленным тем, что он знает нечто известное только ему и недоступное третьим лицам. Тут нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества. Напоминаю, что на сайте оказываются консультации юриста для жителей России Статью добавил: Александр ЛазаревБуду вам признателен, если вы скажете "Спасибо". Сделать это очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь информацией с вашими друзьями.С уважением к вам, Александр Лазарев - автор проекта ProLawyer.by Сказать -Спасибо- br>Мы рады, что смогли помочь. Если у Вас остались вопросы, можно заказать бесплатный звонок и консультант перезвонит в ближайшее время.prolawyer.by Как провести трудную беседу: 5 правил настоящего переговорщика.Когда вы избегаете неприятных бесед, это может не только навредить вашим отношениям с людьми, но и привести к другим негативным последствиям. Но научиться вести неприятные разговоры вполне можно, пусть даже и поначалу вам будет некомфортно (особенно если вы боитесь вступать в разногласия с окружающими). Займите уважительную позицию и перестаньте бояться того, что собеседник о вас подумает. Люди, которые стремятся избегать конфликтов, чаще всего беспокоятся о своей способности нравиться другим. Желание понравиться вполне нормально, но это далеко не самое главное. Проявляйте заинтересованность и уважение как к самому себе, так и к другому человеку. Искреннее уважение и готовность продемонстрировать свою уязвимость, как правило, приводят к взаимности. Даже если предмет разговора не очень приятен, ничто не мешает собеседникам поддерживать друг друга. Уважайте точку зрения другого человека и исходите из того, что он тоже должен уважать вас. Сосредоточьтесь на том, что вы слышите, а не на том, что вы говорите. Люди, которые избегают конфликтов, тратят огромное количество времени на многократное прокручивание в уме своих мыслей. И хотя это занятие может показаться полезным, постоянные размышления о том, что сказать, способны захватить ваш разум на целый день, а иногда и на ночь. В любом случае трудные беседы редко идут по плану. Поэтому расслабьтесь. Ведь в действительности во время трудных разговоров нет необходимости говорить много. Вместо этого старайтесь слушать и наблюдать. Например, если сотрудники снова сорвали сроки, стоит спокойно обратиться к ним со словами: «Я смотрю, проект отстает от графика. Расскажите мне о трудностях, с которыми вы столкнулись». Далее слушайте. Сделайте паузу. Будьте заинтересованы, проявляйте инициативу. Вникайте в детали. Задавайте уточняющие вопросы, никого не обвиняя. Ваш искренний интерес и беспристрастность побуждают людей вдаваться в подробности. Старайтесь реагировать на каждое высказывание, чтобы показать собеседнику, что вы его правильно поняли. Говорите прямо. Решайте неудобные ситуации, сразу переходя к сути дела. Старайтесь, чтобы во время дискуссии обе стороны откровенно высказывались о деталях вопроса. Беседа, построенная на честности и уважении, способна создать взаимовыгодные отношения, даже если предмет разговора не очень приятен. Однако существуют ситуации, при которых необходимо учитывать культурные различия людей. Если особенности вашей культуры не приемлют конфликтов или проявления прямолинейности, вы все равно можете участвовать в сложных разговорах. В таких случаях старайтесь делать акцент не на прямоту, а на уважение к собеседнику. Например, если вам кажется, что ваш оппонент не совсем уловил то, что вы сказали, попросите его объяснить, как он понял вашу точку зрения. И пока он будет стараться воспроизвести услышанное, вы сможете подкорректировать вашу мысль таким образом, чтобы обеспечить разрешение конфликта. Такой стиль общения является открытым и более мягким. Не откладывайте разговор. Как часто во время конфликта вы говорите «Это не важно», «Я не хочу говорить об этом» или «Это не стоит того»? Если вы всегда обещаете себе решить проблему как-нибудь в другой раз, то именно сейчас самое время для этого. Вместо того чтобы откладывать разговор на потом, немедленно начните его. Выложите все карты на стол, чтобы решить проблему и двигаться дальше. Прийти и озвучить проблему кажется довольно рискованным делом, но зачастую это именно то, что нужно. Если необходимо, дайте себе или оппоненту немного времени, чтобы успокоиться, после чего набросайте примерный план того, что хотите сказать, обозначив результат, к которому хотите прийти. И затем начинайте разговор. После всех этих мучительных размышлений о том, как пройдет беседа, реальный диалог может оказаться вполне бодрым и продуктивным. Ожидайте положительный результат. Этот совет поможет только в том случае, если перед каждым непростым разговором вы прекратите говорить себе: «Это будет настоящей катастрофой». Вместо этого стоит сказать: «Этот разговор сделает наши отношения еще лучше». Фокусируйтесь на позитивных сторонах разговора. Когда внимание концентрируется на положительном результате, мыслительный процесс и внутренний диалог становятся более конструктивными. В результате чего вам будет легче сделать замечание сотруднику, который постоянно на что-то жалуется или не справляется со своими обязанностями. Не игнорируйте трудные ситуации, о которых вам стало известно. Когда возникает потребность дать коллеге негативную оценку или сообщить о низкой эффективности работы, наберитесь мужества и постарайтесь разрешить конфликт. russianpulse.ru Подпись проводившего беседу:Приложение 3 БЛАНК ИНТЕРВЬЮ 1. Время проведения интервью: 2. Место проведения интервью: клуб кинофотолюбителей, РДК. З. Цель интервьюирования: выявить степень удовлетворенности членов клуба характером и содержанием занятий в нем. 4. Сведения о респонденте: мужчина, 24 года, слесарь, образование — среднее. пол, возраст, профессия... ВОПРОСЫ РЕСПОНДЕНТУ 1. Вы являетесь членом клуба кинофотолюбителей. Скажите, пожалуйста, что привело Вас в это объединение? Что Вы знали о нем раньше? Чего ждали от занятий в нем? Ответ респондента:____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. А теперь попробуйте ответить на такой вопрос: в какой мере оправдались Ваши ожидания? Получаете ли вы от занятий ту пользу и то удовлетворение, на которое рассчитывали? Ответ респондента:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ З. Общеизвестно, что в любительском клубе или объединении общий итог работы зависит от вклада каждого входящего в него человека. Мы просили бы Вас определиться вот в каком мнении: а) Вы делали и делаете все от Вас зависящее, чтобы жизнь клуба кино фотолюбителей была интересней, богаче по форме и содержанию; или: б) Вы могли бы активнее участвовать в работе клуба, более энергично и настойчиво решать возникающие проблемы, но по каким-то причинам пока не делаете этого; Ответ респондента: (выбранная им альтернатива — «а» или «б») 4. Заключение интервьюера:_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подпись интервьюера: Приложение 4 Анкета для интервьюирования по телефонуДанная анкета предназначена для исследования рынка строи тельных материалов, а также изучения воздействия рекламы на предпочтения покупателей. После того, как абонент ответил, интервьюер говорит: — Здравствуйте. Я беспокою Вас в связи с исследованием рынка, которое проводит наша организация. Исследование это касается строительных материалов. Можете ли Вы уделить мне несколько минут для разговора? (Если собесёдник отвечает утвердительно, переходите к Вопросу 1, если отрицательно—спросите: «Могу ли я позвонить Вам в другое время? Когда? Благодарю Вас»). Вопрос 1: Занимаетесь ли Вы разработкой или утверждениемспецификаций или чертежей на использование материалов в строительстве? Ответ: Да ( ) (ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 2). Нет ( ) — Спасибо. Благодарю Вас. До свидания. РАЗГОВОР ОКОНЧЕН. Вопрос 2: Какие типы материалов Вы используете? (НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ ОТВЕТ!) 1. Дерево 2. Камень З. Кирпич 4. Бетон 5. Железобетон ( ) б. Пластик 7.Гипс( ) 8. Другие материалы ( ): _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (записать подробно названия) Вопрос 3А: Какие виды строительных материалов Вы предпочли бы для строительства нового конторского здания? (НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ ОТВЕТ!) 1. Дерево ( ) 2. Камень ( .) З. Кирпич ( ) 4. Бетон ( ) 5. Железобетон ( ) 6. Пластик ( ) 7. Гипс ( ) 8. Другие материалы ( ): ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (записать подробно названия) Вопрос 3Б: Почему Вы предпочитаете именно эти материалы для такого строительства? (ВКЛЮЧИТЕ МАГНИТОФОН И НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ ОТВЕТ) (ПОСЛЕ ОТВЕТА ВЫКЛЮЧИТЕ МАГНИТОФОН) Вопрос 4А: Какие строительные материалы Вы предпочли бы для строительства домика в сельской местности или пригороде? (НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ ОТВЕТ!) 1. Дерево ( ) 2. Камень ( ) 3. Кирпич ( ) 4. Бетон ( ) 5. Железобетон ( ) 6. Пластик ( ) 7. Гипс ( ) 8. Другие материалы ( ): ______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (записать подробно названия) studfiles.net Разъяснительные беседы2. Если данные действия работника никак не связаны с трудовыми функциями, можно красиво послать ГАИ "на ваш исходящий от 00.00.0000 № сообщаем, что в соответствии с п.8. ст 11 ТК РБ работникам гарантировано невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства. ОТМЕНЕН Старый КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 декабря 1984 г. N 4048-X ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 6. Предупреждение административных правонарушений Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 апреля 2003 г. N 194-З ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 20 декабря 2006 г. 194-З 1 марта 2007 года вступили в силу новые кодексы, в которых ни слова не сказано о разъяснительных беседах в трудовом коллективе по поводу административных правонарушений. Законодатель не предоставил нанимателю право заниматься воспитательной и профилактической работой. Проведение подобной беседы, собрание трудового коллектива по этому поводу - нарушение прав и свобод гражданина. А это черевато. Вся махина ГАИ не перестроилась на новый лад и продолжают штамповать по старой привычке письма в трудовые коллективы. А если бы работники ГАИ потрудились бы внимательно изучить законодательство, то и себе бы работы было меньше, и других бы не отрывали по пустякам от прямых трудовых обязанностей. И не допускали бы ляпов с правами граждан. P.S. Нет Закона о милиции, отменен, а есть ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 июля 2007 г. N 263-З ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ kadrovik.by Методика подготовки и проведения коллективной (групповой) беседы.Учебный вопрос: Беседы и их виды. Методика подготовки и проведения бесед с личным составом подразделения. Беседа является одной из самых распространенных форм работы командира подразделения, членов актива. Беседа не требует серьезного обеспечения, её можно проводить в различные периоды и этапы службы и жизни военнослужащих, а именно: - в перерывах занятий; - на огневом рубеже, на стрельбищах, танкодромах и полигонах; - в ходе несения службы в карауле, на боевом дежурстве, при совершении марша и на правилах; - в ходе тактических учений и выполнении других учебно-боевых задач. Беседа - это относительно оперативная форма воспитательной работы по доведению личному составу определенной суммы знаний и выработки у них личностных и служебных качеств, необходимых для выполнения ими своего служебного и гражданского долга. Тематика бесед имеет очень широкий спектр и может проводиться по таким темам как: ''Дружба народов Казахстана - основа его обороноспособности: "Бдительность наше оружие", "Будь верным воинскому долгу", "Крепить могущество Казахстана - закон жизни для каждого гражданина страны", "Будь верным воинскому долгу", "Служи по уставу - заведешь честь и славу" и другие. По своему содержанию беседы охватывают практически все направления воспитательной работы командиров подразделений и членов актива. Беседы проводятся с профилактическими целями, в преддверии различных мероприятий по боевой учебе, таких как: тактические учения, совершение маршей, итоговые проверки. По охвату слушателей беседы делятся на два вида: а) Индивидуальные беседы; Б) Групповые (коллективные) беседы. Достижение целей беседы зависят от различных факторов, а именно: - от подготовленности к беседе слушателей; - от их уровня знаний, особенно по теме беседы; - от выбранной темы беседы; - от места её проведения; - морально-психологического и физического состояния, как организаторов беседы, так и слушателей. Но определяющим моментом действенности проводимой беседы являются личностные качества руководителя беседы, его уровень подготовки как профессионала, военного педагога, от его методического мастерства и качества подготовки беседы и информационного материала, использованного в ходе беседы. Беседа любого вида и тематики проводится в три периода или этапа: - этап подготовки беседы; - этап её проведения; - этап анализа проведенной беседы. Методика подготовки и проведения индивидуальной и коллективной беседы. Индивидуальная беседа - это разговор двух лиц, которые находятся в положении "один - на - один" и как правило, без свидетелей. Такие беседы предполагают непринужденную и доверительную обстановку. Здесь главным и определяющим для методиста являются его умение вызвать человека на откровенность, направить ход беседы в такое русло, чтобы собеседник раскрыл свои потаенные желания и запросы. Этого невозможно сделать без серьезной и качественной подготовки к проведению беседы. Содержание подготовки индивидуальной беседы Индивидуальной беседа в условиях воинской службы в основном используется в проведении командиром индивидуальной воспитательной работы. Подготовку к беседе можно провести по следующему структурно-логическому алгоритму: а) определить тему, цели, задачи и направления беседы; Тематика индивидуальных бесед может быть различна, например: "Что мешает службе'7", "Что необходимо сделать, чтобы улучшить быть военнослужащих", "Служить по уставу - твердое правило каждого воина" и другие. Цель и задачи, направления проводимых бесед тоже может быть различна. Беседа может быть воспитательной, изучающей индивидуальные качества военнослужащего, помогающей военнослужащему поддержать хорошее настроение и так далее. б) проанализировать индивидуальные и служебные качества собеседника; Сюда можно включить индивидуальные психические особенности военнослужащего - его темперамент, свойства характера, памяти, логику мышления и тому подобное. Неплохо будет, если организатор беседы учтет и состояние собеседника на день беседы, его настроение, физическое состояние, другие факторы. в) подготовить необходимую, научно обоснованную информативную базу руководителя беседы; Перед началом беседы командир должен собрать необходимые для проведения беседы данные по различным вопросам планируемой беседы. В обязательном порядке повторяются положения руководящих документов, статей уставов, основ психолого-педагогических и других общественных наук. При необходимости создается справочно-информативная база: цифры и примеры из жизни войск, цитаты классиков, выдающихся личностей и народных героев. Можно использовать и народный фольклор - поговорки, пословицы и тому подобное. г) Последний этап подготовки беседы состоит в детальном продумывании плана проведения беседы, в который входят: - начало беседы, Это важнейший элемент, так как необходимо решить, пожалуй, самую важную проблему - втянуть в разговор собеседника, увеличь его темой беседы. - основная часть беседы, её составные элементы. Эта часть беседы и решает главные цели и задачи проводимой индивидуальной беседы, поэтому командир должен продумать порядок изложения информации, на основе логики проводимого разговора реакцию собеседника, его вопросы и варианты ответов на них и так далее. Окончание беседы, выход из неё с обязательными выводами, рекомендациями, с поправкой на реальный результат и реакцией собеседника в ходе беседы. Содержание проведения индивидуальной беседы Как бы хорошо командир не подготовился к беседе, в реальной жизни индивидуальная беседа способна внести и вносит определенные поправки прогнозируемый результат. Поэтому в методике воспитательной работе не существует единого на все случаи жизни "рецепта" проведения беседы. Вместе с тем можно рекомендовать некоторые правила и приемы, апробированные самой жизнью, педагогической теорией и практикой проведения индивидуальных бесед, которые будут способствовать успеху и решения конечных целей и задач индивидуальных бесед. первое, начиная беседу необходимо создать непринужденную обстановку, которая способна расположить собеседника к откровенности и максимально честные ответы на задаваемые командиром вопросы, отсюда. второе, необходимо проявлять к собеседнику искренний интерес не только в начале беседы, но и поддерживать его до самого окончания беседы. Этому способствуют вопросы командира о состоянии здоровья собеседника, о положении дел в его семье, друзей и близких, о планах в личной жизней собеседника и так далее. третье, в ходе проведения беседы командир не должен подчеркивать своего превосходства по должности, воинскому званию, информированности и интеллекту. Разговор проводится по принципу "равный с равным", при сохранении правил воинской этики и деловитости разговора. Указания и установки на будущее командир дает в виде совета, при этом опираясь на логику, примеры из службы, жизни и тому подобнее. четвертое, дружеский - деловой разговор совсем не означает "заигрывание с подчиненным". Расхождение в точках зрения на какие - либо проблемы, должно отстаиваться командиром с принципиальных позиций, с опорой на логику. Разговор должен вести командир, а не его подчиненный собеседник. пятое, проводя беседу командир, на всем её протяжении должен сохранять нужный выбранный тон разговора. Категорически недопустимо повышения голоса до уровня "командный", абсолютно неприемлемы брань, угрозы, оскорбления личного достоинства. Также недопустима скрытая ложь и фальшь, неискренность командира. Так как это просто невозможно скрыть от собеседника, он как говорится, "уйдет в себя" и разговора не получится. шестое, проводя индивидуальную беседу командир должен использовать только один воспитательный метод - убеждение. Убеждение словом, доводом, приведением примеров из жизни, службы, художественных произведений, военно-мемуарной литературы способствуют положительному решению целей и задач индивидуальной беседы. Угрозы, нажим, применение силы авторитета и служебного положения, наоборот, ведут только отрицательному результату не только в беседе, но и в будущем. седьмое, беседу командир проводит ясным и понятным для собеседника языком. Лексика разговора должна подбираться под слушателя. Научные же термины, которые нельзя заменить в ходе беседы, необходимо комментировать, не дожидаясь вопросов собеседника. Делать это надо тактично и незаметно для подчиненного. Комментарий термина должен походить на продолжение обсуждаемого вопроса. Завешаться беседа необходимо общим выводом и рекомендациями. Это должно проходить на фоне выражения уверенности командира в силах подчиненного, в его исправлении и устранении недостатков, в осознании своего проступка или вины. Хороший методист, руководитель беседы обязательно пожелает здоровья, успехов в жизни, учебе и службе своему собеседнику. Тем самым командир выражает и передает уверенность своему подчиненному в доброе начало и понимание им всех проблем и тем проведенной индивидуальной беседы. Содержание анализа проведенной индивидуальной беседы На основе своей памяти, реакции в ходе беседы подчиненного оценке полученного конечного результата, своих наблюдений командир, как руководитель и военный педагог подвергает тщательному анализу все этапы своей работы. В первую очередь он должен выявить и критически проанализировать свои недоработки совершенные ошибки и промахи. Особенно в проведении беседы. Эту работу он проводит с целью: а) выявление причин ошибок б) их учет и недопущение в будущей работе. Такой анализ и будет служить катализатором роста методического мастерства в подготовке и проведении им индивидуальных воспитательных мероприятий со своими подчиненными. Методика подготовки и проведения коллективной (групповой) беседы. Коллективная или групповая беседа является формой воспитательной работы, в которой принимает участие группа слушателей или весь коллектив подразделения. Отличительным и очень важным элементом методики подготовки и проведения такого вида беседы является то, что на ход беседы и её конечный результат оказывают влияние коллективное мнение личного состава воинского подразделения, уровень морально-психологического климата в нем. Эти факторы необходимо учитывать при выборе темы беседы, ее подготовки и проведения, методика которых весьма схожа с индивидуальной беседой, хотя и имеет определенные различая в силу своей специфики. Содержание подготовки коллективной (групповой) беседы. Сущность этого этапа беседы является работа командира, руководителя беседы по всесторонней личной и определенной мере всего воинского коллектива к предстоящей беседе через отработку следующих составных элементов: а) выбор темы, определение целей и задач, направлений в проведении беседы. Тематика проводимых групповых бесед обширная и многообразна. Это могут быть такие темы, как: "Моя Родина-Казахстан", "Край в котором ты служишь", "Бдительность - наше оружие", "О долге и чести", "Души прекрасные порывы" и многие другие. Цели и задачи должны быть не только по доведению какого-либо объема информации, но и оказывать помощь командному составу в формировании таких качеств, как: патриотизм и любовь к родине, высокую нравственность и уважение традиций и обычаев народов Казахстана, поддерживать высокий морально-психологический уровень, состояние высоких боевых кондиций в воинском коллективе. После выбора темы беседы командир осуществляет: б) подбор необходимой справочной литературы по теме беседы и первоначальное её изучение, определение главного в содержании беседы; в) составление подборного плана беседы, который включает в себя: -.вступительную часть - основную часть - заключительную часть беседы, выводы и рекомендации, организационно-методические указания. на основании отработанного плана проведения беседы составляется г) текст беседы; Это могут быть подробные тексты доводимой информации, с пометками по методическим рекомендациям, либо тезисы беседы. Объем текстов зависит от опыта в проведении бесед. Завершается подготовительный этап беседы личной подготовкой руководителя, которая может состоять из: - расчета времени по частям беседы, эпизодам и рассматриваемых вопросов; - выбора манеры поведения в ходе беседы, выбора лексики; - прогнозирования возможной реакция воинского коллектива в ходе беседы, возможных вопросов и подготовка ответов на них; - решения другие вопросов по организационному периоду. Начинающий пропагандист, руководитель беседы в период подготовки, как правило, в обязательном порядке проводит реальные репетиции публичных выступлений. Это можно сделать период видеокамерой. Просматривая сделанные видеозаписи, можно внести поправки в жестикуляции, мимику, заменить какие-либо речевые обороты. При отсутствии видеосредств их заменяют зеркалом.
Содержание проведения коллективной (групповой) беседы. Проведение беседы, её ход, решение поставленных в ней целей и задач зависят от многих факторов, к которым можно отнести: - условия службы и быта подразделения; - решаемые им учебно-боевые задачи; - время проведения беседы, место, и даже, состояние погоды и время года. Определяющим фактором достижения успеха в беседе является все же субъективный фактор, то есть личностные качества и характеристики, опыт и методическое мастерство руководителя беседы. Методика проведения групповых, коллективных бесед во многом схожа с методикой индивидуальных бесед. Едино готовой на все случаи жизни методики проведения групповой беседы не существует, к общим же рекомендациям можно отнести следующее. во-первых, в самом начале беседы создать дружественную, товарищескую обстановку и сохранять её до окончания мероприятия. Это позволит обеспечить максимально тесный контакт между воинским коллективом и проводящим беседу. Однако необходимо помнить, что дружественная обстановка предполагает и деловитость разговора, не допустимы неконкретность обсуждения и пустая трата времени. во-вторых, проводящий беседу должен держать себя просто и максимально свободно. Нет необходимости в принятии неестественных поз, стоять по стойке "смирно", сидеть на одном месте за столом или стоять за трибуной. Вместе с тем не рекомендуются вальяжность и развязанность в манере поведения. в-третьих, главное в беседе - устная речь, язык и голос, проводящего беседу. Поэтому должны быть исключены монотонность в изложении информации, в проведении разговора. Недопустимы употребления "слов-паразитов и сорняков" типа: "Э-э", "Так сказать" и тому подобное. Необходимо четко излагать свои мысли, ясно выговаривать слова и фразы. Рекомендуется менять темп речи, интонацию голоса. Главное положения содержания беседы, важнейшую информацию необходимо излагать медленно, тем самым акцентируя внимание слушателей. Громкость голоса должна соответствовать количеству слушателей, размерам и акустике помещения. в-четвертых, оживить речь, сделать её интересней и доходчивой можно жестами, мимикой и употреблением народного фольклора: пословицы, прибауток, поговорок. Можно и пошутить. Однако нельзя этим злоупотреблять, так как беседа в этом случае может превратиться в фарс, потерять учебно-воспитательное значение. в-пятых, в беседе необходимо использовать лексику, которая предельно ясна аудитории. В противном случае беседа станет своеобразным бенефисом агитатора, пропагандиста, командира, демонстрацией его ораторского искусства и интеллекта. Недопустимы и упрощенство, поэтому научные термины, которые будут употреблять командир в ходе беседы, поясняются здесь же, в виде комментариев к изложенному. Для этого используются синонимы, которыми богат любой язык. в-шестых, категорически не рекомендуются чтение текста беседы. Написанный план или тезисы беседы используются в виде путеводной нити изложения содержания разговора. Цитаты, выдержки из текстов, цифры и другой фактический материал можно зачитывать и по тексту, так как они требуют предельной точности. в-седьмых, в целях активности слушателей, для пробуждения у них интереса к затрагиваемым темам беседы можно применить и элементы, для создания эффекта "соучастия и сопричастности" слушателей в происходящем. В этих целях на каких-то важных моментах, по каким-то ключевым вопросам в теме можно задать слушателям вопросы, типа: "А каково ваше мнение?" " А что скажет по этому вопросу ...?", "А как вы считаете...?" и тому подобное. Такими приемами нужно пользоваться в разумных пределах, чтобы беседу не привести в плоскость диспута. Кроме того руководителю необходимо: а) соблюдать такт по отношению опрашиваемых воинов, так как не каждый из них способен высказаться по проблемам беседы, в этом случае командир использует следующие приемы: - подбадривает воина словами: "Смелее здесь все свои!", - либо сам, отвечая на поставленный собой же вопрос, комментирует фразой типа: "Правильно! Наши мнения совпадают", другими выражениями, которые помогут спрашиваемому воину выйти из положения. б) спрашивать либо подготовленных воинов, либо проинструктированных заранее. в-восьмых, при проведении бесед необходимо пользоваться только проверенными фактами и точной информацией. В случае, когда руководитель беседы применяет приблизительно точную информации, необходимо её оговаривать фразами, типа: "Есть мнение", "По непроверенным источникам информации" и тому подобное. в-девятых, беседа должна иметь логическое завершение в виде общих и частных выводов по теме, постановкой задач военнослужащим. Вывод по теме обязательно увязывается с жизнью подразделения и части, с боевой подготовкой и воинской дисциплиной. Беседу можно считать удачной в том случае, если по её окончании у аудитории возникли вопросы по теме или ее отдельным положениям. Желательно давать немедленные ответы и разъяснения. В том случае, когда руководитель затрудняется с ответом, необходимо достойно выйти из создавшейся ситуации. Нельзя в прямой форме выражать свой отказ на ответ или неготовность отвечать на вопрос. Необходимо согласиться на уточнение информации по вопросу, подготовки большого объема информации по вопросу, использования справочной литературы, таблиц, первоисточников и так далее. Затем необходимо открыто сделать соответствующую пометку в рабочей тетради и назначить точную дату и время, какое-либо мероприятие, в ходе которого и будет дан ответ на возникший вопрос. В любом случае ни один из заданных вопросов не должен остаться без ответа, так как это подрывает авторитет агитатора, пропагандиста, командира. Содержание анализа проведенной беседы Содержание работы по проведению анализа беседы, достижения целей и выполнения задач во многом повторяет анализ индивидуальной беседы. Характерным отличием является то, что в ходе беседы проводимой с группой военнослужащих или воинским коллективом в целом позволяет командиру определить общий уровень морально-психологического состояния подразделения, выяснить запросы отдельных военнослужащих, использовать итоги проведенных бесед с наращиванием своих воспитательных усилий, совершенствования методики воспитательной работы с личным составом. Организация и проведение бесед требуют от командного состава и актива подразделения постоянной работы над повышением своих психолого-педагогических знаний, совершенствования методических навыков по организации и проведению основных форм воспитательной работы в подразделении. Поэтому их воспитательные усилия должны строиться на принципах постоянного творческого поиска в применении основных методов воспитания-убеждения и личного примера.
Вывод по теме: Таким образом, при умелом проведении беседы офицер может не только правильно оценить потребности, склонности, интересы, черты характера, но и выявить глубоко личные переживания воинов. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную и коллективную работу с военнослужащими.
Заключительная часть Напоминаю тему, цели и учебные вопросы занятия, подвожу итоги занятия, отмечаю степень усвоения пройденного материала, положительные моменты при проведении занятия. Отвечаю на возникшие вопросы. Даю задание для самостоятельной работы.
poisk-ru.ru
poisk-ru.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |