НОВОСТИ |
Занятие по курсу "Профориентация школьников" для учащихся 9 кл СКОШ. Профессия, специальность, должность. Специальность квалификация должность профессия
studopedya.ru Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанностиПсихологические особенности овладения профессией Человек и труд Труд - это процесс преобразования человеком окружающей действительности и изменение в ходе этого самого себя с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечеловеческий опыт, причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника. Труд может стать для человека - или только средством поддержания существования, - или, кроме того, еще и средством самовыражения, Самореализации, поиска и достижения смысла жизни. Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо: - мастерство, - умение, - знания. В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. Психология профессий «Профессия» от латинского «говорить публично», что понималось в своё время, как «объявлять другим о своём деле, занятии, специальности. «Для чего же мне объявлять?» - зададите вы вопрос. Чтобы кто-то узнал в продукте вашей деятельности: - предмет своей потребности, - чтобы установился некоторый диалог, - состоялся обмен ценностями, - удовлетворение потребностей.
Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться. В обществе очень много профессий и специальностей (десятки тысяч) и они очень разные: - по предметной области труда, - его целям, - орудиям, - средствам и условиям. Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть преднетом постоянного изучения. Типы профессий Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий выделено и условно различаютпятькрупных предметных областей профессиональной деятельности: 1) с живыми системами; 2) с техническими и неживыми природными системами; 3) с социальными, включая малые группы и отдельных людей; 4) со знаково-символическими системами; С художественными. В соответствии с различимыми разновидностями объективных систем выделяются пять типов профессий, по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: 1. «Человек - живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с - растительными и животными организмами, - микроорганизмами, - и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пчеловод, лесовод. 2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Работники имеют дело с - неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания, швея, шоферы. 3. «Человек – человек» («Ч»). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются: - социальные системы, - сообщества, - группы населения, - люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инже- нер-организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель. 4. «Человек - знаковая система» («З»). Представителей профессий этого типа занимаются: - Естественные и искусственные языки, Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5. «Человек - художественный образ» («Х»). Представителей этого типа профессий интерисуют: - Явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, маляр, артист балета, актер драматического театра, концертный исполнитель и т.д.
Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность. Ø Профессия: - С точки зрения общества - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. - с точки зрения конкретного человека, профессия - это основной род занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества. Ø Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства (СИ. Ожегов, 1995). Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии. Ø Квалификация – Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовки. Ø Должность - служебная обязанность, служебное место (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Делать что-нибудь по должности (исполнять обязанность). - Иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. - Чаще должность - это любая фиксированная работа и профессия.
Ø Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы. Примеры для понятий: профессия, специальность должность. - Профессия - средний медицинский работник, - специальность медицинская сестра, - должность - старшая медицинская сестра кардиологического отделения больницы. megaobuchalka.ru 5. Понятия "профессия" "специальность" "квалификация" "должность". Психология трудаПохожие главы из других работ:Анализ факторов, влияющих на оценку персонала Глава 1. Факторы, влияющие на оценку кандидата на должностьПравильная постановка задачи при поиске персонала коммерческой организации является фактором, предопределяющим подбор методов оценки. Это вопрос стратегии и выстраивания своей организации на много лет вперед... Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании 1. Чем профессия психолога отличается от профессии священника?Психология и церковь, священник и психолог - тема сравнения этих понятий возникает постоянно. Актуальность этой проблемы не исчезла: несмотря на то, что противостояние психологии и церкви уже в прошлом... Влияние организационного фактора на формирование эмоционального выгорания у медицинских работников 1.3 Профессия и выгорание, особенности СЭВ медицинских работниковПо роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся: вредные химические вещества и биологические агенты... Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности 1.1 Квалификация и профессиональные компетенцииАнализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность»... Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля Глава 1. Теоретические основы исследования понятия «Эгоизм». Методики «Шкала диспозиционного эгоизма» Муздыбаева и «Субъективный локус контроля» Роттера в изучении этого понятия... Профессионализм педагога и психологические закономерности его становления как профессионала 2.1 Профессия педагога и педагогические способностиПедагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек - Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении... Профессиональная этика специального психолога Глава 1. Специальная психология как профессия (отечественные специалисты о профессии специального психолога)... Профессиональные деформации личности Глава 1. Личность и профессияПроблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности... Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов 1.3 Творческие способности и специальностьТворчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант -- это любовь к своей работе... Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС Ответ на 2-ой вопрос (23.2.) Психолого-педагогические навыки и умения при вступлении в новую должность в ОПЧС... Психотерапия как профессия практического психолога ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОФЕССИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГАВ нашей стране психотерапия всегда была прерогативой врача. Только в середине 90-х годов психологи начали осваивать новую для себя область - консультирование и психотерапию... Рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников 1.1 Понятие профессия и ее истокиПрофессия - (лат. PROFESSIO - официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков... Условия протекания кризиса профессионального самоопределения в юношеском возрасте 1.2 Социокультурный контекст возраста. Разрыв связи «профессия-образование»В данной главе мы попытаемся рассмотреть современную социокультурную ситуацию юношеского возраста, сложившуюся за последние годы, учитывая специфические особенности системы высшего образования. Как уже было сказано выше... Ценность человека как ценностное основание профессионала 2. Личность и профессия... Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионалов 1.3. Профессия и "выгорание"Среди работодателей существует тенденция - возлагать ответственность за "выгорание" на своих сотрудников... psy.bobrodobro.ru Разработка урока по теме "Профессия. Специальность. Классификация профессий". Модуль "Мир профессий". Предпрофильная подготовка (8–9-е классы)Разделы: Технология Комментарии автора Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности. Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия: Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий. Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются: Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий. Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии. Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности. Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала. Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий. Задачи урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа. Оборудование:
Межпредметные связи: история, обществоведение. Ход занятия 1. Организационный этап. Вступительное слово педагога Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье. Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий. Формулировка темы и целей и задач урока Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися. 2. Этап изучения нового материала На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего. Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику: Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья. План анализа профессии. Название профессии, специальности. История профессии. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). 4. Специальности. 5. Уровень базовых знаний. 6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. Медицинские противопоказания. Родственные профессии. Область применения. Пути получения профессии. Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы. Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради. Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд. Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации. Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии. Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др. Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека. Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию. Например:
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке. Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности. Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности. Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”): Классификация профессий:
Или другая классификация типов профессий:
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам. Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”. Классификация профессий
Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда). 3. Этап закрепления нового материала Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест. Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”. Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”. После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов. Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий. 1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка. Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.
2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.
Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке. 4. Этап подведения итогов Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:
Заключительное слово педагога На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность. Домашнее задание Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Занятие по курсу "Профориентация школьников" для учащихся 9 кл СКОШ. Профессия, специальность, должность.Занятие №6 по курсу «Профориентация для школьников» Тема: «Профессия, специальность, должность». Цель: знакомство учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность».
Профессий существуют много, в мире их насчитывается более десяти тысяч, а если включить специальности, то более пятидесяти тысяч. Что такое профессия? (слайд №3) Это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач,…) Что такое специальность? (слайд №4) Это вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач- стоматолог,…) Специальность и профессию иногда путают с должностью. Должность-это…(слайд №5) название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав.отделением,…) Чтобы лучше разобраться с этими понятиями, выполним упражнение «Профессия- специальность» (слайд №6) Перед вами специальности, а вам нужно назвать профессию, объединяющую эти специальности. *дизайнер одежды *дизайнер интерьера *кардиолог *окулист *стоматолог А теперь поиграем с мячиком. Ученик, назвав специальность, перекидывает мячик следующему, по своему усмотрению. Тот называет другую специальность в рамках профессии, объявленной учителем, и перекидывает мячик дальше и т.д. ( Профессии: водитель, инженер, учитель, инспектор)
Вам предлагается список профессий, специальностей, должностей. Распределите их по соответствующим группам (профессия, специальность, должность): *токарь *хирург *начальник цеха *столяр *шахтер *директор завода *президент банка *режиссер *инженер- технолог *маляр *литературный критик *монтажник *монтажник- высотник *химик- теоретик Обсуждение. В каком столбике получилось больше названий (специальностей)? Давайте добавим названия профессий и должностей, чтобы во всех столбцах было одинаковое количество. Попробуйте увеличить количество наименований в каждом столбце до двадцати. С какими названиями было тяжелее: должность, специальность или профессия?
Предлагаю вам составить список специалистов, которые участвуют в создании: книг, газеты, булки хлеба, ученического стола, электрической лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты.
Подумайте и назовите профессии, которые необходимы для создания телевизионного ток- шоу. Я буду записывать на доске. Причем сразу будем распределять по трем столбцам: профессии, специальности, должности. Например, режиссер- это профессия, директор программы - это должность, звукорежиссер- это специальность. Комментарий. Иногда ребята называют профессию «зрители». Здесь можно отметить, что такой профессии нет, что у каждого зрителя может быть своя определенная профессия, не обязательно связанная с телевидением.
infourok.ru Чем профессия отличается от должности, а специальность — от специализации?Для тех, кто вечно путает эти понятия Держи краткий словарик определений от Адукар, который поможет тебе разобраться с понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» и «должность». Профессия — это род трудовой деятельности человека, который требует владения определёнными знаниями, умениями и навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную подготовку. Профессии можно перечислять бесконечно: врач, учитель, экономист, юрист, водитель и т. д. Каждая объединяет целую группу родственных специальностей. К примеру, профессия журналист объединяет такие специальности, как журналистика печатных СМИ, веб-журналистика, аудиовизуальная журналистика, международная журналистика и др. Специальность — это отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства, в которой работают специалисты. Специализация — это сам процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков в рамках специальности. К примеру, специализации аудиовизуальной журналистики — тележурналистика и радиожурналистика, журналистики печатных СМИ — периодическая печать, деятельность информагентств и фотожурналистика. Квалификация — это уровень профессиональной подготовки, степень развития профессиональных знаний и навыков. Должность — это уже те трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определённое положение в штатной структуре предприятия или учреждения. А теперь закрепим на примере: «Петя отучился в вузе по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «Детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог». Бинго! *** Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы. Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected].
adukar.by Профессия, специальность, квалификация, должность в медицинеСогласно толковому словарю русского языка профессия означает основной род занятий, трудовой деятельности. Наименования профессий указаны в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов2 и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих3. В области охраны здоровья населения это профессии врача, медицинской сестры, фармацевта, провизора. Для освоения профессии необходимо получение среднего или высшего профессионального образования. ↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) профессиональное образование — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2). Специальность — понятие более узкое, чем профессия. Это вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач4. Примерами врачебных специальностей являются хирургия, терапия, педиатрия, стоматология. Для получения специальности необходимо профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование. Согласно Закону об образовании профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Дополнительное профессиональное образование, в свою очередь, можно получить, освоив дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). В соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ5 специальности делятся: — на специальности, полученные в вузе; — основные специальности; — специальности, требующие дополнительной подготовки (специализации). В интерпретации нового Закона об образовании под специальностью, полученной в вузе, понимают специальность, приобретенную путем профессионального образования. Основные специальности получают в ходе профессионального обучения. Наконец, специальности, требующие дополнительной подготовки, осваиваются в процессе прохождения дополнительного профессионального образования. Например, по смыслу приказа Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н, врач, получивший диплом по специальностям «лечебное дело» или «педиатрия», после прохождения соответствующего вида профессионального обучения может работать по основной специальности «дерматология». После получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки он может стать обладателем сертификата по специальности «клиническая микология» или «косметология». При определении профессионального статуса медицинских работников используется также термин «квалификация». Это понятие, как и специальность, многозначно. Во-первых, под квалификацией часто понимают уровень знаний выпускников средних специальных и высших учебных заведений. В Законе об образовании это значение «квалификации» заменено на «уровень профессионального образования». Законом предусмотрено четыре уровня профессионального образования: — среднее профессиональное образование; — высшее образование — бакалавриат; — высшее образование — специалитет, магистратура; — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Действующими в настоящее время федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения определено, что врачи после окончания вуза получают квалификацию «специалист». Что касается сестринского персонала, здесь квалификация зависит от уровня подготовки: по программе среднего профессионального образования по специальности «060501 сестринское дело» — специалист (см. приказ Минобрнауки России от 12.11.2009 № 589), по программе высшего образования по специальности «060500 сестринское дело» — бакалавр (см. приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 №57). Во-вторых, квалификация специалиста определяется уровнем его последипломного обучения. Документом, подтверждающим квалификацию, согласно ст. 60 Закона об образовании, является сертификат специалиста. Порядок и условия выдачи сертификата специалиста установлены приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». Приказом регламентированы порядок и условия организации различных форм последипломного обучения (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка), требования к проведению сертификационного экзамена и к сертификату специалиста. В-третьих, квалификация — это совокупность свойств работника, характеризующих объем его профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми он должен обладать для трудовой деятельности на конкретном рабочем месте7. Квалификация медицинских работников определяется путем их аттестации для получения квалификационной категории. Порядок аттестации до недавнего времени был регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 808н, прекратившим свое действие в связи с вступлением в силу приказа Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории». В новом приказе сохраняется прежняя система аттестационных комиссий: центральная, территориальные и ведомственные. Как и раньше, выделяются вторая, первая и высшая категории, которые устанавливаются на пять лет. При этом вторая категория может быть присвоена при стаже работы по специальности не менее трех лет. Первая — при стаже не менее пяти лет (по старому приказу: не менее семи лет для специалистов с высшим образованием и не менее пяти лет со средним). Высшая категория требует стажа не менее семи лет (по старому приказу: не менее десяти для специалистов с высшим образованием и не менее семи лет — со средним). Ранее действовавшим приказом было предусмотрено обязательное соблюдение последовательности получения категории: специалисту, не имеющему второй категории, не могли присвоить первую и т. д. В новом приказе этих требований нет. То есть специалист, имеющий соответствующий стаж работы по специальности, теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, оцениваемые по результатам квалификационного экзамена, может претендовать сразу на получение первой или высшей категории. Вместе с тем повторный квалификационный экзамен на присвоение более высокой квалификационной категории может быть проведен не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории. Квалификационный экзамен включает в себя экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста, тестовый контроль знаний и собеседование. Чтобы сохранить присвоенную категорию или претендовать на более высокую, специалист должен не позднее четырех месяцев до окончания срока ее действия направить квалификационную документацию в аттестационную комиссию. Должность, согласно словарю бизнес-терминов, — это единица в штатном расписании организации, которая отвечает требованиям для выполнения определенных работ при соответствующих образовании и квалификации работника8. Похожее определение дается и в юридическом словаре. Должность здесь понимается как установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре организации лица, ее замещающего9. В настоящее время наименования должностей в медицинских организациях и квалификационные требования к специалистам, их замещающим, установлены приказами: — Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; — Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"»; — Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения». Приказ Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 801н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения» признан утратившим силу. Строгое соблюдение медицинскими организациями требований данных нормативно-правовых актов позволит избежать проблем при государственном контроле качества и безопасности медицинской помощи, проводимом уполномоченными органами. Кроме того, правильное наименование должности в штатном расписании медицинской организации, приказе о приеме на работу, трудовом договоре и трудовой книжке позволит медицинским работникам воспользоваться своим правом на досрочное назначение трудовой пенсии и льготное исчисление трудового стажа для определенных категорий специалистов. В настоящее время в понятийном аппарате профессий и должностей медицинских работников есть еще один термин: «профессиональная квалификационная группа». Под этим термином понимается группа профессий рабочих и должностей служащих, сформированная с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к определенной профессиональной квалификационной группе предусмотрено ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которой базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются по профессиональным квалификационным группам. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» установлены 5 квалификационных уровней для среднего медицинского и фармацевтического персонала, 4 уровня для врачей и провизоров и 2 уровня для руководителей структурных подразделений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Таким образом, понятийный аппарат, необходимый для организации медицинской деятельности, в т. ч. проведения лицензирования, аккредитации, сертификации, аттестации медицинских организаций и медицинских работников, в настоящее время законодательно не закреплен, что приводит к его различному толкованию на уровне подзаконных нормативных актов и затрудняет формирование единообразной правоприменительной практики. www.zdrav.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |